Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1998 ГОДУ'

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1998 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ В 1998 ГОДУ»

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РДСОТЫ ФЭК РОССИИ В 1998 ГОДУ.

Материалы расширенною заседания Правления ФЭК России. Москва. 12 марта 1999 г.

-= заседании присутствовали представители органов рьчулирования и субъектов --ссБачия. Государственной Думы, аппарата Правительства, организаций, которые тесно с ФЭК России, научной общественности и средств массовой информации - т.е. все те, кто -.■ иначе влияет на принятие решений по крайне важному для экономики России вопросу: на услуги и продукцию естественных монополий в ТЭК.

З'оывая расширенное заседание Правления, . едатель ФЭК России Задернюк А.Ф. рас--'"Г'рел итоги работы регулирующих органов, = -де всего ФЭК России и региональных ':-мссий за 1993 год, и определил основные э^=.чи на 1999 год.

1Э93 год был во многом критичным и даже -зезвычайным в связи с потрясениями зз'-устовского кризиса, и от того, как готовятся и снимаются решения по тарифной политике, ■а^ими будут её основные направления, ио -сгом зависят показатели экономики России на *399 г. в целом. Докладчик отметил, что более -□дробный анализ приведён в розданных перед -ачалом совещания материалах'.

Пооводимая в течение последних двух лет -элитика едорживания и снижения цен на тарифные услуги субъектов естественных монополий (FM) за счёт повышения прозрачности и экономической обоснованности затрат пэинесла ощутимые положительные результаты. Созданы независимые регулирующие органы и положено начало цивилизованному регулированию, основанному на адекватной нормативно-методологической базе формирования цен и -арифов в период 1997-98 г.г. Удалось переломить тенденцию опережающего роста тарифов на услуги субъектов ЕМ по сравнению с динамикой оптовых цен промышленности.

Рост тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий в 1997 г. составил 5,2 % - при инфляции в промышленности 7,4 %. В 1998 г. тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей увеличились только на 2,9 % - при инфляции в промышленности 23,2 %. Оптовые цены на газ в период с 199Г.-1993 гг не изменились. В 1997 г. инфляция в промышленности впервые была в 1,5 раза ниже

инфляции на потребительском рынке. В 1998 г. инфляция в промышленности составила с учетом кризисных явлений августа 23,2% против 84,4% на потребительском рынке.

"Установление ограничений на подстегиваемый инфляцией рост тарифов, с негативными последствиями которого мы в полной мере столкнулись в 1992-1995 гг., можно считать безусловным успехом государственного регулирования. Ключевым направлением в достижении этой цели являлась разработка нормативно-правовой и методологической базы регулирования ЕМ (Естественных монополий), позволяющей осуществлять регулирование на основе прозрачных и справедливых принципов, открытых процедур и экономически обоснованной методологии, которая до этого практически отсутствовала. В течении 1998 г. на уровне Правительства и ФЭК России принято около 20 разработанных специалистами ФЭК России основополагающих нормативно-методологичес-ких документов, регламентирующих вопросы формирования и применения экономически обоснованных цен и тарифов в регулируемых сферах ЕМ, отношения доступа к услугам монополистов. Эту работу ещё предстоит продолжать, в частности, в 1999 г., включая разработку таких базовых документов как "Основы ценообразования в газовой отрасли", кроме того, нет предела совершенствованию уже утверждённых документов. В целом сегодня заложены нормативно-методологические основы регулирования в большинстве сфер ЕМ в ТЭК".1

Что касается практических результатов регулирования тарифов, то проводимая ФЭК России политика конкуренции в сфере поставок энергии на рынок позволила в первом полугодии 1998 года снизить стоимость электроэнергии

*-Материалы опубликованы в журнале №4 "Вестник ФЭК России". Прим. редакции

1-Отмененный здесь и далее кавычками текст представляет прямую речь выступающих. Прим. редакции

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

представителям с оптового рынка на 12-15 % и удержать эту цифру неизменной с июля по настоящее время.

Анализ обоснованности затрат "Газпрома" позволил удержать оптовые цены на газ с 1996 г. Вместе с тем непростой год и финансово-экономический кризис, внёсший коррективы во все сферы нашей жизни, требует по-новому взглянуть на практику регулирования цен и тарифов с целью избежания возможных негативных последствий их чрезмерного ограничения. Резервы дальнейшего сдерживания тарифов в значительной степени поубавились, вместо с тем налицо рост инфляции и объективных издержек, именно поэтому надо высоко оценивать усилия энергетиков и газовиков по недопущению неконтролируемого роста тарифов.

Однако сейчас нельзя повторять ситуацию 1995 г., когда чрезмерное сдерживание тарифов, привело к убыткам субъектов ЕМ и неизбежному последующему резкому повышению цен и тарифов в условиях относительной стабилизации цен на другие виды продукции. ФЭК России и региональные энергетические комиссии в своей деятельности призваны обеспечить баланс интересов потребителей и субъектов ЕМ, поэтому именно они несут безусловную ответственность за обеспечение безубыточности, эффективности функционирования регулируемых организаций.

Если требуемый уровень финансирования не будет обеспечен, то нарушится надежность функционирования энергетических систем страны. С учетом этого, а также принимая во внимание принятые решения Правительства "Об ограничении роста тарифов в первом полугодии 1999 года", необходим поиск дополнительных резервов повышения эффективности работы отраслей ЕМ н ТЭК. Здесь недостаточны усилия только органов регулирования тарифов, т.к. их компетенция ограничена.

"Вопросы совершенствования управления госсобственностью, структурных реформ, развития конкуренции, нормализации платежей и увеличения денежных расчетов, которые сейчас являются главными резервами для сдерживания ростов тарифов на услуги субъектов ЕМ, решаются не только ФЭК России. В этой связи, хочу обратиться к руководителям органов управления субъектов ЕМ, руководству Минтопэнерго как отраслевого Министерства. Нам необходимы скоординированные совместные усилия по решению всего неразрывного комплекса проблем, связанных с регулированием

работы ТЭК. У нас есть опыт работы сентября прошлого года, когда совместное решение по сдерживанию тарифов во втором полугодии 1998 года позволило не допустить негативных воздействий отраслей ЕМ на разрастание инфляционных процессов в экономике. Этот опыт необходимо использовать и развивать".

Одно из направлении улучшения собираемости платежей в ТОК - использование резервов денежных форм расчетов для сдерживания ростов тарифов. Нельзя говорить о полноценном ценовом регулировании в условиях, когда собираемость денежных платежей за поставки газа и электроэнергии составили не более 10-15 или даже 18%. Бартеризация расчетов и наличие многочисленных посредников обусловили завышение тарифов не менее чем на 30-35%. Стимулирующие меры по увеличению денежной составляющей расчетов, принятые в июле-августе 1998 года в виде снижения тарифов на электроэнергию и цен на газ до 50% при денежной оплате, не дали должного результата. Сегодня порядок снижения тарифов при денежной оплате нуждается в изменении, хотя какие-то моменты данной практики в том или ином виде требуется сохранять и развивать. Вместе с тем необходимы самые жесткие меры для повышения денежной составляющей расчета за электроэнергию и газ, вытеснение бартера ■ вплоть до уже озвученных ФЭК России предложений о дополнительном налогообложении бартерных операций.

Необходимо понимание того, что бартер - зло, с которым надо бороться и который, прежде всего, направлен на обогащение посредников, и только во вторую очередь на решение нехватки оборотных средств субъектов естественных монополий. Реальным инструментом, находящимся в распоряжении ФЭК России и РЭКов, является учет затрат субъектов ЕМ на закупку сырья и оборудования по ценам денежных, а не бартерных расчетов. Кроме того, необходимо применять пофакторный анализ и проводить точечную индексацию в ограниченных размерах, не допуская банкротства энерго- и газоснабжающих организаций.

Еще одним резервом сдерживания роста тарифов является продолжение структурных реформ g отраслях ЕМ. прежде всего, предусмотренных Указом Президента от 28 апреля 1997 года № 425. Хотя определенная корректировка программы структурных реформ, исходя из жизненных оеалий возможна, ни в коем случае недопустимы попытки их ревизии под любыми предлогами. Блокирование конкуренции

■ энергорссурсов, загрузка неэффектив-з-есростанций в ущерб экономичным - с--з водителям энергии, неотключение ■елей, не оплачивающих электроэнергию, местное субсидирование - все это не спаса--= зсгвенную экономику, а напротив, наносит есьезный ущерб, останавливает рост г ^ленного производства, стимулирует зсоективную генерацию электроэнергии. Уход : сеальных структурных реформ в угоду -ельчой якобы стабильности уже завтра =5^ет к полной дестабилизации: остановке ■ . «о _~енных предприятий, потере потребите-эгектроэнергии, нехватке средств в мер снабжающих организациях, а в результате ---ому отключению всех, без исключения, а ~ебгггелей.

В 1398 году Комиссии удалось продвинуться в части реализации структурных реформ в :"зслях ТЯК, в первую очередь в ■-зоэнер,"етике. Постановление Правительст-=а от 6 июня 1996 года № 700 впервые :еализовало на праюике разделение учета затрат сегулиэовапию производства и передачи -есгроэнергии. Хотя идеология недискримина-. энного доступа к услугам по передаче з "вктроэнергии еще недостаточно закреплена з «энодателько. эти услуги уже становятся гисстоятельным вилом деятельности, отделен--:м от потенциально конкурентной сферы "ссизводства электроэнергии, как это и ~эедусмотрено "Законом об естественных ■гнополиях". Постановлением Правительства от 2- ноября 1993 г. угг.орждено разработанное ФЭК -оссии "Положение о недискриминационном доступе к услугам по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям", во ■ногих регионах апробируется утвержденная ФЭК России, методика расчетов тарифов на услуги ГРО.

В 1998 г. ФЭК России осуществляла реализацию программных действий по укреплению единства системы регулирования ТЭК и повышению уровня профессионализма РЭК. Формирование профессиональных РЭК. независимых от краткосрочных политических интересов регионального масштаба, осуществляющих цивилизованное и экономически обоснованное регулирование, привело бы к безусловному соблюдению конституционного баланса полномочий центра и регионов.

Улучшению ситуации должно способствовать принятие Закона №33-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую электроэнергию в Российской Федерации", который подписал Президент 11 февраля. Принятие этого Закона активно добивалась ФУК России в течении последних двух лет; он, безусловно, должен повысить уровень профессионализма в деле регулирования, законодательно закрепить статус Р'-Ж как юоидических лиц, а следовательно, их правовую ответственность за принимаемые решения. Закон четко формулирует единые для всей России базовые принципы формирования, функционирования и принятие оешений регулирующими органами, а также обеспечивает финансирование деятельности РЭК, независимо от региональных бюджетов, за счет механизмов отчислений из тарифов на содержание региональных комиссий.

"Законодатели постарались обеспечить базу для деятельности органов государственного регулирования. Теперь наша задача использовать ее на 100%. Используйте возможности, которые нам даны, и реализуйте эти возможности в интересах нашей экономики. Профессионализм РЭК - это не пустые слова. Даже беглый анализ экономической ситуации в тех регионах, где РЭК стали юридическими лицами, полностью профессиональными регулирующими органами, не дожидаясь принятия закона о поправках, где они, если так можно выразиться, опередили свое время, позволяет оценить плодотворный результат - эффективную тарифную политику, облегчение тарифной нагрузки на реальный сектор. Все это измеряется в миллиардах рублей. Особенно хочется отметить успехи РЭК Саратовской, Воронежской, Костромской, Белгородской, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Куйбышевской областей, Республики Северная Осетия и ряда др. ФЭК России намерена и далее взаимодействовать с РЭК, помогать им развиваться и повышать свой профессиональный уровень".

Надо завершить реализацию закона о регулировании в части создания профессиональных РЭК во всех регионах России.

Отдельные региональные энергетические комиссии не создаются по смешному принципу; якобы из-за отсутствия фронта работы для них, как объясняют главы администраций. Если бы главы администраций, руководители республик, краев и областей узнали о реальной отдаче органов регулирования, работающих на профессиональной основе, занимающихся поиском, нахождением и реализацией резервов в

ИГОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

ТЭК(е), то они немедленно нашли бы деньги на те 10-12 человек, которые по сути приносят реальную отдачу и для региональных бюджетов.

Следует осуществить широкую и эшелонированную программу обучения кадров РЭК, в первую очередь, направленную на обмен опытом регулирования в различных регионах, обмен информацией через консультативные органы, консультативные советы при Комиссии, журнал "Вестник ФЭК России".

Уже давно существует идея создания общероссийской Ассоциации регулирующих органов хотя ФЭК России проявила в этом Еогрссе е 1998 г. некоторую медлительность, вызванную в первую очередь, слухами о ее скорой ликвидации. Инициативу в этом направлении взяли на себя 8 РЭК, которые созместно выступили с предложениями об учреждении Ассоциации; ФЭК России поддерживает эту инициативу.

В 1999 г. Комиссия намерена продолжить реализацию мероприятий структурной политики, предусмотренной утвержденными ранее программами структурных реформ з отраслях ЕМ. В частности, должка быть усовершенствована нормативно-правовая база доступа к услугам по передаче электроэнергии.

Разрабатываются предложения о реализации закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в части коммерческого лицензирования в электроэнергетике.

Буду! разработаны и согласованы со всеми заинтересованными сторонами Основы ценообразования на природный газ, а во втором полугодии должна быть и утверждена новая редакция Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию.

Совместно с РЭК и администрациями субъектов РФ должны быть приняты меры по созданию системы государственного регулирования тарифов на муниципальном уровне. Из-за несовершенства законодательной базы эта сфера полностью выпала из-под контроля государства и практически не регулируется. Негативные последствия, которые с этим связаны - существование массы перепродавцов, утяжеление тарифов.

Во всех сферах ЕМ, где регулирование цен и тарифов осуществляет ФЭК России, должны быть приняты меры по ограничению необоснованного роста цен и тарифов, исходя из постатейного анализа динамики затрат.

Комиссия продолжает контроль за выполнением РЭКами программ ликвидации перекрестного

субсидирования в электроэнергетике, вплоть до учета исполнения этих программ при предоставлении федеральных трансфертов регионам. На сегодняшний день 43 региона полностью выполнили и выполняют данную программу, часть регионов готовится исполнять ее с апреля месяца, с отставанием на три месяца от установленных Правительством сроков. Имеются регионы, которые заявили, что не буду! ее выполнять. Популистские заявления, что, якобы, можно поддержать все население страны, независимо от уровня дохода, не могут быть реализованы. Перекрестное субсидирование должно ликвидироваться с одновременной реализацией мер по социальной защите малоимущих слоев населения, не следует повышать тарифы для бедных, может, даже их нужно снижать, тех же, кто может платить, но не хочет, надо обязать обеспечить полноту оплаты за энергию и газ по той цене, по какой на самом деле стоит эта продукция.

"Мы благодарны всем РЭК за их усипия по формированию полноценной и обьективной системы регулировании ТЭК России. Наши совместные действия в 1999 г. должны обеспечить нахождение резервов дли сбалансирования ситуаций в отраслях ЕМ, колоссальное влияние которых на российскую экономику не вызывает сомнения.

Ситуация сейчас остается непростой и требует как от ФЭК России, так и от РЭК решений, которые не принесут регуляторам лавровых венков и аплодисментов. Скорей наоборот, опыт показывает, что нашу с вами деятельность будут критиковать - если не со всех стирон, то со многих. Однако выбрав такой крест, мы обязаны его нести, несмотря ни на что, принимать абсолютно объективные и взвешенные решения, учитывающие баланс интересов со всех сторон.

Могу заверить, что Правительство и курирующий нас вице-премьер В.Б. Булгак оказывают ФЭК России необходимое внимание и поддержку в ее усилиях по стабилизации ситуации в топливно-энергетическом комплексе и всей экономике России".

В.П. Черный, I Юедседатель РЭК Саратовской области, отметил важность роста профессионального уроьня работников РЭК, что позволяет правильно подходить к проблемам регулирования тарифов субъектов Российской Федерации.

Результатом повышения профессионализма можно считать то, что тарифы для промышленных

■•г *ей Саратовской области не в с февраля 1997 г., а на теплоэнергию гвная цель регулирования - стабильное потребителей электрической и ■ =с"ией от ЕМ на базе их безубыточной -эй соолюдении государственных ! ;сз это сложно реализовать в одночасье. гве значительное событие за прошлый писание изменений к Закону № ЗЗ-ФЗ от . - ■ ¿"я, вся основная работа для этого была 2-3 з "1998 г. Он открывает хорошую есгизу, но есть ряд постановлений : -^е.'сства, которые противоречат закону о . ;стБенном регулировании тарифов.

нимаю благородное намерение людей, =.е выпускают эти постановления, но есть за и говоря о правовом государстве, мы этот закон соблюдать. Если бы в их :ьботке принимали участие регионы, они бы -если несомненную пользу. Так, -;иовление №915 практически сегодня езрзтилось в инструмент для достижения ь. противоположных тем, которые им ■^□ирозаны. Причина одна - экономический --ерес к бартеру присутствует как у --с/ззодителей и поставщиков энергии, так и у -зебителей, и не подорвав этот интерес, : :~элез,но выступать только с одной стороны, зорить, что потребитель будет платить даже Если мы ему тариф снизим и на 80%, все этого не произойдет". Один из недостатков системы регулирования --еоторая отдаленность ФЭК России при . заработке тех документов, которые : .дестзенным образом влияют на ситуацию в ег .лировании субъектов Российской Федерации.

Из региона четче видно, что Основы _енообразования отстают от реальной жизни, -.-гример: не могут железная дорога и колхоз :аботагь на одном и том же напряжении, и -сэтому неправомерно считать, что тариф для них ебоснованно одинаковый. Это связано с -адежносгью энергоснабжения - важной экономической категорией как для производителя, так и для потребителя. И сегодня такие стребители как газодобытчики, крупные вечные предприятия, железные дороги, ■-есекачка работают по тарифам, которые ■ески обеспечивают их надежность за счет '- ости других потребителей. Это положение ■ "ьное. Надо досконально разобраться в стиом субсидировании, а лишь потом с fIM бороться.

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

Очень важны для регионов способы оптимизации загрузки источников. При этом возникает проблема: а верен ли тот тариф, который складывается? Пример: 1502 мегаватт электрических мощностей, который находится в регионе Саратова, используются на 40%. Сколько нужно этих мощностей, которые были бы необходимы как технологический резерв? Для кого нужны мощности, если они не используются, не консервируются, а затраты относятся на потребителя региона? В чьих интересах эти мощности сохраняются? - вот вопросы на которые нужно дать ответы, чтобы четче выделять цели тарифной политики.

Регионы беспокоит обстановка, которая складывается вокруг органов регулирования в общегосударственном масштабе. "Ни одно из министерств не может выполнять функции независимого регулятора, потому что у каждого министерства, в том числе и у Министерства по антимонопольной политике главная задача -дробление естественных монополий, и если с этих позиций начать работать, то мы можем получить ■совершенно отрицательный результат.

Почему мы опять говорим: давайте начнем сначала? Недопустимо каждый раз возвращаться к исходной точке, даже в том случае, когда в работе Комиссии имеются недостатки; это предложение неверно в принципе".

Хорошим подспорьем в решении общих задач регулирования является создание Ассоциации РЭК. Если бы она уже действовала, то те сложные проблемы, которые имеются в постановлениях Правительства, решались проще, поскольку учитывалось бы мнение регионов.

А.И. Александров, Председатель подкомитета Комитета по безопасности Государственной Думы, в своем выступлении подчеркнул: "В Комитете Государственной Думы по безопасности деятельность ФЭК России вызывает озабоченность, с учетом того, что основной целью ее создания и активности является соблюдение государственных интересов в области топливно-энергетического комплекса как экономической основы страны, регулирование отношений между участниками энергетического рынка и координация работы структур естественных монополий. От результатов этой работы зависит экономическая безопасность России."

Экспертами Комитета произведен анализ исполнения ФЭК России постановлений Правительства РФ и Указа Президента от 28 апреля 1997 года, по структурной перестройке и

I

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

усилению контроля в сферах естественных монополий.

На ФЭК России было возложено исполнение ряда правительственных поручений, установлены сроки и определена форма результата работы. Анализ исполнения указа Президента РФ и поручений Правительства РФ говорят о недостаточно удовлетворительной работе Комиссии. В частности, в IV квартале 1997 года следовало разработать нормативные акты по

организации конкуренции гфбМйбЬДШ&У^ электроэнергии по топливной составляющей затрат в Европейской и Сибирской зонах оптового рынка и сохранение регулируемой платы за мощность. Эта работа не сделана. В августе 1997 года Комиссии поручалось подготовить и внести проект Федерального закона о лицензировании коммерческой деятельности предприятий -участников ФОРЭМ. Не исполнено. К декабрю 1997 года своим нормативным актом ФЭК России была обязана разработать и утвердить типовые коммерческие лицензии на осуществление деятельности всех субъектов оптового рынка, генерирующих компаний, операторов оптового рынка, электросетевой компании и энергоснабжающих и распределительных компаний. Не сделано.

С декабря 1997 года не утверждена форма договора на участников оптового рынка электроэнергии, а без него невозможно определить обязанности и возможности участников.

Картина систематической неисполнительности поручений Правительства и Президента Российской Федерации наблюдается и в 1998 году. В частности не созданы методики расчетов цен на природный газ и тарифов на его транспортировку, не переданы полномочия в области государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям РЭК.

Этот список можно продолжить. В ходе анализа перечисленных фактов, напрашивается вопрос: почему низкая исполнительская дисциплина не стала предметом обсуждения на заседании Правительства?

Недостаточное понимание Комиссией государственного интереса в регулировании экономических отношений причиняет государству значительный ущерб. Часть вины за результаты работы Комиссии, безусловно, могла бы взять на себя и Государственная Дума и ее отраслевые комитеты, которые недостаточно плотно контактировали с ФЭК России.

"Обсуждая вопрос о дальнейшей судьбе Комиссии в частности о возможности передаче ее функций Министерству антимонопольной политихи, надо исходить из того, что в экономике страны нужно наводить порядок".

А.Ф. Задернюк прокомментировал выступление следующим образом: "Анализ работы ФЭК России можно было бы проводить и с ее участием, тогда выяснилось бы, что все те документы, которые считаются Комитетом Государственной

Относительно задержки по срокам: Закон о коммерческом лицензировании электроэнергетики был принят Государственной Думой через год после того, как истек срок установленный для ФЭК России Правительством; он реализуется совместно с Правительством только сейчас. То, что вопрос был поднят в такой форме, свидетельствует о полной неинформированности о деятельности ФЭК России. Как внедрять, например, коммерческое лицензирование до появления Федерального закона о нем? "

И.К. Хузмиев. Председатель РЭК Республики Северная-Осетия Алания, подчеркнул; непрекращающиеся разговоры о том, что ФЭК России и систему РЭК(ов) надо ликвидировать, происходят из-за недопонимания сути их деятельности. Ведь именно в результате деятельности этих структур регулирования не менялась цена на газ, а цена на электроэнергию в ряде регионов, например в Северной Осетии, даже снизилась.

Но надо учитывать и следующую ситуацию в 1992 году стоимость электроэнергии составляла -4 копейки, это цена одной поездки в общественном транспорте, Сегодня она стоит - 25 копеек, при этом растет число льгот, поэтому идеология антимонопольного законодательства и монопольного регулирования предполагает и задачу поддержки монополиста: "его надо держать в узде", но и безусловно поддерживать, чтобы он мог функционировать и мог оказывать услуги потребителю. "А если мы его зажмем, он окончательно развалится, некому будет подавать электроэнергию и газ, но зато мы скажем, что электроэнергия и газ у нас бесплатны".

В Методике расчетов абонентной платы мног: недостатков, но это не значит, что над: ликвидировать Комиссию. Скорее нуж-задуматься: почему закон вышел в 1995 году-сегодня еще в 20 регионах нет комиссий? Ответ а том, что власть на местах не хочет упускать из ру« мощный инструмент воздействия на избирателе/ Потому и возможна такая ситуация в Приморско« -

для своих потребителей электроэнергия с 2СЭ рублей, а для федеральных 1500, т.е.

^ьный бюджет финансирует энергетику. Ъ : ;~уо*ах надо развить структуру РЭК, чтобы -е знали, что есть тот "волк", который не ■ (Т| играть с тарифами в популистских целях. - 20 е корне пересмотреть льготы: в регионе -с-ребителей их имеют. Ведь в конечном = за Бее надо платить, а для малообеспе-государственной Думе следует • - смотреть целевые компенсации. Сейчас начал работу "Межрегионгаз". мы были недовольны их поведением. Но л изменились платежи деньгами: в : агрошлом году около 2%, в позапрошлом -прошлом - 23%, в 1999 году будет - 30%. =му не пойти по пути внедрения таких ^эров в элекроэнергетике, когда платежи _ -^ами будут улучшаться, а торговать -■^роэнер1ией сможет любой свободный Такую ситуацию надо вводить на уровне е-г рации".

Важно тщательнее регулировать передачу .¿сурсов газа и электроэнергии, так как до 40%' "м пристает к рукам». Лучше пойти на скидки в -нежной форме, чтобы они доходили дп сбытчиков газа и угля, тогда можно обеспечить --..-учение денег. Если и давать скидку, то она -слжна проходить до первичных энергоноси-теяей.

Система взаимодействия ФЭК России и ■ЭК(ов) устоялась, и ее работу можно считать .довлет ворительной.

В.И. Шаталов. Председатель РЭК Новосибирской области, утверждал, что вопрос о том нужна Федеральная энергетическая комиссия или нет, -гдо решать с учетом того, что уже функционируют 20 профессиональных регулирующих органов, которые в течении 1,5-2 лет -абирали людей, готовили их, ставили как могли собственное хозяйство. Сотрудники РЭК за 8 -асов не успевают расшивать узкие места тех проблем, коюрые наваливаются на них: 1000 действующих котельных в области, 300 градообразующих котельных, энергообеспечение разнообразных потребителей и т.д.

Сложно говорить, выполняют ли РЭК(и) закон, когда в стране отсутствует концепция тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе. 3 Новосибирской области в течении полугода создавалась "Концепция тарифной политики", но если не будет такой федеральной концепции - все остальное превратится в эпизодическое

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

действие, которое даже лошчески не укладывается в нормальную схему.

Схема тарифной политики должна быть пронизана сверху донизу единым принципом: уровень федеральный, зональный и региональный, лишь тогда она станет стержнем для разработки нормативных документов; именно в такой иерархии могут быть предусмотрены все действия ФЭК России и РЭК. Решится и проблема инвестиций, и проблема доступа к сетям на федеральном, зональном и региональном уровне - надо лишь договориться о "правилах игры".

Хотя нет единой схемы регулирования сверху донизу у энергетиков - даже несмотря на то, что они разделились на свои АО-энерго - все равно существует внутренняя консолидация. Имеется тарифное соглашение, есть свой профсоюз. Но это внешняя сторона, имущественная. А во всем остальном энергетики - единые монополисты, с чем приходится сталкиваться в каждом регионе. "И если ты председатель РЭК, то должен иметь четкое представление о концепции тарифов в своем регионе, зафиксированном в серьезном документе. Появление такого документа, под которым подписалась ФЭК России и все регионы, избавили бы россиян от тех постановлений, которых ждешь с ужасом: или по теплицам, или по тарифам для населения, или последнее постановление № 915. Выход - в создании сильной методологической платформы, единой программы, ведь энергетики это сделали в 1994-95 годах, регуляторы должны иметь нечто подобное".

В Новосибирской области 1,5 года назад образовалась профессиональная региональная комиссия, в ней 26 человек, включая бухгалтера, водителей, членов Правления. За это время были снижены тарифы, появились и результаты в других направлениях. Ощутима и помощь ФЭК России.

Легко говорить о необходимости постоянных перемен, но ситуация складывается так, что полезная инициатива втооой раз не родится. ФЭК России и профессиональные РЭК(и) нужны - опыт работы Новосибирской области служит доказательством этого.

Овченков Н.И., Председатель полкомитета по энергетике Комитета по промышленности и энергетике Государственной Думы, отметил, что на деятельность ФЭК России и РЭК во многом влияет состояние дел в стране, взаимопонимание между властями в центре и также на региональном уровне.

Приходится потратить немало усилий, чтобы

ОН

ИТОГИ ГАБОТЫ ФЭК РОССИИ

руководитель любого ранга понял, что такое энергетика и газоснабжение, от чего зависит их функционирование, как влияет на общую ситуацию. Но пока эги руководители "воспитываются", проходит немало времени.

Выходят постановления, в которых сказано, что надо снижать тарифы на 50% и т.д. Недопонимание, за счет чего это можно сделать отражается на работе ФЗК России, созникает вопрос: не передать ли Федеральную комиссию кому-нибудь?

"Я представляю Комитет по промышленности и энергетике, мы категорически против передач!-мы подготовили письма за подписью Председателя Государственной Думы к Председателю Правительства с возражениями по этому вопросу. Я сам отправил письмо на имя Президента с такими же мотивировками по возражению.

Здесь выступают и другие представители Государственной Думы; сколько людей - столько и мнений, но мнение Председателя Думы выражено письмом Председателю Правительства".

Что касается законопроектов, по которым была проведена работа в прошедшем году: принятие законопроекта о внесении изменений в закон о регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию проходит долго по процедуре. Этот законопроект оказался урезанным против того варианта, который выносился; жесткой интеграции, которая предлагалась, не получилось в силу сопротивления Совета Федерации. Идет работа над законопроектом о несостоятельности и банкротстве предприятий ТЭКа, где есть одна статья, связанная с ФЭК России и РЭК(ами). Банкротство предприятий может производиться на основе кредиторской задолженности, в то же время привести к банкротству может и то, что тарифы предприятиям ТЭКа регулируются. Они могуг обанкротиться из-за недостаточности этих тарифов, которые устанавливают РЭКи. В законе проиисано, что если выявлена недостаточность тарифов, которая приводит к банкротству, то предприятия могут через арбитражный суд предъявить претензии к РЭК и тогда процедура банкротства не проводится.

Одной из функции РЭК и ФЭК России является проведение мер по энергосбережению. К сожалению, эта работа сегодня идет вяло, Постановление Правительства от 1998 года на основании закона об энергосбережении реализуется плохо.

Федеральный бюджет в 1998 году большой поддержки оказать не мог в силу известных

причин дефицитнее-.- н Правительство не заложило денег на программ: энергосбережения, на что жаловался Министр топлиЕа и энергетики, Дума провела такую попраЕку, но сумма невелика. 5 млн.рублей.

Исполнение указов Президента и поста новлений Правительства о струкI урной реформе в электроэнергетике и газоснабжении надо осуществлять активно, по с учетом того, что создание конкурентной среды сегодня затруднено из-за двух причин. Первая - неплатежи: сегодня электроэнергетики и предприятиям газоснабжения должны 250 млрд. рублей, а это половина федерального бюджета. Вторая - население, сельскохозяйственные предприятия и другие потребители должны платить за электроэнергию именно ту стоимость, сколько она стоит, а не та.< как она устанавливается сегодня, исходя из политических соображений.

Если выводится какой-то крупный потребитель, желающий получить более дешевую энергию с оптового рынка, возникает зопрос: кто его заменит на внутреннем рынке, кто покроет убытки?

Чтобы удержать, низкие тарифы для села, надо содержать эту сеть в десятки тысяч километрог. Кто будет покрывать эти затраты?

Без ответа на данные вопросы нельзя устранить препятствие для создания конкурентной среды, нельзя решить сегодня вопрос о конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Надо учитывать, что 1999-2000 гг. являются годами выборов и тот популизм, о котором сегодня говорили, естественно, присутствует в решении этих вопросов. Мало кто из губернаторов сегодня пойдет на повышение тарифов для населения до тех величин, которые установлены постановлением Правительства, учитывая августовский кризис". Оценивая работу ФЭК России как удовлетворительную, хотелось &ы порекомендовать более эффективно использо-чать информационное обеспечение: многие □опросы ставятся из-за того, что нет сгзедений о том, как работала Комиссия, что делалось. Надо чаще выступать в средствах массовой информации и наладить получение информации региональными энергетическими комиссиями, как через свои журнал "Вестник ФЭК России", так и друг ими способами.

А.И. Пантелеев, Депутат Государственной Думы, подчеркнул, что тарифы на энергоносители играют существенную роль в развитии предприятий и экономики. Выступающий

является автором законопроекта о проведении балансовой санации как средства финансовой стабилизации субъектов хозяйственной деятельности, а также бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней. "В ходе работы по одготовке этого законопроекта, который уже сдан в Государственную Думу и разослан в ряд министерств, проходили консультации и в результате знакомства с деятельностью ФЭК России оказалось, что экономическая ситуация в стране и в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе крайне критическая, а -егосударственная позиция ФЭК России влияет на нее негативно.

Б сентябре 1998 года по инициативе А.Ф. Задернюка РАО "ЕЭС России", РАО Газпром и другие монополисты, а также ФЭК России договорились не поднимать тарифы на свои услуги, т.к. ситуация в стране была -епредсказуемая. Пример с нефтяной отраслью созывает отрицательное воздействие такого ода мер: тарифы на транспорт нефти ФЭК ■сссии не повышаются, а понижаются, в то время >г< цена нефти в рублях увеличивается на 36% по савнению с августом. И часто нефтяные :мпании получают капиталы, не платя налоги. Всходит, что государство в убыток себе полняет карманы нефтяных магнатов. И это был гыг-ужден признать Президент компании "Лукойл" Е Алекперов, который подтвердил: расходы его .учании иа транспортировку нефти в России не •^ут ни в какое сравнение с затратами на прокачку -•ззного золота" на территории стран СНГ и ~р»«балтики.

Государственная компания "Транснефть" и ссийская госказна связаны напрямую: чем "эше средств получит от прокачки нефти "ранснефть", тем значительнее суммы поступят -рубы в бюджет. В отчете же Счетной палаты Р :осийской Федерации "О проверке финансовой :г-_ельности ЛК "Транснефть" указывалось, что --ежи в федеральный бюджет вследствие дефективности тарифной политики ФЭК снизились. Учитывая изложенное прошу Е^ставителей Администрации Президента, ,тельства и Прокуратуры разобраться, в чьих -Ересах работает ФЭК России: государства или "-:;Х нефтяных КОМПЭНИЙ? - е электроэнергетике сложилась обратная _ ■ = зели тарифы на транспорт нефти и газа ■ - ны, то цены на электроэнергию на ФОРЭМ

■ут "ОС~ОЯННО. 9 ЗК России без лишнего шума и согласования _ = -ДО "ЕЭС России" провела индексацию цен

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

почти на 15%. Последствия повышения цен на электроэнергию не заставят себя долго ждать, что отразится на кармане простого труженика. Пое'.ысятся цены на хлеб, воду, коммунальные услуги и дополнительным бременем новые тарифы скажутся на увеличении трудозатрат отечественного товаропроизводителя.

Я поинтересовался у ряда губернаторов и руководителей ряда РЭКов, директоров крупных промышленных сельскохозяйственных предприятий, когда они были предупреждены о росте цен на электроэнергию и получил ответ: после принятия решений ФЭК России. Вот вам и государственный подход.

Согласно плану на 1998 г., в 4 квартале ФЭК России должна была разработать и утвердить методологию регулирования тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам. Документ не принят, тарифы устанавливаются произвольно. Как мера экономического стимулирования роста промышленного производства предусматривалось повышение цен на газ для населения с одновременным снижением цен для отдельных категорий промышленных предприятий; ни в первом, ни во втором квартале соответствующее решение принято не было.

Отсутствие четкой государственной тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе ведет к неизбежному ослаблению государственного сектора экономики, крупных предприятий, обнищанию населения. При таких обстоятельствах оцениваю деятельность ФЭК России как неудовлетворительную".

А.Ф. Задеонюк прокомментировал: "Выступление депутата очень интересное, но противоречивое. Я так и не понял, нам нужно повышать тарифы или понижать. Почему в интересах транспортной компании по нефти мы должны повышать тарифы, а по электроэнергии не должны, ведь нефтяники и энергетики работают в одной сфере, и на тех и на других действуют одни и те же экономические условия.

Повышение транспортного тарифа на 1 цент на 100 тонн км приведет к повышению нефтепродуктов на заправках на 25-30%. От нас требуют транспортные компании повысить не на 1 цент, а повысить на доллары даже в разы. Например требование "Транснефти" - повысить тарифы в 4,3 раза. Можно пересчитать, как это отразится на цене дизтоплива в период посевной, будет ли проведена эта посевная и будет ли стоять задача о проведении уборочной.

Цены на электроэнергию решением ФЭК

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

России не повышались пи на 1%; Комиссия повысила в пределах, разрешенных Правительством - индекс цен дефляторов и проиндексировала абонентную плату РАО "ЕЭС России" в связи с тем, что вместе с Минтопэнерю и Минэкономикой утвержден новый перечень стратегических строек в Российской энергетике. Их надо профинанси ровать, в прогиьном случае другие депутаты Государственной Думы обрушатся на ФЭК России с критикой, что-до не обеспечены инвестиции в строительство энергообъектов - для чего на 15% и повышена абонентная плата; в электроэнергетических тарифах это занимает менее 10%. Никаких извещений о повышении тарифов мы не могли сделать, потому что тариф не повышался.

Относительно "Газпрома": инструкции по регулированию транспортных тарифов сделаны, только это инструкция не по магистральным газопроводам, потому что регулируется не тариф на магистральный газопровод, а конечная оптовая цена на газ. Установлена, разработана и утверждена методология регулирования транспортных тарифов по газораспределительным сетям, она принята в срок.

По обнищанию населения. Вы теперь сами можете ответить: будет оно или нет при росте тарифов. Будет! Стоит только увеличить тарифы на ГСМ. и это ударит по населению; то же самое по электроэнергии и газу. Все это учитывается в нашей тарифной политике, когда мы обращаемся к РЭК, администрации и депутатам и предупреждаем, что вместе с ликвидацией перекрестного субсидирования должны приниматься опережающие меры по социальной защите малоимущих слоев.

Вряд ли нуждаются в защите от высоких тарифов богатые слои населения, банкиры и руководители компаний, коммерсанты. Будем защищать малоимущих, что и делается, при повышении цены на газ: определенная доля газа поставляется в регионы для населения по цене апреля 1998 года. На эти объемы цены не повышаются, для того, чтобы губернаторы и руководители РЭКов могли распределить данный газ по бедным."

Г.П. Кутовой, Заместитель Председа~е, я^Й России,: "По тому уровню разговооа. который сегодня состоялся, нам надо чаще собираться, не раз в год, а два. Давайте соберемся в июне перед очередным этапом в регулировании тарифов. К этому времени у нас будут итоги отчетные показатели 1998 года, которые можно бсать как базу и анализировать ситуацию У нас будет

задача - что делать во второй половине года. К этим задачам нам надо подоити не так, как сегодня, а сообща обсудить подготовленные аналитические материалы и согласованно принять решения".

Выступления депутатов показывают, что ФЭК России мало информирует Г осударственную Думу о своей работе и своих мероприятиях. Поэтому даже то, что Комитет по безопасности обсуждал положение в ФЭК России, можно было узнать только сегодня. В Думе надо работать, но не в духе крикливои кампании, которая может наделать много беды; хорошая работа должна обеспечивать проведение нужных мероприятий и принятие поправок к законам. Даже беглое знакомство с материалами журнала «Вестник ФЭК России» сняло бы многие лишние вопросы в самых разных комитетах и комиссиях, причем не только в Думе.

"С точки зрения итогов в организационном плане, мы пришли к "итогу", когда нас хотят ликвидировать. Этот меч еще висит В основе лежит непонимание членами Правительства, что такое государственное регулирование, просто не успевают из-за частой их смены. Только наладится какое-либо взаимодействие - а туг опять смена руководителей. При этом считается, что если "спрятать" ФЭК России в антимонопольном Министерстве, то от этого сразу всем будет хорошо. Будет временный провал в работе и понадобится 1,5 года, чтобы новые работники освоили новую технологию. Выигрывают от этого только те монополии, которые в таком случае могут провести свою выгоду, поэтому и ратуют за ликвидацию ФЭК России".

Недостаток в работе Комиссии - не работает межведомственная коллегия государственных экспертов. Эта недооценка непростительная. Те неудачные документы, о которых уже говорилось, имеются в виду Постановления №N2 915, 916, 1444, не интегрировали результатов работы с министерствами, ведомствами и советами при ФЭК России. Регулярное проведение совещаний коллегиальных органов при Комиссии сняло бы вопрос о том, что многие не информированы о функциях органов регулирования и не понимают сути их работы.

Сегодня слабо организована экспертиза материалов и документов, которые готовит ФЭК россии, нельзя работать "с колес", с "сырыми документами", необходимо их пропускать через экспертный и методический совет для принятия оптимальных решений, через наш журнал.

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

-едними поправками к ФЗ о

- - ,1 тарифов появилась возможность ■ зуд регулирующих органов через

бюджетной составляющей нашей "аетственным включением в состав е- -.фуемых компаний. Но сегодня мы Президент дал поручение выйти в ЭёяьствЛс соответст вующими поправками к -- -у закону исключающую ранее -справку. Если эта поправка будет мы опять не сможем оплатить телефон, орый время от времени отключают из-за -.ет денег - не говоря уже об оплате 2 оы".

ш - Ассоциация регулирующих органов, ■е для того, чтобы организовать еще сорму административного управления, а

- создать дополнительную возможность ильного обмена мнениями среди всех

■ - зв регулирующих органов по актуальным ■=- -ам оегулирования. И при этой алии удобно создать Институт экспертов, гекая в него все силы, в том числе в регионах, X: готовить документы нормативного плана.

-седложение, исходящее от РЭК, требует ..-ой поддержки.

Згслуживает специального обсуждения ле*П ФОРЭМ. Все упреки, что сегодня - I РЭМ действительно законсервирован и слабо :: инут в вопросе организации конкуренции, :эведливы. Но конкуренцию на ФОРЭМ надо зодить с учетом большей прозрачности в -росах ценообразования. Без

-"оуктуризации хозяйственных отношений в ветроэнергетике конкуренции не достичь, и то, по сегодня делается в рамках общей □ мативной привязки интересов - очень сложный :оцесс: продвигаться по этому пути, как -оказывает опыт, почти невозможно, потому что -скируютпя очень многие предложения на орню.

Надо увязывать ценообразование с реструктуризацией хозяйственных отношений. Сейчас создана рабочая группа для того, чтобы дать новую редакцию Правил ФОРЭМа. Работа во втором квартале будет завершена, а приступить к ее реализации можно со второй половины 1999 г. в "'"ой части, которая будет принята в качестве первого шага.

"Хочу поблагодарить всех тех, кто принял участие в отстаивании интересов ФЭК и РЭК. Усилия в этом отношении ослабевать не должны. Придумывают еще юридическую базу, как ликвидировать ФЭК России. Но желающие этого

силы не понимают, за что они взялись .

г-АС. Бернео, Президент Ассоциации энергоменеджеров, подчеркнул, что деятельность ФЭК России и принятые ею решения положительно сказались на работе промышленности и все это прекрасно понимают. Промышленность не должна повышать цен на ту продукцию, которую она поставляет топливно-энергетическому комплексу. Недавно Российский союз промышленников и предпринимателей обсудил проблему картельного соглашения; в соответствии с ним, все заинтересованные стороны не должны поднимать тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ - и вместе с тем не повышать цены услуг, оказываемых железнодорожным транспортом машиностроительному, металлургии на ту продукцию, которую они выпускают и потребителями которой являются энергетики. Того беспредела, который был в 1995 году в связи с ростом тарифов, сейчас допускать нельзя.

Промышленные предприятия хотели бы, чтобы каждая РЭК получала от энергосистем те тарифы, которые существуют согласно методологическим указаниям, т.е. для каждого уровня напряжения для 10 кВт, 110 кВт, 220 кВт, для тарифов выходных дней и т.д.; чтобы эти тарифы были выгодны и для потребителей, и для энергосистем, соответственно должна быть разработана структура тарифа.

"На международной конференции в январе 1999 года была показана структура тарифа в Скандинавских странах, где потребитель отдельно платит за то, что он присоединен к энергосистеме, а также за генерацию, за эксплуатацию энергосистемы, за

транспортировку.

Вот эта стратегия установления тарифа должна быть представлена и у нас, тогда можно четко определить те пути, которые предприятию было бы выгодно принять для совместной работы по снижению затрат.

Например, на заводе "Электроцинк" руководи тели приняли решение построить собственную ЛЭП-110 кВт протяженностью 70 км., с тем, чтобы напрямую выйти на ФОРЭМ и не платить за услуги по передаче. В РАО "ЕЭС России" нет политики работы с потребителями, поэтому часто действует принцип: чем хуже, тем лучше.

Непонятно, почему до сих пор действует постановление о десятикратном взимании неизвестно каких штрафов и пени. Мы трижды обращались в Правительство РФ: к Черномырдину, Маслюкову; ФЭК России

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

написала письмо о том, что их нужно отменить, но все это спускается в Правительстве на тормозах".

На местах энергосистема эту деятельность не пресекает, тем самым выясняется, что 250 млн. -это накрученные деньги. Должны быть четкие отношения между потребителями энергосистем.

"Почему в США энергосистемы работают с потребителями и совместно решают вопросы экономии энергии? Энергосистемы имеют там определенные льготы - экологические льготы, поскольку если предприятия употребляют больше электроэнергии, то среда не загрязняется. Когда в Воронеже будет конференция, мы - потребители -четко выскажем мнение о тех взаимоотношениях, на мой взгляд, пора их менять".

Бартер не нужен ни промышленности, ни энергосистемам, но должна быть найдена экономическая основа, которая его подорвет; в то же время данную основу надо сделать такой, чтобы никаким, риказами, валютными фондами и т.п. нельзя было ее отменить.

Промышленные предприятия потребляют реактивную энергию и мощность. Почему на них тариф не утвержден? Потому что скидки, надбавки к нему сочиняет институт, принадлежащий РАО "ЕЭС России". А это должно стать сферой деятельности ФЭК России.

"Все были удивлены постановкой вопроса о реорганизации ФЭК России. Для чего это надо? Экономить государственные средства? Нет. Наоборот, промышленные предприятия Кировский машиностроительный завод, Уфимские моторы, Волжский автозавод категорически против данного решения.

Российский союз промышленников и предпринимателей в лице А.И. Вольского по этому вопросу обратился в Правительство, подчеркнув, что для промышленников это также неприемлемая форма ликвидации и реорганизации Комиссии. Наоборот, ее надо укреплять, она должна работать методически, активно помогать в решении вопросов на местах, налаживать взаимопонимание потребителей и

производителей".

И.Г. Кузин, Председатель РЭК Воронежской области: "На пороге многократно провозглашенного XXI века должны наконец-то осуществиться декларации о партнерских взаимовыгодных отношениях Федеральной и региональных энергетических комиссий, и сбудутся пожелания А.Ф. Задернюка о синхронизации нашего дыхания. Я надеюсь, что РЭК ощутят так пользу так необходимого нам методологического руководст-

ва и искреннюю заинтересованность ФЭК России в быстрейшем нашем профессиональном становлении с целью выработки единой тарифной политики. Причем политики эффективной, задачей которой должно стать достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей электроэнергии. ФЭК России станет тем образцом для РЭК, на который можно ориентироваться и по форме, и по содержанию их деятельности".

Пока что руководителям профессиональных РЭК многое непонятно во взаимоотношениях с ФЭК России. Как оценить отношение к РЭК, когда на устные вопросы и предложения даже в рамках Консультативного совета при ФЭК нельзя получить ответа, а письменные обращения рассматриваются 3-4 месяца, а то и вовсе канут в небытие? Почему постановления Правления ФЭК, особенно в части установления тарифов, поступают через АО-энерго и Облгаз, а о других деяниях ФЭК можно узнать лишь из журнала "Вестник ФЭК России", да и то с задержкой?

"Вот подписался на журнал - получишь информацию о деятельности ФЭК, и это при том, что у нас есть электронная почта. Зато уж приглашение к участию в многочисленных семинарах в Майами, Бельгии, Дании, на Канарах от ФЭК поступают с завидной регулярностью".

ФЭК провозгласила еще год назад необходимость ликвидации межрегиональных перекрестных субсидирований, но не предприняла до сих пор никаких шагов для этого, хотя решение этого вопроса находится в полной ее компетенции. Незаметны инициативы по ликвидации затратного метода ценообразования, формирования тарифов в электроэнергетике. Все понимают, что это архивредно для социальной экономики и в нравственном плане, ни о каком балансе производителей и потребителей не может быть и речи.

Закон о естественных монополиях делегировал для РЭК часть полномочий ФЭК России, при этом им даются права, обязанности, полномочия, но как их использовать - не прописано. ФЭК стоило бы подготовить проект постановления Правительства и сделать этот механизм приемлемым и понятным, иначе с сегодняшними договорами, с учетом затратного механизма ценообразования, не разобраться.

"Вопрос о том, имеют ли РЭК на профессиональной основе право контролировать прибыль АО-энерго без экономического на то обоснования, не решается ни с нами, ни с Правительством. Не определена позиция ФЭК по

-ребителям-перепродавцам, неиз-сколько она сходится сегодня с Правительства. ФЭК посчитала ликвидировать перепродавцов, но .-во предложило их выпускать ^ ча ФОРЭМ'.

справедливо требует от РЭК :-ссти, принципиальности, обоснован-_си принятии решений по АО-энерго и . -с не требует того же по отношению к ЕЭС России" и Газпрому, а особенно от г кэторый можно сравнить с монстром. - зция такая, что ФЭК лоббирует эти зации, и хотелось бы услышать ;ь£-ельства обратного. Невыясненность таких хсе наводит на мысль, что нам, я имею в регионы и ФЭК, следует много и кропотливо *ася, дабы обрести столь необходимое для с .-нхроннос дыхание".

эошим подспорьем для налаживания вительно деловых отношений между -ятооами и топливно-энергетическом ■-ексом должна стать Ассоциация РЭКов - с -зательным вступлением в нее ФЭК России, "¡ерекрестное субсидирование необходимо I Будировать, поскольку оно мешает экономике, ведь оно появилось не извне, и тем более не ■^ому, что РЭК(и) не хотят сегодня, чтобы ономика поднялась. Причина в том, что на :естах несколько виднее социально-ономическая обстановка, нежели с высот Садового Кольца. "Я с опасением сегодня жду 1 оля, когда согласно канонам, которые вы - ^таетесь нас заставить выполнять, цена на электроэнергию для населения должна составить 75% от ее фактической стоимости. Это вызовет социально-экономический взрыв, ибо нет никаких порывов к тому, что увеличится зарплата, пенсии. Я не сумею выполнить это. И не потому, что будет против губернатор, хотя я должен отдать ему должное: он никогда не вмешивается в наши дела, а тарифная политика с ним полностью согласована. Мы уже обращались и письменно, что нельзя столь резво брать под козырек. А если соответствующие документы приняты до 17 августа, пусть продлят сроки, давайте вместе обратимся, поскольку они невыполнимы. Не мытьем, так кэтаньем довели сегодня фактическую цену для населения на газ с оптовой цены на газ для промышленности. По электроэнергетике - это смерти подобно".

А.Ф. Задернюк подчеркнул, что многие критические замечания следует учесть. Но в то же время он заметил, что журнал "Вестник ФЭК

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

России" начал выходить с большей регулярностью, налаживается и работы электронной почты. Что касается семинаров, то ФЭК России не устраивает их ни е Майами, ни на Канарах.

В.В. Дорофеев, член правления РАО "ЕЭС России": "Мне лестно слышать, что ФОРЭМ - это монстр, но непонятно, почему такая оценка звучит от представителя РЭК. Мне неприятно также, что сегодня заседание превращено в политический клуб, где каждый депутат может говорить все то, что ему надо обсуждать лишь у себя на заседаниях. Наше правление должно проводиться как рабочее совещание по решению тех злободневных проблем, которых у нас много".

Что касается работы ФОРЭМ, то 50 дефицитных энергосистем покупают свыше 50% всей электроэнергии на оптовом рынке: это действительно очень значительный элемент в экономике данных территорий, которые таким образом и работают.

Одно из достижений ФЭК заключается в том, что за 1998 год тарифы на отпускаемую электроэнергию с оптового рынка ни на копейку не повысились. По отчетным данным, в 1997 году налог с оптового потребления для населения был 142 рубля и за 1998 год остался 142 рубля за 1000 кВт/час. Этому, в частности, способствовало развитие элементов конкуренции, и в 1999 году опробовались новые ее элементы, были проведены эксперименты по организации системы торгов, в первую очередь в Сибирской зоне. И механизмы конкуренции, которые планируется ввести, разработаны для всех энергосистем и РЭК, доводились до их сведения на совещэниях; в рамках правил оптового рынка эти механизмы узаконены и утверждены, информация об этом регулярно появляется на страницэх «Вестник ФЭК России»

Беда в том, что очень много субъектов рынка не хотело бы конкуренции, не стремилось, чтобы заработал механизм снижения цены, и здесь регулирующие органы должны серьезно поработать. Есть система, которая разделяет затраты на передачу и на производство; задача оптового рынка - резко расширить сферу конкуренции, вовлекая в эту систему все энергоисточники территорий. "До тех пор пока мы будем узко работать лишь с той сферой оптового рынка, на которой реализуется 35% электроэнергии, производимой в России, у нас реальной конкуренции не будет. Поэтому разделение на производство и транспортировку

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

энергии - очень важный шаг в этом направлении, такие правила должны развиваться.

Проблемы с бартером, с денежными формами расчетов или с неуплатой за электроэнергию как раз указывают на слабость действия рыночных механизмов: мы до сих пор обеспечиваем энергоснабжение, а не продажу своего продукта. Когда все встанет на свое место, реально рынок заработает, мы заставим платить деньгами, поскольку это будет нормально работающий рынок".

Большая работа проделана в части ликвидности расчетов за электроэнергию на оптовом рынке: разные формы расчетов, виды ценных бумаг, разновидности бартера приводятся к денежной. Фактически сегодня энергосистемы оплачивают субъектам рынка всего 50% продукции в денежном выражении, а тарифы, которые спущены в эту зону, снижены на 43%, т.е. уровень ликвидности расчетов определяет оптовый механизм ценообразования.

Последующие шаги и предложения в этом плане таковы: легализовать устоявшиеся отношения, раз имеет место такой уровень ликвидности расчетов; возможно пониженные тарифов, когда расчет ведется лишь в денежных формах. "Мы повышаем тариф тому потребителю, который не хочет рассчитываться в денежной форме, и готовы планировать тариф тем, кто придерживается такой формы, а если тариф не идет ни на одну, ни на другую сторону, то пусть действует механизм рынка: потребитель не должен получать электроэнергию, если за нее не собирается платить".

Что касается работы РАО "ЕЭС России" с потребителями, то она ведется: происходят встречи, обсуждения, заключаются договора. Но по "Электроцинку" РЭК приняла неправильное решение, присвоив потребителю статус энергоснабжающей организации.

А.И. Бухтояров, 1-ый заместитель губернатора Курганской обл., Председатель РЭК, подчеркнул, что строить работу РЭК на профессиональной основе заставляет сама ситуация. В состав комиссии обычно входят люди, которые являются основными потребителями; они и суживают возможности рабочего органа при РЭК(е) -профессиональной исполнительной дирекции, затрудняют проведение тех принципов, которые установлены в законодательстве для формирования тарифов.

"Я не могу оценить работу ФЭК, т.к. у меня нет достаточной информации. В моем представлении

и в представлении моих коллег, главное, на что мы обращаем внимание в работе с ФЭК - это перекрестное субсидирование и возможности создания комиссии на профессиональной основе. По другим вопросам мы либо не можем найти взаимопонимания, либо находя его, сами оказываемся в неловком положении. Я имею право это сказать, потому что в 1997 год, когда Курганская РЭК вступила в тяжбу с перепродавцами, на словах ФЭК нас поддержала, сказала, что мы правильно трактуем особенности формирования тарифа, что энергоснабжающей может быть признана только та организация, у которой есть транзитные счета и т.д. К сожалению, суд такую трактовку решения ФЭК не признал". Более того, перепродавцы обращались в ФЭК с просьбой установить, являются ли они энергоснабжающей организацией или нет, и ФЭК дала утвердительный ответ на данный запрос. РЭК же в течение 1,5 лет находится в перманентном судебном процессе и не знает, каково же будет решение Верховного суда. Это происходит из-за того, что нет согласованности и четко организованных дефиниций понятия "энергоснабжающая организация", как она относится к перепродавцам.

В заявлении Правительства в 1997 году четко сказано, что от услуг перепродавцов надо уходить. На прошлом заседании Правления в феврале 1998 года выступали представители коммунальной энергетики и другие, но решения нет, нет и единой политики. На последнем заседании РЭК было принято решение о передаче мэрам городов вопросов формирования тарифов для тех организаций, которые являются муниципальными. Что касается вопросов, связанных с перепродавцами, то еще год назад РЭК приняла решение разрешить перепродавцам выйти на ФОРЭМ самостоятельно и участвовать в снабжении своих потребителей, забирая энергию с ФОРЭМ. Они этого не делают, понимая, что ФОРЭМ потребует расчетов живыми деньгами, им же выгодно кредитоваться за счет АО-энерго.

Сложная ситуация с сельским хозяйством: уже те тарифы, которые есть сейчас, аграрный сектор не в состоянии оплачивать. Надо проявить в этом вопросе гибкость и дать возможность РЭК работать самостоятельно.

"Мы не знаем, как трактовать Федеральный закон №33, который 11 февраля был подписан Президентом. Любое изменение тарифов при сохранении перекрестного субсидирования уже является незакон-гым. и там четко записано: предоставление яьг от одним потребителям за

счет других не допускается. Следовательно, -авляя старую систему субсидирования, мы аэушаем закон. Но вопросы перекрестною ^сидирования нельзя торопить. Надо просить, -обы последние решения Правительства были -риостановлены, например, решение по -еплицам - это прямое нарушение закона.

'В Уральском регионе есть Ассоциация региональных комиссий, фактически это межрегиональная энергетическая комиссия. Но однозначного ответа на вопрос: будет ли эффективно работать Ассоциация на федеральном уровне, сможет ли она решать оперативно вопросы - я бы воздержался. А вот, -о активнее нужно межрегиональной комиссии -сивлекать к разработке решения проблем, в этом я уверен".

Что касается передачи ФЭК России МАП, то делать этого не нужно, а следует сохранить ФЭК и ~ЭКи как самостоятельные единицы.

1Ш* ЯЬкин, РАО Газпром, отметил, что в "азпроме за 1298 год платежи составили 46%, большую половину задержек с оплатой можно отнести на счет энергетиков, которые за "оставленный газ дают в денежной форме лишь 5%. Сегодня на мировых рынках конъюнктура «ладывается не в пользу поставщиков газа и -редставители регионов должны себе это -эедставлять. Два с половиной года цена на газ :ь:ла стабильной, за исключением населения, но -еперь регионам придется готовиться к индексации.

"Как регулировать цены и тарифы? Надо -рописать условия, когда мы индексируем, когда зпрецеляется базовая цена, в каких случаях она вменяется, какой метод регулирования -рименяегся. Но концепции ценообразования -ет, и я не знаю других методов ее установления, • соме учета затрат. В основе тобой цены -з£_раты, антизатратные цены могут быть, если мы стим разорить ту компанию, которую надо регулировать. Можно говорить поэтому лишь о - онцепции рыночного ценообразования".

Линия ФЭК России на то, что за поставки газа -эдо рассчитываться живыми деньгами - и тогда можно получить скидку, правильна. В то же время постановления №№ 915 и 916 были написаны с еэегибами: 20% денежной оплаты не сочетаются необходимостью платить налоги в 50%. В ":зпоомс нельзя уйти от 50% обязательных ¡тежей, включая зарплату, а ведь это тоже нежная составляющая.

Газпром предоставил более чем на 1 млрд.

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

скидок с цены на газ но при этом увеличилась задолженность на 45 млн. рублей. Надо говорить о реструктуризации задолженности за поставки за газ и электроэнергию, но должен заработать и механизм банкротств.

Важный момент работы ФЭК - это экспертиза. Часто на заседании Правления рассматриваются не столь уж значительные конфликты и даже дрязги между РЭК. энергоснабжающей и газоснабжающей организацией и т.п. Проекты их решения должны разработать эксперты и представить на утверждение. Согласится ФЭК или нет. но решение должно быть ее.

А.Ф. Задеонюк, признавая справедливость постановки данного вопроса, подчеркнул, что создание института экспертов входит в планы работы ФЭК России.

П.Л. Секретов, Председатель РЭК Волгоградской области: "В Волгоградском регионе очень хорошо усвоили, что такое ФОРЭМ - это 70% объема электроэнергии, включая получаемую от АО-энерго с этого рынка, как раз тот объем, который вырабатывает наша Волжская ГЭС. Вырабатывает с себестоимостью производства электроэнергии в 2 копейки, а с ФОРЭМа мы покупаем по 14. Если затратные механизмы по производству электро- и теплоэнергии с собственным производством для нас прозрачны и мы всю структуру затрат на производство видим, то я не уверен, что ФЭК России так же прозрачно видит структуру затрат по ФОРЭМ(у). Я думаю, что стоимость электроэнергии, отпускаемой с ФОРЭМ, нельзя просто с порога отбросить. Это структура формирования требует очень внимательного отношения.

Известно, что СССР лидировал в мире по созданию мощности в производстве электро- и тепловой энергии, но умалчивалось, что мы были первые и по потерям, по неэффективному использованию энергоресурсов, а порой бесхозяйственному отношению в течение всего периода создания этих мощностей. Поэтому проблема энергоэффективности, энергосбережения всего-навсего продекларированы. Четких нормативных актов нет, а федеральный и местные законы практически не работают и, самое главное, нет реального механизма финансовой поддержки, разработки и внедрения хороших программ по энерогеэффективности и энергосбережению. Если представители Государственной Думы не оговорились, сказав, что в государственном бюджете на эти цели предусматривается 5 млн.руб., мне почему-то

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

хотелось переспросить: может 5 млрд.? Иначе какой может быть разговор с просьбой или обращением к РЭКам заниматься и этой проблематикой". Тем не менее во многих регионах вопросы решаются и находятся возможности для изыскания средств, фондов финансовой поддержки программ энергосбережения.

Много говорится о тарифной политике для населения, часто приходится слышать и о таком как бы ориентире: в цивилизованном мире, тарифы для населения всегда в несколько раз выше, чем для промышленности. Но во всем цивилизованном мире есть соответствующий уровень жизни, цивилизованная оплата труда. Мы в этом вопросе отстаем и при формировании тарифной политики, в том числе в аспекте безусловного выполнения в полном объеме постановления Правительства "О перекрестном субсидировании", к нему нужно отнестись весьма осторожно.

И последнее: органы регулирования для России - это новое дело по сравнению с тем опытом, который приобрел цивилизованный мир. Но на самом ответственном этапе их формирования кем-то был спровоцирован разговор о новой подчиненности ФЭК России, при этом успокаииая регионы: у вас-де органы регулирования останутся нетронуты. Тем не минее местные антимонопольные органы уже начинают считать стулья, столы и ждать, когда это перейдет в их собственность. Любой ценой нужно сохранить и совершенствовать работу ФЭК России и РЭК(ов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 1999 год Правлению ФЭК хотелось бы пожелать с точки зрения информационного или методологического обеспечения прибавить в работе. Мы часто изучаем опыт работы за рубежом, не зная, что творится в регионах, где всегда проходит независимая от всего, очень большая и интересная работа, которая достойна гою, чтобы ее изучали в других peí ионах и использовали. В связи с этим предложения о создании Ассоциации РЭК продуктивны, она не яиляется альтернативным органом ФЭК. Отрадно, что руководит во ФЭК с этим согласно".

Г.Н. Боциева, Директор Департамента по энергетике Минэкономики .РФ., отметила , что мнение, будто вновь создаваемые на профессиональной основе РЭК(и) не имеют юридической основы или надежной информации, не во всем верно. В этом плане у ФЭК России огромные наработки с опорой на два закона "О

государственном регулировании" и естественных монополиях"; есть основы ценообразования, которые ежеквартально уточняются; постоянно отслеживается методология и выпускается очень много текущих документов. "Мне даже кажется, что ФЭК увлеклась методологией, а нужно и отслеживать результаты Выпустили постановление или методику - надо смотреть, как сработала эта методика и каков получен экономический эффект ни одно постановление, ни один документ не должен приниматься, если нет экономического обоснования". Новые документы выходят зачастую без такою обоснования. Поэтому Постановление Правительства № 1444 - хороший, документ, но он не просчитан, а Постановления №№ 915-916 - явно запущены наспех.

Энергетики "увлеклись" Постановлением № 915, но в III квартале 49 АО-энерго оказались убыточными - такого в истории отечественной энергетики еще не было. Конечно, III квартал - не показательный и весьма трудный. Но не был проведен экономический анализ источников неблагополучия, все оказалось закрыто. Энергетики увлеклись отпускать электроэнергию по себестоимости, но многие данные подтверждают: предоставлять льготу, чтобы платили живыми деньгами, можно. Однако надо и по-другому стимулировать оплату деньгами, тем более что деньги как таковые - не самоцель. Ведь если отпускать энергию по себестоимости, значит нельзя планировать расходы на развитие, а лишь затраты, а этого допускать нельзя.

ФЭК России, к сожалению, законодательно не имеет влияния на РЭКи, поэтому подвижки в части ФОРЭМа по снижению тарифов заканчиваются дру| им результатом для конечного потребителя. Но ведь ФОРЭМ - не самоцель. Тарифы снизили в III квартале на 5%, а многие РЭКи, которые получали по 80% энергии с ФОРЭМ, повысили тарифы. Причина в том, что у ФЭК руки связаны, она может только давать рекомендации.

"Вышел новый закон, но он не решает полностью эту проблему. В моем представлении снижение на Ь%, повышение на 15% - это, извините, понятия не экономические. Когда создавалась ФЭК, Г. П. Кутовой говорил, что прозрачность должна быть при оегулировании перед принятием решения. И это не просто слова. Сегодня не было бы половины обвинений в адрес ФЭК, если бы принятие решений и конечное регулирование для потребителей отличалось прозрачностью".

Что касается повышения збонплаты только на

этом не учитывается инвестиционная которую многие не хотят платить, ■оду инвестиционную составляющую -а том же уровне в абсолютной е - е. получается ее понизили с учетом Надо показать, какие составляющие зыросли, каково соотношение энных и эксплуатационных расходов, и -Э.<ам будет работать легче, они смогут потребителям, почему те должны Ж~ г.-определенную составляющую в тарифе. :~ановление Правительства №253 вышло е енно, там расставлены акценты, в каком Ьотс -^г-энии надо работать в 1999 году. _естеление этого и многих других :-ений потребует больших усилий, часто р епопулярных решений, в т.ч. со стороны -ЭК. Вряд ли нужно в полной мере отменять сестное субсидирование; нужно отменить .етс^вующее постановление или приоста-

отя Постановление №1444 очень своевре-

- --се возникают вопросы, как его выполнят^. "Я

•зла вступила в полемику с А.Ф. Задернюком: ^ сн такие предельные уровни установил, так ! ^е было экономического обоснования. Мы -стались посчитать и выяснили, что нужно

- човить потолок - и минимальный, и :имальный. Средний тариф для населения 12

по России, если малообеспеченный ^ебляет ЮОкВт час., то это равно 12 руб. в :яц - цена трех буханок хлеба. И малоимущие *ли; бы платить за электроэнергию, тем более оплачивают живыми деньгами, доля которых =еличилась бы. Средняя себестоимость -ектрооиергии 22 коп., поэтому, по нашей _енке, тариф для населения должен быть 40 коп., = платяч 12. Установите верхний предел для всех -- копейки, это в среднем, а некоторых регионах надо смело устанавливать и 70 копеек". На таких условиях не надо отказываться от -^квидации перекрестного субсидирования, и ■ сть сельское население плати столько же, сколько и городское - учитывая льготы.

Тяжелый вопрос - упорядочение неплатежей, но условием для предоставления транша Мировым банком явилось требование увеличить долю собираемости живыми деньгами. Если не будет перекрестного субсидирования, то и масса денег не увеличится при инфляции. За прошлый год собираемость увеличилась на 3% денежными средствами, но этого крайне мало.

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

"В заключение отмечу: работа ФОРЭМ или -е слишком прозрачна, или вы недостаточно ее популяризируете, даже несмотря на выпуск всем нужного журнала "Вестник ФЭК России".

Вы сидите возле РАО "ЕЭС России", закрытой организации, для Минэкономики здесь все конфиденциально, а для всех остальных тем более. Но подвижек у вас очень много. Может быть не ждать, когда выйдут методики, а чаще работать с регионами и с крупными потребителями и на иных основаниях?"

Председатель ФЭК России А. Ф. Задернюк в заключительном слове и в ответах на вопросы выступавших подчеркнул, что ФЭК России получила хороший импульс и для размышлений, и для наметок на будущие, и для принятия конкретных решений.

Что касается Постановлений № 915 и № 916, то они готовились в другой стране, в другой экономике, это было до обвала, до кризиса, и был заложен такой механизм: кто сегодня платит 100% деньгами, они станут платить на 50% меньше и энергоснабжающая организация потеряет ровно 50% от этой организации, но выпадающий доход будет компенсирован валом новых желающих заплатить, путем взятия краткосрочного кредита. И ценовая программа была подсчитана и построена исходя из того, что предприятию выгодно взять краткосрочный кредит под действующие в июне - июле месяце проценты, заплатить, но сэкономить средства для возврата кредита и издержек. Такой механизм был рассчитан и просчитан. Естественно, после обвала ни о каком его действии не может быть и речи. Поэтому в октябре ФЭК России внесла проект Постановления в Правительство об их приостановке. Но оказывается, что надо менять Указ, а это дело непростое и нежелательное.

Сейчас готовится отдельное Постановление по Газпрому, отдельное по электроэнергетике - не по отмене указов, а по изменению формы взаимоотношений при предоставлении скидок. Основы ценообразования отстают от жизни. Железная дорога и колхоз не должны иметь один тариф. С учетом такого рода соображений было получено экспертное заключение Мирового банка о том, как решаются вопросы неплатежей в других странах.* Оно содержит полезные творческие подходы, но надо добиваться, чтобы отечественный потребитель платил деньгами. Иначе неплатежи будут компенсироваться ростом тарифов. "Это мы проходили в 1993-1995 г. Я знаю, когда не на что

•-Опубликовано в №3 «Вестника ФЭК России». Прим. редакции

ИТОГИ РАБОТЫ ФЭК РОССИИ

купить мазут, замерзает город. Надо поднять тарифы, другого выхода нет. АО-энерго поэтому держит в черном теле администрацию и шантажирует ее. Компенсирующие неплатежи сдерживают повышение цен за счет бартерных сделок: имеет место неэффективный менеджмент, воровство и криминал в среде, которая окружает энергетику. Все это надо искоренять.

Мы обязаны в третьем квартале внести основы нового ценообразования и их утвердить. Я призываю всех включиться в эту работу и писать основы ценообразования под сегодняшние нужды энергетики и потребителей. Как проведем их через Правительство, так и будем работать. Я уверен, что старое ценообразование мешает развитию энергетики и ведет к удушению перспективы у нашей электроэнергетики".

По регулированию цен на газ возникает та же самая проблема: если методологические подходы в электроэнергетике есть, хотя они и недостаточно совершенные, то относительно газа отсутствует методическая база и работа идет по отдельным кускам: по базовой цене Газпрома, потреблению населения и т. д.

И сейчас никто не знает, как и что должно регулировать государство: то ли всю цепочку от добычи до сбыта, то ли только транспорт, так как это ЕМ, и конечную оптовую цену. Наша задача -до 15 мая внести Проект основ ценообразования в газовой отрасли, Это должен быть абсолютно «прорывный» документ.

В вопросе конкуренции, надо отделить генерацию от передачи и вытолкнуть ее в

конкурентную среду. Ни один регулирующий орган, ни одна РЭК не сможет отрегулировать цены и тарифы в конкурентной среде так, как это сделают механизмы конкуренции. Нужно уберечь, защитить генеоирующие компании от toi о, чтобы они не начали заниматься самоедством. В июле 1998 года надо было поднять цены для населения до 50%, чтобы не было шараханий в декабре, В отношении с перепродавцами РЭК(ам) нужно «подбирать» под себя муниципальные системы.

"Что касается Ассоциации регулирующих органов, то я ее вижу, как механизм реализации наших проблем. Мы - соратники и должны работать сообща.

Для расширения аудитории полемики необходимо, чтобы поднятые сегодня острые и актуальные вопросы также ре[улярно обсуждались в дискуссиях на страницах журнала "Вестник ФЭК России".

И последнее: для достижения общей цели -формирования единой системы профессионального регулирования ТЭК в России, отвечающей требованиям сегодняшней непростой экономической ситуации в 1999 г. - ФЭК России будет продолжать политику i осударсгвеннсл о peí улиро-вания "ГЭК, основанного на принципах экономической обоснованности, открытости, прозрачности, фундамент которой был заложен в 1997-1998 гг."

Материалы подготовлены сотрудниками Управления делами ФЭК России при участии ИНФОРМЦЕНТРа "АСТЭК'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.