Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ'

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / EDUCATIONAL TRADITIONS / HISTORY OF EDUCATION / THEORY AND PRACTICE OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

14 ноября 2019 года в Москве в Академии социального управления состоялась XV международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании». Ее участники сфокусировали свое внимание на анализе педагогического прошлого и настоящего сквозь призму феномена педагогических инноваций, рассматриваемого в неразрывном единстве с феноменом педагогических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AND TRADITIONS IN THE PAST AND PRESENT OF PEDAGOGY

14 November, 2019 Academy of Public Administration held the XV international scientific conference «History of pedagogy at the beginning of the III millennium: innovations in the history of pedagogy and modern education». Its participants focused on the analysis of the past and present of pedagogy through the prism of the phenomenon of educational innovations considered inseparable from educational traditions.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем

Аннотация

14 ноября 2019 года в Москве в Академии социального управления состоялась XV международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании». Ее участники сфокусировали свое внимание на анализе педагогического прошлого и настоящего сквозь призму феномена педагогических инноваций, рассматриваемого в неразрывном единстве с феноменом педагогических традиций.

Ключевые слова: педагогические инновации, педагогические традиции, историко-педагогический процесс, теория и практика современного образования.

E. N. Astafyeva

Innovations and traditions in the past and present of pedagogy

Abstract

14 November, 2019 Academy of Public Administration held the XV international scientific conference «History of pedagogy at the beginning of the III millennium: innovations in the history of pedagogy and modern education». Its participants focused on the analysis of the past and present of pedagogy through the prism of the phenomenon of educational innovations considered inseparable from educational traditions.

| Keywords: educational innovations; educational traditions; history of education; theory and practice of modern education.

Важнейшее условие профессионального роста как исследователей педагогического прошлого и настоящего, так и преподавателей педагогических дисциплин — их систематическое общение в формате конференций, форумов, симпозиумов, семинаров и т. п. При этом особое значение приоб-

ретают научные и научно-методические мероприятия, способствующие погружению их участников в пространство многотысячелетней педагогической культуры. Такие мероприятия позволяют сквозь призму различных событий всемирного историко-педагогического процесса осмысливать

42

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2019

достижения, трудности и перспективы развития теории и практики современного образования и помогают участникам ориентироваться в безграничном разнообразии педагогических подходов, концепций, теорий, систем, технологий и методик [1-8; 15; 18; 20; 22; 24; 25; 27].

14 ноября 2019 года в Москве в Академии социального управления (АСОУ) состоялась очередная XV международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании». Ее участники сфокусировали свое внимание на анализе педагогического прошлого и настоящего сквозь призму феномена педагогических инноваций, рассматриваемого в неразрывном единстве с феноменом педагогических традиций.

Конференция стала логическим продолжением историко-теоретической разработки проблем педагогических инноваций, заявленной участниками VII Национального форума российских историков педагогики (Москва, АСОУ, 18 апреля 2019 год) [5]. В формате форума был проведен круглый стол «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст» и издана двухтомная монография «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст» [10].

Конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» проводятся в АСОУ ежегодно с 2005 года. С того же года в АСОУ опубликовано 130 монографий, сборников научных статей и материалов, учебных пособий, антологий и хрестоматий.

К осени 2019 года 55 авторов из России, Беларуси, Казахстана, Канады, Молдовы, США, Узбекистана, Украины, Таджикистана и Франции прислали в оргкомитет конференции 71 текст. Эти материалы были опубликованы в следующих книгах, изданных в рамках указанной серии в формате конференции: «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании: материалы XV Международной научной конференции» (Москва, 14 ноября 2019 г., ред.-сост. Г. Б. Корнетов, сер. «Историко-педагогическое знание», выпуск 128); «Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования» (монография под ред. Г. Б. Корнетова, сер. «Историко-педагогическое знание», выпуск 129); «Традиции и инновации в истории и теории педагогики» (учебное пособие под ред. Г. Б. Корнетова, сер. «Историко-педагогическое знание», выпуск 130). В формате конференции также была издана моно-

графия Г. Б. Корнетова «Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра» (сер. «Историко-пе-дагогическое знание», выпуск 127) [11; 19; 23; 26].

В работе конференции очное участие приняли 16 человек из Москвы, Московской области, Воронежа, Калуги, Владимира, Волгограда.

На конференции с докладом «Рациональная и историческая реконструкция инноваций в исто-рико-педагогическом процессе» выступил председатель оргкомитета конференции, профессор кафедры психологии и педагогики АСОУ, доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов. В своем выступлении он обратил внимание на то, что весь историко-педагогический процесс может быть осмыслен с точки зрения поступательного инновационного движения теории и практики образования, рассмотрен в контексте педагогических традиций, выступающих своего рода «гарантами» стабильности и устойчивости как необходимого противовеса изменчивости. При этом важно иметь в виду, отметил Г. Б. Корнетов, что такой подход задает четыре рамки понимания педагогического будущего, что во многом определяется различными темпоральными режимами культуры [12; 14: 21].

Во-первых, педагогическое будущее как педагогическое прошлое при ориентации на традиции и при стремлении превратить так или иначе понимаемые инновации в инструмент возрождения того, что уже было, ибо все лучшее, включая, например, образцы и нормы совершенства и успешности, задается прошлым. Во-вторых, педагогическое будущее как прогресс, ибо человечество неуклонно движется от прошлого через настоящее к будущему — к более совершенным формам и способам существования несмотря на всю неоднозначность и противоречивость этого процесса. При таком подходе педагогические инновации интерпретируются в логике медленного эволюционного, часто очень постепенного, развития. В-третьих, педагогическое будущее есть революция, ибо необходимо самым кардинальным способом менять все то, что устарело и создавать качественно новую образовательную реальность. В таком случае педагогические инновации оказываются формами качественного преобразования теории и практики воспитания и обучения. И, наконец, в-четвертых, педагогическое будущее есть педагогическое настоящее, ибо видение и понимание как прошлого, так и будущего, задается ситуацией существующей «здесь и сейчас», сегодняшним днем, что превращает педагогическую инновацию в инструмент актуализации современных запросов и подходов. Г. Б. Корнетов подчеркнул, что

Астафьева Е. Н.

Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем

проведение рациональной и исторической реконструкции инноваций в историко-педагогическом процессе возможно, в частности, на основе разработанной А. Я. Флиером теории культурогенеза, которая позволяет органично вписать истори-ко-педагогический процесс в культурно-исторический процесс как его необходимую составную часть [13; 16; 17].

При обсуждении доклада Г. Б. Корнетова участники конференции обратили особое внимание на эвристический потенциал рациональной реконструкции педагогических событий прошлого, в том числе и инноваций в теории и практике образования на различных этапах развития человечества. По их мнению, именно рациональная реконструкция способствует актуализации педагогического наследия. При этом было высказано убеждение, согласно которому рациональная реконструкция в историко-педагогическом познании прошлого должна обязательно осуществляться в единстве с исторической реконструкцией прошедших педагогических событий и процессов, что обеспечивает максимально возможный уровень объяснения и понимания этих процессов и событий педагогического прошлого.

Затем состоялась дискуссия «Инновации и традиции в историко-педагогическом компоненте содержания современного педагогического образования». В дискуссии приняли участие Е. Н. Астафьева, старший научный сотрудник отдела развития воспитательной инфраструктуры Института развития образования АСОУ, Н. Б. Баранникова, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновационной и проектной деятельности АСОУ, И. Е. Барсуков, кандидат экономических наук, декан факультета образовательных программ АСОУ, М. А. Лукацкий, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии Московского государственного стоматологического университета им. А. И. Евдокимова (Москва), Е. Ю. Рогачева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (Владимир), а также другие участники конференции.

М. А. Лукацкий сосредоточил внимание на необходимости создания учебников и учебных пособий по педагогическим дисциплинам, которые бы содержали в себе четкое теоретическое осмысление механизмов возникновения, взаимодействия и изменения традиций и инноваций как в педагогическом прошлом, так и в педагогическом настоящем.

Е. Н. Астафьева отметила, что сегодня большинство исследователей признает взаимосвязь, взаимозависимость, взаимную обусловленность педагогических традиций и педагогических инноваций. И это должно быть обязательно отражено в содержании педагогического образования.

И. Е. Барсуков обосновал интерпретацию инноваций как качественных изменений систем и процессов, отметив необходимость формирования у педагогов именно такого их понимания.

Е. Ю. Рогачева раскрыла образовательные возможности использования в профессиональной подготовке учителей и воспитателей диалога педагогического прошлого и педагогического настоящего в форме проектных заданий, ориентированных на формирование способности к инновационной деятельности в школах.

Н. Б. Баранникова рассказала об опыте Московской области по поддержке инновационной деятельности образовательных организаций региона, по подготовке к ней работников образования, по опоре инновационных практик на исторические традиции воспитания и обучения подрастающих поколений.

В формате конференции также был проведен круглый стол «Инновации в истории педагогики и современном образования», в ходе которого обсуждались новейшие результаты исследований истории образования и педагогической мысли. В работе круглого стола приняли участие Е. А. Дегтярев (Дмитров, Московская область), кандидат педагогических наук И. А. Дроздова (Москва), кандидат педагогических наук Е. А. Ефимова (Москва), Г. В. Кондратьева (Москва), кандидат педагогических наук С. Ю. Крыхтина (Волгоград), доктор педагогических наук М. И. Макаров (Москва), кандидат педагогических наук Л. Ю. Панина (Воронеж), кандидат педагогических наук М. А. Полякова (Калуга), Н. Р. Яковлева (Пушкино, Московская область) и др.

Подводя итоги конференции, Г. Б. Корнетов обобщил содержание состоявшихся выступлений и предложил подготовить коллективное учебное пособие по истории и теории педагогики для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям педагогической подготовки. По его замыслу, стержень пособия должно составить рассмотрение историко-педагогического процесса, включая его современное состояние, современные достижения и проблемы теории и практики образования с точки зрения, во-первых, становления, динамики и трансформации педагогических традиций с древнейших времен до наших дней; во-вторых, возникновения и распространения педагогиче-

44

Инновационные проекты и программы в образовании h G, 2019

ских инноваций; в-третьих, взаимодействия педагогических традиций и педагогических инноваций в их противоречивом единстве; в-четвертых, определения дальнейших перспектив развития

теории и практики современного образования в контексте их инновационно-традиционалистской интерпретации.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. XIII международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: обсуждение проблемы педагогических институций» / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 4 (14). — С. 55-59.

2. Астафьева, Е. Н. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований: итоги VI Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 2 (16). — С. 54-57.

3. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-62.

4. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019 — № 1. — С. 62-67.

5. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-52.

6. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59-62.

7. Астафьева, Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.

8. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36-39.

9. Инновации в теории и практике образования: исто-рико-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с.

10. Инновации в теории и практике образования: исто-рико-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 2. — 260 с.

11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании: материалы XV Международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2019 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2019. — 160 с.

12. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.

13. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в логике эволюционно-культурологического подхода / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. - 2019. - № 3. - С. 53-71.

14. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.

15. Корнетов, Г. Б. Исторический и педагогический аспекты истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия РАО. — 2016. — № 2. — С. 108-126.

16. Корнетов, Г. Б. Концептуализация исторического развития педагогических инноваций в контексте теории культурогенеза А. Я. Флиера / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 6-17.

17. Корнетов. Г. Б. Культурологическая интерпретация инноваций в образовании в историко-педагогиче-ском процессе / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 3 (51). — С. 34-50.

18. Корнетов, Г. Б. Образование человека в истории и теории педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. — 148 с.

19. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2019. — 348 с.

20. Корнетов, Г. Б. Педагогика как история педагогики / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 1. — С. 58-63.

21. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26-46.

22. Корнетов, Г. Б. Теория истории педагогики / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2013. — 460 с.

23. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — 308 с.

24. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — Т. 2. — 264 с.

25. Постижение педагогической культуры человечества: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнето-ва. — М.: АСОУ, 2010. — Т. 2. — 248 с.

26. Традиции и инновации в истории и теории педагогики: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — 200 с.

27. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 360 с.

Астафьева Е. Н.

Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем

References

1. Astafyeva E. N. XIII international scientific conference «Historical-pedagogical knowledge at the beginning of the III millennium»: the issue of pedagogical institutions. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2017, n. 4 (14), pp. 55-59. (In Russian).

2. Astafyeva E. N. Current issues in methodology of pedagogical history research: results of the VI national forum of Russian historians of pedagogy. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2018, n. 2 (16), pp. 54-57. (In Russian).

3. Astafyeva E. N. Going back to pedagogics history. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2015, n. 4, pp. 57-62. (In Russian).

4. Astafyeva E. N. Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 1, pp. 62-67. (In Russian).

5. Astafyeva E. N. Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and programs in education, n. 3, pp. 49-52. (in Russian).

6. Astafyeva E. N. Cognitive and educational potential of the history of pedagogics. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2016, n. 2, pp. 59-62. (In Russian).

7. Astafyeva E. N. Pedagogics history comprehension. On the outcomes of the Third National Forum of Russian pedagogics historians. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2015, n. 2, pp. 59-62. (In Russian).

8. Astafyeva E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2018, n. 4, pp. 36-39. (In Russian).

9. Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniya: istoriko-peda-gogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 1, ed. by G. B. Kor-netov. Moscow, ASOU Publ., 2019, 208 p.

10. Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniya: istoriko-peda-gogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 2, ed. by G. B. Kor-netov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 260 p.

11. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysyache-letiya: innovatsii v istorii pedagogiki i sovremennom obrazovanii: materialy XV Mezhduna-rodnoj nauchny konferentsii. Moskva, 14 noyabrya 2019 g. [History of pedagogy at the beginning of the III millennium: innovations in the history of pedagogy and modern education: proceedings of the XV international scientific conference, 14 November, 2019], comp. ed. G. B. Kor-netov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 160 p.

12. Kornetov G. B. Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 3, pp. 36-48. (in Russian).

13. Kornetov G. B. Innovations in the history of education in the logic of evolutionary and cultural approach. History of education journal, 2019, n. 3, pp. 53-71. (In Russian).

14. Kornetov G. B. Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and Pedagogical Search, 2019, n. 1 (49), pp. 15-40. (In Russian).

15. Kornetov G. B. Historical and pedagogical aspects of history of pedagogics. Izvestiya RAO [Bulletin of the Russian Academy of Education], 2016, n. 2, pp. 108126. (In Russian).

16. Kornetov G. B. Conceptualization of the historical development of educational innovations in the context of the culture genesis theory of A. Ya. Flier. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 4, pp. 6-17. (In Russian).

17. Kornetov G. B. Culturological interpretation of educational innovations through the prism of history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 2016, n. 3(51), pp. 34-50. (In Russian).

18. Kornetov G. B. Obrazovanie cheloveka v istorii i teorii pedagogiki: monografiya [Education of a person in the history and theory of pedagogy: monograph]. Moscow, ASOU Publ., Zolotaya bukva Publ., 2006.148 p.

19. Kornetov G. B. Pedagogika i obrazovanie: vchera, segod-nya, zavtra: mo-nografiya [Pedagogy and education: yesterday, today, tomorrow: monograph]. Moscow, ASOU Publ., 2019. 348 p.

20. Kornetov G. B. Pedagogika kak istoriya pedagogiki [Pedagogy as the history of pedagogy]. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2014, n. 1, pp. 58-63. (In Russian).

21. Kornetov G. B. Temporalniy rezhim kultury kak ram-ka istoriko-pedagogicheskogo konteksta innovatsiy v obrazovanii [Temporal regime of culture as the framework of the historical context of educational innovations]. Psychological and pedagogical search, 2019, n. 2 (50), pp. 26-46.

22. Kornetov G.B. Teoriya istoriipedagogiki [The theory of pedagogy history]. Moscow, ASOU Publ., 2013. 460 p.

23. Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii i praktike obrazovaniya: monografiya [Educational innovations and traditions in the history, theory and practice of education: monograph], ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 308 p.

24. Poznanie pedagogicheskogo proshlogo: kontseptualnye podkhody, metody izucheniya, issledovatelskaya prob-lematika: monografiya: v 2 t. [Comprehending the past of education: conceptual approaches, research problems spectrum: monograph in 2 vol.], ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, Vol. 2, 264 p.

25. Postizhenie pedagogicheskoj kultury chelovechestva: monografiya: v 2 t. [Understanding the pedagogical culture of the humankind: monograph in 2 vol.], ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2010. Vol. 2, 248 p.

26. Traditsii i innovatsii v istorii i teorii pedagogiki [Tra-ditions and innovations in the history and theory of education], ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 200 p.

27. Evolyutsiya praktiki obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki v proshlom i nastoyashchem: monografiya [Evolution of education practice and pedagogy in the past and present: monograph], ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018. 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.