Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПТОВЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)'

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПТОВЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПТОВЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)»

ТАРИФЫ. ЦЕНОСБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

Грицына В.П.. исполнительный директор АСОМ, Информцентр АСТЭК т. (095) 120-95-09

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПТОВЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (ГИОЩМОСТИ) Семинар АСЭМ. 16 -18 февраля 1999 г. Москва

5 середине февраля 1999 г. в Москве состоялся ^иар Ассоциации энергоменеджеров, на котором ались проблемы повышения эффективности работы приятий электроэнергетики. В нем приняли участие -ейшия энергоменджеры различных регионов страны, одство ФЭК России и РЭКов, ведущие специалисты в сти электроэнергетики, представители крупных -|-ов, железной дороги, Росэнергоатома, нефтяных приятий, Энергосбытов АО "Энерго". ЗначитеЛоная часть выступающих согласилась с тем, а изошедшие два года в России Федеральный оптовый -< электроэнергии (мощности) - ФОРЭМ не получил •тия. Единственное промышленное предприятие, .гдшее в число субъектов ФОРЭМ - завод "Электроцинк" Владикавказ" (он же член Ассоциации -^менеджеров) - за прошедшие 2 года на 47 % снизил раты на электроэнергию и строит собственную линию соперодач с целью исключить пользование сетями гсхой энергосистемы, что значительно уменьшит их -заты.

Препятствиями по развитию ФОРЭМ, по мнению т-;-упающих, являются в основном 2 фактора: 1) при еде на ФОРЭМ исключается перекрестное лидирование льготных категорий населения, 2) оплата энергию и налоги уходят в Москву. Эти факторы и •з^зали противодействие, как региональных ¡-еогосистем, так и органов власти субъектов РФ. Причем, уотря на то, что ряд крупных заводов присоединены к :зковольп;ым линиям электропередач РАО "ЕЭС = хии", платят они за электроэнергию местным -гсгосистемам в 2 раза больше по сравнению с тарифом _ оптовом рынке, то есть так же, как предприятия,

- -учающие электроэнергию через сети местной ¡-ергосистемы на низком напряжении.

Для развития реального рынка ФЭК России предложил ■дать категорию "региональных операторов" -еогорынка, которые будут покупать электроэнергию на :С=ЭМ и продавать ее б субъектах РФ. При этом агентства е'иональных операторов будут юридическими лицами, -зегистрированным в регионах, и подлежащими местному

- алогообложению;

таким образом, исключается или нивелируется тстиводейстзие фаю ору 2.

Оцениваемые надбавки к оптовой цене за электро--ергию компенсирующие, перекрестное субсидирование диспетчерские услуги региональной АО Энерго, могут оставить до 30%.

3 число региональных операторов, которых может быть 1еоятки, нойдут ЗАО "Газпромэнерю", "Энергомашино--роительная корпорация", "Межрегионэнерго" (АЭС) и зругие; при этом региональные операторы составят онкуренцию местным АО Энерго., а также и РАО "ЕЭС =сссии".

Обсудив сложные проблемы взаимодействия энерго-иенеджеров с ФОРЭМ, участники семинары заслушали ряд

докладов и провели дискуссии по затронутым в них вопросам.

Докладчики семинара представили слушателям обширную информацию об опыте развития рынков электроэнергии в зарубежных странах, оценке их опыта и возможностям его применения в Риссии, развитию законодательства в Российской Федерации.

А.О. Перевозчиков, консультант ФЭК России, подробно проанализировал опыт Англии и континентальных стран Европы по созданию энергорынков и идущему объединению в единый оптовый рынок.

Общее снижение тарифов на скандинавском рынке составляет 17-20%. Увеличились гарантии энергоснабжения. Например, в Норвегии, где основную долю составляют ГЭС, в сухие годы с низким паводком электроэнергию стали получать из соседних стран. Увеличились колебания стоимости электроэнергии, что свидетельствует о действии рыночных механизмов.

■ Вопрос оценки коэффициента надежности спорный, однако внедрение новых систем управления производством и потреблением энергии позволяет обеспечивать надежное электроснабжение. Рынок Европы гибкий: можно заключать прямые контракты, можно покупать электроэнергию на бирже.

В Ан1 лии создание оптового рынка привело к снижению цен на электроэнергию, однако ограниченность возможностей, заключающаяся в том, что оптовые поставки можно было получать только от производителей, объединенных в ПУЛ. то есть объединения производителей, привели в последнее время к оттоку инвестиций в электроэнергетику. Англия будет принимать условия деятельности общеевропейского рынка электроэнергии.

Н.Д. Бойко, первый заместитель Председателя ФЭК России, отметил, что ФЭК России скорее действует по принципу "не навреди", поскольку у нас пока трехлетний опыт регулирования тарифов в условиях рыночной экономики, а на 3?паде оно происходит уже 100 лет.

Для обеспечения функционирования энергорынка нужно создать конкуренцию: разделить вертикальную интеграцию, когда генерация, транспорт и распределение энергии находятся в руках одной энергосистемы. Транспорт энергии остается естественной монополией. Генерацией и распределением энергии могут заниматься разные конкурирующие структуры: в том числе блок-станции, региональные операторы рынка, независимые энергопроизводители. Сейчас простаивают крупные эффективные энергоблоки, а реорганизация приведет к вытеснению неэффективных электростанций и заг рузке эффективных блоков.

Ярославская АО-Энерго отдала все ТЭС на ФОРЭМ и выиграла в тарифе. ФОНЭМ без изменения форм собственности сможет вытеснять неэффективные электростанции. Создается жесткая нормативная база для тарифов на транспорт энергии. Будут введены тарифы по классам напряжения.

ТАРИФЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

Некоторые страны СНГ политически прекратили перекрестное субсидирование. Мы будем это делать постепенно. Необходимы правила недискриминационного доступа на ФОРЭМ. Надо передать РЭКам право регулирования цен на газ.

Региональным оператором энергорынка может стать любое юридическое лицо. Они будут зарегистрированы. Список будет опубликован. В настоящее время подготавливаются "Правила работы региональных операторов знергорынка".

В.А. Макеечев, начальник Департамента энергетических рынков "Газпромэнерго", в своем выступлении отдельно остановился на проблемах урегулирования неплатежей и предоставления сетевых услуг. Постановление о раздельном учете услуг по производству и распределению энергии позволило оценивать обоснованность затрат в этих разных сферах энергетики. Газпромэнерго будет зарегистрировано, как региональный оператор на рынке электроэнергии, при этом оно имеет свои собственные электростанции и будет наращивать их мощности. Сообщение Макеечева публикуется в бюллетене "Энергоменеджер N»14 (издание АСЭМ) полностью.

В.Б. Мохов, начальник Управления ФОРЭМ ФЭК России, посвятил свое выступление вопросам организации работы предприятий на региональных рынках электроэнергии. В настоящее время в ФЭК России поданы документы Ю организаций для оформления в качестве региональных коммерческих операторов рынка.'Новые Правила работы на ФОРЭМ будут отменять неоправданные предпочтения: льготы, устанавливаемые для одних потребителей, не будут оказывать влияния на тарифы для других потребителей.

Согласно Типовому положению о РЭК, государственные служащие РЭК будут не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Хотя тарифы не повысятся до мая, ситуация может измениться, так как тарифы на оптовом рынке были "заморожены", а плохое состояние, например, ГЭС, плотины которых не ремонтировались последние годы, требует поднять тарифы для получения средств на их ремонт. В прошлом году было снижение тарифов на 15% на оптовом рынке, однако энергосистемы не только не снизили свои тарифы, но некоторые их увеличили. ФОРЭМ загружен только на 70%. Нужно выводить предприятия на ФОРЭМ. Будут введены Дополнения к Правилам вывода предприятий на ФОРЭМ, которые присоединены к сетям РАО "ЕЭС России". РЭК будут не вправе отказать в выводе на ФОРЭМ таким предприятиям, они станут по сути субъектами ФОРЭМ и будут платить региональным энергосистемам только за диспетчеризацию.

М.С. Бернер, Президент АСЭМ, привел примеры предприятий, которые присоединены напрямую к сетям высокого напряжения РАО "ЕЭС России" и тем не менее платят региональной энергосистеме в 2 раза выше за энергию, чем на ФОРЭМ. Докладчик рассказал о работе АСЭМ в Консультативном Совете ФЭК по совершенствованию тарифов, а также о продолжающейся борьбе за официальное признание Правительством незаконности Постановления Совета Министров СССР №929 от 1997 г. о взимании 10-ти кратных штрафов за перебор энергии. По этому вопросу АСЭМ направила письма с запросами в Правительство РФ на имя Вице-премьера Маслюкова и в ФЭК России на имя Председателя Задерпюка.

Г.П. Кутовой, заместитель Председателя ФЭК России,

отметил, что задача ФЭК России - регулирование тарифов. В 1998 г. инфляция составила около 30%, а на ФОРЭМ снижение тарифов составило всего 17%. С июня тариф не поднимался. В настоящее время 42 АО-Энерго имеют отрицательный баланс. Тарифы будут подниматься по 4 5% поквартально. Абонплата остается, но потребителю должно быть ясно, за что он платит. Регионы требуют убрать инвестиционную составляющую у РАО и не перегонять деньги в Москву. Предлагают финансировать строительство на месте. Крупные ТЭС, АЭС хотят напрямую заключать договора с потребителями. Создана рабочая группа, включающая, в том числе Росэнергоатом, для подготовки проектов решений по этим вопросам, этому могут помочь и региональные операторы рынка.

Должен быть независимый оператор ФОРЭМ. Учредителями этого органа могут быть АО-Энерго, ФЭК России. Независимые оператор ФОРЭМ и региональные операторы - это финансовые операторы. ЦДУ же является диспетчером, который обеспечивает техническую сторону физику процессов диспетчеризации. Есть опасность, что производители и потребители вообще потеряют деньги, так как региональные операторы это перепродавцы. Для предотвращения этого создаются Правила работы региональных операторов.

А.Н. Голомолзин, начальник Управления ТЭК транспорта и связи МАП России, обратил внимание слушателей на увеличение правового поля в области энергетики. Создание объединений, которые монополизируют один вид деятельности (более чем на 30%) на рынке услуг, будет прекращено. Докладчик привел примеры ликвидации по требованию МАП таких вновь созданных объединений в МПС и примеры по приостановлению сделок, например, по приобретению группой лиц пакетов акций Красноярской ГЭС. В экономике господствует бартер на 70%, а ведь если бартера более 30%, то создание полноценного рынка невозможно поскольку контроль за инвестициями не осуществляется. В РАО "ЕЭС России" 30% иностранные хозяева. Акционерный капитал прирастает за счет инвестиций (населения). Кто будет управлять этим процессом? Есть предложение: зачислять 50% субъекту федерации и 50% в Федеральный бюджет. Можно найти много желающих заниматься оптовыми продажами электроэнергии, но не решен ¿опрос лицензирования по оптовой реализации энергоресурсов.

ФЭК России не в силах заставить применять разработанные методики. МАП может заставлять РЭКи это делать и заставить АО-Энерго соблюдать тариф. ФЭК России должен органично, по мнению докладчика, войти в МАП.

Если ФЭК России войдет в МАП, то исключается отраслевое лоббирование, сам термин: "наши предприятия", методическая база при этом сохраняется, сократится только численность руководителей. Данные положения доклада вызвали широкую дискуссии и получили в ее ходе неоднозначные оценки.

Б.П. Варнавский, начальник Главгосэнергонадзора, подчеркнул, что энергетика не может быть убыточной областью хозяйства. Нельзя снижать необоснованно тарифы при общей инфляции и тем самым допустить покюрения ситуации с Дальэнерго. Выходят новые постановления, поправка к закону о тарифах. Права ФЭК России усиливаются. Предпринятая попытка включения муниципальных сетей в АО-Энерго встречает колоссальное сопротивление. Муниципальные предприятия стремятся на

М. Е'сли производственное предприятие работает Чиво, есть например экспорт, то выход на ФОРЭМ -5лзго. Если предприятие близко к сетям высокого =.чения и есть система учета энергии, выход на ФОРЭМ цен.

Нр эсли многие предприятия выйдут на ФОРЭМ и при ничего не изменится в производстве и потреблении -гии, то цены для остальных потребителей могут зсти. Варнавский отметил, что з-д "Электроцинк", Мея на оптовый рынок, сам стал перепродавцом. Надо ■ эльно регулировать этот процесс и оценивать существа региона при увеличении производства дукции предприятия в случае уменьшения тарифа. Есе процессы купли-продажи будут лицензироваться :эблюдении режимов потребления. Вторая лицензия з на технологию. Лицензии будет давать ФЭК России заключении Главгосэнергонадзора. Если у предприятия = свои потребители и сети для энергоснабжения, а -д'-риятие не хочет заниматься их энергоснабжением - - ? Уставе этой деятельности=не нужно лицензии), то эту 1 "эльность надо передавать АО-Энерго законным "зом по решению органов власти субъекта Федерации, ельность по обеспечению собственных нужд :*ономное электроснабжение, теплоснабжение) визироваться не будет.

Еедена обязательная сертификация качества --роэнергии и топлива. Будут проводиться проверки на :вне узловых подстанций ЦЦУ. Хотя пока работы по .нерке качества топлива не начаты, необходимо нбовать сертификации топлива: угля, мазута и т. д. Г, А. Гэпоненко, начальник отдела координации ^имоотношений потребителей и производителей энергии ¡вгосэнергонадзора, рассказала, что Правила ^ргопользования прошли 5 редакций, 5 месяцев ласованил с Минюстом и сЗ августа 1998 г. медленно, но следовательно проходят экспертизу в Правительстве. >а еще раз подчеркнуто, что по действующему гконодательству весомые права предоставлены г-ребителю, иногда большие, чем у АО-Энерго.

По вопросу обеспечения бесперебойного и зчественного энергоснабжения был приведен пример, —да один гражданин зафиксировал в течение длительного земени понижения напряжения и перерывы в лектроснабжении, а затем предъявил иск энергокомпании а ¿5 млн руб. (наверное, до деноминации); по суду он не 25. а 5 млн. все же получил. В одном районе этим вопросом анимается юрист, который собирает претензии граждан к энергосистеме и, получая деньги от нее по судебным решениям, требует свои комиссионные. Пока зчер| осистеме дешевле платить, чем повышать качество .слуг.

М.М. Пчелин, заместитель начальника Управления регулирования ФОРЭМ, в начале своего выступления подчеркнул трудности, возникающие в энергетике ввиду чэтери квалифицированных специалистов, понижения •ачестна управления. Ценность семинаров АСЭМ в том, что ча них лицом к лицу встречаются специалисты-практики и -осударственные чиновники, отвечающие за разработку нормативных актов. На этих встречах поднимаются острые вопросы, требующие своего практического решения. Многие предприятия снабжаются энергией по сетям 330кВт, например ГОКи. Раньше в себестоимости их продукции затраты на энергию составляли 17%, а сегодня 38% и более. Стоимость энергии в среднем можно оценить

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

с учетом затрат на диспетчеризацию АО-Энерго на уровне 200-210 руб, а на самом деле тариф составляет 290 руб. Где деваются деньги? Складывается ситуация, когда Рязанская энергосистема объявляется банкротом, но строит себе новое административное здание. Ее разрешение видится и выходе на ФОРЭМ. РЭК не вправе отказать, если предприятие снабжается от сетей РАО "ЕЭС". Надо идти да конца и не бояться арбитража; нужно обращаться в ФЭК России, которая правомочна установить предельный тариф (Постановление №686); он будет значительно ниже и с учетом всех затрат энергосистемы.

У нас 30% избытка по мощности, но недогружены крупные эффективные электростанции; например, Пермская, с энергоблоками по 800 МВт загружена наполовину, Костромская - наполовину, а Конаковская и Ставропольская объявлены банкротами. Надо выводить ТЭЦ на ФОРЭМ, а конденсационные с низким кпд закрывать. Сейчас наладилась плодотворная деятельность ФЭК России, имеется перечень новых законодательных актов, над которыми ведется работа. Поэтому нецелесообразно подчинять Федеральную энергетическую комиссию РФ МАПу, в котором министр не является специалистом в энергетике.

Е.И. Шаров, начальник отдела сводного анализа и статистики Росэнергоатома подчеркнул, что атомная энергетика России может в значительной степени облегчить бремя возрастающей стоимости электроэнергии. Атомная энергетика обеспечена уже имеющимся топливом на 80 лет. Повышается последовательно безопасность АЭС. Наши водо-водяные реакторы в последние годы признаны МАГАТЭ одними из самых надежных в мире.

Г.А. Карпюк, сотрудник бюро Тасис, подчеркнул, что Россия решила присоединиться к Европейской Хартии относительно общих правил для внутреннего рынка электроэнергии (соответствующая Директива Европарламента от 19.12.96 будет опубликована в одном из номеров "Вестника ФЭК России"). А это означает, что придется вводить .рынок энергии и отделять генерацию энергии от транспорта. Для регулирования нужен такой независимый орган как ФЭК России, а МАП выступает при этом как орган политический. Регулятор (ФЭК России) должен быть выведен из отрасли, равно как и не подчиняться любому министерству.

Большинство участников семинара отметила, что такая реорганизация как присоединение ФЭК России к МАП, не нужна на данном этапе.

Слушатели задали ряд вопросов докладчикам ряд вопросов по нарушению законодательства в регионах. Выступили В.П. Росляков, Председатель РЭК Тюменской области, представители Магнитогорского металлургического комбината, Хакассэнерго, Росэнергоатома и других предприятий. В ходе дискуссии А.Н. Голомолзин подчеркнул, что действующее законодательство во многом стоит на стороне интересов потребителя. Надо пользоваться своим правом и выходить в арбитраж. МАП поддержит потребителя в его законных требованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.