Научная статья на тему 'РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ'

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

С. В. Игнатьев,

консультант ФЭК России, к.ф.-м.н.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ПЕРЕДАЧУ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

(По материалам семинаров в рамках программы Тасис ЕШ8-Э603 в доме отдыха «Звенигород» с 18 по 23 января 1999 года)

2 ":-ей группой проекта Тасис ЕР1)Б 9603 и ФЭК Рос-?=ли организованы два семинара для представи-г"- РЭК субъектов Российской Федерации и АО-г;-о. Принимали участие также представители ФЭК : : :.м, РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», Ассоциации -гсоменеджеров и т.д. Первый семинар по теме ^структуризация сектора электроэнергетики: -.-и и решения» проходил с 18 по 20 января, а второй "этоды расчета транспортного тарифа для высо-: зэльтных сетей в условиях конкурентного рынка» I* ~о 23 января 1999 года. : :водитель проекта А. Гертсен Бриан от француз-консультационной фирмы ВСЕОМ, выигравшей "т-лер по проекту Тасис ЕРиБ-ЭбОЗ «Программа со-:а.~'ствия ФЭК России и РЭК субъектам Российской

- тлерации в сфере структурного развития и реализа-_ институциональной политики», финансируемому Енсэпейским союзом, организовал эти семинары для

: чения опыта реформирования электроэнергетики с -нстием специалистов из Норвегии, Швеции, Велико-: : ,тании и Франции.

1--:оывая первый семинар, А. Гертсен Бриан остано-5ся вкратце на всех структурных, хозяйственных, фи--а-совых субъектах оптового, потребительского и му--. -.ипального рынков и взаимоотношениях между

- •ми. Для вновь возникающих новых субъектов рынка

- зне зависимости от типа рынка — необходимо разра-затывать положения, определяющие правовые и нормативные аспекты их существования и действий.

Лалее он разъяснил стратегию и политику Европейско-союза, в частности его подкомитета по энергетике, сообщил о намерении организовать в ближайшее

время встречу на уровне Минатома России, Минтопа России и Европейского союза для подписания меморандума по дальнейшему сотрудничеству. Докладчик сказал и о намерениях налаживать процесс сотрудничества между Россией и Европейским союзом на основе специальных программ и в связи с этим развивал философию этого сотрудничества с его перерастанием в совместное партнерство. С краткой вступительной речью выступил заместитель Председателя ФЭК России Г. П. Кутовой. Он отметил в своем выступлении, что со времени приватизации и акционирования предприятий электроэнергетики, реформы хозяйственных отношений в энергетике далеко не продвинулись. Он упомянул, что на семинаре собираются выступить с докладами представители федеральных органов исполнительной власти, двух крупных энергопроизводящих компаний — холдинга РАО «ЕЭС России» и ГП «Росэнергоатом», Ассоциации энергоменеджеров. Докладчик наметил основные темы для обсуждения проблем реструктуризации сектора электроэнергетики.

Он подчеркнул необходимость активизации деятельности Государственной коллегии экспертов, Консультативного Совета субъектов Российской Федерации, созданных при ФЭК России; отметил как положительный фактор регулярный выпуск информационно-аналитического журнала «Вестник ФЭК России». Было отмечено, что в России еще не перешли к образованию цен на рынке по маржинальным затратам, а в балансах не научились учитывать электроэнергию, вырабатываемую на местных ТЭС только в теплофикационном режиме. Неплатежи порождают многие трудности. Однако

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

в последнее время на рынке появляются коммерческие операторы (их называют также нетарифными поставщиками, независимыми поставщиками), опыта работы с которыми нет. Проблема неплатежей не позволяет создать нормальное цивилизованное вложение капитала в электроэнергетику.

После финансового кризиса 17 августа 1998 года ФЭК России, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС выступили с предложением не пересматривать тарифы до конца года.

С 1999 года на основании Правительственного постановления введен раздельный учет затрат по видам деятельности (затраты на генерацию и оказание услуг на передачу).

В настоящее время идет работа над новой редакцией Правил работы ФОРЭМ, которые, по мнению докладчика, постоянно должны совершенствоваться Советом директоров рынка.

С докладом «Об опыте создания общескандинавского электрорынка: уроки и перспектива» выступил директор компании «Эльсберсен консульт», управляющий «НордПул Консалтинг» (Норвегия, Осло) Ч. Кнутссон.

Он охарактеризовал деятельность Скандинавской энергетической системы (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия), а затем перешел к анализу текущего состояния и путей реформирования Скандинавского энергорынка.

В своем выступлении он уделил внимание: Норвежскому электроэнергетическому Пулу, созданному в 1970 году; национальной сетевой компании «Статнет»; созданию в 1993 году энергетической биржи НордПул, которая в январе 1996 года расширилась за счет объединения рынков Швеции и Норвегии в одну торговую зону. Он более подробно остановился на реализованных в рамках НордПула формах рынка: на описании спотового рынка, системная цена на котором служит ценовым сигналом для работы рынка форвардных и фьючерсных сделок; на рассмотрении форвардных контрактов и финансового фьючерсного рынка; на субъектах рынка и их функциях.

Одни из участников рынка, так называемые трейдеры, покупают и продают двусторонние контракты на НордПуле. Трейдеры играют важную роль в формировании надежной кривой спроса и предложения. Следующие участники рынка — брокеры, которые представляют компании для покупки/продажи небольших объемов электроэнергии. Представители крупных отраслей промышленности также имеют возможность как покупать, так и продавать электроэнергию. По мнению выступающего, энергетическая биржа — контрагент для каждого участника рынка. Вероятность того, что биржа обанкротится, равна нулю. Риск берет на себя НордПул.

Т. Мелан, начальник юридического управления Государственной сетевой компании «Статнет», остановился на причинах и факторах, побудивших разработку и принятие «Закона об энергетике» Норвегии. По его мнению, для создания равных возможностей и развития конкуренции необходимо: • уменьшить дискриминацию между производителя-

ми электроэнергии;

• повысить эффективность работы дистрибьюторской системы;

• повысить эффективность линий электропередач;

• повысить эффективность работы естественных монополий.

Все продавцы должны иметь лицензию. В «Законе об энергетике» прописаны основные принципы:

• всемерное развитие конкуренции;

• разделение естественных монополий и конкурентоспособных производителей, с последующим разделом счетов на две части;

• открытый доступ к сети.

Было отмечено, что владельцы не должны доставлять электроэнергию по сети, а этим должны заниматься дистрибьюторы.

Правительство Норвегии в «Законе об энергетике» определило два крупных государственных участника — сетевая компания «Статнет» и генерирующая «Стат-крафт». Важно, чтобы производители не использовали рынок для блокировки конкуренции. В Швеции в 1996 году образована компания «Свенска-Крафт», занимающаяся передачей электроэнергии. После этого на очереди встали проблемы создания общего рынка для этих двух стран. Для сетевой компании это трудности определения сетевого тарифа в случае объединения рынков двух стран без политической поддержки.

С целью создания эффективно действующего общего рынка электроэнергии было заключено системное соглашение между «Статнет» и «СвенскаКрафт»; причем сначала «Статнет» продала 50% своих акций НордПул, а затем также поступила «СвенскаКрафт». Предусматривались сохранение либерализованного рынка для крупных потребителей: раз в две недели они могут менять индивидуальных поставщиков. При этом поставщик — компания, которая производит электроэнергию, в данном качестве выступают трейдеры и брокеры, то есть в качестве поставщика могут выступать субъекты, не производящие электроэнергию. Перечень всех поставщиков имеется в сайте в Интернете, кроме того, их списки есть в текстовом телевидении.

Структура тарифов на передачу не учитывает фактор расстояния, и потребителю не важно, кто поставщик. Но на величину тарифов влияют такие факторы, как спрос и предложение.

По мнению выступающего, «Закон об энергетике» — рамочный закон, где сделан упор на передачу полномочий Правительству, которое в свою очередь эти полномочия передает регулятору. Последнему не обязательно в первый же день иметь весь комплект документов, надо дать ему возможность самому их разрабатывать. Регулятор в Норвегии — это орган, который организован как директорат, издает нормативные акты и работает в постоянном контакте с прави- | тельством. Регулятору дано право устанавливать потолок доходности для компании. Чтобы поддерживать конкуренцию в области производства электро-

ФЕВРАЛЬ 1999

энергии, закон основное внимание сосредотачивает на работе рынка.

Я. Моуэн, Главный регулятор Норвегии из Норвежской Администрации водных ресурсов и энергетики, отметил, что структура тарифа на передачу зависит от уров--я напряжения, на котором конечный потребитель оплачивает за потребленную электроэнергию, и скла-лывается из затрат на дистрибьюцию плюс затраты региональной системе плюс затраты центральной системе; в итоге чем выше по напряжению потребитель "олучает электроэнергию — тем ниже значение тарифа.

~э ходу реформ регуляторы отслеживают эффектив--ость работы поставщиков и потребителей. Докладчик ■зложил перечень некоторых вопросов для улучшения регулирующей деятельности: конкурентоспособность эиржи НордПул; разрешение технологических ограни--ений в сети (в Швеции прибегают к компенсационной "эрговле в сети); расчет и сведение баланса; информа-_ия, которая поступает на рынок; увеличение объемов эынка.

"эедполагается, что и Финляндия будет все больше ин-"егрироваться в этот рынок, равно как и другие страны региона. Он же подчеркнул, что в рамках НордПула зарегистрировано 258 участников, есть участники из Ве-"икобритании, Германии; были участники с Мурман-:<ой области.

<асаясь вопроса о специфике баланса производства, "□ставки и потребления электроэнергии и мощности, докладчик сказал: необходимо, чтобы у системного :~ератора был ответ на следующий день. Очень точно прогнозировать потребление и поставку вследствие -=мпературных колебаний нельзя, поэтому нужно ежедневное сведение баланса.

Относительно условий конкурентной среды в электроэнергетике и в связи с этим наличия избыточной мощ--эсти и электроэнергии выступающий сказал, что ожет создаваться ситуация, что превышающие объе-1ы мощности будут востребованы только 2 часа в год. Если цены и потребление являются сигналом для рын-■ а и если в этих условиях спрос возрастет, то поставка будет увеличиваться, так как на рынке эти проблемы разрешаемы. В случае спотового рынка происходит а хечасное изменение цены — в течение суток 24 раза, докладчик остановился на инциденте, который произо-_ел в 1998 году на семинаре с представителями бан-• эв. Всемирный Банк оказывал консультационные услуги регуляторам. Никто не мог объяснить, как на _эактике проводить регулирование, но относительно -оактической стороны вопроса для регулятора отмечалось следующее: надо обновить старую систему, кото-зая функционировала как монопольная; учесть и поли-"ические изменения, стоявшие на повестке дня, когда -доводилась приватизация.

Основные обязанности регулирующего органа Норве-гии, по мнению Я. Моуэна, состоят в следующем:

• нормировать сетевые услуги: две конкурирующие компании не могут работать при разных затратах;

• поскольку производитель использует рынок в своих целях, необходимо выяснение спорных вопросов и защита мелких потребителей;

• регулятор должен быть независимым в своих решениях от политики; он лишь подотчетен перед парламентом;

• обеспечить свободный выход на рынок третьим сторонам;

• дать основные направления рассмотрения величин тарифов на передачу и дистрибьюцию электроэнергии;

• устанавливать определенную систему бухгалтерской отчетности;

• предусмотрена отчетность по техническим системам.

Разъясняя идею независимости регулятора, докладчик утверждал, что все участники (игроки) нуждаются в защите, и ее должен предоставить регулятор, и страхуя потребителя:

• от политического вмешательства;

• от больших вертикально интегрированных компаний;

• учитывая интересы генераторов;

• иметь хорошие отношения с дистрибьюторами.

В Норвегии нет «Закона об энергосбережении», но есть подзаконные акты и много внимания уделяется энергосбережению. Стимулирующие факторы заложены в тарифах, построенных по нодальному принципу. Заместитель Министра экономики В. И. Моргунов уделил внимание Федеральному бюджету на 1999 год с индексом потребительских цен на 30%; работам по зональной дифференциации цен на газ и о снижении акцизов на газ с 30% до 15%. Проведя сравнение бюджетов естественных монополий с Федеральным бюджетом (100 млрд.руб. ж/д, 250 млрд.руб. газовая отрасль), он сделал вывод об их сопоставимости. Положением по Министерству экономики вопросы ценообразования, начиная с микроэкономических обоснований, закреплены за ними. Регулирование тарифов по железнодорожному транспорту и связи отнесено в соответствующие службы, которые влились в Министерство по антимонопольной политике. По мнению докладчика, процент на реально применяемый капитал должен включаться в регулируемую цену; в зарубежных странах это обычная практика. От используемого порядка включения цены зависят институциональные преобразования. Отметил трудности по ликвидации перекрестного субсидирования.

Ю. Кросс из университета г.Лейдена (Нидерланды) подчеркнул важность принятия «Закона об энергетике» — остановился на обзоре структуры регулирования стран Европейского союза.

В Бельгии есть независимая сетевая компания; кооперативная организация характерна для Испании; Португалия переживает переходный период; Франция, Греция, Италия — страны с государственной централизацией; Норвегия, Швеция, Великобритания, Финляндия, Дания используют независимые регулирующие органы.

В части касающейся топливной политики, проводимой государством, основное требование — бесперебойное снабжение (Великобритания, Голландия).

'АЛЬ 999

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

В Польше, Эстонии, Словакии, Македонии единый закон по энергетике находится на этапе проработки, в Чехии он принят в 1994 г.

В Венгрии был создан специальный орган по регулированию. Рынок тепла в проекте Болгарии, Румынии. В Германии и Дании есть централизованное теплоснабжение.

В рамках Европейского союза в тарифной политике существуют две системы:

• фиксированных ставок;

• конкурентоспособность тарифов (Ирландия, Франция, Великобритания).

Профессор Г. МакКеррон (SPRU, Университет Сассек-са, Великобритания) отметил, что в экономической теории ничего не сказано о том, что частные монополии ведут себя лучше, чем государственные. Но в любом случае очень важно, чтобы электросектор начал развиваться в рамках конкуренции.

В Великобритании в 80-е годы вся структура производства электроэнергии являлась естественной монополией, но ее приватизация не явилась подобием либерализации. Однако не было и системы, которая в плане эксплуатации оказалась бы рентабельной. Была Национальная сетевая компания (National Grid Company — NGC), которая была монополией по производству электроэнергии. Никто из частного сектора не заинтересовался относительно покупки атомной электростанции.

Серьезная ошибка заключалась в том, что были только две компании, конкурирующие друг с другом и работающие на угле: National Power и Power General, но они занимались сотрудничеством, а не конкуренцией. Необходимость реструктуризации стала очевидной к 1989 г. В апреле 1990 г. одномоментно были привнесены все новые структуры, и с тех пор система развивается постоянно.

Член Правления РАО «ЕЭС России», Генеральный директор РДЦ иду «ЕЭС России» В. В. Дорофеек привел много данных, касающихся работы ФОРЭМ: структуру поставок электроэнергии (ТЭС, ГЭС, АЭС и избыточные энергосистемы) и тарифов на электроэнергию на ФОРЭМ; описание и развитие двухуровневой модели оптового рынка — базовая часть потребления, где заключаются долгосрочные договора, и оперативная часть, где потребление поставляется спотовым рынком; уделил внимание тому, какую часть рынка какой тип производителя (поставщика) будет обслуживать.

Говоря о текущей тарифной системе, он упомянул постоянно имеющийся небаланс, подчеркнул, что сейчас рынок построен на средневзвешенном тарифе покупок и средневзвешенном тарифе продаж по каждой энергозоне. Очень отрицательно сказываются на работу рынка неплатежи, мало помогают денежному сбору скидки тарифов при денежной форме оплаты. Корень проблемы неплатежей докладчик видит в том, что при переходе от централизованной реализации продукции через Госснаб было создано много коммерческих структур, которые взяли на себя функции сбыта и что породило много посредников. По его мнению, способы

регулирования, которые предлагает Минэкономики России, отбрасывают рынок назад. Генеральный директор «Газпромэнерго» Н. В. Иляхин привел количественные данные, касающиеся объемов добычи газа, нефти и газового конденсата, а также экспорта.

Несколько лет ОАО «Газпром» инициировало создание компании «Газпромэнерго», вследствие того, что у ОАО «Газпром» имелось 667 электрических станций с мощностями от 100 кВт до 70 МВт, 9700 подстанций, 36 тыс.км воздушных кабелей с напряжением от 0,4 кВ до 110 кВ, 39 тыс. км кабельных линий, 17 тыс. энергетиков, 4,5 тыс. котельных. «Газпром» производит 1,5 млрд. кВт. ч, закупает 2,5 млрд.кВт.ч. Из-за отсутствия у РАО «ЕЭС России» финансовых ресурсов ОАО «Газпром» решило:

• строить свои новые источники энергии;

• строить крупные энергетические объекты на территории других стран;

• вырабатывать электроэнергию на своих станциях, что обходится в 2 раза дешевле вследствие роста тарифов, отпускаемых со станций РАО «ЕЭС России»;

•ряд предприятий, находясь на грани банкротства, предлагают принять их на баланс;

• создать газотурбинные электрические станции.

В декабре 1998 года «Газпромэнерго» приобрел статус оператора ФОРЭМ с функциями: производить поставки топлива; быть генерирующей или сетевой компанией; пользоваться статусом потребителя или отраслевого регулятора.

По мнению докладчика, нет никакого законодательства по независимым производителям электроэнергии и нет правил для недискриминационного доступа к сети для независимых производителей, что отрицательно сказывается на их работе.

Начальник департамента «Газпромэнерго» В. А. Ма-кеечев обратил внимание на кажущееся противоречие между ФЗ-41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию (мощность)», где рассматривается трехуровневая модель, состоящая из федерального, регионального и муниципального рынка, и ФЗ-147 «О естественных монополиях», где такое разбиение не проведено и соответственно не рассматривается.

Он остановился на структуре услуг РАО «ЕЭС России» по передаче электроэнергии и мощности по высоковольтным сетям и на судьбе Постановления ФЭК России «Правила предоставления услуг по передаче». Й. Своен («Статнет») описал организацию и управление сетевых компаний и монополий. На «Статнет» возложены функции системного оператора и ответственность за напряжение, качество и трансграничные поставки. Затраты на развитие сети рассчитываются по максимальной разрешенной прибыли, а строительство новых линий ведется за счет инвестиций. Регулятор устанавливает определенный потолок по прибыли. В тарифе на передачу зависимость от дальности передачи не учитывается, а основа для расчета тарифа основывается по точке подключения (нодальный принцип). Цена, основанная на нодальном принципе,

ФЕВРАЛЬ

1999

имеет два основных компонента: переменный и постоянный. С помощью тарифа за подключение обеспечивается:

• при строительстве сети — ее надежность, стабильность;

• при эксплуатации — необходимость дополнительных резервов мощности, стабильность частоты.

Полный тариф на передачу складывается из тарифа, балансирующего издержки системы + плата за мощность + тариф за подключение. Тариф за подключение и тариф за мощность представляют ежегодную плату, но разрешается вносить плату ежемесячно, чтобы з сумме в течение года получился установленный ~ариф. В тарифе за подключение постоянная компо--ента определяется раз в год, а переменная представляет плату за энергию.

Затем докладчик остановился на способах устранения -эхнологических ограничений:

• ценообразование по зонам, учитывая избыточность или дефицитность региона;

• компенсационная торговля;

• готовность оплатить услуги.

Затем слово было предоставлено Р. Керсли («Свенска <эафтнет», Швеция). В начале он остановился на отлитиях шведской электроэнергетики от норвежской в Швеции 50% электроэнергии вырабатывается ГЭС, -50% — ТЭС и АЭС, больше линий электропередач -о сравнению с Норвегией). По его мнению, электроэнергетическая биржа имеет очень слабое отношение

физической инфраструктуре и коммерческий рынок :~делен от общего. Зэть как естественная монополия:

• доступ к сети в соответствии с тарифами от той сетевой компании, к которой потребитель присоединен;

• энергия по своему выбору от компании продавца или по цене спотового рынка;

•балансировка мощностей (многие потребители не знают об этом), от сетевых компаний покупается прямым или косвенным образом. I технологическими ограничениями борются с помо-_зю компенсационных методов.

Затем он остановился на структуре затрат тарифа -а передачу. В Швеции на внутреннем рынке 40% тарифа составляет плата доступ к сети, 23% — за потребленную энергию, 37% — налоги и др. В Норвегии эта :~руктура иная: плата за доступ к сети — 30%; потреб--енную энергию — 45%; налоги — 25%. 3-рана разделена на Север и Юг, избыток мощностей -а Севере и потребление на Юге, с учетом этой специфики и установлена плата за доступ (на Севере — 38%, -а Юге — 32%). Покупка электроэнергии производится :этевым предприятием для компенсации собственных ~отерь в сетях на основании данных потерь -редыдущего года и прогноза. Есть опцион, и если об--аруживаются излишки в случае балансировки, то его -эодают.

Д. Нил (Великобритания) начала характеристику ситуа-_ии с электроэнергетикой в Англии с краткого вступле--ия о наличии 2 генерирующих компаний на основе ТЭС ■ одной компании на основе АЭС, Национальной сете-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вой компании (National Grid Company — NGC) и 12 региональных распределительных компаний после марта 1990 года. Затем она перешла к анализу затрат на передачу (тариф за подключение, основанный на стоимости активов в точке подключения; системные затраты, основанные на географическом расположении — на Юге страны большой спрос, много предложений на Севере).

Ограничение роста доходов осуществляется регулирующими органами на основе ограничения роста тарифов мультипликативным коэффициентом RPI — X, где RPI это индекс потребительских цен на регулируемый период, X — задается регулирующими учреждениями. До 1997 г. X ~ 4%, а в 1997/98 году регулятор задал X ~ 20%, тем самым резко ограничив доход сетевой компании NGC. Это было сделано, чтобы уменьшить уровень издержек.

Реальная стоимость NGC равняется стоимости собственных средств плюс стоимость заемных средств. Далее выступающая остановилась на анализе платы за подключение, включая отказ от методики нодальных цен в Великобритании в силу слишком большой сложности; учет в тарифах затрат на инвестиции; плату потребителями только за присоединенную мощность. Чтобы стимулировать строительство станций на Юге, генераторы платят клиенту за подключение значительно меньше, чем на Севере. В 1990/91 гг. подсчитать потери при передаче считалось очень трудной задачей и было принято решение потери включать в затраты, то есть потребление было увеличено на величину потерь и сами поставщики стали платить за потери. А. Гертсен Бриан остановился на вопросе стоимости основных фондов, перечислил три составляющих капитала (стоимость акций, залоговые (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, долговые обязательства), которые составляют средневзвешенную стоимость капитала компании; отметил, что основная трудность в том, как все эти компоненты сбалансировать.

В случае, когда независимый аудитор (оценщик) определяет рейтинг компании, то при залоговых обязательствах на 6% годовых дается рейтинг А и такие компании называются синими фишками; если компания не столь стабильная, залоговые обязательства под 6,5% годовых, то присваивается рейтинг AB; если имеет место рейтинг ABB, то залоговые обязательства даются компании под 7% годовых; если ВВВ — то под 7,5% годовых. К примеру залоговые обязательства предоставляют пенсионные фонды. В США, если в рейтинге компании отсутствует хотя бы одна А, то пенсионные фонды не имеют права предоставлять таким компаниям залоговые обязательства. Затем он перешел к определению капитализированной стоимости, равной основной стоимости (уставная стоимость) за вычетом амортизации. Амортизационные отчисления происходят до уплаты налогов, и если они большие, то налоги вообще не платятся.

В США тариф строится прежде всего на возврате заемного капитала, регулятор должен сказать, под какие проценты монополия может занять заемные средства, ибо потребители в случае высоких процентов под заем-

ТАРИФЫ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

ные средства, а тем самым высокие тарифы, могут выступать против.

Докладчик далее остановился на «Законе об электроэнергетике», Директиве о доступе третьих сторон, на развернувшейся дискуссии об оплате избыточной мощности.

Первый заместитель Председателя ФЭК России Н. Д. Бойко кратко описал три уровня рынков электроэнергии и мощности (ФОРЭМ, региональный и муниципальный рынки). Перейдя к анализу структуры абонентной платы РАО «ЕЭС России» и региональной абонентной платы, он остановился на мерах, принятых по выполнению Постановления Правительства N9700 по раздельному учету затрат на производство и передачу электроэнергии энергоснабжающими организациями. Докладчик подчеркнул: у нас пока тарифы построены не по точке подключения к сети, а по отраслевому принципу, ФЭК России принимает решения, чтобы перепродавцы принадлежали как можно к более высокому напряжению, а системная сеть в этом случае представляет собой консолидирующее звено в цепочке передач.

Н. Д. Бойко перечислил источники по снижению тарифов. По его мнению, за счет устранения бартера можно снизить -30%; за счет организации тендеров на ремонтные работы и закупки технического оборудования снизить-25%. Есть также другие способы снижения тарифов: за счет энергосбережения и за счет эффективности инвестиционных ресурсов. В России из-за падения электропотребления генерация свободна примерно на 40%.

Величина региональной абонентной платы может колебаться от 10 коп. до 40 за кВт.ч по регионам по высоко-

му напряжению; даже в АО-энерго, у которых структура потребления и сетей одинакова, тарифы на передачу разнятся в 2—3 раза.

Ю. Б. Ферапонтова (АО «ННИЭЭ») посвятила свое выступление методологии получения дифференцированных тарифов по уровням напряжения, исходя из нормативов затрат и технологических расходов (потерь) электроэнергии.

Укрупненные нормативы затрат на передачу и распределение электроэнергии, дифференцированные по уровням напряжения отдельно по линиям и по подстанциям получены по ранее собранным по микроэлементным нормативам; переход к географическому месту расположения проводился с помощью коэффициентов.

Технологический расход электроэнергии складывался из условно-постоянных затрат (не зависящие от нагрузки потери) и переменных затрат (потери зависящие от нагрузки)*.

Президент Ассоциации энергоменеджеров М. С. Бер-нер высказал свои соображения относительно причин, породивших неплатежи, к сказанному В. В. Дорофеевым. По его мнению, с 1993 по 1995 г. были очень высокие тарифы для промышленности -10 центов, на промышленность «навешивали» все сельское хозяйство, население, соцкультбыт. Кроме того, промышленные потребители были разделены на две группы — с потребляемой мощностью до 750 кВ-А и больше 750 кВ-А. Оба семинара продемонстрировали продуктивность обсуждения конкретных проблем реструктуризации сектора электроэнергетики.

Редакция журнала «Вестник ФЭК России» выражает благодарность сотрудникам программы Тас1э за помощь в подготовлке данного материала

* Статьи, относящиеся к теме выступления, были опубликованы в журнале «Вестник ФЭК России» N 9—10 и N 11— 12.

46

ФЕВРАЛЬ

1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.