Научная статья на тему 'РЕТРОИННОВАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВАРИАНТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ'

РЕТРОИННОВАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВАРИАНТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / РЕТРОИННОВАЦИЯ / РЕТРОВВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ / PEDAGOGICAL INNOVATION / RETROINNOVATION / RETRO-INTRODUCTION / TRADITIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

Автор рассматривает термин «ретроинновация» и констатирует, что он не является общепринятым для обозначения определенных явлений теории и практики образования. А некоторые исследователи даже относятся к нему резко отрицательно, как к очевидному оксиморону. В качестве альтернативы к нему использовались такие термины, как ретровведения, традиционная инновация и просто педагогическая инновация. Тем же, кто использует термин «ретроинновация», не всегда удается адекватно сформулировать и показать его значение и смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retro-innovations in education theory and practice: interpretation vari

The author considers the term «retro-innovations» and states that it is not the mainstream term for denoting the phenomena of education theory and practice. A number of researchers are highly critical about it, considering it to be an obvious oxymoron and offering such terms as retro-introductions, traditional innovation and simply pedagogical innovations instead. Those, who do use the term, are not always able to define it properly, without failing to reveal the meaning.

Текст научной работы на тему «РЕТРОИННОВАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВАРИАНТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ»

История И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

Е. Н. Астафьева

теории и практике образования: варианты интерпретаций

Аннотация

Автор рассматривает термин «ретроинновация» и констатирует, что он не является общепринятым для обозначения определенных явлений теории и практики образования. А некоторые исследователи даже относятся к нему резко отрицательно, как к очевидному оксиморону. В качестве альтернативы к нему использовались такие термины, как ретровведения, традиционная инновация и просто педагогическая инновация. Тем же, кто использует термин «ретроинновация», не всегда удается адекватно сформулировать и показать его значение и смысл.

Ретроинновации в

| Ключевые слова: педагогическая инновация, ретроинновация, ретровведение, традиционная инновация.

Е. N. Astafieva

Retro-innovations in education theory and practice:

interpretation variants

Abstract

The author considers the term «retro-innovations» and states that it is not the mainstream term for denoting the phenomena of education theory and practice. A number of researchers are highly critical about it, considering it to be an obvious oxymoron and offering such terms as retro-introductions, traditional innovation and simply pedagogical innovations instead. Those, who do use the term, are not always able to define it properly, without failing to reveal the meaning.

| Keywords: pedagogical innovation; retro-innovation; retro-introduction; traditional innovation.

В современной педагогической науке высказывается точка зрения, что «на сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. <...> Совершаются также попытки классифицировать нововведения и разделить их на несколько видов. Один из новейших вариантов классификации инноваций в области образования выглядит так:

1. Аналоговая. Эта инновация строится на том, что берется известный в педагогике подход, к которому пристраивают частное нововведение. <...>

2. Комбинированная. Представляет собой процесс, в котором несколько известных образовательных блоков объединяются, и получается совершенно новый подход. 3. Ретроинновация. Заключается во внедрении в современную педагогическую практику нескольких исторически забытых подходов. <...> 4. Сущностная. Характеризуется неприменимой ранее инновацией в современном образовании» [5]. Таким образом, высказывается мнение, что «инновационная идея может быть как объективно новой, так и ретроинновацией. Ретроинновация — это идея, которая уже существует, описана, технологически инструментирована» [17].

Согласно позиции некоторых авторов, например экономиста Е. Б. Поляковой, ретроинновации выступают как новое направление исследования теории и истории образования в условиях его трансформационных преобразований [16].

Особое значение ретроинновациям придает М. В. Богуславский. Он, в частности, пишет: «В современной образовательной практике реализуются различные виды инноваций. Наряду с проективными инновациями в настоящее время все более проявляются так называемые ретроинновации. При этом подчеркнем, что само понятие "ретро-инновация" не несет в себе негативного оттенка, а только научно фиксирует такой тип инноваций, при котором в современное образование после определенного исторического перерыва возвращаются уже ранее присутствовавшие в нем феномены» [4, с. 10].

К. Е. Сумнительный дает следующее определение рассматриваемому явлению: «Ретроинновация — перенесение в современную практику модифицированного варианта уже существующего в прошлом феномена (гимназия, лицей, профильное обучение и т. п.)» [25, с. 91].

С. В. Куликова и А. В. Селезнев, развивая идеи М. В. Богуславского и К. Е. Сумнительного, пишут о ретроииновациях как об «актуализации позитивного педагогического опыта в новых социокультурных условиях. <...> О ретроинновациях следует говорить, — продолжают они, — когда в

современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен» [12, с. 180]. По мнению С. В. Куликовой и А. В. Селезнева, «поскольку историческое прошлое возвращается всем пакетом, то, анализируя возвращающиеся исторические феномены, соотнося их с той эпохой, из которой они возвращаются, можно предвидеть и заранее осмыслить и представить последовательное включение в современный образовательный контекст новых ретрофеноменов. Известная повторяемость предшествующих явлений на качественно новом витке развития позволяет прогнозировать будущие инновации, а точнее, ретроинновации» [Там же, с. 181].

Следует отметить, что термин ретроинновация используется не только в педагогике, но и в других отраслях научного знания, хотя и интерпретируется он по-разному. Так, экономист Е. Е. Румянцева отмечает, что «ретроинновации — инновации, воспроизводящие на новом уровне ранее производящиеся изделия, способы и средства их производства» [24, с. 27].

Архитектор и искусствовед А. Г. Раппапорт высказывает «предположение, что к числу нововведений можно относить и то, что существовало ранее, но было вытеснено новыми устройствами, институтами и формами организации. Поговорка — "новое — это хорошо забытое старое" была бы правильной, если бы она в действительности означала восстановление старого, но в большинстве случаев это не так, и новое предлагает ранее не испытанные формы и средства. Все это позволяет предположить, что в стратегии обновления может появиться новая "сфера поновления" или восстановления ранее практиковавшихся форм жизни. <...> В таком случае само понятие ретро-инновации следует уточнить. Оно описывает относительную инновацию, то есть обновление, отнесенное к конкретным моментам прошлого или будущего» [22].

Однако не так все просто и однозначно обстоит с термином ретроинновация, как считают упомянутые выше авторы. Так, философ А. А. Исаев, резко критикующий правомочность использования этого слова в научных текстах, в частности, касающихся проблем развития образования, пишет: «Понимали ли авторы, ратующие за возвращение Российской академии образования "статуса научного учреждения" с целью продвижения "стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе", что русский язык не случайно оказался, по сути, могильщиком

национальной профессиональной философии и, одновременно, прародителем, не побоимся этого затертого ныне слова, великой литературы? Ведь достаточно прислушаться к языку, чтобы понять: известная максима здравого смысла "новое — это хорошо забытое старое" есть свидетельство уважения к традиции, а "ретроинновация" — терминологическое недоразумение — такое же, как и "научное учреждение". Наука как свободный поиск ранее не бывшего знания всегда учреждает себя сама — в этом залог ее жизнеспособности» [6, с. 95].

Термин ретроинновация может восприниматься как оксюморон. В справочной литературе оксюморон «(др.-греч. ôÇù^wpov, букв. "остроумная глупость", от др.-греч. ô^uç "острый" + ^«pôç "глупый") — до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс; стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого)» [14].

В некоторых исследованиях термин ретроинновация используется вне всякой логики. Это наглядно демонстрирует статья доктора педагогических наук из Санкт-Петербурга С. М. Марчуковой «Ретроинновация как предмет историко-педаго-гического исследования» (2012) [13]. Казалось бы, согласно заявленному С. М. Марчуковой названию в ней должно содержаться, во-первых, определение того, что, по мнению автора, есть ретроинно-вация; во-вторых, описание того, в чем заключается специфика историко-педагогического изучения ретроинноваций; и, наконец, в-третьих, уточнение понимания того, что есть ретроинновация в логике историко-педагогического исследования.

Между тем С. М. Марчукова начинает свою статью следующими словами: «В современных педагогических исследованиях, посвященных инновационной деятельности, все чаще встречается термин "ретроинновации". Речь идет, — продолжает она, — об обращении к педагогическому наследию с целью его осмысления на новых гносеологическом и онтологическом уровнях, о выявлении условий становления и развития фундаментальных педагогических идей, а также — историко-пе-дагогических предпосылок современных методологических и методических разработок» [Там же]. То есть, по сути, оказывается, что для С. М. Мар-чуковой ретроинновация — это есть обращение к педагогическому наследию с целью 1) его осмысления на новых уровнях — гносеологическом и онтологическом; 2) выявления условий станов-

ления и развития фундаментальных педагогических идей; 3) выявления историко-педагогических предпосылок современных методологических и методических разработок.

Однако такое обращение к педагогическому наследию отнюдь не связано с тем, что обычно называют ретроинновацией. История педагогики, изучающая развертывание историко-педагогиче-ского процесса в пространстве развития человеческого общества и культуры, на протяжении всего своего существования, вновь и вновь обращаясь к педагогическому наследию прошлого, стремится его переосмыслить, используя новые концепции и методы познания педагогического прошлого, по-новому трактуя предмет своего исследования [3; 9; 10].

История педагогики постоянно пытается выявить условия становления не только фундаментальных педагогических идей, но также и множества образовательных практик, осмысливая их в контексте современной педагогической проблематики [1; 18; 19; 27]. История педагогики постоянно претендует на то, чтобы способствовать выявлению историко-педагогических предпосылок методологических, методических, технологических разработок в современной теории и практике образования [2; 7; 8; 11]. Всё это очевидно имеет место в истории педагогики, но также очевидно, что все это не имеет никакого отношения к ретро-инновациям.

Говоря в названии своей статьи о том, что в ней ретроинновация будет рассмотрена в качестве предмета историко-педагогического исследования, С. М. Марчукова заявляет далее, в тексте статьи, о том, что «в качестве объекта исследования выбрано педагогическое наследие Я. А. Коменско-го» [13]. Но педагогическое наследие Я. А. Комен-ского при решении заявленной в заголовке проблемы может быть лишь тем конкретным материалом, который является потенциальным источником для создания того, что сегодня принято называть ретроинновациями. То есть, конечно, может быть поставлен вопрос о том, какие элементы педагогического наследия Я. А. Коменского используются или могут использоваться для введения новшеств в современное образование, обновления деятельности образовательных организаций, создания новых педагогических систем, разработки технологий и методик обучения и воспитания. Но именно об этом С. М. Марчукова в статье не говорит ни слова.

С. М. Марчукова указывает на то, что «ретро-инновационные исследования способствуют новому осмыслению историко-педагогических учений,

обращенных непосредственно к педагогическому наследию Коменского. Остановимся, — продолжает она, — на теории педагогических формаций П. Г. Щедровицкого. Её значение в области коме-ниологии определяется прежде всего следующим: раскрытие эпистемологической направленности педагогического наследия Коменского в качестве его методологического основания; выявление нелинейности развития историко-педагогической мысли в разные исторические эпохи; разведение инструментальной педагогики и методологического основания педагогического наследия Ко-менского» [Там же]. При этом оказывается совершенно непонятным, в чем заключается смысл этих ретроинновационных исследований. В том, чтобы по-новому прочитать тексты Я. А. Коменского? Но это к проблеме ретроинноваций, мягко говоря, не имеет прямого отношения. Автором заявляется общетеоретическая проблема изучения наследия великого педагога, предполагающая, в частности, его постоянную переинтерпретацию в том числе и в контексте всё новых и новых проблем теории и практики образования. Результаты, получаемые в процессе этих переинтерпретаций могут использоваться при разработке того, что некоторые авторы называют ретроинновациями. Но вот именно эта проблема, которая, казалось бы, и должна быть в центре статьи, С. М. Марчуковой даже и не заявлена.

Подводя итоги своим размышлениям, С. М. Марчукова пишет: «Ретроинновационные исследования, основой которых является новое осмысление педагогического наследия Комен-ского в социокультурных условиях современного мира, на новых онтологическом и гносеологическом уровнях, позволяют преодолеть устоявшийся хрестоматийный взгляд на его сочинения, увидеть новые аспекты: историко-педагогических исследований <...>; модернизации содержания и структуры современного образования <...>; становления представлений о внеаудиторном образовании в методологии педагогики Нового времени» [Там же]. Но причем здесь ретроииновации? По существу, С. М. Марчукова говорит о том, что авторитетный американский философ-прагматист Р. Рор-ти (1931-2007) называл рациональной реконструкцией прошлого, смысл которой заключается в стремлении исследователя не просто реконструировать, описать, объяснить и понять прошлое, а превратить его в эффективный инструмент для решения современных теоретических и практических проблем [23, с. 49-64].

Возникает вопрос: существуют ли какие-либо иные способы интерпретации использования

достижений прошлого для решения современных проблем теории и практики образования в логике инноватики помимо обращения к термину ретро-инновация? Анализ литературы показывает, что такие способы существуют. Обратимся к конкретным примерам.

В 1989 году была издана книга отечественного философа и социолога А. И. Пригожина «Нововведения: стимулы и перспективы», которая справедливо признана одной из этапных в становлении инноватики в нашей стране. В этой книге А. И. Пригожин, понимая под инновациями нововведения и рассматривая различные возможные варианты типологии инноваций (нововведений), положил в основу одной из таких типологий принцип отношения к своему предшественнику. На базе этого принципа он выделил следующие типы нововведений: замещающие (полностью вытесняющие устаревшие средства); отменяющие (исключающие какие-то средства, не заменяя их новыми); возвратные (возвращение к прежнему средству в связи с недостатками вновь введённого, от которого отказываются); открывающие (создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников) [21, с. 41-42].

Продолжая развивать рассматриваемую типологию, он писал: «По этому же принципу — отношения новшества к своему предшественнику — можно выделить еще одну интересную группу нововведений, воспроизводящих на современном уровне давно, казалось бы, исчерпавшие себя приборы и материалы. Назовем их "ретровведения". Видимо, есть какая-то цикличность в эволюции новшеств, когда неожиданно актуальными становятся уже пройденные этапы развития техники» [Там же, с. 42].

Анализируя проблему ретровведений, А. И. Пригожин пытался углубить ее понимание: «Если феномен ретровведений составляет еще одну инновационную закономерность, то в какой степени можно говорить о ее регулярности, о предсказуемости очередного витка инновационной спирали? <...> Новое видение устаревших форм обладает самостоятельной ценностью, составляет контрастное сочетание прошлого и текущего. <...> В технико-технологической сфере господствует рациональность. Однако и там сказываются особенности восприятия человеком предметного мира. В поиске новых решений представляется естественным обращение к уже накопленному "генофонду" инноваций. Неоднократный запуск в оборот одних и тех же идей экономит время и средства. Инновационный антиквариат растет в цене» [Там же, с. 45-46]. Таким образом, А. И. Пригожин

не пользовался термином ретроинновация; он использовал термин ретровведение.

Спустя шесть лет после издания книги А. И. Пригожина, в 1995 году, С. Д. Поляков уже в формате педагогической инноватики писал, используя термин ретровведение: «По отношению к предшественникам нововведения делят на замещающие, открывающие, отменяющие и самые парадоксальные — ретроновведения. <...> Ре-троновведение — старое, забытое, которое вновь оказывается актуальным (появление в последние десятилетия групповых форм работы на уроках, казалось, навсегда оставленных в 20-е гг.; современные гимназии, ориентированные на дореволюционные гимназии как образец)» [20, с. 8].

В 2011 году С. Р. Яголковский в своей монографии «Психология инноваций: подходы, модели, процессы», давая обзор существующих классификаций инноваций, в числе других приводит рассмотренную выше классификацию А. И. При-гожина, указывая на замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие инновации и на ретро-введения [28, с. 23]. Однако в последующем изложении, в обобщающей таблице «Классификация инноваций», заявляя критерий «По отношению к существующей системе», С. Р. Яголковский называет только четыре вида инноваций (замещающий, отменяющий, возвратный, открывающий), игнорируя ретровведения без какого-либо объяснения причин.

В 1997 году была издана книга «Инновационное движение в российском школьном образовании», в которой П. Г. Щедровицкий и А. А. Пинский предложили свои альтернативы тому, что сегодня многие авторы предпочитают называть ретроинновациями.

По мнению А. А. Пинского, «в конце 80-х — начале 90-х гг. для российской школы возникла ситуация — ранее абсолютно нереальная — возможности конструктивного освоения оригинальных, альтернативных зарубежных педагогических систем. <...> В Россию стали приходить идеи и люди, представляющие педагогику Монтессори и Френе, вальдорфскую педагогику и антиавторитарную педагогику. Те системы, которые на Западе существовали как уже сложившиеся педагогические традиции, выступали как нечто интересное и новое для российских педагогов, а освоение и реализация (здесь есть важное и точное отличие от внедрения) той или иной из них, вполне можно назвать традиционной инновацией. <...> Будем понимать под образовательной традиционной инновацией реализацию какой-либо особой педагогической традиции в новых для нее социальных и

культурных условиях. <...> Это понятие является весьма широким. Поставим, например, несколько неожиданный вопрос: нынешние попытки создания гимназического образования в России — что это? Возобновление в новых, современных условиях традиции, прервавшейся в послереволюционные годы, или речь не о возобновлении традиции, но лишь о реализации неких глубинных педагогических принципов, уже освобожденных от традиционной формы? Но тогда встает вопрос, каким образом в педагогической традиции соотносится форма и содержание, то есть что является для традиции имманентным, неотъемлемым, а что может варьироваться? Является ли одним из обязательных признаков традиции постоянная эмпирическая ее реализованность (живая традиция), или же традиция может передаваться не только из рук в руки, но и на уровне филиации, заимствования идей?» [15, с. 255-256].

Отмечая всю неоднозначность понятия традиции и понятий с ней связанных или к ней прилегающих, не претендуя на попытку дать общий философский анализ понятия традиционной новации», А. А. Пинский в цитируемом выше тексте подробно рассмотрел конкретный опыт освоения вальдорфской педагогики в России и попытался «извлечь из него некоторые, быть может общие и педагогически интересные признаки образовательной традиционной инновации» [Там же, с. 256].

А. А. Пинский, предлагая «понимать предикат "современный" как то, что отвечает одновременно сущности сегодняшнего дня и потенциям реального будущего» [Там же, с. 278], писал: «Если речь идет о традиции как о чем-то живом, то очевидно, что главное свойство живого — это метаморфоз. В поле этого смысла совершенно точна формула Гадамера: "Традиция = вечная современность". Консервативное же понимание традиции фиксирует предметные, знаковые, мыслительные формы традиции. Таким образом, мы видим здесь появление проблемы неконсервативного традиционализма. <...> Мы не отбрасываем бездумно все традиции в погоне за "злобой дня". Мы учимся у разных традиций, однако ученичество — дело весьма активное, индивидуальное и негарантированное. Такова природа вещей: в голову человека можно вложить формальные знания о чем угодно, но никто не может совершать за другого работу смысло-образования. Ровно как ее невозможно и совершить в одиночестве, без другого. По-видимому, сегодня это невозможно ни для одного индивида, ни для "одинокой традиции"» [Там же, с. 279].

Таким образом, А. А. Пинский использовал вместо получившего распространение в первые десятилетия XXI века термина ретроинновация термин традиционная инновация и разъяснял его смысл.

П. Г. Щедровицкий же вообще не видел необходимости в каком-либо особом термине. По его мнению, одна из функций, «которую несли на себе "инновационные группы" <...>, — это внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных предметов, дисциплин, отдельных курсов. Этот смысл наиболее близок к содержанию понятия инновации, применяемому в области управления: нечто (технологическая разработка, единица содержания) переносится из одной области в другую и в этом качестве становится инновацией (нововведением, новшеством). Ученики и последователи различных ветвей школы развивающего обучения (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Репкина) распространяли методики этого обучения в педагогической среде с конца 60-х гг. Педагогика М. Мон-тессори и идеи так называемой вальдорфской педагогики, разработанные в конце прошлого — начале нынешнего столетия1, давно не являются инновацией для мировой педагогической культуры; однако у нас в стране они не распространялись в течение 60-70 лет, и без сомнения, импорт этих педагогических систем в конце 80-х гг. оказался су-

1 П. Г. Щедровицкий имеет в виду конец XIX — начало XX века.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований: итоги VI Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 2 (16). — С. 54-57.

2. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4 (6). — С. 57-62.

3. Астафьева, Е. Н. Обсуждение современной исто-рико-педагогической проблематики российскими исследователями / Е. Н. Астафьева // Историко-пе-дагогический ежегодник. 2018 год. — М.: АСОУ, 2018. — 344 с. — С. 12-28.

4. Богуславский, М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в ХХ — начале XXI в. / М. В. Богуславский // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». — 2014. — № 1. — С. 5-11. — Режим доступа: http://www. pmedu.ru (дата обращения — 06.11.2018).

щественным социокультурным нововведением» [26, с. 62].

Во внедрении и распространении уже существующих педагогических систем П. Г. Щедровицкий видел один из смыслов «термина "педагогическая инновация"» [Там же, с. 62]. При этом он сосредоточивал внимание именно на процессах внедрения и распространения уже существующих педагогических систем и разработок, рассматривая эти процессы как «пространства инновацион-ности».

Подводя итог краткому обзору подходов к интерпретации инновационных процессов, так или иначе связанных с обращением к новым условиям того, что уже было в теории и практике образования, можно констатировать: термин ре-троинновация (М. В. Богуславский, К. Е. Сумни-тельный) не только не является общепринятым для обозначения определенных явлений теории и практики образования, не только не используется всеми исследователями, но даже вызывает у некоторых авторов резко отрицательное отношение как очевидный оксиморон (А. А. Исаев). В качестве альтернативы этому термину использовались такие термины, как ретровведения (А. И. При-гожин, С. Д. Поляков), традиционная инновация (А. А. Пинский) и даже просто педагогическая инновация (П. Г. Щедровицкий). Тем же, кто термин ретроинновация использует не всегда, удается адекватно сформулировать и показать его значение и смысл (С. М. Марчукова).

5. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kak-bog.ru/innovacii-v-obrazovanii (дата обращения — 04.11.2018).

6. Исаев, А. А. К проблемам предметной самодостаточности и методологических допущений «науки об обществе» / А. А. Исаев // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. — 2017. — Том 6, № 6А. — С. 90-97.

7. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2016. — 256 с.

8. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические институции в истории человеческого общества: материалы Тринадцатой Международной научной конференции. Москва, 16 ноября 2017 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2017. — 200 с.

9. Корнетов, Г. Б. Методология изучения педагогического прошлого историко-педагогической наукой / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 1 (15). — С. 37-47.

10. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагоги-ческий журнал. — 2018. — № 1. — С. 37-63.

11. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» / Г. Б. Корнетов // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

12. Куликова, С. В. Инновация и ретроинновация — два пути «очеловечивания» российского образования / С. В. Куликова, А. В. Селезнев // Методологические ресурсы качества педагогических исследований: материалы международной сетевой научной конференции РАО «Методология научного исследования в педагогике (посвящается 90-летию со дня рождения академика РАО В. В. Краевского)» (Волгоград, 26-28 апреля 2016 г.); под ред. В. В. Серикова и

B. К. Пичугиной. — М.: Планета, 2016. — 244 с. —

C. 175-182.

13. Марчукова, С. М. Ретроинновация как предмет историко-педагогического исследования [Электронный ресурс] / С. М. Марчукова // Педагогическое образование в государствах — участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции; под общей ред. И. И. Соколовой. — СПб: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. — С. 49-57. — Режим доступа: http:// psihdocs.ru/s-m-marchukova-retroinnovaciya-kak-predmet-istoriko-pedagogich.htm (дата обращения — 04.11.2018).

14. Оксюморон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оксюморон (дата обращения — 06.11.2018).

15. Пинский, А. Традиционная инновация (на примере становления вальдорфской педагогики в России) / А. Пинский // Инновационное движение в российском школьном образовании; под ред. Э. Днепро-ва, А. Каспржака, Ан. Пинского. — М.: Парсифаль, 1997. — С. 252-279.

16. Платонова, Е. Д. Ретроинновации как новое направление исследования теории и истории образования в условиях трансформационных преобразований / Е. Д. Платонова // О. Д. Федотова, Е. В. Пивунов. Педагогическое наследие А. Е. Снесарева в свете со-

временных тенденций развития образования. — М.: АПКиППРО, 2008. — 155 с.

17. Повышение эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование» на уровне общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rcpohv.ru/post/ open/196 (дата обращения — 06.11.2028).

18. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — Т. 1. — 256 с.

19. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — Т. 2. — 264 с.

20. Поляков, С. Д. В поисках педагогической инновати-ки / С. Д. Поляков. — М.: [б. и.], 1993. — 64 с.

21. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. — М.: Политиздат, 1989. — 271 с.

22. Раппапорт, А. Г. Ретроинновации / А. Г. Раппапорт // Башня и лабиринт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2013/10/281. html (дата обращения — 09.11.2028).

23. Рорти, Р. Историография философии: четыре жанра / Р. Рорти; пер. с англ. И. Джохадзе. — М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. — 176 с.

24. Румянцева, Е. Е. «Новая экономическая энциклопедия» — послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики / Е. Е. Румянцева. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 114 с.

25. Сумнительный, К. Инновации в образовании: мифы и реальность / К. Сумнительный // Народное образование. — 2007. — № 4. — С. 89-99.

26. Щедровицкий, П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании / П. Щедровицкий // Инновационное движение в российском школьном образовании; под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского. — М.: Парсифаль, 1997. — С. 61-78.

27. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. — 260 с.

28. Яголковский, С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Яголковский. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 270 с.

References

1. Astafyeva, E. N. Current issues in methodology of pedagogical history research: results of VI national forum of Russian historians of pedagogy / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye]. — 2018. — № 2 (16). — P. 54-57.

2. Astafyeva, E. N. Ascending to the history of pedagogy / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye]. — 2015. — № 4 (6). — P. 57-62.

3. Astafyeva, E. N. Obsuzhdeniye sovremennoy istoriko-pedagogicheskoy problematiki rossiyskimi issledo-vatelami [Discussions of the Russian scientists about today's issues of pedagogy history] / E. N. Astafyeva // Istoriko-pedagogicheskiy ezhegodnik [Pedagogy history annuary]. 2018. - M.: ASOU, 2018. - 344p. -P. 12-28.

4. Boguslavsky, M. V. Conservative strategy of Russian education modernization in the 20th — early 21st centuries / M. V. Boguslavsky // Internet journal «Problems

48

HHHOBapoHHbie npoeKTbi h nporpaMMM B o0pa3QBaHHH № 2, 2019

of modern education». — 2014. — № 1. — P. 5-11. — URL: http://www.pmedu.ru (accessed 06.11.2018).

5. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education] [Electronic resource]. — URL: http://kak-bog.ru/ innovacii-v-obrazovanii (accessed 04.11.2018).

6. Isaev, A. A. To the problems of objective self-sufficiency and methodological assumptions of the «science of society» / A. A. Isaev // Kontekst i refleksiya: filosofiya

0 mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and man]. — 2017. — Vol. 6, № 6A. — P. 90-97.

7. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III ty-syacheletiya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst teorii

1 praktiki sovremennogo obrazovaniya: materialy Dve-nadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 17 noyabrya 2016 g. [Pedagogy history at the beginning of the III Millennium: pedagogy history about modern education theory and practice: proceedings of the 12th International scientific conference: Moscow, 17 November, 2016] / Comp. ed. B. B. Korne-tov. — M.: ASOU, 2016. — 256 p.

8. Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III ty-syacheletiya: pedagogicheskiye institutsii v istorii chelovecheskogo obshchestva: materialy Trinadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, 16 noyabrya 2017 g. [Pedagogy history at the beginning of the III Millennium: pedagogical institutions in the history of human society: proceedings of the 13th International scientific conference: Moscow, 16 November, 2017] / Comp. ed. B. B. Kornetov. — M.: ASOU,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017. — 200 p.

9. Kornetov, G. B. Methodology of studying pedagogical past by the history of pedagogy / G. B. Kornetov // Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye]. —

2018. — № 1 (15). — P. 37-47.

10. Kornetov, G. B. The knowledge of the past pedagogical reality / G. B. Kornetov // History of education journal. — 2018. — № 1. — P. 37-63.

11. Round table discussion «Historical and pedagogical context of the theory and practice of education» // Pedagogika [Pedagogy]. — 2017. — № 3. — P. 84-118.

12. Kulikova, S. V. Innovatsiya i retroinnovatsiya — dva puti «ochelovechivaniya» rossiyskogo obrazovaniya [Innovations and retro-innovations — the two ways of education humanization] / S. V. Kulikova, A. V. Seleznev // Metodologicheskiye resursy kachestva pedagog-icheskih issledovaniy: materialy mezhdunarodnoy setevoy nauchnoy konferentsii RAO «Metodologiya nauchnogo issledovaniya v pedagogike (posvyashchay-etsya 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika RAO V. V. Kraevskogo)» (Volgograd, 26-28 aprelya 2016 g.) [Methodological resources of education research quality: proceedings of the international online scientific conference of RAO «Methodology of scientific research in pedagogy (dedicated to the 90-th anniversary of RAO academician V. V. Kraevsky)» (Volgograd, 26-28 April, 2016)]; ed. V. V. Serikov and V. K. Pichugi-na. — M.: Planeta, 2016. — P. 175-182.

13. Marchukova, S. M. Retroinnovation as a subject of historical-pedagogical research [Electronic resource] / S. M. Marchukova // Pedagogicheskoye obrazovaniye v gosudarstvah — uchastnikah SNG: sovremenniye prob-lemy, kontseptsii, teoriya i praktika. Sbornik nauchnyh statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-

ferentsii [Pedagogical education in SIC member states: modern issues, concepts, theory and practice. Collection of scientific papers of the International research and practice conference]; gen ed. I. I. Sokolova. — SPb.: FGNU IPOOV RAO, 2012. — P. 49-57. — URL: http://psihdocs.ru/s-m-marchukova-retroinnovaci-ya-kak-predmet-istoriko-pedagogich.htm (accessed 04.11.2018).

14. Oksumoron [Oxymoron] [Electronic resource]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/OKCMMopoH (accessed 06.11.2018).

15. Pinsky, A. Traditsionnaya innovatsiya (na primere stanovleniya valdorfskoy pedagogiki v Rossii) [Traditional innovation (case study of Waldorf pedagogy development in Russia)] / A. Pinsky // Innovatsionnoe dvizheniye v rossiyskom shkolnom obrazovanii [Innovation movement in Russian school education]; ed. by E. Dneprov, A. Kasparzhak, An. Pinsky. — M.: Persifal, 1997. — P. 252-279.

16. Platonova, E. D. Retroinnovatsii kak novoye naprav-leniye issledovaniya teorii i istorii obrazovaniya v usloviyakh transformatsionnykh preobrazovaniy [Retro-innovations as a new direction of education theory and history research in the context of transformational changes] / E. D. Platonova // O. D. Fedotova, Ye. V. Piv-unov. Pedagogicheskoye naslediye A. E. Snesareva v svete sovremennikh tendetsiy razvitiya obrazovani-ya [Pedagogical heritage of A. N. Snesarev in view of modern tendencies of education development]. — M.: APKiPPRO, 2008. — 155 p.

17. Povysheniye effektivnosti realizatsii prioritetnogo nat-sionalnogo proekta «Obrazovaniye» na urovne obsh-chego obrazovaniya [Increasing the implementation effectiveness of top-priority national project «Education» at the level of general education] [Electronic resource]. — URL: http://rcpohv.ru/post/open/196 (accessed 06.11.2028).

18. Poznaniye pedagogicheskogo proshlogo: kontseptual-niye podkhody, me-tody izucheniya, issledovatelska-ya problematika: monografiya: v 2 t. [Learning about the past of pedagogy: conceptual approaches, research methods; issues: monograph in 2 volumes] / pod red. G. B. Kornetova [ed. by G. B. Kornetov]. — Moscow: ASOU, 2018. — Vol. 1. — 256 p.

19. Poznaniye pedagogicheskogo proshlogo: kontseptual-niye podkhody, me-tody izucheniya, issledovatelska-ya problematika: monografiya: v 2 t. [Learning about the past of pedagogy: conceptual approaches, research methods; issues: monograph in 2 volumes] / pod red. G. B. Kornetova [ed. by G. B. Kornetov]. — Moscow: ASOU, 2018. — Vol. 2. — 264 p.

20. Polyakova, S. D. V poiskakh pedagogicheskoy innova-tiki [In search of pedagogical innovatics] / S. D. Polya-kov. — M.: [b. i.], 1993. — 64 p.

21. Prigozhin, A. I. Novovvedeniya: stimuly i prepyatst-viya: sotsialniye problemy innovatiki [Innovations: drivers and challenges: social issues of innovatics] / A. I. Prigozhin. — M.: Politizdat, 1989. — 271 p.

22. Rappaport, A. G. Retroinnovatsii [Retro-innovations] / A.G. Rappaport // Bashnya i labirint [Tower and Labyrinth] [Electronic resource] — URL: http://pa-pardes.blogspot.com/2013/10/281.html (accessed — 09.11.2028).

23. Rorty, R. Istoriografiya filosofii: chetyre zhanra [The historiography of philosophy: four genres] / R. Rotry;

tr. from English by I. Dzhokhadze. — M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2017. — 176 p.

24. Rumyantseva, E. E. «Novaya ekonomicheskaya entsik-lopediya» — poslesloviye k opredeleniyu sushchnosti bazovykh ponyatiy ekonomicheskoy nauki i praktiki [«New economic encyclopedia» — an afterword to the definition of the basic terms of economic science and practice] / E. E. Rumyantseva. — M., Berlin: Di-rekt-Media, 2017. — 114 p.

25. Sumnitelny, K. Innovatsii v obrazovanii: mify i real-nost [Innovations in education: myths and reality] / K. Sumnitelny // Narodnoye obrazovaniye [Public education]. — 2007. — № 4. — P. 89-99.

26. Shchedrovitsky, P. Gorizonty innovatsionnogo dvizheniya v sovremennom otechestvennom obrazo-vanii [The horizons of innovation movement in modern

public education] / P. Shchedrovitsky // Innovatsion-noe dvizheniye v rossiyskom shkolnom obrazovanii [Innovation movement in Russian school education]; ed. by E. Dneprov, A. Kasparzhak, An. Pinsky. — M.: Persifal, 1997. — P. 252-279.

27. Evolutsiya praktiki obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki v proshlom i nastoyashchem: monografiya [Education and pedagogy evolution in the past and present: monograph] / ed. by G. B. Kornetov. — M.: ASOU, 2018. — 260 p.

28. Yagolkovsky, S. R. Psihologiya innovatsiy: podkhody, modeli, protsessy [The psychology of innovations: approaches, models, processes] / S. R. Yagolkovsky. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki [Publishing office of HSE], 2011. — 270 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.