РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК
В.А.Макеечев,
начальник Департамента энергетических рынков ООО «Газпромэнерго», канд.техн.наук
Е.В.Лукина,
научный сотрудник ИНЭИ РАН, канд.техн.наук
ОБ УСЛУГАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ
Неудовлетворенность руководителей и энергетиков промышленных предприятий существующей тарифной политикой в электроэнергетике вполне объяснима. Принятие Федерального закона «Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в феврале 1999 г. позволило установить следующую норму:
«При установлении для отдельных потребителей льготных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей».
Однако в реальности данный принцип, отражающий сущность государственного регулирования тарифов, не соблюдается в регионах. Более того, наблюдается последовательный рост тарифов на электроэнергию и тепло для промышленности практически во всех регионах1. Поэтому вполне объясним интерес энергоменеджеров к организации энергообеспечения своих предприятий с федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ)2.
Процедура вывода энергоемких организаций-потребителей на ФОРЭМ известна. Соответствующий Порядок был утвержден ФЭК России и зарегистрирован в Минюсте России еще в начале 1997 года. В соответствии с ним необходимо:
1. Получить согласие региональных энергетических комиссий (фактически - глав администраций субъектов Российской Федерации);
2. Согласовать в РЭК (фактически - в региональных энергосистемах) размер абонплаты за оказание комплексных услуг, связанных с поддержанием надежного энергоснабжения потребителя;
3. Получить согласие ФЭК России и РАО «ЕЭС России» на присвоение организации-потребителю статуса Субъекта ФОРЭМ.
1 При общем уровне роста цен на промышленную продукцию по России за I полугодие - 30,6 %, тарифы на электрическую энергию для потребителей возросли на
8,1%.
2 В 1999 году ФОРЭМ выполнял существенную стабилизирующую роль, т.к. тарифы на электро-энергию, отпускаемую с ФОРЭМ даже снизились (со 149,2 руб/ МВт.ч до 148,3 руб/МВт.ч).
Но, несмотря на кажущуюся простоту перечисленных выше пунктов, до сих пор электроэнергию с ФОРЭМ получают «официально» лишь 6 организаций (подтверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 №1159).
Какие же основные причины отсутствия прогресса в этой области? Можно выделить несколько очевидных доводов, «тормозящих» процесс принятия положительных решений в регионах.
Для администраций субъектов Российской Федерации возникает необходимость в «перекладывании» перекрестного субсидирования на других промышленных потребителей и, соответственно, увеличении тарифов на электроэнергию для них. Кроме того, уменьшаются налоговые платежи в местные бюджеты.
Для региональных энергосистем «уход» потребителя на другой рынок ведет к прямой потере доходов. Весьма важно, что создается прецедент прямой покупки электроэнергии промышленными потребителями с ФОРЭМ, то есть в области появляется конкурент по реализации электроэнергии.
Такое возможное влияние ФОРЭМ ущемляет экономические и политические рычаги воздействия на потребителей со стороны региональной «энергетической» элиты, снижает ее возможности поддержания в регионе «крепостного права», привязывающего потребителя к местной энергосистеме условиями договора энергоснабжения.
Все перечисленное выше позволяет сделать вывод: алгоритм вывода энергоемких организаций потребителей на ФОРЭМ является в условиях действующего законодательства бесперспективным. Необходимо принципиально изменить логику принятия решений: не предприятие выводится на ФОРЭМ из региона, напротив, необходимо ФОРЭМ «ввести» в регион. Но самое важное, что процедура противопоставления интересов предприятия и региональной энергосистемы должна быть заменена на поиск согласованных совместных действий, основанных на договорных принципах и позволяющих достичь минимального уровня разногласий.
В ряде публикаций уже обсуждалась концепция учреждения на территории региона нового действующего юридического лица - Оператора ФОРЭМ.
Ниже приводятся в виде тезисов некоторые предложения, позволяющие сформулировать подходы и практические шаги по их реализации.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК
1. Общие принципы и цели организации регионального оператора оптового рынка
1.1. Ряд проектов документов разработан ФЭК России и региональными комиссиями в соответствии с Федеральным Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию Российской Федерации", законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N9 948-1, Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", других нормативных правовых актов Российской Федерации'.
1.2. Эти документы устанавливают подходы к формированию оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоёмких потребителей электрической энергии.
1.3. Основная задача новых нормативных документов - установить общие принципы деятельности регионального оператора оптового рынка электрической энергии (мощности) и определить методические, организационные и правовые вопросы его работы, порядок взаимоотношений и способствовать демонополизации энергоснабжения в регионе.
1.4.Необходимо распространить готовящиеся акты на все электросетевые организации, осуществляющие передачу по сетям, на энергоснабжающие организации, осуществляющие производство электроэнергии, а также на других поставщиков электроэнергии, независимо от организационно-правовой формы собственности.
2. Термины и определения
2.1. В настоящих тезисах применяются термины и опрещелрния, некоторые из которых введены известными правовыми актами (постановление ФЭК России № 32/1 от 31 июля 1998 г,, согласовано с Минюстом России):
электросетевая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на ином законном основании электрические сети и (или) устройства преобразования электрической энергии, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей и (или) устройств преобразования электрической энергии;
услуги по передаче электрической энергии - комплексные услуги электросетевых организаций, при оказании которых выполняются работы по соблюдению стандартных (договорных) условий подачи потребителю (или иным организациям) электрической энергии (мощности), поддержанию качества отпускаемой электроэнергии в пределах Государственных стандартов (или договорных параметров), содержанию технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений электросетевых организаций в состоянии эксплуатационной готовности, обеспе-
1 Здесь особо следует отметить Постановление Правительства РФ от 06.07.99 № 700 «О раздельном ведении учета по регулируемым видам деятельности в энергетике».
чению согласованных параметров надежности электроснабжения потребителя, оперативно-диспетчерскому управлению процессом подачи электрической энергии (мощности) в рамках электросетевой организации;
потребитель услуг по передаче электрической энергии - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами электросетевой организации в процессе получения электрической энергии (мощности) от поставщиков;
поставщик электрической энергии - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее поставку (продажу) произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) потребителям, энергоснабжающим и (или) иным организациям; - .-■*>-
региональный оператор оптового рынка электрической энергии (мощности) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее куплю электрической энергии с ФО-РЭМ и ее продажу в регионе и (или) оказывающее связанные с этим услуги.
2.2. Иные применяемые здесь термины и определения соответствуют принятым действующим законодательством.
3. Принципы организации
Основными принципами организации регионального оператора оптового рынка должны являться следующие:
- соблюдение установленных Правил работы ФОРЭМ, а также общих требований оперативно-технологического (диспетчерского) управления процессом производства, передачи, распределения и отпуска электрической энергии, изложенные в «Условиях параллельной работы субъектов ФОРЭМ в составе ЕЭС России»;
- доступность рынка для каждой организации, имеющей возможность продажи электрической энергии (мощности), и для каждой организации, имеющей возможность ее покупки;
- недискриминационный доступ производителей и потребителей электрической энергии к услугам по передаче по сетям энергоснабжающих и электросетевых организаций при условии соблюдения необходимых технических требований;
- единство методов формирования региональной абонентной платы за передачу электрической энергии (мощности) по сетям энергоснабжающих организаций для каждой категории потребителей в зависимости от уровня напряжения в точке подключения на всей территории области;
- обеспечение раздельного учета затрат энергоснабжающих организаций и государственного регулирования естественных монополий, предоставляющих услуги по передаче энергии по сетям и (или) оказывающих комплексные услуги, связанные с поддержанием надежного энергоснабжения потребителей области.
4. Деятельность регионального оператора оптового рынка
Особенности технологии электроэнергетического производства могут сформировать следующую идею организации регионального оператора оптового рынка:
4.1. Все организации-потребители, заявленная максимальная мощность которых не ниже определенной РЭК, имеют право обратиться к региональному
[Ш
оператору оптового рынка, который будет поставлять им электрическую мощность и (или) электрическую энергию.
4.2. В случае если электрическая энергия и мощность приобретены для последующей поставки потребителю, и (или) для поставки этой продукции используются электрические сети, принадлежащие третьим сторонам, то эти третьи стороны обязаны предоставлять комплексные услуги поставщику электрической энергии и мощности, связанные с использованием электрических сетей.
Холдинг РАО "ЕЭС России" и иные организации, имеющие в своей собственности или управлении электрические сети, обязаны по требованию операторов регионального рынка электрической энергии и мощности заключать в пределах технических возможностей электрических сетей и иных технических средств, договоры на оказание комплексных услуг с их оплатой по тарифам (размеру), устанавливаемым ФЭК России.
Порядок заключения договоров и заявки на получение услуг по передаче электрической энергии и мощности оформляются в соответствии с Правилами предоставления услуг по передаче электричес-<ой энергии, которые должны быть утверждены Постановлением Правительства РФ.
4.3. Региональный оператор оптового рынка электрической энергии и мощности может заключить с потребителями договор на поставку электри--еской энергии и мощности после получения в установленном порядке лицензии на указанный вид деятельности.
4.4. Региональные операторы оптового рынка электрической энергии и мощности покупают энер--ию у Оператора ФОРЭМ (АО ЦДУ ЕЭС России или эАО "ЕЭС России"), Производителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций и (или) у других Поставщиков только на условиях предоплаты или предоставления банковских или иных гарантий и продают ее любым потребителям региона, указанно-"0 в лицензии, на этих же условиях.
4.5. Региональный оператор оптового рынка электрической энергии (мощности) производит оплату полученной электроэнергии (мощности) денежными или приравненными к ним средствами.
5. Заключение договоров
5.1. При заключении договоров на поставку электроэнергии и мощности региональным оператором оптового рынка электрической энергии и мощности в обязательном порядке используются формы типо-зых договоров, утвержденные ФЭК России по представлению оператору ФОРЭМ.
5.2. При заключении договоров региональным оператором оптового рынка электрической энергии л мощности должны быть внесены изменения в договоры между поставщиками электроэнергии (мощности) и ЦДУ ЕЭС России (Оператором ФОРЭМ). Одновременно соответствующие изменения должны быть внесены в договоры между Оператором ФОРЭМ и АО-энерго на поставку электроэнергии (мощности) с учетом Договоров, заключенных региональным оператором оптового рынка электрической энергии и мощности.
5.3. Региональный оператор оптового рынка электрической энергии и мощности, являясь субъектом ФОРЭМ, организует заключение договоров:
• с Поставщиком электроэнергии на продажу электрической энергии (мощности);
_РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК
• с Потребителями на продажу электрической энергии (мощности);
• с РАО «ЕЭС России» на оказание услуг по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России;
• с соответствующей электросетевой организацией на оказание комплексных услуг, связанных с поддержанием надежного энергоснабжения потребителей.
5.4. Реализация договоров осуществляется на основании законодательных актов и нормативных документов, определяющих порядок взаимоотношений на ФОРЭМ, настоящего Положения, а также договоров, заключаемых региональным оператором оптового рынка с другими субъектами ФОРЭМ и предприятиями-потребителями электроэнергии.
5.5. Региональный оператор оптового рынка осуществляет расчеты с потребителями по договорным тарифам, но не выше предельных тарифов, установленных РЭК для соответствующей категории потребителей.
5.6. С учетом специфики графика электрических нагрузок предприятий предельные тарифы на потребляемую ими электрическую энергию устанавливаются РЭК как сумма следующих составляющих:
стоимость производства одного киловатт-часа на электростанциях АО-энерго, но не выше стоимости одного киловатт-часа на оптовом рынке, установленной ФЭК России для АО-энерго;
размер платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям АО-энерго и других электросетевых организаций, оказываемые на потребительском рынке предприятиям, исходя из питающих напряжений, который подлежит согласованию с ФЭК России в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
размер платы за услуги, предоставляемые региональным оператором оптового рынка.
6. Учреждение регионального оператора оптового рынка
6.1. Региональный оператор оптового рынка является юридическим лицом в форме закрытого или открытого акционерного общества и для выполнения возложенных на него функций имеет расчетные и иные счета в учреждениях банков, расположенных на территории региона, бланки и печати с указанием своих наименований.
6.2. Учредителями регионального оператора являются:
администрация субъекта Российской Федерации;
Оператор ФОРЭМ;
другие субъекты ФОРЭМ;
другие юридические лица.
6.3. Организационная структура регионального оператора определяется учредителями.
7. Рассмотрение разногласий
В случае появления разногласий между субъектами договоров по поставке электроэнергии (мощности) региональным оператором оптового рынка, последние должны рассматриваться в ФЭК России. При недостижении взаимоприемлемого решения разногласия могут разрешаться в установленном порядке.