Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

В Академии социального управления 16 октября 2020 года состоялось первое очно-дистанционное заседание межрегионального клуба педагогов-исследователей. Оно было посвящено проблемам информатизации и цифровизации образования, обострившимся в условиях пандемии коронавируса в связи с нарастающими темпами использования дистанционных форм обучения и необходимостью разработки его методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AT THE THRESHOLD OF THE THIRD DECADE OF THE XXI CENTURY: INTERREGIONAL CLUB FOR EDUCATIONAL RESEARCHERS BASED AT THE ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION

On October 16, 2020, the Academy of Public Administration hosted the first distant meeting of the interregional club of educational researchers. It was devoted to the problems of informatization and digitalization of education, aggravated by the pandemic due to the fast expansion of distance learning and the need to develop its methodological basis.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Стратегии развития профессионального образования

УДК378

А. А. Лубский

Образование на пороге третьего десятилетия XXI века: межрегиональный клуб педагогов-исследователей на базе

Академии социального управления

Аннотация

В Академии социального управления 16 октября 2020 года состоялось первое очно-дистанционное заседание межрегионального клуба педагогов-исследователей. Оно было посвящено проблемам информатизации и цифровизации образования, обострившимся в условиях пандемии коронавируса в связи с нарастающими темпами использования дистанционных форм обучения и необходимостью разработки его методического обеспечения.

I Ключевые слова: межрегиональный клуб педагогов-исследователей; информатизация и цифровизация образования; проблемы развития образования; пандемия коронавируса.

A. A. Lubsky

Education at the threshold of the third decade of the XXI century: interregional club for educational researchers based at the

Academy of public administration

Abstract

On October 16, 2020, the Academy of Public Administration hosted the first distant meeting of the interregional club of educational researchers. It was devoted to the problems of informatization and digitalization of education, aggravated by the pandemic due to the fast expansion of distance learning and the need to develop its methodological basis.

I Keywords: interregional club of educational researchers; informatization and digitalization of education; problems of education development; coronavirus pandemic.

В последние годы в Академии социального управления (АСОУ) усилиями ее сотрудников систематически проводятся исследования, которые направлены на прояснение ряда фундаментальных теоретических проблем. Эти проблемы

лежат в основании понимания современного состояния и перспектив развития образования с учетом как накопленного человечеством в этой сфере общественной жизни опыта, так и новейших тенденций эволюции педагогической практики и пе-

Лубский А. А. Образование на пороге третьего десятилетия XXI века: межрегиональный клуб педагогов-исследователей

на базе Академии социального управления

7

дагогической науки, характерных для первых десятилетий XXI века.

Во-первых, в рамках проведенных исследований разработана и реализована методология изучения истории, теории и практики образования на основе единства их рациональной и исторической реконструкции. Эта методология позволяет органично синтезировать рассмотрение общего, особенного и единичного при создании конкретных познавательных моделей освоения образовательной реальности разных эпох и культур, успешно прогнозировать направленность и тенденции развития этой реальности в перспективе ближайших десятилетий, определять актуальные задачи и функции школы как базового социального института образования подрастающих поколений [6; 14; 25; 26; 29; 31; 32; 35; 36; 40; 63].

Во-вторых, в АСОУ значительное внимание уделяется комплексному рассмотрению проблемы человека как исходной точки поиска действенных образовательных технологий, обеспечивающих высокий уровень качества и результативности его воспитания и обучения. Антропологические основания педагогики составляют фундамент решения задач образования человека и как носителя уникальной индивидуальности, и как социально компетентной личности, которая способна к продуктивному взаимодействию с другими людьми в условиях динамично меняющегося общества. В наработках АСОУ учитываются не только классические и новейшие достижения педагогического знания, но и целостный массив данных социально-гуманитарных и антропологических наук, переосмысливаемых в логике педагогической антропологии, у истоков которой в нашей стране стояли Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский и которая успешно возрождается в России со второй половины 1980-х годов во многом благодаря усилиям Б. М. Бим-Бада [7; 8; 16; 17; 21; 30; 33; 34; 37; 38].

В-третьих, для исследовательского коллектива АСОУ приоритетной является разработка проблем инноваций в образовании, рассматриваемых а) в неразрывном единстве с педагогическими традициями, б) в логике изменения темпоральных режимов культуры с древнейших времен до наших дней, в) с учетом требований национального проекта «Образование». Педагогические инновации трактуются и как стратегическая линия развития теории и практики образования в постиндустриальном информационном обществе знаний, и как инструмент концептуального осмысления процессов, происходящих в начале III тысячелетия в пространстве усложняющейся многофакторной социализации подрастающих поколений [4; 11; 12; 15; 23; 24; 28; 48; 61].

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, резко актуализировалась проблема информатизации и цифровизации образования, внедрения дистанционных форм обучения на основе массового

использования ИКТ. Эти процессы стали очевидными в развитых странах мира уже в третьей четверти ХХ века; они всё более и более усиливались на протяжении последних пятидесяти лет, приобретая доминирующий характер. В нашей стране начало системной информатизации образования относят к середине 1980-х годов (реформа советской школы 1984 года), а резкий скачок в этом направлении начался в России в 2000-е годы. Со второй половины 2020-х годов цифровизация экономики, образования и других сфер общественной жизни — один из главных приоритетов российской политики [18; 41; 47; 62].

Задачи цифровизации российского общества и отечественного образования четко определены в Указе Президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В этих документах заявлены пять важнейших целей. Одна из приоритетных задач — «цифровая трансформация» всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы образования» [2]. Цифровая трансформация образования является необходимым условиям трансформации как экономики, так и социально-политического и духовного пространства Российской Федерации.

Сегодня как никогда ранее осознается необходимость быстро и эффективно решать проблемы, встающие на пути информатизации и цифровиза-ции образования, революционных по своим темпам и по своей глубине. Это во многом обусловлено эпидемиологической катастрофой, которая стимулирует стремительное массовое внедрение дистанционных форм обучения и требует скорейшей разработки адекватного им педагогического инструментария.

Перед педагогической наукой, перед теорией и практикой образования пандемия ставит вопросы, на которые оказывается весьма затруднительно дать быстрый, однозначный и правильный ответ. А время не ждет! Жизнь торопит!

16 октября 2020 года в АСОУ состоялось инициированное Научно-методическим центром педагогической рискологии Института педагогической рискологии Академии социального управления первое очно-дистанционное заседание межрегионального клуба педагогов-исследователей, в котором очно участвовали восемь человек из Москвы, Московской области, Калуги, а дистанционно зарегистрировались 26 человек из Москвы, Московской области, Владимира, Костромы, Екатеринбурга, Хабаровска. Участники заседания клуба обсуждали вопросы, связанные, во-первых, с оценкой современной ситуации в образовании; во-вторых, со стремлением выявить те болевые точки, которые обнаружились в педагогической

8

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

науке и педагогической деятельности в связи со стремительным переходом к дистанционному обучению; в-третьих, с определением перспективных путей, позволяющих теоретически разработать и реализовать на практике эффективные механизмы преодоления возникших трудностей информатизации и цифровизации образования с учетом наличных ресуршв.

Ведущий заседания клуба педагогов-исследо-вателей, главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической рискологии АСОУ, доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов (Москва) сфокусировал внимание участников заседания на проблемах информатизации и цифровизации современного образования, которые приобрели весьма специфическое звучание в условиях пандемии коронавируса и экстренного, в достаточной степени вынужденного, распространения дистанционного обучения в системе общего среднего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. Эти проблемы касаются а) историков педагогики, которые всё более активно обращаются к анализу кризисных ситуаций в эволюции педагогической реальности прошлого, к урокам попыток преодоления этих кризисов; б) теоретиков образования, которые пытаются разработать новые подходы и модели педагогической деятельности, соответствующие запросам сегодняшнего дня и учитывающие накопленный предшествующими поколениями опыт; в) практиков образования, которые должны «здесь и сейчас» справляться с новой педагогической данностью, опираясь на возможности ИКТ и исходя из запросов и возможностей становящегося цифрового общества знаний в условиях постиндустриальной цивилизации.

Сегодня на первый план выдвигаются, с одной стороны, способность обучающихся воспринимать те образовательные ресурсы, которые создаются в результате информатизации и цифровизации образования, а с другой стороны, профессиональная готовность преподавателей реализовывать формы и методы педагогической деятельности, соответствующие потребностям и возможностям новой эпохи. Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Е. Е. Вяземский (Москва) видит в этом приоритетную комплексную ключевую проблему, во многом определяющую логику и пути развития образования, особенно в условиях пандемии коронавиру-са. В частности, им ставится вопрос о том, каким должно быть соотношение между традиционными подходами к образованию и новыми подходами, порождаемыми современными потребностями и запросами информационного общества знаний. Это, в свою очередь, порождает вопрос о том, сохранит ли свое значение учебник в новой образо-

вательной реальности, и если да, то каким он должен быть. Для «цифровых поколений» ХХ! века главным средством восприятия окружающего мира, культуры, знаний является Интернет, а информационное пространство оказывается продолжением личностного и группового социального пространства. Педагоги должны готовить новые поколения к жизни и труду в цифровой экономике, что ставит вопрос о том, формирование каких компетенций сегодня оказывается особенно значимым [19; 20; 60].

Вызванное пандемией коронавируса массовое внедрение в педагогическую практику различных форм дистанционного обучения вновь высветило одну из самых острых проблем образования — прямую зависимость его эффективности от степени успешности связи осваиваемого обучающимися содержания с их жизненным опытом. Профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Рогачева (г. Владимир) показала, что для успешного решения этой проблемы в современных условиях могут быть продуктивно использованы подходы и инструменты, восходящие к идеям и разработкам прогрессистской педагогики Дж. Дьюи (1859-1952), которые получили широкое международное признание. Эти идеи и подходы активно осваивались в СССР в 1920-е годы. Они вновь привлекли к себе пристальное внимание теоретиков и практиков российского образования в 1990-2010е годы. Примером может служить так называемый метод проектов, который разработал и обосновал, опираясь на идеи Дж. Дьюи, его ученик и последователь У. Килпатрик. Методу проектов сегодня придается огромное значение во всем мире. Он присутствует и в федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения всех уровней образования России [27; 39; 54; 55; 56; 57; 58].

Любой радикальный пересмотр содержания образования, разработка нового методического обеспечения, способствующего его продуктивному освоению, предполагают бережное отношение к наследию прошлого, обращение к которому может содействовать достижению многих важных педагогических целей. Доцент Российского нового университета, кандидат педагогических наук М. А. Полякова (г. Калуга) раскрыла эвристические возможности использования материалов, относящихся к началу Нового времени, для формирования у студентов понимания особенностей и механизмов работы школ по созданию наиболее благоприятных условий для решения задач воспитания и обучениях новых поколений в контексте конкретных исторических эпох и культур [49; 50; 51; 52; 53].

Информатизация и цифровизация образования, переход преимущественно к дистанционному

Лубский А. А. Образование на пороге третьего десятилетия XXI века: межрегиональный клуб педагогов-исследователей

на базе Академии социального управления

9

обучения ставят в повестку дня вопрос о создании нового поколения учебников. Ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, профессор кафедры психологии и педагогики АСОУ, доктор педагогических наук, доцент М. И. Макаров (Москва) заострил внимание на антрополого-гуманистической составляющей учебных пособий социально-гуманитарных дисциплин, которая, в частности, призвана способствовать формированию в сознании обучающихся адекватного современному состоянию культуры и цивилизации образа человека как самостоятельного и ответственного субъекта общественной жизни, трудовой деятельности, человека, обладающего нравственными и гражданскими добродетелями [42; 43; 44; 45; 46].

Дистанционное обучение усиливает риски непонимания в педагогическом общении, несет в себе риски дополнительных конфликтов, что актуализирует развитие конфликтологической компетентности учителей, воспитателей, преподавателей [5; 10]. По мнению научного сотрудника Научно-методического центра педагогической рискологии АСОУ Е. Н. Астафьевой (Москва), сегодня в системе педагогического образования вообще и дополнительного педагогического образования в особенности, когда растет психологическая напряженность в обществе, когда педагогам приходится отказываться от привычных для них форм образовательного взаимодействия,

когда сами учебные и воспитательные контакты становятся существенно более опосредованными, следует опереться на те педагогические подходы, которые изначально несли в себе стремление предотвращать конфликты между наставниками и их питомцами. Яркий пример — свободное воспитание, прежде всего, в той его части, которая сфокусирована на поддержке активности, присущей каждому ребенку [3; 9; 13; 22; 59].

Академия социального управления как организация, реализующая три уровня высшего образования — бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников системы образования Московской области, а также как организация, которая проводит научные исследования по истории, теории и практике образования, оказалась в эпицентре сложных и противоречивых процессов, пронизывающих всю сферу образования в условиях пандемии коронавируса на фоне убыстряющегося роста информатизации и цифровизации российского общества. Межрегиональный клуб педагогов-исследователей призван способствовать консолидации интеллектуальных и организационных ресурсов для содействия решению актуальных проблем теории и практики образования третьего десятилетия XXI века, преодолению рисков, порожденных пандемией коро-навируса.

Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. — URL: http:// prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html (дата обращения: 09.09.2020).

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. — URL: https:// rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения:

09.08.2020).

3. Астафьева Е. Н. Институт школы в педагогическом наследии Н. В. Чехова / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 1. — С. 67-78.

4. Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4 (70). — С. 30-39.

5. Астафьева Е. Н. Конфликтологическая интерпретация манипуляции и поддержки в педагогике / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 3-8.

6. Астафьева Е. Н. Модель российской общественно активной школы в контексте концепции преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. (67). — С. 44-56.

7. АстафьеваЕ. Н. Н. И. Пирогов и Н. А. Добролюбов: нужно ли сечь детей? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 83-95.

8. Астафьева Е. Н. Обучение ребенка в пространстве культуры: когнитивная педагогика Джерома Брунера /

Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3. (69). — С. 21-35.

9. Астафьева Е. Н. Образ свободного ребенка в педагогическом наследии С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Известия АСОУ: научный ежегодник. 2016 (4). — Москва: АСОУ, 2017. — С. 116-123.

10. Астафьева Е. Н. Педагогические подходы в контексте стратегий поведения в конфликте / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 1. — С. 27-32.

11. Астафьева Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5 (65). — С. 15-22.

12. Астафьева Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретации / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. —

2019. — № 2 (62). — С. 41-49.

13. Астафьева Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.

14. Астафьева Е. Н. Теоретическое постижение педагогиче-

ского наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. —

№ 4 (18). — С. 36-39.

15. Астафьева Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. —

2020. — № 2 (68). — С. 4-16.

10

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

16. Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии / Б. М. Бим-Бад // Советская педагогика. - 1988. - № 11 - С. 38-43.

17. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. М. Бим-Бад. — Москва: Юрайт, 2017. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01587-4.

18. Воденко К. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс / К. В. Воденко, Л. В. Боровая, А. В. Ефимов // Гуманитарий Юга России. — 2020. — Т. 9 (43), № 3. — С. 36-44.

19. Вяземский Е. Е. Гражданское образование школьников в российских социокультурных условиях: понятие и основные формы реализации / Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладо-ва, Е. В. Следзевский // Нижегородское образование. —

2018. — № 4. — С.4-11.

20. Вяземский Е. Е. Приоритеты развития образования в контексте информационных вызовов XXI века: к осмыслению проблемы / Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2017. — № 3. — С. 55-68.

21. Корнетов Г. Б. Алис Миллер о деструктивных последствиях воспитания для развития личности человека / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический ежегодник. 2018 год; гл. ред. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2018. — С. 102-120. — (Историко-педагогическое знание; вып. 112).

22. Корнетов Г. Б. Апостол свободного воспитания (к 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 21-56.

23. Корнетов Г. Б. Изучение альтернативных школ и альтернативного образования в отечественной педагогической традиции (1980-2010-е гг.) / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2019. — № 1 (49). — С. 65-90.

24. Корнетов Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. —

2019. — № 3 (63). — С. 36-42.

25. Корнетов Г. Б. Интерпретация задач и функций школы: от Ксенофонта до Говарда Гарднера / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2018. — № 4. — С. 12-28.

26. Корнетов Г. Б. Исследование истории педагогических идей / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы: материалы Международной научно-практической конференции; отв. ред. Е. Ю. Рогачева. — Владимир: ВГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2019. — С. 76-87.

27. Корнетов Г. Б. Метод проектов У. X. Килпатрика: сущность и становление метода / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 5. — С. 16-24.

28. Корнетов Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5 (65). — С. 6-14.

29. Корнетов Г. Б. Образы школы / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 6-15.

30. Корнетов Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ,

2020. — 245 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-5-91543-301-3.

31. Корнетов Г. Б. Октябрьская революция 2017 года в России: взгляд историка образования / Г. Б. Корнетов // Земля и власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А. Г. Кузьмина, В. Г. Тюкавкина и Э. М. Щагина; под общ. ред. А. В. Лубкова. — Москва: МПГУ, 2020. — С. 529-541.

32. Корнетов Г. Б. Перспективы познания педагогического прошлого в зеркале метода рациональной реконструкции Р. Рорти / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 106-126.

33. Корнетов Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1 (67). — С. 37-43.

34. Корнетов Г. Б. Развитие представлений о человеке как о предмете образования: XX век / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2 (68). — С. 17-26.

35. Корнетов Г. Б. Рациональная реконструкция педагогического прошлого / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 115-134.

36. Корнетов Г. Б. Теоретические подходы к основам рациональной реконструкции прошлого в историко-педагогических исследованиях / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5 (65). — С. 28-40.

37. Корнетов Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности: от Античной эпохи до века Просвещения / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 3-9.

38. Корнетов Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности в XX столетии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 2. — С. 17-27.

39. Корнетов Г. Б. Что такое эффективность образования? / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 4. — С. 3-14.

40. Лубский А. А. Современная концепция целенаправленности педагогической деятельности и ее трактовка в контексте интерпретации феномена труда в первом томе «Капитала» К. Маркса / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 5 (65). — С. 6-15.

41. Магомедов А. М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования / А. М. Магомедов // Педагогика и просвещение. — 2019. — № 2. — С. 58-66.

42. Макаров М. И. Антропологическая сущность концептуального анализа образовательного дискурса / М. И. Макаров // Известия РАО. — 2016. — № 4 (40). — С. 117-125.

43. Макаров М. И. Образ человека в современных школьных учебниках: способ когнитивно-лингвистического изучения / М. И. Макаров // Высшее образование сегодня. —

2018. — № 2. — С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Макаров М. И. Образ человека труда в современных школьных учебниках как предмет когнитивно-лингвистического изучения / М. И. Макаров // Известия РАО. — 2017. — № 4 (44). — С. 57-69.

45. Макаров М. И. Учебник как средство формирования представлений о человеке в языковой картине мира обучающегося / М. И. Макаров // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Девятнадцатой Международной научной конференции (Москва, 20-21 апреля 2018 г.). — Москва: РосНОУ, 2019. — С. 1115-1120.

46. Макаров М. И. Как разобраться в том, что современный учебник сообщает о мире и человеке / М. И. Макаров, М. А. Лукацкий, Ю. И. Куровская // Ценности и смыслы. — 2017. — № 5 (57). — С. 8-19.

47. Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации / С. К. Омарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 1 (9) — С. 78-83.

48. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Кор-нетова. — Москва: АСОУ, 2019. — 208 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 129). — ISBN 978-5-91543-291-7.

49. Полякова М. А. Возникновение классно-урочной системы как инновации XVI века / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 55-61.

50. Полякова М. А. Историко-педагогический компонент в системе подготовки современного педагога / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3. — С. 45-53.

51. Полякова М. А. Педагогика сцены и театрализация школы: две стороны образовательного процесса / М. А. Полякова // HYPOTHEKAI. Журнал по истории античной педагогической культуры. — 2018. — № 2. — С. 163-173.

52. Полякова М. А. Педагогические инновации прошлого: опыт иезуитских коллегиумов / М. А. Полякова // Вестник Российского нового университета. — 2019. — № 1. — С. 69-76.

53. Полякова М. А. Регламентация школьного дела в немецких уставах конфессиональной эпохи и первые немецкие школы в Москве / М. А. Полякова // Религия. Церковь.

Лубский А. А. Образование на пороге третьего десятилетия XXI века: межрегиональный клуб педагогов-исследователей

на базе Академии социального управления

11

Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. — 2017. — № 6. — С. 318-343.

54. Рогачева Е. Ю. Вклад Джона Дьюи в осмысление концепции нового учителя и его профессиональной подготовки / Е. Ю. Рогачева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1. — С. 12-17.

55. Рогачева Е. Ю. Прогрессивизм Джона Дьюи в педагогическом дискурсе России накануне и после революции 1917 года как инструмент модернизации образования / Е. Ю. Рогачева // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 2 (42). — 67-77.

56. Рогачева Е. Ю. Региональные вузы и международная интеграция образования / Е. Ю. Рогачева, А. Ю. Слепухин // Интеграция образования. — 2015. — Т. 19, № 1. — С. 6-12.

57. Рогачева Е. Ю. Результаты реформаторской деятельности Джона Дьюи / Е. Ю. Рогачева // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 108.

58. РогачеваЕ. Ю.Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры / Е. Ю. Рогачева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьеви-

ча Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2016. — № 25 (44). — С. 173-176.

59. Степанова И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 5. — С. 153-166.

60. Стрелова О. Ю. Проектный метод в школьном образовании: в поисках развивающей модели / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 73-78.

61. Традиции и инновации в истории и теории педагогики: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2019. — 200 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 130). — ISBN 978-5-91543-292-4.

62. Чванова М. С. Информатизация образовательного пространства: исторический экскурс / М. С. Чванова,

О. В. Вязкова, С. М. Дитяткин // Гаудеамус. — 2004. — № 2 (6). — С. 84-90.

63. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2018. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 114). — ISBN 978-5-91543-252-8.

References

1. O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2018 g. № 204 [On the national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: decree of the President of the RF of 7 May, 2018 № 204]. Available at: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html (accessed 09 September, 2020).

2. O natsionalnykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21 iiulia 2020 g. № 474 [On the national goals of the development of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the President of the Russian Federation of 21 July, 2010 № 474]. Available at: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok. html (accessed 09 August, 2020).

3. Astafieva E. N. The institution of school in pedagogical heritage of N. V. Chekhov. History of education journal, 2017, n. 1, pp. 67-78. (In Russian)

4. Astafyeva E. N. Innovative potential of the generative pedagogy in the implementation of federal projects «Modern School» and «Success Of Every Child». Innovative projects and programs in education, 2020, n. 4 (70), pp. 30-39. (In Russian)

5. Astafyeva E. N. Konfliktologicheskaia interpretatsiia manipu-liatsii i podderzhki v pedagogike [Conflictological interpretation of manipulation and support in pedagogy]. Shkolniye teh-nologii [School technologies], 2017, n. 4, pp. 3-8.

6. Astafyeva E. N. Model of Russian socially active school in the context of transforming pedagogy concept. Innovative projects andprograms in education, 2020, n. 1, pp. 44-56. (In Russian)

7. Astafyeva E. N. N. I. Pirogov and N. A. Dobrolyubov: is it necessary to whip children? History of education journal, 2018, n. 1, pp. 83-95. (In Russian)

8. Astafyeva E. N. Educating a child in the cultural space: cognitive pedagogy of Jerome Bruner. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 3 (69), pp. 21-35. (In Russian)

9. Astafyeva E. N. Image of a free child in the pedagogical heritage of S. N. Dourilin. Izvestiya ASOU: nauchny yezhegodnik [Bulletin of the Academy of public administration: scientific annuary], 2016 (4). Moscow: ASOU, 2017. Pp. 116-123. (In Russian)

10. Astafyeva E. N. Pedagogical approaches in the context of behavioral strategy in a conflict. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Pod-moskovye], 2017, n. 1, pp. 27-32. (In Russian)

11. Astafieva E. N. Understanding the balance of tradition and innovation in Russian science of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 5 (65), pp. 15-22. (In Russian)

12. Astafieva E. N. Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variants. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2 (62), pp. 41-49.

13. Astafieva E. N. Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. History of education journal, 2015, n. 2, pp. 80-99. (In Russian)

14. Astafyeva E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2018, n. 4, pp. 36-39. (In Russian)

15. Astafyeva E. N., Lubsky A. A. Risks in modern innovative education: ideas of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 2 (68), pp. 4-16. (In Russian)

16. Bim-Bad B. M. O perspektivakh vozrozhdeniia pedagogich-eskoi antro-pologii [On the perspectives of the revival in educational anthropology]. Sovetskaiapedagogika [Soviet pedagogy], 1988, n. 11, pp. 38-43.

17. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaia antropologiia: uchebnik i praktikum dlia akademicheskogo bakalavriata [Educational anthropology] / B. M. Bim-Bad. Moskva: Yurait, 2017. 223 p.

18. Vodenko K. V., Borovaia L. V., Efimov A. V. Russian education in the context of global informatization and digitalization: socio-philosophical discourse. Humanities of the South of Russia, 2020, vol. 9 (43), n. 3, pp. 36-44. (In Russian)

19. Vyazemskiy E. E., Evladova E. B., Sledzevskiy I. V. Civic education of schoolchildren in Russian socio-cultural conditions: a concept and basic forms of implementation. Education in Nizhny Novgorod, 2018, n. 4, pp. 4-11. (In Russian)

20. Viazemskiy E. E., Evladova E. B. Development priorities of education in the context of informational challenges of the XXI century: the understanding of the problem. Sovremennoe do-polnitelnoe professionalnoepedagogicheskoe obrazovanie, 2017, vol. 3, n. 3 (12), pp. 55-68. (In Russian)

21. Kornetov G. B. Alis Miller o destruktivnykh posledstviiakh vospitaniia dlia razvitiia lichnosti cheloveka [Alice Miller on the destructive consequences of education for personality development]. Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2018 god [History of education annuary, 2018]; Ch. ed. G. B. Kornetov. Moskva: ASOU, 2018. Pp. 102-120.

22. Kornetov G. B. The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 2017, n. 4, pp. 21-56. (In Russian)

23. Kornetov G. B. Studying alternative schools and alternative education in the national pedagogical tradition (1980s-2010s). Iz-vestiia Rossiiskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education], 2019, n. 1 (49), pp. 65-90. (In Russian)

24. Kornetov G. B. Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 3 (63), pp. 36-42. (In Russian)

12

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

25. Kometov G. B. Interpretatsiia zadach i funktsii shkoly: ot Kse-nofonta do Govarda Gardnera [Interpretation of school tasks and functions: from Xenophon to Howard Gardner]. Shkolnye tekhnologii [School technologies]. 2018, n. 4, pp. 12-28.

26. Kornetov G. B. Issledovanie istorii pedagogicheskikh idei [Research on educational ideas] Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste sovremennykh problem obrazovaniia i vysshei shkoly: materialy Mezhduna-rodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Education history in the context of modern prodblems of education and higher school: proceedings of international scientific conference]; resp. ed. E. Yu. Rogacheva. Vladimir: VGU im. A. G. i N. G. Stoletovykh, 2019. Pp. 76-87.

27. Kornetov G. B. The project method of W. H. Kilpatrick: the essence and development of the method. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 5, pp. 16-24. (In Russian)

28. Kornetov G. B. National project «Education»: innovative context. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 5 (65), pp. 6-14. (In Russian)

29. Kornetov G. B. Images of school. History of education journal,

2019, n. 1, pp. 6-15. (In Russian)

30. Kornetov G. B. Obrazovanie cheloveka v kontekste antropo-logicheskogo izmereniia istoriko-pedagogicheskogo protsessa: monografiia. [Education of man viewed by the anthropology of education history]. Moskva: ASOU Publ., 2020. 245 p.

31. Kornetov G. B. Oktiabrskaia revoliutsiia 2017 goda v Rossii: vzgliad istorika obrazovanii [The October revolution of 1917 in Russia through the eyes of education historians]. Zemlia i vlast v istorii Rossii. Sbornik nauchnykh statei uchastnikov Vse-rossiiskoi nauchnoi konferentsii pamiati professorov A. G. Kuzmina, V. G. Tiukavkina i E. M. Shchagina [Land and power in the Russian history. Scientific papers of the participants of the All-Russian scientific conference in memory of professors A. G. Kuzmin, V. G. Tiukavkin and E. M. Shchagin]: gen. ed. A. V. Lubkov. Moskva: MPGU, 2020. Pp. 529-541.

32. Kornetov G. B. Prospects of knowledge of the pedagogical past in the mirror of the method of rational reconstruction R. Rorty. History of education journal, 2019, n. 4, pp. 106-126. (In Russian)

33. Kornetov G. B. Man as the subject of education: the context of pedagogy history. History of education journal, 2020, n. 1 (67), pp. 37-43. (In Russian)

34. Kornetov G. B. Development of the ideas about man as the subject of education: the XX century. History of education journal, 2020, n. 2 (68), pp. 17-26. (In Russian)

35. Kornetov G. B. Rational reconstruction of pedagogy of the past. Psychological and pedagogical search, 2019, n. 4 (52), pp. 115-134. (In Russian)

36. Kornetov G. B. Theoretical approaches to the basics of rational reconstruction of the past in research on pedagogy history. History of education journal, 2020, n. 6 (66), pp. 28-40. (In Russian)

37. Kornetov G. B. Traktovka prirody cheloveka kak predmeta pedagogi-cheskoi deiatelnosti: ot Antichnoi epokhi do veka Prosveshcheniia [Interpretation of human nature as a subject of educational activity: from the Antiquity to the Enlightenment]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2020, n. 1, pp. 3-9.

38. Kornetov G. B. Traktovka prirody cheloveka kak predmeta pedagogi-cheskoi deiatelnosti v XX stoletii [Interpretation of human nature as a subject of educational activity in the XX century]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2020, n. 2, pp. 17-27.

39. Kornetov G. B. Chto takoe effektivnost obrazovaniia? [What is the effectiveness of education?]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2020, n. 4, pp. 3-14.

40. Lubsky A. A. Modern concept of goal-orientation of the educative activity and its meaning in the context of the interpretation of the phenomenon of labor in the first volume of «Capital» by K. Marx. Innovative projects and programs in education,

2020, n. 5 (65), pp. 6-15. (In Russian)

41. Magomedov A. M. Issues and trends of digital education development. Pedagogy and education, 2019, n. 2, pp. 134-142. (In Russian)

42. Makarov M. I. Antropologicheskaia sushchnost kontseptu-alnogo analiza obrazovatelnogo diskursa [Anthropological essence of the conceptual analysis of educational discourse]. Izvestiia RAO, 2016, n. 4 (40), pp. 117-125.

43. Makarov M. I. Human image in contemporary school textbooks: method of cognitive and linguistic learning. Higher education today, 2018, n. 2, pp. 20-23. (In Russian)

44. Makarov M. I. Obraz cheloveka truda v sovremennykh shkol-nykh uchebnikakh kak predmet kognitivno-lingvisticheskogo izucheniia [The image of working man in modern school textbooks as a subject of cognitive and linguistic research]. Izvestiia RAO, 2017, n. 4 (44), pp. 57-69.

45. Makarov M. I. Uchebnik kak sredstvo formirovaniia predstav-lenii o cheloveke v iazykovoi kartine mira obuchaiushchegosia [Textbook as a means of forming the image of man in a student's linguistic view of the world]. Tsivilizatsiia znanii: ros-siiskie realii. Trudy Deviatnadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 20-21 aprelia 2018 g.) [The civilization of knowledge: Russian reality. Proceedings of the 19th international scientific conference (Moscow, 20-21 April, 2018)]. Moskva: RosNOU, 2019. Pp. 1115-1120.

46. Makarov M. I., Lukatskiy M. A., Kurovskaya Yu. G. How to understand what a modern textbook tells to the student about the world and the person. Tsennosti i smysly [Values and meaning], 2018, n. 5 (57), pp. 8-19. (In Russian)

47. Omarova S. K. Modern trends of education in the era of digitization. Pedagogy. Theory & Practice, 2018, n. 1 (9), pp. 78-83. (In Russian)

48. Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii i praktike obrazovaniia: monografiia [Educational innovations in education history, theory and practice: monograph]. Ed. G. B. Kor-netov. Moskva: ASOU, 2019. 208 p.

49. Polyakova M. A. Birth of the system of classes as the innovation of the XVI century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 1 (61), pp. 55-61. (In Russian)

50. Polyakova M. A. Education history as part of modern teacher training. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 3 (69), pp. 45-53. (In Russian)

51. Polyakova M. A. Pedagogy of the scene and theatricalization of the school: two sides of the educational process. Hypothekai. Journal of the history of ancient pedagogical culture, 218, n. 2, pp. 163-173. (In Russian)

52. Poliakova M. A. Pedagogical innovations of the past: the experience of Jesuit colleges. Vestnik RosNOU [Vestnik of Russian New University], 2019, n. 1, pp. 69-76. (In Russian)

53. Poliakova M. A. regulation of school work in the German rules of the confessional era and the first German schools in Moscow. Religion. Church. Society, 2017, n. 6, pp. 318-343. (In Russian)

54. Rogacheva E. Ju. John Dewey’s contribution to understanding the concept and professional training of a new teacher. Ivz-estia of the Volgograd State Pedagogical University, 2019, n. 1, pp. 12-17. (In Russian)

55. Rogacheva E. Yu. John Dewey’s educational progressivism in Russia before and after the revolution of 1917 as an instrument of education modernization. Psychological and pedagogical search, 2027, n. 2 (42), pp. 67-77. (In Russian)

56. Rogacheva E. Yu., Slepukhin A. Yu. Regional universities and international integration of education. Integration of education, 2015, vol. 19, n. 1 (78), pp. 6-12. (In Russian)

57. Rogacheva E. Yu. Rezultaty reformatorskoi deiatelnosti Dz-hona Diui [The results of the reform efforts of John Dewey]. Pedagogika, 2017, n. 3, pp. 108.

58. Rogacheva Y. E. Ehe teacher and his/her formation: historical experience of transmitting erudition and culture. Bulletin of Vladimir state university named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: pedagofical and psychological sciences, 20116, n. 25 (44), pp. 173-176. (In Russian)

59. Stepanova I. V. Teoriia «svobodnogo vospitaniia»: iz prosh-logo v budushchee [The theory of «free education»: from the past to the future]. Otechestvennaia izarubezhnaiapedagogika, 2017, n. 5, vol. 1, pp. 153-166.

60. Strelova O. Yu., Vyazemsky E. E. Project method in school education: in search of a developing model. Innovative projects and programs in education, 2020, n. 4 (70), pp. 73-78. (In Russian)

61. Traditsii i innovatsii v istorii i teoriipedagogiki: uchebnoeposo-bie [Traditions and innovations in education history and theory]. Ed. by G. B. Kornetov. Moskva: ASOU, 2019. 200 p.

62. Chvanova M. S., Viazkova O. V., Ditiatkin S. M. Informatizat-siia obrazovatelnogo prostranstva: istoricheskii ekskurs [Informatization of educational space: historical background]. Gaudeamus, 2004, n. 2 (6), pp. 84-90.

63. Evoliutsiia praktiki obrazovaniia i pedagogicheskoi nauki v proshlom i nastoiashchem: monografiia [The evolution of education practice and pedagogy in the past and present: monograph]. Ed. by G. B. Kornetov. Moskva: ASOU, 2018. 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.