УДК 34
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
© 2009 г. Н.А. Модин
Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ,
214027, г. Смоленск, ул. Котовского, 2,
vak@admin. smolensk ги
Адвокатская палата Смоленской области,
214000, г. Смоленск, ул. Б. Советская, 13
Military Academy of Military Air Defense, 214027, Smolensk, Kotovskiy St., 2, vak@admin. smolensk. ru Advocate Chamber of the Smolensk Area, 214000, Smolensk, B. SovetskayaSt., 13
Раскрываются особенности правового регулирования договора энергоснабжения с участием муниципальных органов. Исследуются некоторые аспекты проблематики энергоснабжения в условиях местного самоуправления и, связанные с несовершенством российского законодательства, проблемы взаимоотношения муниципальных органов с энергоснабжающи-ми организациями, а также участия населения муниципального образования в договорных отношениях с муниципальными энергоснабжающими предприятиями.
Ключевые слова: договор энергоснабжения, муниципальные органы, местное самоуправление, централизованные поставки электрической энергии.
In named clause (article) features of legal regulation of the contract ofpower supply with participation of municipal bodies reveal. Some aspects of a problematics ofpower supply in conditions of local self-management connected with imperfection of the Russian legislation are investigated (researched), рroblems of mutual relation of municipal bodies with power the organizations, and also participations of the population of municipal formation (education) in contractual attitudes(relations) with municipal power the enterprises.
Keywords: contract of power supply, local administration, local government, centralized delivery of the electric energy.
Изменения государственного и общественного устройства России потребовали существенных преобразований в экономике страны. Энергетика, безусловно, является одной из самых актуальных сфер реформирования. На наш взгляд, этот процесс поможет улучшить регулирование отпуска энергоресурсов потребителям, особенно в условиях местного самоуправления.
Сегодня во многих регионах России продолжаются трудности по обеспечению электричеством населения, промышленных предприятий, учреждений, организаций. Причина этого - неплатежи, и решение проблем, связанных с ними, почему-то соотносят только с местными органами власти.
К сожалению, наделяя конституционно и законодательно органы местного самоуправления властными полномочиями и определяя круг их обязанностей, государство в то же время не подкрепило их финансами.
«На плечи» муниципальных образований легло тяжёлым бременем, при имеющейся слабой материальной базе, решение хозяйственных вопросов. Наиболее острым из них остаётся энерго- и теплоснабжение муниципальных предприятий, организаций, учреждений и территории в целом.
Сложившаяся договорная практика, к сожалению, не обеспечивает правового регулирования, которое способствовало бы правильному построению отношений на партнёрских началах.
Одним из сложных, на наш взгляд, в построении таких правоотношений является договор энергоснабжения.
Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) определяет в качестве субъектов договора продавца и покупателя
[1]. В условиях же местного самоуправления возникают обстоятельства, правоотношения которых не урегулированы гражданским законодательствам. Речь идёт о посреднических организациях, которые тоже выступают самостоятельным субъектом покупателя и продавца энергоресурсов, именуемым в договорах как «перепродавец», а также населения муниципального образования в качестве покупателя. В качестве «перепродавца» участвуют организации субъектов федерации - облкоммун-энерго.
Среди учёных-цивилистов ведутся споры в отношении правового положения договора энергоснабжения. Одни считают, что «...под действие договора энергоснабжения подпадают все отношения, складывающиеся при снабжении электрической, тепловой энергией и газом» [2]. С.М. Корнеев впервые поставил вопрос о выделении договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом в самостоятельный договор энергоснабжения.
А.М. Шафир отмечает, что «.договоры на снабжение через присоединённую сеть опосредуют отношения по снабжению электроэнергией, теплом и газом только по присоединённой сети (т.е. электросети или трубопроводу). Лишь в этом случае, считает учёный, имеется обусловленная непрерывным характером снабжения непосредственная зависимость деятельности снабжающей организации и потребителя, в результате которой договорные отношения распространяются на сферу использования энергии и газа» [3].
В основах гражданского законодательства 1991 г. (ст. 84) придерживались именно этой позиции, где в договоре по снабжению энергетическими и другими
ресурсами через присоединённую сеть снабжающая сторона обязуется обеспечить потребителя (абонента) предусмотренными договором ресурсами, а потребитель обязуется оплачивать принятые ресурсы.
А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой предлагают рассматривать договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами как разновидности договора энергоснабжения, т.е. выделять данные договоры в самостоятельные [4].
Не соглашаясь с такой позицией, В.В. Витрянский ссылается на правила о договоре энергоснабжения и отмечает, что «...снабжение (передача, доставка) энергией (нефтью, газом, ресурсами, товарами) через присоединённую сеть является технической особенностью (одним из способов) исполнения обязательств, вытекающих из подобных договоров, и само по себе никак не может служить видообразующим признаком для выделения самостоятельного типа или даже отдельного вида гражданско-правового договора (например, вида договора купли-продажи)» [5].
Более глубокий анализ данного вида договора сделал О.Н. Садиков, указывая, что «.квалификация договора на снабжение газом промышленных предприятий как договора особого вида, а не в качестве разновидности договора поставки, создаёт на практике определённые трудности» [6].
Точки зрения О.Н. Садикова и В.В. Витрянского нам представляются наиболее правильными. Они исходят из того, что в условиях договора энергоснабжения обусловливается способ приобретения электрической, тепловой энергии, а также газоснабжения через присоединённую сеть и из-за этой связи он не должен изменяться.
В то же время нельзя согласиться с утверждением, что все виды электро- и теплоснабжения обусловлены одинаковым способом приобретения, который предусматривает куплю-продажу. Например, возникает вопрос: каким видом договора (поставки, возмездного или безвозмездного оказания услуг, снабжения) будут регулироваться доставка и заполнение резервуаров газом, водой, доставляемыми в цистернах для населения в условиях местного самоуправления, в особенности в экстремальных ситуациях, да и там, где такое централизованное снабжение отсутствует?
Очень важен и тот факт, что при авариях и природных условиях, которые можно определить как экстремальные (Краснодарский край, Северная Осетия, Кабардино-Балкария (2003 г.), Сахалинская область (2007 г.), Камчатская область (2008 г.)) население, проживающее в горных районах, тундре и т.п., получает электричество, которое вырабатывается и подаётся не за счёт присоединённой централизованной энергосистемы, а за счёт специального устройства, работающего на жидком топливе, обеспечивающего электроэнергией через специальное оборудование, которое подсоединяется к отдельным электрическим проводам территориальной энергосистемы для их временной эксплуатации, и относятся они к собственности муниципального образования. И здесь действуют уже арендные отношения между органами местного самоуправления
(арендатор) и энергоснабжающей организацией (арендодатель), так как в состав арендованного имущества входит не сама энергетическая система в целом путём присоединения, а только электрические провода. А подача электрической энергии населению (абоненту) должна строиться по договору купли-продажи специализирующей муниципальной организацией.
В то же время в качестве бытового потребителя как стороны по договору снабжения электроэнергией выступает население муниципального образования как физические лица, имеющие в собственности энергопри-нимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям энергоснабжающей организации, а также как не имеющие в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям энер-госнабжающей организации.
В зависимости от того, имеется или нет у потребителя-гражданина в собственности энергопринимаю-щее устройство, присоединенное непосредственно к сетям энергоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по электроснабжению может быть соответственно простой или сложной. Отношения по снабжению электроэнергией бытового потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям энергоснабжающей организации, должны облекаться в форму трехстороннего договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией, муниципальной энергоснабжающей организацией, территориальной сетевой организацией, в собственности (или ином вещном праве) которой находятся электросети, и потребителем.
Договор снабжения электроэнергией бытового потребителя может быть заключен посредством конклю-дентных действий и в письменной, и в устной форме.
Для обеспечения равной ответственности сторон по договору энергоснабжения, провозглашенной ст. 547 ГК РФ, в отношениях по энергоснабжению потребитель должен нести ответственность лишь в виде возмещения реального ущерба за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
В связи с этим мы считаем, что при одном и том же предмете энергоснабжения могут возникать различные правоотношения, регулируемые разными видами договоров (купли-продажи, поставки, аренды, хранения, возмездного оказания услуг), но это никак не относится к тем отношениям, которые возникают в соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, т.е. через присоединённую сеть. А также в настоящее время разрабатываются новые технологии по использованию альтернативной энергии, т.е. энергии Земли, Солнца и Луны. И здесь будут возникать новые, совершенно отличительные правоотношения, пока не урегулированные гражданским законодательством.
В этой связи необходимо дать характеристику понятию «присоединённая сеть», под которой мы понимаем добавление к чему-либо, в нашем случае - к энергетической системе, определённого устройства для организации подключения и подачи электричества, воды, газа и т.п.
На наш взгляд, отношения по договору энергоснабжения носят довольно сложный характер, так как передача правоотношения переходит от одних владельцев энергосистемы к другим. Например, заказчиком от имени государства выступают Минтопатом и Росэнергоатом, так как, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, федеральные энергетические системы отнесены к федеральной собственности. Поэтому, к сожалению, органы местного самоуправления лишены права влиять на товарный энергетический рынок, тем самым ущемляются права муниципальных образований по регулированию отношений по энергоснабжению своих территорий.
Производителем и поставщиком электрической энергии на Федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ) являются атомные, гидроэлектрические, тепловые станции.
После реорганизации РАО «ЕЭС России» бывшие филиалы, а ныне самостоятельные организации выступают по договору покупателем электроэнергии у ФОРЭМ, её продавцом, и арендодателем для коммунальных энерго- и теплосетей. Последние также являются покупателями и продавцами, но уже по присоединённой сети для своих абонентов. В некоторых публикациях таких продавцов именуют «перепродавцами». Как нам кажется, такая точка зрения ошибочна. Коммунальные системы являются самостоятельными и покупателями, и продавцами. При покупке электроэнергии как товара покупатель оплачивает не сам товар, а его поставляемый объём, т.е. по счётчику. В этом случае платёжные отношения, которые предусматривает договор купли-продажи, являются отличительными и регулируются ст. 544 ГК РФ, определяющей, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными её учёта. Такая форма оплаты должна применяться только для абонента, но не для основного покупателя. Покупатель же по договору купли-продажи должен либо оплатить товар, либо произвести его предоплату, как этого требует договор поставки.
Количество энергии, согласно закону, определяется договором и должно определяться по правилам её фактического потребления (ст. 541 ГК РФ).
Сегодня данное определение создаёт немалые проблемы в установлении ее количества. Если следовать закону, количество электроэнергии определяется по её фактическому потреблению, т.е. по данным, которые вошли в статистические и финансовые отчёты. Потребность же фактического потребления электроэнергии в точности определить невозможно, так как она может меняться ежедневно и ежечасно по разным возникающим условиям, например, при форс-мажорных обстоятельствах. Законом резервация электроэнергии не предусматривается. Кроме того, в п. 2 ст. 541 ГК РФ обусловлено, что «.договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определённое договором, при условии возмещения им разницы понесённых затрат снабжающей организаци-
ей в связи с обеспечением подачи энергии в необусловленном договором количестве». В этом случае может быть либо заключение предварительного договора обязательства по оплате дополнительной электроэнергии, либо предварительная оплата на случай форс-мажорных обстоятельств. К сожалению, ГК РФ не детализирует данное определение.
Отметим и то обстоятельство, что количество возможно определять по-разному. Например, по договору купли-продажи количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путём установления в договоре порядка его определения. Если последний не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключённым (ст. 465 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключённым, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
На наш взгляд, не согласованы те положения п. 2 ст. 465 ГК, по которым договор считается незаключённым в случае, когда этот договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара. Дело в том, что в экстремальных условиях такого согласования может и не быть. Учёт количества не может быть обусловлен договором, а только может производиться фиксация по фактическому потреблению электроэнергии. Поэтому говорить о том, что договор считается незаключённым в случае, если не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, некорректно, так как оплата количества используемой электроэнергии производится по фактическому её использованию, а не по количеству, указанному в договоре.
Не может же энергоснабжающая организация расторгнуть договор по причине того, что фактическое количество электроэнергии превышает количество, обусловленное договором. В этом случае речь будет идти только об оплате за фактически потреблённую электроэнергию. Тем более, что законодатель по договору энергоснабжения не предусматривает предварительную оплату товара (ст. 544 ГК РФ), как это, например, закреплено в договоре купли-продажи (п. 1 ст. 486 ГК РФ).
Если следовать условиям п. 2 ст. 465 ГК РФ, то на случай возникновения природных катаклизмов, в экстремальных ситуациях, в особенности в зимний период, коммунальным муниципальным организациям необходимо заказывать заранее количество энергии, необходимое для потребления, а также исходить из финансовой возможности. При заключении договора энергоснабжения с гражданами, проживающими на территории муниципального образования, такие условия оплаты так же должны быть обусловлены в договоре. Только для населения должен в законодательном порядке действовать специальный регулирующий механизм, однако для некоторых его категорий необходимо выделение адресных субсидий.
Что касается определения качества энергии, то в
законодательстве наблюдается несогласованность норм. Так, в соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ, качество энергии, подаваемой энерго-снабжающей организацией, должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Дело в том, что энергия - особый вид товара. Ему присуща индивидуализация как в количестве, так и в качестве. И нельзя при определении качества энергии брать за основу критерии, предъявляемые к другим видам товаров, как это, например, установлено СНи-Пами и ГОСТами других продукций.
Если покупатели предприятия как-то могут регулировать определения качества поставляемой электроэнергии, то физические лица - население муниципального образования, а также органы местного самоуправления, подведомственные им учреждения, организации этого лишены. В этом случае органу местного самоуправления при заключении договора энергоснабжения необходимо указывать, какие параметры могут определить качество поставляемой электроэнергии в жилые дома. Это могут быть предусмотренные условия при завышении силовой подачи электроэнергии, например, при постоянном токе 220 кВт до колебания 2,3 кВт ниже уровня или выше, но не превышающей 3 кВт, а также её снижении, и все, что связано с наступившими в связи с этими последствиями. Необходимо в договоре предусмотреть и порядок фиксации колебания электроэнергии и претензионный порядок.
Одним из условий в договоре энергоснабжения является цена товара.
Постоянное повышение цен на электроэнергию приводит к массовым неплатежам покупателей - муниципальных предприятий, учреждений и организаций - и «веерным» отключениям.
Регулируются цены на электроэнергию федеральным оптовым рынком электрической энергии и мощностей (ФОРЭМ). Участниками его являются только очень крупные производители и потребители электрической энергии. По всей России их немного - около ста, а на Смоленщине всего два - Смоленская АЭС как часть концерна «Росэнергоатом» и ОАО «Смо-ленскэнерго».
Ценообразование на существующем сегодня энергетическом рынке проводит только государство, его различные органы. На федеральном уровне таким государственном органом является Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Цены на электрическую энергию атомных и гидроэлектростанций как субъектов ФОРЭМа, продающего электрическую энергию, устанавливаются только ФЭК. Купить на атомных и гидроэлектростанциях электрическую энергию могут только региональные ОАО - энерго - как ещё один субъект ФОРЭМа. В настоящее время ни субъект РФ, ни «Облкоммунэнерго», тем более муниципальные образования, у атомной станции купить электрическую
энергию не могут. У них просто нет других уполномоченных лицензированных энергоснабжающих организаций, которые имеют право покупать энергию на Федеральном оптовом рынке. РАО «ЕЭС России», покупая у АЭС электрическую энергию по цене, которую установила ФЭК, продаёт её своим потребителям по цене, которую устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Она является органом субъекта РФ. То есть цена на электрическую продукцию полностью регулируется и устанавливается субъектом РФ.
Несмотря на это, региональные организации, а тем более и органы местного самоуправления лишены права покупать электрическую энергию непосредственно у производителя. Многие региональные власти обращаются к Правительству РФ с просьбами рассмотреть предложения о возможности прямого получения электроэнергии потребителями от АЭС и гидроэлектростанций. Но пока такие предложения остаются без ответа.
Учитывая, что стоимость отпускаемой АЭС электроэнергии составляет сегодня 45 - 50 коп. за кВт /ч с учётом НДС, затраты потребителей на её покупку снизятся почти в 2 раза. Это не 86 коп. за кВт/ ч по тарифу РАО ЕЭС и её организаций ОАО «Энерго». Но в то же время необходимо просчитать, во что обойдётся строительство линий электропередачи, если электроэнергия будет подаваться непосредственно от производителя.
Считаем, это улучшит и договорные отношения, так как в настоящее время правоотношения очень громоздки и неоправданы. В связи с этим выдвигается ряд теоретических вопросов, например, какова юридическая природа правомочий получателей, не являющихся сторонами по договору. Речь идёт об абонентах муниципальных коммунальных электрических сетей по централизованной поставке света и тепла.
Новые гражданско-правовые обязательства сторон, связанные с осуществлением централизованной поставки света и тепла, вызвали и расширение объёма гражданско-правовой ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих договорных обязательств. Вопросы гражданско-правовой ответственности хозорганов за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных условий порядка осуществления централизованной поставки электроэнергии, имеющие немаловажное значение в практической работе, ещё не подвергались исследованию в нашей правовой литературе. Правда, в ст. 547 ГК РФ предусматривается ответственность по договору энергоснабжения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения. Но такая ответственность носит общий характер и не имеет отношения к централизованной поставке. Так, ч. 1 названной статьи обязывает стороны, нарушившие обязательства, возместить причинённый реальный ущерб. Также энергоснабжающая организация несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии её вины в результате перерыва в подаче энергии абоненту (ч. 2).
Мы полагаем, указанная норма ГК РФ не регулирует в полном объёме правовую ответственность при централизованной поставке электроэнергии. В связи с этим на основе анализа нормативных актов, практики арбитражных судов, на основе анализа хозяйственных договоров представляется необходимым рассмотреть эти правовые вопросы в законодательном порядке.
Таким образом, в связи с внедрением централизованной поставки электрической энергии возникает широкий круг правовых вопросов.
Как же определяется тогда транспортировка централизованной подачи электроэнергии и её правовое регулирование в плане взаимосвязи договоров, аренды электрических сетей, купли-продажи, поставки и договора транспортировки?
Содержание прав и обязанностей сторон в условиях местного самоуправления, участвующих в осуществлении централизованной поставки, в тех наиболее многочисленных случаях, когда транспортировка энергетических ресурсов как товара осуществляется поставщиком на договорных началах, может быть раскрыто с достаточной полнотой и мотивированностью на основе анализа договоров централизованной доставки по договору купли-продажи и поставки. В нашей юридической литературе [5, 7] существуют разные мнения о том, является ли этот договор договором транспортировки энергетических ресурсов или это какой-то другой договор. От того или иного решения этого теоретического вопроса зависит разрешение многих практических вопросов, касающихся правомочий энергопроизводительных предприятий, участвующих в осуществлении централизованной доставки электрической и тепловой энергии, особенно поставщика и покупателя, которые при новом способе доставки в отличие от децентрализованной не связаны между собой прямым договором.
Поскольку при централизованной доставке обязанности обеспечения товара возлагаются на поставщика, а не на покупателя, такой договор необходимо считать договором транспортировки энергетических ресурсов. Поставщик, а не покупатель по такому виду договора вступает в договорные отношения с организацией, которая организует транспортировку данного товара. Это обстоятельство вносит существенные изменения в структуру договорных связей энергоснабжения. Этот вопрос также не исследован в правовой литературе, но он имеет важное значение для улучшения всей организации централизованной доставки, сокращения путем товародвижения, установления чёткости во взаимоотношениях поставщика и покупателя.
Из-за отсутствия финансирования у некоторых органов местного самоуправления с энергоснабжающи-ми организациями возникают конфликты.
Предусмотренные ГК РФ и вышеприведёнными правовыми актами правила энергоснабжения в основном рассчитаны на регулирование отношений, связанных с
подачей электрической и тепловой энергии. Вместе с тем указанные правила, как отмечалось выше, подлежат применению и к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами.
Однако в п. 5 постановления Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162 «Об утверждения правил поставки газа в РФ» [8] отмечается, что правоотношения, связанные с поставками (снабжением) газа через трубопроводные сети, с юридическими лицами должны соответствовать требованиям § 3 гл. 30 ГК РФ (договор поставки).
Однако, по мнению В.В. Витрянского, «...подобный подход к регулированию правоотношений, связанных с поставками (снабжением) газа через присоединённую сеть, вызывает серьёзные возражения с точки зрения целесообразности субсидиарного применения к ним норм ГК, регламентирующих договор поставки, вместо правил о договоре энергоснабжения. Ведь по своему содержанию положения, содержащиеся в правилах поставки газа, представляют собой, по сути, детализацию правил ГК РФ о договоре энергоснабжения» [5].
Кроме того, применение к указанным правоотношениям норм ГК РФ о договоре поставки может вызвать немало проблем. К примеру, непонятно, как к этим правоотношениям должны применяться нормы ГК: об обязанности поставщика, допустившего недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (ст. 511 ГК РФ); о взыскании с поставщика договорной неустойки за недопоставку товаров нарастающим итогом до фактического исполнения обязательств в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки (ст. 521 ГК РФ); об обязанности покупателя в определённых случаях принять поставленный товар на ответственное хранение (ст. 514 ГК РФ); о правомочиях покупателя в случае поставки ему товаров ненадлежащего качества и, в частности, о праве покупателя требовать замены поставленного товара (ст. 475, 518 ГК РФ) и некоторые др. Гораздо проще было бы допустить субсидиарное применение к правоотношениям, складывающимся при снабжении газом через присоединённую сеть, правил ГК о договоре энергоснабжения.
Из сказанного следует, что в соответствующие нормы ГК РФ необходимо в законодательном порядке внести изменения и дополнения. Это поможет муниципальным образованиям успешно вести работу по организации энергоснабжения населения своей территории.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. СПб., 2005. 528 с.
2. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнер-
гией между социалистическими организациями. М., 1956. 120 с.
3. Шафир А. Энергоснабжение предприятий : Правовые вопросы. М., 1990. 177 с.
4. Гражданское право : Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. 600 с.
5. Витрянский В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999. С. 5-6.
Поступила в редакцию
6. Садиков О. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961.
7. Гусев О., Завидов Б., Слюсаренко М. Противоречия законодательства. М., 2002. 575 с.; Керимов Д. Законодательная техника. М., 1998. 124 с.
8. СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 770.
8 декабря 2008 г.