НОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЭК
НП "Национальный энергетически -рынок" и Независимы-1 финансовый оператор: итоги первого года работы
Ei июне 1997 г. начали свою деятельность две новые структуры в энергетической отрасли России: Некоммерческое партнерство "Национальный энергетический рынок" (НП НЭР) и "Независимый финансовый оператор" (НФО). Как зародились и развивались эти организации? Каковы их перспективы на будущее? Эти вопросы поставлены перед ведущими специалистами данных структур Е.В. Троиикой.
А.Н. Ремезов, зам. Председателя Правления РАО ''ЕЭС России", руководитель рабочей группы по созданию и развитию НП НЭР и НФО
Александр Николаевич, почему зародилась такая инициатива, зачем нужно было НП НЭР?
К идее НЭР нас побудил постоянный анализ существующего производства и потребления электроэнергии и мощности, который приводит к выводу, что говорить о рынке сегодня пока преждевременно. Правильнее было бы сказать, что существует достаточно эффективный механизм распределении энергии между производителем и потребителем, а также учета платежей. Рынка в прямом понимании не существует: более того, имеет место неверное понимание рынка, да и сама по себе концепция неверна. И вот как раз трансформация этой концепции, движение в сторону рыночных отношений нашли свое отражение в создании "Национального энергетического рынка'.
Сегодня однозначно надо признать, что потребитель находится в более ущемленном положении по сравнению с производителем. Он не имеет механизмов влияния на принятие решений на оптовом рынке электроэнергии. Ему предлагают определенный тариф, а согласен он с ним или нет - неважно. Это отсутствие возможности выбора у потребителя в свою очередь далеко не стимулирует производителей и энергоснабжающие организации сокращать собственные затраты и повышать свою экономическую эффективность: вся задача для этих субъектов ФОРЭМ как правило сводится к тому, чтобы доказать энергетическим комиссиям оправданность своих затрат. Как может НЭР решить эти проблемы? НЭР основан на принципиально другой идеологии, ибо он объединяет всех участников оптового рынка и призван защищать их интересы. На сегодняшний день РАО "ЕЭС России", по Постановлению Правительства, является организатором рынка, и РАО "ЕЭС России', естественно, отстаивает интересы Единой энергетической системы в первую очередь, равно как и интересы энергоснабжающих организаций на местах, являясь в то же время и оператором рынка (в лице ЦЦУ). При такой расстановке сип, что и говорить, потребитель приходит на ум в последнюю очередь. НЭР же как ассоциация субъектов ФОРЭМ должен уравнять интересы всех участников процесса. Вы употребили слово "единая". Не станет ли новая идеологии НЭР потенциальной угрозой единству системы?
Не станет, потому что в любом случае технологической основой оптового рынка электроэнергии является единая энергосистема - совокупность технических элементов, то есть станций, линий электропередач оборудования потребителей, с которыми ничего не произойдет при любых реформах рыночных отношений, и РАО "ГЭС России"- это то юридическое лицо, которому поручено ею технически управлять. Когда мы говорим "ФОРЭМ" - федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности - то под этим словом подразумевается определенное экономическое пространство, в рамках которого действуют покупатели, продавцы, те, кто производят расчеты, и пот как раз это экономическое пространство должно перейти в педомство НП НЭР для определения правил рынка
самими его участниками. То есть члены партнерства НЭР -через структуры Общего собрания и Наблюдательного совета, нескольких Комиссий по тем или иным вопросам (экономическая и ценовая политика, юридические взаимоотношения, перспективы развития, контроль за выполнением Правил) -вырабатывают общие принципы работы на оптовом рынке электроэнергии.
Будет ли и впредь осуществляться государственное регулирование в области энергетики?
Здесь есть свои особенности. Когда разрабатывалась идея НЭР, то, конечно же, не подразумевалось, что государственное дело управлени! энергетикой России превратится в подобие профсоюзного собрания. В Наблюдательный совет НЭР входят - помимо субъектов рынка - все государственные организации, которым до сих пор поручено вести регулирование и контроль за отраслью: представитель ФЭК России имеет статус Неголосующего директора, в управлении НП участвует также ГАК России, Минтопэнерг о РФ - так что в целом в основу партнерства заложен принцип государственной регулируемости. Например, Комиссия из представителей нескольких субъектов рынка разрабатывает проект принципов ценообразования; этот проект выносится на Наблюдательный совет НЭР, в заседании которого одновременно участвуют и все вышеозначенные государственные представители; если, например, ФЭК России считает то или иное предложение неприемлемым, то она может применить соответствующую процедуру в виде принятия Постановления, приостанавливающего конкретное решение. То есть государственная управляемость полностью сохраняется. А как обеспечивается коллегиальность принятия решений? Сами энергетики уже втянулись в процесс совместной работы с ФЭК России, процедура утверждения тарифов отлажена, все основные решения вырабатываются совместно. На сегодняшний день основная проблема - вызвать к диалогу потребителя, который стоит пока в стороне от принятия решений, а из-за этого и интересы его сильно страдают. Какие результаты были достигнуты за год? Самое главное - в течение этого года произошло тщательное и осторожное осмысление идеи, сформулирована вся та философия рынка, о которой мы с Вами говорим. Мы обдумали, насколько правильно выбрано было общее направление изменений, как вписывается эта новая структура - Общее собрание, Комиссии, Наблюдательный Совет - в действующий сегодня механизм организации рынка, нуж;;ы ли вообще некоторые из них, как их сделать максимально эффективными. Этот год подтвердил, что все решения были приняты правильно, и окончательная шлифовка идеи проходила в очень незначительном виде. 26 марта 1998г. мы провели очередное Общее собрание. Если год назад членов Паршерства было около десяти (инициаторы, энтузиасты), то за месяцы работы НЭР новая идеология была доведена практически до всех энергоснабжающих и энергообеспечивающих организаций - это РАО "ЕЭС России", производители, АО Энерго, и сегодня в состав НП НЭР входят 73 юридических лица, причем заявления постоянно продолжают поступать; тем самым идея продолжает двигаться в широкие массы. Опять же, на данном этапе важно привлекать и потребителей - если сами энергетики уже в курсе, то потребитель пока еще не осознал полностью идею НЭР. Наконец, дискуссии и осмысление велись и на самом высоком уровне - и с Минтопэнерго РФ, и с руководством ФЭК России; позиция руководства по НЭР на сегодняшний день сформирована и определена - необходимо начинать действовать. Что же конкретно запланировано сделать в ближайшее время?
Ближайший план - завершить разработку организационной структуры НЭР и подготовить начало работы Комиссий к началу
Be« fflüK Росснк
НОВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЭК
осени, чтобы все знали, куда, по каким вопросам обращаться и к кому. Решаются рабочие вопросы - подыскиваются помещения, подбираются кадры разрабатываются Правила рынка так чтобы они гармонично вписались в существующую единую схему энергосистемы, оттачиваются методики договоров и це -юобргзования проводив, запла! 1ироьанные изменения. Сегодня наша самая сложная и основная методическая задача - увязать идеологию НЭР, т.е. идеологию обновленного и эффективного оитоиого рынка электроэнергии, с жизненными проблемами отрасли. Более того, есть поручение Правительства отрабатывать механизмы действия этого рынка. Сначала эти механизмы запускаются в порядке эксперимента, а по успешном завершении испытательного срока приобретают и постоянный статус на ФОРЭМ.
Какче примеры таких успешных экспериментов Вы можете привести?
Тот же Независимый финансовый оператор, о котором мы говорили в начале: он создавался под конкретную схему, с кото-оой, я считаю он прекрасно справился. Рано или поздно мы ice равно перейдем к нормальным денежным отношениям и зее расчеты будут проводиться в живых деньгах'. Вот, чтобы не откладывать! "на логом', мы и решили начать заранее и отработать эгу модель на тех предприятиях, которые сегодня готовы рассчитываться деньгами. Такие предприятия нашлись, они полупили за это значительные скидки, утвержденные ФЭК °оссии.
НФО вышел на рынок как конкурентный поставщик электроэнергии, хотя с более жесткими условиями. Он предлагает четкие и выгодные взаимоотношения на основе жестких партнерских обязательств расплачиваться денежными средствами в срок, к тому же с внесением предоплаты. Наконец, очень важное достижение НФО - у потребителя сегодня оеально появляется выбор поставщика энергии. А какие задачи ставятся перед НФО на будущее? Директива сформулирована, механизм отработан и гюле его деятельности открыто, здесь ничего не изменилось, и своей деятельностью за год Оператор только подтвердил правильность избранного нами курса. За этот год объемы продаж НФО вь росли более чем в 100 раз. НФО это электроэнергия дешев-ле, договорные обязательства четче и поставки надежнее. Я думаю, что столь очевидные результаты неоспоримы - нужно двигаться дальше в этом направлении.
О.А Зотин. Генеральный Директор НП НЭР
Олег Анатольевич, как, на ваш взгляд руководителя, НП НЭР удалось справиться с поставленными пиред ним задачами?
Чтобы успешно выполнить поставленные перед нами задачи формирования новой системы организации оптовой торговли энергией, нам необходимо было разработать не просто теоретические схемы, а жизнеспособные механизмы, которые решали бы насущные проблемы отрасли - и при этом не противоречили интересам надежного и безопасного энергоснабжения в стране. В этом направлении основными достижениями мы считаем два момента:
- вынесение всех вопросов на широкое коллегиальное обсуждение, давшее возможность всем заинтересованным участникам обдумать основные инициативы, взвесить все "за" и "против" и принять активное участие в процессе;
- bbdho избранная тактика постепенного продвижения идей НЭР, который и позволил участникам рынка как следует все осмыслить.
Сам по себе принцип равноправного участия в процессе формирования правил рынка, хотя его необходимость и назрела, был поначалу не всегда понятен многим участникам, ибо энергетика страны традиционно функционировала совершенно иначе. Поэтому мы уделили много времени первоначальной разъяснительной работе, сбору мнений и тщательной проработке процедур такой новой коллегиальной формы работы, и мы будем стремиться и впредь осуществлять все преобразования шаг за шагом, без резких поворотов и разрушений в существующих схемах работы. Наша цель -настроить на конструктивное сотрудничество очень оазнопла-новое сообщество всех участников энергетического рынка, на-хэдить разумный компромисс в их порой противоречивых точках зрения.
Сегодня, когда этот этап осмысления необходимости новой формы работы пройден и участники процесса поверили в реальность инициатив НЭР, можне приступать к конкретным шагам по преобразованию правил рынка.
Как проходит подготовка к этой рьальной работе НП?
Во-первых ведется она давно и сразу же ей был задан тон присущей НП НЭР коллегиальности. В июне 1997 г. была сформирована оперативная Рабочая группа из представителей различных подразделений РАО "ЕЭС России" под руководством А Н.Ремезова, призванная разработать основные положения и принципы организации НП, а также реализовать на базе ОЭС "Центрэнерго" эксперимент по налаживанию механизма взаимодействия субъектов ФОРЭМ через независимого оператора оптового рынка Тут учигывались как реалии российской энергетики, так и опыт зарубежных коллег. В ходе работы группы и консультаций с Правлением РАО "ЕЭС России" было принято решение о выборе юридической формы некоммерческого партнерства участников рынка как наиболее оптимальной формь организации контроля за деятельностью на оптовом рынке^ Уже через месяц о работе группы было доложено Первому заместителю Председателя Правительства РФ Б.Е.Немцову и получено одобрение результатов.
Во-вгорых, эту подготовку можно условно разбить на несколько основных направлений: подготовка нормативных документов закрепляющих деятельность НП НЭР на оптовом рынке, расширение числа участников и организационное формирование Во всех трех направлениях ведется напряженная работа. За год были утверждены около десятка основополагающих доку ментов, регулирующих деятельность как самого НП, так и дру гих субъектов рынка, в числе которых "Методика расчета тарг-•фов на электрическую энергию, используемых в договора: заключаемых на ФОРЭМ", утвержденная ФЭК России, пакет документов по организации функционирования НП НЭ11' совместная Программа действий РАО "ЕЭС России" и ФЭК России по совершенствованию статуса оператора оптового рынка, и другие. Расширяется число участников НР НЭР, мы наблюдаем устойчивый и неуклонный рост интереса к нашей работе со стороны участников рынка. НЭР учреждался год назад двумя партнерами, к октябрю их чи< ло достигло 24, а сегодня в партнерстве участвует 73 оог« низации (РАО "ЕЭС России", ФЭК России, ГАК России, концерн "Росэнергоатом", 1С электростанций, 37 АО Энорги и 16 кошеных потребителей), и дальнейшее рассмотрение поступают заявок продолжается. Наконец, НЭР постепенно приник конкретные организационные очертания: в октябре 1997г Общем собрании участников НП были избраны Наблюдата-&-ный совет [НС] (Совет директоров), в который войти тр,- Ге лосующих Директора от каждой области энергетики (произвел ство. услуги и потребление) и Неголосующие Директора от Минтопэнерго РФ, ФЭК России, ГАК России, концерна "Росэнер-атом", а был также избран Председатель НС. Расширенна- I тому моменту рабочая группа ФЭК России и РАО "ЕЭС Рея сии" уточнила принципы деятельности НП НЭР, осущеслъ --разъяснительмую работу в регионах, провела ряд селектор-* совещаний. Сетодня в этом последнем, организационном правлении ведется активная работа по формированию рз * чего аппарата НЭР с целью передачи ему рабочей груп-: всех задач по методологическим разработкам дальнейц. развития идеологии рынка.
Какие еще шаги необходимо предпринять, чтобы об г печить эффективность роботы НЭР?
Конечно, самому НЭР всех задач не решить. Поэтому нам -стоит поработать вместе с ФЭК России, РАО 'ЕЭС Росс:.:-Правительством РФ над внесением соответствующих и-ний в действующие нормативные правовые акты, особе-' области формирования на оптовом рынке конкурентной ср> среди производителей и поставщиком электроэнер! ии - в >г числе разделения услуг АО Онерго на поставку и пронзен ство электроэнергии. Это также процедура, обязывающая э>-госнабжающио организации не отказывать потрооигелю г доставлении услуг по передаче электроэнергии от любогс ставщика; процедура утверждения фиксированной и эконс» чески обоснованной региональной абонплаты за услуги пс -редаче электроэнергии по сетям АО Энерго. Что же касается наших основных направлений деятельное-«
то как только будет сформирован аппарат, Комиссии на-разработку Правил рынка и принципов ценообразования и
октре;
1 oí •
0ОВЫЕ СТРУКТУР! ГЭК
мых договоров, т.е. приступят к своим основным обязанностям, ради которых НЭР и создавался.
А.В.Никольский, Генеральный директор "НФО"
Анатолий Валерьевич, к вам как к Генеральному директору НФО мы обращаемся с конкретными опросами по особенностям деятельности новой структуры. Какие принципы лежат и основе работы Независимого финансового оператора?
Правила, по которым мы работаем, логично вытекают из поставленных перед нами целей: во-первых, повысить доверие участников рынка к механизмам его функционирования за счет недискриминационного характера выполнения операторских функций - мы достигаем этою с помощью равноправного доступа к нашим услугам любого потребителя, независимости нашей позиции от каких-либо структур и бесприбыльного принципа работы; во-вторых, снизить тариф для потребителей, в-третьих, создать конкуренцию на оптовом рынке энергии, в-четвертых, повысить денежное наполнение финансовых потокоп в системе. Последнего мы добиваемся за счет осуществления всех расчетов за поставленную электроэнергию с предоставлением значительной скидки, но при условии жесткой предоплаты и только денежными средствами. Наконец, финансовым оператором мы названы именно потому, что псе платежи стекаются к нам и мы сами несем ответственность за распределение частей платежа по этапам технологической цепочки, т.е. "оседание" средств где-то между потребителем-плательщиком и поставщиком энергии и услуг в принципе невозможно.
Но ведь гакая принципиально новая форма работы наверняка потребовала и разработки специальных меха-низмоп взаимодействия на оптовом рынке? Какие шаг и были предприняты в техническом и процедурном плане?
Несомненно, за год мы прошли долгий путь отработали принципиально новые механизмы, и что характерно, этот творческий процесс еще не завершился, но об этом позже. Пока же была разработана и утверждена в ФЭК России система договоров между всеми участниками сделок через НФО, а это пять сторон: 1) прежде всего это НФО; 2) вслед за ним Производи-тель-поставщик электроэнергии, у которого НФО покупает энергию за деньги еженедельно; 3) далее это РАО "ЕЭС России", которая эту энергию транспортирует по своим сетям и осуществляет общую техническую диспетчеризацию в системе, тоже за отдельную абонплату: 4) НФО заключает также отдельный договор с АО Энерго "Об оказании комплексных услуг, связанных с надежным энергоснабжением", в котором оговаривает четкие условия по оказанию отдельным АО Энерго услуг потребителю по передаче энергии по его сетям; 5) наконец дого-пор с самим потребителем о поставке энергии по определенному тарифу, с его прозрачной расшифровкой, на условиях 100 %-ой предоплаты денежными средствами. Параллельно были подготовлены жизнеспособные принципы и механизм ценообразования, процедура расчетов через единый расчетный центр МФО.
Что же касается упомянутой Вами технической стороны дела, то тут не изменилось ровным счетом ничего ■ ;иы оператор финансовый, т.е. являемся расчетно-информационным центром, который также осуществляет куплю-продажу энергии. Нас в большей степени занимает отработка новых механизмов финансового управления оптовым рынком, особенно в специфических условиях сегодняшней неплатежеспособной российской действительности.
Что необходимо, чтобы сегодня получить скидку на электроэнергию у НФО?
Чтобы стать нашим потребителем, необходимо, во-первых, уметь считать собственные деньги: не заплатишь - не сэкономишь. Мы предоставляем действительно привлекательные условия и скидки, но за год не сделали исключения ни для кого - платить нужно только "жииыми деньгами" и только по полной предоплате. Если мы отступим от итого правила, то не выполним возлагаемую на нас Правительством РФ задачу повышения денежного наполнения в финансовых потоках системы, а без этого смысл нашей работы теряется.
Во-чторых, у наших потребителей как правило крепкие нервы и стойкая позиция ориентированного на экономию предпринимателя: осознавая все политические тпудности, с которыми
возможно придется столкнуться, работая по новой схеме, наши партнеры ставят экономическую выгоду и четкость в соблюдении нами партнерских соглашений выше всего. Мы же в свою очередь своих потребителей в обиду не даем, отстаиваем их права как перед региональными властями, так и в энергоснаб-жающих организациях, и на федеральном уровне. Значит ли это, что потребителем НФО гипотетически может стать любое предприятие, имеющее деньги? В принципе, да. Есть только одна важная деталь. Если нашим потребителем хочет стать конечный потребитель-предприятие, то, по правилам, заключаемый с ним договор вступит в силу только тогда, когда начнут действовать и все остальные четыре договора (см. предыдущий вопрос о системе договоров НФО), т.е. необходимо согласие на сотрудничество с местным АО Энерго. за услуги которого в тариф НФО будет включена утвержденная местной РЭК региональная абонплата АО Энерго. Сложность здесь в том, как Вы наверное догадываетесь, что ни РЭК, ни АО Энерго не торопятся к НФО и потребителю с распростертыми объятьями.
Что же делать предприятию; у которого есть деньги и желание сэкономить на энергии?
Тогда мы торопимся навстречу и с РЭК, и с АО Энерго. Как я уже говорил выше, мы напряженно "боремся" за каждого отдельного потребителя: ведем переговоры, предоставляем расчеты экономии, убеждаем в целесообразности для всех участников сделки. Ведь выигрывает не только потребитель; АО Энерго тоже избавляется от хлопот по снабжению электроэнергией данного потребителя, превращаясь просто в технического эксперта по транспортировке и обслуживанию сетей, за что и получает "живые деньги", которых до этого и не видело от данного предприятия; РАО "ЕЭС России" получает свою абонплату в срок и деньгами; и конечно же производитель энергии может наконец закупить топливо и выплатит!, зарплату своим сотрудникам. По такой схеме с нами успешно работают 8 предприятий самого различного профиля в двух областях ООО "Центрэнерго". Средняя скидка, которую они получают при сотрудничестве с нами, достигает 40-45 %. Ранее вы вскользь упомянули, что покупателем НФО может стать не только конечный потребитель электроэнергии - что Вы имели в виду? Существуют какие-то еще схемы работы?
Несомненно. В первую очередь, нашим потребителем может стать само АО Энерго. В таком случае, утвержденная региональная абонплата в области не является главным критерием для заключения сделки - здесь скорее на передний план выходят деловые качества руководства самого АО Ведь теперь это к нему будет предъявляться непреложное требование вносить 100 %-ую предоплату деньгами, покупая электроэнергию у НФО со значительной скидкой. А это значит, на этот раз АО Энерго придется четко и в срок собирать денежные платежи со своих предприятий области. Тем не менее такая схема тоже находит свое применение - по ней работает АО Вологдаэнерго, поставляющая энергию со скидкой своему главному денежному плательщику - АО "Северсталь"; по этой же схеме заключен договор с АО Белгородэнерго, в стадии подготовки и подписания находятся договоры в еще двух областях. Многие из участников нашего интервью не раз упоминали высокие результаты деятельности НФО за год. оправдавшие поставленные перед оператором цели, равно как и тернистый путь, которым к этим целям вы идете. Какие конкретные доказательства своего успеха вы можете привести?
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на революционность преобразований, утверждаемых НФО. мы все же остаемся реалистами и понимаем: до "НФО в масштабах всей страны" нам еще далеко - ведь дело не только за нами. На местах необходимо проводить широкую разъяснительную работу, дабы объективно и оперативно информировать участников оптового рынка о нашей деятельности. Опить же, когда в стране такой дефицит денежнчх средств, не каждый может позволить себе роскошь экономии.
Но именно для таких потребителей НФО фактически и создавался, на них он и держится. Конкретно, стоит упомянуть наиболее впечатляющие цифры: в августе 1997 г. наш первый месяц полноценной работы с двумя потребителями составил 27Ь тыс.кВтч; к январю 199Р г. этот показатель работы с уже пятью покупателями возрос до 5.7 млн.кВтч/месяц;
Вестник ФЭК России
с >1Е Стр 71 у1
сегодня мы отгружаем 330 млн.кВтч ежемесячно десяти предприятиям в трех областях Центра и ведем переговоры еще с 5 потенциальными покупателями на общий дополнительный объем 140 млн.кЫтч/месяц.
Кроме того, НФО ведет широкий фронт работ по поддержанию и защите прав потребителей. В октябре 1997 г. был направлен запрос в 20 АО Энерго ОЭС "Центрэнерго" о проведении расчетов размера региональной абонплаты; расчеты были подготовлены, проведены и утверждены в девяти областях ОЭС. Помимо этого, ФЭК России и РАО "ЕЭС России" провели экспертизу расчетов региональной абонплаты АО "Рязаньэнерго" и АО "Ивэнерго", после чего размер абонплаты был снижен в среднем на 25 %. Наконец, процедура вывода потребителей на оптовый рынок через НФО была официально утверждена ФЭК России по критерию наличия в области утвержденной региональной абонплаты АО Энерго.
Необходимо также отметить и общие положительные моменты в раооте нашей организации: за время своей работы мы добились снижения среднего тарифа до 51%; с началом работы НФО на рынке возросла конкуренция среди электростанций; потребители НФО повысили долю оплаты за энергию денежными средствами до 100%; возрос общий поток денежных поступлений в РАО "ЕЭС России", Аи Энерго и электростанций; эффективность работы НФО была отмечена на Общем собрании НП НЭР 26.03.1998 г. поручением направить в ФЭК России предложения о включении НФО в перечень участников ФО-РЭМ как оператора оптового рынка.
С какими основными трудностями продолжает бороться НФО сегодня?
Трудности во многом психологического характера - типичное сопротивление людей новым начинаниям. При работе с АО Энерго сталкиваемся с нежеланием отказываться от бартерных схем и давать потребителю свободу выбора поставщика. Представители местных администраций зачастую думают только о наполнении собственного бюджета, и проблемы перекрестного субсидирования затмевают для них важность экономического роста собственных же предприятий области, а отсрочки утверждения региональной абонплаты служат поводом для еще одних препирательств.
Но все эти проблемы мы решаем, прилагаем усилия к разработке новых схем, удовлетворяющих интересы максимального числа сторон наших сделок. Эта ведь наша прямая обязанность. Год назад не было ничего, начинали с нуля - и, как видите, получается.
Ю.А.Додонов. главный энергетик АО "Ивхимпром"
Юрий Алексеевич, давайте гтепомним, как все начиналось: ваше знакомство и первые шаги к сотрудничеству с НФО? Началось все с телефонного звонка и письма по факсу из Москвы. Приглашали на совещание в РАО "ЕЭС" по поводу новой схемы покупки электроэнергии. Приехав в Москву, сразу получили от Генерального директора НФО проект типового договора, анкеты потребителя и заявку на работу с НФО с указанием месячных объемов потребления энергии. Насколько я знаю, эта процедура так и закрепилась - она проста, удобна и очерчивает весь круг интересов сторон на начальном этапе. Мне также известно, что некоторые мелкие изменения в индивидуальный договор НФО с потребителем вносятся сразу на месте, но у нас на тот момент никаких особых разногласий не возникло - вскоре мы договор подписали. Только вначале директор предприятия съездил на еще одно совещание в Москву, где на этот раз инициативу НФО приветствовал сам Председатель правления РАО "ЕЭС России", хвалил за смелость первых энтузиастов и призывал расширять опыт. А какова была динамика оплаты вашим предприятием электроэнергии через НФО? С чего вы начинали и к чему пришли?
Динамика очень наглядна. В августе 1997 г. начали отгружать 50 % за деньги через НФО получив скидку с 540 до 2/0 руЬ./кВтч с сентября по декабрь наращивали объемы платежей деньгами до 60-80% от общего энергопотребления; наконец с нового года вышли на 100%-ые деньги. В результате сегодня мы имеем 50 %-скидку при том, что энергия составляет до 15 % нашей себестоимости, а общая экономия состаиила 900 тыс. новых рублей за первые четыре месяца 1998 г. - по моему, совсем неплохой результат.
А чего стоила вам эта экономия? Какие препятствия пришлось преодолеть?
Как и можно было предположить, наше областное АО Ивэнерго не особо обрадовалось таким переменам. Сильное сопротивление мы встретили со стороны директора АО. который уговорами, а то и запугиванием пытался нас разубедить идт.1 "на авантюру", говорил, что когда "опыты и январе закончатся прибежим обратно к нему..." Опять же, региональную абонплату заложили они себе завышенную, но НФО и здесь нас поддер -жал, и вскоре она была оценена реально на 30% ниже. В общем, предложение НФО выглядело привлекательно, они доказали, что будут стоять за нас юрой, как и должно быть межд. настоящими деловыми партнерами, а поскольку терять нам былс особенно нечего, то мы и решились на этот смелый шаг На том препятствия не кончились: в апреле вводили ограничения на объемы и частоту. Опять же Ивэнерго утверждало, что отключать оудут неплательщиков. И хотя мы исправно перечисляли НФО все платежи, но пару дней пришлось выкручиваться на производственных линиях на пониженном напряжении Не НФО нас опять не оставило своей заботой - с тех пор никаких инцидентов не было, а вскоре была распространена инструкция от Председателя Правления РАО "ЕЭС России" с категоричным распоряжением ограничивать аккуратных и своевременных плательщиков (к каковым мы относим и себя) в последнюю очередь.
Есть ли какие-то моменты в работе вашею предприятия с НФО, которые вы хотели бы усовершенствовать, что-то, чем вы недовольны?
Это можно назвать конструктивными предложениями, которые мы уже выносили на обсуждение в НФС). Мы понимаем что многие задачи, решаемые этой организацией, гораздо более важны и неотложны, но все-таки надеемся, что со временем сможем договориться и по этим вопросам также )ффоктивно. как это у нас получалось.
В первую очередь, это, конечно, вопрос срока вносимого депо зита по предоплате: нам бы хотелось, чтобы для таких постоянных и испытанных партнеров, как мы, делались уступки и ымес то трехнедельного мы вносили бы двухнедельный объем потребления в качестве предоплаты. Эти оборотные средства мы достаем с большим трудом, и они бы нам не помешали в деле.
Во-вторых, мы надеемся на дальнейшее значительное снижение тарифа НФО. Ведь мы же увеличили долю денежных платежей с 50-до 100%, а скидку получили пока только 5 рублей. Надеемся, что здесь тоже есть точки соприкосновения инторе сов.
В-третьих, хотелось бы упростить документооборот - мы уже выступали с предложением сократить нам как проверенным клиентам число заявок с четырех до одного раза в месяц, и сейчас ждем ответа от бухгалтера НФО. Я слышал, что ведется работа по усовершенствованию учета НФО, так что надеемся на положительные сдвиги и в этой области. Это, на мой взгляд, одно из главных достоинств НФО - гибкость и оперативность в решении текущих проблем.
Как бы то ни было, мы оцениваем опыт сотрудничества с НФО как одну из удачных находок в экономической жизни предприя тия. При всякой возможности рекомендуем другим предприятиям эту схему. С удовольствием даем конкретные практические советы.
Свой выбор мы сделали. Он - за сотрудничество с НФО.
Уважаемый читатель! В последующих публикациях читайте:
1) Ответы руководства НЭР и НФи на "острые" вопросы.
2) Интервью с руководством Калининской АЭС, поставщиком НФО.
Ждем Ваших писем, вопросов, звонков.
Некоммерческое партнерство "Национальный энергетический рынок" Независимый финансовый оператор.
Москва, Китайгородский проезд, 7 тел. 220-55-27, тел/факс 220-61-79
Ю2
ОКТЯБРЬ 1998