А. В. Меркулов9, И. К. Хузмиев10, О. И. Хузмиева11
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Цель развития энергетики
Основной целью энергетики является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование системы обеспечения хозяйственного комплекса республики основными энергоносителями, при формировании конкурентных рынков электрической энергией и природного газа в регионе для минимизации затрат на их получение и снижения энергоемкости внутреннего валового продукта. Рост промышленного производства и сельского хозяйства требуют дополнительных количеств потребляемой электрической энергии. Республика, располагая большим техническим гидроэнергетическим потенциалом равным 5,2 млрд. кВт час., вынуждена ежегодно получать из других регионов Северного Кавказа более 1,5 млрд. кВт. час электроэнергии.
Если не предпринять исчерпывающих мер по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии, а также по строительству новых генерирующих мощностей, дефицит электрической энергии будет нарастать. Чтобы региону до 2020 года выйти на бездефицитный режим работы, а затем стать энергоизбыточным, учитывая, что в настоящее время собственные гидроэлектрические станции производят всего в среднем до 330 млн. кВт час в год электрической энергии, необходимо в среднем в год вводить не менее 20 МВт установленной мощности. Известно, что дополнительные ресурсы электрической энергии, полученные за счет энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, стоят на порядок дешевле, чем ресурсы, получаемые от электрических станций. Необходимо отметить, что ресурс энергосбережения в РСО-А составляет не менее 400 тыс. т.у.т. в год.
Проблемы энергообеспечения
• Главной проблемой являются неплатежи. Так, например, по состоянию на конец 2005 года задолженность за потребленную электроэнергию только в РСО-А составила около 900 млн.
руб.
• Значительный износ основных средств энергетических компаний, который составляет сегодня в среднем около 50%.
• Низкий уровень энергосбережения и отсутствие реально реализуемых программ по повышению эффективности использования энергии.
• Недостаточная нормативно-правовая база.
• Отсутствие реальных конкурентных отношений в сфере энергетических естественных монополий.
• Проблема персонала, который привык работать в условиях административно-командной системы и не всегда понимает суть рыночных преобразований.
• Недостаточная социальная ориентация всего процесса регулировании субъектов естественных монополий.
• Тарифная политика, основанная на принципах «затраты +», что приводит к неоправданному росту тарифов и способствует росту инфляции.
9 Председатель правительства республики Северная Осетия-Алания .....
10 Д-р техн. наук., профессор., Советник Председателя Правительства РСО-Алания
11 Канд. экон. наук., докторант (Северо-Кавказский горно-металлургический институт)
• Консерватизм потребителей и недостаточное понимание обществом реальной стоимости энергоносителей
Общие правила функционирования энергетического сектора.
Функционирование субъектов естественных монополий должно способствовать становлению конкурентного рынка энергоносителей без ущемления, как прав, так и обязанностей указанных предприятий. Принцип открытого доступа к энергосистемам должен, в конечном счете, привести к равнозначным экономическим результатам, и соответственно, к открытости для всех его субъектов и доступности рынка энергоносителей в частности.
Реформирование энергетики на основе либерализации рынка может быть реализовано при избыточном предложении над спросом, без перекрестного субсидирования, при условии строго учета и полной оплаты за потребленные энергоносители. Основные характеристики такого рынка следующие:
• разделение конкурентной сферы: производство (добыча) природного газа электроэнергии (генерация) и сбыт, от неконкурентной: транспорта и диспетчеризации;
• свободный выбор потребителями поставщиков (ограничения допустимы только по техническим причинам);
• соблюдение баланса производства и потребления энергоносителей с учетом потерь и резерва;
• тарифное меню с гибкой системой скидок и наценок, поощряющих энергосбережение;
• осуществление регулирования и контроля уполномоченными органами исполнительной власти за: деятельностью вертикально интегрированной диспетчерской службы, сетевыми, распределительными и сбытовыми компаниями.
Реформа электроэнергетики
Реформирование на территории РСО-Алания естественной энергетической монополии ОАО «Севкавказэнерго», входящей в систему РАО «ЕЭС России», позволит создать конкурентный рынок, на котором все его субъекты, за исключением распределительных организаций и диспетчерских служб, будут строить свои отношения на основе спроса и предложения. Рассмотрим подробнее состав субъектов рынка электрической энергии и мощности в Республике Северная Осетия-Алания.
Диспетчерские службы - системный оператор. Центральная диспетчерская служба (ЦДС) энергосистемы РСО-Алания входит в систему оперативного диспетчерского управления (ОДУ) Северного Кавказа и отвечает за устойчивую и сбалансированную работу всей системы энергоснабжения республики.
Поставщики электрической энергии. Это электростанции, находящиеся в составе ОАО «Северо-Осетинская гидрогенерирующая компания»: Терский каскад ГЭС из пяти электростанций - Эзминской, Гизельдонской, Дзауджикауской, Беканской и Кора-Урсдонской, общей мощностью 78,2 тыс.кВт. За счет собственных энергоисточников республика покрывает до 15 процентов потребности в электроэнергии (0,35 млрд.кВт.ч). Остальное количество электроэнергии потребители республики будут покупать через сбытовые организации или напрямую на оптовом рынке.
Сетевые и распределительные организации (компании). Распределительные сети регионального уровня находятся в системе ОАО «Севкавказэнерго», а местного уровня в муниципальной собственности. И те, и другие являются юридическим лицом, тарифы на услуги которых устанавливает региональный регулирующий орган.
Сбытовые организации. Образование сбытовой организации вызвано объективной необходимостью отделения сбыта электроэнергии от транспорта. Очевидно, что это позволит сократить потери электроэнергии, в первую очередь коммерческие, т.к. величина потерь будет устанавливаться договором. На первом этапе в республике на базе энергосбыта ОАО «Севкавказэнерго» будет создан так называемый Гарантирующий поставщик, функции которого с 2007 года может получить любая энергоснабжающая организация, выигрющая тендер, в соответствии с правилами розничного рынка переходного периода электрической энергии.
Потребители. В условиях либерализации рынка потребители свободны в выборе источника электрической энергии из тех, которые выведены на рынок, а так же имеют свободный доступ к электрическим сетям. Энергию потребители могут получать по договорам от сбытовых организаций. Реализация предложений по реформированию электроэнергетики может обеспечить выполнение главной своей цели - снижение цен и устойчивое электроснабжение потребителей только при наличии отлаженной системы платежей.
Энергосберегающая политика
Анализ состояния электроэнергетической базы республики Северная Осетия-Алания показывает, что необходимы срочные меры по повышению эффективности использования энергоресурсов и их сбережению с помощью реализации энергосберегающих мероприятий. В рамках реализации программы в области энергосбережения необходима четкая организация решений вопросов по следующим направлениям:
• реформирование электроэнергетики и газовой промышленности с внедрением конкурентных рыночных отношений;
• разработки, принятия и осуществления региональных программ повышения эффективности использования энергии и энергосбережения;
• формирование и введение в действие финансово-экономических механизмов поощряющих энергосбережение;
• определения полномочий местных органов власти и управления в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
• определения, в пределах действующего законодательства, экономических санкции и административной ответственности за нерациональное использование топлива и энергии, координации и контролю деятельности предприятий и организаций;
• становления при необходимости специальных режимов потребления топлива и энергии, направленных на энергосбережение, экономию и эффективность использования электрической, тепловой энергии и топлива.
Приоритетной для всех уровней исполнительной власти должно стать следующие:
• реализация положений Программы энергосбережения России и РСОА;;
• проведение энергетического аудита всех бюджетных организаций и организаций, соответствующих требованиям законов РФ и РСОА «Об энергосбережении», обеспечение должного учета потребления электроэнергии во всех сферах народного хозяйства, массовое внедрение АСКУЭ;
• установление условий применения экономических санкций и административной ответственности за нерациональное использование энергоресурсов;
• пропаганда энергосбережения и обучение персонала;
Необходимо начать массовое внедрение энергосберегающего оборудования, в том числе энергосберегающих осветительных ламп. Так использование таких ламп позволяет уменьшить потребление электрической энергии при сохранении уровня освещенности не менее, чем в 5 раз. Только использование по одной такой лампе эквивалентной 60 Вт лампе накаливания в каждой
квартире в г. Владикавказ снижает нагрузку в часы прохождения максимума не менее, чем на 5 мВт, и экономит около 12 млн. кВт час, что экономит гражданам более 15 млн. рублей.
Необходимо провести инвентаризацию всех имеющихся ресурсов и установить систему их сбережения, подкрепленную соответствующими организационно-экономическими мероприятиями, чтобы всем юридическим и физическим лицам было выгодно экономить и невыгодно растрачивать имеющиеся ресурсы всех видов. Политика властных структур по энергосбережению должна быть направлена на снижение энерго- и ресурсоемкости единицы валового продукт и носить долгосрочный характер
Собственное производство энергоносителей
Для повышения устойчивости энергоснабжения потребителей республики необходимо освоение существующего гидроэнергетического потенциала Республики Северная Осетия -Алания. Ввод в эксплуатацию каскада Зарамагских ГЭС обеспечит покрытие станциями РСО-А до половины потребности республики в электроэнергии. По ориентировочным расчетам потребность в электроэнергии с учетом состояния производительных сил и прироста населения Республики определяется для 2000 года в 1.8 млрд.кВт.ч, 2005 года - 2.2 млрд.кВт.ч и 2010 года - 2.5 млрд.кВт.ч.
В Республике в настоящее время ведется строительство Зарамагской ГЭС-1 с выработкой энергии 0,88 млрд. кВт.ч мощностью 352 тыс.кВт. С вводом ее в эксплуатацию экономический гидроэнергетический потенциал Республики будет освоен на 22,1%(1,14 млрд.кВт.ч). Энергетическая программа предусматривает первоочередное строительство следующих крупных гидроэлектростанций:
• Зарамагской ГЭС-1 (строящаяся) мощностью 342 МВт с вводом двух блоков по 171 МВт в 2010 г.;
• Зарамагской ГЭС-2 - 137 МВт в 2015 г.;
• Длино-Долинской ГЭС-148 МВт в 2020 г.
Предусмотрено также строительство малых ГЭС с целью более полного использования водотоков малых рек.
Существенный вклад в повышение надежности энергснабжения потребителей республики и снижения цен на электроэнергию может внести строительство газотурбинных и газопоршневых теплоэнергоцентралей (ТЭЦ) мощностью до 40 мВт и минигазопоршневых ТЭЦ мощностью несколько сот кВт. Для нашей республики для решения проблемы перекрестного субсидирования и существенного снижения тарифов для населения и организаций бюджетной сферы достаточно иметь одну ТЭЦ мощностью до 40 мВт, пуск которой позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для всех потребителей не менее, чем на на четверть и ликвидировать перекрестное субсидирование. Пуск малых ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов на 30-20%. В РСО-А около 50% территории находится находиться в горной зоне практически вне централизованной системы энергоснабжения. Горы обезлюдили и там постоянно проживает около 2% населения республики. В этой связи использование местных энергоресурсов в виде возобновляемых и нетрадиционных источников позволит экономить классические энергоносители, которые необходимо туда доставлять для обеспечения жизнедеятельности.
Нетрадиционные решения могут также внести достаточно весомый вклад в обеспечение потребителей небольшой мощности электрической и тепловой энергией. К таким решения можно отнести использование тепла Земли. Северная Осетия располагает значительными ресурсами подземного тепла, использование которого позволяет исключить сотни хозяйственных единиц (ферм, теплиц, отопительных систем, бань и т.д.) из списков потребителей электроэнергии. Так, например, скважина глубиной 2,5 км (Бирагзанг) при дебите воды 15-20 л/с с температурой
70°С позволяет получить 20 тыс. ГКал тепла, что при стоимости 1 ГКал 300-400 рублей по ценам II кв. 1992 г. составляет около 7,5 млн. рублей.
Можно также использовать энергию природного газа при его редуцировании. Так, имеется бизнес-план по для электростанции с детандер-генеретороным агрегатом ДГА-2500ВД на Северной ГРС в г.Владикавказе мощностью 2500 кВт, аналогичную установку мощностью 1200 кВт можно установить па ГРС в г.г.Беслан и Ардон.
Возможности ветроэнергетики человечеству известны давно. К сожалению в РСОА для строительства ветроэлектростанции мощностью до 3-5 мВт пригодна только долина Чми, где среднегодовая скорость ветра составляет более 5 м/сек. В остальных местах могут найти применение установки мощностью до нескольких кВт. Солнечная энергия может быть преобразована в тепловую, механическую и электрическую энергию, использована в химических и биологических процессах. Солнечные установки находят применение в системах отопления и охлаждения жилых и общественных зданий, технологических процессах, протекающих при низких, средних и высоких температурах.
Социально-направленная тарифная политика
Главным недостатком в тарифной политике в сфере энергетики и жилищно-коммунальной сфере, являет принцип «затраты +». Отметим, что последние время РАО «ЕЭС России» декларирует принцип «инфляция -». Решение Правительства России о введении ценовых коридоров ситуацию существенно не изменяет, так как за базу при определении тарифов на 2006 год, в том числе и на электроэнергию, будут приняты существующие тарифы, которые были рассчитаны по старой схеме. В тарифном регулировании из-за отсутствия конкуренции и соответствующих рыночных сигналов можно отметить некоторые недостатки, которые привели к неоправданному росту цен на услуги монополистов:
• У поставщиков энергоресурсов нет стимулов к повышению качества и эффективности работы и энергосбережению в связи с нерыночными принципами определения тарифов и монополизмом.
• Работа компаний общего пользования из-за затратного ценообразования и практически закрытости хозяйственной деятельности ведет к завышению затрат на их услуги и неоправданным потрем.
• Естественно монопольные структуры, действующие на розничных рынках, не заинтересованы в снижении оптовых цен на покупаемые ими ресурсы, материалы и оборудование, так как связанные с этим затраты находятся в конечной цене. Это приводит к ее росту и увеличению общей массы прибыли для монополистов.
• Отсутствие современных систем учета позволяет вести расчеты с потребителями на основе расчетных норм потребления, которые, как правило, завышены и не способствуют энергосберегающему поведению монополистов. Это ведет к без хозяйственности, резкому росту потерь, воровству и тормозить внедрение систем АСКУЭ.
Инвестиционная политика
Субъекты естественных монополий в энергетическом секторе экономики республики нуждаются в инвестициях для того, чтобы провести замену или модернизацию устаревшего оборудования, увеличить эффективность использования энергоносителя и снизить затраты с тем, чтобы энергопредприятия стали более конкурентоспособными. Серьезной остается проблема отсутствия собственных инвестиционных ресурсов и их дороговизна. В результате, строительство новых энергетических объектов будет идти крайне медленно. Примером этого может служить строительство Зарамагской ГЭС, газификация отдельных сел, строительство ЛЭП-330
Алагир - Нальчик и другие. Поэтому необходимо разработать действенные меры по увеличению капиталовложений в топливно-энергетический комплекс, с тем расчетом, чтобы энергетический голод не стал тормозом роста производства и фактором снижения энергетической безопасности в обозримом будущем.
Заключение
Важнейшей задачей развития является строительство новых электростанций, использующих возобновляемый энергоресурс-энергию рек РСОА. Это позволит республику к 2020 году превратить в энергоизбыточный регион. Политика властных структур всех уровней должна быть направлена на снижение энергоемкости ВВП, носить долговременный характер и включать в себя различные финансовые и экономические механизмы, административные и пропагандистские мероприятия, направленные на повышении мотивации всех участников рынка энергоносителей и отдельных граждан по бережному отношению к энергоносителям. Для реализации политики по сбережению энергетических ресурсов в каждом регионе необходимо разработать программы энергосбережения, определить потенциал энергосбережения и проводить конкретные мероприятия по повышению эффективности использования энергии и ее сбережения, включая применение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Система регулирования производства и потребления энергоресурсов должна решать проблемы энергетики так, чтоб обеспечить устойчивое развитие экономики республики и доступ ныне живущим и будущим поколениям к нормированным количествам жизненно важных ресурсов, при условии сохранения среды обитания человека.