Научная статья на тему 'РОЛЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (МАТЕРИАПЫ "КРУГЛОГО СТОЛА")'

РОЛЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (МАТЕРИАПЫ "КРУГЛОГО СТОЛА") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (МАТЕРИАПЫ "КРУГЛОГО СТОЛА")»

Ропь топливно-энергетического комплекса в развитии рыночной экономики Красноярского края

[материалы «круглого стола»)

5 марта 1998 года Российский Союз промышленников и предпринимателей провел в г.Красноярске «круглый стол» о значении топливно-энергетического комплекса в развитии рыночной экономики и промышпенности края.

Ведущее участие приняли в нем представители министерств, ведомств, промышленных союзов и ученых, вкпючая специалистов ФЭК России. Особое внимание уделялось анализу путей развития нефтегазового комплекса, влияния оптового рынка электрической энергии (мощности) на формирование тарифов на потребительском рынке, методам и возможностям инвестирования в экономику Красноярского края, проблемам перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Заместитель Председателя ФЭК России Ю.В.Сахарнов в своем докладе выразил глубокую признательность присутствующим за участие в обсуждении проблем развития топливно-энергетического комплекса и его места в рыночной экономике края, продукция и товары которой по многим отраслям имеют не только общероссийское значение, но и могут экспортироваться и, следовательно, должны быть конкурентоспособными. Конкурентоспособность продукции и товаров в значительной степени зависит от уровня затрат на электрическую энергию в себестоимости продукции и поэтому в значительной степени регулируется действующей тарифной политикой на энергоресурсы.

Красноярский край занимает территорию площадью 2,4 млн.кв.км (14,1 % территории России) с населением 3,12 млн.человек. Территория региона освоена крайне неравномерно и содержит минерально-сырьевые ресурсы мирового значения, которые используются далеко не в полной мере. Однако уже сегодня более трети промышпенного потенциапа Восточной Сибири сосредоточено в Красноярском крае.

Электроснабжение края осуществляет АО «Краснояр-

^Я скэнерго» Потребление электроэнергии составляет 42-43 ™ млрд.кВт.ч. Поля промышленности в отпущенной потребителям электроэнергии составляет 82%, железнодорожного транспорта — 3,6%, быта и сферы услуг — 5rj, населения — 4%, производственных нужд сельского хозяйства — 3%. Крупнейшими потребителями в энергосистеме являются предприятия угледобычи, цветной метап'лургии (Красноярский и Саянский алюминиевые заводы, Норильский никелевый комбинат), машиностроительные заводы (автоприцепов, тяжелых экскаваторов. вагоностроительный). Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат.

Установленная мощность электростанций Красноярской энергосистемы составляет 12200 МВт (с учетом электростанций РАО «ЕЭС России»).

В АО «Красноярскэнерго» работает крупнейшая в России Красноярская ГЭС установленной мощностью 6000 МВт. Энергоснабжение предприятий РАО «Норильский никель» осуществляется от трех T3U суммарной установленной мощностью 1577 МВт и работающих на природном газе.

Производство электроэнергии в Красноярской энергосистеме в 1998 году прогнозируется в объеме 43.2 млрд.кВт.ч. При этом баланс мощности в максимум складывается с избытком, который будет передаваться в западные энергосистемы ОЭС Сибири (АО «Кузбассэнерго» — 1490 МВт и АО «Томскэнерго» — 520 МВт), Будет осуществляться прием мощности из АО «Иркутскэнерго» (950 МВт) Протяженность по трассе воздушных линий электропередачи, находящихся на балансе АО «Красноярскэнерго». составляет 56759 км.

Размещение Красноярской энергосистемы в центре ОЭС Сибири на границе между избыточной восточной и дефицитной западной частями энергосистем, избытки мощности и энергии в самой энергосистеме определяют наличие транзитных перетоков по связи Иркутск — Красноярск — западные энергосистемы. Межсистемные перетоки осуществпяются по двум ВП 500 кВ суммарной протяженностью 640 км в пределах энергосистемы. Параллельно сети 500 к8 проходят двухцепные ВП 110 кВ для питания электротяги Транссибирской ж.-д. магистрали и прилегающих потребителей. Режим работы этих меж-

системных связей в течение ряда лет остается напряженным. При избыточном балансе энергосистемы s цепом электроснабжение и выдача мощности отдельных энергоузлов остаются неудовлетворительными.

В период до 2000 г в энергосистеме предусматривается проведение реконструкции на Красноярской ГРЭС-2 с вводом замещающего энергоблока 160 МВт и Красноярской T3U-1 (65 МВт), ввод 1-й очереди Минусинской T3L-1 (1x80 МВт), ввод первого энергоблока на пониженном напоре на Богучанской ГЭС (180 МВт)

В период до 2005 года и далее намечается дальнейшая реконструкция на Красноярской ГРЭС-2 с вводом трех агрегатов по 160 МВт и одного 60 МВт, реконструкция Канской T3L1. расширение Красноярской ТЭ11-1 (180+140 МВт), ввод 5-й очереди Кызылской ТЭи (4x12 МВт). Предусматривается ввод двух энергоблоков на Березовской ГРЭС-1 по 800 МВт. энергоблока 700 МВт на Назаровской ГРЭС, сооружение Сосновоборской ТЭЦ с вводом первых двух агрегатов по 115 МВт, второго и третьего агрегата на Минусинской ТЭЦ 1. На Богучанской ГЭС намечается ввод восьми энергоблоков до 2010 года.

В период до 2000 года предусматриваются: ввод ВП 1150 кВ (с работой на напряжении 500 к В) Итат — Барнаул, сооружение первой цепи ВП 500 кВ Богучанская ГЭС — Канск. ПС 1150 кВ Итатская. а также замена автотрансформатора мощностью 801 МВА на ПС 500 кВ Красно ярская.

После 2000 г. перспективное развитие электрических сетей 110 кВ и выше Красноярской энергосистемы ориентировано на усиление межсистемных транзитов надежную выдачу мощности электростанций, усиление и повышение надежности энергоснабжения энергоузлов.

Огромные запасы углей (свыше 115 мпрд.т) с благоприятными условиями разработки открытым способом позволяют рассматривать Канско-Ачинский угольный бассейн на территории Красноярского края как наиболее перспективную топ-пивную базу дня энергетики Азиатской части Российской федерации.

В бассейне создан производственные потенциал суммарной мощностью по добыче угпя более 55 млн.т в год с соответствующей производственной инфраструктурой. Себестоимость добычи 1 m угпя на разрезах Канско-Ачинского угольногс бассейна почти на порядок ниже, а лроиз-водитепьность труда рабочего по добыче на порядок выше среднего значения этих показателей по угольной промышленности России.

Вестник ФЭК России

ОПЫТ РЕГИОНОВ

НИЖНЕЕ ПРИАНГАРЬЕ NIZHNEYE PRIANGAHIE

лвсткк rV£!«IVA

ТОМСКАЯ оь.п

гомвч

|.г.мспмаи11 алл

Krwmnvft nrr.tntr

Однако напичие в Красноярском крае и Иркутской области дешевых гидроэнергетических ресурсов и генерирующих мощностей ГЭС Ангаро-Енисейского каскада, общее снижение электропотребления в Сибири, высокие транспортные затраты по перевозке канско-ачинских угпей на значительные расстояния привели в последние годы к снижению спроса на этот вид топлива и, соответственно, к уменьшению на 40% объемов добычи угля, которая в 1997 году составила 33,6 млн.т.

В условиях развития рыночной экономики Красноярского края основными направлениями по развитию КАТЭК и повышению конкурентоспособности его продукции являются:

• разработка и принятие нормативных актов по нормализации финансового состояния угледобывающих предприятий, ухудшение которого произошло вследствие неполного и несвоевременного осуществления платежей потребителями;

• реструктуризация угольной отрасли и создание предприятий со смешанными формами собственности по расширению области использования канско-ачинских угпей;

• разработка и реализация системы льгот и скидок по тарифам на железнодорожные перевозки (на примере кузнецких угпей);

• завершение строитепьства и ввод в эксплуатацию линии электропередачи Итат — Барнаул и третьего бпока 800 МВт на Березовской ГРЭС;

• повышение качества и расширение области использования канско-ачинских угпей за счет создания и освоения технологии их глубокой переработки, в том числе для производства метанопа, искусствен-

ш

ных жидких углеводородов, термобрике-тов, полукокса и других продуктов; • диверсификация угледобывающих предприятий и создание новых рабочих мест за счет создания предприятий легкой и пищевой промышленности, объектов социальной инфраструктуры.

Перечисленные задачи необходимо решать в максимально короткие сроки, поскольку величина скрытой безработицы в городах КАТЭК достигла критического уровня (порядка 5 тыс.человек по основному производству).

Финансирование перечисленных задач допжно осуществляться за счет средств федерального и местного бюджетов, а также собственных средств предприятий КАТЭК. отечественных и иностранных инвесторов. Основой дпя закпючения договоров должны являться результаты конкурсного рассмотрения бизнес-планов (инвестиционных проектов, технико-экономических обоснований).

К настоящему времени в Красноярском крае созданы основы сырьевой базы для формирования крупных центров по добыче нефти и газа. Прогнозные изепекае-мые запасы нефти с конденсатом оцениваются в 9,1 мпрд.т, газа — 23,2 трлн. куб.м. Извлекаемые запасы нефти по категории С,+С2 составпяют 650 млн.т, газа — 1,3 трлн.куб.м, конденсата — 26 млн.т. При наличии значительных разведанных запасов нефти и газа Красноярский край свои потребности в углеводородном сырье удовлетворяет за счет поставок из Западной Сибири. В настоящее время в крае потребляется свыше 5 млн.т нефтепродуктов.

В бпижайшие 5-7 пет добыча нефти может составить 10-12 млн.т в год с после-

дующим ростом до 45-50 млн.т в год, а добыча газа — 15-20 млрд.куб.м в годе последующим ростом до 45-50 млрд.куб.м в год. Более 75% добываемых углеводородов будет приходиться на Юрубчено-Тохомский нефтегазодобывающий район. Выполненные экономические расчеты показывают, что освоение основных месторождений нефти и газа Красноярского края, особенно при переходе на мировые цены на нефть и нефтепродукты, является высокоэффективным и позволяет окупить вложенные средства в течение первых 5-7 пет после начала промышленной добычи.

В составе нефтегазового комплекса края наряду с добывающими отраслями и нефтепереработкой должны получить развитие гелиевая, нефте- и газохимическая отрасли промышленности. Это может сделать край серьезным экспортером не только нефти и газа, но и продуктов их глубокой переработки. Аля обустройства месторождений, добычи и транспортировки нефти и газа нужно создать большое количество объектов производственной и социальной инфраструктуры. Прежде всего, потребуется строительство автодорог, магистральных нефте- и газопроводов, жепезной дороги Карабупа — Богучаны и далее на север до р.Подка-менной Тунгуски, причапьных сооружений, баз НГДУ, вахтовых поселков, жилья, школ, больниц и т.д. Только дпя добычи нефти и газа в первые 2-3 года в основном производстве потребуется порядка 10 тыс.человек.

Оля формирования и развития нефтегазового комплекса необходимы значительные объемы инвестиций. В современных условиях экономического развития России рассчитывать на централизован-

-МАЙ 1998

ные государственные инвестиции не приходится. Поэтому основной путь привлечения инвестиций видится в создании эффективной и привлекательной для инвесторов системы недропользования.

Освоение нефтегазовых ресурсов Красноярского края стабилизирует и улучшит структуру энерго- и топливоснабжения всего хозяйственного комплекса края, резко снизит экологическую напряженность, будет способствовать развитию широкого спектра производительных сил региона, обеспечит значительное количество дополнительных рабочих мест и а целом повысит уровень социально-экономического развития края

Во исполнение «Пвенадцати деп Правительства России на 1998 год в области экономики и социальной политики», утвержденных Президентом Российской Федерации 19 января 1998 года, нам необходимо для топливно-энергетического комплекса Красноярского края обсудить и разработать комплекс мер по следующим видам деятельности.

а) снижению налогов — резкое сокращение налогов, уменьшение налоговой нагрузки на производителей продукции и услуг. создание налоговой системы, стимулирующей инвестиции;

б) сокращению неплатежей — полное урегулирование оставшейся задолженности с сокращением размеров бартерных операций и вытеснением из экономического оборота денежных суррогатов. По со-стоянию на 1.01 98 г. взаимные неплатежи по Красноярской энергосистеме состави-пи по дебиторской задолженности 4,6 млрд.руб., из нее покупатепей — 3,17 мпрд.руб., по кредиторской задолженности — 7,2 мпрд.руб.. из нее бюджету — 0,88 мпрд.руб., а поставщикам — 2,88 мпрд.руб.

в) снижению тарифов — снижение доли расходов на транспортировку энергоресурсов в себестоимости продукции, стимулирование конкуренции в электроэнергетике, прекращение перекрестного субсидирования различных групп потребителей;

г) усилению инвестиционной деятельности и структурной перестройки производства — за счет значительного роста объемов прямых зарубежных инвестиций, стимулирования накоппения и сбережение, поддержания инновационной деятепьности, проведения реформы предприятий.

А.Н.Николаев, руководитель научно-аналитического центра СПК. эксперт, затронул пробпему перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Сегодня актуальна задача конкурентных отношений внутри региональной энергосистемы — потребитель при этом выигрывает однозначно. Но практика работы электростанций субъектов оптового рынка спожипась таким образом, что вся вырабатываемая ими электроэнергия должна поступать только на оптовый рынок. Возникает вопрос: почему?

Хозяйственные отношения между коммерческими организациями строятся на основании договоров, которые в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации заключаются на добровольных началах

АСТЭК

Например, а Красноярском крае электростанции — субъекты оптового рынка производятбопее 10 млрд.кВт.ч в годи более 8 мЛрд.кВт.ч из этого объема энергии покупают местные потребитепи по гораздо бопее высокой цене оптового рынка. Такого не допжно быть, что очевидно. Электростанций — субъектов оптового рынка никто не лишал права продавать свою продукцию на местном рынке. Администрациям субъектов Российской Федерации не следует оставлять без внимания такие объекты, с ними нужно работать и заинтересовывать в коммерческой деятельности на потребительском рынке прежде всего своего региона.

Согпасно стате 12Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации» (от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ). региональные энергетические комиссии наделены лопномо-чиями устанавпивать экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей. Но если для примера взять промышленность и установить для нее единый тариф, то можно ли это считать достаточным, если учесть, что на производство единицы продукции в различных отраслях требуются различные объемы электропотреб-пения (металлургия, химия, машиностроение и др.)? Очевидно, что для энергоемких потребителей цена продукции допжна быть конкурентоспособной с учетом высоких расходов электроэнергии. Только в этом случае можно считать, что выполняется законное право потребителя — тариф должен быть установлен экономически обоснованным для продолжения его коммерческой деятельности.

С целью максимального сокращения перекрестного субсидирования и развития конкурентного рынка а экономике региональным энергетическим комиссиям целесообразно изменить практику своей работы и перейти к цепевому и адресному установлению тарифов на эпектричвскую энергию для потребителей. Именно такой способ распределения энергии по крупным потребителям может активно способствовать развитию рыночных отношений в экономике региона, особенно такого мощного, как Красноярский край, а сами РЭК становятся мощным регулирующим инструментом на рынках товаров и активно участвуют в формировании местного бюджета и реализации регионапьных социально-экономических программ

flo настоящего времени региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы для различных групп потребителей, исходя из положения, что среднеот-пускной тариф региональной энергосистемы должен быть экономически обоснованным только для энергоснабжающей организации, и совершенно не учитывая экономические интересы потребителей, в первую очередь промышленности.

Требуется иной подход к анализу хозяйственной деятепьности АО-знерго. Региональным энергетическим комиссиям необходимо регулировать и утверждать тарифы для каждого производителя электрической энергии, определяя при этом объем производимой им продукции и таким образом активно участвуя в состав-

лении баланса электрической энергии (мощности) с учетом исполнения реальных заявок потребителей.

Ыелевое и адресное установление тарифов для крупных и энергоемких предприятий допжно опираться на утвержденный Главой администрации (Правительства) перечень такого рода предприятий. При составлении перечня следует руководствоваться решением задач по максимапь-ному поступлению средств в местный бюджет, решению задач по реализации регионапьных социально-экономических программ, развитию рыночных отношений в экономике.

Имея структуры тарифов и объемов вырабатываемой электроэнергии по эпек-тростанцияи. региональные энергетические комиссии наиболее низкие тарифы устанавливают для промышпенности, исходя из доли затрат на электрическую энергию в себестоимости продукции. В данной ситуации наименьшие тарифы будут, например, у металлургических предприятий и предприятий химии. Исторически складывалось так. что гиганты металлургии и химии строились около энергообъектов. производящих дешевую электрическую энергию. Устанавпивать таким энергоемким производствам средний тариф по группе промышпенности просто абсурдно.

Адресное и целевое установление тарифов для потребителей создает необходимые предпосыпки по формированию ре-гупируемой рыночной экономики.

Подобная тарифная политика по отношению к энергоемким и крупным производствам обеспечивает их конкурентоспособность, способствует развитию производства. а это увепичение количества рабочих мест и постоянная заработная плата трудящимся. При такой экономической раскладке население (например. Красноярского края) вполне может оплачивать потребляемую электрическую энергию по тарифу ее производства на тепловых электростанциях, в то время как промышленность платит по тарифу гидростанций.

В.П. Гребенщиков, заместитель Генерального директора ОАО «Богучанская ГЭС», подчеркнул, что для решения приоритетных задач устойчивого развития экономики Приангарья нужно максимально использовать Богучанскую ГЭС с целями:

• обеспечения энергетической безопасности Нижнего Приангарья;

• реализации экспортных возможностей доступа на надежные, платежеспособные рынки сбыта и к источникам снабжения, включая технологии и финансовые ресурсы;

• улучшения социально-экологических условий в регионе, создания привлекательного и комфортного проживания населения;

• повышения эффективности энергопотребления и энергосбережения.

Проблемы энергетической безопасности региона выдвигаются в ряд приоритетных, Угроза в области обеспечения энергоносителями потребностей топливной энергетики уже на данном этапе носит вполне реапьный характер. В числе внешних аспектов проблемы обеспечения

Вестник ФЭК России

энергетической безопасности можно выделить вопросы интегрирования региона в Единую энергетическую систему. В этом ппане важно исходить из значительно возрастающей в последние годы взаимозависимости регионов. Интересы а этой области все больше переходят в экономическую плоскость. В электроэнергетике это означает выживание наиболее эффективных генерирующих источников.

Региональные энергетические проекты подразумевают выработку оптимальных комбинаций их финансирования и реализации посредством российских и иностранных кредитов и прямых инвестиций, формирования консорциумов и концессий. Имеется в виду также тщательно проработанный анализ потенциальных интересов эпектропотребителей в Нижнем При-ангарье. в Красноярском крае, других областях и краях России.

Конкурентными преимуществами Красноярского края и Нижнего Прианга-рья являются наличие богатейших открытых, но неосвоенных природных ресурсов, очагов крупного промышленного потенциала, квалифицированных кадров, строительных заделов, имеющегося строительного потенциала и других преимуществ.

Модель будущего социально-экономического устройства Приангарья в принципиальной своей основе должна учитывать его географическое положение, большие запасы дешевой гидроэнергии, близость к богатым рынкам промышленных товаров и капитала стран Азиатско-Тихоокеанского региона и в особенности к быстро развивающимся северным и восточным регионам Китая, испытывающим в настоящее время дефицит электроэнергии.

Согласно Концепции Федеральной программы освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае, топливно-энергети-ческий комплекс будет специализироваться на производстве, энергосбережении, добыче и транспорте нефти и газа из Эвенкии к потребителям. Ообыча угля, частичная переработка нефти и производство теллоэмергии будут иметь местное обслуживающее значение.

В этом аспекте развитие электроэнергетики должно в первую очередь базироваться на гидроэнергетических ресурсах. Богучанская ГЭС — первоочередной строящийся в Нижнем Приангарье объект.

Пля продажи дешевой электроэнергии ГЭС на региональном рынке должны быть построены две линии электропередачи переменного тока 220 кВ в Седаново и в Тайшет. Пля продажи на федеральный рынок Единой электрической сети России предусмотрена электропередача 500 к В Богучанская ГЭС — Канск.

В последнее время появился новый конкурентный рынок продажи в Китай практически полной выработки электроэнергии ГЭС.

Окончательный выбор рынка определится после сравнительной оценки условий покупки эпектроэнергии.

В настоящее время строитепьная готовность Богучанской ГЭС. включая водохранилище, составляет более 504, в том чиспе пусковой комплекс первых трех агрегатов около 76%. Ввод этих агрега-

mos может быть осуществлен в 2000-2001 годах. С целью получения отдачи от капиталовложений предусмотрен опережающий коммерческий пуск гидроагрегатов при пониженном уровне верхнего бьефа на отметке 1В5 м, т.е. на 23 метра ниже проектного уровня верхнего бьефа. Это решение позволяет начать уже в 2001 году производство эпектроэнергии в объеме около 60% от расчетной величины. Продолжение строительства бетонной и грунтовой плотин до полного завершения частично будет финансироваться за счет прибыли от продажи этой эпектроэнергии. вырабатываемой первой очередью ГЭС.

На строительстве ГЭС выполнено перекрытие русла реки Ангара, расходы реки переключены на бетонные сооружения гидроузла. Построен и эксплуатируется временный шлюз, через который пропускаются речные суда и пес в плотах. Работа шлюза прекратифся с пуском первых агрегатов. Ведется строительство грун. товой плотины и машинного здания ГЭС, в котором уже начат монтаж первых трех агрегатов.

Первая очередь Богучанской ГЭС при уровне верхнего бьефа 1S5 м будет иметь мощность 1620 мВт и среднемноголет-нюкз выработку около 11 млрд.кВт.ч. Вторая очередь предусматривает завершение строительства гидроузла и водохранилища. После этого уровень верхнего бьефа будет поднят на проектную отметку 208 м Мощность станции возрастет до 3 млн.кВт, а выработка электроэнергии до 17,6 млрд.кВт ч в год. Никаких перестроек здания ГЭС и замены оборудования при подъеме уровня верхнего бьефа не потребуется.

Ппан предусматривает непрерывное финансирование строительства без разрыва между первой и второй очередями. Имеется в виду, что в 2001 году будут работать 3 агрегата, в 2002-6, в 2003-9 при уровне 185 м, а в 2005-9 агрегатов при уровне верхнего бьефа 208 м

Инвестиции, необходимые для ввода первых трех агрегатов, составляют 693 млн. долларов США. Пополнительно для ввода всех девяти агрегатов первой очереди при уровне 185 м требуется 582 мпн. долларов США и для последующего завершения строительства еще 373 миллиона долларов США. Суммарная стоимость достройки богучанской ГЭС 1648 миллионов долларов США. Таким образом, стоимость 1 кВт установленной мощности ГЭС при полном развитии составит не бо-пее 550 долларов США. Это в 2-3 раза ниже мировых цен. что показывает эффективность достройки ГЭС.

Что даст Богучанская ГЭС? Почему необходима ее достройка?

Собственные потребности Нижнего Приангарья. согласно расчетам, к 2010 году по эволюционному варианту составят 4,9 млрд.кВт.ч или 12,3 млрд кВт.ч — по максимальному Опережающее наращивание мощности ГЭС полностью покрывает расчетные потребности региона.

Избыток эпектроэнергии, как уже было отмечено ранее, может быть продан: в ОЭС Сибири, в Иркутскэнерго, в Забайкалье, 8 Китай — для эффективного замещения низкорентабельных, а также выра-

ботавших ресурс тепловых электрос—^ ций и на экспорт.

Преимущества гидроэпектростаеи^ давно известны — это самая низкая свб»-стоимость среди всех известных гс'вс*. рующих источников; надежность и высокое качество производимой эпектроэ->«: гии; независимость от источников opki нического топлива и транспорт-;.* средств его доставки.

На рубеже восьмидесятых и gee*--стых годов в России вспыхнуло акти»-:-» ..зеленое» движение, ставящее однс. . своих целей контроль за строителе.--вом гидроэлектростанций. К сожапе---: оно носит скорее политический, чем . родоохранный характер, хотя и npuw: < некоторым позитивным сдвигам. Это ж» жение стимулировало работу по созог-новых нормативных документов по ггжя тированию и строительству гидроэпв' --ростанций. Сегодня природоохра— »-требования в России не отличаютс» » мировых.

Следует иметь в виду, что в -« . л обеспечения перспективных лотре!-: стей на территории Нижнего Приа»е&№* необходимо в первую очередь развес -опережающее формирование сети региональных и высоковольтных магистс-:-ных линий электропередачи.

• к 2001 году должна быть сформи на сеть, способная распределить 540 мощности и 3.8 млрд.квт.ч;

• к 2002 году — 1620 мВт и мпрд.кВт.ч;

• к 2004 году — 3000 мВт и мпрд.кВт.ч

Ввод в действие Богучанской ГЭС < ренным образом повлияет на сис-е— > электро- и теплоснабжения, а так»-е социапьно-экопогический климат в сиг .с-не. Большинство дизельных эпектрос—> ций и мелких котельных предполагав-:о демонтировать, осуществив перехос -имущественно к централизованному гее печению электроэнергией и теппом Ет:. устойчивость при этом резко возрас-:. сохранится экологическая чистота s: з-душного бассейна при гидроэнерге-.-ском производстве и электротеплос-ai-жении, кардинапьно сократится заве; плива. По оценкам СОПС, самой серье;-:. экологической проблемой в данном рег.с-не является его загрязнение вреднь-м. ...-бросами транспорта, промышленное. • тепловых станций из-за низкого поте-—-ала самоочищения воздушного бассе^-4.

В социальной сфере произойдет тепьное увеличение рабочих мест, шение условий проживания местног: селения и возрастет привпекатепь*-этого региона дпя вынужденных ое: пенцев и свободных трудовых ресурсе» _о других регионов Российской Федера... . стран СНГ. Этому будет способство«.*-занятость населения не только масг:: .■ тельстве ГЭС. а главное, на предпри«--.. ях и в организациях, создаваемых в рез. ~>-тате хозяйственного освоения Приа-г.-рья, развития промышпенной инфрас-: ктуры, оживления и эффективного <■ пользования существующей произвеэ;-венной и транспортной инфрастру«-. -на базе дешевой электроэнергии ГЭС

Несмотря на важность и впечзп—с-щие перспективы позитивного вп',-=—

56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАМ

опыт регионов

Богучанской ГЭС на оживление и развитие Нижнего Приангарья, е настоящее время строительство ГЭС остановлено в связи с отсутствием финансирования. Основными источниками финансирования являются: инвестиционные средства РАО «ЕЭС России», собственные средства ОАО «Богучанская ГЭС» и заемные средства. Как отмечалось ранее, после пуска первых трех агрегатов появится дополнительный источник реинвестируемых средств, который составит в течение четырех лет ориентировочно 300 млн. долларов США. В настоящее время ни один из этих источников не обеспечивает надлежащего финансирования, позволяющего пустить первые три агрегата в 2000-2001 годах.

Прекращение строитепьстаа Богучанской ГЭС приведет к непрерывному росту ущерба государству и акционерам, созданию социапьной напряженности в регионе, а также к срыву выпопнения Федерапьной программы развития Нижнего Приангарья.

¡Долгострой в связи с недостаточным финансированием уже привел к упущенной выгоде государства и акционеров в сумме более 14 трлн. руб. из-за несостоявшейся реализации электроэнергии.

Неизбежная в связи с прекращением финансирования консервация строительства ГЭС, по предварительным оценкам, потребует единовременного вложения 1500 млрд. руб. (неденоминированных) и ежегодных издержек не менее 100 млрд. руб. Расконсервация приведет к дополнительным затратам, адекватным расходам на консервацию, а также на дополнительную лвеосводку и лесоочистку вследствие естественного прироста. Суммарно эти затраты сравнимы по объемам и срокам с капиталовложениями на пусковой комплекс, и в то же время они являются бросовыми.

Указанные затраты даны без учета стоимости мероприятий по консервации в сфере социальной и промышленной инфраструктуры, связанных с переселением и трудоустройством более 21 тыс. человек из Кодинска — города-спутника Богучанской ГЭС. Последствия социапьной напряженности представить нетрудно.

Реализация преимуществ Нижнего Приангарья затруднена общим финансово-экономическим кризисом в России и регионе. Кроме этого, слабость развития Приангарья определяется также:

• отсутствием в большинстве случаев эффективного комплексного рассмотрения в единых инвестиционных проектах объектов энергетики и промышленного потенциала с экспортно-ориентирован-ной продукцией;

• отставанием энергетического потенциала от экономического;

• трудностями развития электроэнергетики на органическом топливе;

• перекосами в финансово-структурной политике государства, резким сокращением федеральной поддержки.

Рыночные экономические принципы требуют, чтобы каждый субъект рынка стремился к повышению эффективности функционирования и развития своей энергосистемы или электростанции. А это значит, что капиталовложения не следу-

ет искать в федеральном бюджете. Строительство энергетических объектов должно производиться за счет заемных и/или акционерных средств российских и зарубежных инвесторов.

Этот тезис начинает работать, когда имеется стабильный платежеспособный рынок электроэнергии. Такого рынка у Богучанской ГЭС нет.

Внутренний российский рынок должен преодолеть проблему неплатежей. Сплошь и рядом крупные потребители не платят за электроэнергию, даже если такие возможности у них есть. И за это они практически не несут ответственности.

Основной инвестор Богучанской ГЭС РАО «ЕЭС России» в последние годы из-за неплатежей не обеспечивает даже тех минимапьных инвестиций, объем которых утвержден Федеральной энергетической комиссией. В 199? году этот объем был профинансирован на 46%, в 1998 году никаких средств еще не было выделено.

Сложившаяся ситуация негативным образом влияет на планы российских партнеров Богучанской ГЭС: новые партнеры не появляются, а старые намереваются уходить. РАО «ЕЭС России» пытается продать принадлежащие ему акции ГЭС. Инвестиционная компания «Битца-Инвест» тоже высказывает намерение избавиться от акций Богучанской ГЭС как от неперспективных. И это несмотря на возможную сверхприбыльную эксплуатацию вводимых мощностей уже в ближайшем будущем.

С цепью привлечения иностранных инвесторов ОАО «Богучанская ГЭС» активно контактирует с фирмами и организациями Канады. США, франции, Германии, Китая и др., которые проявляют живой интерес к участию в строительстве ГЭС. Но никаких конкретных соглашений с иностранными инвесторами не достигнуто, хотя перспективы в связи с налаживанием энвргомостов Россия — Китай и Россия — Япония открываются самые широкие.

Осуществляемые контакты с российскими и иностранными инвесторами позволили составить ясное представление о причинах, препятствующих их активному участию:

• попитическая и экономическая нестабильность;

• конфликты между федеральными и региональными органами власти;

• невыполнение действующего законодательства;

• низкие тарифы на электроэнергию;

• неплатежи;

• неразвитость рынка ценных бумаг;

• низкий рейтинг на рынках капитала;

• «непрозрачность» деятельности акционерных обществ, коммерческих структур. банковской системы;

• отсутствие стабильного платежеспособного российского рынка.

Из них, на наш взгляд, нет ни одной непреодолимой, а доля риска в инвестировании вряд пи чрезмерна.

Анализ и опыт практической работы в поспедние 2-3 года показывают, что на решение этих вопросов в ближайшие годы рассчитывать не приходится. Появляется замкнутый круг: инвестиций нет, потому что нет цивилизованного рынка, а этого рынка нет потому, что нет инве-

стиций. И все-таки новые возможности разрыва такого порочного круга видны уже сегодня.

В настоящее время наиболее привлека-тельным для Богучанской ГЭС является экспортный китайский рынок. Можно рассматривать возможность продажи в Китай от 3 до 6 мпрд. кВт.ч, начиная с 2001 года и до 12 мпрд. кВт.ч с 2005 года, естественно, при условии приоритетного обеспечения региональных потребностей. Однако Китаю начиная с 2002 года необходимо импортировать до 18 млрд. кВт.ч электроэнергии, которую в эти сроки Богучанская ГЭС обеспечить не сможет. Переговоры об экспорте электроэнергии в Китай ведет Иркутскэнерго, которое имеет необходимые свободные генерирующие мощности. Избытки дешевой электроэнергии, производимой Богучанской ГЭС, могли бы быть направлены на замещение менее эффективных источников Иркутскэнерго, на компенсацию экспортного потенциала в связи с прогнозным возрастанием регионального потребления, при выводе из работы электростанций, вырабатывающих ресурс, и в случае наступления периода маловодных лет.

«Подсобная» роль Богучанской ГЭС могла бы получить инвестиционную при-впекательность, если бы ее участие на китайском рынке осуществлялось пибо в качестве структурного подразделения Международной компании по экспорту эпектроэнергии, либо в качестве независимого поставщика эпектроэнергии по прямому контракту с этой компанией.

Предлагаемые схемы привлечения инвестиций являются пионерными е электроэнергетике и, естественно, потребуют детальной проработки. В настоящее время они переданы и рассматриваются в Минтопэнерго Российской Федерации. Это, в первую очередь, относится к «китайскому пути» инвестирования достройки ГЭС.

Оругим путем усиления перспектив Богучанской ГЭС может стать согласованный ввод и развитие энергетического и промышпенного потенциала региона на базе создания финансово-промышленных групп и холдинговых структур с участием производителей электроэнергии. Путь согласованного энергопромышленного развития потребует создания единого пакета инвестиционных проектов, включающих ГЭС, сетевые объекты и предприятия с высоколиквидной экспортно-ориентированной продукцией. При этом инвестиционная привлекательность ГЭС создается не на базе продажи дешевой электроэнергии, как на «китайском пути», а на баэе конечной энергоемкой продукции предприятий, использующих дешевую электроэнергию ГЭС. Гидроэлектростанция в этом варианте является структурным элементом энергопромышленного производства, аналогично имеющимся блок-станциям, и получает долю прибыпи от реализации на платежеспособном рынке конечного продукта.

Реализация этого варианта на базе финансово-промышленной группы (ФПГ) создает бпагоприятные условия для получения заемных средств. Это обусловлено тем, что в соответствии с мировой практикой прц наличии собственных инвести-

Я

Вестник ФЗК России

ОПЫТ РЕГИОНОВ

ций в объеме не менее 20% получение дополнительно 80% заемных средств существенно упрощается. 8 результате возможен мультиплексный эффект увеличения потенциальных инвестиций. Предоставление заемных средств может потребовать обстоятельных гарантий для инвесторов. В качестве этих гарантий, помимо обязатепьсте государства, местных администраций смогут выступить природные ресурсы региона и незавершенное строительство. Наличие залоговых и ипотечных гарантий создаст достаточно комфортные условия для инвесторов. Если это будет подкреплено поддержкой Федерального правительства и местных администраций. то поток инвестиций может быть существенно увеличен, а государство и регионы, в конечном счете, получат новых напогоплатепьщиков в виде создаваемых энергопромышленных предприятий и. соответственно, дополнительные доходы. При этом надо подчеркнуть, что один путь не исключает другого: возможна и их оптимальная сочетаемость.

Естественно, что любой из путей предполагает тщатепьную проработку инвестиционных проектов и установление нового статуса Богучанской ГЭС как субъекта финансово-промышленной группы. В настоящее время финансово-промышленная группа может попучить контрольный пакет акций Богучанской ГЭС после ее достройки до проектного развития. При этом расклад может иметь следующий вид: ФПГ — не менее 50%; Государство — 25%: «битца-Инвест» — 12%; РАО «ЕЭС России» — 3%; Частный сектор — 10%.

Объем пакета акций ФПГ может быть увеличен за счет возможного приобретения акций «Битца-Инвест» и РАО «ЕЭС России». Целесообразно также добиться передачи госпакета акций ОАО «Богучан-ская ГЭС» в управление акционерному обществу. Статус Богучанской ГЭС как субъекта финансово-промышленной группы позволит эффективнее подойти к оптимальному решению вопросов тарифа на электроэнергию.

Главным выводом проведенного анализа возможных путей достройки Богучанской ГЭС является острая необходимость совершенствования экономических отношений в электроэнергетике на основе реализации Концепции реформирования предприятий (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.97 г. № 1373) с целью использования различных форм привлечения капитала для инвестирования конкретных электростанций.

Отсюда и предлагаемый план действий. который включает в себя следующие пункты.

3.1. Под руководством Минтопэнерго Российской Федерации с участием РАО «ЕЭС России», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Богучанская ГЭС», администраций затрагиваемых территорий разработать, обсудить и согласовать формы и условия участия ОАО «Богучанская ГЭС» в едином переговорном и договорном процессе экспорта электроэнергии из России в Китай, Несмотря на неоднократно высказывавшиеся подобные предложения. ОАО «Богучанская ГЭС» не включена в состав российских учредите-

1

пей Международной компании по экспорту электроэнергии в Китай.

3.2. Под руководством Минтопэнерго Российской Федерации с участием администраций затрагиваемых территорий, потенциальных инвесторов, РАО «ЕЭС России», ОАО «Богучанская ГЭС»:

• разработать, обсудить и согласовать создание с участием Богучанской ГЭС фи-нансово-промышленной группы (ФПП с использованием российского и зарубежного акционерного и/или заемного капитала.

• определить статус Богучанской ГЭС в составе ФПГ, условия передачи госпакета акции в управление акционерному обществу с цепью обеспечения инвестиционной привлек атепьнос ти;

• получить согласие в установленном порядке заменить не менее 75% обыкновенных акций госпакета на привилегированные для обеспечения гарантий акционерам и кредиторам по распределению долей собственности;

• подготовить предложения по осуществлению продажи акций ОАО «Богучанская ГЭС» на международном биржевом рынке.

Реформирование ОАО «Богучанская ГЭС» позволит создать эффективный механизм управления, четче разграничить ответственность учредителей, выполнить мировые требования, предъявляемые к инвестиционному предприятию. Все это, в конечном счете, будет способствовать стимулированию инвестиционной деятельности ОАО «Богучанская ГЭС».

Пж.Пезурди (Канада) отметил важность усиления инвестиционных проектов в экономику Красноярского края. Проблема влияния крупномасштабных проектов на развитие региона решается не только в России. Так. город Бромонт в Канаде, которому едва исполнилось 30 пет и который насчитывает более 30 ООО жителей и располагает своей промышленной зоной, можно считать городом уже следующего тысячелетия. Его появление связано с крупным гидроэнергетическим проектом Ожеймс Бэй. Опыт его осуществления привел в 1994 году к подписанию контракта между акционерным обществом «Богучангэсстрой» и канадской фирмой с целью выполнения технико-экономи-ческого обоснования для завершения строительства Богучанской ГЭС.

Совместные расчеты привели к выводу, что для завершения этого проекта необходимо найти серьезного покупателя электроэнергии на долгосрочной основе.

После проведения многочиспенных исследований и переговоров оказалось, что наиболее вероятным покупателем является Китай. Эта страна испытывает и проявляет заинтересованность в ее получении из Приангарья.

Более того, эта работа указала на необходимость подготовки российско-китайских бригад, способных работать с иностранными технологиями, с тем чтобы они могли как эксплуатировать, так и обслуживать установленные системы. Санный проект требует не только завершения строительства гидростанции, но и создания линии электропередачи в Китай либо до Пекина, либо до Шеньяна.

Здесь необходимо подчеркнуть важность партнерства, потому что проект

подразумевает участие двух крупных стран, а также привлечение североамериканских технологий и источников финансирования, которые объединят Канаду. США и некоторые европейские страны.

Проект такого масштаба создаст дополнительные рабочие места на время строительства, а также на постоянной основе в период эксплуатации Пейстаи-тепьно. можно сказать, что выгоду от этого проекта получит весь город. Аэропорты, представляющие собой необходимый атрибут успешного развития местной экономики, станут больше загружены: гостиницы, рестораны, магазины будут работать более активно. Это представляет выгоду для всей экономики в целом.

Российско-канадская команда готова к работе и уже ведутся переговоры о продаже электроэнергии в Китай.

Такие компании, как Merrill Lynch и Newcourt Group Credit, выразили свое желание в финансировании проекта; другие — Tokenhouse Capital and Research Inc. и Griffiths, McBurney & Partners — уже оказапи свою финансовую поддержку; и наконец, такие фирмы, как Agra Мопепсо. RSW, GEC Alshtom ТО, очень заинтересованы в участии в проекте с точки зрения управления, технологий и оборудования. Ключом к успеху при этом, конечно, является долгосрочный контракт на поставки в Китай.

Усиленное финансирование со стороны указанных компаний привлечет и другие иностранные инвестиции в Красноярский край в результате установления климата взаимодоверия. Канада е каком-то отношении сильно напоминает Россию. Это огромная страна невероятно богата природными ресурсами, и ее определенные географические зоны подвержены сильным морозам. И по этой причине совместный успех большей частью зависит от динамизма общей суперкоманды.

Ю.П.Прокопенко, Генеральный директор Аналитического Совета ТЭК, осветил роль журнала «Вестник ФЭК России» в организации внутри- и межрегиональных связей. Он подчеркнул, что редакция жур-напа со времени своего основания постоянно следит за состоянием дел в регионах; налаживает контакты с их представителями. Редакционный совет делает все возможное для того, чтобы журнал стал доступен именно регионам, и а первую очередь. РЭК.

Оействитепьно. издание, где своевременно появляется эксклюзивная информация по всем сторонам работы Федеральной энергетической комиссии Российской федерации, где проходят апробацию новейшие методики расчета тарифов, обсуждаются дискуссионные проблемы тарифной политики и сферы регулирования в целом, такой журнал нужен каждому квалифицированному специалисту.

Остановившись на высокой цене номеров журнала, выступающий подчеркнул, что, во-первых, аналогичные издания и за рубежом, и в России стоят дороже «Вестника ФЭК России», а во-вторых, сообщил о высоких типографских расходах на такого рода издания; в-третьих, проинформировал участников «круглого сто-

-МАЙ 1998

па» о мерах по увеличению числа подписчиков, а вследствие этого — уменьшению цены номеров журнала.

Кроме того, Ю.П.Прокопенко охарактеризовал новые возможности работы Аналитического Совета ТЭК по подготовке высококвалифицированных кадров для ТЭК.

Участники внесли свои рекомендации по улучшению работы журнала, которые были вниматепьно выслушаны.

Характеризуя очередной пятый номер журнала, выступающий отметил, что на его страницах наконец-то зазвучал голос представителей регионов. Это не значит, что он не был слышен ранее, однако в очередном — майском, весеннем номере он воспринимается в попную силу.

Это— нелегкая миссия: регионы а России разные — и этой «разностью» должны удерживать единое энергетическое пространство, как одно из самых весомых национальных богатств России, а не растаскивать его по автаркическим закромам. Но чтобы достичь данной цели, надо уметь слушать эти голоса. Иногда остро критические, и даже гневные, иногда тревожные. Но, в конечном счете, всегда заинтересованные в решении местных проблем, удовлетворении региональных потребностей.

Регионами сильна Россия. Это было всегда. Это будет и впредь, и с учетом перспектив развития энергетики по-другому быть не может. В качестве регулирующего органа Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации работает на высокопрофессиональной основе с первых дней своего функционирования. Она — та небольшая шестерня в механизме регуляции, которая заставляет вращаться в правильном направлении приводные ремни экономики страны в цепом, не допуская замыкания на своих лишь интересах, с одной стороны, кпючевых звеньев топливно-энергетического комплекса, а с другой — «эгоистических потребностей» отдельных производств, привилегированных регионов и т.п. Именно так строится система регулирования во многих странах — и опыт США, Аргентины, Великобритании получил адекватное освещение на страницах журнала. Работа в данном направлении будет продолжена.

Но мы не собираемся жить заемным умом! И еще раз повторим: дпя нас особо значим голос регионов. Не только критика, но и конструктивный подход. Не огораживание и благоустройство своего лишь угла — а заботы о России. Отрадно, что голоса авторов пятого номера из Красноярска, Самары и Петербурга, да и самой Москвы, которая тоже ведь всего лишь регион в плане энергетики, звучат именно в этом ключе.

Пример сохранения, упрочения и определения векторов развития единого энергетического пространства дает в этом плане наглядный урок того, что самые большие трудности, самые острые кризисы, самые запутанные проблемы эффективно решаются совместными усилиями.

Кандидат экономических наук А.М.Телегин указал на резкую смену акцентов экономической теории и практики хозяйствования в современной России — с материального производства в сферу рацио-

ЛСТЭК

нального потребительского выбора. Это жестко ставит перед отечественными промышленниками и предпринимателями вопросы самостоятельного определения возможных альтернатив, соизмерения результатов и затрат, решения задач максимизации целевой функции, рыночного равновесия, стабильности предпочтений.

Особые требования в отношении нового качества управления предъявляются к высшим эшелонам руководства предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны, в частности Красноярского края, как правило, приватизированных, обладающих крупными производствами высоколиквидной продукции и имеющих дпя края комплексообразующее значение, а для России — стратегическое.

Сегодня без профессионально подготовленных и специально приглашенных на предприятие экспертов и аналитиков, без услуг сложившихся консалтинговых (консультационных) фирм в новых рыночных условиях хозяйствующим субъектам любых форм собственности, направлений и масштабов деятельности не обойтись. Собственно, это — мировая тенденция, и Россия, в частности Красноярский край, не исключение. И ошибаются те, кто приписывает директорам предприятий ТЭК данного региона кпаноеость, «самостийность», зависимость от иностранного хозяина, неумение и нежепание работать в новых условиях в интересах России. Бартер, топлинг, оффшор, демпинг, клиринг — не их изобретение, но вынужденная реакция на социально-экономическую и региональную политику центра поспедних пет.

Быстро расширяется использование услуг консалтинговых фирм со стороны административных органов власти и уп-равпения разпичных уровней. Являясь одним из крупнейших субъектов Российской Федерации, Красноярский край е лице своей администрации обладает колоссальными экономическими возможностями, эффективное использование которых также нуждается в специальных услугах профессиональных независимых консультантов. Управленческий (операционный) аудит бюджета с целью его экономичного формирования и использования, выработка направлений и методов реструктурирования агропромышпенных, жилищно-коммунальных и других предприятий, упорядочение отношений собственности на недвижимость между органами впасти разпичных уровней, формирование института ипотеки и развитие инвестиционно-заемной деятельности на земле, создание в области эффективного механизма управления рынком недвижимости, повышение ее инвестиционного имиджа — решение этих и других важных вопросов может составить предмет сотрудничества региональной власти и независимых консультантов.

Острую потребность в услугах финансово-правовых консультантов должны испытывать хозяйствующие субъекты, осваивающие новые территории и виды бизнеса в Красноярском крае, если они пришли сюда с чистым и долгосрочным бизнесом.

Небольшие региональные консалтинговые фирмы из г. Красноярска и края не могут сегодня удовлетворить потребности

в финансово-правовых консультационных услугах промышленных предпринимателей и бизнесменов, развивающих ипи начинающих свою деятельность на базе местных топливно-энергетических ресурсов и имеющихся производственных мощностей. Пефицит знающих и опытных кадров в индустрии таких услуг, трудности с информационным и организационным обеспечением, методическим и техническим оснащением значительно снижают их возможности, образуют непреодопимые преграды в отношениях с крупными клиентами. Индустрия консалтинга в крае, как и во многих других регионах России, находится на начальном этапе формирования и нуждается в серьезной поддержке как в плане увеличения потенциала местных фирм, так и помощи в развитии в крае правовой основы и информационного попя финансово-правовых консультационных услуг дпя хозяйствующих субъектов.

Миссию делового просвещения и маховика консалтинга е Красноярском крае могут активно брать на себя уже признанные общероссийские (по традиции московские) лидеры такого бизнеса. На повестке дня глобализация деятельности в крае ведущих российских консультационных компаний — ЮНИКОН, Росэкспер-тиза. АСОН и других, которые готовы и обязаны наступательно и более интенсивно вступать в конкурентную борьбу с имеющими место быть зарубежными транснациональными консалтинговыми группами (Andersen Consulting, Coopers and Lybrand, Ernst and Young. KPMG, Touch Ross и др.) за право обслуживать крупные, ориентированные на экспорт предприятия, прежде всего цветной метаплургии. топливной и электроэнергетической промышленности.

Среди независимых консалтинговых групп, своим возникновением и развитием обязанных искпючительно высокому профессионализму и деловым качествам создавших их юристов, экономистов и финансистов, выделяется московская финансово-правовая консалтинговая группа «АСОН». Начиная с 1993 года ее фирмы внесли положительный вклад в становление и развитие современных институтов обновляемой России — оценки, аудита; в формирование рынка недвижимости и рекламы; в совершенствование теории и практики бухгалтерского учета, имущественных отношений. Фирмы этой группы интенсивно работают с крупными российскими предприятиями, могут быть полезны своим опытом и возможностями предприятиям ТЭК Красноярского края.

По результатам «круглого стопа» его участниками был принят проект Резото-ции совместного совещания Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза промышленников Красноярского края, представителей федеральных органов исполнитепьной впасти, представителей органов исполнительной впасти Красноярского края и предприятий ео исполнение решения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 19 января 1998 г. «йвенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономики и социальной политики».

Информцентр АСТЭК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.