Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИННОВАЦИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / PEDAGOGY HISTORY / HISTORICO-PEDAGOGICAL CONTEXT OF INNOVATIONS IN EDUCATION THEORY AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

В статье обосновываются целесообразность рассмотрения всемирного историко-педагогического процесса как последовательной череды инноваций в теории и практике образования, а также актуальность системного рассмотрения отношения современной педагогической общественности к различным инновационным процессам в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history

The article presents the rationale of regarding the world pedagogical history as a succession of innovations in the education theory and practice, as well as urgency of systemic consideration of the modern attitude of the pedagogical community towards various innovative processes in education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

История И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

Е. Н. Астафьева

Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте

Аннотация

В статье обосновываются целесообразность рассмотрения всемирного историко-педагогическо-го процесса как последовательной череды инноваций в теории и практике образования, а также актуальность системного рассмотрения отношения современной педагогической общественности к различным инновационным процессам в образовании.

I Ключевые слова: педагогические инновации, история педагогики, историко-педагогический контекст инноваций в теории и практике образования.

Е. N. Astafyeva

Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history

Abstract

The article presents the rationale of regarding the world pedagogical history as a succession of innovations in the education theory and practice, as well as urgency of systemic consideration of the modern attitude of the pedagogical community towards various innovative processes in education.

I Keywords: pedagogical innovations; pedagogy history; historico-pedagogical context of innovations in education theory and practice.

Сегодня инновационная проблематика — одна из важнейших как для педагогической теории, так и для педагогической практики не только в нашей стране, но и во всем мире. Авторы изданного в 2018 году новейшего учебного пособия «Инно-ватика и инновационные образовательные технологии» отмечают, что «инновационные измене-

ния в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменения целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие с гуманистическими ориентирами и требованиями времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов и программ на основе ком-

петентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личности в процессе обучения; создание и развитие творческих информационных коллективов с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое» [19, с. 5].

Инновационная проблематика, в связи с ее актуальностью и сложностью, привлекает к себе в последнее время всё больше и больше внимания историков педагогики. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует состоявшаяся 15 ноября 2018 года в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) XIV международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования»1 [7; 22], в формате которой в серии «Историко-педагогическое знание», издаваемой с 2005 года, были изданы четыре книги: Корнетов Г. Б. Историко-теоретическое исследование педагогической реальности: монография; Педагогическое наследие человечества: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Корнетова; История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов [9; 10; 14; 21].

Особенностью этого историко-педагогиче-ского мероприятия, как, впрочем, и других мероприятий подобной проблематики, проводимых в АСОУ, было стремление органически соединить рассмотрение событий, процессов, проблем в теории и практике образования с точки зрения единства их прошлого, настоящего и будущего [1; 2; 4; 5; 6; 13; 15-18].

Первая часть работы конференции была посвящена обсуждению вопроса «Историко-педаго-гическое осмысление проблем теории и практики образования на страницах ведущих российских педагогических журналов». В обсуждении приняли участие: М. А. Лукацкий, доктор педагогических

1 Международные научные конференции «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия» проводятся в АСОУ ежегодно с 2005 года. С 2013 года в АСОУ также ежегодно проводятся национальные форумы российских историков педагогики.

наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Известия Российской академии образования» (Москва, список ВАК); Е. Ю. Рогачева, доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора серии «Педагогические и психологические науки» журнала «Вестник Владимирского государственного университета» (Владимир, список ВАК), А. А. Романов, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Психолого-педагогический поиск» (Рязань, список ВАК), Г. Б. Корнетов, доктор педагогических наук, профессор, председатель редакционного совета «Истори-ко-педагогического журнала» (Нижний Тагил — Москва), В. К. Пичугина, доктор педагогических наук, доцент, главный редактор журнала по истории античной педагогической культуры «Ну-роШекаЬ> (Москва); А. Н. Шевелев, доктор педагогических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Непрерывное образование» (Санкт-Петербург) и др.

Обсуждение содержания педагогических журналов было сфокусировано на идее использования историко-педагогического контекста для рассмотрения инноваций в теории и практике образования, тем более что к вопросам историко-педаго-гического контекста участники конференции уже обращались в 2016 году [3; 8; 11; 12; 20].

Г. Б. Корнетов обратил внимание на то, что проблема инноваций интересна всем, и в данном случае можно выйти на экстраполяцию любой проблемы из истории педагогики, в том числе и в какой степени античная педагогическая культура может способствовать современному инновационному педагогическому мышлению. Эта проблема — междисциплинарная, и с учетом исто-рико-педагогической направленности необходимо параллельно рассмотреть вопросы, которые активно обсуждаются в исторической науке: изменение темпоральных режимов культуры в жизни общества. Понимание того, что есть инновация, как возникает, какое значение имеет, какие у нее перспективы — во многом связано с этой проблематикой. Сквозь призму инновационности можно рассмотреть многое, что важно и для понимания педагогики как науки, и для понимания образования как мощнейшего социального института и его антропологических аспектов, и для понимания самой истории. Инновация педагогическая и инновация в образовании — разные понятия. Инновации отождествляют с прогрессом, однако возникают вопросы: есть ли прогресс в педагогике? Существуют ли критерии прогресса? В какой степени прогресс зависит от социокультурной си-

64

Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2019

туации, так как в одной ситуации мы можем считать нечто прогрессом, в другой — тот же процесс регрессом? Релятивизм задается многообразием социокультурной жизни.

М. А. Лукацкий показал, что слово «инновация» употребляется в самых разных контекстах, используется в самых различных дискурсах — говорят об инновационной экономике, инновационном управлении, инновационном мире и т. д. Что в смысловом отношении несет это понятие — разобраться очень сложно. В словарях обычно указывается: инновация — внедренное новшество, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Режим инновационного развития — фактор нашей жизни. Если перевести на современный язык, инновация — это не что иное, как современная форма объективизации нового. Историки часто определяют данное понятие путем сопоставления понятий «традиция» и «инновация», обращая внимание на то, что традиция скрепляет всю культуру, делает ее целостной, позволяя сохранять преемственность между поколениями. Педагоги об инновациях говорят с оптимизмом, инновационных моделей в образовании достаточно много, однако качество образования существенно не повышается. Должна ли педагогическая наука каким-то образом реагировать на то, как большая наука относится к инновационному развитию? Например, сегодня некоторые ученые трактуют понятие «инновация» в Аристотелевском ключе — как формообразующее начало социокультурного развития, которое вытесняет традицию. Все понимают, что если мы говорим о развитии мира в прогрессивистском ключе, тогда использование термина «инновация» становится целесообразным.

По мнению А. Н. Шевелева, обращение к теме инноваций в теории и практике образования, тем более к историко-педагогическому контексту их толкования и развития, чрезвычайно актуально и, безусловно, будет иметь непосредственный прак-тико-ориентированный результат.

Следует отметить, что, во-первых, возможность рассмотрения всемирного историко-пе-дагогического процесса как последовательной череды инноваций в теории и практике образования привлекла пристальное внимание участников дискуссии. Во-вторых, возник вопрос о сущности прогресса в развитии педагогической реальности в истории человеческого общества. В-третьих, обсуждалась правомерность использования термина «ретроинновация», смысл которого вызывает сомнение у многих исследователей, считающих его оксюмороном и противопоставляющих ему такие термины, как, например, ретровведение и

традиционная инновация. В-четвертых, была обозначена актуальность системного рассмотрения современного отношения педагогической общественности к самым различным инновационным процессам в образовании.

В результате обсуждения было принято решение сосредоточить особое внимание на публикации в педагогических журналах результатов исследований по вопросам историко-педагогической интерпретации проблем инноваций в теории и практике образования. Было предложено в рамках запланированного в Академии социального управления на 18 апреля 2019 года VII Национального форума российских историков педагогики провести круглый стол на тему «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст» и представить материалы круглого стола и другие материалы форума на страницах журналов.

В ходе круглого стола планируется обсудить следующие вопросы:

1. Инновация как термин, понятие и метафора в современном научно-педагогическом знании; познание педагогического прошлого, настоящего и будущего в контексте инноваций и традиций.

2. Особенности историко-педагогической интерпретация инноваций в образовании; осмысление педагогических инноваций в контексте идей различных темпоральных режимов культуры и исторического прогресса.

3. Концептуальные основания, познавательное значение и эвристический смысл изучения инноваций в теории и практике образования в историко-педагогическом контексте.

4. Опыт и перспективы изучения инноваций в теории и практике образования в историко-педа-гогическом контексте.

5. Актуальные проблемы современных истори-ко-педагогических исследований в контексте возможностей инновационных интерпретаций эволюции теории и практики образования. Участники конференции предложили посвятить запланированную на 14 ноября 2019 года XV Международную научную конференцию исто-рико-педагогическому осмыслению традиций и инноваций в образовании, назвать ее «Истори-ко-педагогическое знание на пороге III тысячелетия: инновации и традиции в истории педагогической практики и педагогической мысли» и подробно обсудить программу предполагаемой конференции 19 апреля 2019 года на VII Национальном форуме российских историков педагогики, работа которого будет сфокусирована на проблемах осмысления педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. XIII Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: обсуждение проблемы педагогических институций / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 4 (14). — С. 55-59.

2. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-62.

3. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.

4. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.

5. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59-62.

6. Астафьева, Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.

7. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36-39.

8. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2016. — 256 с.

9. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 256 с.

10. История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Кор-нетова. — М.: АСОУ, 2018. — 328 с.

11. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2016. — 172 с.

12. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — Режим доступа: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016. pdf

13. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.

14. Корнетов, Г. Б. Историко-теоретическое исследование педагогической реальности: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 240 с.

15. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 1. — С. 37-63.

16. Корнетов, Г. Б. Понимание педагогики как истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2013. — № 4 (28). — С. 123-134.

17. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-106.

18. Корнетов, Г. Б. Размышления об истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2018. — № 1 (41). — С. 11-34.

19. Криони, Н. К. Инноватика и инновационные образовательные технологии: учебное пособие / Н. К. Криони, С. Г. Селиванов, Ф. В. Шаритов. — М.: Редакционно-из-дательский дом Российского нового университета, 2018. — 296 с.

20. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

21. Педагогическое наследие человечества: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 216 с.

22. Стенограмма XIV международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогики в истории образования» (Москва, Академия социального управления, 15 ноября 2018 г.) // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 4.

References

1. Astafyeva, E. N. XIII international scientific conference «Historical-pedagogical knowledge at the beginning of III millennium»: the issue of pedagogical institutions / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2017. — № 4 (14). — P. 55-59.

2. Astafyeva, E. N. Ascending to the history of pedagogy / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2015. — № 4. — P. 57-62.

3. Astafyeva, E. N. Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya

[Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2016. — № 4. — P. 56-58.

4. Astafyeva, E. N. History of pedagogy at the Academy of social management: analysis of recent scientific events / E. N. Astafyeva // History of education journal. — 2017. — № 4. — P. 161-180.

5. Astafyeva, E. N. Cognitive and educational potential of the history of pedagogics / E. N. Astafyeva //Academia. Pedagoghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2016. — № 2. — P. 59-62.

6. Astafyeva, E. N. Pedagogics history comprehension: on the outcomes of the third national forum of Russian pedagogics historians / E. N. Astafyeva // Academia. Peda-

66

HHH0Bap0HHbie npoeKTbi h nporpaMMM B o0pa3QBaHHH № 1, 2019

goghicheskiy zhurnal Podmoskovya [Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2015. — № 2. — P. 59-62.

7. Astafyeva, E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagoghi-cheskiy zhurnal Podmoskovya [ Journal of pedagogy of Moscow oblast]. — 2018. — № 4. — P. 36-39.

8. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III tysyache-letiya: istoriko-pedagoghicheskiy kontekst teorii i prakti-ki sovremennogo obrazovaniya: materialy dvenadtsatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 17 noy-abrya 2016 g. [Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium: pedagogical history context of modern education: proceedings of the twelfth international scientific conference. Moscow, November 17, 2016] / ed.-comp. G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2016. — 256 p.

9. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III ty-syacheletiya: peredayu-shchaya, porozhdayushchaya i preobrazuyushchaya pedagogika v istorii obrazovaniya: materialy chetirnadtsatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 15 noyabrya 2018 g. [Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium: transmitting, generating and transformative pedagogy: proceedings of the fourteenth international scientific conference. Moscow, November 15, 2018] / ed.-comp. G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2018. — 256 p.

10. Istoriya pedagogicheskoy mysli i praktiki obrazovaniya v Rossii i mire: monografiya [History of the pedagogical thought and practice in Russia and worldwide] / pod red. G. B. Kornetova [ed. G. B. Kornetov]. — Moscow: ASOU, 2018. — 328 p.

11. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii i praktiki obrazovaniya: monografiya [Pedagogical history context of education theory and practice: monograph] / G. B. Kornetov. — Moscow: ASOU, 2016. — 172 p.

12. Kornetov, G. B. Istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya [Pedagogical history context of modern education theory and practice] / G. B. Kornetov // Konferentsuim ASOU: sbornik nauch-nikh trudov i materialov prakticheskikh konferentsiy [collection of research papers and proceedings of practical conferences]. — 2016. — № 4. — P. 1185-1204. — URL: http:// new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf

13. Kornetov, G. B. History of education between theory and practice / G. B. Kornetov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagoghika [Education in Russia and abroad]. — 2011. — № 1. — P. 68-83.

14. Kornetov, G. B. Istoriko-teoreticheskoe issledovaniye ped-agoghicheskoy realnosti: monografiya [Theory and history research of pedagogy today: monograph / G. B. Korne-tov. — Moscow: ASOU, 2018. — 240 p.

15. Kornetov, G. B. The knowledge of the past pedagogical reality / G. B. Kornetov // History of Education Journal. — 2018. — № 1. — P. 37-63.

16. Kornetov, G. B. Pedagogy viewed through the prism of history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2013. — № 4 (28). — P. 123-134.

17. Kornetov, G. B. The prognostic function of the history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2011. — № 1 (17). — C. 90-106.

18. Kornetov, G. B. Reflections on the history of pedagogy / G. B. Kornetov // Gumanitarniye nauki [Humanities] (Yalta). — 2018. — № 1 (41). — P. 11-34.

19. Krioni, N. K. Innovatika i innovatsionniye obrazovatelniye tekhnologhii: uchebnoye posobiye [Innovatics and innovative educational technologies: study guide] / N. K. Krioni, S. G. Selivanov, F. V. Sharitov. — Moscow: Redaktsionno-izdatelskiy dom Rossiyskogo novogo universiteta [Publishing house of Russian new university], 2018. — 296 p.

20. Krugliy stol «Istoriko-pedagoghicheskiy kontekst teorii i praktiki obrazovaniya» [Round table discussions «Ped-agogical history context of education theory and prac-tice»] // Pedagoghika [Pedagogy]. — 2017. — № 3. — P. 84-118.

21. Pedagoghicheskoye naslediye chelovechestva: uchebnoye posobiye [Pedagogical heritage of the humanity: study guide] / pod red. G. B. Kornetova [ed. G.B. Kornetov]. — Moscow: ASOU. — 2018. — 216 p.

22. Shorthand record of the XIV national scientific conference «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the 3rd millennium: transmitting, generating and transformative pedagogy in the history of education» (Moscow, Academy of public administration, November 15, 2018] // History of education journal. — 2018. — № 4. — P. 17-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.