Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОТРАЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ОСНОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ'

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОТРАЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ОСНОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОТРАЖЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ ОСНОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ»

Вестник ФЭК России

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

Председателям региональных энергетических комиссий

В связи с проводимой работой по подготовке новой редакции Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию . - утверждения Правительством Российской Федерации ФЭК России планирует организацию в июле 1999 г. расширенного

эщании по данному вопросу с участием региональных энергетических комиссий, РАО "ЕЭС России" и акционерных обществ у-^огетики и электрификации.

ФЭК России подготовлен примерный перечень общих вопросов ценообразования в электроэнер/ етике, предполагаемых к гСс/ждению на совещании и требующих, на наш взгляд, отражения в новой редакции Основ ценообразования на электрическую и » -ловую энергию.

Просим Вас рассмотреть перечень и оперативно направить в ФЭК России Ваши замечания и соображения по включенным в е г вопросам, а также предложения по любым другим вопросам, которые, по мнению региональной энергетической комиссии, - буется отразить в проекте основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию.

А.Ф. Задернюк

Вопросы, требующие отражения в новой редакции основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию

~эебуется ли изменение положений действующих основ ценообра-квания (пункт 14) в части разделения потребителей энергии на 13-егории (группы)? ¿гриангы решения

Необходимо внести изменения и дополнения в п. 14 действующих »ов ценообразования (возможны различные варианты изменений и X "олнений).

Необходимо отразить в основах ценообразования разделение -^ебителей на категории (группы) по следующим возможным -емнципам:

исключительно по классам напряжения; 2 по классам напряжения и объемам энергопотребления; £ 3. ;охранить действующее разделение на категории и группы; 4. целесообразно (нецелесообразно) выделить отдельные категории ---ебителей по отраслевому признаку, в отношении которых могут -.-.■меняться особенности формирования тарифов (металлургия, АПК, =_!Иностроение, нефтехимическая промышленность и т.п.) Иное.

Нормирование тарифов для оптовых потребителей-перепродавцов г -эм числе предприятий коммунальной энергетики). •зрианты решения

Тарифы формируются исходя из стоимости электроэнергии на >ЗРЭМ, либо на шинах АО-энерго, либо усредненная - ФОРЭМ + А0--гаго + затраты по передаче электрической энергии до границы Ьланвовой принадлежности сетей - на реальной схеме сетей плюс £-)нплата РАО "ЕЭС России". Необходимо сохранить существующую практику формирования ,1фов для оптовых потребителей-перепродавцов, приравнивающую потребителям.

Необходимо отразить в основах ценообразования особенности

■ирования тарифов для оптовых потребителей-перепродавцов. -Необходимо исключить из основ ценообразования жесткие нормы о -дке формирования тарифов для оптовых потребителей-продавцов и предоставить РЭК возможность многовариантного __)ения этою вопроса с отражением этого вопроса в методических чиях гю формированию тарифов на электрическую и тепловую ию на территории субъекта Российской Федерации.

■ лановление единых тарифов для населения в рамках региона (с м деления на городское и сельское население). анты решения ¡целесообразно.

Целесообразно закрепить за РЭК право установления единых ров в рамках субъекта РФ (по договоренности нескольких РЭК - в экономической зоны). Целесообразно установить принцип обязательного установления )го по региону тарифа на электроэнергию, потребляемую ением.

- »обходимо отразить в основах ценообразования принципы вления тарифного "меню" (двухставочные тарифы, тарифы, ренцированные по зонам графика нагрузки и т.п.). анты решения

■ есообразно перенести этот вопрос на уровень конкретных юских указаний.

_ несообразно закрепить принцип предоставления потребителю ыбора системы тарифов в рамках гибкого тарифного меню, ¡сообразно оставить вопрос о применении тарифного меню на :ение РЭК, разрешив вводить такое тарифное меню и отразив

базовые принципы его установления (например: сохранение массы прибыли энергоснабжающих организаций и т.п.).

5. Введение понижающих коэффициентов к тарифной ставке за мощность в целях стимулирования вывода невостребованных мощностей.

Варианты решения

1. Нецелесообразно, проблема вывода невостребованных мощностей не является предметом основ ценообразования на электроэнергию.

2. Введение таких коэффициентов не учитывает фактическое наличие невостребованных мощностей у конкретных субъектов регулирования. Целесообразно рассмотреть иные способы стимулирования вывода невостребованных мощностей.

3. Введение коэффициентов необходимо только для "разрывов" мощностей (возможно, с поэтапным уменьшением этих коэффициентов в будущем).

6. Установление понижающих коэффициентов 0,7 к тарифчм на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Варианты решения

1. Необходимо отменить понижающие коэффициенты 0,7.

2. Целесообразно предоставить право самостоятельного установления коэффициентов 0,7 субъектам РФ в определяемом ими порядке.

3. Целесообразно сохранить действующие коэффициенты 0,7 в качестве обязательных для всех субъектов РФ.

4. Целесообразно сохранить систему понижающих коэффициентов с определением порядка их расчета и утверждения.

7. Обеспечение равноприбыльности электро- и теплоснабжения и пропорционального разнесения затрат при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию (в том числе при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для электростанций -субъектов ФОРЭМ).

Варианты решения

1. Вопрос не требует отражения в основах ценообразования и должен решаться на уровне методических указаний.

2. Необходимо четко определить принципы и порядок разнесения затрат при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию.

3. Данный вопрос целесообразно отнести к внутренней политике субъекта регулирования.

8. Выделение сбыта электрической и тепловой энергии в отдельный вид деятельности (в частичное изменение постановления Правительства РФ от 06.07.98 г. № 700)

Варианты решения

1. Нецелесообразно.

2. Целесообразно внести изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 06.07.98 г. № 700 с выделением энергосбыта в отдельный вид деятельности.

3. Целесообразно осуществить поэтапный переход к выделению энергосбыта в отдельный вид деятельности с учетом анализа практики введения раздельного учета затрат на производство и передачу энергии, поскольку этот процесс разворачивается достаточно медленно.

9. Необходимо ли отразить в основах ценообразования вопросы раздельного формирования тарифов на электроэнергию,

Вестник ФЭК России

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

вырабатываемую ТЭЦ по конденсационному циклу (с фопмированием отдельного баланса выработки и поставок энергии, вырабатываемой по конденсационному циклу)? Варианты решения

1. Целесообразно.

2. Необходимо оставить данный вопрос на усмотрение РЭК.

3. Данный вопрос может решаться в рамках методических указаний по расчету тарифов и положения по формированию балансов производства и поставок энергии.

10. Необходимо ли отразить в основах ценообразования вопросы установления платы за присоединение к сети вновь подключаемых потребителей?

Варианты решения

1. Целесообразно.

2. Нецелесообразно, это не вопрос ценообразования на электрическую и тепловую энергию - плата за присоединение новых потребителей должна регулироваться соответствующими нормативными документами о присоединении.

11. Распределение плановой прибыли между ставками за энергию и за мощность при установлении двухставочных тарифов.

Варианты решения

1. Необходимо сохранить существующий порядок распределения плановой прибыли (в пропорции 90% в ставке за мощность и 10% в ставке за энергию).

2. Целесообразно установить принципы распределения плановой прибыли в основах ценообразования.

3. Иное.

12. Целесообразно ли в основах ценообразования отразить необходимость введения понижающих (повышающих) коэффициентов к тарифам, отражающих уровень надежности энергоснабжения? Варианты решения

1. Целесообразно с определением уровней надежности энергоснабжения (для потребителей I и II категории по надежности).

2. Целесообразно с определением коэффициентов индексации тарифов в зависимости от уровня надежности.

3. Иное.

13. Необходимо ли отразить в основах ценообразования порядок включения в тарифы целевых инвестиционных средств? Варианты решения

1. Необходимо включать в тарифы инвестиционные средства в соответствии с программой капитальных вложений, согласованной с регулирующим органом.

2. Необходимо включать в тарифы инвестиционные средства в объемах, достаточных для обслуживания заемных средств.

3. Иное.

14. Требуется ли отразить в основах ценообразования нормативы и порядок оплаты реактивной мощности (в структуре тарифа на электроэнергию или в виде отдельной ставки)?

Варианты решения

1. Необходимо в зависимости от режима потребления (компенсации) реактивной мощности.

2. Необходимо предусмотреть скидки с тарифа за нарушение показателей качества (в т.ч. отдельных показателей, таких как напряжение и частота).

3. Скидки и надбавки за уровень компенсации реактивной мощности как косвенно увязанные с экономией (перерасходом) энергии, связанной с потерями ее в сетях, с тарифами не следует увязывать.

4. Иное.

15. Необходимо отразить в основах ценообразования вопросы установления абонентной платы за услуги по передаче электроэнергии (в т.ч. по сетям РАО "ЕЭС России", АО-энерго, иных электросетевых организаций).

Варианты решения

1. Абонентная плата должна устанавливаться в виде единой ставки, включающей все виды затрат (эксплуатационную, инвестиционную составляющие, резервирование, автоматика, связь и др.).

2. Абонентная плата должна устанавливаться в виде нескольких ставок за набор отдельных услуг (эксплуатация сетевого хозяйства, диспетчирование и т.п.).

3. Единая ставка для сетевых организаций локального уровня (оптовые потребители-перепродавцы) и несколько ставок для РАО "ЕЭС России" и АО-энерго.

16. Необходимо ли при установлении тарифов на электроинерги отпускаемую с ФОРЭМ, учитывать наличие на территориях субъект ФОРЭМ гидравлических и атомных электростанций?

Варианты решения

1. Нет, тарифы должны быть едиными для всех энергодефицитн субъектов ФОРЭМ.

2. Следует учитывать (в каком порядке и объеме?).

17. Следует ли при расчете плановой тарифной выруч энергоснабжающих организаций на период регулирования учитыва прогнозируемые поступления от нерегулируемых видов деятельное (в т.ч. от экспорта)?

Варианты решения

1. Нет.

2. Только при расчете:

2.1. общехозяйственных затрат;

2.2. затрат на социальные программы;

2.3. затрат на НИОКР;

2.4. расходов, финансируемых из прибыли;

2.5. расходов на выплату дивидендов.

3. Учитывать поступления от экспорта исходя из плановых постав! электроэнергии на экспорт по тарифам ФОРЭМ.

4. Учитывать поступления от экспорта исходя из плановых постав! электроэнергии на экспорт по контрактным тарифам.

5. Иное (указать).

18. Следует ли при расчете плановой прибыли учитывать расходы ► выплату дивидендов по акциям?

Варианты решения

1. Нет.

2. Следует, при этом:

2.1. Учитываются средства на выплату дивидендов по привиле! ирова» ным акциям в размере, определенном уставом акционерног общества;

2.2. размер дивидендов определяется исходя из процентной ставки г долгосрочным депозитам Сбербанка;

2.3. размер дивидендов учитывается в процентах от стоимости акцш например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.3.1. - от номинальной стоимости;

2.3.2. - от среднегодовой рыночной стоимости,

2.3.3. - иным образом.

2.4. Иное.

19. Реализация постановления Правительства Российской Федераци от 6 июля 1998 г. № 700 в тарифной политике.

Варианты решения

1. Необходимо учитывать требования Постановления с утверждение! РЭК раздельно:

2.1. тарифов на шинах каждой электростанции, работающей н потребительский рынок, и среднего тарифа для энергоснабжающе организации исходя из планового баланса с учетом покупной энергии ФОРЭМ;

2.2. тарифов на услуги по передаче электроэнергии по класса! напряжения;

2.3. тарифов на услуги по сбыту энергии (при вводе такого вида услуг]

2.4. тарифы на электроэнергию для потребителей устанавливав энергоснабжающая организация, исходя из пп. 2.1, 2.2, 2.3, а такж< размера абонентной платы РАО "ЕЭС России".

2. Необходимо учитывать требования Постановления только для целе> анализа статистической отчетности.

20. Учет перекрестного субсидирования в тарифах. Варианты решения

1. Необходимо уменьшать (увеличивать) экономически обоснованны! тариф на электроэнергию на величину перекрестного субсидирования

2. Необходимо уменьшать (увеличивать) экономически обоснованны! уровень размера абонплаты за услуги по передаче энергии по сетяк АО-энерго (перепродавца).

3. Иное.

21. Учет нормативов при расчете тарифов на электроэнергию и услуп-по ее передаче.

Варианты решения

1. Необходимо сделать нормативы основой расчетов.

2. Необходимо использовать нормативы как базу данных для оценкк обоснованности заявочных затрат.

3. Иное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.