Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ XXI ВЕКА'

ПОНИМАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / EDUCATIONAL TRADITION / EDUCATIONAL INNOVATION / BALANCE OF TRADITION AND INNOVATIONS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

Представлен анализ публикаций, в которых, с одной стороны, прослеживается противопоставление педагогических традиций и педагогических инноваций, а с другой - их естественная диалектическая взаимосвязь. Традиции, по мнению современных авторов, несут в себе то, что уже было в теории и практике образования ранее, по сути, оказываясь механизмом передачи опыта от поколения к поколению, то есть тем механизмом, который обеспечивает педагогическую преемственность. Инновации, наоборот, обеспечивают обновление того, что уже было, что уже есть в педагогической действительности. Они являют собой процесс внедрения новшеств в теорию и практику образования. При этом, однако, традиция всегда несет в себе некую изменчивость, возможность изменения, а инновация всегда опирается на уже имеющийся, накопленный опыт, как бы продолжая его, в том числе и в форме его отрицания, преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE BALANCE OF TRADITION AND INNOVATION IN RUSSIAN SCIENCE OF THE XXI CENTURY

The article presents the analysis of publications which demonstrate on the one hand the contradiction between educational traditions and educational innovations and on the other hand - their natural dialectic interrelation. Modern authors believe that traditions, delivering what has already been in existence in education theory and practice, turn out to be a mechanism of experience transfer from generation to generation, i.e. the mechanism that provides pedagogical continuity. Innovations, on the contrary, provide the renewal of what exists in pedagogy at a given time. They present the process of introducing novelties into education theory and practice. However, tradition always implies certain variability and innovation is always based on experience. It may go on with it even through denying and getting over.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ XXI ВЕКА»

Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования

УДК 378

Е. Н. Астафьева

Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании

в отечественной науке XXI века

Аннотация

Представлен анализ публикаций, в которых, с одной стороны, прослеживается противопоставление педагогических традиций и педагогических инноваций, а с другой — их естественная диалектическая взаимосвязь. Традиции, по мнению современных авторов, несут в себе то, что уже было в теории и практике образования ранее, по сути, оказываясь механизмом передачи опыта от поколения к поколению, то есть тем механизмом, который обеспечивает педагогическую преемственность. Инновации, наоборот, обеспечивают обновление того, что уже было, что уже есть в педагогической действительности. Они являют собой процесс внедрения новшеств в теорию и практику образования. При этом, однако, традиция всегда несет в себе некую изменчивость, возможность изменения, а инновация всегда опирается на уже имеющийся, накопленный опыт, как бы продолжая его, в том числе и в форме его отрицания, преодоления.

I Ключевые слова: педагогическая традиция, педагогическая инновация, соотношение традиций и инноваций в образовании.

E. N. Astafieva

Understanding the balance of tradition and innovation in Russian

science of the XXI century

Abstract

The article presents the analysis of publications which demonstrate on the one hand the contradiction between educational traditions and educational innovations and on the other hand — their natural dialectic interrelation. Modern authors believe that traditions, delivering what has already been in existence in education theory and practice, turn out to be a mechanism of experience transfer from generation to generation, i.e. the mechanism that provides pedagogical continuity. Innovations, on the contrary, provide the renewal of what exists in pedagogy at a given time. They present the process of introducing novelties into education theory and practice. However, tradition always implies certain variability and innovation is always based on experience. It may go on with it even through denying and getting over.

Keywords: educational tradition; educational innovation; balance of tradition and innovations in education.

Важнейшая задача профессиональной подготовки педагогов — формирование у них не только адекватного понимания характера и особенностей традиций и инноваций в теории и практике образования, но и правильного восприятия соотношения этих сложных феноменов педагогической реальности.

Традиции и новации являются атрибутами существования человеческого общества, созданной людьми культуры, сферы педагогической деятельности во все исторические периоды, хотя в различные эпохи их место, роль и соотношение в теории и практике образования зримо различаются [4; 12; 13; 20; 21; 22; 26; 31; 32; 37]. В последнее время этой проблеме уделяется значительное внимание в исследованиях, посвященных историко-педагоги-ческому контексту инноваций в образовании [2; 3; 5; 6; 7; 9; 10; 16; 17; 18; 19; 23; 24; 25]. Рассмотрим, как проблема соотношения педагогических традиций и инноваций трактовалась отечественными исследователями в 2000—2010-е годы в контексте интенсивных модернизационных процессов, охвативших российское образование в этот период времени, а также с учетом нарастающего стремления осмыслить самобытность характера и особенности педагогической культуры России, постичь ее базовые ценности и смыслы, соотнести их с днем сегодняшним.

Выступая 20 мая 2004 года на пленарном заедании IV Международных Лихачевских чтений, которые проходили в Санкт-Петербурге, академик РАО И. С. Кон обратил внимание на резкое обострение проблемы понимания традиций и инноваций в условиях всё более ускоряющегося развития человечества в начале III тысячелетия. «XXI век, — сказал он, — время колоссального социального и культурного обновления. На наших глазах меняется буквально все — техника, быт, искусство, наука. В России, развитие которой искусственно задерживалось советской властью, изменения особенно заметны. Эти инновации многомерны, многогранны и часто болезненны. Напуганные ими люди хотели бы остановить ход истории и даже вернуться назад. Нам то и дело в разных формах навязывают мысль, что хорошо и правильно только старое, традиционное (оно же — национальное), а все то, что этому не соответствует, будь то религия, художественный стиль или мода, опасно, чужеродно и нежелательно. Но традиции, как и инновации, бывают разными. Фетишизация исторического прошлого неизбежно оборачивается непониманием настоящего и будущего. <...> Межпоколенная трансмиссия культуры неотделима от ее переосмысления и обновления» [14].

Обозначенная И. С. Коном проблема особенно значима в контексте издавна существующей тенденции противопоставления традиций и инноваций, ориентированной на то, чтобы рассматривать традиции как прошлое в настоящем, а инновации трактовать как настоящее, устремленное в будущее. Так, применительно к педагогической проблематике, Б. М. Магомедова утверждает, что традиции и инновации - два полюса современного образования, что «термин "инновация" (нововведение) можно трактовать как антоним прилагательного "традиционный"» [28].

По мнению А. Б. Кошкиной, «понятия "традиция" и "новация" привлекательны для современной гуманитарной науки и не случайно они фигурируют в титулах конференций, научных трудов, исследовательских программ. При этом под традицией также нередко подразумевается нечто устоявшееся и даже "отсталое", а под новацией — новое и "передовое". В действительности <...> традиции органично уживаются с <...> новациями и даже выступают их опорой. Традиции могут выступать не тормозом, а основой, фильтром, трамплином новаций. Более того, без них новации, особенно внешние, способны подавить или подчинить культуру. Ценностные и технологические качества традиций, переходя в инновации, сохраняют важную для культуры преемственность. <...> Традиции -это ось инноваций. В любом случае все будет крутиться около них. Именно желание в инновациях сохранять традиционную основу позволит сохранить самобытность современных культурных преобразований» [15].

В настоящее время всё больше и больше значения придается осмыслению традиций и инноваций в их диалектическом единстве с точки зрения принципа дополнительности [11; 33; 34]. По мнению М. А. Зайко (Сухановой), «традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации» [8, с. 446].

Такое понимание соотношения культурных традиций и инноваций в полной мере применимо и к проблеме соотношения педагогических традиций и педагогических инноваций в теории и практике образования. «С каждым наступающим десятилетием XXI века проблема соотношения традиций и инноваций в образовании становится все более актуальной», — пишет М. И. Алексеева [1]. Согласно ее точке зрения, «традиции представляют собой выработанные историей педагоги-

ческой науки и практики фундаментальные идеи, ценности, принципы, представления, верования, подходы, методики, методы и средства образовательной деятельности педагогов и обучающихся, которые приобрели статус педагогического наследия. Инновации — это нововведения, призванные обеспечить обновление системы, качественный рост результатов процесса образования. Традиции задают направления общего развития и являются критерием отбора инноваций с точки зрения их новизны, результативности, возможности массового творческого использования. Пройдя проверку временем, инновации могут превращаться в традиции. <...> Поскольку традиционное и инновационное в современном образовании тесно взаимосвязаны, необходимо сохранять и культивировать лучшие традиции российского образования (до недавнего времени признаваемого мировым сообществом одним из лучших), использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обогащать образовательный процесс инновациями в соответствии с целями и задачами образования и требованиями нынешнего века» [Там же].

М. И. Алексеева делает вывод, согласно которому «в современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат образовательного процесса — целостную, теоретически грамотную и нравственно зрелую личность. Сохранению этих ориентиров способствует такая организация <...> образовательного процесса, в которой есть место и традициям, и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI века — найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе "глобальной информатизации" не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к принятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими» [Там же].

Академик РАО В. В. Краевский в статье, впервые опубликованной в 2000 году в № 1 журнала «Магистр», обращается к проблеме соотношения инноваций и традиций в теории и практике образования и пишет, что «необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики вроде бы ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. На самом деле

в каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно» [27].

В. В. Краевский утверждал, что «смещение акцентов в сторону новой или уже сложившейся, доказавшей свою эффективность, педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного. Можно сформулировать эту мысль иначе: крайности до добра не доводят. Инновации и традиции — это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Однако, если поляризация мнений, взглядов и концепций "зашкаливает", становится запредельной, приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Известно, что крайности сходятся. Оба полюса педагогического экстремизма, в конце концов, совмещаются, и внятных результатов уже нельзя получить. Особенно это относится к науке. Одной из характеристик научного знания является его кумулятивность, то есть опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица» [Там же].

По мнению Т. В. Ховиной, «реформа системы российского образования привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходима взаимосвязь инноваций и традиций в развитии педагогики, но на практике их сбалансированность нарушается или в одну, или в другую сторону. Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования». Т. В. Ховина обращает внимание на то, что «у любого народа традиции в педагогике всегда были основой для построения национальной образовательной системы, потому что только они — традиции - вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный процесс же направлен на изменение компонентов деятельности человека. Но и здесь идеи берутся из богатого традициями прошлого» [36].

Согласно точке зрения Т. В. Ховиной, «по своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. В XVIII веке немецкий философ Вольф впервые указал на неразрывное единство этих уникальных социокультурных феноменов. Он доказал, что, если бы не существовало традиций, всякая инновация в науке имела своим следствием не развитие науки, а появление новой научной дисциплины. Таким образом инновация и традиция - это две стороны одного и того же явления, а именно - процесса социокультурного развития. Смысл того, что новации в отечественной педагогике, такие как заимствование западноевропейских образцов моделей учебно-образовательных процессов, неизменно сопровождались утверждением в них национальных российских традиций обучения и воспитания. <...> Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: "Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий". Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании» [36].

Отмечая, что «в нашей стране активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании», Г. О. Мациевский указывает на то, что, «с одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону» [29].

Традиции (от лат. traditio — передача), по мнению Г. О. Мациевского, «представляют из себя элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени, которые выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре. Под традицией можно понимать веками и тысячелетиями выверенный и доказавший свою жизнеспособность

согласованный образ сосуществования всего со всем, сложившийся оптимальный для данной географической, природно-климатической, культурно-исторической среды информационно-логический и чувственно-интуитивный способ адаптации, проявляемый в образе жизни или стиле жизни. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений» [Там же].

Г. О. Мациевский убежден, что «традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, так как только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны. Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментально-стью. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания» [Там же].

Говоря об инновациях, Г. О. Мациевский обращает внимание на то, что «под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. В работах Э. Д. Днепрова, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. С. Лазарева, А. М. Саранова, В. А. Сластенина и др. инновационный процесс рассматривается через инновационную деятельность человека, направленную на изменение компонентов репродуктивных видов его деятельности. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого». Г. О. Мациевский делает вывод, согласно которому «традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. <...> Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании» [Там же].

Обращаясь к вопросу о взаимодействии традиций и инноваций в педагогике, А. А. Муратов пишет, что «педагогические традиции учитывают накопленный опыт предыдущих поколений педагогов и одновременно являются основой для разработки инновационных подходов к решению

педагогических проблем в современных условиях. <...> Педагогические инновации, происходящие на основе их ценностного соответствия традициям, формируют область инновационного дополнения педагогических традиций. В педагогических традициях выражено стремление народа к сохранению накопленного опыта» [30, с. 890].

Говоря о том, что «в качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.», А. А. Муратов подчеркивает, что «сфера образования является областью сохранения культурных традиций. Одновременно она вырабатывает собственные педагогические традиции, присущие только ей как социальному институту. Их содержание детерминировано ценностными ориентирами общества и ценностями педагогической деятельности. Исследование педагогического наследия, представленного в педагогических традициях, позволяет проследить активность и динамизм возникновения, закрепления и воспроизводства духовно-ценностного потенциала педагогической деятельности. Именно педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен. <...> Регулятивная функция педагогических традиций представлена в создании и закреплении норм педагогической деятельности. Их источниками служат педагогические идеи, взгляды, подходы, закрепляющиеся в нормативных источниках, педагогической литературе, моделях педагогической деятельности и т. п. В соответствии с нормами педагогической деятельности осуществляется её организация, выработка образцов данной деятельности в отношении к конкретной педагогической цели, задаче, образовательному уровню и другим её параметрам» [Там же].

Переходя к рассмотрению инноваций, А. А. Муратов отмечает, что «под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. Появление инноваций указывает на значимость новых элементов культуры социума для организации в нём культурного воспроизводства. Одновременно инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут изменяться (трансформироваться). Следовательно, можно сказать, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Это обусловливается тем, что человеческая деятельность развивается и находится в состоянии непрерывного возобновления. Но между тем прогрессивные традиции в концентрированном виде удерживаются и сохраняются, но только в новом

контексте. Поэтому традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие и взаимодополнение. В эволюционном развитии традиций и новаций отсутствует прямой и явный приоритет одного над другим. Следовательно, данные понятия можно рассматривать как особо значимый историко-педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху современных российских социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию» [Там же].

На необходимости гармонизации традиций и инноваций акцентирует внимание И. В. Ульянова. По ее словам, «обусловленность любой системы образования историческими, политическими, экономическими, социокультурными условиями всегда, с одной стороны, предполагает периодические процессы собственного обновления, с другой стороны, опирается на взаимосвязь и взаимообусловленность различных этапов развития общества, что предполагает опору на уже имеющиеся образовательные традиции. Мировая педагогическая практика (включая отечественную) показала, что несоблюдение правила "золотой середины" в процессе модернизации образовательной системы, когда удерживается баланс между новым и старым, революционные преобразования, тотальное реформирование не только не приносят желаемых результатов, но и опасны ростом псевдонаучных новаций. Однако столь же вредны для общества и своего рода "застревания", когда технический прогресс и социокультурные изменения не находят полноценного отклика в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. В этом случае усиливаются стагнационные риски, консервативные тенденции» [35, с. 63].

Процитированные выше тексты М. И. Алексеевой, М. А. Зайко (Сухановой), И. С. Кона, А. Б. Кошкиной, В. В. Краевского, Б. М. Магомедо-вой, Г. О. Мациевского, А. А. Муратова, И. В. Ульяновой, Т. В. Ховиной были созданы авторами в 2000—2010-е годы. В этих текстах явственно прослеживается, с одной стороны, противопоставление педагогических традиций и педагогических инноваций, а с другой — их естественная диалектическая взаимосвязь. Именно признанием взаимосвязи, взаимозависимости, взаимной необходимости педагогических традиций и педагогических инноваций пронизано большинство работ, опубликованных в первые два десятилетия XXI века, в которых рассматривается соотношение этих феноменов применительно к теории и практике образования.

Литература

1. Алексеева, М. И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании [Электронный ресурс] / М. И. Алексеева // Гуманитарные научные исследования. — 2017. — № 4. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения: 26.05.2019).

2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 62-66.

3. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 3. — С. 49-51.

4. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.

5. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-191.

6. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.

7. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36-39.

8. Зайко (Суханова), М. А. Традиции и инновации в культуре / М. А. Зайко (Суханова) // Инновации и образование: сборник материалов конференции. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Выпуск 29. — C. 443-446. — (Symposium).

9. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с.

10. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 2. — 260 с.

11. Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2018 г., г. Челябинск). — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. — 388 с.

12. Историко-педагогический ежегодник. 2018 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 344 с.

13. История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / отв. ред. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 328 с.

14. Кон, И. С. Гуманитарная культура, инновации и традиции [Электронный ресурс] / И. С. Кон. — Режим доступа: http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/ HumanCultureInnovation.htm (дата обращения: 27.05.2019).

15. Кошкина, А. Б. Традиции и новации формирования культуры нового поколения [Электронный ресурс] /

А. Б. Кошкина. — Режим доступа: www.znamenskol. ru/wp-content/uploads/2013/11/Кошкина-А.Б.-Традиции-и-инновации-иформирования-культуры-нового-поколения.pdf (дата обращения: 30.05.2019).

16. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80-90-е годы ХХ века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 44-54.

17. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 31-40.

18. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.

19. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.

20. Корнетов, Г. Б. Исследование истории педагогических идей / Г. Б. Корнетов // Историко-педагоги-ческое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы: материалы международной научно-практической конференции. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. — С. 76-87.

21. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический процесс в зеркале истории педагогики, педагогической истории и исторической педагогики / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4 (18). — С. 23-35.

22. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика: учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: АСОУ, 2019. — 364 с.

23. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 72-100.

24. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 58-86.

25. Корнетов, Г. Б. Развитие школьного образования в России в фокусе Октябрьской революции 2017 года: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2019. — 172 с.

26. Корнетов, Г. Б. Феномен школы: взгляд сквозь столетия / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 6. — С. 6-21.

27. Краевский, В. В. Инновации и традиции — два полюса мира образования [Электронный ресурс] / К. В. Краевский. — Режим доступа: http://masters. donntu.org/talented/library/article/kraevskiy.htm (дата обращения: 27.05.2019).

28. Магомедова, Б. М. Традиции и инновации — два полюса современного образования [Электронный ресурс] / Б. М. Магомедова. — Режим доступа: https:// infourok.ru/statya-na-temu-tradicii-i-innovacii-dva-polyusa-razvitiya-sovremennogo-obrazovamya-630031. html (дата обращения: 27.05.2019).

29. Мациевский, Г. О. Инновации и традиции в образовании [Электронный ресурс] / Г. О. Мациевский // Успехи современного естествознания. 2010. — № 9. — С. 160-162. — Режим доступа: http://www. natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8858 (дата обращения: 23.05.2019).

30. Муратов, А. А. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике / А. А. Муратов // Инициативы XXI века. — 2012. — № 1. — С. 63-66.

31. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — Т. 1. — 253 с.

32. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — Т. 2. — 264 с.

33. Традиции и инновации в истории и культуре: программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и куль-

туре / отв. ред. А. П. Деревянко, В. А. Тишков. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2015. — 620 с.

34. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 19 апреля 2017 г.) / под ред. Л. А. Рапацкой. — М.: МПГУ, 2017. — 387 с.

35. Ульянова, И. В. Инновации и традиции в современной российской системе образования / И. В. Ульянова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXVIII Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: СибАК, 2013. — С. 63-72.

36. Ховина, Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Т. В. Ховина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 13-16. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5709/ (дата обращения: 23.05.2019).

37. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 260 с.

References

1. Alekseeva M. I. Tradition and innovation in modern higher education. Humanities scientific researches, 2017, n. 4. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (accessed 26 May, 2019) (in Russian).

2. Astafyeva E. N. Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative programs and projects in education. 2019, n. 1, pp. 62-66 (in Russian).

3. Astafieva E. N. Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative programs and projects in education. 2019, n. 3, pp. 49-51 (in Russian).

4. Astafyeva E. N. Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2016, n. 4(10), pp. 56-58 (in Russian).

5. Astafieva E. N. Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? History of education journal, 2019, n. 1, pp. 178-191 (in Russian).

6. Astafieva E. N. Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variations. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2(62), pp. 4149 (in Russian).

7. Astafyeva E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Pod-moskovye], 2018, n. 4, pp. 36-39 (in Russian).

8. Zayko (Sukhanova) M. A. Traditsii i innovatsii v kulture [Tradition and innovation in culture]. Innovatsii i obra-zovanie: sbornik materialov konferentsii [Innovation and education: conference proc.]. Saint Petersburg,

Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ., 2003. Is. 29, pp. 443-446.

9. Innovatsii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 1, ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2019, 208 p.

10. Innovatsii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-ped-agogicheskiy kontekst : monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 2, ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 260 p.

11. Innovatsii i traditsii v sovremennom obrazovanii, psik-hologii i pedagogike: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (25yanvarya 2018g., g. Chelyabinsk) [Innovation and tradition in modern education, psychology and pedagogy: proceedings of intern. sc. conf. (25 January, 2018, Chelyabinsk). Ufa, OMEGA SAYNS Publ., 2018, 388 p.

12. Istoriko-pedagogicheskiy ezhegodnik. 2018 god [Pedagogy history annuary 2018] . Ed.-in-ch. G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, 344 p.

13. Istoriya pedagogicheskoy mysli i praktiki obrazovaniya v Rossii i mire: monografiya [History of pedagogical thought and practice in Russia and around the world: monograph]. Ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, 328 p.

14. Kon I. S. Gumanitarnaya kultura, innovatsii i tradit-sii [Humanitarian culture, innovation and tradition]. URL: http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/ HumanCultureInnovation.htm (accessed 27.05.2019).

15. Koshkina A. B. Traditsii i novatsii formirovaniya kul-tury novogo pokoleniya [Tradition and innovations in forming the culture of the new generation]. URL: www.znamenskol.ru/wp-content/uploads/2013/11/ Кошкина-А.Б.-Традиции-и-инновации-иформирования-культуры-нового-поколения.pdf (accessed 30 May, 2019).

16. Kornetov G. B. Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition of 80-90s of the XX century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 1, pp. 44-55 (in Russian).

17. Kornetov G. B. Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2, pp. 31-40 (in Russian).

18. Kornetov G. B. Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 3, pp. 36-48 (in Russian).

19. Kornetov G. B. Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and Pedagogical Search, 2019, n. 1 (49), pp. 15-40 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Kornetov G. B. Issledovanie istorii pedagogicheskikh idey [Research into the history of pedagogical ideas]. Is-toriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste sovremennykh problem obrazovaniya i vysshey shkoly: materialy mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Pedagogy history in the context of modern higher education problems: proc. of int. sc. conf.]. Vladimir, VlGU Publ., 2019, pp. 76-87.

21. Kornetov G. B. Historical pedagogical process in the mirror of pedagogy history, pedagogical history and historical pedagogy. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Pod-moskovye], 2018, n. 4(18), pp. 23-35 (in Russian).

22. Kornetov G. B. Obshchaya pedagogika [General pedagogy]. Moscow, ASOU Publ., 2019, 364 p.

23. Kornetov G. B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s - the second third of the 1990s.). Article 1. History of education journal, 2019, n. 1, pp. 72-100 (in Russian).

24. Kornetov G.B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s — the second third of the 1990s.). Article 2. History of education journal, 2019, n. 2, pp. 58-86 (in Russian).

25. Kornetov G. B. Razvitie shkolnogo obrazovaniya v Rossii vfokuse Oktyabrskoy revolyutsii 1917goda: monografiya [The development of school education in Russia in the light of the October revolution of 1917: monograph]. Moscow, ASOU Publ., 2019. 172 p.

26. Kornetov G. B. The phenomenon of school: glance through the centennium. Innovative programs and projects in education. 2018, n. 6, pp. 6-18 (in Russian).

27. Kraevsky V. V. Innovatsii i traditsii — dva polyusa mira obrazovaniya [Innovations and traditions — the two poles of education]. URL: http://masters.donntu.org/ talented/library/article/kraevskiy.htm (accessed 27 May, 2019).

28. Magomedova B. M. Innovatsii i traditsii — dva polyusa mira obrazovaniya [Innovations and traditions — the two poles of education]. URL: https://infourok. ru/statya-na-temu-tradicii-i-innovacii-dva-polyusa-

razvitiya-sovremennogo-obrazovaniya-630031.html (accessed 27 May, 2019).

29. Matsievskiy G. O. Innovatsii i traditsii v obrazovanii [Innovations and traditions in education]. Uspekhi sovre-mennogo estestvoznaniya [Achievements of modern natural sciences], 2010, n. 9, pp. 160-162. URL: http:// www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8858 (accessed 23 May, 2019).

30. Muratov A. A. On the interaction between traditions and innovations in pedagogy. Initsiativi XXI veka [Initiatives of the XXI century], 2012, n. 1, pp. 63-66 (In Russian).

31. Poznanie pedagogicheskogo proshlogo: kontseptualnie podkhody, me-tody izucheniya, issledovatelskaya prob-lematika: monografiya: v 2 t. [Comprehending the past of education: conceptual approaches; research problems spectrum: monograph in 2 vol.]. Ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, Vol. 1, 253 p.

32. Poznanie pedagogicheskogo proshlogo: kontseptualnye podkhody, me-tody izucheniya, issledovatelskaya prob-lematika: monografiya: v 2 t. [Comprehending the past of education: conceptual approaches; research problems spectrum: monograph in 2 vol.]. Ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, Vol. 2, 264 p.

33. Traditsii i innovatsii v istorii i kulture:programmafunda-mentalnykh issledovaniy Prezidiuma RAN « Traditsii i innovatsii v istorii i kulture [Traditions and innovations in history and culture: program of fundamental research of the Presidium of RAS «Traditions and innovations in history and culture»]. Exec. ed. A. P. Derevyanko, V. A. Tishkov. Moscow, Institut etnologii i antropologii RAN Publ. [Institute of ethnology and anthropology of RAS], 2015, 620 p.

34. Traditsii i innovatsii v sovremennom kulturno-obrazo-vatelnom prostranstve: materialy VIII Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii (Moskva, 19 aprelya 2017 g. [Traditions and innovations in modern cultural and educational space: proc. of the VIII inter. sc. conf.]. Ed. by L. A. Rapatskoy. Moscow, MPGU Publ., 2017, 387 p.

35. Ulyanova I. V. Innovatsii i traditsii v sovremennoy rossi-yskoy sisteme obrazovaniya [Innovations and traditions in modern Russian education system]. Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sbornik statey po materialam XXVIII Mezhduna-rodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: proc. of the XXVIII intern. sc. conf.]. Novosibirsk, SibAK Publ.,

2013, pp. 63-72.

36. Khovina, T. V. Traditsii i innovatsii v obrazovatelnom protsesse [Traditions and innovations in the educational process]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Chelyabinsk, iyun 2014 gJ[Pedagogy: traditions and innovations: proc. of the V intern. sc. conf. (Chelyabinsk, June, 2014)]. Chelyabinsk, Dva komsomoltsa Publ.,

2014, pp.13-16. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/104/5709/ (accessed 23 May, 2019).

37. Evolyutsiya praktiki obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki v proshlom i nastoyashchem: monografiya [Evolution of education practice and pedagogy in the past and nowadays]. Ed by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.