Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VIII НАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРУМ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ ПЕДАГОГИКИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ XXI ВЕКА / ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

23 апреля 2021 года в Академии социального управления состоялся VIII Национальный форум российских историков педагогики «Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS AND METHODS OF STUDYING THE PAST OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE ISSUES OF MODERN EDUCATION THEORY AND PRACTICE

On April 23, 2021, Academy of Public Administration held the VIII National Forum of Russian Education Historians «Methodology of cognition of the pedagogical past in the context of research on actual problems of modern education theory and practice» was held at the.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Генезис и теоретико-методологические основы педагогики

профессионального образования

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования

Аннотация

23 апреля 2021 года в Академии социального управления состоялся VIII Национальный форум российских историков педагогики «Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования».

I Ключевые слова: VIII Национальной форум российских историков педагогики; методология истории педагогики; историко-педагогические исследования в России XXI века; проблемы историко-педагогических исследований.

E. N. Astafyeva

Tasks and methods of studying the past of education in the context of the issues of modern education theory and practice

Abstract

On April 23, 2021, Academy of Public Administration held the VIII National Forum of Russian Education Historians «Methodology of cognition of the pedagogical past in the context of research on actual problems of modern education theory and practice» was held at the.

I Keywords: VIII National Forum of Russian Historians of Pedagogy; methodology of education history; difficulties of historical and pedagogical research in Russia in the XXI century.

апреля 2021 года в Академии социального управления (АСОУ) состоялся VIII Национальный форум российских историков педагогики, подготовленный и проведенный при участии Научного совета по проблемам философии образования и методологии педагогических исследований при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель совета — В. В. Сериков [51; 52]). Тема Форума: «Методология познания педагогического прошлого в

контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования».

Форумы проводятся с 2013 года в формате реализации долгосрочной программы АСОУ по развитию историко-педагогических исследований и обеспечению расширения взаимодействия как отечественных, так и зарубежных историков педагогики [5; 9; 38]. В рамках этой программы в АСОУ с 2005 года проводятся международные научные конференции «Историко-педагогическое знание

в начале III тысячелетия» и с того же года издается серия книг «Историко-педагогическое знание» [1; 2; 3]. В настоящее время в этой серии опубликовано 139 монографий, сборников научных трудов и материалов, учебных пособий, антологий, хрестоматий. Главная цель проведения форумов и конференций, а также издания серии книг — актуализировать педагогическое наследие прошлого, показать его значимость как для понимания и решения тех проблем, которые стоят перед современной теорией и практикой образования, так и для повышения качества педагогического образования всех уровней и форм [12; 13; 17; 26]. Еще одна значимая цель — это создание открытого информационного пространства для обсуждения новейших интенций в развитии историко-педа-гогического знания, содействие его обогащению на основе использования всего того богатства методов познания, которое накоплено в начале III тысячелетия философией и социально-гуманитарными науками [18; 23; 24]. Одно из ведущих исследовательских направлений, реализуемых на базе АСОУ, — изучение теории и практики современного образования в историко-педагогическом контексте [7; 14; 36].

Для публикации в монографии «Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования», подготовленную и изданную к началу работы форума, материалы прислали 39 человек [44]. Лично присутствовали на заседании 23 апреля 2021 года 12 человек. Дистанционно в работе форума приняли участие 32 человека. В формате форума также были изданы следующие книги: монография Г. Б. Корнетова «Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона "Федр" в эпоху ИКТ и цифровизации образования», монография А. И. Лубского «Человек, общество, образование: пути и способы становления субъекта социального бытия», сборник «Историко-педагогический ежегодник. 2021 год» под редакцией Г. Б. Корне-това [6; 34; 40].

В работе форума приняли участие ученые из Москвы и Московской области (Пушкино, Королев, Мытищи и др.), Санкт-Петербурга, Архангельска, Владимира, Воронежа, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги, Костромы, Пскова, Пятигорска, Рязани, Самары, Ставрополя, Таганрога, Хабаровска и других городов России. Среди них — академик РАО Б. М. Бим-Бад, члены-корреспонденты РАО М. А. Лукацкий, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, доктора педагогических наук, профессора А. В. Бабаян, С. В. Бобрышев, Л. В. Быкасова, А. В. Овчинников, Г. Б. Корнетов, В. К. Пичугина, Е. Ю. Рогачева, А. А. Романов, Н. В. Семенова, А. В. Уткин, А. Н. Шевелев, Н. П. Юдина и другие авторитетные исследователи.

В числе глав монографии, непосредственно посвященных методологии историко-педагоги-ческих исследований, прежде всего следует назвать следующие: «О методологии педагогических исследований» (В. В. Сериков), «Логическое и историческое рассмотрение педагогического прошлого и настоящего в контексте философского наследия Э. В. Ильенкова» (Г. Б. Корнетов), «К вопросу о методологических средствах изучения научного знания в историко-педагогических исследованиях» (С. В. Бобрышев), «Проблема достоверности результатов историко-педагоги-ческих исследований» (Н. П. Юдина), «История образования и педагогики: современные методологические подходы западных исследователей (Н. Р. Яковлева, А. А. Германович), «Синергети-ческий подход в историко-педагогических исследованиях» (Б. Ю. Борисов), «Методологический потенциал цивилизационного подхода О. Шпенглера в историко-педагогических исследованиях» (М. А. Полякова), «Актуальные проблемы современного образования в зеркале историко-пе-дагогической интерпретации» (А. Н. Шевелев), «Г. Компейре и Э. Дюркгейм о смысле и функциях истории педагогики» (Б. М. Бим-Бад), «Изучение антропологического измерения историко-педаго-гического процесса российскими историками педагогики (10-е годы XXI века)» (Е. Н. Астафьева), «За 500 лет до Я. А. Коменского: новая история дидактики» (А. В. Хуторской).

С приветственным словом к участникам форума обратился исполняющий обязанности ректора АСОУ, кандидат экономических наук А. А. Луб-ский. Он отметил, что более 10 лет АСОУ является ведущим центром историко-педагогических исследований в России, объединяющим около 400 отечественных историков педагогики [39]. В своем выступлении А. А. Лубский сказал: «Наш форум — это реализация идеи создания пространства общения для историков педагогики. На форуме в режиме свободной дискуссии обсуждаются актуальные проблемы историко-педагогического знания, его роли и места как в педагогическом познании, так и в педагогическом образовании, презентуются результаты новейших историко-пе-дагогических исследований. Особое внимание уделяется методологии и методам постижения педагогического прошлого человечества. Форум стимулирует осмысление вопроса о перспективах развития истории педагогики и движения историков педагогики в нашей стране. Он является важным инструментом организации их сетевого взаимодействия, обмена информацией».

Председатель оргкомитета форума, главный научный сотрудник Центра педагогической ри-скологии Института педагогической рискологии АСОУ Г. Б. Корнетов выступил с докладом «Методология истории педагогики как инструмент познания и актуализации педагогического про-

шлого». По его словам, в историко-педагогиче-ской науке проблема методологии сегодня стоит чрезвычайно остро. Исследователи, за редким исключением, не используют современные подходы познания прошлого, выработанные и опробованные за последние десятилетия представителями философии и различных социально-гуманитарных дисциплин. Например, практически полностью игнорируются лингвистический поворот в историческом познании [37] и связанные с ним достижения так называемой интеллектуальной истории [8]. Требование отражать в тексте диссертаций в явном виде методологию проведенного исследования предельно формализировано и не способствует тому, чтобы соискатель четко объяснял, почему он выбрал именно эту методологию, какие рассматриваемые им проблемы наиболее продуктивно она позволяет решать, какие научные результаты и каким образом ее применение сделало возможным получить, чем определяется достоверность этих результатов.

В своем докладе Г. Б. Корнетов обратил внимание на то, что история педагогики решает две фундаментальные познавательные задачи, используя при этом различные методологические подходы и приемы [10; 19; 25; 28; 30; 31]. Первая базовая задача — описать (реконструировать, сконструировать) педагогическое прошлое, объяснить и интерпретировать его. Вторая базовая задача — опираясь на историко-педагогическое знание, способствовать более глубокому пониманию проблем теории и практики современного образования, поиску путей и средств их решения, содействовать самоопределению исследователей в пространстве педагогической культуры, повышать эффективность педагогического образования. Успешное решение второй задачи прежде всего и определяет востребованность истории педагогики как отрасли педагогического знания, формирует общее отношение к ней в педагогическом и, шире, в научном сообществе. Знание о педагогическом прошлом, в идеале, должно органично соединяться со знанием о педагогическом настоящем, что позволяет глубже проникать в сущность педагогических событий и процессов, предсказывать их динамику [15; 16; 21; 22].

По мнению Г. Б. Корнетова, серьезным методологическим недостатком большинства педагогических исследований является тот факт, что их авторы не включают в явном виде в их основание то или иное понимание проблемы воспитуемости человека, не рефлексируют возможности и границы педагогической деятельности, связанные с ролью и местом в формировании человека, в его росте и развитии наследственности, среды и собственно воспитания. Решение этой проблемы, в свою очередь, должно опираться на анализ исторического опыта ее разработки [11; 20; 27; 29; 32; 33].

В заключение своего доклада Г. Б. Корнетов предложил участникам форума подготовить цикл статей, посвященных анализу современной методологической ситуации в истории педагогики, и опубликовать эти материалы в журнале «Инновационные проекты и программы в образовании». Тем более, отметил он, что такая работа уже началась [4].

Участники форума обсудили доклад Г. Б. Корнетова. Так, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова М. А. Лукац-кий заострил внимание на проблеме определения истинности знания, констатировав, что применительно к познанию педагогического прошлого этот вопрос в последние десятилетия практически не обсуждается [35; 41; 42; 43]. Он обратился к трактовке проблемы истины Платоном, показав возможность ее использования для решения методологических вопросов современного истори-ко-педагогического познания, в том числе и в формате диссертационных исследований.

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования А. Н. Шевелев обратился к вопросу эффективности различных историко-педагогических подходов при изучении событий и процессов прошлого, а также к методологии историко-педагогического прогнозирования развития непрерывного педагогического образования [52; 53; 54].

Проблему источниковой базы исследования педагогического наследия Античной эпохи проанализировала доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования РАО В. К. Пичугина. По ее мнению, в работе с античными текстами одна из важнейших методологических задач — найти ключ к правильному прочтению текста многовековой давности, созданного в социокультурных условиях, которые радикально отличаются от ситуации XXI века [45; 46; 47].

М. А. Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования Российского нового университета затронула вопрос о методологии использования источников по истории европейской школы периода позднего Возрождения, Реформации и Контрреформации (XVI век) в процессе развития педагогического мировоззрения и педагогического мышления у студентов педагогических направлений подготовки, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры [48; 49;50; 56].

В заключение VIII Национального форума российских историков педагогики его участники обсудили и наметили программу работы XVII Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогическая ретроспектива теории и практики современного образо-

вания». Конференция, которая проводится при участии Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики, состоится в АСОУ 11 ноября 2021 года.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. XIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия»: обсуждение проблемы педагогических институций / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 4. — С. 55-59.

2. Астафьева, Е. Н. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований: итоги VI Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 2. — С. 54-57.

3. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.

4. Астафьева, Е. Н. Обсуждение проблемы предмета истории педагогики на страницах «Историко-педа-гогического журнала»: 2011-2019 годы / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 21-32.

5. Астафьева, Е. Н. Перспективы историко-педагоги-ческих исследований на базе Академии социального управления: международный контекст / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. — 28-33.

6. Историко-педагогический ежегодник. 2021 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 255 с. — (Историко-педагогическое знание»; вып. 138). — ISBN 5-91543-318-1.

7. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции: Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.

8. Кадыров, Д. Э. Методология социально-исторического познания: подход кембриджской школы интеллектуальной истории / Д. Э. Кадыров // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 3. — С. 253-260.

9. Кароли, Д. О создании Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики на базе Академии социального управления / Д. Кароли // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 34-36.

10. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и историче-

ских аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - № 1. - С. 6-9.

11. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход / Г. Б. Корнетов // Magistеr. - 1997. - № 6. - С. 13-22.

12. Корнетов, Г. Б. Девятая Международная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики» / Г. Б. Корнетов // Историко-педаго-гический журнал. - 2013. - № 4. - С. 7-10.

13. Корнетов, Г. Б. Ежегодная Национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» / Г. Б. Корнетов // Исто-рико-педагогический журнал. - 2011. - № 3. -С. 5-12.

14. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. - Москва: АСОУ, 2016. - 172 с. - (Историко-педагогическое знание; вып. 97). - ISBN 978-5-91543-200-9.

15. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 68-83.

16. Корнетов, Г. Б. Исторический и педагогический аспекты истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия РАО. - 2016. - № 2. - С. 108-126.

17. Корнетов, Г. Б. История педагогики в начале III тысячелетия / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогиче-ский журнал. - 2011. - № 1. - С. 13-42.

18. Корнетов, Г. Б. История педагогики сегодня (к итогам Первого национального форума российских историков педагогики) / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 3 (27). -С. 136-144.

19. Корнетов, Г. Б. Логическое и историческое исследование педагогической реальности в контексте идей Э. В. Ильенкова / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. -№ 2. - С. 6-11.

20. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педаго-гического процесса: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. -Москва: АСОУ, 2020. - 245 с. - (Историко-педагогическое знание»; вып. 131). - ISBN 978-5-91543-301-3.

21. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской обла-

сти, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 348 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 127). — ISBN 978-5-91543-288-7.

22. Корнетов, Г. Б. Педагогика как история педагогики / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 1. — С. 58-63.

23. Корнетов, Г. Б. Первый национальный форум российских историков педагогики / Г. Б. Корнетов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2013. — № 3 (31). — С. 271-283.

24. Корнетов, Г. Б. Перспективы истории педагогики в современной России (к итогам Первого национального форума российских историков педагогики. Москва, 25 апреля 2013 г.) / Г. Б. Корнетов // Исто-рико-педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 7-20.

25. Корнетов, Г. Б. Перспективы познания прошлого в зеркале метода рациональной реконструкции Р. Рорти / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогиче-ский журнал. — 2019. — № 4. — С. 106-126.

26. Корнетов, Г. Б. Постижение истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2014. — № 2. — С. 47-68.

27. Корнетов, Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020 — № 1. — С. 37-43.

28. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-105.

29. Корнетов, Г. Б. Развитие представлений о человеке как о предмете образования: ХХ век / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020 — № 2. — С.17-25.

30. Корнетов, Г. Б. Рациональная реконструкция педагогического прошлого / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 115-134.

31. Корнетов, Г. Б. Теоретические подходы к основам рациональной реконструкции прошлого в исто-рико-педагогических исследованиях / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019 — № 6. — С. 28-40.

32. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности в ХХ столетии // Школьные технологии. — 2020. — № 2. — С. 17-27.

33. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности: от античной эпохи до века просвещения / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 3-9.

34. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифро-визации образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 241 с. — (Историко-педагоги-ческое знание; вып. 136). — ISBN 978-5-91543-314-3.

35. Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение: учеб. пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лу-кацкий; М-во образования Моск. обл., Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 172 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып. 60). — ISBN 978-5-91543-098-2.

36. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. —

2017. — № 3. — С. 84-11.

37. Лингвистический поворот и историческое познание в западной философии / под ред. Б. Л. Губмана, К. В. Ануфриевой; РАН, ИНИОН. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2021. — 304 с. — (Humanitas) — ISBN 978-5-98712-248-8.

38. Лубский, А. А. Образование на пороге третьего десятилетия XXI века: межрегиональный клуб педагогов-исследователей на базе Академии социального управления / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 6-12.

39. Лубский, А. А. Уроки историко-теоретических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 12-20.

40. Лубский, А. А. Человек, общество, образование: пути и способы становления субъекта социального бытия: монография / А. А. Лубский; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 96 с. — ISBN 978-5-91543-317-4.

41. Лукацкий, М. А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогики / М. А. Лукацкий; Российская акад. образования, Федеральное гос. науч. учреждение «Ин-т теории и истории педагогики». — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. — 191 с. — (Фундаментальные исследования Института теории и истории педагогики РАО. Труды 2008-2012 гг.). — ISBN 978-5-905736-03-2.

42. Лукацкий, М. А. Педагогика в поиске себя / М. А. Лукацкий. — Москва: Маска, 2020 — 500 с. — ISBN 978-5-6044406-6-7.

43. Лукацкий, М. А. Очеловечивание человека, или Воспитание без тайн / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова, М. И. Макаров. — Москва: Маска, 2021. — 580 с. — ISBN 978-5-6045747-5-1.

44. Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования: монография / под редакцией Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2021. — 447 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 137). — ISBN 978-5-91543-315-0.

45. Пичугина, В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти / В. К. Пичугина // Диалог со временем. — 2019. — Вып. 66. — С. 19-36.

46. Пичугина, В. К. Институты школы и менторского ученичества в древнегреческих трагедиях V в. до н.э. / В. К. Пичугина // ЕХОЛН. -2019. — Т. 13, вып. 1. — С. 137-152.

47. Пичугина, В. К. Марк Туллий Цицерон и современное ему образование: краснеет ли бумага у гуманитария? Монография / В. К. Пичугина, Я. А. Волкова. — Москва: Русское слово — учебник,

2018. — 216 с. — ISBN 978-5-533-00076-5.

48. Полякова, М. А. Историко-педагогический компонент в системе подготовки современного педагога / М. А. Полякова// Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3 (69). — С. 45-53.

49. Полякова, М. А. Педагогика Cinquecento: учебно-методическое пособие / М. А. Полякова. — Калуга: ИП Стрельцов И. А. (Издательство «Эйдос), 2020. — 218 с. — ISBN 978-5-907268-68-5.

50. Полякова, М. А. Становление базовых моделей школ в Западной Европе в XVI веке: монография / под редакцией Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Калуга: Эйдос, 2016. — 272 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 101). — ISBN 978-5-905697-79-1.

51. Сериков, В. В. Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема / В. В. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 13-18.

52. Сериков, В. В. Методология педагогики: состояние и направления развития / В. В. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 62-66.

53. Шевелев, А. Н. К проблеме эффективности исто-рико-педагогических подходов / А. Н. Шевелев //

1. Astafyeva, E. N. (2017). XIII international scientific conference «historical-pedagogical knowledge at the beginning of iii millennium»: the issue of pedagogical institutions. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Pod-moskovia, 4, 55-59.

2. Astafyeva, E. N. (2017). Current issues in methodology of pedagogical history research: results of VI national forum of Russian historians of pedagogy. Academia. Pedagogicheskii zhurnalPodmoskovia, 2, 54-57.

3. Astafyeva, E. N. (2017). History of pedagogy at the Academy of social management: analysis of recent scientific events. History of education journal, 4, 161-180.

4. Astafyeva, E. N. (2021). Discussion on the subject of education history in «History of education journal»: 2011-2019. Innovative projects and programs in education, 2, 21-32.

5. Astafyeva, E. N. (2020). Prospects of historical and pedagogical research based on the Academy of Public Administration: international context. Innovative projects and programs in education, 6, 28-33.

6. Kornetov, G. B. (Ch. ed.). (2021). Istoriko-pedagogich-eskii ezhegodnik. 2021 god [Annuary of education history. 2021]. Moskva: ASOU.

7. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogich-eskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovani-ia. Materialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: Moskva, 17 noiabria 2016 g. [History of education at the beginning of the III millennium: education theory and practice in the context of education history. Proceedings of the 12th int. sc. conf.: Moscow, 12 November, 2016]. Moskva: ASOU.

8. Kadyrov, D. E. (2018). Methodology of sociohistorical knowledge: approach of the Cambridge school of intellectual history. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 253-260.

9. Caroli, D. (2020). On the creation of the Russian-Italian council for international research on the history of childhood, education and pedagogy on the basis of the academy of public administration. Innovative projects and programs in education, 6, 34-36.

10. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal «innovative projects and programs in education». Innovative projects and programs in education, 1, 6-9.

Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 74-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Шевелев, А. Н. Методология историко-педагогиче-ского прогнозирования непрерывного педагогического образования / А. Н. Шевелев // Историко-пе-дагогический журнал. — 2015. — № 1. — С. 64-87.

55. Шевелев, А. Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях / А. Н. Шевелев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2006. — Т. 6, вып. 14. — С. 151-162.

56. Kornetov G., Lubsky A., Poljakova M. La riduzione della storia della pedagogika nella formazione degli in-segnanti nella Russia post-comunista: alcune proposte recenti degli studiosi russi // Quaderni di Intercultura Anno. XII/2020. — С. 107-116.

References

11. Kornetov, G. B. (1997). Vsemirnaia istoriia pedagogiki: antropologicheskii podkhod [World history of education: anthropological approach]. Magister, 6, 13-22.

12. Kornetov, G. B. (2013). Deviataia Mezhdunarodnaia konferentsiia «Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: poznavatelnyi potentsial istorii pedagogiki» [The XIX international conference «Education history at the beginning of the III millennium: cognitive potential of education history»]. History of education journal, 4, 7-10.

13. Kornetov, G. B. (2011). Ezhegodnaia Natsionalnaia nauchnaia konferentsiia «Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia» [Annual national scientific conference «Education history at the beginning of the III millennium»]. History of education journal, 3, 5-12.

14. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i prak-tiki obrazovaniia: monografiia [Education history and practice in the context of education history]. Moskva: ASOU.

15. Kornetov, G. B. (2011). History of education between theory and practice. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 1, 68-83.

16. Kornetov, G. B. (2016). Historical and pedagogical aspects of history of pedagogics. Izvestiia RAO, 2, 108-126.

17. Kornetov, G. B. (2011). Istoriia pedagogiki v nachale III tysiacheletiia [Education history at the beginning of the III millennium]. History of education journal, 1, 13-42.

18. Kornetov, G. B. (2013). History of pedagogy today (the 1st national forum of Russian historians of pedagogy). Psychological and pedagogical search, 3, 137-145.

19. Kornetov, G. B. (2013). Logical and historical research on the pedagogical reality in view of the ideas of E. V. Ilyenkov. Psychological and pedagogical search, 33 (27), 136-144.

20. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kontek-ste antropologicheskogo izmereniia istoriko-pedagogich-eskogo protsessa: monografiia [Education of a person in the context of the anthropological aspect of education history: monograph]. Moskva: ASOU.

21. Kornetov, G. B. (2019). Pedagogika i obrazovanie: vchera, segodnia, zavtra: monografiia [Pedagogy and education: yesterday, today, tomorrow: monograph]. Moskva: ASOU.

22. Kornetov, G. B. (2014). Pedagogika kak istoriia peda-gogiki [Pedagogy as the history of pedagogy]. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovia, 1, 58-63.

23. Kornetov, G. B. (2013). The first national forum of Russian historians of education. Novoe v psikhologo-peda-gogicheskikh issledovaniiakh, 3, 271-283.

24. Kornetov, G. B. (2013). Perspektivy istorii pedagogiki v sovremennoi Rossii (k itogam Pervogo natsionalno-go foruma rossiiskikh istorikov pedago-giki. Moskva, 25 aprelia 2013 g.) [Prospects of education history in modern Russia (to the results of the First National Forum of Russian Historians of Pedagogy. Moscow, April 25, 2013)]. History of education journal, 2, 7-20.

25. Kornetov, G. B. (2013). Prospects of knowledge of the pedagogical past in the mirror of the method of rational reconstruction R. Rorty. History of education journal, 4, 106-126.

26. Kornetov, G. B. (2014). Learning the history of pedagogy, History of education journal, 2, 47-68.

27. Kornetov, G. B. (2020). Man as the subject of education: the context of pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 1, 37-43.

28. Kornetov, G. B. (2011). The prognostic function of the history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 17, 90-106.

29. Kornetov, G. B. (2020). Development of the ideas about man as the subject of education: the XX century. Innovative projects and programs in education, 2, 17-26.

30. Kornetov, G. B. (2019). Rational reconstruction of pedagogy of the past. Psychological and pedagogical search, 4, 115-134.

31. Kornetov, G. B. (2019). Theoretical approaches to the basics of rational reconstruction of the past in research on pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 6, 28-40.

32. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject of pedagogical activity in the twentieth century. Shkolnye tekhnologii, 2, 17-27.

33. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject of pedagogical activity: from antique epoch to a century of education. Shkolnye tekhnologii, 1, 3-9.

34. Kornetov, G. B. (2021). Ustnoe slovo i pismennaia rech v deiatelnosti nastavnika: pedagogicheskaia interpretat-siia dialoga Platona «Fedr» v epokhu IKT i tsifrovizatsii obrazovaniia: monografiia [Spoken word and written speech in a mentor's activities: pedagogical interpretation of the dialogue «Phaedrus» in the era of ICT and education digitalization: monograph]. Moskva: ASOU.

35. Kornetov, G. B. & Lukatsky, M. A. (2013) Istoriia pedagogiki: teoreticheskoe vvedenie: ucheb. posobie [History of education: theoretical introduction]. Moskva: ASOU.

36. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion «Education in the context of education history»]. Pedagogika, 3, 84-11.

37. Gubman B. L. & Anufrieva K. V. (Eds.). (2021). Lingvis-ticheskii povorot i istoricheskoe poznanie v zapadnoifilo-sofii. [Linguistic turn and historical cognition in western philosophy]. Moskva: Tsentr gumanitarnykh initsiativ.

38. Lubsky, A. A. (2020). |Education at the threshold of the third decade of the xxi century: interregional club for educational researchers based at the academy of public administration. Innovative projects and programs in education, 6, 6-12.

39. Lubsky, A. A. (2021). Value of research on education history at the Academy of Public Administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half of the 2010s. Innovative projects and programs in education, 2, 12-20.

40. Lubsky, A. A. (2021). Chelovek, obshchestvo, obrazo-vanie: puti i sposoby stanovleniia subieekta sotsialnogo bytiia: monografiia [Man, society, education: ways and methods of formation of the subject of social life: monograph]. Moskva: ASOU.

41. Lukatsky, M. A. (2013). Opisatelnaia, obieiasnitelna-ia i predskazatelnaia funktsii sovremennoi pedagogiki [Descriptive, explanatory and prognostic functions of modern pedagogy]. Moskva: FGNU ITIP RAO.

42. Lukatsky, M. A. (2020). Pedagogika vpoiske sebia [Pedagogy in search of itself]. Moskva: Maska.

43. Lukatsky, M. A., Krikunova, E. A. & Makarov, M. I. (2021). Ochelovechivanie cheloveka, ili vospitanie bez tain [Humanizing a person, or education without secrets]. Moskva: Maska.

44. Kornetov, G. B. (Ed). (2021). Metodologiia poznani-ia pedagogicheskogo proshlogo v kontekste issledovaniia aktualnykh problem teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia: monografiia [Methodology of studying the pedagogical past through the lens of topical issues of modern education theory and practice: monograph]. Moskva: ASOU.

45. Pichugina, V. K. (2019). Classical texts in status quo: the origin of the genre of pedagogical anthology as a form of historical memory. Dialog so vremenem, 66, 19-36.

46. Pichugina, V. K. (2019). School institutes and mentoring apprenticeship in ancient tragedies. SXOAH Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 13, 1, 137-152.

47. Pichugina, V. K. & Volkova, Ya. A. (2018). Mark Tullii Tsitseron i sovremennoe emu obrazovanie: krasneet li bumaga u gumanitariia?: monografiia [Marcus Tullius Cicero and education of his time: can paper blush?: monograph]. Moskva: Russkoe slovo — uchebnik.

48. Pichugina, V. K. Education history as part of modern teacher training. Innovative projects and programs in education, 3, 45-53.

49. Poliakova, M. A. (2020). Pedagogika Cinquecento: uchebno-metodicheskoe posobie [Cinquecento pedagogy]. Kaluga: IP Streltsov I. A. (Izdatelstvo «Eidos).

50. Poliakova, M. A. (2016). Stanovlenie bazovykh modelei shkol v Zapadnoi Evrope v XVI veke: monografiia [Development of basic models of schools in Western Europe in the XVI century: monograph]. Ed. G. B. Korne-tov. Kaluga: Eidos.

51. Serikov, V. V. (2020). Authenticity in pedagogical research as a methodological problem. Innovative projects and programs in education, 6, 13-18.

52. Serikov, V. V. (2020). Methodology in pedagogy: current state and development trends. Innovative projects and programs in education, 4, 62-66.

53. Shevelev, A. N. (2018). To the problem of the effectiveness of the historical-pedagogical approaches. History of education journal, 2, 74-95.

54. Shevelev, A. N. (2015). Methodology of historical and pedagogical prediction of the development of continuous pedagogical education. History of education journal, 1, 64-87.

55. Shevelev, A. N. (2015). The potential of the phenome-nological approach to the research of history of education. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 6,14, 151-162.

56. Kornetov, G., Lubsky, A. & Poljakova, M. (2020). La ri-duzione della storia della pedagogika nella formazione degli insegnanti nella Russia post-comunista: alcune proposte recenti degli studiosi russi [Reduction of the historical and pedagogical component in teacher training in post-communist Russia: recent views of Russian scholars]. Quaderni di Intercultura Anno. XII, 107-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.