Семинар -совещание 15—18 декабря 1998 года, г. Москва
КОММУНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ И ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ
И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ
Семинар-совещание проводился Российской ассоциацией «Коммунальная энергетика» и Институтом повышения квалификации работников жилищно-комму--ального хозяйства при поддержке и участии Федеральной энергетической комиссии Российской Оедерации и Госстроя России.
программа семинара-совещания охватывала следую-_ие вопросы:
♦ Об основах ценообразования на электрическую и тепловую энергию, особенностях формирования тарифов на энергию при оптовой купле-продаже между энергоснабжающими организациями;
♦ О методической и нормативной базе регулирования естественных монополий, основных положениях о Реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по передаче электрической и тепловой энер-гии, и Реестре энергоснабжающих организаций;
♦ О недискриминационном доступе к электрическим и -епловым сетям, правилах предоставления услуг по -ередаче энергии, методике расчета абонентной пла-~ы за них;
♦ О лицензировании продажи (поставки) электрической и тепловой энергии;
♦ Об организации функционирования ФОРЭМ, особенностях вывода на ФОРЭМ коммунальных энергетических предприятий;
♦ О правовых аспектах применения антимонопольного законодательства в сфере энергоснабжения;
♦ О деятельности предприятий коммунальной энергетики в условиях реформы жилищно-коммунального
хозяйства.
3 семинаре-совещании приняли участие руководители специалисты 62 коммунальных энергетических пред--риятий и 18 объединений, охватывающих более 200 "редприятий; представители краев и областей, 36 рес--ублик Российской Федерации (110 чел.), региональных энергетических комиссий Республики Дагестан, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Самарской, Смоленской, Оренбургской областей, представители администраций Хабаровского края, Мурманской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого автономного
округа, г.г. Петрозаводска, Нижневартовска (Тюменская область), Сарапула (Республика Удмуртия). Перед участниками семинара-совещания выступили руководители и специалисты Госстроя России (А. И. Терещенко, Н. Н. Жуков), ФЭК России (Н. Д. Бойко, В. А. Макеечев, Ю. В. Петрушин, Н. Д. Яшин, Д. А. Ильенко, А. О. Перевозчиков), ГАК России (А. Н. Го-ломолзин), Российской ассоциации «Коммунальная энергетика» (Г. М. Скольник), консультант Высшего арбитражного суда РФ Л. А. Куликова. С докладом на тему «Вопросы обеспечения устойчивой работы коммунальной энергетики в осенне-зимний период 1998—1999 гг.» выступил Первый заместитель Председателя Госстроя России к.э.н. А. И. Терещенко.
Жилищно-коммунальное хозяйство России является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей в стране. В его системе функционирует 53 тысячи предприятий с числом работающих — 4 млн. 400 тысяч человек; стоимость основных фондов составляет четверть от всей стоимости основных фондов по Российской Федерации; отрасль потребляет одну треть энергетических ресурсов России.
В связи с этим подготовка к работе в осенне-зимнем периоде, обеспечение устойчивой работы систем тепло- и электроснабжения в периоды максимума нагрузок является одной из важнейших задач, решаемых на уровне муниципальных образований, территорий субъектов Федерации и страны в целом. Подготовка жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 1998—1999 годов в субъектах Российской Федерации проходила в условиях острой нехватки собственных финансовых средств на эти цели. Хронические неплатежи потребителей, особенно бюджетной сферы, предприятиям, поставляющим коммунальные услуги, не позволили выполнить в полном объеме предзимние мероприятия, в том числе подготовить к эксплуатации объекты коммунальной энергетики и создать минимально-необходимые запасы топлива для котельных.
На проведение комплекса предзимних работ по 89 территориям из федерального и региональных бюджетов требовалось 59,6 млрд.рублей, в том числе на закупку топлива 26,0 млрд.рублей. Однако в бюджетах регио-
нов из-за дефицита финансовых ресурсов на эти цели предусматривалось только 18,0 млрд.рублей (30 % от общей потребности), а фактическое выделение средств составило менее четверти от этой суммы. Наиболее подготовленными к работе в осенне-зимний период являются объекты жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, г. Москвы, Белгородской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской и ряда других областей. Однако такое положение в коммунальном секторе накануне зимы было далеко не везде. Тяжелое положение с созданием запасов топлива и подготовкой к зиме сложилось в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкессии, Татарстан, Тыва, в Алтайском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Архангельской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской и ряде других областей, в Корякском, Чукотском, Эвенкийском, Ямало-Ненецком автономных округах.
По оперативным данным низкий уровень подготовки отопительных котельных имеет место в Республике Карелия, Приморском крае, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях. Замена ветхих тепловых сетей в Республиках Бурятия, Кабардино-Балкария и Марий Эл, Алтайском крае, Новосибирской, Сахалинской и Томской областях выполнена на 20—40% от необходимых объемов, а в Камчатской области только на 12,2%. Такое состояние систем теплоснабжения, особенно в северных регионах, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций в жилом секторе, в'зданиях больниц, школ и детских садов. Компенсировать сложившееся положение придется усилиями работников отрасли, задолженность по заработной плате которым составляет почти 6 млрд.рублей (от 3 месяцев и более).
Не погашается задолженность федерального бюджета по расходам субъектов Российской Федерации за принятые в муниципальную собственность ведомственное жилье и объекты социальной сферы. В отдельных регионах проводится компания, направленная на ликвидацию коммунальных энергетических предприятий. По мнению Госстроя России такие действия приведут к нарушению единого производственно-технологического цикла жилищно-коммунального хозяйства, ухудшению качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг, полной монополизации в сфере энергоснабжения городов и районов, потере управляемости городскими и районными системами жизнеобеспечения, что особенно опасно в условиях зимы. Это также отрицательно скажется на бюжетно-образующем факторе городов и предприятий, собственность которых является финансово-экономической основой местного самоуправления. В Республике Коми основные фонды коммунальной энергетики переданы в АО-энерго в счет погашения долгов за полученную энергию. Мы считаем это решение продиктованным сиюминутными интересами, принятым без учета экономических интересов последующих лет.
Госстрой считает, что в решении вопросов об усилении роли коммунальных энергетических предприятий, как важнейших в системах жизнеобеспечения, повышения их статуса с отказом от анахронизма «перепродавец»
. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
до истинного значения «энергоснабжающих организаций» большая роль принадлежит администрациям субъектов Российской Федерации и городов, с которыми Госстрой и его Управление жилищно-коммунальной сферы ведут и будут вести необходимую работу. Но вне ее не должны оставаться руководители коммунальных энергетических предприятий и Российская ассоциация «Коммунальная энергетика».
Значительное внимание в докладе А.И.Терещенко было уделено вопросам энергоресурсосбережения, как одной из коренных задач реформирования жилищно-ком-мунального хозяйства.
Наиболее активно работа по энергоресурсосбережению проводится в жилищно-коммунальном хозяйстве Нижегородской, Саратовской, Тульской, Челябинской областей, г.Москве.
В 27 субъектах Российской Федерации созданы и функционируют Центры энергосбережения, в 10 — приняты региональные законы, в 18 — программы энергосбережения. В 8 субъектах Федерации созданы Фонды энергосбережения, а в ряде областей приняты постановления о мерах экономического стимулирования установки приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды.
Тем не менее, темпы внедрения энергоресурсосберегающих мероприятий низки. Медленно идет оснащение узлами учета источников тепла, перевод отопительных котельных на газ и др.
Госстрой рассматривает как весьма перспективную с точки зрения энергосбережения прокладку новых и замену изношенных тепловых сетей с применением конструкций теплопроводов, предварительно изолированных пенополиуретановой композицией («труба в трубе») при бесканальной и канальной прокладках. С целью повышения качества работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства Госстрой России совместно с Центральным комитетом профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий и Союзом работников жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проводят отраслевой конкурс.
По итогам за 1997 г. победителями были признаны Государственное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», предприятия городских электросетей г.г.Пятигорска Ставропольского края, Тюмени, Троицка Московской области, предприятия тепловых сетей г.г. Мытищи Московской области и Малоярославца Калужской области.
Отраслевой конкурс продолжался и в 1998 году, итоги которого подведены к профессиональному празднику — Дню работников жилищно-коммунального хозяйства.
Госстрой России надеется, что число участников смотра и показатели качества их работы будут повышаться. С докладом «Система государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию» перед участниками семинара-совещания выступил Первый заместитель Председателя ФЭК России Н. Д. Бойко.
В топливно-энергетическом комплексе России к сфере деятельности естественных монополий в соответствии
ФЕВРАЛЬ
с Федеральным законом «О естественных монополиях»
отнесены:
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• услуги транспортных терминалов по погрузке нефти и нефтепродуктов.
Мировая практика свидетельствует, что организация <онкуренции в указанных сферах экономически неэффективна или технологически невозможна и поэтому "осударственное регулирование деятельности естественных монополий, направленное на защиту законных пэав и экономических интересов потребителей, является объективной необходимостью, "еречень регулирующих функций государства исчерчивается следующими:
• ценовое регулирование стоимости услуг естественных монополий;
•определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
•установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на соответствующие услуги;
• государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.
Для осуществления регулирующих функций государства в сферах естественных монополий привлечен ряд Федеральных и региональных органов исполнительной власти. Перечень министерств, причастных к регулированию различных аспектов деятельности энергетиче-:<их компаний, свидетельствует о том, что хозяйствен--ая деятельность энергокомпаний осуществляется в общем правовом и нормативном поле российской зономики, которая характеризуется во многом еще ~элько начальным этапом становления рыночных отно-_ений на конкурентной основе.
. -¡итывая, что в масштабах огромной страны, какой яв-"ется Россия, темпы развития и становления рыноч--эх отношений во всех сферах экономики происходят -а фоне существенного спада производства, в качестве основания перед органами государственного регулирования топливно-энергетического комплекса стояла ■■ стоит задача как минимум не усугубить отрицательные моменты в экономике за счет энергетического ^актора, а, наоборот, за счет организации стабильного э-ергоснабжения потребителей при соответствующей _еновой политике в энергетике создавать условия максимального благоприятствования для подъема промышленности и активизации предпринимательской деятельности во всех сферах экономики. Преобразования отношений собственности в электроэнергетическом хозяйстве России, начало которым бы-ло положено Указом Президента Российской Федерации № 923 от 16 августа 1992 года, в настоящее время лолучили правовую и нормативную основу в виде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации. Важнейшими из них являются законы об акционерных обществах, о естественных
монополиях, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о ядерной энергетике, антимонопольный закон. Безусловно, важную роль играет и Гражданский кодекс Российской Федерации. Правительство Российской Федерации приняло целый ряд правовых актов, которые, в основном, обеспечили нормативную основу хозяйственных отношений в электроэнергетике и определили полномочия федеральных и региональных органов власти по отношению непосредственно к электроэнергетическим компаниям.
К настоящему времени практически решен вопрос о замене государственного планирования и управления электроэнергетическим комплексом России государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию и регулированием деятельности естественных монополий в электроэнергетике. К полномочиям ФЭК России отнесены все вопросы формирования тарифов на электроэнергию на федеральном уровне, т.е. на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы (ФОРЭМ), а к полномочиям региональных комиссий субъектов Российской Федерации — все вопросы установления тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех потребителей энергии, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (кроме потребителей, выведенных на ФОРЭМ в качестве его субъектов).
Одной из важнейших функций ФЭК России, определенной Федеральным законом о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, является рассмотрение разногласий, возникающих при регулировании тарифов между региональными энергетическими комиссиями и субъектами регулирования на местах. Правительством Российской Федерации утверждены Правила рассмотрения ФЭК России указанных разногласий, представляющих собой квазисудебную процедуру рассмотрения дел. Вместе с тем, законом предусматривается рассмотрение споров, не нашедших разрешения на ФЭК России, в арбитражном суде.
Таким образом, ФЭК России, являясь федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, имеет четко прописанные в законе полномочия, которые отделены от полномочий как Правительства Российской Федерации, так и от полномочий региональных энергетических комиссий субъектов Российской Федерации.
Основными и первоочередными задачами государственного регулирования электроэнергетики можно считать следующие:
• разделение планирования и учета затрат хозяйственной деятельности энергокомпаний по основным видам: производству электрической и тепловой энергии и оказанию услуг по передаче и распределению энергии, а также оказанию услуг по энергоснабжению;
• установление порядка, при котором обеспечивался бы свободный доступ производителей энергии к электрическим сетям территориальных АО-энерго для поставки электроэнергии на ФОРЭМ и незави-
ш
симым производителям энергии непосредственно потребителям энергии;
• обеспечение поставок электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ на принципах конкуренции;
•установление регламента работы диспетчерских служб ЕЭС России (ЦДУ и ОДУ) в соответствии с правилами экономического диспетчирования работы ЕЭС России;
• регулирование хозяйственных отношений между субъектами ФОРЭМ должен осуществлять - в соответствии с правилами рынка - независимый оператор рынка, работающий на бесприбыльной основе и под контролем Наблюдательного Совета (Совета директоров) ФОРЭМ;
• регулирование стоимости услуг естественных монополий в электроэнергетике на ФОРЭМ и на потребительских рынках электроэнергии (мощности) останется непосредственно основной задачей соответственно ФЭК России и РЭК субъектов Российской Федерации;
• поэтапное прекращение перекрестного субсидирования одних потребителей другими как на ФОРЭМ, так и на потребительских рынках электроэнергии (мощности);
• лицензирование коммерческой деятельности на рынках электрической и тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и утверждены постановлением Правительства от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и пор'дке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию». На их основе в 1997 году были разработаны и утверждены ФЭК России методические указания по расчету и применению двухставочных тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности), методические указания по расчету тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке.
Концепции ценообразования, изложенные в перечисленных документах, были основаны на затратном методе и не давали соответствующих подвижек в организации конкуренции, прежде всего в сфере производства электрической и тепловой энергии. Принятые на основе действующего ценообразования нормативные и методические акты не защищали потребителя от монопольного влияния энергоснабжающих организаций. Так, с целью совершенствования системы формирования тарифов для различных категорий энергоснабжающих организаций потребовалось разработать и ввести в действие «Особенности формирования тарифов на оптовую куплю-продажу электрической и тепловой энергии между энергоснабжающими организациями (продавцами и покупателями)».
. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
Опыт работы Федеральной и региональных энергетических комиссий по государственному регулированию тарифов в течение 1997—1998 годов показал, что в ценообразовании и его практическом применении существует ряд недостатков, которые сдерживают развитие и эффективность реформ в электроэнергетике. Доклад к.э.н. В. А. Макеечева был посвящен концепции основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, вопросам снижения тарифов и сокращения перекрестного субсидирования. Тарифы на электрическую и тепловую энергию рассчитываются по методическим указаниям, разработанным ФЭК России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.97 № 121 для федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) и потребительских рынков субъектов Российской Федерации. На ФОРЭМ действует утвержденная ФЭК России в 1997 г. система двухставочных и одноставочных тарифов, дифференцированных по времени суток, позволяющая потребителю реально снизить для себя стоимость электроэнергии, потребляя ее во внепиковые часы графика нагрузок ЕЭС.
В результате проводимой аналитической работы по составу затрат и планируемой прибыли субъектов ФОРЭМ — поставщиков электрической энергии ФЭК России трижды снизила тарифы на отпускаемую электрическую энергию по 5 процентов — с 01.01, 01.04 и 01.0 7.98.
На услуги РАО «ЕЭС России» по передаче электрической энергии тарифы снижены также на 5 процентов с 01.04.98.
Одной из важнейших задач региональных энергетических комиссий и в целом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является ликвидация перекрестного субсидирования. Действующая тарифная политика в регионах привела к неоправданно завышенным тарифам на электрическую энергию для промышленности и не позволяет реализовать постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.97 № 1231 «0 поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения». Так, при расчетном тарифе для населения на 1 июля 1998 г. (на II полугодие) в размере не ниже 50% от средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 вольт действующие тарифы по итогам за май по АО-энерго объединенных энергосистем составили: «Центрэнерго» — 24—48% «Севзапэнерго» — 19—49, «Южэнерго» — 27—57, «Вол-гаэнерго» — 24—40, «Уралэнерго» — 24—46, «Сибирь-энерго» — 33—69 и «Востокэнерго» — 20—72%. Из 74 АО-энерго только 5 вышли на расчетный показатель тарифа и 19 перешли 40-процентный барьер. ФЭК России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации подготовила и направила в региональные энергетические комиссии «Рекомендации по установлению тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью с учетом уровня жизни населения региона»,
34
ФЕВРАЛЬ
1999
ориентированные на смягчение социальных последствий ликвидации перекрестного субсидирования для малоимущих незащищенных слоев населения. Ключевой задачей реформирования электроэнергети-<и является создание новых основ ценообразования, отвечающих задачам введения принципов конкуренции -:а рынках электроэнергии (мощности). Главными выводами по итогам применения действующего ценообразования можно считать следующие:
• существующие тарифы не дают правильных ценовых сигналов для возможного снижения тарифов для потребителей при увеличении объема производства;
• на оптовом рынке электроэнергии (мощности) нет ценовой базы для введения конкурентных отношений;
• на потребительском рынке нет свободного доступа потребителей к услугам по передаче электрической энергии (мощности).
.'сходя из многочисленных замечаний акционерных :эществ энергетики и электрификации, Консультативного совета потребителей и Консультативного совета ассоциаций экономического взаимодействия субъек-'23 Российской Федерации, ФЭК России считает необ-
эдимым сформировать новый, промежуточный этап _енообразования и разработать соответствующую редакцию «Основ ценообразования на электрическую и -енловую энергию на территории Российской Федера-—•и», в которой целесообразно:
•усилить роль баланса электрической энергии и мощности как инструмента ценового регулирования естественных монополий и контроля за их деятельностью;
• ввести принцип разделения затрат на производство электроэнергии (мощности) и услуги по передаче электроэнергии;
• усилить роль ценообразования в части услуг по пе-оедаче электроэнергии по сетям различного номинального напряжения. Необходимо дать возможность региональным энергетическим комиссиям обоснованно и эффективно регулировать абонентную плату АО-энерго, обеспечив соответствующее право потребителей на покупку электроэнергии мощности) с оптового рынка;
• отразить результаты работы энергетических комиссий по выводу энергоемких потребителей на ФОРЭМ;
• сформулировать принцип предельных тарифов на электроэнергию (мощность) для производителей и предельных размеров платы за услуги с целью обеспечения и поощрения дальнейшего снижения тарифов и стоимости услуг (ликвидация бартера, поощрение энергосберегающих технологий, повышение объемов производства и т.п.);
• отразить интересы субъектов Российской Федерации в части оставления в прежних размерах налогооблагаемой базы при реализации вывода потребителей на оптовый рынок;
• определить меню тарифов для конечного потребителя (одноставочный тариф на электроэнергию; дифференцированный по графику электропотреб-
ления: двухставочный тариф на электрическую энергию и фактически привлеченную мощность; размер оплаты резервной мощности и т.п.).
Для новой концепции основ ценообразования характерным должно быть условие прозрачности тарифов на электрическую и тепловую энергию. Данный принцип относится как для тарифов на ФОРЭМ, так и для тарифов на потребительском рынке. Докладчик осветил вопросы нормативного и методического обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также предложения ФЭК России по лицензированию продажи (поставки) электрической и тепловой энергии во исполнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В докладе «Правовые аспекты применения антимонопольного законодательства в сфере энергоснабжения» начальник Управления ГАК России к.т.н. А. Н. Голо-йяолзин подробно осветил практику работы по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства.
Вопросы, связанные с регулированием базовых отраслей производственной инфраструктуры, относящихся к сферам естественных монополий на федеральном рынке, а также на межрегиональных, региональных и локальных рынках, имели и будут иметь первостепенное значение для экономики.
Правовую основу предупреждения, ограничения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства составляет Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которым на антимонопольные органы возложено: в содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
о предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
® государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В 1997 году характерным для регионов России являлось то, что от 50 до 70% рассмотренных антимонопольными органами нарушений по вопросам злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением имели место в сферах естественных монополий. Основная часть нарушений приходилась на действия электро- и теплоснабжающих организаций. Почти половина этих нарушений имеет место в сферах деятельности локальных естественных монополий. К наиболее распространенным нарушениям антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами в сферах естественных монополий относятся: о навязывание потребителям условий договора о взимании средств долевого участия в порядке платы за присоединение (т.е. безвозмездной передачи с баланса на баланс) или требований о передаче финансовых средств (дополнительно к оплате услуг по тарифным расценкам) на содержание и ремонт основных фондов;
ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
• назначение хозяйствующими субъектами тарифов за оказываемые услуги, которые входят в перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются органами регулирования;
• препятствия по осуществлению обоснованного учета расхода потребляемых ресурсов.
Из данных статистической отчетности территориальных управлений ГАК России за I полугодие 1998 года следует, что злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке (ст. 5 закона «О конкуренции...») по-прежнему является самым распространенным нарушением в отдельных сферах деятельности.
Наибольшее количество рассмотренных территориальными управлениями заявлений по предполагаемым злоупотреблениям доминирующим положением касается субъектов естественных монополий (61,9% от общего количества заявлений по данной статье Закона). Наибольшее число заявлений, связанных с злоупотреблением доминирующим положением, зафиксировано в отраслях электро-, теплоснабжения. Существенное количество рассмотренных территориальными управлениями заявлений составляют те, что связаны с предполагаемыми нарушениями конкуренции в результате действий органов власти (ст. 7 и 8 Закона). К наиболее часто встречающимся случаям неправомерного вмешательства органов исполнительной власти в процессы регулирования естественных монополий относятся следующие:
• необоснованное предоставление льготных тарифов на услуги естественных монополий, несогласование их предоставления с антимонопольными органами;
• утверждение тарифов на услуги, не предусмотренные установленным порядком регулирования;
• наличие ведомственных (межведомственных) нормативных актов, создающих благоприятствующие условия деятельности субъектов естественных монополий;
• наделение субъектов естественных монополий функциями и правами государственных органов, в т. ч. функциями контроля и надзора;
• включение в тарифы затрат, не предусмотренных действующим порядком формирования тарифов.
Докладчик уделил внимание вопросу, волнующему предприятия коммунальной энергетики в связи с активной кампанией, проводимой в течение ряда лет РАО «ЕЭС России» и АО-энерго по ограничению гражданских прав и поглощению коммунальных энергетических предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства. Отметив, что решение подобных вопросов подлежит согласованию с МАП России и должно приниматься с учетом конкретных условий и действующего законодательства, докладчик остановился на следующем. Достаточно активно обсуждается в настоящее время вопрос о возможном поглощении совместно с региональными АО-энерго организаций коммунальной энергетики. В качестве обоснования необходимости таких действий приводится информация о задолженности предприятий коммунальной энергетики перед АО-энерго и мнение о необоснованно высокой составляю-
щей их затрат в тарифах (что большинством организаций коммунальной энергетики оспаривается). При этом РАО «ЕЭС России» и многие АО-энерго считают, что присоединение к ним так называемых потребителей-перепродавцов ведет к повышению эффективности функционирования энергетики за счет повышения уровня концентрации производства и реализации электроэнергии.
С одной стороны, АО-энерго, поглощая организации коммунальной энергетики, сохранят и усилят естественно монопольную сферу деятельности, удлинив при этом лишь цепочку вертикальной интеграции. В условиях хорошо работающего государственного регулирования и повышения эффективности за счет концентрации производства потребители могут выиграть при относительном снижении уровня тарифов и повышении качества энергоснабжения.
С другой стороны, невозможность выбора поставщика не стимулирует снижение относительного уровня тарифов. Могут ухудшиться условия контроля за издержками со стороны как органов государственного регулирования, так и во взаимоотношениях между энергоснабжающими организациями. Антимонопольные органы в ряде случаев отказывают АО-энерго в реализации подобных сделок. Так, в Самарской области было отказано в присоединении организации коммунальной энергетики к АО «Самара-энерго», так как это привело бы к усилению его доминирующего положения и ограничению конкуренции на данном товарном рынке.
Поглощение одного из звеньев в цепочке энергоснабжения является далеко не самым эффективным способом улучшения ситуации на рынках электро- и теплоэнергии. Гораздо более перспективно дать возможность предприятиям коммунальной энергетики приобретать электроэнергию не только у АО-энерго, с которыми они непосредственно связаны электрическими сетями, но и у других поставщиков. Вывод потребителей на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) либо обеспечение возможности приобретать на нем электроэнергию — одно из направлений создания конкурентной среды в электроэнергетике, совершенствования хозяйственных отношений и предотвращения злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынках электроэнергии.
Нормативно-правовые основы для вывода предприятий коммунальной энергетики на ФОРЭМ прямо или косвенно вытекают из положений ряда действующих документов.
Приобретение предприятиями коммунальной энергетики электроэнергии с ФОРЭМ отвечает целям защиты единого экономического пространства и, в конечном итоге, должно способствовать выравниванию тарифов для населения в различных регионах. Сложность решения рассматриваемого вопроса состоит в том, что имущественные взаимоотношения АО-энерго и организаций коммунальной энергетики зависят от взаимоотношений федеральных, региональных и местных органов власти. Последние, управляя предприятиями соответствующих форм собственности, стремятся в пределах (а иногда и за пределами)
ФЕВРАЛЬ
своих полномочий контролировать и (или) регулировать деятельность организаций в границах рынков подведомственных территорий. Однако эти сложности и противоречия во многом могут быть преодолены в процессе внедрения эффективных схем функционирования рынков электроэнергии.
Ряд специалистов РАО «ЕЭС России» предлагает вывести предприятия коммунальной энергетики на ФОРЭМ з качестве электросетевых организаций, имеющих з собственности или на ином законном основании электрические сети и устройства по преобразованию электрической энергии и осуществляющих хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей. Это предложение, которое в равной мере должно распространяться и на АО-энерго, не исключает возможность занесения предприятий коммунальной энергетики — -аряду с АО-энерго и крупными промышленными пред--риятиями — в перечень субъектов ФОРЭМ. Повышению эффективности новой схемы отношений -а рынках электроэнергии могут способствовать различные способы объединения предприятий коммуналь--ой энергетики для исполнения функций операторов злтового рынка, например, в виде некоммерческого "артнерства, охватывающего предприятия коммуналь--эй энергетики субъекта Российской Федерации. Основным направлениям реформирования федераль--эго оптового рынка электрической энергии (мощно-:~и), проблемам, связанным с выводом на ФОРЭМ зммунальных энергетических предприятий, методо-"сии установления тарифов на электрическую :-ергию на ФОРЭМ были посвящены сообщения -ачальников отделов ФЭК России Н. Д. Яшина
Д. А. Ильенко. Н. Д. Яшин остановился на вопросах подготовки к вы--::-у на ФОРЭМ в порядке эксперимента государствен-
- :го энергетического предприятия «Псковоблэнерго», -нормировал слушателей о конференции, проведен-
24.11 .98 в г.Пскове ФЭК России и Российской ассо--■зцией «Коммунальная энергетика» при содействии частии губернатора Псковской области Е.Э.Михай--:=а. Конференция, в которой участвовали руково--: _*ие работники ФЭК России, Госстроя России, Адми-
- :~эации Псковской области, коммунальных энерге-
- -еских предприятий Псковской, Новгородской, Ор-:бской, Курской, Вологодской, Ленинградской :_астей и Ставропольского края, региональных -гргетических комиссий Псковской, Орловской,
"е-.'нградской, Вологодской областей, РАО «ЕЭС -::с.1и», Российской ассоциации «Коммунальная тС"етика», ОАО «Псковэнерго», отметила следую-тз РЭК Псковской области, ПЭГУП «Псковоблэнер-ОАО «Псковэнерго» с участием ФЭК России ;-олнили необходимые расчеты и обоснования з = зоду ПЭГУП «Псковоблэнерго» на ФОРЭМ в каче-"3= субъекта — оптового покупателя электрической : -есии.
1 :-оеренция обратилась к ФЭК России по вопросам :•зрения принятия решения о выводе ПЭГУП звоблэнерго» на ФОРЭМ и корректировки дейст-• -:_.1х методических документов с учетом особенно-т' -редприятий коммунальной энергетики.
Конференция рекомендовала региональным энергетическим комиссиям оказывать предприятиям коммунальной энергетики содействие в защите экономически обоснованного тарифа, абонентной платы, выпадающих доходов при их выводе на ФОРЭМ. В повестку очередного (18.12.98) заседания Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации внесен вопрос «О выводе на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) предприятий коммунальной энергетики на примере ПЭГУТ «Псковоблэнерго». В подготовленных Госстроем России и ФЭК России материалах содержатся предложения:
• ФЭК России:
оформить вывод на ФОРЭМ ПЭГУП «Псковоблэнерго» в I квартале 1999 года в порядке эксперимента и подготовить необходимые обоснования и расчеты по выводу на ФОРЭМ ГУП «Ставрополькоммунэлект-ро», определить для данных предприятий порядок расчетов за поставленную с ФОРЭМ электроэнергию и мощность по среднему тарифу;
при утверждении тарифов на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ предприятиям коммунальной энергетики, учитывать структуру потребления и тарифов по группам конечных потребителей, присоединенных к их электрическим сетям;
внести в I квартале 1999 года в утвержденный 06.01.97 Порядок вывода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) дополнения и уточнения с учетом особенностей предприятий коммунальной энергетики;
• Региональным энергетическим комиссиям Псковской области и Ставропольского края с участием ФЭК России:
оказывать содействие предприятиям «Псковоблэнерго» и «Ставрополькоммунэлектро» в защите экономически обоснованного (в том числе среднего) тарифа и абонентной платы при их выводе на ФОРЭМ;
при расчете тарифов на электроэнергию устанавливать применяемый АО-энерго уровень рентабельности, обеспечивающий самоокупаемость и развитие предприятия;
о Госстрою России совместно с ФЭК России и МАП России:
проанализировать в течение 1999 года работу ПЭГУП «Псковоблэнерго» и ГУП «Ставрополькоммунэлектро» в качестве субъектов ФОРЭМ с целью подготовки условий для вывода (начиная с 2000 года) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии коммунальных энергетических предприятий в других регионах Российской Федерации;
отработать экономический и организационно-технический механизм функционирования коммунальных предприятий—абонентов ФОРЭМ и разработать соответствующие рекомендации для субъектов Российской Федерации, которые готовы к выводу предприятий коммунальной энергетики на ФОРЭМ;
ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
• Администрациям Псковской области и Ставропольского края рекомендовано оказать поддержку предприятиям коммунальной энергетики в ликвидации дебиторской задолженности перед АО-энерго, в оснащении приборами учета электроэнергии и мощности и системами диспетчеризации. Проблемам энергосбережения на энергоснабжающих предприятиях жилищно-коммунального хозяйства с позиции регулирующего органа было посвящено сообщение консультанта ФЭК России к. ф.-м. н. А. О. Перевозчикова.
Проблема энергосбережения привлекает внимание специалистов в течение длительного времени. До сих пор большинство публикаций связано либо с разработкой программ, либо с конкретным описанием энергосберегающих технологий. В отечественной литературе пока не нашли должного отражения последствия от реализации энергосберегающей политики с точки зрения регулирующих органов. Однако именно от их действий, от разработки адекватных механизмов регулирования во многом зависит конечный успех. В сообщении рассмотрен ряд особенностей, которые появляются в процессе регулирования при стимулировании энергосберегающей политики. В России получил распространение термин «энергосбережение», хотя предпочтительнее говорить об эффективности использования энергии. Различие состоит в том, что второй термин в явном виде предполагает, по крайней мере, неухудшение качества и количества производимых товаров и услуг, связанных с процессом потребления энергии.
Регулирующие органы, стоящие на страже интересов как потребителей, так и производителей, несут ответственность за обеспечение наиболее дешевой стратегии развития, гарантирующей необходимое качество и надежность предоставляемых услуг. В статье 3 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в качестве одной из целей регулирования упомянуто «создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах». Кроме того, среди принципов регулирования (статья 4) декларируется обеспечение энергоснабжающих организаций средствами на энергосбережение. Необходимость защищать интересы потребителей требует от регулирующих органов соблюдения интересов последних, однако право вмешиваться в разработку долгосрочных планов развития энергосистем явно не оговорено нормативными документами. Логично предположить, что именно регулирующие органы должны создавать такие условия работы, при которых минимизируются суммарные затраты на предоставление энергетических услуг.
Основные положения сообщения и выводы автора были иллюстрированы количественными данными. Перед участниками семинара-совещания с докладом, содержавшим правовые вопросы договоров энергоснабжения и практики разрешения споров, выступила консультант Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего арбитражного суда России Л. А. Куликова.
По завершении семинара-совещания состоялось обсуждение актуальных вопросов деятельности коммунальных энергетических предприятий на современном этапе.
Практические вопросы изложили в своих выступлениях заместитель начальника Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России Н. Н. Жуков, начальник Управления региональной политики ФЭК России Ю. В. Петрушин, вице-президент Российской ассоциации «Коммунальная энергетика» Г. М. Скольник, ответившие на вопросы участников семинара-совещания.
Опытом организации региональной ассоциации «Дон-коммунэнерго» поделился ее руководитель Ю. И. Авилов.
В выступлении Н. Н. Жукова нашли отражение вопросы энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, состояние приемки муниципальными энергетическими предприятиями объектов от промышленных предприятий. Он остановился на проблемах взаимоотношений коммунальных энергетических предприятий и АО-энерго, отметив, что в регионах, где произошла передача функций сбыта, как правило, происходит повышение тарифов на энергоресурсы, резко снижается собираемость платежей, городским электросетям перечисляется от 30 до 7% от договорных сумм. Это приводит к росту в них задолженности по зарплате, несвоевременной выплате налогов в местный бюджет, ухудшается надежность электроснабжения и управляемость энергосистемой. В конечном итоге страдает потребитель — население. В связи с этим Госстрой России внесет на рассмотрение Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предложения:
• о проведении в первом полугодии 1999 года анализа изменений в состоянии платежей (в том числе и населения) за поставляемую электроэнергию в тех субъектах Российской Федерации, где функции коммунальных энергетических предприятий по сбыту электроэнергии переданы региональным АО-энерго;
• о рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления приостановить передачу функций энергосбыта от коммунальных энергетических предприятий в АО-энерго, а также не предпринимать других преобразований в коммунальной энергетике, ведущих к усилению монополизации в этой сфере и подрывающих вследствие этого бюджеты городов и финансовое состояние коммунальных организаций;
• о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся прав и интересов предприятий коммунальной энергетики.
В выступлении Г. М. Скольника были затронуты вопросы деятельности предприятий на современном этапе и высказаны некоторые предложения по повышению ее эффективности.
Современное коммунальное энергетическое хозяйство представляет собой комплекс, в составе которого бо-
I
38
ФЕВРАЛЬ
1999
те 3 тысяч предприятий, эксплуатирующих 400 тысяч
• « гиний электропередачи в системах электроснабже-- = и 150 тысяч км — в установках наружного освеще-
= . более 50 тысяч км тепловых сетей (в двухтрубном :-ислении), более 14 тысяч отопительных котельных, г I ~ысяч трансформаторных подстанций. la год потребителям по присоединенным сетям -ускается порядка 90—92 млрд киловатт-часов элек-веской энергии и 370—390 миллионов гигакалорий --.па (в том числе до половины — собственной выра-z :_ки).
~:едприятиями коммунальной энергетики накоплен : :._зшой опыт развития и обеспечения надежного ; акционирования систем энергоснабжения в городах
-вселенных пунктах России. 1~олетнюю историю имеют Ставропольская городская :-~е<тросеть и государственное предприятие «Орел-: тгэнерго», от 85 до 95 лет действуют государственное " ::едприятие «Вологдаоблкоммунэнерго», муниципаль--=>е предприятия электрических сетей г. Шуя Иванов-: эй области и Ульяновска, более 60 лет — Воронеж-:• ;е и Кисловодское и другие предприятия. ~ ■< развития предприятий коммунальной энергетики "с/шелся на 1969—1990 годы, когда во всех регионах : = ли созданы предприятия и объединения, произошло :~зновление стабильных высококвалифицированных гллективов, получили развитие производственная ■ юциальная инфраструктуры.
= '992—1993 гг. была осуществлена муниципализация :.-стем энергоснабжения и обеспечивающих его экс-"."уатационных предприятий.
Ес_ественной реакцией на это стало использование "седусмотренных законодательством организацион--о-правовых форм для консолидации предприятий. 5 частности, акционерные общества на областном совне образованы в Кемеровской, Кировской, Новгородской, Саратовской, Челябинской областях, Примор-:<ом крае, государственные областные предприятия — з Алтайском и Ставропольском краях, Иркутской, Новосибирской, Смоленской, Орловской, Псковской :5ластях.
2.~едует особо отметить объединение предприятий з некоммерческие партнерства — Ассоциации в Кур--знской, Ленинградской, Московской (Мособлэлектро
• Мособлтеплоэнерго), Ростовской, Свердловской, "ермской областях. Надо подчеркнуть, что предприятия сразу ощутили положительный эффект — в защи-s общих интересов, активизации обмена информацией по всем направлениям деятельности.
В 1996 г. образована Российская ассоциация «Коммунальная энергетика».
3 последние годы предприятия работают в условиях осложнившихся отношений с АО-энерго. Если в течение нескольких десятилетий бывшие центральные органы управления — Минэнерго СССР и Минжилкомхоз РСФСР, предприятия на местах — отрабатывали принципы и практику взаимодействия в нормальных и аварийных ситуациях, то теперь на первый план вышли платежи (точнее, неплатежи).
Надо признать правомерными требования АО-энерго по оплате за энергию, но нельзя согласиться с методами, настойчиво применяемыми РАО «ЕЭС России».
К сожалению, в них достаточно четко просматривается стремление к переделу собственности. В 1993 году при преобразовании ПОЭиЭ в АО-энерго не было выполнено распоряжение Госкомимущества о передаче всех сетей в городах органам местного самоуправления. И поскольку это осталось без последствий, РАО «ЕЭС России» пошло на формирование целевой программы, в состав которой вошли не основанные на законодательстве меры по ликвидации, в конечном счете, коммунальных энергетических предприятий с поглощением их АО-энерго. Мы настойчиво рекомендуем РАО «ЕЭС России» и АО-энерго в своих притязаниях учитывать законы о местном самоуправлении, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Ассоциация давно определила свое отношение к этому; оно ясно излагалась в печати (журнал «Жилищное и коммунальное хозяйство», № 4-5/95; Вестник Глав-госэнергонадзора России, N9 1/97, Вестник ФЭК России, № 5/98) и в обращении к Правительству РФ, принятом в августе 1996 г.
Достаточно четкую позицию занимают Госстрой России, Администрации многих субъектов РФ и городов (мы располагаем копиями их писем в Правительство России).
Тем не менее, у проблемы неплатежей есть свои причины и особенности: о до 3/4 долгов коммунальным энергетическим предприятиям составляет задолженность бюджетных организаций и бюджетозависимых предприятий (Водоканалы; Теплосети); это положение в теплоэнергетических предприятиях осложнено структурой платежей за тепловую энергию (от 1/5 до 1/3 — население; остальное — бюджет); • не всегда добросовестное отношение коммунальных энергопредприятий к платежам, особенно «живыми» деньгами. Надо отметить, что последнему не подвержен ряд предприятий (Саратовская область; Оренбургская область; г.Ульяновск и др.), которые заключили и выполняют соглашения с АО-энерго о долевом разделении средств, поступающих от потребителей в уплату за потребленную энергию.
Анализируя ситуацию, Ассоциация рекомендует некоторые предложения, направленные на совершенствование деятельности, достижение большего взаимопонимания и полезного взаимодействия с АО-энерго, повышение роли и статуса коммунальных энергетических предприятий: в Повсеместное (без ограничений) введение в действие и использование РЭК'ами утвержденных ФЭК России 19.09.97 «Особенностей формирования тарифов на оптовую куплю-продажу электрической и тепловой энергии между энерго-снабжающими организациями (продавцами и покупателями)»;
® Внесение изменений в постановления Правительства РФ от 04.02.97 № 121, от 24.07.97 № 927, от 21.08.98 № 988, в Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденные ФЭК России 16.04.97;
ш
ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.
• Выполнение п. 5 Указа Президента РФ от 01.08.96 в порядок энергоустановок от промышленных и сель-№ 1129 (срок действия продлен до конца 2000 года) скохозяйственных предприятий и организаций, не спо-
с одновременным открытием транзитных счетов коммунальными энергетическими предприятиями и АО-энерго; а до этого — заключение соглашения о долевом перечислении средств с расчетного счета коммунального энергопредприятия на расчетный счет АО-энерго и о системе контроля за выполнением соглашения;
• Введение лимитирования потребителей, финансируемых из региональных и местных бюджетов, аналогично порядку, введенному на уровне федерального бюджета (постановление Правительства от 05.01.98 № 5) и выделение в бюджетах этих уровней целевых средств для оплаты энергоресурсов (возможно с прямым перечислением их энергоснаб-жающим организациям на основании надлежаще оформленных актов);
• Осуществление реструктуризации задолженности бюджетных организаций; освобождение доли задолженности коммунальных энергетических предприятий АО-энерго, приходящейся на бюджетные организации;
• Делегирование органами местного самоуправления РЭК полномочий по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию для коммунальных энергетических предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
• Развитие и дальнейшее становление организаций некоммерческого партнерства предприятий коммунальной энергетики, повышение их роли, усиление взаимодействия с Российской ассоциацией «Коммунальная энергетика».
Участниками семинара-совещания, представляющими предприятия коммунальной энергетики, было принято решение обратиться по актуальным вопросам к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Густову. В принятом Обращении указано, что коммунальная энергетика, состоящая из нескольких тысяч энергоснабжающих организаций, функционирующих в городах и населенных пунктах России, в течение десятилетий сложилась как неотъемлемая часть систем энергоснабжения, с одной стороны, и жилищно-коммунального хозяйства — с другой. Коммунальные энергетические предприятия осуществляли и осуществляют меры по развитию и повышению надежности систем коммунального энергоснабжения, формированию современной производственной инфраструктуры, комплектованию высокопрофессиональных коллективов. Результатом этого является растущая устойчивость электро- и теплоснабжения населения, бюджетных, промышленных и других потребителей в городах и населенных пунктах. В последние годы энергетические предприятия системы жилищно-ком-мунального хозяйства ведут приемку и приведение
собных эксплуатировать находившиеся в их ведении энергоустановки, электрические и тепловые сети. В условиях кризисного состояния платежей потребителей за электрическую и тепловую энергию, предприятия коммунальной энергетики стали объектами постоянно нарастающих притязаний со стороны РАО «ЕЭС России» и АО-энерго.
Права и интересы коммунальных энергетических предприятий, как правило, игнорируются при принятии постановлений Правительства Российской Федерации (в качестве примеров приводятся ссылки на постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.97 № 927 (п. 3, абзац 3), от 21.08.98 № 988 (п. 8.2), от 04.02.97 № 121 (п. 20 «Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации»). Ассоциация считает, что положения упомянутых постановлений Правительства направлены на пользу одних коммерческих организаций (АО-энерго) в ущерб другим коммерческим организациям (энергоснабжающим организациям системы жилищно-коммунального хозяйства). Начатая РАО «ЕЭС России» несколько лет назад широкомасштабная кампания по принудительному ограничению гражданских прав коммунальных энергетических предприятий путем лишения их права сбыта энергии, по ликвидации предприятий путем присоединения собственности к имущественному комплексу АО-энер-го в последнее время приобрела системный характер и достаточно подробно изложена в принятой руководящими органами РАО «ЕЭС России» «Программе действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации».
В этой Программе в отношении коммунальных энергопредприятий, именуемых по старому «перепродавцами», предусматриваются:
• механизмы принудительной приватизации предприятий-должников за долги;
• перевод на договор оказания услуг (без права получения оплаты от потребителей);
• передача объектов коммунальных сетей в доверительное управление АО-энерго;
® поглощение энергокомпаниями;
• ликвидация.
К большому сожалению, очень много сил и времени, которые с значительно большей эффективностью можно использовать на прямое дело — энергоснабжение, приходится отвлекать без всякой пользы. Участники семинара-совещания, принимая Обращение к В. А. Густову, выразили надежду на внимательное рассмотрение сложившегося положения и принятие соответствующих мер.
Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» Информцентр АСТЭК
ФЕВРАЛЬ