Теория и методика профессионального образования
УДК 378
Е. Н. Астафьева
Инновации в теории и практике образования:
взгляд историков педагогики
Аннотация
Обращение к историко-педагогическому контексту современного образования предполагает движение от настоящего к прошлому, «прочтение» педагогического прошлого с точки зрения современных достижений и трудностей образования, событий и процессов, происходящих в нем сегодня и требующих адекватного осмысления, объяснения, понимания, оценки. Затем — рассмотрение движения от педагогического прошлого к педагогическому настоящему, к теории и практике современного образования и, наконец, к педагогическому будущему.
I Ключевые слова: педагогическая инновация, историко-педагогический контекст инноваций теории и практики образования.
E. N. Astafieva
Innovations in education theory and practice:
ideas of pedagogy historians
Abstract
Regarding the historical perspective of modern education means backwards motion, the interpretation of the pedagogical past from the viewpoint of modern education achievements, challenges, events and processes in need of proper consideration, explanation and evaluation. The next thing is considering the movement form the pedagogical past to the present, to the theory and practice of modern education, and finally, to the pedagogical future.
Keywords: pedagogical innovation; pedagogical history perspective of innovations of education theory and practice.
50
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
В последнее время проблема историко-педаго-
гического осмысления инноваций в теории и практике образования вызывает всё больший и больший интерес у отечественных исследователей. Этим вопросам, в частности, была посвящена значительная часть XIV международной научной конференции «Историко-педагогиче-ское знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования» (Москва, 15 ноября 2018 г., ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»), о чем сообщалось в первом номере за 2019 год журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» [2].
18 апреля 2019 года в Москве в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) состоялся VII Национальный форум российских историков педагогики, организованный кафедрой педагогики АСОУ. В работе форума приняли участие преподаватели педагогических дисциплин из многих отечественных вузов. Участники форума вновь обратились к вопросам, ранее обсуждавшимся на ноябрьской конференции 2018 года. Рассмотрение проблем истории и теории инноваций в обучении и воспитании они связали с поиском путей совершенствования профессионального педагогического образования в нашей стране.
Материалы форума представлены в двухтомной монографии «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст» [5; 6], изданной в серии «Историко-педагоги-ческое знание» (выпуски 125 и 126)1. В книге опубликовано 39 материалов, присланных 37 авторами из различных регионов Российской Федерации.
Личное участие в работе форума приняли 24 человека из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Владимира, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Калуги, Рязани, Самары, Таганрога.
С докладом «Историко-педагогический контекст педагогических инноваций в теории и практике образования» выступил председатель оргкомитета форума, заведующий кафедрой педагогики АСОУ, доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов. Он отметил, что обращение к историко-педагогическому
1 Серия «Историко-педагогическое знание», под редакцией Г. Б. Корнетова, издается в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с 2005 г. в формате международных конференций «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» (с 2005 г.), а также национальных форумов российских историков педагогики (с 2013 г.), которые проводятся ежегодно [1; 3; 4; 8; 9; 10; 11; 12].
контексту инноваций в теории и практике образования позволяет углубить понимание педагогических инновацией, задать непривычные ракурсы их рассмотрения, наполнить новыми смыслами. Наиболее очевидный аспект исто-рико-педагогического контекста инноваций в теории и практике образования определяется тем, что обычно называют принципом историзма. По словам Г. Б. Корнетова, результаты новейших исследований показали, что обращение к историко-педагогическому контексту теории и практики современного образования способствует пониманию того, каким образом, в чем именно и в какой степени педагогическое прошлое влияет на педагогическое настоящее, каким образом существует в нем, как обусловливает его развитие.
Современное образование в историко-пе-дагогическом контексте можно рассматривать по-разному, например: а) по трактовкам соотношения и связи прошлого, настоящего и будущего; б) по проблематике; в) по ценностным ориентирам; г) по задачам и инструментам исследования; д) по концептуальным основаниям; е) по пониманию того, что есть образование, его теория и практика, как они связаны между собой, с другими процессами и событиями жизни обще -ства и людей; ж) по трактовкам идеи прогресса; з) по особенностям направленности на человека, общество, государство, экономику, культуру, духовную жизнь, религию и т. д.
Г. Б. Корнетов в своем выступлении подчеркнул, что, вписывая теорию и практику современного образования в историко-педагогический контекст, исследователю важно понять: почему именно это, а не другое определяется как современность? Сводится ли определение современности только и исключительно к определению временнь1х и пространственных границ? Что мы действительно знаем о педагогической деятельности — практической и ментальной, об их возможностях и границах, связях между собой и с различными сферами человеческой практики и общественного сознания? Не являются ли педагоги, жившие столетия и даже тысячелетия назад, значительно более современными мыслителями и деятелями образования, чем многие из тех, кто живет, действует и размышляет о проблемах воспитания и обучения подрастающих поколений в наше время?
Одна из центральных проблем, обсуждавшихся участниками форума, — проблема рассмотрения педагогических инноваций в контексте различных темпоральных режи-
Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики
51
мов культуры, ориентированных на прошлое (традиционное общество), будущее (Новое время, модерн, индустриальное общество, 1789-1989 гг.), настоящее (постиндустриальное общество, общество знаний, конец ХХ — первые десятилетия XXI в.). Это принципиально новый взгляд на развитие инноваций в теории и практике образования.
Пристальное внимание участников форума привлекла проблема ретроинноваций. Так, Е. Н. Астафьева (АСОУ, Москва) высказала точку зрения, согласно которой использование этого термина является некорректным. Опираясь на идеи И. Пригожина и ряда других исследователей инноваций, она отстаивала целесообразность использования термина «ретровведе-ние».
В формате форума был проведен круглый стол «Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст». В обсуждении этих вопросов активное участие приняли доктора педагогических наук, профессора Л. В. Быкасова (Таганрог), Г. Б. Корнетов (Москва), М. А. Лукацкий (Москва), Е. Ю. Рогачева (Владимир), А. А. Романов (Рязань), А. В. Уткин (Екатеринбург), А. Н. Шевелёв (Санкт-Петербург), а также другие участники форума.
Участники круглого стола высказали убеждение в том, что, пытаясь сегодня осмыслить достижения, трудности и перспективы современного инновационного движения в отечественном образовании, необходимо обратиться к его истокам, рассмотреть особенности его зарождения и становления. И на основе проведенного историко-теоретического анализа извлечь возможные уроки, понять причины успехов и неудач, оценить его потенциал с точки зрения решения реальных проблем школы и педагогики.
М. А. Лукацкий обратил внимание на неразработанность понятийно-терминологического аппарата педагогической инноватики. Это обстоятельство, по его мнению, препятствует как адекватному пониманию инновационных процессов в образовании, так и продуктивному диалогу исследователей инновационной проблематики. По его мнению, корректная формулировка понятий невозможна без учета историко-педаго-гического контекста рассматриваемых событий, процессов, феноменов, идей, теорий, практик, технологий.
А. Н. Шевелёв поставил вопрос о целесообразности выработки единого подхода к трактовке проблем педагогических инноваций в прошлом и настоящем.
А. В. Уткин акцентировал внимание на необходимости выявления инновационных циклов в историко-педагогическом процессе на примере развития отечественного школьного образования в XVIII — начале XXI века. Он использовал разработанную в первой половине 1990-х годов концепцию Э. Д. Днепрова о сменяющих друг друга циклах реформ и контрреформ в российском образовании, соотнеся их с циклами подъемов и спадов мировой экономики, описанных в 1920-е годы Н. Д. Кондратьевым.
А. А. Романов предложил развернуть на страницах научно-педагогических журналов, главные редакторы которых присутствовали на форуме, дискуссию о проблемах изучения инноваций в теории и практике образования в историко-педа-гогическом контексте. Присутствовавшие главные редакторы таких педагогических изданий, как «Известия Российской академии образования», «Историко-педагогический журнал», «Психолого-педагогический поиск», не только поддержали это предложение, но и выразили готовность осветить на страницах этих периодических изданий вопросы, обсуждавшиеся на форуме.
В заключение работы форума была уточнена программа XV международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании», провести которую планируется 14 ноября 2019 года в АСОУ. В формате предстоящей конференции предполагается издать три книги — сборник материалов конференции, монографию «Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования», учебное пособие «Традиции и инновации в истории и теории педагогики». В связи с этим было предложено представить готовящиеся исследователями материалы в форме научных статей в научно-педагогические и методические журналы. Кроме того, было озвучено предложение о проведении в рамках предстоящей конференции круглого стола, посвященного анализу познавательного и эвристического потенциала рациональной и исторической реконструкции педагогических инноваций и традиций в историко-педагогиче-ском процессе.
52
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
Литература
1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-62.
2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-64.
3. Астафьева, Е. Н. История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 161-180.
4. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59-62.
5. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с.
6. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография:
в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2019. — Т. 2. — 260 с.
7. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1. — С. 15-41.
8. Корнетов, Г. Б. Познание прошлой педагогической реальности / Г. Б. Корнетов // Историко-педагоги-ческий журнал. — 2018. — № 1. — С. 37-63.
9. Корнетов, Г. Б. Понимание педагогики как истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагоги -ческий поиск. — 2013. — № 4 (28). — С. 123-134.
10. Корнетов, Г. Б. Постижение истории педагогики: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2014. — 152 с.
11. Корнетов, Г. Б. Развитие теории и практики образования: история и современность: монография / Г. Б. Корнетов. — М.: АСОУ, 2018. — 460 с.
12. Корнетов, Г. Б. Размышления об истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2018. — № 1 (41). — С. 11-34.
References
1. Astafyeva, E. N. Ascending to the history of pedagogy / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Pod-moskovye]. - 2015. - № 4 (6). - P. 57-62.
2. Astafyeva, E. N. Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history / E. N. Astafyeva / Innovative projects and programs in education. — 2019. — № 1. — P. 62-64.
3. Astafyeva, E. N. History of pedagogy at the Academy of Social Management: analysis of recent scientific events / E. N. Astafyeva // History of education journal. — 2017. — № 4. — P. 161-180.
4. Astafyeva, E. N. Cognitive and educational potential of the history of pedagogics / E. N. Astafyeva // Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya [Academia. Pedagogical journal of Podmoskovye]. — 2016. — № 2. — P. 59-62.
5. Innovatsii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-ped-agogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: pedagogical history context: monograph: in 2 vol.] / pod red. G. B. Kor-netova [ed. by G. B. Kornetov]. — M.: ASOU, 2019. — Vol. 1. — 208 p.
6. Innovatsii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-ped-agogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: pedagogical history
context: monograph: in 2 vol.] / pod red. G. B. Kor-netova [ed. by G. B. Kornetov]. — M.: ASOU, 2019. — Vol. 2. — 260 p.
7. Kornetov, G. B. Social and educational innovations in the context of history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2019. — № 1. — P. 15-41.
8. Kornetov, G. B. The knowledge of the past pedagogical reality/ G. B. Kornetov // History of education journal. — 2018. — № 1. — P. 37-63.
9. Kornetov, G. B. Pedagogy viewed through the prism of history of pedagogy / G. B. Kornetov // Psychological and pedagogical search. — 2013. — № 4 (28). — P. 123134.
10. Kornetov, G. B. Postizheniye istorii pedagogiki: monografiya [Comprehending the history of pedagogy: monograph] / G. B. Kornetov. — M.: ASOU, 2014. — 152 p.
11. Kornetov, G. B. Razvitie teorii i praktiki obrazovaniya: istoriya i sovremennost: monografiya [ Education theory and practice development: history and today: monograph] / G. B. Kornetov. — M.: ASOU, 2018. — 460 p.
12. Kornetov, G. B. Reflections on the history of pedagogy / G. B. Kornetov // The humanities (Yalta). — 2018. — № 1 (41). — P. 11-34.