Научная статья на тему 'ФОРЭМ, КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

ФОРЭМ, КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРЭМ, КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

*юев Б.И.,

Начальник службы Финансово-расчет ного отдела ОДУ Урала Ерохин П.М.,

Зам. начальника ОДУ Урала Макеечев В.А.,

Начальник Управления экономического анапиза * эазви гия аистом регулирования Копсяев А.П.,

Зам. I енеральни/ о директора РДЦ ФОРЭМ по Уралу и Волге

ФОРЭМ, КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

=эсходы бюджетов всех уровней ^ значительной степени опреде--?ются платежами за энергоноси-тели, поставляемые естественными монополиями. Финансовая эгрузка на бюджеты (суммы пла-ежей) определяется тремя факторами:

деной поставляемых энергоноси--елей, то есть тарифами за электрическую и тепловую энергию, газ;

оежимами энергопотребления, зависящими от технического оовня проектирования и эксплу-атации систем элек гро/тепло/га-зенабжения, применения энергосберегающих технологий;

организацией учета потребления энергоносителей и мероприятий по нормированию потребле-~ия энергоносителей. 3 случае, когда энергоресурсы ^оставляются учреждениям, финансируемым из Федерального бюджета, все указанные факторы способствуют увеличению расходов бюджета. Это обусловлено что поставки энергоносителей эсуществляются на местах, в резонах, где все участники процесса производства и потребления энергоросурсов заинтересованы а увеличении задолженности федерального бюджета перед регионом. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора. 1 Цены (тарифы) за электричес ■ кую энергию в регионах устанав--иваются региональными энергетическими комиссиями, они в основном формируются местной политической элитой, для которой едва ли не самоцелью является создание искусственной задолженности центра перед регионами. Для разных групп потребителей повсеместно устанавливают-

ся так называемые "дифференцированные" тарифы. Ни для кого не секрет, что для предприятий федеральной подчиненности устанавливаются едва ли не самые высокие тарифы. Наглядно этот феномен проявился в Приморском крае.

2. Режимы энергопотребления определяются техническим уровнем применяемых схем электро/ тепло/газоснабжения, а также квалификацией обслуживающего персонала. Энергосберегающие технологии могут быть применены только при весьма совершенном техническом устройстве энергетических установок. Сегодняшнее финансовое состояние бюджетной сферы исключает возможность технического совершенствования энергоустановок и оптимизации режимов энергопотребления. Пажпо отметить, что энерго-сиабжающие организации не предпринимают никаких попыток дня регулирования режимов бюджетных потребителей, поскольку высокий расход энергоносителей для энергоснабжающей организации выгоден. Конечно, выгоден платежеспособный потребитель, но энергоснабжающие организации являются крупнейшими должниками Федерального бюджета. Следовательно, в конечном итоге, неэкономичные режимы энергопотребления означают снижение долгов энергоснабжающих организаций перед Федеральным бюджотом.

3. Учет потребления энергоносителей ведется бюджетным учреждением под организационно-методическим руководством местной энергоснабжающей организации. Поскольку реальных де-

нег на оплату энергоносителей бюджетное учреждение не получает, а вся задолженность оплачивается путем взаимозачета, проводимом в Министерстве финансов одним из уполномоченных банков, не возникает никаких стимулов дли хотя бы минимальных усилий руководителя бюджетного учреждения для организации надлежащего учета. Более того, для организации учета на надлежащем уровне необходимы дополнительные затраты, тогда как денег не хватает на выплату заработной платы. А энергоснабжаю-щая организация - поставщик -прямо заинтересована исказить измерения в сторону увеличения объема покупки, так как в результате при проведении взаиморасчетов списывается больше задолженности перед Федеральным бюджетом.

Реализовать те возможности снижения расходов на энергоресурсы, которые требуют новых технических решений и изменения сложившейся эксплуатационной практики, в ближайшем будущем, нереально. Однако, быстро добиться ощутимой экономии средств можно за счет организационных мер, а именно, - путем изменения схемы поставок энергоресурсов учреждениям, финансируемым из Федерального бюджета. Предлагаются две схемы организации поставок, обеспечивающих решение необходимой задачи. Первая схема, которая условно может быть названа "Энергетическое агентство Федеральных бюджетных учреждений", основана на идее проведения конкурсов на поставку энергоресурсов бюджетным

шиш ФЭК Итак

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

учреждениям. Вторая схема -"Энергетический поставщик казенных заводов" - предусматривает прямые поставки электроэнергии с электростанций федеральной подчиненности.

Схема 1. Энергетическое агентство Федеральных бюджетных учреждений.

Ключевым элементом схемы является проведение конкурсов на поставку энергоресурсов бюджетным учреждениям. Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ) дает для этого достаточные возможности. Поскольку Федеральный бюджет в конечном итоге является вполне платежеспособным потребителем, он вправе выбирать своих поставщиков. Сегодня же право поставок монополизировано местными энергоснабжающи-ми организациями. В регионе существует единственный орган, прямо заинтересованный в экономии средств Федерального бюджета, - это управление Федерального Казначейства, но вопросы энергоснабжения бюджетных учреждений находятся вне его компетенции. Для проведения целенаправленной работы по совершенствованию всей системы отношений между федеральными бюджетными учреждениями и региональными энерго-снзбжающими организациями необходимо создать специализированное агентство. Можно предложить разные варианты административной подчиненности этого агентства, например, - Федеральному казначейству, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Минтопэнерго России, однако, во всяком случае должна быть обеспечена независимость от региональных политических элит. На первом этапе, длительность которою можно оценить в 10-15 месяцев, агентство должно обеспечить решение следующих задач:

организовать конкурсы на поставку энергоресурсов находящимся в регионе учреждениям, финансируемым из Федерального бюджета;

выстроить систему взаимоотношений с энергоснабжающи-ми организациями, территориальными подразделениями ФО-

РЭМ, региональной энергетической комиссией, управлением Федерального Казначейства. В последующем усилия необходимо направить на решение технических и эксплуатационных проблем. Несомненно, речь не идет о решении частных технических вопросов, - например, эксплуатации систем учета, внедрении эффективных водонагревателей и т.п. Основной задачей должно стать создание системы поставок энергоресурсов и обслуживания энергоустановок, сводящей до минимума экономические причины для необоснованных расходов при энергоснабжении бюджетных учреждений. Для этого необходимо разработать и постоянно совершенствовать:

методы расчета нормативов потребления энергоресурсов и эксплуатационных издержек и контроля их выполнения;

конкурсную систему получения подрядов на эксплуатацию энергохозяйства бюджетных учреждений;

систему страхования ущерба при отключении от энергетических сетей, в первую очередь в здравоохранении;

модели организации расчетов бюджетных учреждений с энергоснабжающими организациями, предусматривающие экономическое стимулирование всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления при сокращении расходов на энергоносители

Рассмотрим возможную схему проведения конкурсов на поставку электрической энергии - задачи, которая должна эффективно решаться агентством с первых дней работы.

В настоящее время бюджетные учреждения получают электрическую энергию из сетей региональной энергосистемы или оптовых перепродавцов - владельцев местных электрических сетей. По сути, при этом поставляются два вида товара - непосредственно электричество и услу! и по его транспортировке от мосг выработки. Тариф за электрическую энергию, назначаемый сегодня, включает в себя оплату обеих этих составляющих, без разделения Такая практика расчетов сложилась с незапамятных времен и не учитывает существования ФОРЭМ.

Сегодня региональная энергосистема определенную, иногда весь ма значительную, часть электроэнергии покупает на ФОРЭМ и перепродает потребителям, в том числе бюджетным учреждениям. Существующая нормативная база предусматривает возможность покупки электрической энергии на ФОРЭМ непосредственно потребителями, минуя энергосистему. Более того, ряд промышленных потребителей такой возмож ностью пользуются. Не существует никаких формальных препятствий к тому, чтобы агентство выступило в роли такого потребителя. Единственное отличие агентства от крупного промышленного потребителя состоит в том, что фи зически электроэнергия буде! потребляться во многих, ткрриторичлино упзленных точках, присоединенных к разным электрическим сетям. Субъектами ФОРЭМ - поставщи ками электроэнергии - яиляются крупные электрические станции между которыми существует кон куренция за платежеспособный спрос. Как следствие, цены на электроэнерг ию, запрашиваемые поставщиками ФОРЭМ заметно ниже цен, устанавливаемых реги ональными энергосистемами. Это создает хорошие предпосылки для проведения конкурсов. Кроме того, Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации разрешено дополни тельно снижать цену электроэнергии при осуществлении расчетоЕ! деньгами. Взаимозачет с Федеральным бюджетом, проводимый в счет прямых поставок электроэнерг ии по ценам: установленным в результате конкурса, может быть приравнен к денежным расчетам Это I юзволит: во первых, еще больше сократить расходы Федерального бюджета, а во вторых, не отказываться от бюджетных зачетов, так как при наличии агентства схема зачета существенно изменяется и становится прозрачной. Зачет проводится между поставщиком ФОРЭМ (крупной электростанцией) и Федеральным бюджетом, а цена электро-энергии устанавливается в ходе конкурса, проводимом не связанным с этой электростанцией агентством. По сути дела, на конкурсе агентство "продает" пр.аг.о на проведение взаи мозачетов с Федеральным бюд-

ОКТЯБРЬ 1998

жстом тем поставщикам, которые предложат минимальную цену за электроэнергию. Для проведения конкурса необходимо:

1) Определить необходимое количество электрической энергии для бюджетных учреждений, расположенных в закрепленном за агентством регионе.

2) Заключить с владельцами электрических сетей, к которым юдключены бюджетные учреждения, договоры на передачу электрической энергии, купленной агентством на ФОРЭМ.

3) Собрать заявки субъектов ФОРЭМ - поставщиков на участие в конкурсе, при этом региональная энергосистема участвует в конкурсе на общих основаниях.

4) Предоставить всю необходимую документацию в конкурсный комитет, который образуется ФЭК :оссии Министерством финансов, Министерством топлива и энергетики, другими заинтересованными сторонами.

Е По результатам конкурса зак--очить договоры с поставщиками ФОРЭМ, с эксплуатирующими эганизациями, с бюджетными нрежднниями и организовать их сполнение. с Обеспечить контроль за появлением электроэнергии бюд-• етнмми учреждениями, амая сложная задача в этой до-таточно очевидной последова-ельности действий - дослиже->*е договоренностей с владель-.¿ми электрических сетей, к кото-:м присоединены бюджетные -зеждения. Поскольку формаль-х оснований для отказа в заключении договоров на передачу -ужой" электроэнергии не суще-Зует ими будет иепользовать-^актика назначения запрети

- 'оной цены, обосновываемой

- сокими эксплуатационными

■ ■ здами.

: аи бы не существовало этой :5лемы, первые конкурсы мож ало бы проводить, не дожи-

■ э создания агентства. Необ-_.|М0Сть профессионального

зга с энергетиками обуслов-ет создание специализиро-эй структуры.

ма 2. Энергетический по-вщик казенных заводов.

: пая финансовая нагрузка на ■ зальный бюджет, обуслов-

ленная оплатой электроэнергии, определяется электропотреблением крупных городов-заводов, выполняющих заказы военно-промышленного комплекса. В то же время существуют электро станции, находящиеся в прямом Федеральном подчинении, не входящие в состав никаких акционерных обществ, - это атомные электростанции. АЭС выдают выработанную ими электрическую энергию в сеть РАО ''ЕЭС России", затем она перепродается региональными акционерными обществами энергетики и электрификации. Как уже было отмечено, на деле это означает узур пацию местными энергосистемами права проведения взаимозачетов с Федеральным бюджетом.

Многие военно-промышленные заказы выполняются частными корпорациями, для которых, с одной стороны; значительной проблемой является недофинансирование государственных заказов, а, с другой, - стоит задача снижения долгов за полученную от местных энергосис тем электрическую энергию. Для таких корпораций было бы логично:

образовать стратегический альянс с одной из атомных электростанций, находящихся в Федеральном подчинении;

добиться на уровне Правительства России принятия решения об организации прямых поставок электрической энергии с этой электростанции, объявляемой "энергетическим поставщиком казенных заводов" на предприятия, выполняющие заказы, финансируемые из Федерального бюджета, по устанавливаемым Федеральной энергетической ко миссией ценам;

организовать в структуре корпорации подразделение, проводящее взаиморасчеты между электростанцией, промышленными предприятиями и энергосистемами. непосредственно осуществляющими подачу электроэнергии предприятиям. По сути, организуемое в корпорации подразделение представляет собой аналог обсужденного ранее энергетического агентства, обслуживающего отдельно взягую государственную программу. Все рассуждения, касающиеся энерге-

тического агентства, остаются справедливыми и при реализации схемы с одним поставщиком (атомной электростанцией). Однако практическая реализация может оказаться более простой, поскольку утверждение процедуры проведения конкурсов потребует значительных согласований, а закрепить одну атомную электростанцию за конкретными предприятиями, выполняющими Федеральные заказы, достаточно просто. Единственное условие, которое при этом должно быть выполнено, -корпорации следует предоставить право проведения взаимозачетов с Федеральным бюджетом в объеме стоимости электроэнергии, переданной электростанцией на ФОРЭМ и затем отпущенной потребителям.

ВЫВОДЫ

1) Расходы Федерального бюджета можно существенно снизить путем проведения конкурсов на поставку бюджетным учреждениям электроэнергии с Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности или путем организации прямых поставок электроэнергии с Федеральных электростанций.

2) Региональные энергосистемы будуг противодействовать проведению конкурсов, - для преодоления этого противодействия необходимо создать специализированные подразделения (Федеральное или корпоративное агентство).

3) Экономическая эффективность проекта может быть рассчитана только для конкретных электростанций и предприятий-потреби-гелой - на основе их балансов выработки и потребления электрической энергии.

Подготовлено Управлением экономического анализа ФЭК-России совместно ОДУ Урала и УПИ-энерю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.