История И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01
Е. Н. Астафьева
Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте
Аннотация
В статье обосновываются целесообразность рассмотрения всемирного историко-педагогическо-го процесса как последовательной череды инноваций в теории и практике образования, а также актуальность системного рассмотрения отношения современной педагогической общественности к различным инновационным процессам в образовании.
I Ключевые слова: педагогические инновации, история педагогики, историко-педагогический контекст инноваций в теории и практике образования.
Е. N. Astafyeva
Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history
Abstract
The article presents the rationale of regarding the world pedagogical history as a succession of innovations in the education theory and practice, as well as urgency of systemic consideration of the modern attitude of the pedagogical community towards various innovative processes in education.
I Keywords: pedagogical innovations; pedagogy history; historico-pedagogical context of innovations in education theory and practice.
Сегодня инновационная проблематика — одна из важнейших как для педагогической теории, так и для педагогической практики не только в нашей стране, но и во всем мире. Авторы изданного в 2018 году новейшего учебного пособия «Инно-ватика и инновационные образовательные технологии» отмечают, что «инновационные измене-
ния в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменения целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие с гуманистическими ориентирами и требованиями времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов и программ на основе ком-
петентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личности в процессе обучения; создание и развитие творческих информационных коллективов с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое» [19, с. 5].
Инновационная проблематика, в связи с ее актуальностью и сложностью, привлекает к себе в последнее время всё больше и больше внимания историков педагогики. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует состоявшаяся 15 ноября 2018 года в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) XIV международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования»1 [7; 22], в формате которой в серии «Историко-педагогическое знание», издаваемой с 2005 года, были изданы четыре книги: Корнетов Г. Б. Историко-теоретическое исследование педагогической реальности: монография; Педагогическое наследие человечества: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Корнетова; История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов [9; 10; 14; 21].
Особенностью этого историко-педагогиче-ского мероприятия, как, впрочем, и других мероприятий подобной проблематики, проводимых в АСОУ, было стремление органически соединить рассмотрение событий, процессов, проблем в теории и практике образования с точки зрения единства их прошлого, настоящего и будущего [1; 2; 4; 5; 6; 13; 15-18].
Первая часть работы конференции была посвящена обсуждению вопроса «Историко-педаго-гическое осмысление проблем теории и практики образования на страницах ведущих российских педагогических журналов». В обсуждении приняли участие: М. А. Лукацкий, доктор педагогических
1 Международные научные конференции «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия» проводятся в АСОУ ежегодно с 2005 года. С 2013 года в АСОУ также ежегодно проводятся национальные форумы российских историков педагогики.
наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Известия Российской академии образования» (Москва, список ВАК); Е. Ю. Рогачева, доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора серии «Педагогические и психологические науки» журнала «Вестник Владимирского государственного университета» (Владимир, список ВАК), А. А. Романов, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Психолого-педагогический поиск» (Рязань, список ВАК), Г. Б. Корнетов, доктор педагогических наук, профессор, председатель редакционного совета «Истори-ко-педагогического журнала» (Нижний Тагил — Москва), В. К. Пичугина, доктор педагогических наук, доцент, главный редактор журнала по истории античной педагогической культуры «Ну-роШекаЬ> (Москва); А. Н. Шевелев, доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Непрерывное образование» (Санкт-Петербург) и др.
Обсуждение содержания педагогических журналов было сфокусировано на идее использования историко-педагогического контекста для рассмотрения инноваций в теории и практике образования, тем более что к вопросам историко-педаго-гического контекста участники конференции уже обращались в 2016 году [3; 8; 11; 12; 20].
Г. Б. Корнетов обратил внимание на то, что проблема инноваций интересна всем, и в данном случае можно выйти на экстраполяцию любой проблемы из истории педагогики, в том числе и в какой степени античная педагогическая культура может способствовать современному инновационному педагогическому мышлению. Эта проблема — междисциплинарная, и с учетом исто-рико-педагогической направленности необходимо параллельно рассмотреть вопросы, которые активно обсуждаются в исторической науке: изменение темпоральных режимов культуры в жизни общества. Понимание того, что есть инновация, как возникает, какое значение имеет, какие у нее перспективы — во многом связано с этой проблематикой. Сквозь призму инновационности можно рассмотреть многое, что важно и для понимания педагогики как науки, и для понимания образования как мощнейшего социального института и его антропологических аспектов, и для понимания самой истории. Инновация педагогическая и инновация в образовании — разные понятия. Инновации отождествляют с прогрессом, однако возникают вопросы: есть ли прогресс в педагогике? Существуют ли критерии прогресса? В какой степени прогресс зависит от социокультурной си-
64
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2019
туации, так как в одной ситуации мы можем считать нечто прогрессом, в другой — тот же процесс регрессом? Релятивизм задается многообразием социокультурной жизни.
М. А. Лукацкий показал, что слово «инновация» употребляется в самых разных контекстах, используется в самых различных дискурсах — говорят об инновационной экономике, инновационном управлении, инновационном мире и т. д. Что в смысловом отношении несет это понятие — разобраться очень сложно. В словарях обычно указывается: инновация — внедренное новшество, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Режим инновационного развития — фактор нашей жизни. Если перевести на современный язык, инновация — это не что иное, как современная форма объективизации нового. Историки часто определяют данное понятие путем сопоставления понятий «традиция» и «инновация», обращая внимание на то, что традиция скрепляет всю культуру, делает ее целостной, позволяя сохранять преемственность между поколениями. Педагоги об инновациях говорят с оптимизмом, инновационных моделей в образовании достаточно много, однако качество образования существенно не повышается. Должна ли педагогическая наука каким-то образом реагировать на то, как большая наука относится к инновационному развитию? Например, сегодня некоторые ученые трактуют понятие «инновация» в Аристотелевском ключе — как формообразующее начало социокультурного развития, которое вытесняет традицию. Все понимают, что если мы говорим о развитии мира в прогрессивистском ключе, тогда использование термина «инновация» становится целесообразным.
По мнению А. Н. Шевелева, обращение к теме инноваций в теории и практике образования, тем более к историко-педагогическому контексту их толкования и развития, чрезвычайно актуально и, безусловно, будет иметь непосредственный прак-тико-ориентированный результат.
Следует отметить, что, во-первых, возможность рассмотрения всемирного историко-пе-дагогического процесса как последовательной череды инноваций в теории и практике образования привлекла пристальное внимание участников дискуссии. Во-вторых, возник вопрос о сущности прогресса в развитии педагогической реальности в истории человеческого общества. В-третьих, обсуждалась правомерность использования термина «ретроинновация», смысл которого вызывает сомнение у многих исследователей, считающих его оксюмороном и противопоставляющих ему такие термины, как, например, ретровведение и
традиционная инновация. В-четвертых, была обозначена актуальность системного рассмотрения современного отношения педагогической общественности к самым различным инновационным процессам в образовании.
В результате обсуждения было принято решение сосредоточить особое внимание на публикации в педагогических журналах результатов исследований по вопросам историко-педагогической интерпретации проблем инноваций в теории и практике образования. Было предложено в рамках запланированного в Академии социального управления на 18 апреля 2019 года VII Национального форума российских историков педагогики провести круглый стол на тему «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст» и представить материалы круглого стола и другие материалы форума на страницах журналов.
В ходе круглого стола планируется обсудить следующие вопросы:
1. Инновация как термин, понятие и метафора в современном научно-педагогическом знании; познание педагогического прошлого, настоящего и будущего в контексте инноваций и традиций.
2. Особенности историко-педагогической интерпретация инноваций в образовании; осмысление педагогических инноваций в контексте идей различных темпоральных режимов культуры и исторического прогресса.
3. Концептуальные основания, познавательное значение и эвристический смысл изучения инноваций в теории и практике образования в историко-педагогическом контексте.
4. Опыт и перспективы изучения инноваций в теории и практике образования в историко-педа-гогическом контексте.
5. Актуальные проблемы современных истори-ко-педагогических исследований в контексте возможностей инновационных интерпретаций эволюции теории и практики образования. Участники конференции предложили посвятить запланированную на 14 ноября 2019 года XV Международную научную конференцию исто-рико-педагогическому осмыслению традиций и инноваций в образовании, назвать ее «Истори-ко-педагогическое знание на пороге III тысячелетия: инновации и традиции в истории педагогической практики и педагогической мысли» и подробно обсудить программу предполагаемой конференции 19 апреля 2019 года на VII Национальном форуме российских историков педагогики, работа которого будет сфокусирована на проблемах осмысления педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте.
Литература
1. Астафьева, Е. Н. XIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: обсуждение проблемы педагогических институций / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 4 (14). — С. 55-59.
2. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-62.
3. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.
4. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.
5. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59-62.
6. Астафьева, Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.
7. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36-39.
8. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2016. — 256 с.
9. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 256 с.
10. История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Кор-нетова. — М.: АСОУ, 2018. — 328 с.
11. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2016. — 172 с.
12. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — Режим доступа: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016. pdf
13. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.
14. Корнетов, Г. Б. Историко-теоретическое исследование педагогической реальности: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 240 с.
15. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 37-63.
16. Корнетов, Г. Б. Понимание педагогики как истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2013. — № 4 (28). — С. 123-134.
17. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-106.
18. Корнетов, Г. Б. Размышления об истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2018. — № 1 (41). — С. 11-34.
19. Криони, Н. К. Инноватика и инновационные образовательные технологии: учебное пособие / Н. К. Криони, С. Г. Селиванов, Ф. В. Шаритов. — М.: Редакционно-из-дательский дом Российского нового университета, 2018. — 296 с.
20. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.
21. Педагогическое наследие человечества: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 216 с.
22. Стенограмма XIV международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогики в истории образования» (Москва, Академия социального управления, 15 ноября 2018 г.) // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 4.
References
1. Astafyeva, E. N. XIII international scientific conference «Historical-pedagogical knowledge at the beginning of III millennium»: the issue of pedagogical institutions / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2017. — № 4 (14). — P. 55-59.
2. Astafyeva, E. N. Ascending to the history of pedagogy / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2015. — № 4. — P. 57-62.
3. Astafyeva, E. N. Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya
[Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2016. — № 4. — P. 56-58.
4. Astafyeva, E. N. History of pedagogy at the Academy of social management: analysis of recent scientific events / E. N. Astafyeva // History of education journal. — 2017. — № 4. — P. 161-180.
5. Astafyeva, E. N. Cognitive and educational potential of the history of pedagogics / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2016. — № 2. — P. 59-62.
6. Astafyeva, E. N. Pedagogics history comprehension: on the outcomes of the third national forum of Russian pedagogics historians / E. N. Astafyeva // Academia. Peda-
66
HHH0Bap0HHbie npoeKTbi h nporpaMMM B o0pa3QBaHHH № 1, 2019
goghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2015. — № 2. — P. 59-62.
7. Astafyeva, E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagoghi-cheskiy zhurnal Podmoskovya [ Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2018. — № 4. — P. 36-39.
8. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III tysyache-letiya: istoriko-pedagoghicheskiy kontekst teorii i prakti-ki sovremennogo obrazovaniya: materialy dvenadtsatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 17 noy-abrya 2016 g. [Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium: pedagogical history context of modern education: proceedings of the twelfth international scientific conference. Moscow, November 17, 2016] / ed.-comp. G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2016. — 256 p.
9. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III ty-syacheletiya: peredayu-shchaya, porozhdayushchaya i preobrazuyushchaya pedagogika v istorii obrazovaniya: materialy chetirnadtsatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 15 noyabrya 2018 g. [Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium: transmitting, generating and transformative pedagogy: proceedings of the fourteenth international scientific conference. Moscow, November 15, 2018] / ed.-comp. G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2018. — 256 p.
10. Istoriya pedagogicheskoy mysli i praktiki obrazovaniya v Rossii i mire: monografiya [History of the pedagogical thought and practice in Russia and worldwide] / pod red. G. B. Kornetova [ed. G. B. Kornetov]. — Moscow: ASOU, 2018. — 328 p.
11. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii i praktiki obrazovaniya: monografiya [Pedagogical history context of education theory and practice: monograph] / G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2016. — 172 p.
12. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya [Pedagogical history context of modern education theory and practice] / G. B. Kornetov // Konferentsuim ASOU: sbornik nauch-nikh trudov i materialov prakticheskikh konferentsiy [collection of research papers and proceedings of practical conferences]. — 2016. — № 4. — P. 1185-1204. — URL: http:// new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf
13. Kornetov, G. B. History of education between theory and practice / G. B. Kornetov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagoghika [Education in Russia and abroad]. — 2011. — № 1. — P. 68-83.
14. Kornetov, G. B. Istoriko-teoreticheskoe issledovaniye ped-agoghicheskoy realnosti: monografiya [Theory and history research of pedagogy today: monograph / G. B. Korne-tov. — Moscow: ASOU, 2018. — 240 p.
15. Kornetov, G. B. The knowledge of the past pedagogical reality / G. B. Kornetov // History of Education Journal. — 2018. — № 1. — P. 37-63.
16. Kornetov, G. B. Pedagogy viewed through the prism of history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2013. — № 4 (28). — P. 123-134.
17. Kornetov, G. B. The prognostic function of the history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2011. — № 1 (17). — C. 90-106.
18. Kornetov, G. B. Reflections on the history of pedagogy / G. B. Kornetov // Gumanitarniye nauki [Humanities] (Yalta). — 2018. — № 1 (41). — P. 11-34.
19. Krioni, N. K. Innovatika i innovatsionniye obrazovatelniye tekhnologhii: uchebnoye posobiye [Innovatics and innovative educational technologies: study guide] / N. K. Krioni, S. G. Selivanov, F. V. Sharitov. — Moscow: Redaktsionno-izdatelskiy dom Rossiyskogo novogo universiteta [Publishing house of Russian new university], 2018. — 296 p.
20. Krugliy stol «Istoriko-pedagoghicheskiy kontekst teorii i praktiki obrazovaniya» [Round table discussions «Ped-agogical history context of education theory and prac-tice»] // Pedagoghika [Pedagogy]. — 2017. — № 3. — P. 84-118.
21. Pedagoghicheskoye naslediye chelovechestva: uchebnoye posobiye [Pedagogical heritage of the humanity: study guide] / pod red. G. B. Kornetova [ed. G.B. Kornetov]. — Moscow: ASOU. — 2018. — 216 p.
22. Shorthand record of the XIV national scientific conference «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the 3rd millennium: transmitting, generating and transformative pedagogy in the history of education» (Moscow, Academy of public administration, November 15, 2018] // History of education journal. — 2018. — № 4. — P. 17-27.