Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Сорокин И. С.

Проблемы и задачи энергосбытовой политики

1. Текущая ситуация

Улучшение платежей в электроэнергетике является эдной из самых острых и неотложных проблем от-эасли. В настоящий момент практически иссяк потенциал нетто-кредитования со стороны производителей энергетических ресурсов, сконцентрировавших более 50% всей дебиторской задолженности промышленности. Электроэнергетика, наряду с газовой промышленностью, является одним из основных кредиторов отраслей российской экономики. В течение 1998 года, поданным И.С. Бохмата, приведенным на Всероссийском семинаре-совещании эуководителей энергосбытовых подразделений АО-энерго 27 - 28 октября 1998 г. в Москве, ситуация с платежами потребителей в целом по отрасли продолжала ухудшаться. За 8 месяцев этого года дебиторская задолженность потребителей перед предприятиями отрасли выросла со 101,9 млрд. рублей до 123,5 млрд. рублей, причем наибольший прирост задолженности допущен на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности и организаций, финансируемых из федерального бюджета (1).

Что касается структуры расчетов за энергию, то при зсем разнообразии форм оплаты - денежные средства, векселя, бартер, взаимозачеты и пр.- энергосистемы с трудом осуществляют планы поэтапного увеличения минимального уровня собираемости финансовых средств в АО-энерго с собственных по-требитегэй и не в полной мере выполняют задания по уплате абонентной платы РАО «ЕЭС России» в денежной форме, установленные Приказом РАО «ЕЭС России №2 от 8.01.98 относительно сбора средств и платежей по абонентной плате в денежной форме задание - 30%).

Заметно различаются показатели денежных платежей по отдельным регионам России.

На Всероссийском семинаре-совещании руководителей энергосбытовых подразделений АО-энерго были обсуждены некоторые из важнейших факторов, влияющих на сбор платежей потребителей энергий, и определены направления улучшения сбытовой политики региональных энергокомпаний. Среди них можно отметить следующие:

2. Тарифная политика

Определяющее влияние на финансовое состояние энергосистем и платежи за энергию оказывает государственная тарифная политика. На семинаре-совещании были отмечены трудности с обеспечением самофинансирования целого ряда энергосистем страны из-за популистского занижения регулируемых тарифов. Так, летом 10 энергосистем были убыточны «по отгрузке» - уровень уста-

новленных тарифов не был достаточным для покрытия планируемых затрат этих компаний, а с учетом неплатежей число убыточных (убыточных «по оплате») составляло около 20 энергосистем. В настоящее время в связи с финансовым и банковским кризисом их число возросло до 40. Неблагоприятной остается структура тарифов на электрическую и тепловую энергию с большими масштабами перекрестного субсидирования населения и сельского хозяйства за счет промышленных потребителей*. При этом в энергосистемах наблюдается 10-20% годовой рост электропотребления, относимого к населению.

Снижение тарифов на услуги по энергоснабжению населения частично субсидируются за счет местных бюджетов. Однако, компенсации энергокомпаниям из местных бюджетов, как правило, осуществляются не денежными средствами, а зачетами, что препятствует увеличению денежной составляющей в платежах за энергию.

С усилившимися в последнее время инфляционными процессами в экономике России при вероятных задержках и отказах в пересмотре тарифов энергетики связывают дальнейшее ухудшение финансового положения отраслевых компаний. Вместе с тем на семинаре-конференции было подчеркнуто, что в краткосрочной перспективе (в 4 квартале 1998 года) не будет заметного удорожания основных факторов производства в электроэнергетике (ремонты уже проведены, топливо заготовлено по старым ценам и т.п.). Более того, у энергокомпаний появились новые возможности по увеличению платежей, так как у потребителей появились «эмиссионные» деньги и происходит сезонное увеличение спроса на энергию.

В дальнейшем, для обеспечения финансовой устойчивости энергокомпаний придется принимать целый ряд мер, связанных с совершенствованием тарифной политики, и в том числе:

- необходимо сокращать перекрестное субсидирование, и в том числе за счет:

- внедрения блочных тарифов на электроэнергию для населения со ставками, дифференцированными по объемам электропотребления. Внедрение блочных тарифов в трети энергосистем страны привело к увеличению их выручки;

*Так, например, в сентябре 1998 года в для АО «Брянс-кэнерго» были установлены следующие тарифы: для промышленности (750 кВт и выше) - 37.57 коп./кВт.ч, для городского населения - 15 коп./кВт.ч (до 100 кВт.ч) и 20 коп./кВт.ч (от 100 кВт.ч) при среднесистемном тарифе -26.11 коп./кВт.ч. В АО «Смоленскэнерго» при среднем тарифе на теплоэнергию 70.38 руб/Гкал тариф для промышленных потребителей составляет 82,09 руб./Гкал.

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

- внедрения тарифов на электроэнергию, дифференцированных по уровням напряжения (в настоящее время они внедрены только в 15 АО-энерго);

- ликвидации многочисленных льгот для различных категорий потребителей (в АО «Ярэнерго», например, существуют 43 группы льготников);

- необходимо отменить решение Правительства России о предоставлении 50% скидки с тарифа потребителям, оплачивающим поставки электроэнергии денежными средствами. Введение скидок уменьшило поступления денежных средств от платежеспособных потребителей, в то время как платежи остальных потребителей не улучшились;

- необходимы меры по сдерживанию роста цен на ресурсы (топливо и т.п.) и услуги, потребляемые в электроэнергетике;

- необходимо проводить работу с региональными энергетическими комиссиями по сокращению социальных расходов и иных непроизводственных затрат, включаемых в тарифы;

- необходимо ввести механизмы индексации основных статей затрат в период между пересмотрами тарифов для своевременного учета складывающейся динамики цен на соответствующие ресурсы, потребляемые в электроэнергетике, и другие меры. 3. Взаимоотношения с оптовыми потребителя-ми-перепродавцами

Большое внимание в процессе обсуждений на семинаре-совещании было уделено оптовым потребителям-перепродавцам (ОПП). Среди современных проблем взаимодействия энергосистем с ОПП обсуждались такие как:

- задержка платежей. В настоящее время ОПП потребляют около 12% полезного отпуска энергии, а их доля в дебиторской задолженности энергосистем составляет 22%. На 1.09.98 их долг энергетикам составил 26.6 млрд. рублей;

- завышение тарифов для промышленных потребителей. Во многих энергосистемах отпуск энергии перепродавцам производится по льготным тарифам, что при существенном завышении перепродавцами собственных расходов усугубляет проблему перекрестного субсидирования: тарифы на энергию промышленных потребителей возрастают до 20-40%;

- слабая организация или отсутствие сбытовой политики. Во многих случаях у ОПП нет хорошо организованных сбытовых служб, плохо ведется работа с потребителями (и, в частности, по проверке правильности учета у потребителей и рейды по выявлению хищений энергии), нет заинтересованности у ОПП в работе над повышением собираемости платежей и сокращением коммерческих потерь энергии, нет отработанных организационных механизмов для проведения по поручению АО-энерго отключений потребителей-неплательщиков, присоединенных к сетям перепродавцов;

- справедливое разделение выручки. Не урегулированы отношения АО-энерго с перепродавцами по справедливому разделению выручки от реализации электрической и тепловой энергии. В частности, наибольшие противоречия возникают в отношении контроля за поступлением и распределением платежей потребителей, вносимых в форме наличных денежных средств через приемно-кассовые центры.

На семинаре-совещании обсуждались разные подходы к решению проблемы перепродавцов - от поиска новых, более цивилизованных форм совместной хозяйственной деятельности энергосистем и перепродавцов до введения существенных ограничений на хозяйственную деятельность перепродавцов, вплоть до их полной ликвидации. В качестве примера «цивилизованного» сосуществования энергосистемы с перепродавцом был представлен опыт работы АО «Омскэнерго» с ОПП «Ом-скэлектро».

ОПП «Омскэлектро» - крупный перепродавец электрической энергии, обслуживающий 375 тыс. абонентов (из них: 371 тыс. - население, 3150 - мелкие промышленные потребители, 350 -крупные промышленные и приравненные к ним потребители). В компании ведется раздельный учет затрат. На хорошем организационном уровне ведется сбытовая деятельность: в штате 50 линейных контролеров; в 1997 году проведено 188400 проверок бытового сектора, 115 рейдов по выявлению хищений электроэнергии; выявлено 7500 нарушений; произведено 9726 отключений. Активно ведется претензионно-исковая работа: было возбуждено 111 арбитражных дел; 67 заявлений о возбуждении уголовных дел в отношении граждан, нанесших материальный ущерб, было подано в гражданский суд (из них 30 доведено до судебных приказов). Для привлечения внимания к проблеме неплатежей ведется активная информационная кампания в средствах массовой информации: корреспонденты привлекаются к проведению проверок у потребителей, готовятся телевизионные репортажи и т.п.

В основе коммерческих отношений АО «Омскэнерго» с ОПП «Омскэлектро» лежат трехсторонние договора Омскэнерго, Омскэлектро и потребителя. В рамках этих договоров потребитель берет на себя обязательства по осуществлению раздельных платежей: 30% суммы платежа перечисляется ОПП «Омскэлектро», а 70% - АО «Омскэнерго», что соответствует их долям в общей структуре затрат на электроснабжение. При этом Омскэлектро предоставило АО «Омскэнерго» доступ к своей базе данных по потребителям. Отключение потребителей по просьбе АО «Омскэнерго» производятся Омскэлектро на безвозмездной основе. Выпиской платежных поручений занимается ОПП «Омскэлектро». Для сбора платежей с бытовых потребителей было решено не открывать приемно-кассовые центры при Омскэлектро, а заключить договор на обслуживание с Почтамтом, почтовые отделения которого осуществляют прием и раздельное перечисление платежей.

В качестве мер жесткого воздействия на перепродавцов, не выполняющих свои обязательства перед энергосистемами, на семинаре-совещании обсуждались следующие:

- передача имущества (оборудования и сетей) ОПП за долги на баланс АО-энерго;

- выкуп имущества муниципальных ОПП за счет дополнительной эмиссии акций АО-энерго и передачи этих акций в собственность местной администрации.

Пример такого присоединения перепродавцов был представлен АО «Комиэнерго», причем для ее реа-

__НОЯБРЬ

1998

лизации была разработана оригинальная схема, позволившая существенно сократить налоговые и другие издержки, связанные с дополнительной эмиссией акций АО «Комиэнерго». До конца 1996 года в Республике Коми было 15 перепродавцов электроэнергии (11% отпуска электроэнергии) и 5 перепродавцов теплоэнергии (34% отпуска тепла). Общая задолженность перепродавцов достигла 400 млрд. неденоминированных рублей или около 30% всей товарной продукции. В настоящее время в республике остался один перепродавец (Воркутауголь). Реализация этих мер позволила увеличить общую оплату поставок энергии и довести денежную составляющую платежей до 16,8%. За счет сокращения непрофильных затрат, включавшихся муниципальными

перепродавцами теплоэнергии в тарифы (содержание городских объектов, дороги, убытки города и т.п.), удалось снизить средний тариф на теплоэнергию более чем на 19% (с 169 до 138 руб./Гкал);

- передача функций сбыта от ОПП в АО-энерго, означающая перевод потребителей на прямые расчеты с АО-энерго.

Реализация этих мер уже привела к заметному уменьшению числа перепродавцов. Так, количество перепродавцов энергии с 1343 по состоянию на 1.01.98 сократилось на 1.10.98 до 1256.

4. Взаимоотношения с потребителями, финансируемыми из средств федерального бюджета

По состоянию на 1.09.98 общая задолженность организаций, финансируемых из федерального бюджета, перед электроэнергетикой составила 16.4 млрд. рублей, и в том числе: Минобороны России -6.4 млрд. рублей, МВД России - 1.4 млрд. рублей, ВПК - 6 млрд. рублей, научно-просветительские учреждения - 1.1 млрд. рублей. Больше 1 задолженность организаций, финансируемых из федерального бюджета, и особый статус этих потребителей энергии требует особой организации договорных отношений и оплаты поставок энергетических ресурсов.

Новую основу взаимоотношений предприятий энергетики с федеральными бюджетополучателями в 1998 году создало введение лимитов потребления энергии в натуральном и стоимостном выражении*. Минтопэнерго России утвердило «Временный порядок реализации лимитов потребления электрической и тепловой энергии организациям, финансируемым из федерального бюджета, и контроля за их исполнением» (29.01.98). АО-энерго на основании утвержденных лимитов приступили к перезаключению договоров энергоснабжения. Однако практический переход к новым взаимоотношениям энергокомпаний с федеральными бюджетополучателями сталкивается с трудностями, среди которых на семинаре-совещании были затронуты следующие:

- неполное бюджетное финансирование установлен-

*Введены Постановлением Правительства РФ от 5.01.98 N25 «О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета».

ных лимитов и использование преимущественно зачетных схем. В настоящее время организации-бюджетополучатели оплатили только 55% отпущенной им энергии, из них Минобороны России - 38%, МВД России - 49%. При этом оплата энергии этими организациями производится в форме зачетов, что в свою очередь снижает показатели энергосистем по сбору платежей в денежной форме и затрудняет выполнение ими своих налоговых обязательств. Так, по долгам 1997 года Минобороны России, МВД РФ, МПС РФ и других ведомств Минфин РФ в июле 1998 года выделил квоты на погашение этих долгов в форме зачетов с федеральным бюджетом по долгам АО-энерго, РАО «ЕЭС России», федеральных станций и топливоснабжающих организаций; отсутствие надежной методической базы нормирования энергопотребления с разбивкой по годам, кварталам и месяцам, что не позволяет обоснованно устанавливать и контролировать исполнение лимитов;

отсутствие стимулов у потребителей - федеральных бюджетополучателей к использованию лимитов. Потребители энергии, относимые к категории неотключаемых или условно неотключаемых потребителей (организации Минздрава РФ, Минсвязи РФ и др.), не заинтересованы в перезаключении договоров энергоснабжения с применением установленных лимитов.

По мнению участников семинара-совещания, практику использования лимитов энергопотребления имеет смысл продолжить в следующем году, но при условии строгого соблюдения Правительством России своих обязательств по финансированию установленных лимитов.

Существенно улучшит целевое использование средств, отпущенных на оплату энергии, потребляемой федеральньми бюджетополучателями, перевод их счетов в региональные отделения Федерального казначейства.

5. Взаимоотношения с потребителями, финансируемыми из средств местных бюджетов

По состоянию на 1.09.98 общая задолженность потребителей, финансируемых из средств местных (республиканских, краевых, областных и муниципальных) бюджетов за потребленную электрическую и тепловую энергию составила 14.2 млрд. рублей (около 12% от общей задолженности потребителей). Эта категория потребителей оплатила 79% отпущенной энергии, но только 14% поставок было оплачено денежными средствами и банковскими векселями. Аналогично отношениям с федеральными бюджетополучателями, в 1998 году была сделана попытка использования при организации договорных отношений с этими потребителями лимитов потребления электрической и тепловой энергии. Постановлением Правительства РФ* органам исполнительной власти было рекомендовано установить для юридических лиц, финансируемых за счет средств субъектов РФ, лимиты энергопотребления. В июне 1998 года Минтопэнерго России и РАО «ЕЭС России» разработали соответствующую методику фор-

* Постановление Правительства Российской Федерации от 3.06.98 №555

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

мирования лимитов потребления энергии. Однако, внедрение лимитов для этой категории потребителей пока не началось, и основная масса расчетов (75-80%) продолжает осуществляться в форме зачетов АО-энерго по платежам в местные бюджеты. РАО «ЕЭС России» надеется ускорить введение лимитов, предусмотрев соответствующие условия в многосторонних соглашениях, заключаемых в настоящее время с участием местных администраций.

6. Взаимоотношения с населением

На семинаре-совещании подчеркивалась важность совершенствования сбытовой работы с населением. Бытовой сектор является для энергокомпаний важным источником поступления денежных средств. Доля потребления электроэнергии населением во многих АО-энерго доходит до 25-30%. В дальнейшем, по мере сокращения масштабов перекрестного субсидирования и роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения, будет расти и доля этой категории потребителей в общей структуре платежей энергокомпаний. В целом по отрасли организация сбыта энергии населению не отличается высокой эффективностью. Об этом, в частности, свидетельствует рост задолженности населения перед АО-энерго (за 8 месяцев 1998 года она выросла с 4.41 млрд. рублей до 5.35 млрд.рублей), растущие коммерческие потери энергии и т.д. Объективной экономической причиной, замедляющей техническое оснащение бытового сектора современными приборами учета, внедрение современных технологий сбыта, являются низкие цены на энергию, поставляемую бытовым потребителям.

Вместе с тем на семинаре-совещании был представлен успешный опыт Санкт-Петербурга по существенному улучшению энергосбытовой работы в бытовом сект_-ре без дорогостоящих капиталовложений в техническую модернизацию систем контроля и учета энергии.

В АО «Ленэнерго» доля населения составляет 25% от общего объема потребления электроэнергии, и насчитывается около 1 300 ООО абонентов. Начиная с 1994 года, сбором платежей с бытовых потребителей электроэнергии в Санкт-Петербурге занимается Петроэлектросбыт — дочерняя компания АО «Ленэнерго».

До изменений системы сбыта электроэнергии населению использовался относительно небольшой штат линейных контролеров (60 человек) и ручная обработка платежных документов. Экономический анализ возможностей применения современных технических средств учета и контроля (использование магнитных карт, высоковольтных модемов и пр.) показал, что их внедрение в настоящее время слишком дорогостояще и экономически неэффективно. Поэтому усилия были сосредоточены на компьютеризации системы учета и обработки платежей, улучшении организации и стимулирования сбытовой работы.

Была создана единая и полная база данных по всем бытовым потребителям, содержащая сведения об адресах абонентов, используемых приборах учета, истории платежей, посещениях потребителей конт-

I

ролерами Петроэлектросбыта и др.). Была создана новая система приема платежей и работы с абонентами (установление счетчиков, заключение договоров энергоснабжения, предоставление предусмотренных законом льгот и т.п.), состоящая из 70 пунктов. За счет этих изменений была обеспечена прозрачность денежного потока от плательщиков до энергокомпании.

Была изменена технология работы с потребителями. С каждым абонентом был заключен договор энергоснабжения, определяющий их права и ответственность. Число линейных контролеров было увеличено до 300 человек, что позволило организовать тотальное посещение всех потребителей (минимум 1 раз в 3 месяца). Ведение базы данных по потребителям позволило минимизировать работу линейных контролеров (посещения планируются в случае несоответствия текущих платежей абонента средней статистике потребления электроэнергии). Была изменена система стимулирования сбытовой работы. Петроэлектросбыт работает на основе агентского договора с АО «Ленэнерго». Размер агентского вознаграждения по договору -21% от общего объема собранных платежей.

Развертывание своей системы приема платежей позволило заключить договора с банками-агентами по приему платежей на лучших условиях (плата за услуги снизилась с 3% до 1.5%). Дополнительно банки осуществляют взимание пени за просрочку платежей, осуществляют проверку правильности заполнения платежных документов. В Петроэлектросбыте была создана справочно-дис-петчерская служба, предоставляющая информацию о своей деятельности. Обслуживаются до 2000 обращений ежедневно.

Создана электротехническая диспетчерская служба, занимающаяся приведением парка приборов учета и контроля в нормальное состояние. На эти цели расходуется до 500 тыс.рублей ежегодно. В целом, как было отмечено на семинаре-совещании, реорганизация системы сбыта в Петроэлектросбыте обошлась довольно дорого, выросли и операционные затраты на ее функционирование. Вместе с тем, хотя новая система сбыта не принесла пока большого экономического эффекта, она не приносит и убытков. Эффект от этой системы может быть увеличен в будущем при распространении ее использования в Ленинградской области и в других коммунальных предприятиях, при росте тарифов на энергию для населения.

7. Общие вопросы сбытовой политики

На семинаре-совещании были затронуты также некоторые аспекты, связанные с общей сбытовой политикой энергокомпаний. Среди них, в частности, можно отметить следующие:

- новые Правила энергоснабжения. Подготовлен проект новых Правил энергоснабжения (находится на согласовании в Правительстве РФ), определяющих права и ответственность энергоснабжающих организаций и их потребителям в соответствии с Гражданским кодексом РФ, минимальные требования к договору энергоснабжению и др.;

- отключение потребителей. Отмечалось, что права по отключению неплатежеспобных потребителей, уже

__НОЯБРЬ

1998

предоставленные энергетикам в 1997 -1998 годах, вполне достаточны, и основной вопрос в настоящее время - научиться эффективно использовать предоставленные права;

- необходимость дифференцированного подхода к потребителям в зависимости от их платежеспособности. Во многих энергосистемах (Ленэнерго, Мосэнерго, Омскэнерго, Новосибирскэнерго и др.) используется дифференцированный подход к потребителям, разработана четкая классификация потребителей по уровню платежеспособности. В расчетах с платежеспособными потребителями применяются только денежные платежи. В расчетах с ограниченно платежеспобными потребителями используются в определенных пределах неденежные формы платежей. При этом проводится регулярный аудит финансового состояния и анализ финансовой отчетности этих потребителей;

- стимулирование платежей потребителей. Единодушно отмечалась необходимость отмены решения Правительства России о предоставлении 50% скидки с тарифа потребителям при осуществлении денежных расчетов как неудачное решение, сокращающее платежи потребителей.

Приводились примеры работы отдельных энергосистем по улучшению расчетов с потребителями энергии, и в частности:

АО «Ленэнерго» совместно со своим дочерним банком «Петроэнергобанк» реализует вексельную программу для работы с потребителями с жесткой схемой контроля за движением векселей (отслеживается до 2/3 выпущенных векселей). Начиная с 1995 года, АО «Мосэнерго» совместно с коммерческим банком «Принтбанк» развивает новую систему сбыта. Используется сложный программный комплекс по управлению финансовыми потоками в энергосбытовых подразделениях. Ведется динамическая база данных по плательщикам. Отделения Принтбанка открыты в настоящее время в 39 энергосбытовых подразделениях АО «Мосэнерго», открыты 24 приемно-кассовых центра для приема наличных платежей. Разработана оригинальная вексельная схема расчетов с должниками, позволяющая даже крупным плательщикам, оставаясь в рамках действующего законодательства, осуществлять платежи за поставленную энергию в наличной форме. Хотя некоторыми участниками семинара-конфе-ренции правомочность использования такой схемы была поставлена под сомнение. 8. Задачи по дальнейшему совершенствованию технического обеспечения и организации работы энергосбытовых подразделений АО-энерго

Как отметил Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайс, открывший семинар-совещание, улучшение сбытовой политики предприятий электроэнергетики является в настоящее время наиболее важным и приоритетным направлением. В частности, им были намечены следующие задачи: 1) Энергоснабжающие компании холдинга РАО «ЕЭС России» должны проводить агрессивную рыночную сбытовую политику, расширяя сферу сбыта своей продукции и добиваясь полной ее оплаты потребителями.

2) Важнейшим механизмом обеспечения платежей является отключение неплательщиков. Принятые в июле 1998 года поправки к механизмам отключения* дают большие возможности энергетикам, но ими еще недостаточно активно пользуются.

Не должно быть совсем неотключаемых потребителей. Нужно добиваться того, чтобы по всем потребителям, включенным в настоящее время в список неотключаемых потребителей, были установлены лимиты потребления энергоресурсов. За пределами установленных лимитов должны действовать общие правила отключения.

3) Инвестиции в улучшение собираемости платежей, в систему контроля и учета потребляемой энергии - самые эффективные сегодня вложения, даже по сравнению с вложениями в развитие основных фондов отрасли.

4) Необходимо существенно повысить роль и статус энергосбытовых подразделений энергосистем. Для этого необходимо:

- создать систему материального стимулирования энергосбытов, и в частности внедрить систему их оплаты, зависящую от реального процента сбора платежей в денежной форме;

усилить кадровый потенциал энергосбытов, привлекая квалифицированных специалистов (юридической и коммерческо-аналитической службы, службы безопасности и др.);

- повысить статус директоров энергосбытов до уровня первого заместителя генерального директора соответствующего АО-энерго с согласованием назначений на эту должность в РАО «ЕЭС России». Для реализации этих задач, как отмечалось на семинаре-совещании, необходимо: в ближайшие годы реализовать широкомасштабную программу обеспечения всех субъектов рынка электрической энергии и мощности современными приборами учета (в том числе приборами для повременного учета по отдельным зонам суток), создать и внедрить на всех уровнях управления производством и распределением энергии современные автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), позволяющие осуществлять надежный съем и обработку информации со счетчиков в темпе процесса.

Необходима также большая работа по развитию действующих организационных структур, численности и кадрового состава энергосбытовых подразделений АО-энерго. В зависимости от региональных условий в каждой энергосистеме должен быть свой уровень централизации сбытовой деятельности (централизованный, децентрализованный, смешанный сбыт), найдены свои механизмы стимулирования персонала энергосбытов, выработаны свои схемы работы с различными категориями потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.