Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В 1998 Г.'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В 1998 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В 1998 Г.»

ПРОБПЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРЭМ

В.Б.Мохов, начальник Управления регулирования ФОРЭМ Н.М.Пузырева, начальник отдела поставщиков на ФОРЭМ

Функционирование Федерального оптового рынка электрпшпи энергн {мощности] о 1998 г.

Постановпением ФЭК России от 5 декабря 1997 г. N125/1 сформулированы основные принципы функционирования оптового рынка на 1998 г., главным из которых явпяется способ отбора поставщиков электрической энергии. Отныне он будет осуществляться исходя из условий загрузки наиболее экономичных мощностей и ограничения загрузки неэффективных поставщиков. Понижение тарифов на электрическую энергию (мощность) станций-поставщиков оптового рынка (постановление ФЭК России N 126/4 от 11.12.97 г.) стало возможным в связи со снижением цен на газ, потребляемый тепловыми станциями -субъектами ФОРЭМ.

Постановпением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 127/3 утверждены и введены в действие с 1 января 1998 г. тарифы на электрическую энергию и мощность на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности). В сравнении со II полугодием 1997 г. они снижены на 5%. Этим же документом предусмотрено сокращение льгот, предоставляемых дефицитным АО-энерго, в среднем на 25%, за исключением льгот, «предназначенных для возмещения не-получаемых доходов, возникших вследствие льготирования населения, проживающего в 30-километро-вой зоне объектов атомной энергетики, а также льгот, определенных условиями приватизации объектов электроэнергетики».

иентральному диспетчерскому управлению «ЕЭС России» при осуществлении оперативной экономической диспетчеризации предоставляется право корректировать значения тарифов для электростанций с учетом необходимости стимулирования эффективно работающих станций, не изменяя отпускных тарифов с оптового рынка и не превышая установленных ФЭК России предельных значений тарифов для поставщиков энергии на оптовый рынок. Превышение предельного тарифа для станций-поставщиков энергии на оптовый рынок допускается только по решению ФЭК России. При этом ЦПУ «ЕЭС России» рекомендовано не повышать тарифные ставки в случаях изменения потребления электрической энергии и мощности субъектами оптового рынка в том случае, если таковые способствуют получению оптимизационного эффекта на оптовом рынке. Пля атомных электростанций - поставщиков энергии на

оптовый рынок сохраняется прямое государственное регулирование.

Непременным условием точного определения предельных тарифов на электрическую энергию (мощность) явпяется оптимально сформированный сводный баланс энергии (мощности) единой энергосистемы России, основными критериями которого (при наличии надежного энергоснабжения) являются: сведение к минимуму затрат на производство электрической и тепловой энергии; оптимапьное сочетание экономических отношений производителей, энерго-снабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности).

В 1998 г. на оптовом рынке продолжают действовать:

- двухставочные тарифы, введенные с цепью экономического стимулирования дефицитных энергосистем и крупных потребителей-субъектов ФОРЭМ к рациональному использованию мощности и энергии, согласованию систем тарифов оптового и потребительского рынков электрической энергии и мощности, а также дпя организации конкуренции электростанций АО-энерго и электростанций федерального уровня;

- система дифференцированных по времени суток тарифов на электроэнергию, имеющая цепью стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов за счет регулирования графиков нагрузки энергосистем, максимального снижению нагрузки в пиковые часы.

Работа по совершенствованию и развитию указанного тарифного меню будет продолжена Постановпением ФЭК России N128/1 от 26.12.97 г. с 1.01.98 г. утвержден объем финансирования капитального строитепьства объектов атомной энергетики концерном «Росэнергоатом» (1007 млн.руб.), в том числе за счет инвестиционной составляющей ценовой ставки платы за услуги по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций. Этим же постановпением утверждена ценовая ставка за услуги по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций (28 руб/тыс.кВт.ч.).

С 1.01.97 г. ФЭК России утвердила размер абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России» по организации и функционированию Единой энергетической

СЙХ

АСТЭК

Вестник ФЭК России

системы России, который составил 18,26 руб/тыс. кВт.ч. (Постановпение N128/4 от 26.12,97 г.). Управление Регулирования ФОРЭМ совместно с РАО «ЕЭС России», Минтопэнерго России и Минэкономики России готовит к утверждению на Правлении ФЭК России перечень важнейших строек и объектов капи-тапьного строительства на 1998 г., финансируемых из инвестиционной составляющей абонентной платы РАО «ЕЭС России».

Правление ФЭК России приняло решение о дифференцированном подходе к снижению тарифов для потребителей, оплачивающих электроэнергию денежными средствами. Таким образом, стимулируется приток денежных средств (N88 от 17.06.97 г., N 93 от 09.07.97 г.).

Гпавным условием успешного функционирования и дальнейшего развития федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) является увеличение числа его субъектов - как поставщиков электрической энергии (мощности), так и потребителей.

В том случае, если регион дефицитен с точки зрения производства энергии и имеет высокий тариф на электрическую энергию (мощность), у его энергоемких потребителей возникнет жепание воспользоваться услугами ФОРЭМ, энергия и мощность которого значительно дешевле. Для этого предусмотрена определенная процедура, называемая «выходом на ФОРЭМ». Однако выход на оптовый рынок энергоемких потребителей затруднен - региональные энергетические комиссии имеют серьезные причины препятствовать этому, ибо местный бюджет перестает получать определенную долю налогов, взимаемую с этого предприятия. Кроме того, снижаются объемы полезного отпуска электростанций, принадлежа-

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРЭМ

щих местной энергоснабжающей организации, в то время как необходимость содержать их остается. Чтобы покрыть эти затраты, региональные энергетические комиссии вынуждены повышать тарифы для оставшихся потребителей, в том числе и населения. Таким образом, усугубляется проблема перекрестного субсидирования в регионе.

Наипучшим выходом из сложившейся ситуации является выход на ФОРЭМ всех производителей региона, то есть энергосистемы в целом. При этом на оптовый рынок должна поставляться вся энергия (мощность), производимая в регионе по наиболее эффективному теплофикационному режиму. Ее оппата будет осуществпяться по утвержденной ФЭК России тарифной ставке на электрическую энергию, расчет которой производится в соответствии со специапьным Порядком, определяющим выделение за- • . трат на производство электрической энергии из общей хозяйственной деятельности энергоснабжающей организации.

Еще одним условием функционирования и совершенствования ФОРЭМ является развитие конкуренции, побуждающее поставщиков электрической энергии (мощности) к повышению эффективности производства, снижению затрат и, как следствие, снижению тарифов для потребителей.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) на Федеральном оптовом рынке должны формироваться на основе конкурентного отбора заявок на продажу энергии (мощности) при уровне спроса, определенном на основе заявок на покупку энергии (мощности). Предполагается переход на маржинальные тарифы, точное вычисление которых может быть произведено только при наличии оптимально сформированных балансов электрической энергии (мощности).

Отношение действующих в России цен на топливо и тарифов на электроэнергию к мировым ценам и тарифам в октябре 1997 г.

100,00 %

90,00 %

80,00 %

70,00 %

60,00 %

50,00 %

40,00 %

30,00 %

20,00 %

10,00 %

0,00 %

89,30 %

ее о п о/

СС 1(1 о/.

28,80 %

□ Электроэнергия

Газ

□ Мазут

Уголь

МАРТ 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.