Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОРЫНКА РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОРЫНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОРЫНКА РОССИИ»

Б.М. Сейнароt

Док. юрид. наук, проф., судья Высшего Орбитражного суда FC

Д.Л. Конни

Juris Doctor USA, Гпавный консультант по Юридическим вопроса' Программы по естественным монополиям IfílS CLLA

В.Н. Синельникоеа Док. юрид. наук, проф., консультант по юридическим вопроса Программы по естественным монополиям IRIS CLL*

Правовые вопросы регулирования энергорынка России

Авторы настоящей статьи хотели бы проанализировать некоторые правовые проблемы, возникающие на энергорынке России, а также предложить возможные пути их решения. Дело в том, что рыночные отношения в энергетике сталкиваются с большими трудностями, многие из которых порождены несовершенством правового ре1улирования. Причин ктому несколько. Одна из них состоит в том, что при написании соответствующего раздела ГК РФ законодатель исходил из сложившихся в то время отношений: РАО ЕЭС по сути была государственным монополистом на энергорынке России, ФОРЭМ еще не существовал, действовали правила, утвержденные при социализме, рыночные отношения в энергоснабжении еще не сложились.

Последующие нормативные акты федерального и регионального уровня, в частности, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др. направлены в основном на усиление государственного контроля в области регулирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе с целью поддержки предприятий административным путем и развитию конкурентоспособности энергорынка России они мало способствуют.

Наиболее прогрессивным документом, направленным на развитие рыночных отношений и повышение экономической эффективности деятельности в сферах естественных монополий следует назвать Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". В этом документе подчеркивалось, что государственная политика в области электроэнергетики будет направлена на:

а) развитие рыночных отношений, в том числе путем создания независимой организации (оператора оптового рынка) для выполнения операторских функций (без получения прибыли)1 на оптовом рынке, включая осуществление расчетов и платежей;

б) создания на базе тепловых электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" генерирующих компаний, каждая из которых не будет

занимать монопольного положения ни в одной из энергозон оптового рынка. Вся ответственность за развитие, реконструкцию, модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих мощностей буде-возложена на новые компании;

в) проведение реструктуризации Российскою акционерного общества "ЕЭС России .

Кроме того, предполагалось завершение формирования федеральных и региональных органов регулирования сферы естественной монополии в электроэнергетике. Комиссии по регулированию должны самостоятельно осуществлять свою деятельность в пределах переданных им полномочий

В соответствии с названным Указом был созда-независимый финансовый оператор (НФО) оптового рынка, который работает с потребителям1 осуществляющими расчеты за потребленную энергию только денежными средствами. Однакс конкуренции на энергорынке НФО не создал, и, мнению некоторых энергетиков, через него идет отток денежных средств с ФОРЭМа. Этим можне объяснить нежелание РЭКов сотрудничать с НФО.

Следующим шагом по реализации Указа быль попытка РАО ЕЭС России и ФЭК России создать Национальный энергетический рынок. Для разработки концепции создания такого рынка, а также подготовки необходимых учредительных документов в марте 1998 г. была создана рабочая группа, которая работала более 2-х месяцев и подготовила необходимые материалы. Однако после смены руководства РАО ЕЭС России, работа группы была приостановлена и все проекты остались невостребованными. В настоящее время, по заказу РАО ЕЭС России, работает другая группе специалистов, их задача состоит не только в подготовке правовой основы деятельности оптового энергорынка России, но и выработке экономических постулатов осуществления денежных перетоков.

Но это пока перспективы развития энергорынка. А действующие нормативные акты по-прежном^ тормозят развитие конкуренции при поставке электроэнергии. В частности, многие юристы и энергетики считают, что все отношения на энергорынке России могут регулироваться только договором энергоснабжения в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Это утверждение, по нашему мнению, не бесспорно. Скажем, оказание услуг на энергорынке по поисжу клиентоь предварительной проработке вопросов для

'- То есть, предполагалось создать некоммерческую организацию, которая будет осуществлять функции оператора на ФОРЭМе.

:-.'я договора энергоснабжения, могут быть гчы на основе агентского договора или _ ого оказания услуг, а может быть, и а поручения2.

г месте с тем следует иметь в виду, что е в цепочке договорных отношений по -збжению лишних посредников чаще всего дорожанию стоимости энергоресурсов для 1твлй', появлению паразитирующих на набжении лиц, которые не вкладывая сколь-значительного труда и средств, пытаются на гупно "подзаработать". Что жо касается непосредственно дог овора чабжения, то из определения, данного в п. 1 вытекает, что энергоснабжающая организация г'ся подавать абоненту (потребителю) через глиненмую сеть энергию, а абонент обязуется ать принятую энергию, а также соблюдать . чотренный договором режим ее потребления, ечизагь безопасность эксплуатации находя-з его ведении энергетических сетей и еность используемых им приборов и кования, связанных с потреблением энергии.

словами, происходит возмездная передача ии от продавца покупателю, т.е., с одной -ы, договор энергоснабжения является гидностью договора купли-продажи, поскольку жит в себе все признаки этого обязательства. С ол стороны энергия, являясь товаром, обладает 'и специфическими свойствами, которые -овили самостоятельное правовое регулиро з договора энергоснабжения3. К числу таких .,'фических свойств можно отнести:

передача товара потребителю осущест-~ся путем подачи энергии через присоединенную « на энергоустановку этого потребителя -ента).

2 на абонента возлагаются дополнительные - .¡энное ги в связи с использованием энергии:

обеспечить соблюдение режима ее -себления;

безопасность эксплуатации находящихся в •едении энергетических сетей;

исправность используемых им приборов и :удования;

3 энергоснабжающая организация наделяется голнительными правами в области контроля за

ическим состоянием энергоустановки абонента, приборов и оборудования; 4) абонент, претендующий на заключение -свора энергоснабжения, должен располагать вечающим установленным техническим требовани-энергомринимающим устройством, присоединен-м к сетям энергоснабжающей организации, а также

организовать учет потребления энергии.

В то же время следует иметь в виду, что правовая регламентация договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК РФ, поскольку детальное регулирование указанных правоотношений обеспечивается специальными законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (п.З. ст.539 ГК РФ). Например, право на участие в договоре энергоснабжения субабонента предусмотрено ст 545 ГК РФ, в соответствии с которой ь отношениях по энергоснабжению наряду с энергоснабжающей организацией и абонентом может участвовать также субабонент, чья энергоустановка через присоединенную сеть сообщается с энергоустановкой абонента. При этом ГК РФ требует, что абонент может передавать субабоненту энергию, полученную от энергоснабжающей организации, лишь с согласия последней. Санкции же за нарушение этог о условия предусмотрены в Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982г.4 Подтверждением сказанного может служить дело, которое рассматривал Высший Арбитражный суд РФ, при обследовании тепловых сетей АООТ "Рязаньэнерго" было выявлено самовольное подключение к действующей тепловой сети жилого здания. Самовольное подключение осуществил абонент - Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей. АООТ "Рязаньэнерго" предъявило в суд иск к - Рязанскому муниципальному предприятию тепловых сетей. Исследовав материалы дела и руководствуясь п.9.2.11. Правил пользовании тепловой энергией, арбитражный суд за самовольное подключение правомерно взыскал с Рязанского муниципального предприятия тепловых сетей 5 ти кратную стоимость потребленной тепловой энергии в пользу АООТ "Рязаньэнерго"5.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения признан публичным. Это значит, что для энергоснабжающей организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решай ь вопрос о заключении договора, поскольку отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий.

На основе признака публичности договора

Сторонники этой точки зрения разработали Примерную форму агентского договора, общие условия договора поставки, который были •нгны юристам РЭКов на семинаре 1Р15а в декабре 1998 г. Более того, ФЭК России разработала и Постановлением № 36\3 от 11.00.98

.¿дила Правила предоставления услуг по передаче электрической энер! ии. Однако МЮ РФ, не оспаривая возможность правового ;гулирования услуг по передаче электрической энергии различными договорами ГК РФ, отказало в регистрации данного Постановления в язи с тем, что ФЭК России, при утверждении данных Правил пр"выоила свои полномочия. В ГК РФ ему отведен параграф 6 главы 30.

Правила пользования электрической и тепловой энергией, М.: Энергоиздат,1982 Архив Высшего Арбитражного суда РФ,

Б в с m н Ii к ФЭК России

энор| оснабжающая организация не вграве оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении договоров, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отсюда следует два вывода:

первый - тарифы на электро- и теплоэнергию должны быть едиными для каждой группы потребителей. Это подтверждается изменениями от 11 февраля 1999г . № ЗЗ-ФЗ в ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации": При установлении для отдельных потребителей льготных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей;

второй - порядок, условия и сроки рассмотрения предложений по установлению тарифов также должны быть едиными для каждой группы потребителей. Решение об установлении тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность, тепловую энергию и тепловую мощность, размера платы за услуги и о сроках их введения принимается на заседаниях региональной комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения предложений. Перед обсуждением предложений на заседании РЭК они должны быть рассмотрены экспертным советом региональной комиссии в установленном порядке6.

Отсутствие в указанном Порядке санкций за нарушения региональной энергетической комиссией7 сроков рассмотрения предложений энергоснаб-жающей организации по тарифам иногда создает конфликтную ситуацию. Так, ОАО "Дальэнерго", не дождавшись в установленный срок от РЭК Приморского края решения по представленным предложениям, в одностороннем порядке увеличило тариф на отпускаемую им электроэнергию. Постановлением РЭК Приморского края решение ОАО "Дальэнерго" было отменено. Однако Федеральная энергетическая комиссия , основываясь на нарушении РЭК 30-дневного срока рассмотрения предложений, признала действия "Дальэнерго" правомерными, а введенные им тарифы обязательными для всех потребителей8.

Третья обязанность, которая вытекает из публичности договора состоит в том, что энергоснабжающая организация должна осуществлять энергоснабжение в отношении каждого, кто к ней обратится. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договооа2.

Цена на отпускаемую энергию устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление лыот для отдельных категорий10. В соответствии с ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснаожающими организациями (кроме находящихся в муниципальной собственности) потребителям устанавливаются органами государственного регулирования тарифов, каковыми являются ФЭК России и региональные энергетические комиссии.

Споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров, должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон в отличие от большинства обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон'1.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы в отношении данною доювора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые доюворы, положения и т. п.). Таким образом, законодатель исходит из того, что императивные правовые нормы; определяющие условия публичного договора, могут быть

6- П.7 Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г N 121, с изм. от 1 июля, 10 августа 1998 г.).

7- В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, организации электроэнергетики, потребители или региональные комиссии в месячный срок после принятия региональной комиссией решения могут обратиться в ФЭК России для разрешения разногласий.

8- Архив Высшего Арбитражного суда РФ.

9- Следует иметь в виду, что правом на понуждение к заключению договора обладает только пофебитель. Энергиснаожающая организация не имеет подобных полномочий. Примером может служить иск о понуждении заключить доювор на поставку тепловой энергии для отопления жилых домов, предъявленный ОАО "Смолонкэнерго" к АООТ "Рубиновая поляна". Суд, исследовав материалы дела и руководствуясь ст.445 ГК РФ, в соответствии с которой требование о понуждении заключить договор может бьпъ заявлено сторонсй-потребителем услуг, в иске ОАО "Смоленкэнерго" отказал.

10- См., например, указ Президента РФ "О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию" от 25 июля 1998 I N° 889. См. также: Правила рассмотрения Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации разногласий, связанных с

государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, и уплаты сбора за рассмотрение таких разногласий (утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1114).

ытш.мщт

_-ны не только федеральным законом, как это место в большинстве случаев, но и ениями правительства, --эе положение в полной мере учитывает :.--у отношений, опосредуемых публичными ами: как правило, это отношения ^енных коммерческих организаций с потребителем. Именно необходимость ения защиты прав и законных интересов 'телей требует оперативного, гибкого и е полного регулирования условий публичных есо-ов.

м из таких способов формулирования сторо :ловий договора, значительно облегчающих ос его заключения, является отсылка к 1ям различных примерных договорив (ст. 427 Дяя этого достаточно, чтобы были разработаны «■ .ные условия для конкретных видов договоров, примерный договор энергоснабжения или !. (ид агентских услуг на энергорынке и т.п. Важно - звать гакие примеоные условия в печати, т.е. •ч-ь их общеизвестными и доступными как доя ¡снабжающей организации так и для '/теля.

■: показывает опыт других стран, особого вни-- заслуживают примерные условия договоров, збатываемых различными ассоциациями зами) товаропроизводителей либо потреби-В таких примерных условиях отражается ¿фика соответствующих товаров, работ и услуг, осматриваются конкретные правовые средства, эгвленные на реализацию интересов производ-эй и потребителей, обеспечение защиты их прав. 5 действующих пока Прапилах пользования трической и тепловой энергией 1982 года ючены тексты Типовых договоров по видам ебителей. способов передачи энергии (тепло-з паре, горячей воде). С учетом принятого нового " ЭФ, закрепляющего принципы свободы договора, то бы правильным разрабатывать тексты - -мерных договоров.

К сожалению, в России практика разработки :+ессиональных текстов примерных договоров на »-ергорынке не получила широкого распроотраис-Хотя в других отраслях хозяйства такие формы ■ -ользуются весьма широко. Скажем, Роскомземом 996 I оду утверждены: Примерный договор аренды иелыюй доли. Примерный договор аренды хмельных долей при множественности лиц на -сроне арендодателей и т.п.; Минэкономики РФ. ■инфином РФ в 1995 году утвержден Примерный ::говор о финансовом лизинг е движимого имущест-а с полной амортизацией; список, можно продол-ить Используя опыт других ведомств, ФЭК России, К нашему мнению, так же могла бы своим установлением рекомендовать к применению на нергорынке России примерные формы различных -оговоров: агентского, поставки, предоставления злуг и др. Конечно, имея рекомендательный «зрактер такие договоры в процессе и;; подписания, могут быть изменены, но основа, конечно же будет

сохранена. Стремление же некоторых руководителей ФЭКа придать таким формам строго обязательный характер нарушает принцип свободы договора, предусмотренный ст. 421 ГК РФ а потому не может считаться правомерным.

В определенном смысле вторую жизнь многим подобным условиям договоров, которые не могут рассматриваться сегодня в качестве примерных в контексте п. 1 ст. 427 ГК, может дать норма п. ? названной статьи согласно которой в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия могу7 применяться к отношениям сторон в качества обычаев делово! о оборота. Но для этого они должны представлять собой правила, которые являются сложившимися и широко применяемыми б какой либо области предпринимательской деятельности, и по сути своей не противоречить законодательству РФ. Например как и во всяком договоре купли продажи, основной обязанностью абонента является оплата поданной ему энергии. Специфическая черта исполнения данной обязанности применительно к договору энергоснабжения состоит в том, что оплата должна производиться абонентом, исходя из количества фактически использованнои им энерг ии в соответствии с данными приборов, учитывающих эту энергию. В соответствии с п. 4.2.6. Правил пользования электрической энергией расчеты производятся эноргсснабжающей организацией 2 раза в расчетный период: промежуточный расчет - за потребление в первой половине этого периода и окончательный - за весь расчетный период. При задержке платежей начисляется пеня.

Однако некоторые субъекты предпочитают использовать в качестве санкций ст.395 ГК РФ предусматривающую ответственность за пользование чужими денежными средствами. Примером сказанного может служить дело муниципального предприятия Кировской области, которое обратилось с иском к Вятскому юсударственному педагогическому университету о взыскании задолженности за тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременной оплатой полученной энергии. Как видно из материалов дела ответчик не отрицал задолженности за пользование тепловой энергией, но из-за непоступления денежных средств на эти цели из федерального бюджета он возражал против возложения на него ответственности за нарушение сроков платежа. Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные документы, суд установил, что Вятский государственный педагогический университет является учреждением, осуществляющим функции некоммерческого характера, и финансируется из федерального бюджета. Поскольку ответчик не получил затребованных и положенных ему из бюджета необходимых средств, то он не мог погасить своевременно долг и пользоваться чужими денежными средствами. В иске было отказано12.

Как уже отмечалось, на абонента возложены

Архив Высшего Арбитражного Суда РФ.

обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности используемых энергетических сетей, приборов и оборудования. При этом в договоре (или приложении к нему) должны быть конкретно перечислены энергетические приборы и оборудование, за надлежащее техническое состояние которых абонент несет ответственность. Например, ООО "Магазин 60" обратилось с иском к ОАО "Волгоградоблэлектро" о возмещении убытков в связи с перерывом подачи энергии. Фаю перерыва в подаче истцу электроэнергии в связи с аварией материалами дела подтвержден и сторонами не оспаривалось. Однако заявление ответчика о вине истца в произошедшей аварии доказательствами не подтверждено. Согласно акту по установлению гарантийного обслуживания и ответственности за состояние электрических сетей и оборудования за магазином установлена ответственность за состояние электрической сети от первой до шестой опоры. Авария, повлекшая перерыв в электроснабжении, произошла на участке от шестой до седьмой о Торы, т.е. за пределами границы ответственности истца. При таких условиях вывод арбитражного суда о том, что ответчик должен возместить истцу убытки, причиненные перерывом в подаче электроэнергии является обоснованным13.

Кроме того положения ГК РФ, регламентирующие действия энергоснабжающей организации, связанные с перерывом в подаче, прекращением или ограничением подачи энергии (пп. 2 и 3 ст. 540) имеют принципиальное значение, поскольку в качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут происходить только по соглашению сторон, за исключением двух случаев.

Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при отсутствии соглашения сторон, но с предвари тельным уведомлением абонента, если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства должны быть удостоверены ороном государственного энергетическою надзора.

Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента, могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.

Несоблюдение этих условий является основанием для возмещения убытков. Так, Слободское АО обратилось с иском к АООТ "Коммунэнерго" о

взыскании убытков, причиненных отключение' электроэнергии без предварительного уведомлена потребителя. Исследовав материалы дел= арбитражный суд установил, что в заключение сторонами договоре отсутствуют условия, пр которых допускается перерыв в подаче электрс• энергии без предварительною уведомления потре бителя; кроме того, у ответчика не было необход1' мости принять неотложные меры по предотвращена или ликвидации аварии в системе самс энергоснабжающей организации.

Руководствуясь ст.ст. 15 и 393 Г'К РФ су удовлетворил исковые требования Слободского АС К сказанному хотелось бы добавить, что если таксе отключение могло повлечь смерть человека или инь,-тяжкие последствия, то должностное лицо или лице выполняющее управленческие функции б коммерческой или иной организации могут быт= привлечены к уголовной ответственности по ст 215. ТУК РФ'5.

С перерывом в подаче энергии тесно взаимосвязан вопрос об отключении энергии За неуплату. Энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, если абонентом выступает юридическс. лицо. Казалось бы, ГК РФ предоставил энорогс-снабжающей организации право на отключение организации-неплательщика, однако, если руководствоваться нормативно - правовыми документами устанавливающими определенные льготы дл? предприятий - неплательщиков, также приходим к выводу, что любое юридическое лицо имеет какие нибудь льготные условия энергопотребления и полностью отключить никого нельзя16. Эту правовую коллизию многие воспринимают негативно, посколг ку признают, что только отключение как санкция 1а неуплату имела бы больший эффект по сравнению с другими мерами17. Очевидно, назрела острая необхс димость предоставить энергоснабжающей ор| апиза ции такие полномочия, резко сократив кру льготников.

Рассматривая договорные отношения, нельзя обойти вниманием вопрос о возмещении убыткоя причиненных ненадлежащим исполнением обяза тельств, поскольку убытки - наиболее распространен ный и вместе с том универсальный способ защиты нарушенных праЕ. У потерпевшей стороны есть возможность требовать от нарушителя ее права возмещения причиненного вреда всегда, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом ст. 15 ГК РФ резюмируется право потерпевшей стороны на возмещение убытков в полном размере. Однако в договорах энергоснабжения используется

13- Архив Высшего Арбитражного Суда РФ.

'4- Архив Высшего Арбитражного Суда РФ.

15- Ст. 215.1 УК РФ Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.

,6- См. к примеру, Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. Пост. Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1) (с изм. от 17 июля 1998 г.)

,7- В Казахстане, передав энергоснабжение в частную собственность, были шокированы мерами, принятыми за неуплату: отключение Дома Правительства Однако в настоящее время платежи стали регулярно поступать и ситуация значительно улучшилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.