Хузмиев И. К.
д.т.н., профессор, Председатель РЖ Республики Северной Осетии - Алании Валь М. В.
Начальник Управления делами ФЭК России
Планирование развития энергетики: инвестиции и тарифы в регионах
положения.
дель развития энергетики в регионе со-
- "зм. чтоб обеспечить надежное и безопас--^-сснабжение всего хозяйственного комп-
■^раструктуры и населения региона при е затрат на получение и использование есурсов на единицу внутреннего валового а
мо главной цели имеются также подцели та-сбеспечение для малоимущих слоев насе-екоторого уровня потребления энергии по -'.--ым ценам, обеспечение энергетической нести региона, консолидация инвестиций ■5=ения новых источников энергии, энерго-■ ение и т.д.
-знировании энергетики в регионе следует ^ - 1ить внутренние и внешние ресурсы, необ-для покрытия потребностей в энергоноси-и финансовые,ресурсные,социальные и эко-:кие ограничения в ее развитии, следует так--- ггывать экономические, социальные и экологе факторы
- мические Факторы. Работу энергоснабжа-организаций и государственное оегулирова-
-зэифоь на основные энергоносители, электроне и газ определяет экономический критерий •мум издержек. При определении стоимости ссов производства минимизируются все ста-исходов, что, с одной стороны, повышает конку-ЬияоспоЙ5бйввть; данного типа энергоносителя, с эй, уменьшает «тарифный шок» у пофебигелей. -<а энергоносители также должны поотносить-затратами на них у потребителей. Высокие снижают конкурентоспособность отечествен-промышлениости и сельского хозяйства, увели-ят нагрупку на бюджет регионов, тормозят раз-е экономики б целом и снижают платежеспо-=!й спрос на энергию, что пагубно отражается платежном балансе топливно-энергетического □;мплекса и вызывает неплатежи. В этой связи цены энергоносители должны формироваться как ми-<ально допустимые. При этом цены отражают -«дельно допустимые издержки энерг оснабжаю-_*х организаций в соответствии с официальным щ¿лятором и с учетом политических целей в облачи социальной политики в виде: доступности энер-:;есуроон социально- незащищенной части насе-ения стабилизации цен, снижении издержек бюд-
жетных организаций и т.п. Важным экономическим фактором при планировании развития ТЭК является энерговооруженность предприятий и энергосбережение.
При составлении баланса производства энср| оно-сителей и строительства новых мощностей серьезными ограничениями является отсутствие необходимых инвестиций. Учитывая длительность освоения основных пидов энергоносителей, работа по поиску инвестороп и мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов оказывается недостаточной, что затяг ивает время ввода в действие осваиваемых энергетических ресурсов (например, строительство Зарамагской Г'оС). Критерии надежности в планоиой системе хозяйствования служили для определения резерва энергоресурсов, необходимых для бесперебойного функционирования хозяйственного механизма при заранее определенных контрольных показателях потребления энергии из пятилетки в пятилетку. При чрезвычайно низких ценах на энергоносители в плановые показатели как правило закладывались завышенные энергоемкости единицы продукции. Однако в условиях сегодняшнего стихийного развития рынка и кризиса неплатежей, инфляции и росте цен необходимы вероятностные методы планирования надежности энергоснабжения. Основной принцип планирование системы, - это обеспечение бесперебойного энергоснабжения жизненно важных для общества объектов и минимизация уровня тарифа, а также потерь для других субъектов рынка энергоресурсов. Вероятностные методы оценки системы производства и потребления энергии в количественных показателях требуют сложного моделирования и проведения дополнительных исследований для анализа существующей ситуации. Ясно, однако, что эта избыточность системы энергоснабжения; 1уж-на для прогноза потребления ресурсов. Необходимо определить нормативы надежности для различных групп потребителей, используя количественные оценки стоимости ущерба от отсутствия конкретных типов энергоресурсов, возможностей их замены, ушерба от перерыва энергоснабжения и его сравнения со стоимостью повышения уровня надежности энергоснабжения. При этом необходимо учитывать косвенные потери, связанные с различно! о рода неудобствами и вандализмом, когда косвенный
Вестник ФЭК Росши
ОПЫТ РЕГИОН
ущерб зачастую в несколько раз превышает прямые потери.
2) Основным социальным Фактором при освоении энерюресурсов является воздействие планов в целом на экономику и появление дополнительных рабочих мест. I (ревращение региона из энергодефицитного в энер| оизбыточный даст мощный толчок развитию всей экономики и благосостояния, обеспечивает доступность к энергоносителям и справедливость при их распределении по отношению ко всем группам потребителей.
3) Экологические Факторы - ограничения на выбросы газообразных и твердых веществ, на тепловое загрязнение, загрязнение и отторжение земельных ресурсов, создание дискомфорта для населения, нарушение эстетики окружающей среды и создание условий для появления катаклизмов в природе. Эти ограничения регламентируются нормативными актами а строительство объектов энергетики и состояние элементов топливно-энергетического комплекса должно контролироваться природоохранными ведомствами.
Выше перечисленные факторы необходимо представлять и учитывать в количественном виде для принятия онтималыных решений развития энергетики, которые увязываются с цолевыми функциям^ приоритетами и ограничениями всего плана социально-экономического развития региона. При разработке альтернативных планов развития энергосистем по минимуму издержек необходимы сложные модели для оптимизации принятых решений и их уточнения в будущем. Анализ деятельности поставщиков энергии в условиях государственного регулирования дает возможность обеспечить энергией потребности общества. Конкретный энергоресурс будет считаться эффективным, если с ним затраты будут меньше, чем без него. Имеющая большое социальное значение тарифная политика должна регулировать затраты энергоснабжающих организаций и их рентабельность с учетом интересов граждан, бюджетов всех уровней, дополнительных рабочих мест, экологических последствий, безопасности прямых и косвенных затрат и прибылей. То есть энергетический комплекс, основа экологической и энергетической безопасности и независимости, должны рассматриваться как опора социально-экономической стабильности в обществе. Неопределенность будущего развития и связанный с этим риск требует непростой минимизации затрат на получение конкретного источника энергии и его использования, с учетом большинства факторов социально-экономическо! о развития и стоимости каждого вида ресурса в зависимости от качества, надежности и безопасности. 2. Проблемы функционирования рынка электроэнергии.
Основной проблемой устойчивого газо- и электроснабжения сегодня являются неплатежи. Так, в Республике Северной Осетии-Алании (РСО-А) долги за потребленную электроэнергию АО «Севкавказэнер-го» дости! ли 187,0 млрд. рублей, из них бюджеты всех уровней 104,4 млрд. рублей на 1.01.97 г. При этом расчеты осуществляются в основном бартером и денежными суррогатами, деньгами оплачивается всего 9%.
В результате над республикой нависла ре угроза отключения подачи электроэнергии тика Правительства РФ за последние годы г ла потребителей не оплачивать за потребг энергоресурсы. Им было обещано беспере энергоснабжение, а энергоснабжающие орга ции лишены права отключать неплательщике! числе и население Сегодня ситуация в стране менилась. Россия превращается а страну с р ной экономикой, Правительство РФ приняло г новление №389 от 3.04.97г. о прекращении крестного субсидирования, а привычки энер' ребителей не платить за потребленные энер сурсы остались, причем это зачастую поощ; местными администрациями, почему-то увер; ми, что «все равно не отключат». Ситуация в Приморском крае и некоторых регионах, в том числе и на Северном Кавказе рит о том, что если не платить, то начинают с чать.
Как правило, граждане и главы местно! о самоуг ления виновниками отключений считают эн снабжающие организации. Хотя известно, чте становка любых ресурсов, в том числе и энер ческих, осуществляется как и любая акция продажи на основе классической формулы «т деньги-товар» между потребителями и пост; ками. И когда товар не оплачивается, то ею пос ка прекращается. Основные неплательщики с^ ня - это организации, финансируемые из бюд> Анализ общереспубликанской задолженнос. потребленную электроэнер! ию за 9 месяцев года показывает, что из 103,5 млрд. руб. долг электроэнергию бюджетных организаций долг дерапьного бюджета составлял 31,0 млрд. руб. республиканского 18,3 млрд. руб. - 18,3% и м ных бюджотоп 54,3 млрд. руб. - 43,4%. В этой зи необходимы эффективные экономические г повышающие платежную дисциплину. Вышеприведенные данные наглядно иллюстри-. тот факт, что решение проблем электрос.набже находятся в компетенции самих потребителей ответствующих местных бюджетов и населения торые должны понять: нужно оплачивать за пот; ленные энергоносители. Необходимо, на наш взг
1. Реструктуризировать долги, т.к. сегодня нерь но их быстрое погашение.
2. В бюджетах всех уровней отдельной строкой писывать средства на оплату энергоресурсов целевым использованием которых должно сл казначейство. В рамках запланированных ср<-бюджетные организации должны определить лимиты на энерг оносители, при этом для ликвц ции задолженности но платежам необходимо работать четко работающий механизм взаимо чегов по обязательным платежам в бюджеты I личных уровней энергоснабжающих организацг долгам организаций бюджетной сферы.
3. Организация на всех этапах производства, рг пределенин и потребления энергии конкурег-между различными субъектами федерального региональных рынков электроэнергии Для соз^ ния конкурентной среды на рынке электрическс -энергии и мощности можно на базе крупных потре бителей, вышедших на ФОРЭМ, создать предприс-
ОКТЯБРс 1993
Еыполняющие функции существующего в реги-АО-энерго. Исходя из принципа свободного . _-упа к сети предприятий монополистов незави-от их формы собственности, вновь создавае-г<- предприятия смогут заключать договоры на ~авку электроэнергии с ФОРЭМ потребителям, зуясь сетями естественных монополистов и оп-ная им за это абонентную плату. Аналогичными «_иями могут обладать специальные компании, -зющие в сфере перепродажи электрической —есгии и не имеющие собственного энергетичес-оборудования. Например, подобными дилера-югут стать компании, созданные на базе энер-ibTOB АО-энерго, тоже можно сделать и на ком-эных предприятиях перепродавцах, разделив ции распределения энергии и ее продажи. При ■ энергетические комиссии на всех уровнях дол-гегулировать абонентную плату за пользова-гетями естественных монополистов, в том числе ммунальных. В этой связи необходимо внести
■ .'eHeHne в п.4 «Порядка расчета тарифов», утвер-■ -ного Постановлением Правительства РФ №121 - S2.97 г. Созданию конкуренции будет способ-
; ать также отказ от бартерных сделок и пере--а денежную оплату.
-юготриллионная по ценам до 1998 г. дебитор-задолженность может быть покрыта посред-продажи на аукционах и передачи акций в долгов предприятий, находящихся в федераль-зегиональной и муниципальной собственнос-
*.'эжно также, в целях стабилизации энергетики, аботать вопрос о введении в регионах времен-иI энергетических сборов на выплату долгов орга-щий бюджетной сферы (больницы, школы, дет. общественный транспорт) за потребленные — "оресурсы. Эго можно сделать, например, за счет :>еэаспределения средств поступающих в дорож-фэнд, чтобы не увеличивать общее налоговое ".семя.
неплательщики должны отключаться. 7 Снижение цен на ФОРЭМ, в основном за счетсни-
■ 0ия цен на газ, при этом должна быть обеспечена гзэачность затрат РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС
:. ;сии». Допускаемая ФЭК России возможность •жать тарифы за электроэнергию и газ для повителей, оплачивающих деньгами - мора пра-эная, однако она носит скорее рекомендатель-. характер. Сегодня необходимо ввести правило, :зволяющее любому потребителю, в том числе и , ;елению, оплачивать за потребленные энергоре-урсы ежемесячно деньгами со скидкой до 40% от -с-игиости, что соответствует в среднем дисконту ¿~эрый имеют посредники при бартерных опера-. ах При этом то количество энергоносителей, ко--срое будет оплачиваться деньгами, должно учиты-ься по всей цепочке распределения, получения и геобразования энергоносителей - вплоть до уголь--»X шахт, нефте • и газодобытчиков. Это станет мощ--oiM стимулом для перехода от бартерных сделок —з оплату деньгами и позволит сэкономить для рос-¿йских потребителей электроэнергии не менее 20 -гмллионов рублей в год.
■ Проведение экономически обоснованной социапь-о-направленной тарифной политики.
Тарифы на электроэнергию и газ для населения сегодня установлены ниже их реальной стоимости, то есть являются льготными. По существующему положению, для 70% абонентов, которые имеют льготы, тарифы исчисляются из этих льготных цен, то есть имеет место дьукратное предоставление льгот. Для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней, увеличения поступления денег за потребленные энер-I оресурсы, необходимо льготные тарифы начислять на базе реальной стоимости энергоносителей. Для той части населения, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходимо применение социальных тарифов в пределах нормированного потребления с субсидированием за счет высокодоходной части населения и лимитов РАО»Газпром» и РАО «ЕЭС России».
9. Расчет розничных цен для газораспределительных организаций было бы целесообразно вести не на основе торговой надбавки, установленной ФЭК РФ, а по методологии, аналогичной расчету тарифов на электроэнерг ию. При этом необходимо исходить из минимизации затрат энергоснабжающих организаций, исключив из них затраты на содержание предприятий и организаций, не имеющих отношения к производству, транспортировке и распределению энергоносителей; это будет способствовать дальнейшему снижению цен на газ и электроэнергию в регионах.
10. Принятию в настоящее время возможности получения скидок от стоимост и энергоносителей с учетом ставки рефинансирования и срока предоплаты для потребителей, оплачивающих деньгами, можно было бы распространить на ту часть населения, которая согласна осуществлять предоплату в соответствии с договорами, заключенными с энергоснаб-жающими организациями. Это будет способствовать улучшению платежной дисциплины и снижению общего уровня коммунальных платежей.
При формировании тарифов на энергоносители на федеральном и региональном уровне необходимо отказаться от затратной методологии определения цен снизу вверх. Основой тарифной политики должна быть минимизация общественно-необходимых затрат на получение и использование энергии на единицу ВВП, то есть максимизация ВВП при ми нимуме затрат на энергоносители. При этом, по-ви-димому, можно использовать как временную меру нормативный метод определения издержек на производство, передачу и распределение энерг ии. В своей основе прогрессивный двухставочный тариф, введенный с 1 августа 1997 г., в отдельных случаях привел к росту цен на энерг оносители. Это произошло в основном из-за привычки предприятий заявить завышенные значения максимальной мощности. Анализ реальных значений нагрузок показывает, что тарифы промышленных предприятий можно снизить за счет реальной заявки и корректировки технологических режимов с правом ежемесячной корректировки заявленной мощности для всех потребителей, в том числе и для АО-энерго. Необходимо снять ограничение по нагрузке 750 кВА и дать право потребителям вне зависимости от мощности самим определять двухставочный и одноставочный тариф, то есть потребителям должно предлага ться меню. При составлении меню и расчете тарифов
г
Вестник ФЭК Рога
необходимо предлагать также возможность работать по зонному тарифу - день, ночь, утро, вечер. При этом может быть предложена система скидок и наценок за коэффициент cos ц; возможность энергосистем отключать или перемещать нагрузку потребителям; коэффициент заполнения графика нагрузки в течении суток, недели, месяца, года; уровень надежности, оптимальный уровень которого определяется в точке равенства издержек на повышение надежности и потерь при отключении электроснабжения: применение энергоснабжающих технических средств и технологий. При определении цен необходимо учитывать: принцип «свободного доступа к сети»; конкретные условия расположения и параметры нагрузки потребителей; обеспечение минимального потребления для той части населения, которая не в состоянии оплачивать полную стоимость энергии, а также экономические, экологические и социальные факторы.
Необходимо, чтоб оператор рынка п регионе имел расчетный или транзитный счет, через который можно производить расчеты с местным бюджетом. С другой стороны, выход на ФОРЭМ для предприятия позволит снизить стоимость энергии и за счет этого обеспечить увеличение выпуска продукции, создание новых рабочих мест и. в конечном счете, приток денежных средств в регион и увеличение налогооблагаемой базы. Свободный доступ всех потребителей, в том числе и организаций перепродавцов, к источникам энергии на ФОРЭМ и региональные рынки - основа рыночных отношений в сфер«! естественных монополий. Государство должно контролировать стоимость услуг распределительных систем - абонентную плату естественных монополий, в том числе и коммунальных.
Договоры между потребителями и производителями энергореоурсов должны носить недискриминационный характер и учитывать интересы сторон в равной мере (например дискриминационный договор «Межрегионгаз» с потребителями). Таким образом, у потребителей любого уровня, в том числе и у АО-энерго должен быть свободный выбор поставщика энергии через электрические сети, владелец которой - естественный монополист получает абонентную плату установленную энергетическими комиссиями, исходя из конкретных условий подключении потребителя и параметров его нагрузки. Необходимо при этом уйти от перекрестного субсидирования при определении тарифов и абонентной платы. Важной является также проблема организаций конкуренции между различными типами источников энергии: ГЭС, АЭС, ГРЭС на угле и газе, нетрадиционных источников, ПГ У ТЭЦ. Они нуждаются в отдельном рассмотрении с учетом экономических, социальных экологических и технических факторов. Взаимодействие между перепродавцами (как правило, это предприятия коммунальной энергетики находящиеся в муниципальной собственности) и поставщиками электроэнергии (как правило это региональные АО-энерго) должны строиться на основе законов рыночной экономики на взаимовыгодной основе по следующим вариантам:
1. Поставщик вмкупает собственность перепродавца.
2. Собственник предприятия перепродавца стано вится акционером поставщика за счет передачи в
ш----
ОПЫТ РЕГИОНОВ
состав предприятии поставщика предприятия перепродавца.
3. Перепродавец заключает с поставщиком договор на передачу энергии потребителям, за что получает соответствующую абонентную плату.
4. Перепродавец переходит на федеральный или региональный оптовый рынок, оплачивая абонентную пла1у владельцам электрических сетей за транзит электроэнергии.
При работе по одному из первых трех вариантов конечные потребители предприятия перепродавца становится клиентами поставщика электроэнергии регионе. Это может быть любой действующий в регионе поставщик электроэнергии. Б четвертом варианте перепродавец электрической энергии становится локальным естественным монополистом. В связи с этим в действующие нормативные акты необходимо внести дополнения с тем, чтобы тарифная политика локальных естественных монополистов регулировалась государством через региональные энергетические комиссии.
Выбор вариантов взаимодействия между поставщиками и перепродавцами должны осуществлять собственники этих предприятий в интересах конечных потребителей электрической энергии, исходя из минимизации тарифов.
Е °еспублике Северная Осетия - Алания из 6 перепродавцов четыре выбрали третий вариант, а два четвертый, покупая электроэнергию у АО СКЭ пс среднеотпускной цене. В последнее время в регионах усилилась социальная напряженность, вызванная хроническими неплатежами пенсий, детских пособий, задержками выплат заработной платы на предприятиях всех форм собственности и бюдже^ ной сферы. Это проявляется в многочисленных акциях протеста населения. При этом экономичен требования зачастую переходят в политически« Необходимо иметь несколько ступеней, напр, три: первая льготная ступень с 50% оплатой о~ альной стоимости электрической энергии в не в пределах нормативов потребления для е населения в зависимости от состава семьи: в со (0096 оплатой следующих 50% норматива тья ступень оплаты за сверх нормативное по ление с тарифом, компенсирующим выпадах доход за счет лыотной оплаты в пределах нормы Тарифы для социально-незащищенных групп нас-, ления с низкими доходами на одного члена с могут установиться на уровне не более 25%-3( действующего тарифа я регионе при со/(иа норме потребления ТЭР (принцип доступности справедливости). Такой порядок должен дейс вать до организации в стране четко действуй системы адрпено/ о дотирования населения. Так I решение смягчает ценовой удар в результате с щего роста цен на коммунальные услуг и. Так, Fi РСО-А среднее потребление на одно! о челс -ка в г. Владикавказе составляет около 70 кВт час месяц, а средняя величина норматива составляв кВт час. Тарифы установлены 18, 34 и 51 коп. за • ~ За счет снижения уровня перекрестного субсида вания населения, по сельского хозяйства, потреби лей, городов перепродавцов удалось снизить та— фы для промышленных предприятий и организа бюджетной сферы в среднем на 13,1%.
- октяв*
ПН
.13 показывает, что базоьый тариф для населе-- как правило, в 2 -3 раза ниже, чем реальная сто-ость кВт час электроэнергии в регионе. Напри-з эСО-А стоимость 1 кВт час на низком напря-I -.'А оставляет 34 копейки, а первая ступень диф-:енц|,1рованного тарифа 18 копеек. Если учесть : до 70% населения имеют льготы на оплату знер-:-сурсов, то реальная цена оказывалась несколь-. ;льше 9 копеек.
зму на уровне нормативных документов РФ ;аолагается: В связи с отсутствием средств в бюджетах всех ?ней установить тариф для населения согласно реальной стоимости, а 50% льготу распространил на гзсе население, включив в число льготников 20%, на которых льготы ранее не распространя-и непременно указать, что льготы для всех ^каются по норме. При этом составить график переходу на полную оплату за электроэнергию 2003 года, решив за это время проблему прямых -?ат средств из бюджета на покрытие льгот за шипованные коммунально-бытовые услуги кате-.лям населения, которые имеют право на них, ана-т»чно выплатам пайковых денег военнослужащим, -■срые не столуются в воинских частях. Населению может быть также I подложено меню: поставочный, двухставочный, зонный со ступенча-1 ми коррективами, тарифы, поощряющие энерго-^режения. Решение этой проблемы зависит от на--ия необходимых контрольно-измерительных приеме з.
зьезной проблемой сегодня является также по-инвесторов для сфоительства в регионе новых -зэгетических объектов. Финансирование капи-=ного строительства может вестись за счет: _адств бюджетов различных уровней, прибыли РАО ЕЭС России» и АО-энерго, привлечения средств . ¿зличных финансовых групп и населения при обя-ельном акционировании строящихся объектов -зргетики, кредитов, выпуска облигаций и акций, ;одажи акций энергетических компаний, припад-■;хащих государству.
Основным направлением инвестиционной полити-должна стать приватизация и акционирование. Цр| этом, если учесть, что у населения России на ,*.ах находится от 30 до 50 млрд. долларов, то со--ание привлекательной системы вложения денег энергетику и соответствующей рекламы могут :увлечь часть этих средств на развитие ТЭР. Продленная Президентом России амнистия для вы-=зенного из России капитала - еще один источник -квотирования ^гя населения могут иметь интерес различные фор-ы участия в инвестиционном процессе - от покуп-и обыкновенных акций (например, стоимость акций | АО «ЕЭС России» за последние 52 недели возрос-и более чем на 300%) до приобретения обяза-эльств на получение определенного количества эпектричоской энергии, под гарантией РАС) «ЕЭС -эссии» (у которой на сегодня имеется большой збыток мощности, около 70 млн. кВт). _ ¿верный Кавказ имеет общий технический г идроэнор-эшческий потенциал более 50,0 млрд. кВт часов с I од, связи с этим основной упор необходимо сделать на -роительетто ГЭС - источник дешевой мобильной мощ-
ности. Дгя работы эти" станций нет необходимости транспортировать газ с дальнего севера и Сибири и вступать в непростые отношения с РАО «Газпоом». Пример Дагестана в этом отношении поучителен. Поэтому необходимо составить программу скорейшего завершения уже начатых стрсэк, которых на Северном Кавказе н< ^сколько: Ирганайская ГЭС, Зараматский каскад ГЭС, Черокский каскад ГЭС п Карачаево-Черкессии. Увеличение рентабельности АО-энерго для формирования инвестиционного фондч за счет прибыли и налоговые освобождения - это дополнительный источник финансирования. Формирование и контроль за использование этих средств должны контролироваться государством, службами энергетических комиссий и госэнер-гонадзора. При определении мест строительства, необходимо учитывать наличие поблизости к ним энергоемких производств, например, Зарамагский каскад ГЭС и предприятия цветной металлурги в городе Владикавказе.
3. Планирование систем энергоснабжения. Планирование развития ТЭК с учетом вышерас-смотренною включает действующие, осваиваемые и внешние источники энергии для покрытия прогнозируемых потребностей в расчетное время. Это позволит просмотреть различные варианты структуры и баланса энергоресурсов, потребности в финансировании, надежности и т.п. С учетом изменя-Ю1цихся условий в течение определенного времени они должны уточняться и обновляться для проведения анализа и синтеза принятия решений для различных сценариев развития. При этом: -рассматриваются альтернативные варианты источников энергоресурсов и баланса их потребления; -учитываются неопределенности; -минимизируются затраты как на производство, так и на потребление энергии, при заданном уровне жизни населения.
При минимизации затрат на потребление энергии возникает неопределенность, которая требует особой оценки. Так, рост энерговооруженности, влекущей за собой рост потребления энергии, создает условия для повышения производительности труда и интенсификации производства. Если при этом расширится производства энергозатратных технологий, это приведет к уменьшению коэффициента использования энергии и рос ¡у энергоемкости валового национального продукта. В этой связи рост энерговооруженности должен основываться на современных энергосберегающий технолог и-ях. Необходимо также иметь в виду, что увеличение затрат энергии на единицу площади поверхности земли ведет к негативным экологическим последствиям. Дополнительными трудностями последнею времени также являются: падение потребления энергии в промышленности, рост в ком-мунально-бытовом секторе экономики, нарушенный паритет оптовых и розничных цен, неплатежи, увеличение стоимости капитального строительства. Все это вносит дополнительные неопределенности, которые требуют своего решения в количественном выражении, а настоящем и будущем на период планирования.
Основой состапления планов прогнозов являются: 1. Целевые функции в видг»- количественных и качественных показателей при заданном уровне жизни
Вестник ФЭК России
населения; основная цель - минимизация затрат на производство, поставку и потребление электроанер г ии в условиях государственного регулирования деятельности энергоснабжающих ортанизаций и поощрения энергоснабжения.
2. Учет неопределенностей, связанных с развитием регионов, планирования с учетом мер. не допускающих возможное неблагоприятное развитие событий (ограничения и граничные условия).
3. Альтернативы энергоснабжения и энергопотребления. Список имеющихся в наличии ресурсов, их
ОПЫТ РЕГИОНОВ
отовность к использованию, включая поставку со стороны. Баланс энер| опотребления, необходимые и материальные и финансовые ресурсы на освоение новых источииков энергии. Возможности энер-юснабжения.
Необходимо отметить, что главный недостаток многих программ - это их нереализуемость в заданное время в связи с тем, что они ставят нереальные уровни конечных результатов - из-за отсутствия необходимого количества ресурсов и недооценки их стоимости.
Территориальный Госэнергонадзор и его роль в регулировании тарифов
Пешкун В.А.,
Начальник Госэнор/онадзора по Приморскому краю
Система государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию нуждается в постоянном совершенствовании. Один из резервов такого совершенствования - более активное участие в ней органов Го-сонергонадзора, представители которого должны проявлять активность на уровне районов края или области и даже отдельных административных единиц или предприятий.
Территориальное У| |равление Го-сэнергонадзора по Приморскому краю, основываясь на опыте работы в 1997 г. и начало 1998 г., иришло к выиоду. что в работе по государственному ро( улированию тарифов, с целью обеспечения их объективности. должен принимать участие персонал Госэнергонадзора. В настоящее время по инициативе руководства Приморгосонорг онадзора в состав 22-х районных комиссий, из 25, имеющихся в крае введен этот персонал. Бла! одаря этому есть положительные сдвиги, связанные с тем, что при рассмотрении калькуляции себестоимости отпускаемой тепловой энергии, предлагаемой энергоснабжающими организациями, выявляются нарушения и ошибки в расчетах. Это в конечном итоге приводит к более низким утверждаемым тарифам, по сравнению с предлагаемыми.
Так, в результате проверки МП "Сельхозкоммунэнерго" Лесоза-водского района выявлено:
1. При расчетах удельного расхода топлива на выработку тепла энергоснабжающей организацией КПД котлов принято 60%, в то же время в отчете показаны отдельные котельные с КПД 67%, в результате перерасчета определен средневзвешенный КПД котельных 60,7%, а удельный расход топлива составил 235кг.у.т./Гкал, вместо 238 кг у.т./Гкал.
2. При определении количества вырабатываемого тепла приняты повышенные потери в тепловых сетях, что привело к увеличению значения выработанного тепла.
3. При определении расхода топлиг.а в формуле допущена ошибка, которая привела к увеличению расхода топлива. В результате уточнения определено, что количество, вырабатываемого тепла с учетом принятых нормативных потерь в тепловых сетях 3% должно составлять 19150,9 Гкал/год. При этом количество топлива, необходимого для выработки тепла, составит 4500,5 т.у.т/год, что отличается от величины расхода топлива заложенной в калькуляцию на 1047,9 т.у.г./Гкал.
При внесении изменений в калькуляцию, стоимость тепловой энергии снизится на 10-15%.
При проверке МП ПОК и ТС п. Горные Ключи выяснилось, что в объединении эксплуатируются 9 котельных с котлами на твердом топливе (средний КПД 65%) и
котлами на жидком топливе (средний КПД-85%).
В расчете себестоимости тепла показано, что средний КПД ко тельных составляет 72%.
Соответственно, удельный рас: ход топлива 198 кг.у.т./Гкал. При проверке установлено:
1. Выработка тепла на твер дом топливе за 1997 год состави ла 9,5% из общего баланса;
2. Фактически средневзвешенный КПД котельных составил 83%, соответственно, удельный расход топлива составил 172 кг.у.т./Гкал.
В результате перерасчета тог -ливной составляющей установлено. что себестоимость тепловой энергии составляет 250 000 ру? вместо 280 599 руб., показанных в калькуляции ПОК и ТС т.е. разность в оценке стоимости постам ляег 12%.
При обследовании ДОС-12 кВт в селе Глазовка было устанс^ лено:
1. Потери электроэнергии сс-ставили 80%;
2. Расход топливу завышен при фактической потребности 65— т - затребовано 800 г;
3. Отсутствие учета электр;-энергии, отпущенной потреби-, лям;
4. Завышена стоимость тепг вой энергии;
5. Отсутствие лицензии право производства, передачи . распределения электроонерги
ОКТЯЕ 19«1