Научная статья на тему 'О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИК

О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(материалы семинара-совещания 18-19 августа 1998 года, Центр международного сотрудничества г. Химки).

Л.Ф. Задернюк России

Председатель ФЭК

ФЭК России совместно с РАО «ЕЭС России» и ЦДУ «ЕЭС России» проводят это совещание для того, чтобы изучить мнение региональных организаций, потребителей, производителей, поставщиков на рынке электрической энергии (мощности) и выработать совместные, согласованные отношения с целью дальнейшего совершенствования и развития рынков электроэнергии в России. Переход к ним должен осуществляться плавно и согласовываться с остальными составными правилами работы рынки, и любое дискретное вмешательство в неустойчивое равновесие, которое сейчас существует на рынке, может значительно повлиять на его устойчивость. Но и медлить с этими изменениями никак нельзя.

Поэтому каждое решение, которое мы готовим, хотФось бы взвешивать и соизмерять с возможными негативными последствиями с тем, чтобы их минимизировать или исключить. Мы возлагаем на это совещание очень большие надежды, и я надеюсь, что произойдет обмен мнениями. и мы услышим о Вашем отношении к тому, что здесь прозвучит. Если же не все успеют высказаться - можно выразить свои мнения на страницах журнала "Вестник ФЭК России ".

Хотелось бы, чтобы в выступлениях поучаствовало как можно большее число представителей регионов, чтобы мы услышали и получили действительно гамму мнений по затрагиваемым вопросам.

Что побудило нас к проведению этого совещания?

Во-первых - развитие конкурентных рынков подразумевает собой изменение правил работы и рынков электрической энергии.

Те правила, по которым сейчас функционируют оптовые рынки - и вообще рынки, включая потребительские - написаны были для одной системы: управления и хозяйствующих отношений. Сейчас мы вступаем в более развернутые рыночные отношения -внедрение конкурент-

ных отношений на рынках, и здесь получается, что старые правила во многом сдерживали развитие конкуренции и конкурентный отбор производителей, мешали осуществлению прав потребителей.

Во многом действующая нормативная база сдерживает развитие этих конкурентных отношений, поэтому нам нужно их менять. Менять поэтапно, постепенно, модифицируя их, подгоняя под требования реального времени, учитывая и готовность субъектов рынка к тем или иным экономическим отношениям.

Мы должны обсудить базовый документ - «О правилах работы ФОРЭМ».

Одна из особенностей этих правил, тесно связанная с необходимостью развития конкуренции и расширением прав потребителей, включает правила предоставления услуг по транспорту электрической энергии. Без раскрепощения в части прикрепления потребителя к энергоснабжаю-щей организации, развитие конкурентных рынков происходить не может.

Чтобы потребитель получил право что-то выбирать, он должен знать механизмы, по которым эти его права будут реализовыватъея. Вот таким механизмом мы считаем изменные «Правила работы федерального оптового рынка» и «Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии».

Федеральная энергетическая комиссия утвердила методологию регулирования абонентной платы АО-энерго, по которой можно уже сейчас - однозначно и единообразно осуществлять формирование абонентной платы для региональных энерго-снабжающих предприятий и энергосетевых предприятий. Таким образом, мы даем и производителю и потребителю тот инструмент, который позволяет ему где-то приобрести электрическую энергию и довести ее, оплачивая транспортные издержки сетевых организаций, до конкретного потребителя.

Следующим этапом за методологией регулирования абонентной платы идет документ, который называется "Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии".

Ряд регионов уже прислали свои замечания, мы рассылали эти «Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии». В основном это редакционные замечания, уточняющие те, или иные положения, не меняющие концепции этого документа, но если сегодня что-то будет предложено концептуальное, рассмотрим здесь или в дальнейшем на страницах журнала.

Переходя к вопросу повестки дня «О правилах предоставления услуг по передаче электрической энергии», надо заметить, что это должны быть правила, которые четко регламентируют взаимоотношения на рынке энергии. «Поставщик» - это несколько новое понимание партнера во взаимоотношениях на рынках электроэнергии: не как энергоснабжающая организация, а как другая категория предусмотренная гражданским кодексом. Поставщик электроэнергии, организация, предоставляющая услуги по передаче электрической энергии и тот, кто этими услугами пользуется - таким образом, мы выделяем во взаимоотношениях три субъекта хозяйственных правовых отношений.

«Правила предоставления услуг» должны четко регламентировать порядок этих взаимоотношений: кто, когда и как оформляет, имеет право и пользуется эпиш правом на получение услуг; какие при этом существуют ограничения; кто является арбитром при возникновении конфликтов, и кто принимает решения, где оно может быть оспорено, как защищать права поставщика и получателя электроэнергии, не разрушить финансовое равновесие на рынке, и при этом не нарушить баланс производства и потребления электроэнергии. Рассматривая эти вопросы, нужно найти ответы относительно того, как избежать неразберихи, которая может быть при отказе от существующей схемы поставок электроэнергии и мощности; как соразмерить нашу сегодняшнюю, привычную ситуацию с планированием баланса, с его утверждением, формированием. При возможных выходах за рамки баланса.

Мы должны соблюсти несколько условий при развитии иных взаимоотноше-

____НОЯБРЬ

1998

ний на рынках, нежели существующие сейчас.

Первое условие - недискриминационностъ 'оступа к получению услуг. Могут возникнуть проблемы при отказе потребителя от суще-.твующей схемы взаимоотношений с постав-ликами энергоснабжающей организации; <есь обнаруживаются "подводные кам-ни" для существующих энергоснабжаю-аих организаций, их финансовые потери. С одной стороны, мы должны выработать :е барьеры, защищающие, получателя этой редукции, услуг, от злоупотреблений хо-йствующих субъектов, которые при этом >по-то теряют. С другой стороны, мы 1лжны построить всю процедуру рас-мотрения этих вопросов таким образом, •побы гарантированно обеспечить напи-

на рынке необходимого объема той пцности, которой мы должны будем льзоваться, и той электроэнергии, которую мы должны потреблять.

Мы также должны защищать и про-1водителя, не перекрывать ему финансо-с потоки; мы не должны оставить его в стоянии, когда он не сможет обеспечить требования потребительского рынка элек-роэнергии.

Важным условием является возможное ■этапное введение этих «Правил». Да-лть ли сейчас одинаковые права на Полунине доступа к услугам по передаче всем

сделать этот процесс поэтапным. Например, Англия пошла на ступенчатый -•од доступа к услугам по передаче. Она - начала выпустила на рынок крупных потребителей, а потом уже распространи-.1 эти права на остальных, об этом опы-.ч существуют публикации и в нашем -урнале. Я думаю, что и нам надо здесь IVмать в этом направлении, учитывая чыт и Анг-ми, и Аргентины, и всех дру-нх стран.

Обсуждение проектов предстчв-енных документов поможет ФЭК Росли при их доработке и принятии, помо-■- ет учесть мнение регионов и избежать иможных ошибок.

Дорофеев В.В. - директор РДЦ ФО-РЭМ, член Правления РАО «ЕЭС России»

Основные положения Правил - это до-умент, который определяет поведение I х субъектов рынка и рынка в целом и на .¡ком-то следующем этапе нашего развития, определяет серьезные элементы кон-гренции, условия доступа как потребителей. так и производителей к электри-■ еским сетям, расширяет возможности лпого доступа.

Если мы говорили раньше только о том, что существует федеральный рынок и на нем есть определенное количество электростанций, которые регулируются по этим правилам, положение новых Пра-и.7 предполагает уже участие в этом процессе практически всех генерирующих источников.

Мы провели серьезный анализ таких

возможностей и увидели, что тарифы или экономические показатели таких основных производителей и вообще производителей меняются в очень широком диапазоне. Сегодня достаточно много свободных мощностей, которые мы не используем и которые ложатся тяжелым грузом в виде тарифной нагрузки на действующие тарифы. Поэтому механизм работы с мощностями - это один из главных элементов, направленных на создание рынка, который определил бы экономические стимулы снижения стоимости обеспечивания мощностей, с одной стороны, и определил бы направление вывода из работы экономически неэффективного оборудования - с другой стороны.

И это не только на электростанциях, являющихся субъектами рынка, но и на тех, которые входят в состав акционерного общества электроэнергетики и электроифи-кации. Поэтому рынок становится широкомасштабным, более открытым; принципы его работы будут одинаковыми для всех генерирующих источников.

В этих условиях мы вводим понятие мощности как товара, что нуждается в утверждении постановлением. Потому что до сих пор у нас говорилось о рынке электрической энергии (мощности) и юридически понятие «мощности» не соответствовало понятию «товара», а потому была долгая дискуссия, что такое мощность - это товар или услуги.

Дискуссии привели к тому, что все-таки мощность является товаром и ее надо так и обозначать товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому конкуренция производителей электроэнергии (мощности), с включением в этот процесс всех электростанций, должна базироваться на нескольких направлениях. Сначала определяется элемент конкуренции по мощности, которая идет на правилах общего конкурентного отбора. и этот конкурентный отбор осуществляется по тарифам на электрическую энергию (мощность).

В принципе предполагается несколько этапов этого отбора.

Первый - заявочный этап на баланс по электрической мощности, формируемый РА О «ЕЭС России» совместно с ФЭК России и выдается всем субъектам в виде предложений, которые должны быть осмыслены. И на этом этапе может оказаться, что часть электростанций окажется невостребованными, то есть баланс исходит из того, что субъекты рынка заявляют потребность мощности в максимуме нагрузки. Учет резерва осуществляется по той методике, которая существует (мы считаем, что это 6-ти процентный резерв), а дальше под максимум нагрузки можно сформировать перечень мощностей.

Покрытие этой нагрузки происходит рабочей мощностью. Тариф должен пересчитываться на рабочую мощность, и в конечном итоге должен определяться баланс потребления и производства по критерию отбора рабочей мощности.

Если часть электростанций на этом

этапе окажется невостребованной, тогда процесс составления баланса становится «скользящим» на текущий год. Подразумевается заключение договоров, которые определяют поведение субъектов рынка в течении этого года.

Перспективный же баланс (сроком до 5-ти лет) определяет возможности: ввода в этом периоде новых генерирующих мощностей; выбора того оборудования, которое должно покрыть эти мощности.

В конечном итоге, если предложение определяет спрос по балансу, нужно принимать решение по выводу из работы оборудования и демонтажу его - или же какого-то временного решения по консервации или поддержанию этого оборудования в рабочем состоянии.

Поэтому, когда проходит первый отбор, он представляется на обсуждение субъектам рынка. Субъекты рынка имеют право, рассмотрев свои возможности, откорректировать свои заявки, в том числе и тарифные заявки, не забывая, что Федеральная энергетическая комиссия утверждает предельный тариф, а субъект рынка может этот тариф снижать. И после этих обсуждений субъекты рынка снова подают заявки с учетом замечаний, проводя второй тур конкурсного отбора по мощности. После этого принимается решение о текущем балансе на этот год.

Хочу обратить внимание на то, что появляется элемент двух видов договоров - долгосрочные договора и краткосрочные договора.

Под долгосрочным договором мы имеем в виду ту мощность, которая может быть востребована в любой период времени. То есть минимальные нагрузки энергосистем по периодам года определяют базовую составляющую, и на этой основе, мощность будет востребована всегда. А если так, то здесь можно будет заключать долгосрочные договоры. Оценки показывают, что стоимость электроэнергии (мощности) по базовым договорам будет процентов на 15-20 ниже, чем стоимость электроэнергии (мощности), заключаемой по краткосрочным договорам.

В этих краткосрочных договорах определяются пока критерии отбора и включение в график той мощности, которая нужна для покрытия максимальной нагрузки по году. Но в течение года возможны уточнения, исходят из оперативных договоров. Рынок мощности создается, если субъект, заявивший мощность сниженную, в принципе, может на этапе оперативных договоров заявить дополнительную мощность. Если эта мощность на рынке будет, то платить за нее ему придется ту цену, которая сложилась на данный период на рынке.

Если на рынке в этот момент мощности нет, то тогда указанному субъекту придется сказать, что мощность не заявлена, ее на рынке нет, поэтому ему придется вписываться в ранее заявленную мощность.

Прогнозы и расчеты, проведенные на базе объединенного диспетчерского управ-

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

.7ения Центра, показывают, что, в принципе для величины в 30 млн. кет. мы достигли возможности экономии порядка 2,2 млн. кет. мощностей, которые оказались невостребованными. Стоимость этого мероприятия оценивается примерно в 2,1 млрд. новых рублей.

Если это перевести на средневзвешенные тарифы, то их примерно на 7 процентов можно снизить.

На данном этапе еще не было произведено оценки ограничений сетевого характера, которые должны несколько подкорректировать указанные величины.

Конкуренция по электроэнергии идет на базе оперативных или краткосрочных договоров.

Базовые договоры, практически, совмещают мощность и электроэнергию, то есть если в базовый договор попадает электростанция, то тогда автоматически получается, что у нее использование заявленной части мощности становится круглосуточным (8760 часов в году).

На этапе краткосрочных договоров мощность может использоваться в любых периодах - в зависимости от ее востребованности. Поэтому дальше идет конкуренция по электроэнергии на рынке оперативных договоров. При этом уточняются прогнозы потребления, стоимостные характеристики в зависимости от возможности поставок топлива, использования гидроресурсов, которые тоже имеют прогнозный характер и колебания. Поэтому оперативные договора, с одной стороны, позволяют решить вопрос о сбалансированности рынка, потому что управление административным способом на рынке недопустимо. А любой шаг по управлению Оолжен подтверждаться юридическими сновами, и именно по этой причине дого-■ры. которые мы сейчас заканчиваем, бу-'ут типовыми.

Договоры эти подверглись серьезной -юридической экспертизе, и, вероятно, покажутся несколько необычными. Но мы считаем, что именно юридическая снова этих договоров является шагом вперед.

Традиционно у нас рынок управлялся ператором и, причем один оператор - центральное диспетчерское управление занимался чисто технологическими вопросами. другой /может быть, до этого момента он назывался или расчетно-дис-г.етчерским или расчетно-договорным центром вопросами договоров.

Если прогнозировать нашу работу в этот период, то оказывалось, что технология идет сама по себе, договоры идут ами по себе. Это самый серьезный недостаток ныне действующей системы.

Именно по этой причине документ разрабатывался группой специалистов, которые представляли интересы многих организаций. Группа сформулировала такую посылку, что оператор должен Оыть единым в лице Акционерного общества «ЦДУ ЕЭС России» и он будет выполнять как технологическую, так и коммерческую функции. Нельзя сегодня в ситуации неплатежей, когда финан-

совые рынки рушатся и т.д. отделить финансовые потоки от технологического управления. Это приведет к полной разбаланси-рованности рынка.

Взаимная дополнительность функций оператора такая:

A) составляются проекты договоров и проводятся соответствующие расчеты;

Б) технологи определяют элементы возможных ограничений, которые учитываются при подготовке договоров;

B) договоры заключаются с условием, что технологу нужно строго следить за их выполнением, чего сегодня, к сожалению, пока не удается добиться.

Это один из основных вопросов эффективного поведения субъектов рынка и деятельности рынка. Делить эти два функциональных направления по отдельным организациям на сегодня недопустимо ни в коем случае. Хотя допустимо предпочтение отдавать какому-то одному из субъектов рынка - как по генерации, так и по потреблению: только по тому признаку, что собственником является тот или другой, или третий - и этот собственник в какой-то мере может повлиять на оператора. Это действительно серьезный вопрос и крайне неприятный.

Надо построить рынок таким образом, чтобы оператор четко руководствовался этими правилами и если он отступает от правил независимо от того, кто дает ему эту команду, то он нарушает основное условие своего функционирования. Тогда руководство этого оператора должно понести наказание, вплоть до снятия с работы.

Применение санкций и контроль за деятельностью оператора, и за исполнением правил возлагается на наблюдательный совет, который должен представлять интересы всех субъектов рынка.

Одна из его обязанностей - наблюдение за выполнением оператором установленных правил, с учетом того, что система правил должна обеспечивать элементы доступа.

Доступ поставщиков на недискриминационных принципах предусматривает:

А) фиксацию стоимости электроэнергии (мощности), которую он дает на рынок, причем в конкретных цифрах;

Б) если ее объемы оказываются при этой стоимости востребованными, исходя из условий прозрачного и понятного для всех отбора, то доступ обеспечивается без дополнительных условий.

Если этот поставщик оказывается за пределами востребованности, то это уже не вопрос дискриминации, а проблема поставщика в условиях рынка.

Вполне возможно, что некоторые ограничения, могут сделать работу поставщика крайне неэффективной. Тогда станет вопрос, кто за это должен платить, сколько и как?

Например, какое-то АО-энерго имеет электростанцию, на которой затраты крайне высокие. Эта электростанция поставляет тепло в своем регионе. Ее дорогая электроэнергия будет "размазана" по рынку. Такого, скорее всего, быть не должно.

Каждый производитель имеет право доступа к сетям, на уже устоявшихся условиях, но у него появляется новый элемент, которого до сих пор не было.

До настоящего времени любой потребитель получал электроэнергию и заключал договоры только со своей территориальной энергоснабжающей организацией, и это было как раз дискриминацией по отношению к потребителю. Правила предполагают три варианта возможного поведения потребителя, в соответствии с которыми он:

A)имеет право пойти на энергоснабжение через договор со своей энергоснабжающей организацией, которая находится на своей территории;

Б) имеет право выбирать поставщиков на оптовом рынке, от которого будут идти гарантированные поставки;

B) имеет право выбирать независимого регионального оператора.

Независимый региональный оператор - новая структура и даже новое понятие, которое дает возможность развивать конкурентный рынок услуг для потребителей.

Эти услуги связаны с тем, что поставщики электроэнергии всегда должны оплатить или получить оплату за произведенную продукцию (услуги). Сегодня у нас это, к сожалению, получается не всегда, кроме того, что до поставщика не всегда доходят те средства, которые нужны и есть.

Акционерные общества электроэнергетики и электрификации, являясь сегодня монополистами на этом рынке, средства направляют в первую очередь на поддержание собственных источников, электростанций, сетей и структур, которые обеспечивают жизнедеятельность этих субъектов, даже если эти субъекты далеко не всегда являются эффективными с точки зрения конечных потребителей, даже этой территории.

Поэтому если говорить об операторе, то на него вводится целый ряд ограничений. Этот оператор должен иметь какое-то право, например, лицензию. Ее форма сегодня пока не определена. Имея лицензию, выданную в соответствующем порядке, оператор должен давать гарантии поставщику по оплате: если рынок заключает с ними договор на то, чтобы он потом, обеспечивал подачу электроэнергии потребителям и получал с них деньги, то предварительно он должен нести несколько видов гарантий.

Первая гарантия - это вопрос предоплаты. Если энергия оплачена заранее, то, естественно, других гарантий уже не нужно.

Если нет условий предоплаты, то могут быть какие-то другие гарантии. Банковские, имущественные, и т.д. Но в то же время должен быть специальный механизм их получения.

Поскольку этот оператор может не обладать никаким имуществом, то вопрос гарантий - это вопрос наиважнейший. Чтобы не получилось так, что заключаются договора с оператором, который потом не исполняет своих обязательств перед поставщиком.

НОЯБРЬ

1998

ЕЛ. Игнатенко - Генеральный директор концерна "Росэнергоатом"

Ооеуждая статус генерирующей ком-нни атомной энергетика как субъектов * ОРЭМ, отмечу, что для консолидации чансовых средств и более эффективно-:<л" использования концерн "Росэнергоа-м " совместно с Министерством атом-■ энергетики разработали программу . образования атомной энергетики в еди-генерирующую компанию. Атомные электростанции расположе-- ч стране в виде кольца вокруг центра сии: Билибинская станция находится на отке. Всего- 9 станций, 29- энергоблоков, мощность - 21242 Мг., основные произ-\твенные фонды - 36,5 млрд. руб. (в . чах 1997 года). Численность персо-. - 47 тыс. человек, из них: промыипен--производственного - 24 тыс. человек. Атомная энергетика - одна из наибо-экономически эффективных отраслей России, она производит продукции на '■лыс. долларов в год из расчета на одно-работающего и на 100 тыс. долларов из . чета на одного человека промышленно-• :пводственпого персонала.

Ее место в энергетике России таково: ~ изводится 108 млрд. квт/час электро--ргии. В длительном капитальном ремон-. 2 года) простоял Курский энергоблок. Росэнергоатом" приступил к монтажу >вного оборудования на Калининском :ергоблоке № 3: Выполнены работы на : ливно-реакторной энергоустановке на : . товском энергоблоке № 1.

С 1994 года наблюдается некоторое чсение выработки, потому что часть .ргоблоков типа РБМК стала выходить лительные капитальные ремонты (в 2-:-летние). У нас таких 13 энергоблоков, 'порые будут ремонтироваться по оче-лности д. 2007-2010 гг. Сейчас приня--: меры, чтобы сократить этот провал ' выработке.

С точки зрения обеспечения безопас-. ти: по частоте срабатываемой аварий-II энергозащиты (в реакторо-годах с пе-.. четом на 7000 часов работы) показатель в России - 0,4 (на уровне Германии), Япония дает 0,02, в среднем -1,0 Канада и Франция.

Соединенные Штаты Америки и Великоб-нания отстают, отстает также и Украи-..!. на которой блоки того же типа. Когда проились АЭС на Украине, мы поставлячи ■ .тда новые блоки, а в Россию - старые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наш тариф на ФОРЭМ и его топлив-: '-составляющая - ниже топливно-состав-:я ющей на угле.

С тех пор, как прекратилось поступ-:гние средств из бюджета, продолжаем достраивать незаконченные строитель-твом блоки за счет собственных средств. Основные усилия и средства направлены чч Калининскую и Курскую (3 и 5 энергоблоки), а также Ростовскую станции. Этим летом мы получили разрешение на достройку Ростовской АЭС, и сейчас основные средства пойдут на нее.

Почему появилась идея генерирующей компании и почему мы этой идеей занимаемся? В мире существуют две модели фун-

кционирования атомной энергетики: американская и французская.

Американская модель применяется в Германии и Японии. В чем ее особенность? В этих странах существуют фирмы-ги-ганты, которые производят товара на сумму 80 млрд. долларов и более в год. Эти фирмы создают атомные станции от проекта до сооружения, потом сопровождают эксплуатацию в течение всего периода работы станции, а затем снимают станцию с эксплуатации.

При наличии таких фирм атомные станции могут существовать в виде групп станций (в том числе в виде энергокомпаний), в которые входят вместе и тепловые и атомные станции, хотя сейчас владельцы АЭС переходят на их группирование.

В этих условиях предусматривается, что все сопровождение ядерноопасного проекта в течение всего жизненного цикла производится такой мощной фирмой, способной делать все. В задачу атомных станций входит только платить деньги за оказываемые услуги.

Вторая модель - французская - прообраз бывшего Минэнерго СССР и даже более жесткая. Это, практически, государственное предприятие, с единым тарифом, станции - цеха, единый проектный институт, единые проекты, стандартизация и унификация - и все это связано с подобным способом управления.

Я отдаю предпочтение второму типу управления, поскольку он позволяет удешевлять энергию, удешевлять работы, сокращать численность персонала. Электрическая энергия Франции - самая дешевая в Европе.

У нас таких фирм-монстров нет, даже при советской власти нам не удалось создать подобное, но у нас есть Минатом, который и делает и забирает топливо.

У Минатома есть пять проектно-кон-структорских институтов, причем они разорваны с заводами - производителями реакторного оборудования, не говоря уже о турбинном и электроэнергетическом оборудовании.

Поэтому возникает потребность собрать это все в единую систему. У французов свой проектный институт и они заказывают оборудование другим фирмам. У них единая энергокомпания, которая включает и сети и тепловые станции. Отдаленно наша система напоминает французскую модель, но ближе к английской модели.

Английская модель ближе к системе частной электроэнергетики. В частной компании находится 6 атомных электростанций с численностью персонала - 6000 человек. Оставшиеся АЭС являются государственными. Модель более близка нам, но дальнейшее движение к удешевлению товара (электроэнергии) немыслимо без стандартизации, унификации, в том объеме, с которыми мы существуем.

Какие особенности существуют в нашей электроэнергетике?

1. Важнейший элемент - это снятие блока с эксплуатации. Такая практика существует во всем мире как сис-

тема. При включении блока в эксплуатацию начинаются отчисления от 1,5 до 3,0% на специальный счет. Затем эти средства тратятся на снятие блоков с эксплуатации. В одних странах эти затраты составляют 50% от стоимости блока, в других - 100%.

Мы же получили право накапливать средства на снятие блоков с эксплуатации только в 1994 году, размер отчислений установлен в размере 1,5%.

Уже четыре блока снято с эксплуатации и их снятие ложится на стоимость квт/часа. Готовятся к снятию два блока на Белоярской АЭС и это еще более усугубит положение с финансированием работ по выводу блоков из эксплуатации, так как средств на эти цели нет в банке, а следовательно брать их, кроме как из тарифа, негде.

2. На Западе строительство ведется за счет кредитов. У нас кредитов нет.

На достройку блоков нужно: Ростовской АЭС - блок N9 1- 100 млн. долларов, Калининской АЭС - блок № 3 - 200-250 млн. долларов,-Курской АЭС - блок № 5 -350-400 млн. долларов. Это очень большие суммы, которые мы не сможем получить из абонентной платы.

При переходе к рыночным отношениям наши станции начали резко конкурировать друг с другом. Но исходя из нынешней ситуации мы за счет объединения тарифа планируем снять цены на 20%, это один из моментов нашего выживания. Мы рассчитываем на возможность снижения тарифа и в системах, в которых мы находимся, надеемся на взаимопонимание губернаторов областей.

За счет внедрения стандартизации и унификации мы планируем снизить затраты на строительство АЭС. Мы надеемся, что в новый год мы войдем в качестве единой генерирующей компании.

Кутовой Г.П., заместитель

председателя ФЭК России

Одной из самых актуальных задач в реформировании хозяйственных отношений в электроэнергетике является разделение учета производственных затрат энергетических компаний по видам деятельности (производство электрической, тепловой энергии, услуги по передаче и распределению электрической и тепловой энергии, энергоснабжение) и организация конкуренции в сфере производства и поставки электроэнергии. Если решение первой задачи - это реализация комплекса, в основном, административных мер в рамках реструктуризации хозяйственной деятельности энергокомпаний, то вторая задача может быть решена лишь при условии радикального пересмотра сложившейся практики прямого государственного регулирования тарифов на электрическую энергию (мощность) всех поставщиков - как ФОРЭМа, так и непосредственно всех электростанций, находящихся в структуре АО-энерго. Шестилетний опыт тотального регулирования всех поставщиков электроэнергии (мощности)

Вестник ФЭК России

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

силами ФЭК России и РЖ субъектов РФ доказал бесперспективность такого подхода, а зарубежный опыт продвинутых в этой области стран (Англии, Швеции, Норвегии, Финляндии, большинства штатов США и др.) - при всем разнообразии организационных форм - свидетельствует о целесообразности отказа от прямого регулирования деятельности в сфере производства энергии и необходимости создания правил конкуренции поставок энергоресурсов в рамках Пула производителей и потребителей электроэнергии (мощности). Члены Пула создают свою структуру саморегулирования и самоуправления через Совет Директоров Пула и операторов рынка (технологического и финансового), работающих на бесприбыльной основе. В этих условиях непосредственному государственному регулированию подлежит лишь стоимость услуг естественных монополий.

В российских условиях в рамках действующего законодательства для реализации идеи конкуренции всех поставщиков электроэнергии (мощности) с созданием условий саморегулирования и самоуправления выбрана организационно-правовая форма - некоммерческое партнерство всех субъектов рынка.

Некоммерческое партнерство "Национальный энергетический рынок" было создано в июне 1997 г. в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации №426 от 28 апреля 1997г. "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", предусматривающем, в частности, "...создание наблюдательного совета оптового рынка, состоящего из представителей в:~гх его участников и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, для контроля за деятельностью оператора оптового рынка; ".

Основными задачами НП "НЭР" являются контроль за деятельностью оператора оптового рынка, а также формирование новой системы организации оптовой торговли электроэнергией на конкурентной основе, разработка правил деятельности участников оптового рынка электроэнергии, основ ценообразования на нем, порядка взаимодействия его участников.

В настоящее время интересы производителей электроэнергии, потребителей и организаций, оказывающих услуги па Ф0-РЭМ, совпадают далеко не всегда, а существующая в электроэнергетике структура управления отраслью не дает возможности каждой из заинтересованных сторон реально влиять на процесс формирования недискриминационных конкурентных хозяйственных отношений на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Сегодня отсутствует единый сбалансированный подход к организации оптовой торговли электроэнергией, что влечет не-

доверие участников рынка к процессу покупки и продажи электроэнергии. С созданием НП "НЭР" субъекты оптового рынка электроэнергии получили возможность самим решать вопросы функционирования оптового рынка, включая разработку правил оптового рынка, с участием РА О "ЕЭС России ".

Основными достоинствами НП "НЭР" является его демократичность, прозрачность и саморегулируемость. Наличие такой формы сотрудничества субъектов оптового рынка позволит оперативно выявлять и разрешать конфликтные ситуации между ними. Работа в экспериментальном режиме с небольшими объемами электроэнергии дала возможность оперативно корректировать ценовую политику и принципы взаимодействия между участниками в рамках НП "НЭР".

В октябре 1997 г. состоялось Общее собрание участников НЭР, в котором приняло участие 9 организаций. В ходе этого собрания были избраны Наблюдательный Совет (Совет Директоров) НЭР и Председатель Наблюдательного Совета НЭР и утвержден пакет документов по организации функционирования НП "НЭР ". Для обеспечения равноправного представительства интересов поставщиков электроэнергии, потребителей и организаций, оказывающих услуги по энергоснабжению от каждой группы участников в Наблюдательный Совет входит по J Голосующих директора, а также Неголосующие директора от Минтопэнерго РФ, ФЭК России, ГАК России, концерна "Росэнергоатом". Одним из основных принципов организации НП "НЭР" является равноправное представительство субъектов оптового рынка из всех объединенных энергосистем (по крайней мере, по одному представителю участника НЭР от каждой объединенной энергосистемы) в Наблюдательном Совете и его Комиссиях. В случае необходимости, в том числе и по представлению участников НЭР - Наблюдательный Совет принимает решение о создании дополнительной комиссии с участием заинтересованных представителей регионов, а также субъектов федерального оптового рынка электроэнергии. В проработке находится вопрос создания региональных представительств НП "НЭР".

26 марта 1998 года прошло Общее собрание участников НП "НЭР", в котором приняли участие представители 84 организаций - субъектов ФОРЭМ и крупных потребителей электроэнергии. Добровольное участие большинства субъектов ФОРЭМ в Общем собрании участников НП "НЭР" является гарантией последовательности реформы ФОРЭМ и свидетельством правильности выбранного пути. На Общем собрании основными направлениями деятельности Наблюдательного Совета НП "НЭР" на ближайшее время были опреде-

лены создание стратегии развития и правил оптового рынка, выработка принципов тарифной политики, контроль и регулирование операторов оптового рынка. Ни нынешнем этапе необходимо расширить круг участников НП "НЭР" с целью включения всех субъектов ФОРЭМ в число участников и сформировать эффективный аппарат НЭР и Комиссии Наблюдательного Совета НП "НЭР" с целью передачи в их ведение подготовку методологических документов для Наблюдательного Совета по вопросам дальнейшего развития оптового рынка.

Деятельность по созданию благоприятных условий для увеличения платежей денежными средствами и снижению тарифа для конечных потребителей служит также преодолению недостатков, свойственных существующему оптовому рынку электроэнергии. Конкретными проявлениями такой деятельности являются подготовка механизма купли-продажи электроэнергии по прямым договорам и проработка возможности использования договоров на реализацию продукции, произведенной в будущем периоде (фьючерсные договоры).

В настоящей ситуации существенно возрастает роль ФЭК России, как государственного органа, осуществляющего регулярный контроль за деятельностью НП "НЭР", его Наблюдательного Совета, Комиссий и аппарата на предмет соответствия существующей нормативно-пра-вовой базы, обеспечения недискриминаци-онности и прозрачности разрабатываемых правил рынка.

Процесс совершенствования работы оптового рынка будет не полностью эффективным без внесения изменений в действующие нормативные правовые акты (в частности, в Постановление Правительства РФ №793 от 12 июля 1996 г. "О федеральном общероссийском оптовом рынке электроэнергии и мощности ") в части формирования на оптовом рынке конкурентной среды, без чего управление рынком останется в зависимости от прежней монопольной схемы. Для установления рыночных связей между поставщиками и потребителями электрической энергии в соответствующих законодательных и нормативных документах предлагается закрепить, что:

1) у потребителей есть право на выбор поставщика электрической энергии (АО-энерго, НФО, блок-станция или другой независимый поставщик), а также на получение услуг соответствующих энер-госнабжающих организаций по передаче энергии;

2) энергоснабжающие организации, оказывающие услуги по передаче энергии от любого поставщика, не вправе отказать потребителям в их предоставлении при наличии соответствующей технической возможности;

3) Региональные энергетические комис-

НОЯБРЬ 1998

не вправе отказывать в утверждении ш за передачу энергии по низковолып-■ сетям АО-энерго (региональная або-:ная плата) гаи увеличивать ее для ком-- ации недополученных А О-энерго дохо-

4 Региональные энергетические комис-. утверждают предельную величину та-: !в на услуги по передаче электричес-энергии, при этом поставщики элект-I ской энергии и энергоснабжающие лшзации имеют право самостоятель-. нижать указанные тарифы при усло-. оплаты денежными средствами.

Необходимо:

1. Завершить процесс вступления в 77 НЭР" всех субъектов эпергетическо-рынка.

Сформировать рабочий аппарат г.П -НЭР".

3. Определиться с функциями и пол-Vмочиями НФО НЭР.

4. Разработать регламент взаимо-. твия НФО НЭР и ЦДУ ЕЭС России и

ОДУ.

5. Подписать коллективный дого-

- р всеми участниками НП "НЭР", в ко-

■ ром каждый из них должен взять на себя ~я жительства по выполнению правил рын-

- .1 разрабатываются), согласиться со

■ 'ими обязательствами и своей ответ-. твенностью перед другими партнерами : < энергетическому рынку.

В.И. Эдельман - д.э.н.

Сложность задачи методического беспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии заключается в необходимости подготовки целого пакета документов. Это нормативы, которые существовали в прошлом, сейчас они в значительной степени реанимируются и уже в какой-то степени подготовлены: это нормативы затрат труда, затрат на эксплуатацию электрических сетей, на ремонт электрических сетей.

Если представить, что на территории нашей страны существуют очень разные климатические условия, природные, рельефные условия, то решение данной задачи усложняется до крайней степени из-за очень высоких колебаний.

В прошлом, когда такие нормативы формировались, применялась система коэффициентов. Около 20-ти различных коэффициентов к показателям затрат, позволяющие учитывать те или иные характеристики в отдельных регионах России.

Сегодня, на первой стадии формирования этих нормативов, предполагается, что для каждого природного района, а в целом для А О-энерго. а может быть, и для отдельных зон АО-энерго (это еще предстоит проанализировать, потому что в

ряде случаев А О-энерго находятся в разных зонах), будут созданы нормативные показатели затрат на транспортировку электроэнергии по сети.

При этом данная работа ведется на основе той информации, которая находится в ЦОТэнерго, ОРГГРЭС, НИИЭЭ. Эта информация будет предлагаться в качестве нормативной на первой стадии ее рассмотрения, и она будет включаться в механизм, который будет формировать методику определения затрат. (В последствии - методику определения тарифов на передачу электро- энергии)

Что касается потерь, которые должны быть определены в затратах, то их-то не так легко учесть при приоритетном формировании затрат.

Поэтому потери предложено разделить на две составляющие:

постоянные потери, которые привязываются к базе электрических сетей и переменные потери, которые зависят от объема потребляемой энергии. Разделение приводит к тому, что сложность определения потерь предлагается решать следующим образом: 1) постоянные потери будут предложены в качестве нормативов, это некие значения, которые будут зависеть от структуры сетевого комплекса, зависеть от количества и соотношения протяженности линии передач в каждой отдельной энергосистеме, от системы трансформаторов и т.д., короче, они привязаны к каждой конкретной энергосистеме. Данные такие собраны, есть и расчеты по энергосистемам. Проводятся они и централизуются в НИИЭЭ, ОРГГРЭСе и мы будем исходить из этих данных.

2) переменные потери, которые зависят от объема потребляемой энергии, предлагается не формировать в качестве дополнительных затрат, а просто использовать в качестве коэффициента или абсолютного значения: оно будет изменять объем потребляемой, покупаемой энергии, или продаваемой через сеть.

Такая двойственность потерь приводит к несколько осложненному механизму, но мы постараемся их максимально упростить. Здесь нужно сказать, что коммерческие потери в наше рассмотрение не включаются, хотя они составляют довольно значительную долю от сегодняшних потерь. С точки зрения практического применения, здесь есть определенные сложности, но с точки зрения нормативного, методического, научного подхода мы эти затраты не включаем.

Полностью исключаются вопросы с перекрестным субсидированием. Как перекрестные субсидирования между потребителями, так и между структурными элементами сетей.

Вот те основные принципы, которые заложены в нашей методологии.

От Редакции:

В результате состоявшегося обсуждения представленных документов рекомендовано -продолжить работу над ними с учетом замечаний и предложений, АО-энерго и региональным энергетическим комиссиям подготовить дополнительные предложения и направить их в адрес ФЭК России.

Обзор

подготовили: Макеечев В. А., Фомченкова А.Ю. Информцентр АСТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.