ОПЫТ РЕГИОНОВ
Объем полезного потребления электроэнергии Ленинградской области порядка 7,5 млрд. кВт.ч в год практически равен объему полезного электропотребления Санкт-Петербурга, что обуспоепено высокой концентрацией крупных промышленных потребителей на территории области. Однако важнейшей особенностью электроэнергетики области является наличие на ее территории крупных энергоисточников, прежде всего Ленинградской АЭС (ЛАЭС) мощностью 4000 Мвт, Кирииюкои ГРЭС мощностью 2100 Мвт. В целом суммарная мощность электростанций, действующих на территории области, составляет порядка 7500 Мвт, а потенциальный ресурс производства электроэнергии - свыше 40 млрд. кВт.ч в год, или порядка 5% от современного объема производства электроэнергии в России. Фактический объем производства электроэнергии на территории области составляет в настоящее время порядка 30 млрд. кВт.ч.
Энергоизбыточность Ленинградской области, в особенности учитывая наличие Ленинградской АЭС - притом, что стоимость поставки одного киловатт-часа электроэнергии на федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ) равна 125 руб/кВт.ч или 2 центам, - должна была бы дааать региону существенные экономические преимущества по уровню тарифов на электроэнергию для потребителей и по объемам напогоеых поступлений. Фактически
же энергоизбыточность области при существующей организации электроэнергетики и ФОРЭМ приводит к ухудшению экономического положения потребителей региона и к росту тарифов для них.
Вся эпектроэнергия ЛАЭС в объеме порядка 23 мпрд.кВт.ч поставпяется на ФОРЭМ и на 95% используется для покрытия дефицитов электроэнергии Санкт-Петербурга и других регионов России. Еспи учесть, что стоимость производства электроэнергии на конденсационных электростанциях - субъектах ФОРЭМ составляет порядка 170-180 руб/кВт.ч, то суммарная рента, поручаемая регионами от поставок энергии ЛАЭС, составляет свыше 1 трлн. рублей в ценах 1997 года.
В то же время потребность Ленинградской области в мощности и электроэнергии могла бы полностью покрываться за счет действующих на территории ГЭС и ТЭС. Однако из-за общей ситуации в стране с неплатежами и связанным с этим отсутствием у ОАО «Пенэнерго» оборотных средств на закупку топлива - мощности тепловых электростанций области загружены всего на 30%. В результате в тарифы для потребителей области включаются затраты на содержание более 1500 Мвт невостребованных мощностей тепловых электростанций, а кроме того, для покрытия энергобаланса области появляется
В.П.Сердюков, первый вице-губернатор,
Председатель региональной энергетической комиссии Ленинградской области
л.о. Хабачев,
д-р. экон. наук, заместитель председателя комиссии
& АСТЭК
Вестник ФЭК России
необходимость поставок электроэнергии с ФОРЭМ по 185 190 руб/кВт.н с соответствующим дополнительным ростом тарифов для потребителей. То есть наряду с вынужденным содержанием собственных избыточных мощностей область должна еще оплачивать содержание невостребованных избыточных мощностей ФОРЭМ.
Тем самым область и регион в целом в лице ОАО «Пенэнерго» ставятся в заведомо неравноправное положение по сравнению с другими регионами страны - избыточными, которые могут продавать избытки мощности на ФОРЭМ, либо дефицитными, но не имеющими собственных мощностей. Этому способствует и понятное стремление РАО «ЕЭС России" к загрузке собственных электростанций за счет недогрузки мощностей АО-энерго.
Такое положение, возникшее после введения в середине 1997 года двухставочных тарифов на поставки с ФОРЭМ. привело к резкому, почти на 40%. росту стоимости поставок энергии в регион и явилось одной из основных причин серьезного ухудшения финансового положения ОАО «Пенэнерго», сохраняющегося и а 1998 году.
Сложившееся попожение в значительной мере является следствием недостатков действующей системы планирования и оплаты поставок мощности и электроэнергии с ФОРЭМ в дефицитные АО-энерго. Существующая система планирования и оплаты поставок мощности и эпектроэнергии была бы оправдана, если бы в целом в Единой энергосистеме суммарная мощность электростанций и суммарная нагрузка территориальных энергосистем были сбалансированы при нормативной надежности энергоснабжения, а дефицит мощности в отдельных АО-энерго был реальным, а не возникшим из-за невозможности загрузить собственные мощности в условиях неплатежей. В действительности, как известно, в ЕЭС в настоящее время имеются значительные избыточные мощности, объем которых весьма неравномерно распределен между регионами. Эти избытки возникли вследствие экономического спада во всех регионах страны, и соответственно содержание невостребованных мощностей е равной мере дспжно было бы осуществляться потребителями всех регионов
Действующая система поквартального планирования поставок мощности и электроэнергии с ФОРЭМ в АО-энерго и тарифов на поставки базируется на включении в баланс поставок рабочей мощности электростанций, определяемой с учетом ограничений по ресурсам топпива. Тем самым при планировании поставок воспроизводится один из основных недостатков прежней системы функционирования ФОРЭМ с одностаеочными тарифами на поставки энергии, при которой дпя АО-энерго с цепью уменьшения регионапьных тарифов на электроэнергию предпочтительнее загружать конденсационные «хвосты» ТЭ11 и блок станций с удельными расходами свыше 500 г.у.т на 1 кВт.ч. дпя снижения объема поставок мощности и энергии с ФОРЭМ.
Наконец, при существующей системе оплаты поставок мощности и энергии в дефицитные АО-энерго рост нагрузки многих категорий потребителей, связанный с увеличением объема поставок мощности с ФОРЭМ, приводит к увепичению тарифов в АО-энерго. В особенности это относится к росту нагрузки коммунальных потребитепей, попучающих энергию по пьготным тарифам. То есть дпя АО-знерго становится нецелесообразным стимулирование платежеспособного спроса.
Указанные выше недостатки функционирования ФОРЭМ могли бы быть в значитепьной мере пиквидированы при переходе к реальной конкуренции между поставщиками мощности и электроэнергии на ФОРЭМ при условии вывода на него всех мощностей АО-энерго. Однако при сохраняющихся массовых неплате-жах за поставки энергии организация функционирования конкурентного рынка, гарантирующего справедливые и равноправные усповия конкуренции, представляется практически невозможной. В связи с этим возникает необходимость изменения принципов формирования балансов и оплаты поставок мощности и эпектроэнергии с ФОРЭМ с использованием достаточно жестких административных мер.
В частности, в порядке дискуссии прежде всего предлагается принципиально раздепить подходы к формированию платы за мощность и электроэнергию, поставляемую с ФОРЭМ.
Оплата имеющихся в ЕЭС мощностей должна равноправно осуществляться всеми АО-энерго пропорционапьно максимумам нагрузки потребителей обслуживаемых территорий, поскольку все АО-энерго (вернее, их потребители) получают существенный экономический эффект от совместного функционирования в ЕЭС. С этой целью ФОРЭМ с разделением на европей-
ОПЫТ РЕГИОНОВ
скую и азиатскую секции должен приобрести расчетную заявленную на 1.01.38 г. рабочую мощность всех электростанций, действующих на территории регионов страны, независимо от форм собственности и принадлежности. Тем самым данное предложение равносильно реализации Постановления Правительства РФ М793 от 12 07 96 г о выводе мощности всех электростанций на ФОРЗМ.
Расчетная рабочая мощность ТЭС должна при этом определяться как разность между суммарной располагаемой мощностью ТЭС в момент прохождения годового максимума нагрузки ЕЭС и согласованными с ОСУ объемами плановых ремонтов без учета временных ограничений из-за недопоставок топпива.
Соответственно все АО-энерго должны возместить затраты на содержание мощности в ЕЭС пропорционально величине своих годовых максимумов нагрузки по средней стоимости киловатта мощности, приобретенной на ФОРЭМ. Очевидно, что при рассматриваемом подходе плата за киловатт мощности будет включать ппату за общесистемный резерв мощности и за избыточные мощности в ЕЭС. затраты на содержание которых должны компенсироваться всеми без искпючения АО-энерго.
Планирование объемов поставок эпектроэнергии е АО-знер-го с ФОРЭМ должно осуществляться исходя из оптимального ведения режимов использования мощностей всех действующих в ЕЭС электростанций независимо от форм собственности и принадлежности в течение года по критерию минимума затрат на топливо в ЕЭС.
Для получения субъектами рынка правильного ценового сигнала о стоимости дополнительно потребляемого киловатт-часа тариф на поставки электроэнергии с ФОРЭМ должен быть установлен по топливной составляющей на выработку киловатт-часа электроэнергии, замыкающей баланс ФОРЭМ. При этом создаются условия для экономически оптимальной загрузки мощностей всех тепловых электростанций как на стадии планирования баланса поставок энергии в АО-энерго с ФОРЭМ, так и при текущем ведении диспетчерских режимов ЕЭС Данный подход имеет существенное значение также при принятии решений о целесообразности использовании систем электротеллоснабже-ния (в том числе аккумуляционного), получающих широкое распространение в поспедние годы в частных жилых домах
Стимулирование участия электростанций в покрытии нагрузки ЕЭС может быть обеспечено путем введения экономических санкций за необеспечение заявленной рабочей мощности электростанций в процессе ведения диспетчерских режимов.
Для снижения затрат на эксплуатацию генерирующих мощностей, находящихся е собственности РАО «ЕЭС России» и АО энерго, а также стимулирования деятельности акционерных обществ энергетики по консервации и снятию с баланса неэффективных мощностей целесообразно:
установление ФЭК предельных нормативов оплаты условно-постоянных затрат на киловатт установленной мощности КЭС и ТЭи. включая нормативы заработной платы, ремонтного обслуживания и общецеховых расходов:
проведение Минтопэнерго РФ совместно с РАО «ЕЭС России» и ФЭК инвентаризации имеющихся генерирующих мощностей в акционерных обществах энергетики, опредепение эффективности их использования и централизованной разработки на этой основе цен с перспективой вывода с рынка невостребованных мощностей электростанций.
Наконец, на ближайшие 2-3 года нужно зафиксировать объем абсопютной платы за мощность для каждого АО-знерго, обеспечиваемой ФОРЭМ В условиях общей избыточности энергобаланса такой подход создает реальные стимулы для роста нагрузки в АО-энерго, поскольку при увеличении нагрузки потребителей АО-энерго должны были бы оплачивать только стоимость дополнительных поставок эпектроэнергии с ФОРЭМ При этом, учитывая возможные возражения регионапьных антимонопольных органов, необходимо закрепить соответствую щим решением ФЭК право АО-энерго по согласованию с РЭК устанавливать льготные тарифы для потребителей, принимаю щих на себя гарантированные обязательства по росту производства и увепичению платежеспособного спроса на энергию.
В целом еще раз необходимо подчеркнуть: создание экономического механизма, стимулирующего снижение затрат в отрасли на содержание производственных мощностей и рост нагрузки потребителей, является важнейшим резервом снижения уровня потребитепьских тарифов.
Печатается в порядке обсуждения