Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования
УДК 378
Г. Б. Корнетов
Национальный проект «Образование»: инновационный контекст
Аннотация
В статье рассмотрены педагогические, научно-методические, управленческие, информационные, финансово-экономические, материально-технические, структурно-организационные и кадровые инновации в сфере образования, которые должны стать важнейшими инструментами реализации национального проекта «Образование».
I Ключевые слова: инновационная система образования, педагогические инновации, национальный проект «Образо вание», инновационная школа.
G. B. Kornetov
National Project «Education»: innovative context
Abstract
The article considers educational, scientific and methodological, managerial, informational, financial and economic, material and technical, structural and organizational, and personnel innovations in the sphere of education, which are to be-come the major implementation instruments for the period of the national project «Education» realization.
J Keywords: innovative education system; educational innovations; national project «Education»; innovative school.
На пороге второго десятилетия XXI века педагог и психолог В. С. Лазарев, занимавший в то время пост директора Института инновационной деятельности в образовании РАО, обращая внимание на то, что возрастающая частота употребления слов «инновации», «инновационные процессы», «инновационная деятельность» свидетельствует о росте понимания необходимости качественного обновления жизни российского общества, писал: «Главный компонент всякой инновационной системы — люди, обладающие определенными качествами, необходимыми для эффективного создания, распространения и освоения новшеств. Те, кто будет составлять человеческий компонент национальной инновационной системы, могут появиться только из сферы образования. <...> Существующая сегодня система образования во всех своих компонентах не отвечает требованиям инновационного общества. Хотя в ней происходят изменения, однако их темпы и содержание на всех ступенях образования не отвечают объективным потребностям. <...> Чтобы система образования не отставала от времени и могла адекватно отвечать на его вызовы, нужна эффективно действующая инновационная система. Она должна стать органической частью национальной инновационной системы» [26, с. 3-4].
В настоящее время, на исходе второго десятилетия XXI века, инновационные горизонты педагогической теории и практики в нашей стране во многом определяются национальным проектом «Образование», инициированным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Проект предполагает запуск и поддержку большого количества инновационных процессов, проектов и программ, которые должны обеспечить новый этап реформирования системы отечественного образования, значительное повышение его эффективности и качества, его радикальное инновационное обновление в соответствии с требованиями новейших трендов развития современного постиндустриального информационного общества знаний [10; 17, с. 423-438; 32].
7 мая 2018 года Президент РФ подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который был опубликован в «Российской газете» в День Победы 9 мая [1]. Именно этот указ определяет сегодня главные направления и основное содержание инновационных процессов в отечественном образовании, концептуальную рамку и перспективу его на ближайшие шесть лет. В президентском указе, в частности, говорится:
«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
б) решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (во-лонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации».
3 сентября 1918 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование» [28]. Паспорт определяет, что структуру национального проекта «Образование» составляют следующие десять федеральных проектов:
1. Современная школа.
2. Успех каждого ребенка.
3. Поддержка семей, имеющих детей.
4. Цифровая образовательная среда.
5. Учитель будущего.
6. Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования).
7. Новые возможности для каждого.
8. Социальная активность.
9. Экспорт образования.
10. Социальные лифты для каждого.
В паспорте также указывается, что «проект направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Образование". <...> Проект будет реализован в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и других государственных программ Российской Федерации, включая отраслевые государственные программы субъектов Российской Федерации. Мероприятия приоритетного проекта "Образование" прежде всего направлены на реализацию четырех ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью».
Все предполагаемые изменении в образовании и его ресурсном обеспечении будут осуществлять-
ся в условиях, когда, по словам авторов доклада «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста», подготовленного в июле 2018 года Центром по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice, «новые изобретения и инновации стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Скорость их развития и внедрения продолжает увеличиваться. <...> Скорость и количество происходящих существенных преобразований привели к тому, что неопределенность и волатильность стали нормой». При этом авторы доклада особо подчеркивают, что «роль государства важна для развития всех пяти ключевых факторов успеха инноваций в стране: спроса на инновации, инфраструктуры, финансирования, компетенций и культуры инноваций». По их мнению, «в России государство прилагает существенные усилия для поддержания спроса на инновации» [8, с. 6, 92-93].
Очевидно, что педагогические, научно-методические, управленческие, информационные, финансово-экономические, материально-технические, структурно-организационные, кадровые инновации в сфере образования в период реализации национального проекта должны стать важнейшими инструментами его реализации. Это обстоятельство определяется рядом причин:
Во-первых, тем, что по самой своей природе именно инновационные процессы направлены на решение проблем, связанных с обновлением всех без исключения аспектов образования и его ресурсной базы, преодолением существующих проблем посредством введения новшеств, которые необходимы для разрешения существующих противоречий между имеющимися в этой сфере возможностями и постоянно изменяющимися и возрастающими общественными потребностями, достижением поставленных национальным проектом «Образование» целей и решением заявленных в нем задач [3; 4; 7; 15; 16; 18; 34].
Во-вторых, тем, что процессы реформирования и модернизации отечественного образования, практически непрерывно продолжающиеся в нашей стране с конца 1980-х годов, сформировали устойчивую, подчас даже чрезмерную, ориентацию российского общества, государства, работников просвещения на внедрение новшеств в сферу образования [20; 21], а также на использование в новых условиях и формах педагогических достижений созданных ранее, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом, но в силу различных причин не освоенных современной теорией и практикой российского образования [2; 5; 6; 23; 24].
В-третьих, тем, что сложившаяся в нашей стране во второй половине 1980-х и в 1990-е годы мощ-
ная инновационная составляющая развития образовательного пространства российского общества обрела в 2000-2010-х устойчивые формы и получила законодательное подкрепление. Например, в статье 20-й «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в ряде других нормативных документов, таких как приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении порядка формирования инновационной инфраструктуры в системе образования» [22; 25].
В-четвертых, тем, что весьма разнообразный опыт создания альтернативных образовательных организаций, накопленный в России за три последних десятилетия, позволил выработать и осмыслить механизмы создания и внедрения в социальную и педагогическую практику новых целей, содержания, форм, методов, средств организации и кадрового обеспечения, осуществления и ресурсной поддержки образования по сравнению с привычными, устоявшимися способами осуществления воспитания и обучения новых поколений граждан Российского государства, их непрерывного образования на протяжении всей жизни [13; 14].
По существу, национальный проект «Образование» является важнейшим шагом в создании инновационной системы в образовании, которую академик РАО В. С. Лазарев определяет «как совокупность государственных и негосударственных институтов, реализующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программы разработки, распространения и освоения новшеств в целях повышения качества и эффективности образовательной деятельности». При этом В. С. Лазарев обращает внимание на то, что «основные факторы, в наибольшей мере обусловливающие недостаточную готовность образовательных учреждений к восприятию новшеств, это: слабая информированность руководителей и педагогов о современных требованиях и тенденциях развития образования; неадекватная оценка своей образовательной деятельности и не заинтересованность в ее изменении; слабая информированность о существующих разработках, использование которых могло бы улучшить результаты образования; не владение современными методами анализа образовательной деятельности и неэффективная организация аналитической работы» [26, с. 4, 9].
Вопрос о том, какой должна быть инновационная составляющая реализации национального про-
екта «<Образование» сегодня приобретает особую актуальность. В этом контексте прежде всего необходимо уточнить, в чем в начале III тысячелетия заключается смысл инновационной политики образовательной организации, то есть той политики, без которой в принципе невозможно обновление отечественного образования в соответствии с требованиями и установками рассматриваемого национального проекта.
В современной литературе отмечается, что инновационная политика образовательной организации, во-первых, рассматривается «как инструментарий управления, а именно как совокупность целей, задач, средств, способов, методов, приоритетов, направлений, ориентиров развития организации, способ достижения цели, общее руководство сотрудниками организации и т. д.». Во-вторых, инновационная политика образовательной организации «рассматривается через поведение персонала в организации», что предполагает пристальное внимание к различным аспектам «отношений, которые складываются между сотрудниками организации при выборе и реализации направлений развития, принятии управленческих решений», основанное на понимании того, что «от поведения и настроения каждого сотрудника зависит его способность и готовность к творчеству — важной составляющей инновационного потенциала». При этом особое внимание обращается на то обстоятельство, что «в любой организации следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика — общая линия поведения организации на рынке, определяющая приоритетные инновационные проекты и ведущая к повышению уровня ее развития. Внутренняя политика — регулирование поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития организации. Сущность поведения персонала определяют отношения, которые складываются между сотрудниками в инновационной сфере деятельности <...>. В целом она является руководством по выбору приоритетных направлений инновационных планов и проектов, формированию необходимых отношений между сотрудниками в организации» [9, с. 16, 21].
При планировании и реализации инновационной политики образовательной организации, особенно ее внутренней составляющей, исключительно важно «разделять понятия "креативность" и "инновации", используя термин "креативность" только по отношению к процессам генерации новых идей. "Инновации" же касаются процессов реализации жизнеспособных идей, которые
возникли в результате поддерживающего влияния корпоративной культуры и организационных структур» [29, с. 14]. Авторитетные американские представители теории и практики инновационного менеджмента Ч. Пратер и Л. Гандри, занимающиеся разработкой способов повышения инновационной эффективности различных американских компаний, определяют креативность (которая является важнейшей предпосылкой успешной инновационной деятельности, направленной на реализацию национального проекта «Образование»), «адресуясь к целому рядку факторов: персональные характеристики (личная независимость, способность принимать на себя риски, интуиция), концептуальные навыки (способность структурировать и интерпретировать информацию нестандартными способами), поведение (действия, результатом которых становятся изобретения, инновации и неожиданные последствия) и процессы (комбинации индивидуальных талантов, навыков и действия внутри организационной культуры, поддерживающей инновации)» [Там же].
Обращая внимание на то, что «большинство компаний легче справляются с задачей "быть креативными" (генерировать идеи), нежели с задачей "быть инновационными" (успешно реализовывать на практике эти идеи)» [Там же, с. 18], Ч. Пратер и Л. Гандри концептуально обосновали и апробировали на практике получившую известность и признание модель «Три арены компании-иннова-тора». Они пишут, что «одна из наиболее важных "арен" — Бизнес-процессы: именно здесь инновации достигают своей реализации и приносят компании прибыль. К этой "арене" относятся методы и процессы, с помощью которых компании находят новые неожиданные решения для важных бизнес-проблем. <...> Вторая "арена" предлагаемой модели — Обучение. Здесь происходит обучение персонала базовым концепциям и техникам креативного мышления, которые не ограничиваются техникой проведения брейнстормингов (мозговых штурмов), а охватывают широкий спектр инструментов для организации креативных сессий. Задача организации применительно к "арене" Обучение — дать в руки полезные инструменты для генерирования новых идей. <...> Третья "арена" — Организационная культура. Рабочая атмосфера в компании (внутренние ощущения сотрудников от работы в данной компании) — одна из важнейших составляющих компании-инноватора» [Там же, с. 14-16].
Модель «Три арены компании-инноватора» в полном объеме может быть приложена и к организациям как осуществляющим образовательную
деятельность, так и обеспечивающим ресурсную поддержку этой деятельности. Ее использование может стать одним из важных факторов, влияющих на развитие инновационной составляющей в деле реализации национального проекта «Образование».
В качестве примера образовательной организации, способной последовательно и эффективно реализовывать инновационную политику (в органическом единстве ее внешних и внутренних составляющих), направленную на достижение целей и решение задач, которые поставлены национальным проектом «Образования», может быть рассмотрена школа как обучающаяся организация. Такая модель школы всё более актуализируется в условиях становления в развитых странах современного мира общества знаний [30, с. 4-7].
Под обучающейся организацией понимается «организация, которая постоянно и непрерывно генерирует, приобретает и распространяет знания, изменяет и совершенствует свое поведение на основе изучения собственного опыта, создает новые продукты и услуги, постоянно используя идеи сотрудников и анализируя знания клиентов и партнеров. Как видно из определения, в основе обучающейся организации лежит непрерывное управление своим интеллектуальным капиталом» [27].
Суть концепции «обучающейся организации состоит в том, что, обучаясь, организация получает способности к тому, чего не могла делать до того, то есть изменяется и при этом меняет мир вокруг себя. При этом подразумевается не просто обучение отдельных сотрудников, но групповое обучение, приобретение группового знания. В обучающейся организации рост знаний и совершенствование навыков происходит не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Для нее характерно и необходимо также совершенствование способностей к обучению как таковых. Обучение персонала в ней происходит не только в более или менее традиционных формах, но и в процессе самой трудовой деятельности, которая включает взаимопомощь, обмен опытом и знаниями» [Там же].
Главное, что «отличает обучающуюся организацию, — это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленные на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации» [11].
Оригинальную концепцию обучающейся организации в конце ХХ века разработал американский специалист в области менеджмента и подготовки
управленческих кадров Питер Сенге, изложив ее в книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» (1990). Понимая под «дисциплиной» совокупность подлежащих усвоению теорий и методов, применение которых позволяет успешно решать различные проблемы, изменять себя, людей и окружающую их действительность, П. Сенге выделяет пять базовых элементов, освоение которых, по его мнению, делает возможным преобразование любой организации в обучающуюся: системное мышление; личное мастерство; интеллектуальная модель; совместное видение; групповое обучение.
При этом он обращает внимание на то, что «невозможно овладеть какой-то дисциплиной сразу», и выделяет три последовательных этапа в освоении всех обучающих дисциплин. Первый этап — это новые когнитивные, лингвистические возможности: «Люди видят новые возможности и говорят на "новом языке". Это позволяет им более ясно осознавать собственные убеждения, действия и их последствия, а также убеждения, действия и последствия других людей. Обычно им бывает трудно переводить эти новые когнитивные и лингвистические компетенции в радикально новый образ действий. Они могут начать вести себя иначе, но их базовые правила, убеждения и ценности останутся прежними». Второй этап — новые правила поведения: «Прежние убеждения ослабевают в ответ на когнитивный практический опыт, полученный на первом этапе. Люди начинают экспериментировать с правилами поведения, основанными на новых убеждениях, чтобы проверить, от чего они отказались. Возможно, для изменения поведения им потребуется опереться на новую языковую систему, и им бывает сложно оценить или связать друг с другом новые правила в момент стресса». И, наконец, третий этап — новые ценности и правила поведения: «Люди могут связать правила, отражающие новые ценности и действующие убеждения; могут пользоваться этими правилами в моменты стресса или неопределенности, что помогает продолжать их собственное обучение или обучение других. На этом этапе люди адаптировали правила в собственную модель поведения и продолжают собственную индивидуальность» [31, с. 449-450].
Подход П. Сенге вызвал огромный интерес в мире и получил широкое распространение во многих странах. С середины 1990-х годов этот подход активно внедряется в различных областях общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Системно возможности и перспективы школ как обучающихся организаций рассмотре-
ны в 2000 году коллективом авторов (П. Сенге, Н. Кэмброн-Маккейб, Дж. Даттон и др.) в книге «Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины», переведенной на русский язык в 2010-м. Задаваясь вопросом «Что значит учиться для организации?», авторы книги отвечают на него следующим образом: «На практике это означает развитие ясного и честного понимания текущей реальности, которое доступно всей организации, используется для производства нового, равно доступного знания и помогает людям предпринимать эффективные действия по направлению к их желательному будущему» [33, с. 331]. По их мнению, по преимуществу у педагогов, психологов, администраторов образования подлинная учеба происходит в контексте всех обстоятельств человеческой жизни, и долговременное влияние любой новой учебы зависит от ее взаимоотношений с окружающим людей миром. Способность человека учиться в любых формальных условиях вроде школы в большой мере зависит от возможности применять новые идеи и новое понимание к значимым для нас проблемам. Любые взаимоотношения в жизни человека несут в себе измерение потенциального научения, поэтому всё, что он делает, может делаться в духе учения [Там же, с. 44].
Жизнь вокруг школ сегодня всё более и более стремительно меняется, в частности, постоянно меняются нормативные требования, предъявляемые к образовательному процессу в школе, его стандартам, программам, целям, содержанию, методам, формам, результатам, организации, учебно-методическому обеспечению и сопровождению. Также постоянно обогащается и пересматривается научное знание, в том числе психолого-педагогическое и управленческое, непрерывно трансформируется уклад жизни людей, радикально изменяется спектр и характер как профессиональной деятельности, так и производственных и социальных технологий. Это имеет в качестве неизбежного последствия возникновение естественной потребности в том, чтобы учитывались все касающиеся школ изменения, а сами школы быстро и адекватно реагировали на них. То есть школы должны превратиться в обучающиеся организации, способные динамично меняться, решать возникающие проблемы, использовать и обогащать доступные им ресурсы, постоянно корректировать допущенные ошибки, опираться на свой и чужой опыт, быть открытыми непрерывно растущему знанию и умеющими это знание не только использовать, но и производить. Школа, чтобы стать обучающейся организацией, должна, во-первых, суметь приподняться над трясиной своих
повседневных затруднений, которые изматывают коллектив, часто кажутся непреодолимыми, мешают увидеть позитивную перспективу. Сделав этот первый шаг, школа сможет, во-вторых, осознать и принять идею превращения в организацию, которая не только учит детей и подростков, но и учится сама, причем учится непрерывно и интенсивно, понять ее значение и смысл, пользу и потенциал, реалистичность и реализуемость. В-третьих, школа должна выработать некую общую логику перехода в режим функционирования обучающейся организации, который одновременно оказывается режимом ее развития, инновационного по своей сути самопреобразования. Для этого нужна теоретическая, концептуальная основа, которой и могут послужить идеи П. Сенге о пятой дисциплине, требующие сосредоточить усилия, как об этом говорилось выше, на развитии личного мастерства, совместного видения, мысленных моделей, на обучении работе в команде, на системном мышлении, причем не только у субъектов вну-тришкольной жизни, но и у субъектов жизни окружающего школу сообщества. И, наконец, школа
должна выработать общую стратегию перехода в состояние, стержнем которого будет ее непрерывное обучение, разработать соответствующую программу развития и план конкретных действий [19, с. 248-249].
Школа, являющаяся обучающейся организацией, начинает постоянно воспроизводить инновации, истоки которых могут находиться как вне школы, так и внутри ее самой, органично дополняя друг друга (единство внешней и внутренней инновационной политики организации). При этом, в идеале, постоянно актуализируется, развивается и используется в максимально возможном объеме творческий потенциал каждого субъекта внутренней и внешней школьной жизни. По сути, инновация превращается в традицию, становится неотъемлемым атрибутом бытия непрерывно изменяющегося, реконструирующегося школьного организма. Школа, став таким образом обучающейся организацией, превращается в важнейшую инновационную составляющую реализации национального проекта «Образование».
Литература
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html
2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.
3. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-51.
4. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.
5. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-191.
6. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.
7. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36-39.
8. Инновации в России — неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mckinsey.c0m/~/media/McKinsey/L0cati0ns/ Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20 InsightsЛnnovatюns%20in%20RussiaЛnnovatюns-in-Russia_web_lq-1.ashx
9. Инновационная политика высшего учебного заведения / под ред. Р. Н. Федосовой. — М.: Экономика, 2006. — 177 с.
10. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. — Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. — 239 с.
11. Концепция обучающейся организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/ preview/4404495/page:62/
12. Концепция общества знания в современной социальной теории. Сборник научных трудов / отв. ред. Д. В. Ефименко. — М.: РАН ИНИОН, 2010. — 234 с.
13. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80-90-е годы ХХ века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 44-54.
14. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 31-40.
15. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.
16. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.
17. Корнетов, Г. Б. История педагогики за рубежом с древнейших времен до начала XXI века: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2013. — 438 с.
18. Корнетов, Г. Б. Образы школы / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 6-15.
19. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика: учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АСОУ, 2019. — 364 с.
20. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 72-100.
21. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 58-86.
22. Корнетов, Г. Б. Педагогика. Образование. Школа. Пути обучения и воспитания ребенка: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2014. — 256 с.
23. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2 (50). — С. 26-46.
24. Корнетов, Г. Б. Феномен школы: взгляд сквозь столетия / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 6. — С. 6-18.
25. Корнетов, Г. Б. Педагогические феномены прошлого и настоящего: монография / Г. Б. Корнетов,
Е. Н. Астафьева, А. И. Салов; под ред. Г. Б. Корнето-ва. - М.: АСОУ, 2018. - 284 с.
26. Лазарев, В. С. О национальной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития / В. С. Лазарев // Проблемы современного образования. - 2010. - № 3. - С. 3-12.
27. Обучающаяся организация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helpiks.org/8-58508.html
28. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-pro-grammy/Образование.pdf
29. Пратер, Ч. Как создавать инновации / Ч. Пратер, Л. Гандри; пер. с англ. Д. Ю. Хомутского. - М.: СО-ЛОН-ПРЕСС, 2012. - 96 с.
30. Превращения школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, в школу, которая учится / Мин-во образования Московской области; Академия социального управления; авт.-сост. Г. Б. Корнетов. - М.: АСОУ: ООО «Тинго», 2018. -20 с.
31. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / П. Сенге; пер. Ю. Константиновой. - М.: МИФ, 2018. - 496 с.
32. Соломатина, Е. О. «Общество знаний»: новые тенденции и стратегии образования: социально-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук / Е. О. Соломатина. - М.: [Б.и.], 2011. - 167 с.
33. Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины / П. Сенге, Н. Кэмброн-Маккейб, Дж. Дат-тон [и др.]; пер. Л. В. Трубицыной. - М.: Просвещение, 2010. - 575 с.
34. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. - М.: АСОУ, 2018. - 260 с.
References
1. O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh raz-vitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. N 204 [On the national goals and strategic tasks of the Russian Federation development for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 7 May, 2018 N 204] [Electronic resource]. — URL: https:// rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html
2. Astafyeva E. N. Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative programs and projects in education. 2019, n. 1, pp. 62-66 (in Russian).
3. Astafieva E. N. Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative programs and projects in education. 2019, n. 3, pp. 49-51 (in Russian).
4. Astafyeva E. N. Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2016, n. 4(10), pp. 56-58 (in Russian).
5. Astafieva E. N. Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? History of education journal, 2019, n. 1, pp. 178-191 (in Russian).
6. Astafieva E. N. Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variations. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2(62), pp. 41-49 (in Russian).
7. Astafyeva E. N. Theoretical grasp of pedagogical heritage of the past. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye], 2018, n. 4, pp. 36-39 (in Russian).
8. Innovatsii v Rossii — neischerpaemyy istochnik rosta [Innovations in Russia: an unfailing resource for growth] [Electronic resource]. — URL: www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/ Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_ web_lq-1.ashx
14
HHH0Bap0HHbie npoeKiu h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 5, 2019
9. Innovatsionnayapolitika vysshego uchebnogo zavedeniya [Innovation policy of an educational institution]. Ed. by R. N. Fedosova. Moscow, Ekonomika Publ., 2006,177 p.
10. Toward knowledge societies: UNESCO World report. Paris, Unesco Publ., 2005, 239 p. (in Russian).
11. Kontseptsiya obuchayushcheysya organizatsii [The concept of an educational organization] [Electronic resource]. — URL: https://studfiles.net/ preview/4404495/page:62/
12. Kontseptsiya obshchestva znaniya v sovremennoy sot-sialnoy teorii. Sbornik nauchnykh trudov [Concept of knowledge society in modern social theory. collection of articles]. Ed. D. V. Efimenko. Moscow, RAN INION Publ., 2010, 234 p.
13. Kornetov G. B. Alternative schools and Alternative education in the Russian pedagogical tradition of 80-90s of the XX century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 1, pp. 44-54 (in Russian).
14. Kornetov G. B. Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2 , pp. 31-40 (in Russian).
15. Kornetov G. B. Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 3, pp. 36-48 (in Russian).
16. Kornetov G. B. Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and Pedagogical Search, 2019, n.1 (49), pp. 15-40 (in Russian).
17. Kornetov G. B. Istoriya pedagogiki za rubezhom s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka: monografi-ya [History of pedagogy abroad from ancient times to nowadays: monograph], Moscow, ASOU Publ., 2013, 438 p.
18. Kornetov G. B. Images of school. History of education journal, 2019, n. 1, pp. 6-15 (in Russian).
19. Kornetov G.B. Obshchayapedagogika [General pedagogy]. Moscow, ASOU Publ., 2019, 364 p.
20. Kornetov G. B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s — the second third of the 1990s.). Article 1. History of education journal, 2019, n. 1, pp. 72-100 (in Russian).
21. Kornetov G. B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s — the second third of the 1990s.). Article 2. History of education journal, 2019, n. 2, pp. 58-86 (in Russian).
22. Kornetov G. B. Pedagogika. Obrazovanie. Shkola. Puti obucheniya i vospitaniya rebenka: monografiya [Pedagogy. Education. School. Ways to bring up and edu-
cate a child: monograph]. Moscow, ASOU Publ., 2014, 256 p.
23. Kornetov G. B. Temporal culture as a frame of historical and pedagogical context of innovations in education. Psychological and Pedagogical Search, 2019, n. 2 (50), pp. 26-46 (in Russian).
24. Kornetov G. B. The phenomenon of school: glance through the centennium. Innovative programs and projects in education. 2018, n. 6, pp. 6-18 (in Russian).
25. Kornetov G. B., Astafieva E. N., Salov A. I. Pedagogich-eskie fenomeny proshlogo i nastoyashchego: monografiya [Educational phenomena of the past and present: monograph]. Moscow, ASOU Publ., 2018, 284 p.
26. Lazarev V. S. About national innovative system in education and tasks of scientific assurance of its development. Problems of modern education, 2010, n. 3, pp. 3-12 (in Russian).
27. Obuchayushchayasya organizatsiya [Educational organization] [Electronic resource]. URL: https://helpiks. org/8-58508.html
28. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project «Education»] [Electronic resource]. URL: http://www.econom22.ru/pnp/ natsionalnye-proekty-programmy/Obrazovanie.pdf
29. Prater Ch., Gandri L. Kak sozdavat innovatsii [How to create innovations]. Moscow, SOLON-PRESS publ., 2012, 96 p.
30. Prevrashcheniya shkoly, funktsioniruyushchey v neb-lagopriyatnykh sotsi-alnykh usloviyakh, v shkolu, ko-toraya uchitsya [Turning of school which operates in unfavourable social conditions into school that learns]. Comp. by G. B. Kornetov. Moscow Oblast Ministry of Education, Academy of Public Administration. Moscow, ASOU, Tingo Publ., 2018, 20 p.
31. Senge P. M. The fifth discipline: the art and practice of a learning organization. Moscow, MIF Publ., 2018, 496 p. (in Russian).
32. Solomatina E. O. «Obshchestvo znaniy»: novye tenden-tsii i strategii obrazovaniya: sotsialno-filosofskiy analiz: diss. ... kand. filos. nauk [«Knowledge society»: new trends and strategies of education: social and philosophic analysis: PhD thesis]. Moscow, s. n., 2011, 167 p.
33. Senge P. M., Cambron-McCabe N. The fifth discipline fieldbook: strategies and tools for building a learning organization. Tr. by L. V. Trubitsina. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 2010, 575 p. (in Russian).
34. Evolyutsiya praktiki obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki v proshlom i nastoyashchem: monografiya [Evolution of educational practice and pedagogy in the past and nowadays]. Ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2018, 260 p.