Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

В Академии социального управления 12 ноября 2020 года состоялась очередная XVI Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества». В центре работы конференции было обсуждение перспектив деятельности созданного на базе АСОУ Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH BASED ON THE ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION: INTERNATIONAL CONTEXT

On November 12, 2020, the Academy of Public Administration hosted the XVI international scientific conference «History of education and pedagogy at the beginning of the III millennium: education in the sociocultural space of a developing society.» The conference was focused on discussing the prospects for the activities of the Russian-Italian Council for International Research on the History of Childhood, Education and Pedagogy, created on the basis of ASOU.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ»

Генезис и теоретико-методологические основы педагогики

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Перспективы историко-педагогических исследований на базе Академии социального управлении:

международный контекст

Аннотация

В Академии социального управления 12 ноября 2020 года состоялась очередная XVI Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества». В центре работы конференции было обсуждение перспектив деятельности созданного на базе АСОУ Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики.

I Ключевые слова: Академия социального управления; научные мероприятия; история образования; историко-педагогические исследования; Российско-Итальянский совет.

E. N. Astafyeva

Prospects of historical and pedagogical research based on the Academy of public administration: international context

Abstract

On November 12, 2020, the Academy of Public Administration hosted the XVI international scientific conference «History of education and pedagogy at the beginning of the III millennium: education in the sociocultural space of a developing society.» The conference was focused on discussing the prospects for the activities of the Russian-Italian Council for International Research on the History of Childhood, Education and Pedagogy, created on the basis of ASOU.

I Keywords: Academy of Public Administration; scientific events; history of education; historical and pedagogical research; Russian-Italian Council.

Астафьева Е. Н.

Перспективы историко-педагогических исследований на базе Академии социального управления: международный контекст

29

В стремительно меняющемся на наших глазах мире, в эпоху цифровизации и информатизации всех областей жизни общества, включая сферу образования, всё более и более возрастает интерес к педагогическому прошлому [10; 11; 18; 19; 20; 27]. Обращение к истории образования, к педагогическим традициям, к накопленному человечеством опыту постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений, к успехам и неудачам прошлых веков в деле целенаправленной организации деятельности социальных институтов по развитию и формированию подрастающих людей является одним из важнейших источников становления адекватного педагогического мышления и педагогического мировоззрения теоретиков и практиков современного образования, действующих в инновационном постиндустриальном обществе знаний [1; 5; 14; 15; 16, 18; 19].

И хотя объем учебных часов, отводимых при подготовке, повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров на изучения историко-педагогического материала на протяжении последних десятилетий в России катастрофически сокращается, объем издаваемой литературы по истории педагогики и образования продолжает оставаться весьма и весьма значительным. Появляются новые монографии и сборники трудов, статьи в научных, методических и популярных журналах, а также учебники, учебные пособия и методические разработки, которые открывают доступ будущим учителям и воспитателям, профессионалам сферы образования и научным работникам, родителям и всем, кто интересуется педагогическим прошлым, к богатейшему наследию прошедших веков.

В России, даже в катастрофических условиях пандемии коронавируса, продолжают проводиться научные мероприятия, посвящённые истории образования и педагогической мысли. В Академии социального управления (АСОУ), которая на протяжении последних 15 лет является ведущим российским центром историко-педагогических исследований [2; 3; 4], 12 ноября 2020 года состоялась очередная XVI Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества». В работе конференции личное участие приняли историки педагогики из Москвы, Московской области, Калуги, Рязани, Владимира, Екатеринбурга, Хабаровска, Болоньи (Италия). К открытию конференции был издан сборник материалов — в него вошли 34 материала, присланных 38 авторами. Это авторы из Москвы, Московской области (Мытищи, Пушкино), Санкт-Петербурга, Воронежа, Калуги, Рязани, Владимира, Вятки, Ставрополя, Таганрога, Элисты, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Хабаровска, Благовещенска, а также из Франции (Нанси) и Италии (Болонья, Верона, Па-

дуя, Фоджа) [7]. Помимо сборника в формате конференции в издаваемой в АСОУ с 2005 года серии «Историко-педагогическое знание» были опубликованы и представлены следующие книги: монография Г. Б. Корнетова «Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса», учебное пособие Г. Б. Корнетова «История педагогики» в двух томах, в также сборник «Историко-педагогический ежегодник. 2020 год» (гл. ред. Г. Б. Корнетов) [8; 12; 13; 17].

Открывая работу конференции, председатель ее оргкомитета, главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии Института педагогической рискологии АСОУ, доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов обратил внимание участников заседания на создание на базе АСОУ в 2020 году при активной поддержке исполняющего обязанности ректора А. А. Лубского Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. По словам Г. Б. Корнетова, совет уже начал практическую деятельность, приняв активное участие в привлечении итальянских и российских историков педагогики к подготовке сборника материалов конференции. Ставя перед собой цель способствовать развитию международного сотрудничества в области истории детства, образования и педагогики, совет предполагает содействовать решению задач, призванных: 1) укреплять контакты и связи между российскими и итальянскими историками педагогики, а также историками педагогики других стран; 2) организовывать совместные исследовательские и издательские проекты с их участием; 3) способствовать организации и проведению международных конференций, семинаров, стажировок и т. п., связанных с историко-педагогической проблематикой; 4) изучать международный опыт организации и проведения исследований истории детства, образования и педагогики; 5) пропагандировать новейшие достижения историков педагогики, представляющих различные страны современного мира, прежде всего Италию и Россию; 6) изучать международную практику использования историко-педагогического компонента в содержании педагогического образования; 7) создавать единую международную общедоступную информационную базу материалов по истории детства, образования и педагогики.

Профессор второй ступени истории педагогики и образования Департамента науки о воспитании «Д. М. Бертин» Университета Болоньи (Италия), доктор Дорена Кароли, свободно владеющая русским языком, в своем выступлении рассказала об уже существующем опыте сотрудничества итальянских исследователей с сотрудниками АСОУ в области истории педагогики [9; 29]. Она также изложила свое видение деятельности Российско-

30

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики.1 Следует особо подчеркнуть, что Д. Кароли сыграла выдающуюся роль в создании Российско-Итальянского совета и запуска его деятельности на территории Италии.

Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Федеральной службы исполнения наказаний России, доктор педагогических наук, профессор А. А. Романов (г. Рязань) рассказал о готовящихся изменениях порядка формирования диссертационных советов и защиты диссертационных исследований. В частности, он обратил внимание на предстоящее укрупнении научных специальностей, на уменьшение минимального количества членов диссертационных советов до 11 человек, на возможность, при определенных условиях, защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в форме научного доклада.

А. А. Романов также представил изданную им к годовщине смерти известного российского историка педагогики, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук В. Г. Безрогова (1959-2019) книгу «Виталию Безрогову — 60 лет» [6]. В книге собраны тексты людей близко знавших В. Г. Безрогова — Б. М. Бим-Бада, Г. Б. Корнетова, М. А. Поляковой, Е. Ю. Рогачевой, А. Н. Шевелева и др. Они рассказывают о том выдающемся вкладе, который внес покойный Виталий Григорьевич в развитие историко-педагогического знания, вспоминают о событиях его жизни, об общении с ним.

Затем А. А. Романов предложил обсудить проблему характеристики того или иного педагога как «великого», «выдающегося», «значительного» и т. п. В ходе развернувшейся по этому вопросу дискуссии Г. Б. Корнетов подчеркнул насущную необходимость для историков педагогики выявления того, какой вклад внес тот или иной педагог в развитие педагогической мысли; насколько новы, оригинальны, инновационны и действенны были его идеи и практический опыт; какое влияние он оказал на современные ему теорию и практику образования, а также на их дальнейшее развитие; каким эвристическим потенциалом его наследие обладает сегодня, что оно дает современным теории и практике образования, какие педагогические проблемы помогает глубже осмысливать и эффективнее решать.

К проблеме роли и места историко-педагогического компонента в содержании современного образования обратился заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государ- 1

1 Сокращенный текст выступления Д. Кароли на XVI Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества» публикуется в данном номере журнала. См. стр. 34-36.

ственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО М. А. Лукацкий (Москва) [21]. Он отметил необходимость использовать педагогическое наследие прошлого в подготовке студентов, в работе с учителями и воспитателями с учетом тех процессов, которые в современном мире кардинально меняют уклад жизни людей, социальное и культурное пространство их бытия, саму логику и способы их образования на протяжении всей жизни. По мнению М. А. Лукацкого, сегодня главная образовательная функция историко-педагогического компонента в содержании педагогического образования связана с тем, что обращение к педагогическому прошлому может способствовать развитию педагогического мышления и педагогического мировоззрения будущих учителей и воспитателей, формировать у них способность ориентироваться в богатой педагогической культуре, которую выработало человечество, идентифицировать собственную профессиональную позицию с конкретными педагогическими традициями.

Развивая идеи, высказанные М. А. Лукацким, доцент Российского нового университета, кандидат педагогических наук М. А. Полякова (г. Калуга), сконцентрировала свое внимания на возможностях использования в обучении студентов педагогических направлений подготовки материалов по истории образования эпохи Возрождения и Реформации [23]. Она показала на примере этих материалов, каким образом, опираясь на наследие прошлого, можно создавать познавательные проблемные ситуации, способствующие самоопределению обучающихся в пространстве педагогической культуры.

Профессор кафедры педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Рогачева (г. Владимир), возвращаясь к обсуждению перспективных направлений деятельности Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики, выделила такое направление, как совместные проекты по изучению использования педагогических теорий и образовательных технологий, разработанных выдающимися педагогами прошлого, в различных странах с учетом их адаптации к местным социокультурным, политическим и экономическим условиям. В качестве примера, Е. Ю. Рогачева рассмотрела некоторые аспекты влияния на теорию и практику образования в мире прогрессивистской педагогики Дж. Дьюи (1859-1952) [24; 25].

Профессор кафедры педагогики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, доктор педагогических наук Н. В. Семенова и профессор кафедры педагогики Педагогического института Тихоокеанского го-

Астафьева Е. Н.

Перспективы историко-педагогических исследований на базе Академии социального управления: международный контекст

31

сударственного университета, доктор педагогических наук Н. П. Юдина (г. Хабаровск) акцентировали внимание на изучении гуманистической педагогической традиции в контексте современных процессов информатизации и цифровизации образования, которые имеют тенденции к формализации отношений между субъектами педагогического взаимодействия. Они предложили поставить в центр планируемых исследовательских проектов решение задач изучения и кросс-куль-турной интерпретации педагогических идей и образовательных практик прошлого, предельно ориентированных на развитие каждого конкретного ребенка в различных странах мира [26].

Подводя итоги конференции, Г. Б. Корнетов подчеркнул, что ее участники проявили живой ин-

терес к обсуждаемым вопросам и высказали очень интересные предложения по организации дальнейшей работы Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. Г. Б. Корнетов напомнил, что 23 апреля 2021 года состоится очередной VIII Национальный форум российских историков педагогики «Методология познания историко-педагогического прошлого и настоящего в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования». В заключение Г. Б. Корнетов выразил уверенность в том, что в апреле пандемия коронавируса пойдет на спад, и это позволит большему количеству историков педагогики принять личное участие в работе форума.

Литература

1. Астафьева Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.

2. Астафьева Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.

3. Астафьева Е. Н. Международные конференции и национальные форумы историков педагогики в Академии социального управления (ноябрь 2017 — ноябрь 2020 года) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический ежегодник. 2020 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2020. — С.113-130.

4. Астафьева Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.

5. Астафьева Е. Н. Эвристичность обращения к историко-педагогическому осмыслению инноваций в образовании / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 3. — С. 38-52.

6. Виталий Безрогов — 60 лет. Научное издание / [А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, А. К. Воловик, Г. Б. Корнетов, О. Е. Кошелева, М. А. Полякова, В. К. Пичугина, Е. Ю. Рогачева, А. В. Уткин, А. Н. Шевелев]; под ред. А. А. Романова. — Рязань: Концепция, 2020. — 344 с. — ISBN 978-5-4464-0162-8.

7. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: образование в социокультурном пространстве развивающегося общества. Материалы XVI Международной научной конференции. Москва, 12 ноября 2020 / редакторы-составители: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли. — Москва: АСОУ, 2020. — 342 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 135). — ISBN 978-5-91543-309-9.

8. Историко-педагогический ежегодник. 2020 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2020. — 182 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 132). —

ISBN 978-5-91543-302-0.

9. Кароли Д. Концепция С. С. Моложавого: между историческим монизмом и репрессиями педологии (1924-1937) / Д. Кароли // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука. Материалы Десятой Международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2014. — С. 79-99. — (Историко-педагогическое знание; вып. 80). —

ISBN 978-5-91543-138-5.

10. Корнетов Г. Б. Исторический и педагогический аспекты истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия РАО. — 2016. — № 2. — С. 108-126.

11. Корнетов Г. Б. История педагогических идей / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 4. — С. 197-204.

12. Корнетов Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учебное пособие: в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до конца XVIII в. / Г. Б. Корнетов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: АСОУ, 2020. — 340 с. — (Историко-педагогическое знание»; вып. 133). — ISBN 978-5-91543-303-7.

13. КорнетовГ.Б.История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учебное пособие: в 2 ч. Часть 2. XiX-XX вв. / Г. Б. Корнетов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: АСОУ, 2020. — 383 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 134). —

ISBN 978-5-91543-305-1.

14. Корнетов Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2016. — 168 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). —

ISBN 978-5-91543-200-9.

15. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.

16. Корнетов Г. Б. О значении истории педагогики в системе научных исследований и педагогического образования / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический журнал. — 2009. — № 4. — С. 73-77.

17. Корнетов Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-5-91543-301-3.

18. Корнетов Г. Б. Педагогика как история педагогики/ Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 1. — С. 58-63.

19. Корнетов Г. Б. Прогностические функции истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-106.

20. Корнетов Г. Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский ЦЕНТР ИЭТ, 2012. — 388 с. — ISBN 978-5-904212-10-0.

32

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

21. Лукацкий М. А. Педагогика в поисках себя: сборник научных статей / М. А. Лукацкий. — Москва: ИПЦ Маска, 2020. — 500 с. — ISBN 978-5-6044406-6-7.

22. Полякова М. А. Историко-педагогический компонент в системе подготовки современного педагога / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3 (69). — С. 45-53.

23. Полякова М. А. Педагогика Cinquecento: учебно-методическое пособие / М. А. Полякова. — Калуга: ИП Стрельцов И. А. (издательство «Эйдос), 2020. — 218 с. —

ISBN 978-5-907268-68-5.

24. Рогачева Е. Ю. Последователи Джона Дьюи в Израиле и Японии / Е. Ю. Рогачева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — - № 4 (70). — С. 67-72.

25. Рогачева Е. Ю. Прогрессивизм Джона Дьюи в педагогическом дискурсе России накануне и после революции 1917 года как инструмент модернизации образования / Е. Ю. Рогачева // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 2 (42). — 67-77.

26. Семенова Н. В. Право ребенка на статус субъекта собственной жизнедеятельности: историко-педагогические истоки / Н. В. Семенова // Евразийский Союз ученых. Серия: Педагогические науки. — 2014. — № V. — С. 92-94.

27. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. — Москва: АСОУ, 2018. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 114). — ISBN 978-5-91543-252-8.

28. Юдина Н. П. Дом свободного ребенка — грандиозный педагогический эксперимент / Н. П. Юдина // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 4. — С. 86-98.

29. Dorena Caroli, Grigory Borisovich Kornetov. The new school movement in Russia: Konstantin N. Venttsel (1857-1947), the concept of «free upbringing» and the Declaration of the rights of the child // History of Education & Children’s Literature (HECL). Vol. XII/2. 2017. Р. 9-45.

References

1. Astafieva E. N. Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Peda-goghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Podmoskovye], 2016, n. 4, pp. 56-58. (In Russian)

2. Astafyeva E. N. History of pedagogy at the Academy of social management: analysis of recent scientific events. History of education journal, 2017, n. 4, pp. 161-180. (In Russian)

3. Astafyeva E. N. Mezhdunarodnye konferentsii i natsionalnye forumy istorikov pedagogiki v Akademii sotsialnogo uprav-leniia (noiabr 2017 — noiabr 2020 goda) [International conferences and national forums of the historians of education (November, 2017 — November, 2020)]. Istoriko-pedagogich-eskii ezhegodnik. 2020 god [Yearbook of education history. 2020], ed.-in-ch. G. B. Kornetov. Moscow: ASOU Publ., 2020. Pp. 113-130.

4. Astafyeva E. N. Pedagogics history comprehension. On the outcomes of the Third National Forum of Russian pedagogics historians. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2015, n. 2, pp. 59-62. (In Russian)

5. Astafieva E. N. Euristics of treatment to historical and pedagogical understanding innovations in education. History of education journal, 2019, n. 3, pp. 38-52. (In Russian)

6. Vitaly Bezrogov — 60 let. Nauchnoe izdanie [Vitaly Bezro-gov — the 60th anniversary. Scientific edution]. [A. A. Romanov, N. A. Astashova, B. M. Bim-Bad, M. V. Boguslavskii, A. K. Volovik, G. B. Kornetov, O. E. Kosheleva, M. A. Poliakova, V. K. Pichugina, E. Iu. Rogacheva, A. V. Utkin, A. N. Shev-elev]; ed. by A. A. Romanov. Ryazan: Kontseptsiia, 2020. 344 p.

7. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: obrazovanie v sotsiokulturnomprostranstve razvivaiushchegosia obshchestva. Materialy XVI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 12 noiabria 2020. [History of education and pedagogy at the beginning of the III Millennium: education in sociocultural space of a developing society. Proceedings of XVI international scientific conference. Moscow, 12 November, 2020]. Comp. G. B. Kornetov, D. Karoli. Moskva: ASOU, 2020. 342 p.

8. Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik 2020 god [Annuary of education history 2020]. Ed.-in-ch. G. B. Kornetov. Moskva: ASOU, 2020. 182 p.

9. Karoli D. Kontseptsiia S. S. Molozhavogo: mezhdu istorich-eskim monizmom i repressiiami pedologii (1924-1937) [The concept of S.S. Molozhavy: between historical monism and repressions against paedology]. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriia pedagogiki kak pedagogich-eskaia i istoricheskaia nauka. Materialy Desiatoi Mezhdunarod-noi nauchnoi konferentsii. Moskva, 13 noiabria 2014 g. [History of education and pedagogy at the beginning of the III Millennium: education history as a pedagogical and historical science. Proceedings of X international scientific conference. Moscow,

13 November, 2014]. Comp. ed. G. B. Kornetov. Moskva: ASOU, 2014. Pp. 79-99.

10. Kornetov G. B. Historical and pedagogical aspects of history of pedagogics. Izvestiya RAO [Bulletin of the Russian Academy of Education], 2016, n. 2, pp. 108-126. (In Russian)

11. Kornetov G. B. Istoriia pedagogicheskikh idei [The history of pedagogical ideas]. Psychological and pedagogical search, 2015, n. 4, pp. 197-204.

12. Kornetov G. B. Istoriia pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriia obrazova-niia i pedagogicheskoi mysli»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Chast 1. S drev-neishikh vremen do kontsa XVIII v. [Education history. Introduction to the course «History of education and pedagogy»: in 2 parts. Part 1. From ancient times to the end of the XVII century]. 3rd ed., revised and enlarged. Moskva: ASOU, 2020. 340 p.

13. Kornetov G. B. Istoriia pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriia obrazova-niia i pedagogicheskoi mysli»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Chast 2. XIX-XX vv. [Education history. Introduction to the course «History of education and pedagogy»: in 2 parts. Part 2. XIX-XX centuries]. 3rd ed., revised and enlarged. Moskva: ASOU, 2020. 383 p.

14. Kornetov G. B. (2016) Istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya: monografiya [Modern education theory and practice through the prism of pedagogy history: monograph]. Moskva: ASOU, 2016. 168 p.

15. Kornetov G. B. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedago-gicheskoi teorii i praktiki [Education history in the context of education theory and practice]. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika [Russian and foreign pedagogy], 2011, n. 1, pp. 68-83.

16. Kornetov G. B. O znachenii istorii pedagogiki v sisteme nauchnykh issle-dovanii i pedagogicheskogo obrazovaniia [On the importance of education history in the system of scientific research and pedagogical education]. Psikhologo-pedagog-icheskii zhurnal [Journal of psychology and pedagogy], 2009, n. 4, pp. 73-77.

17. Kornetov G. B. Obrazovanie cheloveka v kontekste antropo-logicheskogo izmereniia istoriko-pedagogicheskogo protsessa: monografiia. [Education of man viewed by the anthropology of education history]. Moskva: ASOU, 2020. 245 p.

18. Kornetov G. B. Pedagogika kak istoriya pedagogiki [Pedagogy as the history of pedagogy]. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2014, n. 1, pp. 58-63. (In Russian)

19. Kornetov G. B. The prognostic function of the history of pedagogy. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal [Journal of psychology and pedagogy], 2011, n. 1 (17), pp. 90-106. (In Russian)

20. Kornetov G. B. Evristicheskii podkhod k izucheniiu istoriko-ped-agogicheskikh fenomenov srednevekovia i novogo vremeni: monografiia [Heuristic approach to the study of the phenomena of education history of the Middle Ages and New Times:

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

monograph]. Moscow: FGNU ITIP RAO, Izdatelskii Tsentr IET, 2012. 388 p.

21. Lukatsky M. A. Pedagogika vpoiskakh sebia: sbornik nauchnykh statei [Pedagogy for finding oneself: collection of scientific papers]. Moskva: IPTS Maska, 2020. 500 p.

22. Polyakova M. A. Education history as part of modern teacher training. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 3 (69), pp. 45-53. (In Russian)

23. Polyakova M. A. Pedagogika Cinquecento: uchebno-meto-dicheskoe posobie [Pedagogy of Cinquecento]. Kaluga: IP Streltsov I. A. (izdatelstvo «Eidos»), 2020. 218 p.

24. Rogacheva E. Yu. John Dewey’s followers in Israel and Japan. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 4 (70), pp. 67-72. (In Russian)

25. Rogacheva E. Yu. John Dewey’s educational progressivism in Russia before and after the revolution of 1917 as an instrument of education modernization. Psychological and pedagogical search, 2017, n. 2 (42), pp. 67-77. (In Russian)

26. Semenova N. V. Pravo rebenka na status subieekta sobstven-noi zhiznedeia-telnosti: istoriko-pedagogicheskie istoki. Evra-ziiskii Soiuz uchenykh. Seriia: Pedagogicheskie nauki [Eurasian Union of Scientists. Series: Education and pedagogy], 2014, n. V, pp. 92-94.

27. Evoliutsiia praktiki obrazovaniia ipedagogicheskoi nauki vpro-shlom i nastoiashchem: monografiia [Evolution of education practice and pedagogy in the past and present: monograph]. Ed. by G. B. Kornetov, A. I. Salov. Moskva, 2018. 260 p.

28. Yudina N. P. Free child home — an immense pedagogical experiment. History of education journal, 2016, n. 4, pp. 86-98. (In Russian)

29. Caroli D., Kornetov G. B. The new school movement in Russia: Konstantin N. Venttsel (1857-1947), the concept of «free up-bringing» and the Declaration of the rights of the child. History of Education & Children’s Literature (HECL). Vol. XII/2. 2017. Р. 9-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.