Научная статья на тему 'Анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации'

Анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / УПРАВЛЕНИЕ / THE MARKET ENVIRONMENT / A COMPETITION / THE POWER COMPANIES / THE CONSUMER MARKET / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивазов А. Х., Исраилов А. Х.

В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентной стратегии энергетических компаний, дан анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of factors control the activities of the regional power shortage power supply organization

In article problems of formation of competitive strategy of the power companies are considered, the analysis of factors of management by activity regional is given the organisation.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ЭНЕРГОДЕФИЦИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ИВАЗОВ А.Х.,

кандидат экономических наук, докторант, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления,

е-mail: ivazov_ah@list.ru;

ИСРАИЛОВ А.Х.,

аспирант,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления,

е-mail: israiloff@rambler.ru

В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентной стратегии энергетических компаний, дан анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации.

Ключевые слова: рыночная среда; конкуренция; энергетические компании; потребительский рынок; управление.

In article problems of formation of competitive strategy of the power companies are considered, the analysis of factors of management by activity regional is given the organisation.

Keywords: the market environment; a competition; the power companies; the consumer market; management.

Коды классификатора JEL: Q13, Q42.

Рыночная экономическая среда функционирования энергетических компаний, как самостоятельных субъектов рынка, оказала существенное влияние на формирование их новой конкурентной экономической стратегии, как способности компаний повышать эффективность их производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной окружающей среды бизнеса [1].

Однако, по прошествии 20-летнего периода работы акционерных энергетических компаний в условиях рынка, стало очевидно, что новая структура управления энергетической отраслью страны, и особенно регионов, и характер экономических отношений между энергетическими компаниями нуждается в дальнейшем реформировании в направлении создания более свободных региональных рынков энергии и мощности и предоставления большей свободы их субъектам (генерирующим станциям, транспортным и распределительным электрическим и тепловым сетям и др.) в определении своей производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Анализ факторов управления деятельностью региональной энергоснабжающей организации, согласно определению понятия «фактор» (от лат. factor - делающий, производящий), предполагает выявление внутренних и внешних наиболее существенных обстоятельств, причин, движущих сил, определяющих его эффективность. Для выполнения анализа требуется исследовать среду функционирования энергоснабжающей организации [3].

Факторы макросреды отражают состояние общества (структура и численность население, трудовые ресурсы, рынок потребления, уровень жизни, образования, потребляемые блага и др.), государственно-политического строя, правовой базы, применяемых технологий процессов снабжения, производства, сбыта, управления, экологии, экономики (структура, уровень развития, устойчивости, инфляции и др.). Большинство из них оказывают косвенное влияние на деятельность энергоснабжающих организаций через характеристики состояния федеральных и региональных рынков. Функционируют три совокупных рынка: ресурсный, товаров и услуг, финансовый. На ресурсном рынке приобретаются факторы производства (земля, труд, капитал), произведенные из них товары и услуги затем реализуются на товарном рынке. Финансовый рынок имеет два сегмента по критерию времени: денег (краткосрочный) и капитала (долгосрочный). Рынок товаров и услуг (товарный) для энергоснабжающей организации характеризуется как естественная монополия энергии [2, 3]. Согласно Закону РФ «О естественных монополиях», под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологиче-

© А.Х. Ивазов, А.Х. Исраилов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ских особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Факторы макросреды могут воздействовать на энергоснабжающие организации и непосредственно через налогообложение и, главное, через принадлежность их к единой энергетической системе (ЕЭС) России.

Факторы микросреды могут быть условно разделены на внутренние и внешние. Внешние факторы микросреды (факторы регионального уровня) воздействуют на энергоснабжающие организации через региональные: рынки, систему налогообложения и органы управления энергетикой.

Внутренние факторы микросреды отражают уровень использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), организации бизнес-процессов (производственных, инвестиционных, маркетинговых, снабженческих и т.п.) и управления энергокомпанией как самостоятельно хозяйствующего субъекта [4].

Для организации эффективного управления энергоснабжающей компании требуется исследование механизма воздействия наиболее существенных факторов. При этом целесообразно использовать характеристику нормативнозаконодательных актов, регулирующих деятельность РЭСЭДО.

Доминирующее влияние на деятельность энергоснабжающей организации оказывают принадлежность к энергетической системе России и естественной монополии энергоснабжения, а также механизмы регулирования рынка энергоресурсов.

Энергетическая система России представляет собой совокупность технически и экономически связанных хозяйствующих субъектов, объединенных в целях надежного и эффективного электро- и теплоснабжения потребителей единой системой прогнозирования, планирования и координации деятельности, оперативно-диспетчерского регулирования производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии. Субъектами энергетической системы России являются: атомные электростанции, государственное предприятие концерн «Росэнергоатом», тепловые электростанции, гидроэлектростанции, предприятия электрических сетей, российское акционерное общество (РАО) "ЭС России", Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) «ЭС России», предприятия альтернативной энергетики, 74 региональных энергоснабжающих организаций, обеспечивающих электрической и тепловой энергией более 40 млн бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и других потребителей.

Региональные энергоснабжающие энергодефицитные организации (РЭСЭДО) являются ключевыми звеньями «ЭС России», организованными для выполнения следующих целей:

■ обеспечение надежного и бесперебойного снабжения потребителей энергией заданных параметров;

■ исключение или уменьшение вредного влияния энергетических объектов на окружающую среду;

■ рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Схема организационно-технологического взаимодействия РЭСЭДО в «ЭС России» представлена на рис. 1.

Государство

Федеральный оптовый рынок электрической энергии, мощности (ФОРЭМ)

Организатор функционирования и развития ФОРЭМ РАО. «ЭС России»

Организатор - диспетчер процесса производства и передачи электрической энергии ЦДУ «ЭС России»

Объединенная энергосистема (ОЭС) территории (представительство РАО «ЭС России»)

Отдел диспетчерского управления (ОДУ)

Региональная энергоснабжающая энергодефицитная организация (РЭСЭДО)

Служба диспетчерского управления (СДУ)

Потребительский рынок электрической и тепловой энергии

^ управляющее воздействие ---> обратная связь

Рис. 1. Схема организационно-технологического взаимодействия РЭСЭДО

Управление технологическим процессом электроснабжения потребителей осуществляется многоуровневой иерархической системой диспетчеризации ЭС. Она включает в себя Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) «ЭС России», региональные диспетчерские управления, центральные диспетчерские пункты энергосистем, диспетчерские пункты управления электростанций и предприятий электрических сетей. Для РЭСЭДО непосредственно вышестоящей организацией является объединенная энергосистема (ОЭС) (территориальное представительство РАО «ЭС России»). Диспетчерское

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ.

59

управление РЭСЭДО производится отделом диспетчерского управления (ОДУ) ОЭС, в чьи функции входит перераспределение электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (энергия поступает на рынок с электростанций, тепловых, атомных, гидро- и от региональных энергоизбыточных организаций). Система диспетчерского управления обеспечивает технологическое выполнение установленных целей РЭСЭДО.

Правительство РФ Министерство т топлива и энерге- Другие федеральные органы исполни-ики РФ тельной власти

Федеральная энергетическая комиссия Собрание субъектов ФОРЭМ (наблюдательный совет)

І І

Федеральный оптовый рынок электрической энергии, мощности (ФОРЭМ) Региональная энергоснабжающая (энергодефицитная) организация (РЭСЭДО)

Т ' ' ' т

Организатор функционирования и развития ФОРЭМ РАО "ЕЭС России" Организатор - диспетчер процесса производства и передачи электрической энергии ЦДУ «ЕЭС России»

Организатор развития конкурентного рынка Организатор развития безопасного функционирова-ЗАО "Независимый финансовый оператор" ния и участия атомных станций концерн "Росэнергоатом"

Рис. 2. Организация регулирования деятельности РЭСЭДО как субъекта ФОРЭМ

Проблемам организации управления энергоснабжением в России на современном этапе уделено много внимания.

Организационно-правовая форма большинства РЭСЭДО дочернее общество холдинга РАО «ЭС России», подчиненное ему административно. Это приводит к ограничению прав РЭСЭДО в отношении распоряжения собственностью, финансовыми ресурсами.

Таким образом, принадлежность РЭСЭДО к «ЭС России» приводит к тому, что ее деятельность жестко регламентируется по таким параметрам, как целеполагание, организационно-технологическая дисциплина и т.п.

Рынки энергоресурсов для РЭСЭДО - это, в основном, рынок топлива различных видов и федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ).

В большинстве своем РЭСЭДО для производства энергии используют взаимозаменяемые виды топлива. Учитывая тот факт, что на некоторых рынках топлива функционируют несколько топливных компаний, а также то, что имеются ограничения по количеству и структуре поставляемого топлива, оптимизация закупок становится важным частично управляемым фактором микросреды. Задача является самостоятельной, однако наибольший эффект может быть достигнут в сочетании с оптимизацией топливного режима РЭСЭДО внутренним фактором микросреды.

Основным фактором воздействия ФОРЭМ на эффективность деятельности РЭСЭДО является величина тарифов и количественные ограничения на покупаемую электроэнергию. В настоящее время существуют две схемы оплаты покупки энергии: двухставочная (за энергию и заявленную мощность) и одноставочная, дифференцированная по тарифным зонам суток (ночная, пиковая, полупиковая). Количественные ограничения отпуска энергии обусловлены дефицитом мощности на ФОРЭМ и наличием задолженности.

Таким образом, РЭСЭДО имеет возможность оптимизации схемы оплаты и количества покупаемой электроэнергии с ФОРЭМ.

Регулирование деятельности РЭСЭДО как субъекта естественной монополии энергоснабжения, согласно Закону РФ «О естественных монополиях», предусматривает: установление цен (тарифов) или предельного их уровня; определение потребителя для обязательного обслуживания или установление минимального уровня обеспечения; контроль имущественных отношений по приобретению собственности или аренды; контроль крупных инвестиций.

Отношения, возникающие у РЭСЭДО в результате деятельности на потребительском рынке, характеризуются следующим образом:

1. Энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергией; претензия о нарушении договорных отношений.

2. Оплата за потребленную электрическую и тепловую энергию; обращение о подключении энергоснабжения, претензия о нарушении энергоснабжения; решение конфликтных ситуаций гражданскими методами.

3. Представление проекта экономически обоснованных тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию; заявление на защиту интересов регулируемой организации.

4. Установление тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию, отпускаемую потребителям; размера платы за услуги, оказываемые энергоснабжающей организацией на потребительском рынке; контроль инвестиций и за приоб-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ЕСО^ОМЮ^ ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ретением основных средств, балансовая стоимость которых больше 10 % от стоимости собственного капитала; контроль за издержками производства; контроль за бесперебойным топливоснабжением; выдача предписаний о прекращении нарушения законодательства; наложение административного взыскания.

5. Заявление на отказ энергоснабжающей организации в подключении, нарушение энергоснабжения; ходатайство на приобретение акций, аренду, покупку основных средств субъекта естественной монополии, балансовая стоимость которых больше 10 % от стоимости собственного капитала или превышает 100 тыс. минимальных заработных плат консолидированного баланса.

6. Разработка и стимулирование мероприятий по энергосбережению; предписание о прекращении нарушения договора энергоснабжения со стороны потребителя; рассматривает конфликтные ситуации; наносит административное взыскание руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.

7. Вынесение предписания о прекращении нарушения органами исполнительной власти законодательства; наносит административное взыскание; нормативно-законодательная база, постановления, распоряжения, указания.

8. Рассмотрение споров и разногласий «РЭК — энергоснабжающая организация — потребители электрической и тепловой энергии»; рассматриваются предложения о функционировании розничного рынка электрической и тепловой энергии.

9. Рассмотрение разногласий «РЭК - энергоснабжающая организация — потребители»; рассмотрение разногласий «энергоснабжающая организации — поставщик ФОРЭМ», установление размера абонентной платы; рассмотрение предложений о расширении производства электрической и (или) тепловой энергии.

10. Выдача предписаний о прекращении нарушений законодательства; установление нормативов формирования целевых фондов энергоснабжающей организации.

11. Рассмотрение разногласий «РЭК — энергоснабжающая организация — потребители».

12. Выдача предписаний о прекращении нарушения договоров энергоснабжения.

Об эффективности регулирования РЭК можно судить по исследованию, результаты которого приведены в работе [3]. Наиболее существенным фактором управления деятельностью РЭСЭДО, обусловленным ее принадлежностью к естественной монополии энергоснабжения, является фактор тарифообразования. Тарифы на энергию, как отмечалось, утверждаются региональной энергетической комиссией, при этом принимаются во внимание ограничения, установленные законодательством, а также экономически обоснованные предложения РЭСЭДО, что создает определенную степень свободы организации в управлении процессом формирования тарифов на энергию. Последнее обстоятельство позволяет квалифицировать фактор тарифообразования как частично управляемый и рассматривать в режиме возможной оптимизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исраилов А.Х., Кодзокова А.Б. Основные определения рынка электроэнергии (мощности) // Проблемы социальноэкономического развития региона. Межвуз. сб. науч. тр. М.: МАКБ, 2008.

2. Исраилов Х.Л., Исраилов А.Х. Формирование системы стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия // Экономический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2009. № 4.

3. Кодзокова А.Б., Исраилов А.Х. Теоретические основы моделирования управления деятельностью региональной энергоснабжающей энергодефицитной организации // Социально-экономические проблемы регионов ЮФО: Межвуз. сб. науч. тр. Владикавказ: ГГАУ, 2008 .

4. Чеченова Ф.Ж., Кумыкова Ж.С. Организационно-экономические основы и условия сближения интересов разнопрофильных структур региональной экономической системы // Экономический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.