Научная статья на тему 'БАЛАНСЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ'

БАЛАНСЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЛАНСЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»

Вестник ФЭК России

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

Н.й. Бойко,

первый заместитель Председателя ФЭК России

A.C. Петров, специалист I категории Управления

региональной политики

Балансы электрической энергии и мощности как инструмент государственного регулорования естественных монополий в электроэнергетике*

Решением от 18 марта 1998 г. № 3 Консультативный совет представителей Ассоциаций экономического взаимодействия при фЗК России поручил ФЭК России разработать рекомендации по формированию и утверждению балансов электрической энергии и мощности на региональном уровне. В настоящей статье описываются цели и методы разработки таких балансов.

I. Специфика электроэнергетического производства, определяющая балансы энергии и мощности как инструмент управления электроэнергетическими системами

Электроэнергетика как отрасль товарного производства и сферы услуг в силу специфики технологических процессов {невозможность складирования энергии, поскольку процесс производства, потребления, передачи и распределения энергии происходит взаимосвязано и одновременно) может работать исключительно на базе балансов производства и потребления электрической энергии и балансов производства и потребления электрической мощности.

Баланс должен достигаться за счет приведения в соответствие объемов потребления энергии с объемами ее производства при стандартной частоте электрического тока энергосистемы.

Стандартная частота (50 Гц) -это обязательное условие энергоснабжения. Если потребление энергии (мощности) начинает превышать возможность электростанций покрыть его, частота начнет снижаться, что, если не принять специальных мер, может привести к:

- нарушению технологических процессов в отдельных энергопо-требпяющих производствах;

- выходу из строя электрических генераторов;

- развалу энергоснабжения с последующими авариями на оборудовании потребителей и несчастными случаями.

Оля исключения случаев снижения частоты до критических значений существуют специальные противоаварийные автоматизированные устройства, работающие на принудительное ограничение потребления энергии по условиям снижения частоты электрического тока. Чтобы в максимальной степени уйти от аварийных отключений потребителей, энергосистему проектируют с резервом генерирующих мощностей, вепичина которого опредепяется исходя из перспективных балансов электрической энергии и перспективных балансов электрической мощности.

За основу балансов принимается прогноз уровней потребления энергии и мощности на базе анализа заявок потребителей. К величине осознанного (по отношению к динамике объема производства - его росту или снижению с учетом энергосбережения) уровня потребления энергии и мощности прибав-пяется расход энергии и мощности на покрытие потерь, связанных с передачей и распределением энергии по электрическим сетям, а также расход электроэнергии на собственные и производственные нужды электростанций, связанные с производством электрической и тепловой энергии (мощности) на электростанциях и котельных. В итоге определяется минимальный необходимый объем мощности электростанций, достаточный для покрытия заявленного (спрогнозированного) уровня потребления электрической энергии и мощности.

Оля отстройки от возможных аварийных ситуаций на электро-

станциях и покрытия непредвиденного прироста электрической энергии (мощности) определенную величину минимально необходимой установленной мощности электростанций необходимо повысить на вепичину нормативного резерва; в условиях ЕЭС России данный резерв должен составлять 14 - 16% к максимальному спросу на мощность, в том числе эксплуатационный, т.е. вращающийся, должен быть не менее 6 - 8%. В изолированно работающих энергосистемах этот норматив, как правило, выше.

Тем самым, балансы электрической энергии являются, прежде всего, инструментом надежного энергоснабжения потребителей.

Балансы составляются по установленным правилам обычно на пятилетний период (перспективные балансы), а также на год, квартал, месяц, неделю, сутки (оперативные балансы). Оперативно-дис-петчерский персонал ЕЭС России ведет режим работы на базе оперативных балансов, оптимизируя их в реальном времени.

Балансы электрической энергии и мощности (тепловой энергии и мощности) являются также инструментом ценового регулирования. На их базе должна быть построена система тарифных ставок, обеспечивающая баланс денежных средств; он достигается за счет приведения в соответствие массы денег, которую эаппатят потребители электроэнергии, с массой денег, которая объективно требуется электростанциям и организациям по передаче энергии и сбыту ее.

II. Применение балансов электрической энергии и мощности

Баланс электрической энергии и баланс электрической мощности как документы установленной

-МАЙ 1998

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

формы е практической работе применяются:

1) оперативно-диспетчерским персонапом - дпя ведения режима работы энергосистемы, объединенной энергосистемы, Единой энергетической системы;

2) энергоснабжающими организациями и электростанциями - дпя планирования:

- сбалансированного энергоснабжения потребителей;

- топливообеспечения электростанций;

- составления плана проведения ремонтных работ в энергосистеме.

3) регупирующими органами -дпя определения обязательного уровня энергоснабжения потребителей, формирования тарифов на электрическую энергию и размера платы за услуги, оказываемые на рынках электрической энергии дпя:

- поставщиков энергии и успуг;

~ потребителей энергии и услуг;

4) субъектами рынков электрической энергии (мощности) - для заключения договоров на энергоснабжение, поставку энергии и связанных с этим успуг;

5) дпя прогнозирования развития энергосистемы на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

6) для составления и анализа технико-экономических показателей работы энергосистемы и хозяйствующих субъектов, обслуживающих данную энергосистему;

7) для оценки прогнозируемых и фактических балансов финансовых потоков, возникающих в процессе производства, передачи, распределения и сбыта энергии;

8) дпя разработки планов энергосбережения.

III. Процесс составления 6апенса и его участники

В установленный срок каждый потребитель - юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью - должен представить в энергоснабжающую организацию, с которой он имеет договор (ипи намерение заключить договор) энергоснабжения, заявку на поставку определенного объема электроэнергии на планируемый период, в том числе по расчетным периодам (месяц, сутки, зоны суток и т.д., как это оговаривается в договорах).

Энергоснабжающая организация анализирует представленные

•ста»

заявки на предмет их обоснованности с учетом развития производства потребителя, мероприятий по энергосбережению, и при отсутствии замечаний согпасовыва-ет их. При напичии разногласий вопрос решается в региональной энергетической комиссии, которая должна опредепить обязательный объем поставки электрической энергии и мощности потребителю.

Вторая задача, которая решается при составлении балансов, -это оптимизация производственной (ресурсной)части баланса, где анализируется оптимальность структуры выработки электроэнергии тепловыми электростанциями, т.е. очередность их подключения к покрытию прироста спроса на энергию (энергопотребление) по мере возрастания затрат на производство энергии по каждой из них.

При этом:

• в первую очередь загружаются электростанции на тепловом потреблении;

• конденсационная выработка ТЭС АО-энерго ипи других поставщиков энергии сверх уровня, сопряженного с теплофикационной нагрузкой агрегатов, должна приниматься дпя покрытия баланса только в случае, если действующие тарифы на них ниже, чем на ФОРЭМ. Объемы покупки энергии с ФОРЭМ определяются е заявках как разница между потребностью в электроэнергии и выработкой ее на электростанциях региональной энергосистемы; ее величина определяется исходя из сравнения стоимости энергии на ФОРЭМ и на электростанциях региональной энергосистемы;

• уровень предложений по продаже электроэнергии за пределы региональной энергосистемы определяется в балансе АО-энерго исходя из возможной загрузки электростанций АО-энерго и уровня собственного энергопотребления.

Потребители, расположенные за пределами региональной энергосистемы, могут быть приняты в баланс регионапьной энергосистемы по согласованию с РЭК. При этом договорные тарифы между АО-энерго и потребителем, находящимся за пределами зоны обслуживания данного АО-энерго, не должны приводить к росту тарифов для потребителей данной энергосистемы.

Подписанные АО-энерго и РЭК балансы электрической энергии должны быть направлены в установленные сроки в соответствующие ОЭС, ОПУ, РАО «ЕЭС России» и в ФЭК России - для рассмотрения и расчета сводного оптимизированного баланса. Форма баланса и сроки его представления утверждаются ФЭК России.

ОЭС и ОПУ как орган оператив-но-диспетчерского управления соответствующей объединенной энергосистемы, получив подписанные АО-энерго и РЭК балансы электроэнергии, осуществляют их формальный и оптимизационный анализ, а именно:

- получают от электростанций - субъектов ФОРЭМ раечет-заяв-ку на продажу энергии (форма утверждается ФЭК России);

- проверяют соответствие баланса установленным формам. При наличии замечаний их снимают через электростанции - субъекты ФОРЭМ и АО-энерго либо выносят разногласия в иду ЕЭС и РАО «ЕЭС России»;

- анализируют возможность снижения затрат АО-энерго за счет:

а) перераспределения выработки энергии между ТЭС АО-энерго;

б) увеличения (уменьшения) покупки энергии с ФОРЭМ;

в) возможности дополнительной загрузки ГЭС АО-энерго;

г) рекомендаций по снижению потерь электроэнергии в сетях АО-энерго;

д) других рекомендаций (увеличение ипи уменьшение покупки со стороны; внутреннее потребление

идр)-

После рассмотрения совместно с АО-энерго и РЭК этих вопросов ОПУ направляет оптимизированные балансы электроэнергии в РАО «ЕЭС России» и 11ПУ «ЕЭС России» в установленные сроки с приложением (по необходимости) рекомендаций по улучшению балансов (если они не приняты АО-энерго и РЭК).

Особого внимания заслуживает баланс финансовых средств, составленный исходя из балансов электрической энергии (мощности) и тарифов, действующих на момент составления баланса.

Могут возникнуть 3 варианта:

1) Вырученных средств за отпуск электрической энергии (мощности) достаточно, чтобы оплатить производство электрической энергии и покрыть затраты

Вестник ФЗК России

на ее передачу и распределение е сетях.

2) Вырученных средств за отпуск электрической энергии больше. чем нужно на указанные цели. В данном случае можно либо снизить тариф для потребителя, либо увеличить инвестиционную программу.

3) Вырученных средств за отпуск электрической энергии не хватает, чтобы оплатить производство (покупку) энергии и затраты на ее передачу и распределение в сетях, включая инвестиции. Это значит, что структура полезного отпуска электрической энергии или структура производства энергии (с учетом покупки) ухудшилась и требуется либо принятие мер по их приведению в соответствие с прошлым периодом, либо повышение тарифов (следует уточнить, за счет какой группы ухудшились тарифы), либо надо осознанно идти на снижение рентабельности АО-энерго (если это не связано с риском для энергоснабжения).

ФЭК России должна утвердить оптимизированный баланс электрической энергии. Оля этого РАО «ЕЭС России» совместно с иОУ ЕЭС в установленные сроки представляет в ФЭК России сводные балансы энергии, мощности и стоимостные балансы. Оптимизированным баланс электроэнергии может считаться, если в максимальной мере (что определяется по числу часов использования генерирующих мощностей и по режиму работы системообразующей сети ЕЭС) загружены тепловые электростанции с тарифами ниже средних по ФОРЗМ и наиболее разгруженные электростанции с высокими тарифами. Оля достижения этого ФЭК России ведет консультации с РАО «ЕЭС России», иОУ «ЕЭС России», АО-энерго, РАО «Газпром», другими поставщиками топлива и региональными энергетическими комиссиями.

Форма баланса электрической энергии утверждается (¿ЭК России. Утвержденные ФЭК России балансы энергии и мощности рассыпаются в РЭК, АО-энерго, РАО «ЕЭС России», ГП «Росэнергоатом», Минтопэнерго России, Минэкономики России. АО-энерго должны развернуть баланс в разрезе «своих» производителей энергии, потребителей и энерго-снабжающих организаций, представить развернутые балансы в

РЭК и после утверждения - пользователям для заключения договоров. Если требуется, пересмотр тарифов на базе утвержденных балансов, энергоснабжающие организации выполняют соответствующие расчеты и направляют их в РЭК.

IV. Методы экономического анализа балансов

1, Анализ влияния баланса электроэнергии на изменение стоимости энергии

Оля анализа применяются те же бланки, которые использовались при формировании плановых балансов. При этом объемные показатели (кВт.ч и кВт) приводятся по отчетным данным, а в графе «тарифы» приводятся тарифы, которые применялись в плановых балансах. На основе этих данных составляется баланс стоимости энергии, в результате могут образоваться 3 варианта:

• баланс стоимости по плановому и отчетному балансам совпадает (нулевая оптимизация);

• плановый баланс стоимости хуже фактического баланса стоимости (положительная оптимизация);

• фактический баланс стоимости хуже планового баланса стоимости (отрицательная оптимизация).

На основе этого результата оценивается работа операторов рынка и намечаются соответствующие меры по компенсации потерь.

2, Анализ влияния фактических тарифов на бапанс стоимости энергии

Оля выполнения такого анализа применяются те же бланки, но объемные показатели приводятся в плановых величинах, а тарифы -на уровне фактически примененных. На основе такого баланса стоимости выявляются субъекты рынка, повысившие или понизившие стоимость своей энергии, и производится оценка этого явления с рассмотрением с соответствующим хозяйствующим субъектом мер по исправлению положения.

3, Анализ фактического баланса стоимости по сравнению с плановым

Применяются те же формы, но в данном случае сравниваются балансы плановые и отчетные с применением фактически действо-

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

вавших тарифов. В результате может быть 3 варианта, указанных в п. 1 настоящего раздела.

V. Оптимизационный эффект и его использование

На базе анализа фактических балансов по сравнению с плановыми выясняется оптимизационный эффект работы ЕЭС России, ОЭС, АО-энерго, других энерго-снабжающих организаций.

Если полученных от потребителей энергии средств (по утвержденным тарифам) оказалось больше, чем надо заплатить за покупную энергию, оплатить расходы собственных электростанций и сетей, а также общесистемные расходы, то образуется положительный эффект работы соответствующего рынка.

Оптимизационные средства могут направляться на:

• покрытие разбалансировки рынка, если таковая имеется. Если ее нет, нужно установить норматив отчислений в резерв рынка для компенсации предстоящих возможных разбапансов;

• инвестиции в развитие энергосистем;

• премирование персонала, добившегося положительного эффекта оптимизации на рынке энергии.

Вышеизложенные принципы ыс-гут быть положены в основу со ставпвния Положения о балан:г> электрической энергии (мои.-: сти) на региональном уровне и t ЕЭС.

Как видно, балансы электр^--:?-ской энергии (мощности) и т«.--; вой энергии служат эффе- -. ным инструментом регупироег-естественных монополий. Паэ~ му ФЭК России в последнее ем ведет активную работу по сг-гу» нию соответствующей нос«*-тивной и правовой базы по СЕ:: * рованию балансов.

" Статья поступила в pega-до принятия Постановлена 22 России от 3.04,98 г. №15/2. ~ ложения авторов статьи -=■_>- и свое отражение в принято'.- -í-e менном положении об основа^ формирования плановых 6a-«-t -производства и поставок з г- -рической (тепловой) энерг. мощности в рамках ЕЭС = :: по субъектам оптового *---

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.