Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ'

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

Председатель РЭК PCO-А, д.т.н., профессор И. К. Хузмисп

К вопросу о регулировании рынка энергоносителей.

Рынок электроэнергии и газа - специфически регулируемый ектор: на котором действуют естественные монополисты -юставщики и их потребители. Необходимо отметить гдующее (и это подтверждается опытом стран с рыночной «онимикой): антимонопольное регулирование субъектов • -"ка, поставляющих однотипные товары и услуги, коренным :-5раэом отличается от идеологии и методов государственного гулирования естественных монополий в сфере топливно-зргетических ресурсов. В первом случае регулирование травленно против монополизма с тем расчетом, чтобы в ювиях конкурентной борьбы потребители получали товары и _ 1уги по минимальным ценам. При этом те компании, которые * одерживают конкуренции, уходят с рынка; когда же, они ахватывают большую часть рынка и начинают монопольно и ■гэосновательно повышать цены, регулятор применяет —инудительные меры воздействия по ликвидации монополиз-а.

Регулирование естественных монополий производится аче. Исходя из принципа минимизации затрат, процесс ■ -ановления тарифов и услуг является комплексным элективным процессом, куда привлекаются все заинтересо-ые стороны. Это сложная социально-экономическая дача, ь ход(! решения которой происходит не расчленение и гожение монополий, а создание им условий рентабельной :ты для надежной поставки на потребительский рынок ггоресурсов по минимальной цене с учетом их развития, госбережения и создания, а там, где это возможно, -ментов конкуренции. Государственному регулированию лежат компании - владельцы распределительных и трансах сетей, вне зависимости от форм собственности на склеральном и региональном уровне. Поэтому необходимо ги изменения в нормативные документы, в которых трические сети, принадлежащие органам местного само-вления, исключены из числа субъектов государственного пирования.

Система регулирования должна действовать строго в -ветствии с единой государственной политикой России в асти энергоснабжения и быть свободной от "телефонного е. а" Необходимо укрепить вертикаль регулирования, чтобы чепочка: от получения энергоресурсов до их потребления -|розрачной и управляемой. Регулирование - сложный ;с, при котором необходимо учитывать интересы как эбители, так и энергоснабжающих организаций, 'ечивая свободный доступ потребителей к услугам ственных монополистов. Единственным ограничением .дного доступа к сети и выбора поставщика являются ■ (еские ограничения, которые определяет служба ■ нер| онадзора. Этот рыночный механизм должен быть п отно свободным от какого-либо диктата естественных полистав - владельцев распределительных сетей на всех ~ях. Иначе зачастую возникают конфликтные ситуации, при : сых естественные региональные монополисты, защищая ■ права, делают попытки ущемить потребителей, инструктивное сотрудничество с администрацией региона зделйнии полномочий в сфере регулирования между ФЭК а и и РЭК, обеспечение профессионализма и независи-РЭК в рамках своих полномочий, являются важным ром успешной деятельности органов исполнительной ■ региональных энергетических комиссий - с целью ^ании баланса интересов всех заинтересованных сторон. :;ех субъектах РФ должны быть созданы независимые, в х своих полномочий, региональные энергетические :ии. К сожалению, процесс их создания идет не очень чо, хотя это предусмотрено Законами РФ. Экономически □ванное принятие тарифов на энергоносители часто

входит в противоречие с политическими целями властных эли г на местах. Поэтому по истечении 4 лет со времени принятия соответствующих законов, РЭК на профессиональной основе созданы только в 19 регионах РФ, действующих в едином нормативно-правовом поле РФ. Попытки же представителей местных администраций, антимонопольного министерства влиять на принятие решения и брать на себя ответственность при определении тарифов на услуги энергоснабжающих организаций являются незаконными. Ярким примером такого рода действий является энергетический кризис в Приморском крае. Кризис спровоцирован грубыми перекосами в тарифах для организаций, финансируемых из федерального и местного бюджетов, причем решение принималось администрацией края (а не профессиональной РЭК, которая, как независимый орган регулирования, до сих пор в крае не создана).

Существующий омыт определения тарифов позволяет сделать вывод о том, что локальные естественные монополисты базируются на затратной идеологии прошлых лет и не заинтересованы во введении тарифных меню, программ энергосбережения, а также противятся развитию конкуренции в системе энергоснабжения, зто объективно противоречит их интересам, хотя у системы в целом снижение нагрузки в часы пик улучшает технико-экономические показатели работы силового оборудования и уменьшает затраты на единицу ■ энергии. Монополист всегда стремится получить максимальный доход при минимизации усилий. Только реальные рыночные механизмы могут монополистов изменить подобное поведение на рынке энергоресурсов.

Анализ сегодняшнего состояния регулирования позволяет сформулировать его основные характеристики:

- перекос тарифов за счет перекрестного субсидирования и наличия перепродавцов;

- неэффективность "тарифного меню", т.к. в его применении не заинтересованы АО-энерго;

- недостаточная прозрачность затрат энергоснабжающих организаций, что не позволяет вскрыть дополнительные резервы;

- попытки отдельных региональных структур влиять на процесс принятия тарифов по политическим, зачастую популистским мотивам;

- отсутствие гарантий независимости РЭК от регионального руководства;

- слабая управленческая вертикаль в системе энергетических комиссий от ФЭК России к РЭК;

- неподконтрольность тарифной политики на муниципальном уровне;

- отсутствие нормативно-правовой и методической базы в полном объеме, т.к. регулирование ТЭК - новое дело в России; опрактическое отсутствие конкуренции на рынках электроэнергии и газа;

- недостаточная ясность в определении права потребителей на свободный доступ к распределительной сети и источникам энергии;

- отсутствие части энергоносителей на свободном рынке и невозможность заключения фьючерсных контрактов;

- отсутствие оптового рынка;

- отсутствие нормативной документации по работе в рыночных условиях с элементами конкуренции1.

Решение обозначенных выше проблем может быть успешно найдено с использованием рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе. При этом регулирование должно основываться на минимизации затрат энергоснабжающих организаций. Внедрение конкурентных отношений позволит разделить монопольные услуги и способствовать минимизации цен за счет повышения эффективности на всех этапах производства, распределения и потребления энергии

ше преимущества в работе на рынке для АО-энерго просматриваются в некоторых документах, например: без санкции АО-энерго потребитель не вправе снабжать но этого маго.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

различных субъектов федерального и региональных рынков. Решение этой приоритетной задачи позволит улучшить деятельность отрасли в целом и обеспечить реальную возможность снижения стоимости услуг естественных монополий.

Для создания конкурентной среды на рынке электрической энергии и мощности на базе крупных потребителей, вышедших на Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), можно создать предприятия, выполняющие функции существующих в регионе АО-энерго. Функциями продавца могут обладать специальные компании, работающие в сфере перепродажи энергии и не имеющие собственного энергетического оборудования. Например, подобными дилерами могут стать компании, созданные на базе энергосбытов АО-энерго и коммунальных предприятиях-перепродавцах, разделив функции распределения и продажи энергии.

Чтобы уменьшить тарифы, монополистам необходимо отказать-ся от всех предприятий и организаций, входящих в их систему, но не занимающихся добычей, транспортировкой и продажей энергоносителей и сократить расходы на своё содержание. Для усиления конкуренции можно разделить на компании - в рамках единых концернов РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" - добытчиков газа и производителей электроэнергии, транспортников и продавцов. Между добытчиками газа и производителями электроэнергии, а также продавцами будет создана конкурентная среда. Государство оставит за собой право контролировать "свободный доступ к сети и трубе" и регулировать плату за услуги естественных монополистов -владельцев газопроводов и электросетей. При этом продавцы энергоресурсов будут заключать договора на их поставку непосредственно с потребителями, а энергораспределительные компании - естественные монополисты заниматься транспортировкой и распределением ресурсов абонентам, получая за это регулируемую энергетическими комиссиями абонентную плату.

Выход потребителей на прямые платежи собственникам энергоресурсов позволит исключить из баланса перепродавцов (АО-энерго и ГРО) стоимость не принадлежащих им электроэнергии и газа. Фактически все потребители окажутся на оптовом рынке. Это позволит ликвидировать незаинтересованность перепродавцов в энергосбережении и снижении уровня платежей посредством скидок и тарифного меню, так как они будут получать плату только за свои услуги и нести ответственность за сохранность передаваемых энергоресурсов. В результате владельцы сетей сосредоточат свои усилия на их поддержании в надлежащем состоянии и станут активно бороться с потерями. Сбором же денег за энергоресурсы должны заниматься операторы рынка. Потребитель будет платить собственнику ресурса, а не перепродавцу (рис. 1). Это создаст дополнительный заслон незаконному присвоению платежей за энергоресурсы тем, кому они не принадлежат. АО-энерго, ГРО и региональные власти будут этому противодействовать, приводя различные "объективные" причины. В этой связи необходимо операторам рынка иметь в регионах расчетные счета, чтобы учитывался весь объем платзжей за энергоснабжение, включая стоимость электроэнергии и газа, и уплачивать необходимые налоги на местах. Такая схема может способствовать сбору денег и снижению потерь. Так, после создания в 1997 году III "Межрегионгаз", в РСО-А платежи живыми деньгами за потребленный газ увеличились с 1,5% в 1996 г. до 22,2% в 1998 г.

Для повышения независимости РЭК и укрепления управленческой вертикали от ФЭК к РЭК необходимо средства на содержание энергетических комиссий включать в оптовую цену и финансировать РЭК через ФЭК России - в соответствии с согласованными в регионах сметами. То есть все расчеты должны вестись за счет собственников энергоресурсов, а не за счет местных энерго-распределительных компаний. Можно также финансировать региональные энергетические комиссии по схеме финансирования региональных органов госэнерго-надзора. Это снизит влияние местных перепродавцов и поли гиков на решения, принимаемые в РЭК. Необходимо учитывать при всех действиях по управлению естественными монополиями, что после потребителей, приоритетным должен быть владелец энергоресурсов, а не перепродавец.

Необходимо снять ограничение по нагрузке 750 кВА и дать право потребителям вне зависимости от мощности самим определять, какой тариф - двухставочный или одноставочный -им более целесообразен, то есть потребителям должно предоставляться меню. При составлении меню и расчете тарифов необходимо предлагать возможность работать по зонному тарифу - день, ночь, утро, вечер. При этом может быть предложена система скидок и наценок за коэффициент мощности "coso"; возможность энергосистем отключать или перемещать нагрузку потребителям; коэффициент заполнения графика нагрузки в течение суток, недели, месяца, года; уровень надежности, применение энергосберегающих технических средств и технологий. При определении цен необходимо учитывать: принцип "свободного доступа к сети и трубе"; конкретные условия расположения и параметры нагрузки потребителей; обеспечение минимального потребления для той части населения, которая не в состоянии оплачивать полную стоимость энергии; экономические, экологические и социальные факторы.

Выход на оптовый рынок энергоносителей для предприятий позволит снизить для них стоимость энергии и за счет этого обеспечить увеличение выпуска продукции, создание новых рабочих мест и, в конечном счете, приток денежных средств в регион и увеличение налогооблагаемой базы. Свободный доступ всех потребителей, в том числе и организаций перепродавцов, к источникам энергии на оптовом и региональном рынках, как указывалось выше, - основа рыночных отношений в сфере естественных монополий.

Таким образом, у потребителей любого уровня, должен быть свободный выбор поставщика энергии через электрические и газовые сети, владелец которых, естественный монополист получает абонентную плату, установленную энергетическими комиссиями, исходя из конкретных условий подключения потребителя и параметров его нагрузки. Необходимо при этом уйти от перекрестного субсидирования при определении тарифов и размера абонентной платы. Важной является также проблема организации конкуренции между различными типами источников энергии: ГЭС, АЭС, ГРЭС на угле и газе нетрадиционных источников, ПТУ-ТЭЦ, различными предприя тиями по добыче газа; она нуждается в отдельном рассмотрении, с учетом экономических, социальных, экологи ческих и технических факторов. Расчет розничных цен для газораспределительных организаций для всех категорий потребителей было бы целесообразно вести не на основе торговой надбавки, установленной ФЭК РФ, а по методике, аналогичной ме годике расчета тарифов на электроэнергию (рис 2).

Регулирование ГРО в регионах должно осуществляться, исходя из их равноприбыльности. Затраты на транспорт и распределение газа потребителям - Аср может устанавливаться единой для региона , однако условия работы районных ГРО отличаются друг от друга. В этой связи РЭК для каждой ГРО устанавливает абонентную плату индивидуально, то есть

Acp=1/nZAi, i=i

где п - число ГРО

Платежи за потребленный газ собирает представитель собственника III "Межрегионгаз", затем им осуществляется оплата за услуги ГРО по транспортировке газа, а также производитсг отчисление на содержание РЭК. При этом не имеет значение, работает в регионе единая газовая компания или существуют независимые ГРО. Суть дела сводится к одному: платежи за потребленный газ с потребителей собирает собственник, который затем рассчитывается за предоставляемые услуги по транспорту своим дочерним или независимым ГРО. Полезным было бы также принятие Закона "О государственном регулировании тарифов на газ на территории Российской Федерации"

В настоящее время ставка акциза на природный газ установлена в размере 15% и является частью цены, которая реализуется всем потребителям за исключением населения. Однако в этом подходе имеется противоречие. Часть граждан прожи-

езющих в домах с индивидуальной системой отопления работающей на газе, оплачивает за потребленный газ без :<цизного сбора. Другая часть граждан получает тепло для иелей отопления от центральных котельных. В этом случае в аену на газ, предназначенный для целей отопления, акциз -<лючен. То есть, если потребитель сжигает газ в целях топления у себя дома, он акциз не платит, а если газ сжигается на эти же цели центральной котельной, квартиросъемщик ¿олжен оплачивать акциз, учтенный в цене на тепловую энергию. Учитывая, что топливная составляющая в цене на гпловую энергию составляет в среднем 50%, стоимость тепла, томимо платежей населения, включает платежи за газ в виде дотаций на поддержку жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетов вех уровней, которые формируются через -рансферты, в том числе и за счет тех же акцизов. С учетом лиесказанного, необходимо исключить из платежей за потребленный газ, используемый для целей центрального -опления жилого фонда, акциз.

Нужна единая цена на газ для всех потребителей, включая население, определяемая, включая акциз и НДС, с учетом юнкретных технико-экономических условий в месте потреб-=ния, который в этом случае будет меньше.

Для установления единой цены для населения и промышленных предприятий, нужно идти по пути снижения цены на газ _пя промышленности, а не увеличивать тарифы для населения.

Это позволит снизить затраты промышленности, сельского «озийства, организации бюджетной сферы, уменьшит бюджетные расходы и станет одним из стимулов экономического роста. Критический анализ методик и способов расчета платы за ,слуги естественных монополистов показывает, что действующие нормативно-правовые и методические документы по ценообразованию требуют корректировки с учетом логики■ рыночных реформ и приобретенного опыта. Необходимо отметить, что существующие методики расчета тарифов, основанные на затратной идеологии и не способствующие повышению эффективности, позволяют завышать цены и делать недостаточно прозрачными статьи расходов. Зачастую они определяются от достигнутого, с учетом официальных дефляторов. Это, например, позволило в условиях общего снижения производства электроэнергии увеличить количество работающих и издержки; при этом резко увеличились потери, в том числе и так называемые коммерческие (по сути дела зоровство). Кроме известного Указа Президента РФ, где четко сформирован принцип свободного доступа к распределительной сети, нет однозначно читаемого нормативного документа, подтверждающего данный принцип. В результате .стественные монополисты под всякими предлогами и юридическими зацепками пытаются блокировать конкуренцию на региональных рынках ТЭР и за счет этого получать необоснованные дополнительные доходы.

Необходимо разработать новую редакцию "Основ ценообразования на услуги естественных монополий на территории РФ", позволяющую активно использовать любые рыночные механизмы, усиливающие конкуренцию на рынках ТЭР, и дать эзможность на местах, с учетом конкретных условий рынка, зносить коррективы в типовые методы и нормативные акты.

Обеспеченная ФЭК России возможность снижать тарифы на электроэнергию и газ для потребителей, оплачивающих услуги деньгами - мера своевременная, однако она носит скорее эекомендательный характер. Сегодня необходимо ввести право, позволяющее любому потребителю, в том числе и населению, оплачивать за потребленные энергоресурсы ежемесячно деньгами со скидкой до 40% от стоимости, что ооответствует в среднем дисконту, который имеют посредники при бартерных операциях. При этом то количество энергоносителей, которое будет оплачиваться деньгами, должно учитываться по всей цепочки распределения, получения и преобразования энергоносителей вплоть до угольных шахт, нефте- и газодобытчиков. Это станет мощным стимулом для перехода от бартерных сделок на оплату деньгами и позволит сэкономить российским потребителям газа и электроэнергии на несколько десятков миллиардов рублей в год.

Система предоставления скидок на энергоносители, могла бы быть распространена на ту часть населения, которая согласна осуществлять предоплату с учетом ставки рефинансирования

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

и срока предоплаты. Это будет способствовать улучшению платежной дисциплины и снижению общего уровня коммунальных платежей. Отказ от бартерных сделок и денежных суррогатов и переход на денежную оплату также. будет способствовать снижению цен. Бартер приводит к материальным потерям как поставщиков, так и потребителей, а также снижению налоговых платежей. Ясно, что сразу отказаться от бартера и взаимозачетов нельзя. Однако можно взять под государственный контроль этот процесс с помощью создания правительствами субъектов РФ клиринговых центров для проведения бартерных операций и контроля за ними на территории регионов, а также учета долгов. Это позволит контролировать операции и цены.

Для повышения эффективности платежной дисциплины необходимо применять;

- отключение неплательщиков;

- введение лимитов и резервирования в бюджетах средств для их оплаты для организаций, финансируемых из бюджета;

- трехсторонние договора, выход на оптовый рынок, оплата поставок непосредственно организациям - владельцам ресурсов, а владельцам сетей плату за их услуги;

- меры снижения экономической эффективности при бартерных расчетах по сравнению с денежными;

- льготные цены при денежных расчетах.

В условиях тотальных неплатежей дебиторская задолженность за электроэнергию в России достигла 110 млрд. руб. на конец 1998 года, фактически стала беспроцентным кредитом электроэнергетиков всему народному хозяйству. Аналогичная ситуация сложилась и в газовой отрасли. Создавшееся положение стало реальной угрозой энергетической безопасности России.

Перекос тарифов в связи с перекрестным субсидированием продолжает негативно влиять на производственную сферу и способствует росту задолженности бюджетных организаций за потребленные энергоресурсы, а отсутствие конкуренции в тех звеньях системы энергоснабжения - от получения до потребления энергии, где она возможна, снижает эффективность ее функционирования и приводит к повышению затрат.

Таким образом, сегодня важнейшей задачей регулирования естественными монополиями в области топливно-энергети-ческого комплекса является максимальное применение рыночных механизмов. Это позволит уйти от ценообразования по достигнутым затратам, заставит монополистов сократить издержки, повысит эффективность и надежность их функционирования. Реально же сегодня происходят процессы торможения рыночных реформ, особенно наглядно в электроэнергетике, где возможность создания конкурентной среды значительно больше, чем в газовой отрасли.

Тарифы на электроэнергию и газ для населения сегодня установлены ниже их реальной стоимости, то есть являются льготными. По существующему положению, примерно аеу 70% имеющих льготы абонентов, тарифы исчисляются из этих цен, то есть имеет место двукратное предоставление льгот. Для уменьшения затрат бюджетов всех уровней, увеличения поступления денег за потребленные энергоресурсы, необходимо льготные тарифы начислять на базе реальной стоимости энергоносителей. Для той части населения, которая нуждается в социальной помощи, необходимо применение специальных тарифов в пределах нормированного потребления, с субсидированием за счет высокодоходной части населения и лимитов РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". В принципе льготы должен оплачивать тот орган власти, который их установил, а не энергоснабжающие организации, по обязательствам которых государство не несет ответственности. Необходимо провести большую работу по сокращению количества льготников. В законодательном порядке установить источники финансирования льгот, и их нормирование для всех, без исключения, категорий льготников. Жестким правилом для энергоснабжающих организаций должно стать: нет финансирования - нет льгот. Наиболее правильной была бы отмена всех льготных тарифов и переход на адресное дотирование нормированных объемов потребления коммуналь-ных услуг всем, кому положены льготы. Это резко снизит затраты бюджета и, будет справедливо по отношению ко всем потребителям.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

В обществе в последнее время сформировалось мнение о безудержном росте цен на энергоносители. Это не соответствует действительности: за последние два года цены на газ и электроэнергию для промышленных предприятий и организаций бюджетной сферы оставались неизменными, Имел место рост цен на энергоносители для населения. Однако индекс роста цен на газ (с 1999 по декабрь 1998 в 7050 раз) и электроэнергию (в 6993 раза), значительно отставал от индекса роста цен на другие потребительские товары. Это хорошо иллюстрируется информацией на рис. 3-8. Приведенные сведения подтверждают, что темпы роста потребительских цен в 2,1 раз превысили рост цен на энергоносители, а рост цен на продукцию промышленных предприятий превысил рост цен на энергоносители в 3,2 раз. Это говорит, что основные причины спада производства и жизненного уровня населения находятся вне сферы топливно-энергетического комплекса.

В настоящее время, когда государство не в состоянии реализовать декларированную поддержку социально незащищенных слоев населения в полном объёме, необходимо сократить количество льготников, многие из которых находятся в среде относительно благополучного населения.

Популистская ценовая политика последних лет, основанная на перекрестном субсидировании, привела к антирыночному, экономически необоснованному перекосу цен. Сегодня это обстоятельство осознано верхними эшелонами власти России. В результате приняты поправки к Закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", изданы соответствующие указы Президента РФ, постановления Ирави!ельства РФ, имеется протокольное поручение Правительства РФ, в которых даны чёткие указания по ликвидации перекрёстного субсидирования в энергетике и экономически обоснованному выравниванию цен.

Система ступенчатых тарифов для населения, поощряющая энергосбережение, может также быть применена как фактор социальной защиты лиц с низкими доходами. При этом отнесённые к социальным нормам потребления тарифы, должны оставаться низкими, а сверхнормативное потребление оплачиваться по повышенным тарифам с таким расчётом, чтобы среднеотпускной тариф для всех групп населения равнялся стоимости энергии для данной группы потребителей. Данное положение следует сохранять до организации в стране четко работающей системы жилищных субсидий.

Государственное регулирование рынка энергоносителей является частью проблемы жилищно-коммунальной реформы, в результате которой к 2003 году население перейдет на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг. Управление жильем перейдет к собственникам, включая органы местного самоуправления, путем создания товариществ и кондоминиумов в многоквартирных домах и квартирах малоэтажной застройки. Нужно ликвидировать монополизм в коммунальной сфере экономики и социальное иждивенчество

среди населения.

Выделяемые из бюджета средства и все коммунальные платежи должны аккумулироваться у собственника, который на основе договоров осуществляет покупку всех необходимых услуг и ресурсов.

Сегодня перекладывание всех коммунальных платежей на плечи населения невозможно. Поэтому существуют следующие основные меры по снижению неблагоприятных последствий для семейных бюджетов граждан и местных муниципальных бюджетов, позволяющие экономить средства:

1. Организация эффективной адресной денежной поддержки социально незащищенной части населения, при этом субсидирование должно осуществляться в пределах социальных норм и стандартов на коммунальные услуги

2. Энерго- и ресурсосбережение, позволяющее уменьшить затраты на содержание жилья, за счет чего эффективней используются имеющиеся ресурсы и сдерживается рост платежей за коммунальные услуги, а в некоторых случаях происходит их снижение, несмотря на общую тенденцию роста цен на все ресурсы.

3. Совершенствование системы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна стать в основном координирующим и методическим органом а не субъектом хозяйственной деятельности на рынке коммунально-бытовых услуг.

4. Оптимизация процесса финансирования с передачей всех денежных средств в распоряжение собственников, чтобы они сами, на условиях конкурсного отбора, могли заключать договора на услуги с их продавцами предусматривающие ответственность сторон.

5. Совершенствование тарифной политики рыночных реформ и социальной поддержки населения: использование многоступенчатых тарифов, поощряющих энергосбережение и экономию денежных средств.

6. Разработка программы установки систем контроля и учета и механизма ее финансирования для всех категорий населения.

Таким образом, проблемы рынка топливно-энергетических ресурсов могут быть успешно решены за счет создания конкурентной среды в системе естественных монополий. На всех этапах производства, распределения и потребления энергии это позволит повысить эффективность и минимизировать цены. Государство должно оставить за собой право обеспечения свободного доступа к распределительным и транспортным сетям и регулирование величины платежей за их использование. Необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование, а тем категориям потребителей, которые имеют льготы, выдавать целевые бюджетные субсидии на оплату нормированных количеств энергоресурсов.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

СИСТЕМА РАСЧЕТА ТАРИФА НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ

Оператор рынка

Энергитическиб комиссии

Источник энергоресурса

* ♦

-------- Владелец транспортной и распредилительной сети, перелродоеец

1

V

Владелец распределительной сети перепродавец

1 1

потребитель

энергоресурсы

существующая схема платежей предлагаемая схема платежей

Рис. 1 Блок-схема взаимодействия субъектов рынка энергононосителей

Рис. 2 Блок-схема расчита тарифов на энергоносители

Рост потребительских цен,январь 1999 г. к 1990 г. в среднем по РСО-Алания

(с учетом деноминации)

60000

Рис. 4

иргофель проезда ото «гарем ешь трамие

1ле4

яйца сахар мяи газ нагаз набензин апнареэнергия битов. отегл. ИУИДЫ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕМ

Темпы роста тарифа на электроэнергию для населения и потребительских цен декабрь 1998 г. к 1У90г.

Динамик! цен на природный газ для населения по РСО-А

14612

рос! тарифа на эгестрмкергио Рост тарифа юса ищиый ччдеге потребители»« це»

Рис. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в рубля*

300-250-200-150-100-50-

Ш 0.26

11111111 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Рис. 6

п . Динамика изменения тарифов на электроэнергию, реализуемую населению

Динамика цен на природным газ для г т ')8г

промышленных предприятий

Коп./квт.час

руб./тис.мз

Рис. 8

300. 250-200-150-

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1

997

эю зю

1998 1999

Рис. 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.