Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи'

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2953
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Анна Альбертовна

В статье представлена суть государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 201 -2015 гг.». Основной целью Программы, как отмечает автор статьи, является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Одним из головных исполнителей Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Анна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи»

имеющих отклонения в развитии, а также координация и объединение деятельности соответствующих региональных структур.

Как отмечают российские ученые, проведенный мониторинг деятельности 450 региональных центров ранней помощи показал их высокую социально-экономическую эффективность, а также подтвердил выводы проводимых ранее научных исследований, связанных с актуализацией коррекционно-педагогической помощи детям от рождения до 3 лет (Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелым-ская, Н.Д. Шматко и др.). Одной из наиболее распространенных моделей служб ранней коррекционно-педагогической помощи является модель, созданная на базе дошкольного образовательного учреждения [7].

Таким образом, несмотря на существующие трудности, государственная политика создания системы ранней коррекционной помощи детям с различными нарушениями постепенно формируется и имеет поддержку в регионах. Наиболее важным результатом работы отечественных служб ранней помощи, по нашему мнению, является снижение численности детей, которые по достижению школьного возраста нуждаются в коррекции речевого развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974.

2. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М., 1974.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.

4. Малофеев Н.Н. Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений // Мат-лы научно-практ. конф. М., 1999.

5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. Ч. 2.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

7. Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А., Шмидт В.Р. Службы ранней помощи семье с особым ребенком: проблемы роста // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 1.

А.А. Плотникова

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И оттого, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Всему мировому сообществу, включая и Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное от-

ношение к гражданскому долгу и служению Родине. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 201 -2015 гг.», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Одним из головных исполнителей Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Процесс нравственно-патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе и такие? что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду - в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях -и в детском саду, под руководством педагогов.

Дошкольная программа «Детство» реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Ребенок с детства должен приобщаться к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придают ей целостность и единую направленность.

Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от

возраста, пола. Так, постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроение природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.

Новая базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» предполагает активно развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.

Цель раздела программы «Мир, в котором мы живем» - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

В программе также представлена новая классификация игр. Третий класс игр - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, а не на детских игровых площадках. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности. Специфическими принципами воспитания патриотизма у дошкольников являются: принцип расширения связей ребенка с окружающим миром; принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Педагогическими условиями воспитания патриотизма являются эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание дошкольника включает целый комплекс задач:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачёв.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания - это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

«Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

В «народную педагогику» входят устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вся сокровищница исторического наследия - нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей - и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова» К.Д. Ушинский.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества: С родимой земли - умри, но не сходи. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Один в поле не воин. Храбрость города берёт.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей: Глупой птице свой дом не мил. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Труд кормит, а лень портит. В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем. Не рой другому яму - сам в неё попадёшь. Молодец на овец, а на молодца - сам овца. Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. Важно, чтобы дети не пассивно знали некий набор пословиц и поговорок, но чтобы они пользовались им в подходящих случаях.

Малые формы народного фольклора - песенки, потешки и заклички, считалки, загадки, скороговорки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. «Уж ты зимушка--зима...», «Тень - тень - потетень...», «Весна, весна красная...»

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка. «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».

В России создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным внимани-

ем и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Былины - особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову... »

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы - входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небыли-цах-перевёртышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия - сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными. «...Среди моря овин горит. По чисту полю корабль бежит... ».

Знакомство детей с поэтическим языком при изучении природы приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина, Е. Чарушина - яркие зарисовки из жизни живой природы и ее обитателей, таких понятных. Персонажи естественны, и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Произведения о Великой Отечественной войне - являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Поскольку Таганрог является родиной А. П. Чехова, дети могут принимать участие в различных мероприятиях, посвящённых писателю.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Педагогу помогают сборники рассказов, таких как «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «... Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном... », «Как Кремль -сердце Москвы, так и колокольня «Иван Великий» - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве».

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим,

природой, литературой дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации - спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Необходимо широко использовать все виды фольклора - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности и черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• Моя семья;

• Мой любимый детский сад;

• Родная улица, район;

• Наш родной город - Таганрог;

• Донской край;

Наша страна - Россия, её столица - Москва, символика;

Мои права и обязанности (Конституция РФ).

При изучении темы «Моя семья» на занятиях по развитию речи проводятся беседы с рассматриванием семейных фотографий на темы «Где мы отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции», рисование на тему «Моя семья», в нерегламентированной деятельности - сюжетно-ролевая игра «Семья». Организуется фотовыставка «Моя семья» с детскими рассказами о своей семье. «Это моя семья. Я, Серёжа, папа и мама. Папа весёлый, мама тоже! Папа чинит трубы, мама покупает, ой нет, то есть продаёт смесители. Папа играется со мной игрушками, мама тоже играется, но так. руками. У нас хорошая семья!» (Егор Ш.) «Это мама, папа и я на празднике. Папа, мама и я - это семья. Ещё есть сестра Даша, ей 17 лет, она в институте учится. Моя мама - инженер на Красном Котельщике, а папа - начальник! Всей семьёй мы убираем огород, садим помидоры. Я копаю, папа садит, мама поливает. У меня любимая семья, весёлая!» (Влад К.)

К Дню Победы в Великой Отечественной войне в детском саду может быть открыт мини-музей, в который дети вместе с родителями приносят фотографии военных лет, письма с фронта, предметы военного снаряжения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Изучая родной город, дети знакомятся с улицами нашего микрорайона, названными в честь героев войны: Фёдора Ивановича Толбухина, Ивана Голубца, Зои Космодемьянской.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди опре-

делённой части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем конституции). Тема «Законы, по которым мы живем». Содержание занятия по развитию речи: беседа о Конституции, чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства). Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества). Тема «Сильны и могучи богатыри славной Руси». Содержание занятия по развитию речи: рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова; слушание былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке; беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины; объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.); просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»; изготовление подарков папам и дедушкам; спортивные развлечения «Вместе с папой».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин ... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Таким образом, воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. М., 2005.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. М., 1980.

3. Дошкольникам о Москве / Л.А. Кондрыкинская., С.И. Мерзлякова. М., 2004.

4. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. М., 2006.

5. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. М., 1999.

6. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова и др. М., 2005.

7. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. М., 2008.

8. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. М., 2006.

9. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. М., 2007.

10. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. М., 2008.

11. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. М., 2006.

12. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. Волгоград, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.