Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЯМЫХ ПОСТАВОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В АССОЦИАЦИЮ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ"'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЯМЫХ ПОСТАВОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В АССОЦИАЦИЮ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЯМЫХ ПОСТАВОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В АССОЦИАЦИЮ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ"»

Вестник ФЭК России

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

Л. Б. Меламед

Исполнительный директор концерна «Росэнергоатом»

Н.Ф. Панкстьянов

руководитель Дирекции ФОРЭМ концерна «Росэнергоатом»

А. И. Архангельская

руководитель Департамента экономики концерна «Росэнергоатом»

В. Г. Черкасов

руководитель Управления делами концерна «Росэнергоатом»

Е.И. Шаров

начальник Отдела статистики и сводного анализа концерна «Росэнергоатом»

Формирование механизма прямых поставок электроэнергии на территории областей,

входящих в Ассоциацию "Черноземье".

Введение

На территории Черноземья расположены три атомных электростанции: Курская, Нововоронежская, Смоленская с выработкой электроэнергии в 1998 г.- 43,5 млрд. кВт.ч, что в денежном выражении составляет 6088 млн. рублей по тарифам 1998 года, в том числе:

Курская АЭС -19,1 млрд. кВт.ч или 2880 млн. рублей;

Нововоронежская 9,6 млрд. кВт.ч или 1286 млн. рублей;

Смоленская 14,8 млрд. кВт.ч или 1922 млн. рублей.

Годовое электропотребление с ФОРЭМ АО-энерго территории Ассоциации «Черноземье» составляет в денежном выражении - 6128 млн. рублей, в том числе 3764 млн. рублей (61%) от АЭС.

Расчеты по Курской АЭС составили 2950 млн. рублей (102,5%), в том числе денежными и приравненными к ним средствами 263,7 млн. рублей (9,16%), из них по АО-энерго Черноземья соответственно 1614 млн. рублей (100,3%) и 193 млн. рублей (12%).

Расчеты по Нововоронежской АЭС составили 1054 млн. рублей (82%), в том числе денежными и приравненными к ним средствами -126,8 млн. рублей (9,9%), из них по АО-энерго Черноземья соответственно 868 млн. рублей (82%) и 120 млн. рублей (11,3%).

Расчеты по Смоленской АЭС составили 1595 млн. рублей (83%), в том числе денежными и приравненными к ним средствами -131 млн. рублей (7,1%), из них по АО-энерго Черноземья соответственно 855 млн. рублей (78,8%) и 97,6 млн. рублей (9,0%).

Доля АО-энерго Черноземья в расчетах суммарно составила 3337 млн. рублей (59,6%).

Минатом России и концерн "Росэнергоатом" осознают важность работы с крупными промышленными потребителями и необходимость особого подхода при организации их энергоснабжения. Применительно к атомной энергетике это, в первую очередь, относится к предприятиям электроемких отраслей промышленности с непрерывным технологическим '.иклом, создающим спрос на электроэнергию в базисной части графика нагрузки.

Описание существующей системы

В настоящее время организация расчетов на ФОРЭМ регламентируется «Временными правилами работы федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)», утвержденными 31 июля 1996 года.

Приказ РАО «ЕЭС России» от 25.09.97 №292, определивший Поставщикам электрической энергии (мощности) на ФОРЭМ конкретных плательщиков, ограничил право равного доступа электростанций федерального уровня и генерирующих предприятий Минатома России (ГПМ) на ФОРЭМ, придал РДЦ ФОРЭМ функции оптового распределителя.

В условиях низкого уровня расчетов денежными средствами организация расчетов на ФОРЭМ в соответствии с названным приказом не может в полной мере обеспечить нормальную жизнедеятельность электрических станций по следующим причинам:

-отсутствие денежных средств для покупки расходных материалов, оборудования и запасных частей требует большой доли их поставок по взаимозачетам и, соответственно, большого количества АО-энерго плательщиков;

-АО-энерго плательщики, особенно не базовые, требуют от электростанций денежного сопровождения зачетов, что приводит к срыву поставок оборотных средств, оборудования и запасных частей, и, как следствие, снижению уровня расчетов на ФОРЭМ и ухудшению технического состояния станций;

-субъективный подход к формированию схемы платежей, наличие договоров и соглашений, дающих приоритеты для одних и ущемляющих интересы других субъектов ФОРЭМ, усугубляют положение с расчетами.

Распределительный подход к формированию расчетов для нивелирования негативных последствий требует дополнительных мер, таких как

приказ о выделении квот по ликвидным предприятиям для обеспечения расчетов за топливо, соглашения о совместных действиях по обеспечению графика нагрузок и заданий по выработке электроэнергии генерирующими предприятиями Минатома России в осенне-зимний период и ДР-

Заявочно-матричная схема по ликвидным предприятиям

В целях улучшения организации расчетов на ФОРЭМ, ухода от субъективного распределения Плательщиков, обеспечения прозрачности рынка, равного доступа к ликвидным АО-энерго, концерн предлагает базовые принципы, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону:

-создание единого договорного пространства поставки электрической энергии (мощности) и расчетов за нее;

-обеспечение расчетов за поставленную электроэнергию (мощность) всеми АО-энерго плательщиками с электростанцями федерального уровня и ГПМ в доле поставки ими электрической энергии (мощности) на ФОРЭМ (метод полной матрицы). Определение доли платежа производится на основе утвержденного ФЭК России планового баланса сальдо-перетока электроэнергии и мощности на ФОРЭМ и уточняется по факту переданного объема сальдо-перетока за расчетный период;

-распределение по трем-четырем уровням «ликвидности» АО-энерго плательщиков (по среднему уровню расчетов на ФОРЭМ, наличию предприятий с ликвидной продукцией, сбору денежных средств с потребителей и др.);

-возможность обмена плательщиками на основе равного уровня ликвидности при формировании схемы платежей после распределения матрицы;

-создание площадки (биржи) для обмена плательщиками и реализации невостребованных долгов.

Применение указанных принципов позволит с большей эффективностью вести претензионно-исковую работу.

Увеличение доли расчетов денежными средствами возможно при снижении затрат предприятиями народного хозяйства, в том числе затрат на потребляемую электроэнергию.

Электроснабжение территорий в настоящее время осуществляется территориальными энергоснабжающими организациями - АО-энерго, покупающими электроэнергию напрямую с Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) по тарифам, утвержденным ФЭК России для каждого АО-энерго. Таким образом, территории имеют прямую поставку электроэнергии с ФОРЭМ, а предприятия получают ее через посредника - АО-энерго.

Каким может быть механизм снижения тарифов на поставляемую предприятиям электроэнергию. Очевидно, что тариф может быть снижен:

1. При снижении среднего тарифа покупки АО-энерго электроэнергии с ФОРЭМ (прерогатива ФЭК России).

2. При снижении тарифов АО-энерго для потребителей территорий (прерогатива РЭК).

Снижение тарифа покупки электроэнергии с ФОРЭМ связано со снижением отпускных тарифов на электроэнергию и мощность электростанций Федерального уровня АЭС и концерна «Росэнергоатом». На уровень тарифов, в настоящее время, в значительной мере влияет очень низкий (см. выше) процент расчетов денежными средствами. Большая доля расчетов за поставленную электроэнергию и мощность товарной продукцией, причем по так называемым «зачетным» ценам, превышающим денежную на 20-60%, ведет к росту тарифа на электроэнергию и мощность в этих же пропорциях.

Концерн готов рассмотреть предложения по заключению договоров прямых поставок электроэнергии АЭС предприятиям, находящимся на территории Ассоциации «Черноземья», на условиях увеличения доли расчетов за поставленную электроэнергию денежными средства-

Вестник ФЭК России

ми и снижения тарифа для потребителей. Очевидно, что заключение договоров прямых поставок противоречит интересам АО-энерго, поэтому концерну и АЭС потребуется поддержка администраций территорий для согласования договоров с АО-энерго и РАО «ЕЭС России».

Договорные отношения поставщиков энергии

Сегодня процесс установления региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации тарифов на электроэнергию, потребляемую энергоемкими предприятиями, во многом носит необъективный характер. Продолжается практика перекрестного субсидирования с представлением существенных льгот отдельным категориям потребителей за счет неоправданного завышения тарифов для промышленности, в том числе для энергоемких предприятий. Большинство РЭК не принимает мер по обеспечению доступа промышленных потребителей покупки относительно дешевой электроэнергии с федерального оптового рынка электроэнергии (мощности), в интересах региональных систем блокируется вывод энергоемких предприятий на ФОРЭМ, хотя большинство из них традиционно расположены в непосредственной близости от крупных гидравлических, тепловых и атомных электростанций федерального уровня, либо получают электроэнергию непосредственно с магистральных сетей высокого напряжения.

Кроме того, регионы практически не реагировали на снижение от--ускных тарифов на электроэнергию с ФОРЭМ, осуществлявшееся ЗЭК России в первом полугодии 1998 г. (суммарное уменьшение стои-"эсти энергии, поставляемой с ФОРЭМ, составило в 1998 г. более 3,2 '•■лрд. рублей, или более 10%) - тарифы для промышленности не толь-

■ э не были снижены, но во многих субъектах РФ даже повышались. На сегодня в целом по России тарифы на электроэнергию, отпускаемую э-ергоемким предприятиям, составляют от 280 до 400 рублей за 1000

■ Вт.ч, в то время как тариф на электроэнергию, отпускаемую с оптово-"о рынка, составляет 150 рублей за 1000 кВт.ч.

Такое положение обусловлено особенностями действующего зако--:дательства, в первую очередь, ст. 73 Конституции РФ и Федерально-"э закона «О государственном регулировании тарифов на электричес-• .о и тепловую энергию в Российской Федерации», предоставляющих субъектам РФ значительные полномочия в сфере установления тарифов на электроэнергию для конечных потребителей.

Минатом России и концерн "Росэнергоатом" считают необходи-

м тщательно проработать принципы создания коммерческих опера-*:эов (посредников, перепродавцов) федерального оптового и регио--альных рынков электроэнергии (мощности), проанализировать воз-■зхные экономические последствия их создания. Процедура созда--■•я, требования к таким поставщикам, обеспечение ими коммерческой :~зетственности по оплате поставленной производителями электроэ--ергии (в том числе - минимальный размер уставного капитала, налич--- э активы или иные средства, гарантирующие оплату), механизмы "зсзрачноги и справедливого разделения выручки от реализации меж-

производителями и перепродавцами, контроль над поступлением и : определенней платежей, защита прав производителей должны быть "седметом детального рассмотрения с участием всех заинтересован-"X сторон. Минатом России и концерн "Росэнергоатом" активно -аствуют в этом процессе в рамках подготовки новых Правил работы -ЭРЭМ.

Минатом России и концерн "Росэнергоатом" считают недопусти-

м регистрацию и доступ на рынок коммерческих операторов (посадников) до разработки и введения в действие "Новых правил работы -ОРЭМ". Этими Правилами должно быть установлено, что организа-_.'я, подающая в ФЭК России заявку на внесение в перечень коммер--еских операторов, в обязательном порядке представляет доказательна своей финансовой состоятельности (минимальный размер устав--ого капитала, наличные активы или иные средства, имеющиеся в растяжении оператора, должны обеспечить гарантию полной оплаты -оставленной электроэнергии).

По нашему мнению, в настоящее время обоснованно и целесообразно заключение крупными потребителями (в том числе металлургическими предприятиями Черноземья) прямых договоров на поставку им электроэнергии с оптового рынка. Такие договоры должны заклю-

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

чаться с оператором оптового рынка, который будет распределять платежи, полученные от потребителей, между экономичными поставщиками, в том числе - атомными станциями.

Данная мера обеспечит снижение тарифов на электрическую энергию, потребляемую энергоемкими предприятиями на 30-50 процентов, следствием чего будет рост объемов производства металлопродукции, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, важным результатом такой меры будет повышение денежной составляющей расчетов за поставки электроэнергии, вытеснение неконтролируемых государством бартерных операций, ведущих к завышению тарифов на электроэнергию в интересах многочисленных посредников.

Крупные предприятия являются, как правило, градообразующими и увеличение объемов производства увеличит налогооблагаемую базу. В результате этого местные органы власти смогут в больших объемах субсидировать приоритетные направления деятельности в регионах. Полагаем, что подобная мера позволит оказать реальную государственную поддержку предприятиям Черноземья.

Выводы:

1. По организации расчетов:

-распределение по трем-четырем уровням «ликвидности» АО-энерго плательщиков (по среднему уровню расчетов на ФОРЭМ, наличию предприятий с ликвидной продукцией, сбору денежных средств с потребителей и др.);

-формирование схемы платежей по методу полной матрицы в доле поставки генерирующими предприятиями электрической энергии (мощности) на ФОРЭМ;

-уточнение распределенной матрицы на основе равного уровня ликвидности АО-энерго по имеющимся заявкам генерирующих предприятий;

-создание площадки (биржи) для реализации невостребованных платежей по распределенной матрице.

2. По снижению тарифов на поставленную электроэнергию:

-заключение договоров прямых поставок электроэнергии АЭС

предприятиям, находящимся на территории Ассоциации «Черноземья», на условиях увеличения доли расчетов за поставленную электроэнергию денежными средствами и снижения тарифа для потребителей.

Предложения:

1. Предложить РАО "ЕЭС России" и концерну "Росэнергоатом" при участии ФЭК России разработать механизм прямых поставок электрической энергии от производителей, в том числе атомных станций непосредственно энергоемким потребителям, расположенным на территории Черноземной зоны, включая потребителей, финансируемых из федерального бюджета. При разработке указанного механизма обеспечить учет мероприятий по поэтапному прекращению перекрестного субсидирования.

2. До принятия такого механизма РАО "ЕЭС России" и концерну "Росэнергоатом" обеспечить снабжение электрической энергией потребителей Черноземной зоны по договорам прямого платежа, обеспечивая поставку электроэнергии от наиболее экономичных станций ФОРЭМ в максимально возможных размерах. Обеспечить заключение таких договоров, в первую очередь, с предприятиями, финансируемыми из госбюджета.

3. Для обеспечения возможности снижения инвестиционной составляющей в отпускном тарифе атомных станций с соответствующим снижением отпускных тарифов по договорам прямых поставок с потребителями Черноземья обратиться в Правительство Российской Федерации, Минэкономики России, Минфин России, МНС России с поддержкой предложения Минатома России и концерна "Росэнергоатом" по механизму проведения реструктуризации задолженности предприятий атомной энергетики в федеральный бюджет: при утверждении Минэкономики России лимитов по капитальным вложениям по блокам высокой степени готовности (в Черноземье к таким относится блок №5 Курской АЭС) увеличивать их на суммы задолженности предприятий атомной энергетики перед федеральным бюджетом.

догово-одящим-зличения редства-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.