Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ АЛАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ АЛАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хузмиев И. К., Бакшиев М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ АЛАНИЯ»

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Д.т.н., профессор ХУЗМИЕВ И.К. инженер БАКШИЕВ М.Ю.

Состояние проблемы

Подьем экономики, по мнению ученых экономистов и специалистов в области энергетики, невозможен без реконструкции систем обеспечения энергетическими ресурсами, которые находятся в кризисном состоянии, поразившем многие регионы России, в том числе и Северный Кавказ.

В то же время предлагаемая РАО «ЕЭС России» реструктуризация на основе либерализации рынка электрической энергии и мощности не может быть принята к поспешной реализации, а напротив, нуждается в глубоком изучении. Этим и занимаются в настоящее время специалисты Федеральной энергетической комиссии и топливно-энергетического комплекса России.

Но время идет. Дальнейшее развитие экономики Республики Северная Осетия - Алания требует обеспечения надежного электроснабжения потребителей с учетом баланса потребления и реального уровня производства энергии, максимального использования имеющихся энергетических ресурсов республики, стабилизации цен и сдерживания их роста. Для этого, наряду с созданием экономических, организационных и правовых условий, необходимо формирование внутреннего конкурентного рынка энергоресурсов, привлечение инвесторов.

Ныне действующие в республике формы и методы монопольного управления электрообеспечением устарели, не способствуют повышению энергоэффективности и отходу от затратных принципов работы и формирования тарифов. В свою очередь энергетики республики сталкиваются с множеством проблем, решение которых является неотъемлемым условием реализации стратегии устойчивого экономического роста.

1 .Главной проблемой являются неплатежи. Так, по со-

стоянию на 1 января 2001 года задолженность за потребленную электроэнергию составила 580,0 млн. руб. Наличие взаимозачетов и бартера в структуре расчетов приносит вред не только топливно-энергетическому комплексу, но и экономике в целом. Поэтому решение проблемы неплатежей позволит расширить инвестиционные возможности энергоснабжающих предприятий и создаст условия для получения электрической энергии и мощности в объеме заключенных договоров.

2.Недостаток собственных инвестиционных ресурсов. Наметившийся за последнее время рост промышленного производства и увеличение потребления энергоресурсов требует капитальных вложений в строительство новых генерирующих мощностей. В противном случае энергетический голод станет тормозом роста производства, а отсутствие достаточной собственной электрической мощности - фактором снижения в обозримом будущем энергетической безопасности республики.

3. Значительный износ основных фондов энергетических предприятий республики в т.ч. и муниципальных. Причин, порождающих эту проблему, много, но необходимость ее решения диктуется все возрастающими технологическими потерями, авариями, прямо пропорционально влияющими на рост тарифов и снижение надежности энергосбережения.

4. Низкий уровень энергосбережения, консерватизм потребителей и недостаточное понимание обществом реальной стоимости энергоносителей. Эра практически бесплатной электрической энергии закончилась. Отсюда необходимость строжайшей экономии энергоресурсов.

5. Отсутствие реальных конкурентных отношений в сфере производства, распределения энергоресурсов и реализации электрической энергии. Во многом решение

I- ВЕСТНИК ФЭК РОССИИ ■1

этой проблемы связано с проблемой кадров всех уровней исполнительной власти, привыкших работать в условиях командно-административной системы. Существуют и другие проблемы, влияющие на использование имеющихся ресурсов энергии в условиях дефицита энергоносителей и их резкого подорожания.

Планирование развития энергоснабжения в этих условиях становится чрезвычайно сложной задачей. Необходимо контролировать и управлять не только производством энергоресурсов, но и временем, способом и местом их потребления в единой системе приоритетов и целей.

В данной записке концептуально отражены основные предложения структурного изменения в системе энергоснабжения республики, с учетом создания рынка электроэнергии и мощности, объективных условий для возможного удешевления стоимости электрической энергии, устойчивой и сбалансированной работы всей системы электроснабжения, значительного увеличения инвестиционной привлекательности для строительства новых источников электроэнергии и мощности в республике.

Цель и принципы концепции

Основной целью данной концепции является создание экономических и организационных условий, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование системы энергообеспечения всего хозяйственного комплекса республики, формирование внутреннего рынка энергоресурсов при минимуме их затрат на единицу внутреннего валового продукта.

Функционирование субъектов естественных монополий РСО-Алания осуществляется на основе следующих принципов:

- учета перспектив развития энергетического сектора экономики республики, как части общей стратегии развития ее народнохозяйственного комплекса;

- согласованности с администрациями местного самоуправления, предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность;

- учета специфических особенностей экономического, социального и политического развития республики;

- обеспечения взаимной заинтересованности всех субъектов рынка электроэнергетики;

- достижения реального эффекта и конкретных целей, в том числе экономических, социальных и экологических.

Реформирование энергетики на основе либерализации рынка предусматривает сохранение за правительством республики в лице его региональной энергетической комиссии права регулирования транспортом энергии от производителя к потребителю и защиту потребителя от необоснованного роста цен. Либерализованный рынок может функционировать при избыточном предложении над спросом, без перекрестного субсидирования, при условии полной оплаты за отпущенную продукцию. Основные характеристики такого рынка следующие:

- разделение конкурентной сферы: производство электроэнергии (генерация) и сбыт, от неконкурентной: транспорта и диспетчеризации;

- свободный выбор потребителями поставщиков (ограничения допустимы только по техническим причинам);

- соблюдение баланса производства и потребления электроэнергии с учетом потерь и резерва;

- тарифное меню с гибкой системой скидок и наценок, поощряющих энергосбережение и обеспечивающих необходимый запас мощности;

- осуществление контроля со стороны региональной энергетической комиссии при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания за бесприбыльной деятельностью вертикально интегрированной диспетчерской службы, сетевыми и распределительными компаниями, генерирующей организацией, в случае, если она контролирует более трети рынка.

Процесс создания конкурентного рынка в республике требует взвешенных поэтапных решений. Более того, мы не сможем выполнить полный комплекс мероприятий в республике, пока они не будут реализованы в России. Было бы неплохо, если бы Республика Северная Осетия -Алания была бы выбрана в качесгве пилотного региона для апробирования создания конкурентного рынка электроэнергии и мощности. Но независимо от этого такой эксперимент можно провести в компактном Моздокском районе, с возрастающей потребностью в электрической энергии, имеющем достаточные распределительные электросети, технологические возможности создания в районе предприятий поставщиков электрической энергии.

Организационные основы формирования рынка электрической энергии в Республике Северная Осетия - Алания

Как уже было сказано, субъектами рынка электрической энергии и мощности являются конкурирующие между собой поставщики электроэнергии, продавцы их услуг (сбытовые организации), а также регулируемые государством сетевые и распределительные организации и бесприбыльные диспетчерские службы.

Реформирование на территории РСО-Алания естественной энергетической монополии ОАО «Севкавказэ-нерго», входящей в систему РАО «ЕЭС России», позволит создать конкурентный рынок, на котором все его субъекты, за исключением распределительных организаций и бесприбыльных диспетчерских служб, будут строить свои отношения на основе спроса и предложения.

Помимо них, на рынке могут работать независимые энергетические компании и продавцы их услуг. В результате деятельность субъектов регионального рынка электроэнергии и мощности становится частью многоуровневого рынка, действующего на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях. Рассмотрим подробнее состав субъектов рынка электрической энергии и мощности

96

в Республике Северная Осетия - Алания (см. схему 1).

Диспетчерские службы. Объединенная диспетчерская служба (ОДС) энергосистемы РСО-Апания входит в систему оперативного диспетчерского управления (ОДУ) Северного Кавказа и отвечает за устойчивую и сбалансированную работу всей системы энергоснабжения республики. Поэтому ее деятельность, как и деятельность ОДУ, контролируется государством (в нашем случае региональной энергетической комиссией при Правительстве РСО-Алания) через бесприбыльное ценовое регулирование диспетчерских услуг, а также через соответствующие пакеты акций. В состав ОДС в определенных долях, зависящих от возможностей местных органов, входят диспетчерские службы (ДС) муниципального энергетического уровня.

В функции вертикально интегрированной диспетчерской службы входит регулирование потоков электрической энергии и мощности в соответствии с договорами между поставщиками и потребителями для каждого уровня и между уровнями. Выравнивание нагрузок осуществляется за счет мобильных мощностей (включая аварийную бронь), находящихся в собственности диспетчерских служб или обслуживаемых ими на договорной основе ГЭС (ЭС) по тарифам, установленным энергетическими комиссиями. Излишки электрической энергии диспетчерские службы

СУБЪЮТЫ РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В РСО-АЛАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЫНОК__

МЕСТНЫЙ РЫНОК

могут реализовать на свободном рынке. Субъекты рынка соответствующего уровня энергосистемы оплачивают диспетчерские услуги по тарифам, утвержденным энергетическими комиссиями.

Поставщики электрической энергии. Это электростанции, находящиеся в составе ОАО «Севкавказэнер-го»: Терский каскад ГЭС из четырех электростанций -Эзминской, Гизельдонской, Дзауджикауской и Беканской, общей мощностью 77,6 тыс.кВт. Кроме того, в систему оперативно-диспетчерского управления энергосистемы входят две блок-станции ТЭЦ БМК, мощностью 6 тыс.кВт. и Павлодольская ГЭС - 1,6 тыс.кВт. За счет собственных энергоисточников республика покрывает до 20 процентов потребности в электроэнергии ¡0,35 млрд.кВт.ч). Остальное количество электроэнергии потребители республики покупают у ОАО «Севкавказэнерго» и на Федеральном оптовом рынке энергетики и мощности (ФОРЭМ).

По прогнозным данным, потребность республики в электрической энергии с учетом состояния производительных сил и прироста населения определяется для 2005 года в объеме 2,2 млрд.кВт.ч., 2010 года - 2,5 млрд.кВт.ч. В условиях реально возможного нарушения топливно-энергетического баланса в стране и на Северном Кавказе освоение существующего энергетического потенциала Республики Северная Осетия - Алания становится чрезвычайно актуальным. Ввод в эксплуатацию каскада Зарамагских ГЭС покроет до 60 процентов потребности республики в электроэнергии. Энергетическая программа республики, наряду со строительством Зарамагского каскада, предусматривает также реконструкцию Терского каскада ГЭС, строительство тепловых электростанций модульного типа с газотурбинами, парогазовыми и газовыми установками. В перспективе возможно строительство на территории республики - в Моздокском районе крупной ГРЭС (АЭС) федерального значения установленной мощностью 1200 МВт.

На первом этапе предлагаемых структурных изменений в энергетике на рынок электроэнергии и мощности могут быть выведены действующие в республике ГЭС, как самостоятельные генерирующие предприятия или как переданные в собственность ОДС или ДС местного уровня. Кроме того, на рынке электроэнергии республики действует сбытовая структура ОАО «Севкавказэнерго» и постепенно расширяющий свое влияние Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Сетевые и распределительные организации (компании)

Необходимо уяснить, что сетевые компании используют линии электропередач (ЛЭП), осуществляющие федеральные межсистемные перетоки, а также передают электроэнергию на ФОРЭМ. Распределительные организации занимаются поставками электроэнергии непосредствен-

97

но потребителям. Поэтому в контексте рассматриваемого нами вопроса мы имеем дело с распределительными сетями регионального и местного (муниципального) уровней.

Распределительные сети регионального уровня находятся в системе ОАО «Севкавказэнерго», а местного уровня - в муниципальной собственности. И те, и другие являются юридическим лицом, тарифы на услуги которых устанавливает региональная энергетическая комиссия.

В процессе структурных изменений на региональном уровне, на базе АО «Северо-Осетинские электрические сети» и муниципальных электросетей городов республики образуется региональная распределительная компания с долевым участием каждого, равным стоимости основных фондов, других финансовых активов. Аналогичным образом на местном уровне создаются дочерние предприятия АО «Электросеть». В республике их будет по числу городов - шесть. В этом случае предприятия электротеплосетей в городах Беслане и Дигоре должны быть реорганизованы (отделение теплового хозяйства от электрическо-го).

Сбытовые организации

Образование сбытовой организации вызвано объективной необходимостью отделения сбыта электроэнергии от транспорта. Вполне очевидно, что это позволит сократить потери электроэнергии, в том числе и коммерческие, т.к. величина потерь будет устанавливаться договором. В свою очередь, это заставит руководителя транспортной организации сосредоточить внимание на эксплуатации сетей.

Сбытовые организации создаются в республике на региональном уровне на базе энергосбыта ОАО «Севкавказэнерго» и абонентских служб коммунальных электросетей с соответствующими долями акций, с самостоятельными филиалами на местном уровне.

Услуги республиканского и местных сбытовых организаций регулируются региональной энергетической комиссией. На рынке электроэнергии могут действовать и независимые сбытовые организации - перепродавцы различных форм собственности. В этом случае тарифы на их услуги определяет конкурентный рынок.

Потребители

В условиях либерализации рынка потребители свободны в выборе источника электрической энергии из тех, которые выведены на рынок, а также имеют свободный доступ к электрическим сетям. Энергию потребители могут получать по договорам непосредственно от производителей или от сбытовых организаций. Оплата потребителями услуг распределительных организаций осуществляется напрямую или через сбытовые организации. Население может покупать электроэнергию через службы заказчиков или другие структуры органов местного самоуправления.

Инвестиционная политика

Реформирование электроэнергетики республики путем либерализации рынка нуждается в инвестициях для того, чтобы модернизировать устаревшее оборудование, заменить ветхие сети, создать генерирующие мощности с тем, чтобы энергопредприятия стали более конкурентоспособными.

Возможными путями инвестирования развития электроэнергетики республики могут быть следующие:

- финансирование капитального строительства за счет средств бюджетов всех уровней;

- внебюджетный фонд энергосбережения;

- привлечение средств различных финансовых групп и населения при обязательном акционировании строящихся объектов энергетики;

- кредиты, выпуск облигаций, акций и обязательств под гарантию энергосистемы республики или Правительства Республики Северная Осетия - Алания;

- прибыль РАО «ЕЭС России», ОАО «Севкавказэнерго», других энергоснабжающих организаций республики;

- включение инвестиционной составляющей в тарифы на продукцию и услуги.

Проблема инвестиций электроэнергетики является одной из актуальных для подъема экономики республики. Она требует более внимательного изучения и нормативного обеспечения при использовании каждого из выбранных направлений.

СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ (Машжскнй ройоя 1*СО-Алаии«)

Рынок э*сктр«энсргш« М МОЯИОС1Я

АО «Моздокэлектрвсегь

г п

Э/еета

Служба заказчика

Договор по поставку з/»ерпш н мощности Договор ма транспортировку э^жоргии Договор н» днсиетчердане услуге Энергопотак

Информационное унрввлоиио пвппнв

98

Энергосберегающая политика

Основой энергосберегающей политики должен стать закон РСО-А «Об энергосбережении», целью которого является установление правовых норм регулирования отношений в сфере производства, распределения и потребления энергии.

Основными направлениями энергосберегающей политики являются следующие:

- реализация положений Программы энергосбережения в Республике Северная Осетия - Алания:

- скорейшее завершение работы по разработке районных программ энергосбережения и начало их реализации;

- образование внебюджетного фонда энергосбережения в соответствии с разработанными ранее предложениями;

- обеспечение должного учета потребления электроэнергии во всех сферах народного хозяйства;

- установление условий применения экономических санкций и административной ответственности за нерациональное использование энергоресурсов;

- введение статистической отчетности по контролю за потреблением и эффективным использованием энергетических ресурсов.

По предварительным оценкам, внедрение комплекса организационно-технических мероприятий позволит обеспечить экономию электроэнергии в республике до 230 млн.кВт.ч в год.

Энергосбережение должно превратиться в решающий фактор улучшения жизни населения, способствовать решению экономических задач и удовлетворению роста спроса на энергетические ресурсы по мере ожидаемого подъема экономики республики. Оно должно оказывать влияние на сбалансированность производства и потребления энергоресурсов.

Предложенная концепция реформирования электроэнергетики может обеспечить выполнение главной своей цели - снижение цен и устойчивое электроснабжение потребителей только при наличии отлаженной системы платежей. В этой связи необходимо строго подходить к вопросам:

отключения неплательщиков; ликвидации льгот и перехода к адресному дотированию;

- применения гибких тарифных меню, систем скидок, при полной денежной оплате и предоплате.

Данные предложения по концепции реформирования электроэнергетики в республике нуждаются в юридическом и нормативном оформлении, более детальной проработке отдельных позиций, что будет осуществлено авторами во время консультаций, в процессе ее принятия.

В то же время для накопления практического опыта по успешному реформированию естественной энергетической монополии на территории республики представляет-

ся целесообразным, используя предлагаемую модель, провести эксперимент по ее внедрению в Моздокском районе.

Схема реорганизации системы электроснабжения Моздокского района

Предлагаемые меры по реорганизации структуры управления энергоснабжением в Моздокском районе вызваны возрастающей потребностью в электрической энергии крупнейшей в республике сельскохозяйственной зоны, наличием достаточных распределительных мощностей и коммунальных электросетей, технологической возможностью создания в районе предприятий - поставщиков электрической энергии.

Главная задача, преследуемая данным предложением, - создание независимого от монополистов рынка электроэнергии и мощности, объективных условий для возможного удешевления стоимости электрической энергии, устойчивой и сбалансированной работы всей системы электроснабжения, значительного увеличения инвестиционной привлекательности (также с помощью федеральных структур) в строительстве новых источников электрической энергии и мощности в Моздокском районе.

Предлагаемый вариант реформирования системы электроснабжения Моздокского района не предусматривает передела собственности. Он, как и в целом по республике, предполагает создание конкурентного рынка электрической энергии и мощности, обеспечивает независимую деятельность всех субъектов этого рынка, при обязательном жестком соблюдении технологических особенностей электроэнергетики.

На первом этапе реорганизации на базе муниципального предприятия «Моздокские электрические сети» и районных электросетей АО «Севкавказэнерго» с долевым участием каждого, равным стоимости пригодных к эксплуатации основных фондов и других финансовых активов, учреждаются АО «Моздокэлектросеть», АО «Моздо-кэнергосбыт» и госпредприятие «Диспетчерская служба». Поставщиком электрической энергии будут служить Федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ) и ОАО «Севкавказэнерго».

В последующем представляется возможным создание дополнительных источников электрической энергии: ГЭС на 21 км Терско-Кумского канала, газотурбинные электростанции, другие источники электроэнергии и мощности.

Для того, чтобы система энергоснабжения Моздокского района, действуя на основе спроса и предложения, могла бы в условиях конкуренции функционировать слаженно, усилия субъектов рынка должны быть объединены договорными отношениями в интересах достижения главной задачи. На схеме 2 показаны финансовые отношения, электрические потоки, диспетчерские услуги субъектов рынка, взаимоотношения которых предполагают создание независимой энергетической кампании (в последующем холдинга) «Моздокэнерго».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.