Научная статья на тему 'ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТЭК'

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТЭК»

ЗАДОРОЖНЮК И.Е., зам. главного редактора

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТЭК

14-15 марта в г. Суздале состоялась научно-практическая конференция «Вопросы ценовой политики в ТЭК», посвященная одному из ключевых вопросов системы государственного регулирования ЕМ в ТЭК. Ее соорганиза-торами выступили МАРЭК и ФЭК России, что само по себе примечательно и продуктивно, поскольку предполагает поиски оптимальных механизмов регулирования. В Суздале наконец-то состоялся проблемный и конструктивный диалог между центральным органом госрегулирования (ФЭК России) и авторитетнейшей общественной организацией, выражающей интересы как регуляторов, так и производителей и потребителей энергоресурсов (МАРЭК). Такой диалог трудно было представить за месяц до этого, когда по воле бывшего руководства ФЭК России совместное обсуждение вопросов не приветствовалось, и тем самым игнорировался важный ресурс при обсуждении ситуации в отраслях ТЭК и принятии соответствующих решений. Лед тронулся...

В особой степени это касается ценовой политики в ТЭК, поэтому со всей определенностью можно утверждать: тема конференции, первоначально заявленная только МАРЭК, выбрана суперактуальная, что и является заслугой ее организаторов.

В работе конференции приняли участие РЭКи на уровне председателей и их заместителей и экспертов (всего 48 человек, из которых 33 председатели РЭКов), представители АО-энерго (4 человека), крупнейших предприятий, включая Газпром, Транснефть и другие (всего 24 человека), руководители министерств и ведомств, а также региональных администраций (23 человека), а также организаторов конференции - ФЭК России (8 человек) и МАРЭК (5 человек).

Сопредседателями конференции стали Г. П. Кутовой, Председатель ФЭК России, и Ю. В. Сахарное, Президент МАРЭК. Открывая конференцию, они поставили основные вопросы по оптимизации госрегулирования ЕМ на нынешнем этапе, в числе которых:

Обеспечение эффективного энергоснабжения народнохозяйственного комплекса и населения РФ в ракурсе ценовой политики;

Формирование взаимоприемлемых экономических отношений между производителями и потребителями энергии с опорой на преимущества функционирования единой энергетической системы страны;

Осуществление демонополизации и введение конкурентности в целях оптимизации энергопроизводства и энергопотребления;

Обеспечение энергетической безопасности России.

Жесткий регламент в работе конференции требовал от выступающих конкретности в постановке вопросов и четкости предлагаемых рекомендаций. Всего выступило 25 человек, но в обсуждении поднятых проблем приняли участие все приглашенные на конференцию (статьи на основе ряда выступлений будут опубликованы в очередных номерах журналов «Вестник ФЭК России» и «Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация».

В.И. Шаталов (председатель РЭК Новосибирской области) обсуждал вопрос о роли рыночных механизмов при формировании баланса интересов производителей и потребителей энергии. Он подчеркнул, что на уровне регионов имущественные, финансовые и конкурентные участники рынка по-своему достраивают рыночные механизмы, не всегда заботясь о сбалансированности отношений. Поэтому госрегулирование не может достичь своей

83

цели - баланса интересов путем подключения ценового регулирования на конкурентных принципах. Производная от жесткого технологического баланса и рыночного ценообразования не приводит к необходимому сочетанию финансовых, социальных, экономических, территориальных факторов, а это не способствует установлению экономически сбалансированного тарифа. Госрегулирование на уровне региона должно охватывать все виды топлива, опираясь на все этапы расчетов его производства и потребления, а также транспорта. Необходимо принимать федеральные стандарты, утвержденные ФЭК России, по оплате труда в отрасли, абонентной плате и другие - без дополнительного рассмотрения на местном уровне. Тарифная политика в региона должны приводить к балансу интересов энергопроизводителя и территории в лице главного носителя - бюджета.

Г. А. Ваулина (председатель РЭК Владимирской области) охарактеризовала ценовую политику в масштабах региона и поставила важные вопросы взаимодействия РЭКов, ФЭК России и МАРЭК, отметив, что в качестве принимающей стороны она и в дальнейшем будет способствовать организации подобного рода встреч (статья на основе ее выступления публикуется в данном номере журнала).

С. Вохмат (ОАО «Русский алюминий») высказал проблемы энергоснабжения крупнейших энергоемких предприятий, подчеркнув необходимость дифференциации ценовой и тарифной политики по отношению к ним. Он отметил важность такой дифференциации для сохранения и развития промышленного потенциала страны.

Е. И. Аетгфьев (АК «Транснеф гь»), обсуждая проблемы госрегулирования транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, обосновал важность перехода от режима административного диктата к режиму активного диалога между регулирующими органами и субъектами естественных монополий. В связи с этим важно принятие стаби'.ьных и внятных правил и процедур ценового (тарифного) регулирования. Это требует изменения действующей методики расчета нефтепроводных тарифов и, в первую очередь, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

В стендовом докладе А. В, Шеронэв® (Министерство экономического развития и торговли) подчеркивалось, что текущее состояние российской электроэнергетики может стать препятствием для дальнейшего экономического роста. В связи с этим необходимы осмысление мирового опыта реформирования электроэнергетики и разработка цели реформирования электроэнергетики России, включая ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, повышение эффективности электроэнергетики, предотвращение возможного энергетического кризиса. Структурные преобразования, включая выделение монопольных составляющих (передача и диспетчеризация), демонополизацию, обеспечение равного доступа к инфраструктуре рынка, должны проводиться при осуществлении следующих принципов: сохранение технологического единства, обеспечение устойчивой и надежной работы, обеспечение полной финансовой прозрач-

ности, гарантии прав инвесторов, кредиторов и акционеров.

В. В. Кудрявый (Минэнерго РФ) осветил некоторые особенности процессов реформирования электроэнергетики в Германии. Он подчеркнул, что либерализация рынков электроэнергии проходила здесь в конструктивном русле. Более половины электроэнергии здесь производится с использованием угля, около трети - на атомных электростанциях, в стране действуют 950 электроснабжа-ющих компаний. Решается сложный вопрос адаптации энергосистемы бывшей ГДР - в увязке с принятыми Европейским Сообществом постановлениями о либерализации рынка электроэнергии. Объем и разнообразие задач в ходе начавшихся с 1996 г. реформ характеризуется постепенностью и взвешенностью, что надо бы учесть и отечественным энергетикам.

О. Ф. Жилин (заместитель Председателя ФЭК России) определил направления деятельности ФЭК России и РЭКов в газовой отрасли с целью обеспечения надежного газоснабжения населения и хозяйствующих субъектов. Это невозможно без финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отрасли при соблюдении интересов потребителей газа и государства. Основные задачи структурной реформы газовой промышленности РФ в связи с этим включают ряд мероприятий, в числе которых развитие прямых договорных отношений между производителями и потребителями газа; разработка методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, в целях применения при регулировании цен и тарифов в газовой отрасли; определение нормы прибыли на применяемый капитал, используемый при регулировании цен и тарифов в газовой отрасли; реализация мер поэтапной ликвидации диспропорции цен на энергоносители и диверсификации структуры топливно-энергетического баланса, и другие.

В. В» Севермнов (концерн «Росэнергоатом») подчеркнул, что атомная энергетика находится сегодня в неравном положении по сравнению с другими участниками процесса энергоснабжения. Это затрудняет и контроль за денежными потоками у тех, кто пользуется более выгодными для себя условиями энергоснабжения.

A, М. Сярчее (ММВБ) осветил роль и место биржевого рынка электроэнергии в формировании оптимальных экономических и технологических отношений в электроэнергетике. Рассматривалась и специфика инвестиционных проектов в отрасли. Введение такого рынка должно способствовать снижению цен на электроэнергию, что, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий РФ. Это возможно на основе ясности и прозрачности механизмов ценообразования, справедливого характера торгов для всех участников рынка, доступности ценовой информации.

B. Ю. Михайлов (зам. председателя РЭК Свердловской области) отметил, что гармонизация интересов функционирующей энергосистемы страны и развития национальной экономики невозможны без учета регионального

84

компонента. Особенно это касается мер по конкретизации программ энергосбережения и формирования конкурентного рынка топлива на местах, развития «многослойной» энергетики и обеспечения свободного доступа к сетям.

В. В. Дорофеев (РАО «ЕЭС России») представил уточненную версию оптового рынка электроэнергии. Были выделены его сегменты, где возможно развитие конкуренции (генерация, сбыт), и естественные монополии (магистральные и распределительные сети, диспетчеризация). Подчеркивалось, что механизм установления рыночных цен будет стимулировать участников рынка к снижению затрат. Алгоритм формирования цены будет выглядеть следующим образом: обработка заявок поставщиков и покупателей с определение равновесной цены без учета ограничений - сравнение равновесного спроса с прогнозом потребления - определением необходимой величины мощности резерва - расчет цены с учетом ограничений - определение цены балансирующего рынка - определение цены мощности резерва - определение ценовых надбавок, связанных с ограничениями и с социальной группой потребителей - определение результирующих цен рынков.

А. П. Копсяев (ЦДР ФОРЭМ) охарактеризовал направление деятельности ЗАО «Центр договоров и расчетов ФОРЭМ» на 2001 г. и на перспективу.

И. К. Хузмиев (председатель РЭК Алания - Северная Осетия) изложил свой взгляд на проблемы реструктуризации РАО «ЕЭС России» (основные положения выступления опубликованы в «Вестнике ФЭК России», №3, 2001).

М. С. Бергер (Ассоциация энергоменеджеров), определяя расчет тарифов как итог взвешивания технических, экономических и политических факторов плюс здравый смысл, дал оценку текущей тарифной политики. Это касается раздельного учета затрат по регулируемым видам деятель, юсти в энергетике, который не осуществляется ни РАО «ЕЭС России», ни ее дочерними компаниями, что ведет к непрозрачности их работы и не позволяет минимизировать затраты. В то же время РЭКи не устанавливают тарифы по уровню напряжения, требуют необоснованно высокой платы за мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы, не устанавливают фактических интервалов тарифных зон суток, не поддерживают обращения потребителей, желающих выйти на ФОРЭМ. Кроме этого, часто коммерческие потери электроэнергии включаются в тариф под видом технических.

Е. В. Яркин (ОАО «Газпром») выразил озабоченность отсутствием инвестиционной привлекательности в ряде отраслей ТЭК; их дефицит в газовой отрасли, составивший в 2000 г. 2 млрд. долларов, через 5 лет может привести к снижению объемов добычи газа на 40 - 70 млрд. <уб. м., что составит 15 - 20% всего используемого газа в стране. В связи с эти не удастся избежать роста цен на топливо и энергию более быстрыми темпами, чем рост цен в других (нерегулируемых) отраслях промышленности. В связи с этим целесообразно по всем регулируемым ФЭК России отраслям промышленности разработать программы изменения цен (тарифов) на продукцию на 5 предсто-

ящих лет и скоординировать их во временном разрезе по схеме; газ - электро- и теплоэнергия - трубопроводный транспорт - железнодорожный транспорт.

П. Л. Секретов (председатель Волгоградской РЭК) осветил опыт установления экономически обоснованных тарифов в регионе с учетом того, что АО «Волгоградэнер-го» входит в число 15 (из 72) тех АО-энерго, которые не добились нормальных показателей рентабельности. Отмечена своевременность дифференциации платы за передачу энергии по классам напряжения. Подчеркивалась необходимость прогнозирования динамики тарифов и в связи с этим разъясняющей работы среди населения.

Л. Д. Хабачев (председатель РЭК Ленинградской области) подчеркнул, что переход потребителей к расчетам за поставки электроэнергии и газа с энергоснабжающи-ми организациями денежными средствами, а также повышение общего уровня платежей - на фоне роста энерго-и газопотребления - обострили проблемы энергоснабжения. Усложнилось управление развитием электроэнергетических и газоснабжающих систем в регионах, исходя из критерия минимизации перспективных потребительских тарифов. В связи с этим требует пересмотра существующий отраслевой порядок разработки и утверждения схем, развития электроэнергетических систем и систем теплоснабжения в территориальном разрезе; здесь роль РЭК вообще не определена, отсутствуют механизмы реализации схем.

В. А. Макеечев (ООО «Газпромэнерго») осветил вопрос о принципах, перспективах и планах развития энергетической базы «Газпрома» (статья на основе доклада будет опубликована).

Н. Д. Бойко (Академия госслужбы при Президенте РФ) дал характеристику системы обучения персонала, решающего задачи госрегулирования ЕМ в ТЭК.

Поднимался и вопрос об информационном обеспечении работы ФЭК России и МАРЭК. Отвечая на реплику заместителя председателя ФЭК России К. В. Янкова о таком «излишестве», как два общефедеральных журнала по проблематике госрегулирования ЕМ, главный редактор «Вестника ФЭК России» Ю. П. Прокопенко подчеркнул, что оба эти журнала выполняют взаимодополняющую функцию и обеспечивают предоставление всей полноты взглядов и оценок обсуждаемых проблем и принимаемых решений.

Конференция замышлялась МАРЭК, но фактически подняла свой уровень, став форумом руководителей и специалистов в сфере госрегулирования ЕМ, а также производителей и потребителей энергии. В связи с этими проект ее решения обогатился новыми идеями и предложениями. Фактически принятое решение содержит многие программные установки в деле госрегулирования ЕМ и оно будет постоянно находиться в поле зрения и энергетиков, и управленцев, и финансистов, не говоря уже о регуляторах.

Закрывая конференцию, Председатель ФЭК России Г. П. Кутовой и Президент МАРЭК Ю. В. Сахарнов наметили цели дальнейшего сотрудничества возглавляемых ими организаций для обеспечения эффективного энергоснабжения страны и соответствующей ценовой политики.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.