Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЫТА'

ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЫТА»

Бохмат И. С.

Начальник Департамента реализации энергии и абонентной платы РАО "ЕЭС России"

Задачи оптимизации работы системы энергосбыта

В условиях спада промышленного производства, • эизиса банковской системы и как следствие - уси-~ения проблемы неплатежей на первый план в вы--ивании энергетики выходит опыт и профессиона--изм персонала энергосбытовых организаций отрасли. Преследуя цель обмена этим ценным опы-~ом, РАО "ЕЭС России" проводит примерно 2 раза в "эд семинары-совещания руководителей энерго-:5ытов. На семинаре 27 октября были подведены "*оги работы по сбыту энергетических ресурсов за ■■стекшие 8 месяцев 1998 года, "акже как и в прошлом году, энергетические пред-"Оиятия страны по-прежнему являлись одними из основных кредиторов отраслей народного хозяйства. За прошедшие 8 месяцев текущего года потребителями энергии допущен рост дебиторской задолженности с 101,9 млрд. руб. до 123,5 млрд. рублей.

-аибольший прирост дебиторской задолженности /мели потребители, относящиеся к отраслям: 1.Чер--ая металлургия 26%, 2.Химия и нефтехимия 34%, 3 Машиностроение и металлообработка 23%, 4. Легкая промышленность 26%, 5. Сельское хозяйство 22%, 6. Транспорт и связь 23%, 7. Предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета на 25%, 8. Предприятия и организации, финансируемые из местного бюджета, включая оптовых потребителей-перепродавцов (ОПП), подведомственных местной администрации 16%. На состояние расчетов оказывает влияние структу-эа потребления энергии, которая в текущем году сложилась следующим образом:

Удельный вес основных потребителей в общем объеме электропотребления

1. Промышленность 36%

из них:

Химия и нефтехимия 7%

Машиностроение и металлообработка 11.1%

Топливная 5%

Черная металлургия 4%

2. Сельское хозяйство 4%

3. Предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета 13%

4. Предприятия и организации, финансируемые из местного бюджета, включая оптовых потребителей-перепродавцов (ОПП), подведомственных местной администрации 29%

С целью изменения структуры расчетов за энергию был выпущен Приказ РАО "ЕЭС России" № 2 от 08.01.98 "О сборе средств и платежей по абонентной плате в денежной форме в 1998 году". Приказом предусматривалось поэтапное увеличение минимального уровня собираемости денежных средств в АО-энерго по собственным потребителям, а также по абонентной плате. Однако в целом расчеты денежными средствами остаются низкими, хотя несколько качественно лучше, чем в предыдущем периоде.

Наименование I кв. I! кв. III кв. (опер.)

97г. 98г 97г. 98г. 97г. 98г.

Оплата по отрасли всего, % 69 67 98 97 109 95

в т.ч. деньгами и банковскими векселями, % 16 17 20 23 22 23

Следует отметить, что установленные минимальные уровни собираемости денежных средств не были достигнуты ни одним из региональных Представительств РАО "ЕЭС России", хотя отдельные АО-энер-го достигли вполне удовлетворительных результатов.

1. Наиболее близко к заданию в 30% подошло ОЭС Центра - 29% (при общей оплате 84%). Однако эта цифра была получена в основном за счет денежной составляющей в АО Мосэнерго - 52% и в АО Во-логдаэнерго - 30%. Остальные АО-энерго Центра имели низкие результаты выполнения Приказа и хуже всего обстояли дела в АО Астраханьэнерго, Нижновэнерго и Ярэнерго - по 10-11%.

2. ОЭС Северо-Запада по итогам прошедших 8-ти месяцев имела 20% денежной реализации при общей оплате - 84%.

Необходимо выделить энергосистемы, уровень сбора денежных средств в которых превысил план, установленный Приказом: АО Янтарьэнерго - 37% и Новгородэнерго - 31% и наоборот Архэнерго и Ко-миэнерго, где собираемость денежными средствами составила всего 8% и 13%.

3. По АО-энерго ОЭС Волги при общей реализации 77%, денежная оплата составила 16%. При этом крайне низким является уровень оплаты денежными средствами (всего 9%) у потребителей в АО Мор-довэнерго и Саратовэнерго. На этом фоне выделяются АО Самараэнерго и Чувашэнерго, имевшие соответственно 25 и 24% денежной реализации.

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

4. ОЭС Юга и Урала при общей оплате 84%, денежная составляющая 17%, что примерно получено и по АО-энерго.

5. Средний за рассматриваемый период уровень сбора средств деньгами и банковскими векселями в ОЭС Сибири 16%, при оплате 86%.

При этом низким остается уровень денежной реализации в АО Аптайэнерго - 11%. В то же время АО Хакассэнерго получено с потребителей деньгами 40%, Бурятэнерго и Красноярскэнерго 23-24%.

6. По ОЭС Востока - средний уровень общей оплаты - 79%, денежная составляющая - 18%. АО Дальэнерго и Якутскэнерго - 22%, Камчатскэнерго - 31%, однако в системах АО Магаданэнерго - 10%; Аму-рэнерго - 12%; Хабаровскэнерго - 13%. Приведенные итоги полностью зависят от постановки энергосбытовой работы в АО-энерго.

Структурно-управленческие решения в системе сбыта энергии

В настоящее время в АО-энерго применяются 3 типа сбыта энергии:

централизованный (когда сбыт энергии осуществляется только предприятием Энергосбыт и его отделениями);

децентрализованный (когда сбыт энергии сосредоточен в сетевых предприятиях или осуществляется через перепродавцов энергии);

смешанный (та или иная совокупность двух первых типов, но при этом, чаще всего, центральный Энергосбыт обслуживает основных крупных потребителей АО-энерго, а сбыт, расположенный в сетевых предприятиях, обслуживает мелких потребителей и население, питающихся от собственных сетей). Из 72 АО-энерго централизованный сбыт имеют 32 энергосистемы (44%), децентрализованный сбыт -24 энергосистемы (33%), смешанный - 16 энергосистем (23%).

При централизованном энергосбыте происходит жесткая централизация финансовых потоков, что при постоянном дефиците денежных средств значительно облегчает маневр этими средствами, а также налаживает контроль за их поступлением и распределением. Но в структурно-управленческом аспекте

при такой схеме руководитель энергосбытового подразделения, будучи начальником отделения, не имеет соответствующих властных полномочий по воздействию на неплательщиков.

В условиях децентрализации энергосбыта финансовые потоки распыляются, что затрудняет учет и контроль за движением и распределением денежных средств. Но в этих условиях формально увеличивается статус подразделений энергосбыта, поскольку их руководители - это в районном масштабе заместители директоров сетевых предприятий, что значительно увеличивает его возможности взаимодействия с руководством местной администрации и руководителями других предприятий района.

Далеко не везде энергосбыты выполняют основную работу по организации полной оплаты потребителями отпущенной электрической и тепловой энергии. Можно отметить в первую очередь неудовлетворительное взаимодействие с оперативно-диспетчерскими службами в части соблюдения оперативной диспетчерской дисциплины. Заданные ограничения в электропотреблении и договорные значения сальдо-перетоков на Федеральном оптовом рынке энергии и мощности постоянно нарушают практически одни и те же АО-энерго:

в энергообъединениях Центрэнерго: Тверьэнерго, Нижновэнерго, Липецкэнерго; Севзапэнерго: Архэ-нерго, Брянскэнерго; Волгаэнерго: Саратовэнерго, Ульяновскэнерго, Мордовэнерго; Южэнерго: Куба-ньэнерго, Каббалкэнерго, Карачаево-Черкессэнерго, Калмыкэнерго;

Уралэнерго: Челябэнерго, Пермьэнерго, Кировэнер-го, Курганэнерго;

Сибирьэнерго: Красноярскэнерго, Кузбассэнерго. Следует отметить, что все эти энергосистемы одновременно являются одними из основных должников по оплате за полученную с ФОРЭМ электроэнергию. Энергосбыты не несут ответственности за соблюдение установленных сальдо-перетоков. При этом потребители, получая энергию, не обеспечивают ее оплату. Наглядным примером служат данные по суточному потреблению по регионам и по отключению потребителей-неплательщиков. Проблемы возникают и в связи с формальным под-

Отключенные потребители - неплательщики полностью

ОЭС

Территорий

Кол-во потребителей неплатель щи ко в Всего Шт

Их

мощность

Мвт

Задолженность

Млрд Руб.

Кол-во

Шт.

% от общ. кол-ва

Их

мощн.

Мвт.

%

Их

задолженность

Млрд. Руб.

%

ЦЕНТРА

26791

8348

10.6

1175

4%

242

3%

0.5

4%

С-ЗАПАДА

10955

3826

4.3

865

8%

147

4%

0.2

5%

СР.ВОЛГИ

23296

2803

8.1

499

2%

61

2%

0.2

3%

УРАЛА

25686

10528

18.1

1386

5%

423

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4%

0.5

3%

СЕВ.КАВКАЗА

15042

2063

4.3

5798

39%

599

29%

1.4

33%

СИБИРИ

18203

4310

9.5

2365

13%

272

6%

0.3

4%

_ШЭСТОКА„

_138Ж.

1262

3,2.

1345

.10%

129

10%

8%_

ЕЭС РОССИИ

133849

33140

61.2

13433

10%

1873

6%

3.7

6%

ходом к расчету уровней аварийной брони. Методика есть - это инструкция Главгосэнергонадзора по составлению акта аварийной (технологической) брони электроснабжения предприятий. Однако, несмотря на значительные объемы снижения промышленного производства и полезного отпуска электроэнергии, уровни аварийной брони не пересматривались и остаются крайне высокими, что не позволяет энергоснабжающей организации принимать более действенные меры к потребителям-неплательщикам. В частности, по АО Липецкэнерго указанный уровень составил 32.2% от общего потребления, Ленэнерго 60.7%, Ставропольэнерго 38.4%, Ингушэнерго 40%, Башкирэнерго 24.5%, Челябэнерго 25.4%, Свердловскэнерго 26.9%, Тюменьэнерго 36.2%, Бурятэнерго 52%, Кузбассэнерго 29% и Амурэнер-го 36%.

Существующее состояние системы учета энергии

Принятие законов РФ «Об энергосбережении», «О регулировании тарифов за электрическую и тепловую энергию», «О единстве измерений» и утвержденная Правительством России федеральная программа «Энергосбережение России на период с 1998 по 2005 годы» свидетельствуют о существенной роли контроля и учета электроэнергии в обеспечении эффективности работы электроэнергетической отрасли в современных рыночных условиях. Для реализации указанных программ необходимо обеспечение всех субъектов рынка электроэнергии и мощности в ближайшее время современными приборами учета электроэнергии, созданием и внедрением на всех уровнях управления производством и распределением энергии современных автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).

Практикующаяся до сих пор повсеместно система определения показаний счетчиков вручную и разновременно не обладает достоверностью, точностью, оперативностью и не позволяет корректно осуществлять коммерческие расчеты между субъектами рынка и потребителями не только за мощность, но и за дифференцированную по зонам суток электроэнергию. В то же время как АСКУЭ позволяют осуществлять съем информации со счетчиков электроэнергии в темпе процесса. На объектах РАО «ЕЭС России» и на межсистемных перетоках 60% приборов учета подлежит замене, у промышленных потребителей электроэнергии в 80-90 % случаев эксплуатируются индукционные приборы, обладающие большими погрешностями и низкой надежностью, аналогично в коммунально-бытовом секторе, где морально и физически устаревших приборов учета порядка 90%. Находящиеся в эксплуатации в отдельных АО-энерго автоматизированные системы учета электроэнергии разнотипны, что требует дополнительных эксплуатационных затрат на их сопряжение, они работают в подавляющем большинстве в локальном режиме, без передачи информации на верхний уровень, обеспечены ненадежными, низкоскоростными каналами связи, что требует их безотлагательной модернизации и реконструкции. В ОЭС Центра только поряд-

ка 20% объектов, участвующих в формировании ФОРЭМ, оснащены АСКУЭ и осуществлена сдача систем в промышленную эксплуатацию, в остальных энергообъединениях уровень внедрения еще ниже.

Указанные обстоятельства не позволяют обеспечить принятое ФЭК РФ от 12.09.97 N106 решение по вопросу введения на ФОРЭМ дифференцированных по зонам суток тарифов на электроэнергию, т.к. в большинстве точек раздела балансовой принадлежности субъектов ФОРЭМ отсутствуют системы АСКУЭ. Использование же диспетчерских ведомостей для коммерческих расчетов за отпущенную электроэнергию по зонам суток неприемлемо из-за больших погрешностей (до 50% и более), а также в связи с тем, что в соответствии с законом РФ «О единстве измерений» для коммерческих расчетов должны использоваться средства учета, аттестованные Госстандартом.

Применение в коммунально-бытовом секторе системы расчетов за израсходованную электроэнергию по методу «самообслуживания» снижает эффективность розничного рынка, а учитывая тенденцию роста энергопотребления этого сектора в общем объеме и дальнейший рост тарифов до обоснованных величин, указанное положение приведет к еще более негативным последствиям. Мы считаем, что с целью поднятия статуса директоров Энергосбытов они должны быть назначены Первыми заместителями генеральных директоров АО-энерго. При этом их назначение и снятие целесообразно производить по согласованию с руководством РАО "ЕЭС России" (или подписывать контракты).

Кадры энергосбытов во многих АО-энерго оказались неподготовленными к работе в условиях жестких рыночных отношений и возрастающих требований к потребителю. Пока работа энергосбытов направлена на констатацию факта потребления энергии, что сегодня недостаточно. Необходимо для всех потребителей предоставлять более значительный комплекс услуг, в частности: прием клиентов, предложения более выгодной формы договора на поставку энергии, обработка заявок, быстрота выполнения ремонтных работ, разработка тарифных сеток, политика и помощь в вопросах энергосбережения и других организационно-технических вопросах, которые будут способствовать получению дополнительных доходов энергоснабжающей организации. Мы должны идти к потребителю и посредством повышения качества предоставляемых услуг получать платежеспособных потребителей. Хотя мы относимся к естественным монополиям, но борьба за потребителя должна быть и рынки сбыта энергии необходимо расширять, включая и экспортные поставки энергии.

До энергосистем доведены рекомендации по организационным структурам и нормативам численности персонала. В этом документе обобщен опыт работы энергосбытовых подразделений и отражены новые требования, вызванные обстоятельствами в экономике. Однако это не означает, что рекомендации могли учесть особенности и условия работы буквально всех регионов. Особенно это касается работы отделений энергосбыта.

Вшш II РОЕЕН

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Необходимо провести повсеместную работу по анализу работы каждого инспектора или групп инспекторов. Выявить истинные субъективные или объективные причины низких уровней показателей, отражающих энергосбытовую деятельность. Где требуется увеличение или перераспределение численности персонала, следует немедленно принять меры по решению этих вопросов, где низкий профессиональный уровень - нужно учить персонал или менять его. Частичные примеры в этом есть - Мосэнерго, Новосибирскэнерго, Свердловэнерго, Омскэ-нерго, Челябэнерго, Тверьэнерго, Тулаэнерго и другие, где вопросу сбыта уделяется большое внимание. При этом энергоснабжающая организация во взаимоотношениях с потребителями должна руководствоваться только: Гражданским Кодексом Российской Федерации и Договором энергоснабжения потребителей.

При таком подходе можно строить индивидуальную работу с потребителями, знать их реальное финансовое положение и грамотно определять взаимоотношения на всех этапах управления энергопотреблением, а именно:

1. Энергообеспечение

2. Идентификация потребителей

3. Измерение отпущенной энергии

4. Своевременное выставление счетов к оплате

5. Взимание платы за энергию

Претензиовшо-исковая работа в акционерных обществах энергетики и электрификации

В 1 полугодии 1998 г. акционерные общества в целом активизировали работу по взысканию задолженности с потребителей энергии. Предприятиями отрасли в 1 полугодии 1998 г. было предъявлено дебиторам 7,2 тыс. исков на сумму 20,7 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года и составило 17,4 % от просроченной дебиторской задолженности. При этом судами удовлетворено 4,2 тыс. исков, или 58,% от предъявленных, на сумму 12,1 млрд. рублей или 60% от заявленных исковых требований. Отказано судами всего по 316 искам (4,5% от предъявленных). В стадии рассмотрения находится 2,6 тыс. исков. Ведется претензионная работа, способствующая погашению дебиторской задолженности во внесудебном порядке. Так, к должникам за потребленную энергию предъявлено 45 тыс. претензий, что в 1,3 раза больше чем в аналогичном предыдущем периоде, на сумму 32 млрд. рублей, составляющую 26,6% от просроченной дебиторской задолженности. Из них удовлетворено 11,6 тыс. претензий (25% от предъявленных) на сумму 8,2 млрд. рублей (26% от претензионных требований). Отказано по 3 тыс. претензий, что составляет всего 6,8% от предъявленных. Остальные претензии в стадии рассмотрения.

В целом сумма предъявленных к дебиторам претен-зионно-исковых требований превысила 53 млрд. рублей, что составляет 44% от просроченной дебиторской задолженности. По энергосистемам это характеризуется следующими показателями: предприятиями Волгаэнерго предъявлено претензий и исков на сумму, составляющую 54% от просрочен-

I

ной дебиторской задолженности, Севзапэнерго и Востокэнерго - 51%, Южэнерго - 34%, Центрэнерго и Сибирьэнерго - 21%, Уралэнерго - 16%. Предприятиям отрасли за указанный период было предъявлено 4,1 тыс. исков и 1,7 тыс. претензий на общую сумму 28 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше чем в предыдущем аналогичном периоде. При этом судами удовлетворено 2,7 тыс. исков и отказано по 911 искам. Остальные иски - в стадии рассмотрения.

Отмечается высокий уровень в осуществлении пре-тензионно-исковой работы на предприятиях Мосэнерго, которые предъявили претензий и исков на сумму, составляющую 70% от просроченной дебиторской задолженности. При этом из 549 предъявленных дебиторами исков судами удовлетворено 520 или 94%, а из 18,6 тыс. претензий удовлетворено 4,8 тыс., или 25%. Отмечается положительная работа по взысканию дебиторской задолженности в исковом порядке следующих акционерных обществ:

Владимирэнерго - предъявлено в арбитражный суд 782 иска, Тамбовэнерго - 521 иск, Кубаньэ-нерго - 456 исков, Оренбургэнерго - 365 исков, Башкирэнерго - 336 исков, Самараэнерго - 350 исков, Новосибирскэнерго - 225 исков, Челябэнерго - 204 иска. На высоком качественном уровне также работали Пензаэнерго, Курскэнерго, Рязаньэ-нерго, Янтарьэнерго и др. Так, в АО "Пензаэнерго" из 173 предъявленных к должникам исков судом удовлетворено 167 или 97 %, в АО "Курскэнерго" из 112 исков судом удовлетворено 108 исков или 97%. Активно осуществляли работу по взысканию задолженности в претензионном порядке следующие акционерные общества: Читаэнерго предъявили к должникам 3337 претензий, Кубаньэнерго - 3088 претензий, Башкирэнерго - 2108 претензий, Тверьэнерго - 1462 претензии. Самый высокий процент реализации претензий отмечается в Тамбовэнерго, где из 1541 претензии к должникам удовлетворено 790 или 52%. Не на должном уровне осуществлялась работа по взысканию задолженности в АО "Удмуртэнерго", которое предъявило всего 14 исков, судом удовлетворен лишь 1 иск, и 3 претензии, из которых не удовлетворено ни одной.

РАО "ЕЭС России" в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.05.98 №476 заключило с Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению договор поручения о представлении этой службой интересов РАО "ЕЭС России" как кредитора при банкротстве предприятий-должников. Аналогичные договоры с территориальными службами ФСДН заключили большинство обществ энергетики и электрификации. В настоящее время осуществляется подготовка проекта федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе". Данный закон будет способствовать усилению защиты предприятий энергетики от банкротств. В связи с изложенным, руководителям акционерных обществ энергетики и электрификации необходимо:

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Усилить работу по сбору денежных средств с де-:.-торов за поставленную энергию в претензионно-:ковом порядке, использовать возможности проку-: атуры по обращению с исковыми заявлениями в : ;_1иту энергоснабжающих организаций по взыс-«анию дебиторской задолженности за поставлен--.ю энергию;

1 Принять предусмотренные законом меры по аре-:ту имущества должников, уклоняющихся от оплаты :з использованную энергию, и его реализации; ; Ужесточить требования к дебиторам, уклоняющим-: - от оплаты за поставленную им энергию, широко пользуя предоставленные законодательством воз-эжности ограничения и прекращения подачи элек-"сической энергии;

- Провести инвентаризацию исполнительных лис--зв. Рассмотреть совместно с территориальными гранами налоговой инспекции (полиции) возмож-

- эсти уступки им права требования к дебиторам по ■;полнительным листам.

Нормативные акты, регулирующие взаимоотношения энергоснабжающих организаций и потребителей энергии (абонентов).

Основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения сторон, является Гражданский кодекс =Ф (статьи 539 - 548), предусматривающий заклю-

чение договора энергоснабжения. Согласно ст.546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст.523 ГК РФ, если произошло существенное нарушение договора, которым является неоднократное нарушение сроков оплаты принятой абонентом энергии, за исключением случаев, установленных законом, или иными правовыми актами.

В настоящее время действуют два правовых акта, запрещающих односторонний отказ энергоснабжа-ющей организации от исполнения договора энергоснабжения - Указ Президента РФ от 23.11.95 № 1173 и Постановление Правительства РФ от 17.06.98 №601 (взамен утратившего силу Постановления Правительства РФ от 28.01.97 № 74), предусматривающие перечни Потребителей, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению. Категории потребителей, указанные в них, частично совпадают.

Так, оба документа запрещают ограничивать или прекращать поставки топливно-энергетических ресурсов воинским частям. В отличие от Указа №1173,

Не подлежат ограничению и отключению Не подлежат ограничению и отключению ниже установленных им лимитов в натуральном и стоимостном выражении

по Указу Президента РФ от 23.11.95 №1173: по Постановлению Правительства РФ 17.06.98 №601:

воинские части (без расшифровки) и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; организации, подведомственные Главному управлению специальных программ Президента РФ (дополнено Указом Президента РФ от 09.03.96 №349). воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России. другие стратегические организации: Объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главное управление специальных программ Президента РФ. Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами. Объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.

Постановление №601 детализирует ведомственную принадлежность воинских частей и, кроме того, перечисляет и другие стратегические организации не военные).

Из смысла этих нормативных документов следует, что поставки топливно-энергетических ресурсов указанным в них потребителям не подлежат ограничению или прекращению, причем, Постановление 601 уточняет пределы этих действий - не ниже установленных лимитов.

Вместе с тем, действие Постановления от 17.06.98 N2601 не распространяется на поставку(подачу) топливно-энергетических ресурсов, осуществляемую

сверх установленных лимитов по дополнительным договорам за счет внебюджетных источников, потребителям, финансируемым за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства от 05.05.98 №5).

Постановлением Правительства от 17.07.98 №789 утверждены изменения и дополнения, вносимые в Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.01.98 №1.

вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИК

Сравнительный анализ изменений, внесенный в "Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.01.98 №1 постановлением Правительства от 17.07.98 №789

Постановление N21 Постановление №789

Пункт 2

определен перечень организаций, на которые распространяется "Порядок..." перечень организаций, на которые распррстраня-ется "Порядок..." значительно сокращен: исключены организации социального и культурно-бытового назначения, ж/д электрифицир. транспорт общего польз, и метрополитен, животновод, комплексы, ин-кубаторно-птицевод.станции и птицефабрики, тепли-ч.хозяйства, хлебозаводы, орг-ции по добыче и переработке нефти, газа и угля, трубопроводного транспорта. Пункт дополнен указанием на то, что настоящий Порядок является льготным

Пункт 3

период неоплаты, по истечении которого может вводиться ограничение подачи топливно-энер.ресурсов = двум расчетным периодам, установленным договором период неоплаты, по истечении которого может вводиться ограничение подачи топливно-энер.ресурсов, сокращен до одного периода платежа. Исключена обязанность энергоснабжающей организации извещать об ограничениях органы исполнительной власти субъекта РФ и Минтопэнерго РФ

Пункт 4

период ограничения подачи топливно-энерг.ресурсов, по истечении которого энергоснабжающая орг-ция вправе прекратить полностью подачу топлив-но-энерг.ресурсов = 10 дням Срок сообщения организации-потребителю о прекращении подачи топливно-энерг.ресурсов и информация об этом органов исполнит, власти субъекта РФ и Минтопэнерго РФ - за трое суток до прекращения. сокращен период ограничения подачи топливно-энерг.ресурсов, по истечении которого энергоснабжающая орг-ция вправе прекратить полностью подачу, теперь он = 5 дням Сокращен срок сообщения организации-потребителю о прекращении подачи топливно-энерг.ресурсов и информация об этом органов исполнит, власти субъекта РФ и Минтопэнерго РФ - за сутки до прекращения

Пункт 5

Ф пункт дополнен абзацем: "При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией-потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа"

Потребители, которые могут быть ограничены до уровня аварийной (технологической брони), должны предусматриваться специальном перечне (пункт 7 Постановления Правительства РФ № 1 от

05.01,98).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом действующих нормативных актов потребители (абоненты) в части ограничения или прекращения поставки топливно-энергетических ресурсов условно подразделяются на:

• ограничиваемых и отключаемых в обычном порядке (ГК РФ, договор)

• ограничиваемых и отключаемых в льготном порядке - Постановление №1(в ред. Пост, от 17.07.98 N2789)

• не ограничиваемых и не отключаемых ниже установленных им лимитов в натуральном и стоимостном выражении - Указ 1173 и Постановление от 17.06.98 №601.

Перечень нормативных документов, регулирующих взаимоотношения с потребителями электроэнергии

Постановление Правительства РФ от 17.07.98 №789 "О внесении изменений и дополнений в Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов"

перечень организаций, на которые распространяется "Порядок..." значительно сокращен;

период оплаты, по истечении которого может вводиться ограничение подачи топливно-энерг.ресурсов, сокращен до одного периода платежа. Исключена обязанность энергоснабжающей организации извещать об ограничениях органы исполнит.власти субъекта РФ и Минтопэнерго РФ;

Постановление Правительства РФ от 17.06.98 Ч°601 "О дополнительних мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов".

Постановление Правительства РФ от 22.05.98 № 476 "О мерах по повышению эффективности процедуры банкротства"

Федеральный Закон от 27.05.98 №77-ФЗ"0 дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 215 (1) "Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения"

Постановление Правительства РФ от 05.01.98 №5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета".

Постановление Правительства РФ от 05.01.98 №1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".

Федеральный Закон от 08.01.98 №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Указ Президента РФ от 23.11.95 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".

Постановление Правительства РФ от 26.09.94 №1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (с изменениями от 24.02.95, 10.02., 13.10.97)

Постановление Правительства РФ от 07.08.92 N8559 "Об утверждении положения о составлении и применении графиков ограничения потребления и отключения электрической энергии"

сокращен период ограничения подачи топливно-энегр.ресурсов, по истечении которого энергоснабжа-ющая орг-ция вправе прекратить полностью их подачу, теперь он = 5 дням.

Сокращен срок сообщения организации-потребителю о прекращении подачи топливно-энерг.ресурсов и информация об этом органов исполнит.власти субъекта РФ и Минтопэнерго РФ - за сутки до прекращения подачи.

Внесено дополнение, о том, что энергоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией-потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа.

Утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении

утр. силу пост. 74.

Утверждено Положение об ускоренном порядке применения процедуры банкротства

Установлена уголовная ответственность за незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям э/энергии, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия.

Об определении годовых объемов потребления (лимиты в натуральном и стоимостном выражении) организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета.

Утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

+ изменения и дополнения, внесенные Постановлением от 17.07.98 №789.

устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несост. (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного пр-ва и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредитров.

О запрещении ограничения или прекращения отпуска топливно-энерг.ресурсов объектам, обеспечивающим безопасность государства (воинские части, организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), организации, подведомственные Гпавному Управлению специальных программ Президента РФ (дополнено Указом Президента РФ от 09.03.96 №349).

Правила определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей (физических лиц), права, обязанности и ответственность исполнителей.

определяются условия энергоснабжения потребителей э/э и мощности в условиях возникновения аварийного дефицита э/э и мощности.

5!

I

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИК

Об основных законодательных инициативах РАО "ЕЭС России"

1. Проект федерального закона "О регулировании энергоснабжения населения и организаций"

вводит понятие госзаказа на поставку энергии бюджетным потребителям, уточняет порядок действия договоров энергоснабжения между энергоснабжа-ющими организациями и потребителями электрической и тепловой энергии, создает правовую основу отключения неплательщиков. Принятие Закона позволит улучшить расчеты с потребителями, финансируемыми из федерального бюджета. Ведется доработка проекта закона после отклонения его Президентом. В настоящее время по инициативе Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике ведется подготовка проекта федерального закона "О поставках электрической, тепловой энергии и газа доя федеральных государственных нужд", содержащий основные положения вышеназванного законопроекта.

2. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации" предусматривает выделение отдельной строкой в Экономической классификации федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации средств на оплату потребленной электрической и тепловой энергии организациями, финансируемыми из соответствующих бюджетов. Принятие Закона позволит в судебном порядке предъявлять требования по оплате энергии потребителям, финансируемым из федерального бюджета.

3. Проект федерального закона "Об особенностях оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" предусматривает правовое регулирование отношений в части оперативно-диспетчерского управления между организациями электроэнергетики, а также между организациями электроэнергетики и потребителями электроэнергии - участниками технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления энергии. Закон позволит осуществлять оперативно-диспетчерское управление процессом производства, передачи, распределения и потребления энергии на правовой основе, а не на основе отраслевых нормативно-технических актов и послужит основой создания единой правовой базы стран - членов СИГ в области оперативно-диспетчерского управления электроэнергетическим производством.

4. В целях установления уголовной и административной ответственности в соответствии с принятым Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" подготовлен и рассматривается Госдумой проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". На рассмотрение Комитета Госдумы по законодательству и судебно-правовой реформе переданы предложения (поправки) к про-

екту федерального закона "О внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

5. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" предусматривает внесение изменений и дополнений в действующий закон "Об акционерных обществах" части учета особенностей крупных открытых обществ, имеющих большое число акционеров и развитую организационную структуру. Уточняются нормы закона, касающиеся образования структурных подразделений акционерного общества, внесения изменений в устав общества, порядка увеличения уставного капитала, акции которых закреплены в государственной собственности, проведения собрания акционеров, уточнения понятия "крупной сделки" и ряда других положений.

6. Осуществляется подготовка проекта федерального закона "Об особенностях банкротства субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе", развивающего положения действующего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

7. Подготовлены для внесения в комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Госдумы предложения к проекту специальной части Налогового кодекса РФ. В части непризнания налогоплательщиками по НДС структурных подразделений юридических лиц, порядка определения сроков реализации продукции, сохранения определенных льгот по налогу на доход, уточнения порядка внесения платежей по налогам, а также по другим вопросам в целях учета особенностей организаций электроэнергетики.

8. Продолжается работа над проектом федерального закона "О федеральных энергетических системах", который содержит определение федеральных энергетических систем, определяет полномочия федеральных органов по регулированию федеральных энергетических систем. Проект закона дорабатывается в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации.

9. Совместно с Главгосэнергонадзором России подготовлены и находятся на рассмотрении Правительства РФ "Правила энергоснабжения в Российской Федерации", в которых определяются существенные условия договоров энергоснабжения и регулируются взаимоотношения между энергоснаб-жающими организациями и потребителями.

10. Ведется подготовка проекта "Положения о порядке выдачи разрешений и технических условий на присоединение новых и дополнительных электрических и тепловых мощностей потребителей", определяющего порядок присоединения новых потребителей к сетям энергоснабжа-ющих организаций, финансирования работ и разграничения собственности на объекты систем энергоснабжения потребителей.

НОЯБРЬ

1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.