Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" И "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА"'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" И "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА" / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПОРОЖДАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОИСКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / FEDERAL PROJECT "MODERN SCHOOL" / FEDERAL PROJECT "SUCCESS OF EVERY CHILD" / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / GENERATIVE PEDAGOGY / LEARNING BY SEARCHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

Рассмотрена модель порождающей педагогики, активное использование которой в деятельности российских школ может стать эффективным способом реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE GENERATIVE PEDAGOGY IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL PROJECTS "MODERN SCHOOL" AND "SUCCESS OF EVERY CHILD"

The article considers the model of generative pedagogy which can be used by Russian schools as an effective means of implementing the federal projects «Modern school» and «Success of every child».

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" И "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА"»

Современные технологии профессионального образования

УДК 37.014.5

Е. Н. Астафьева

Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

Аннотация

Рассмотрена модель порождающей педагогики, активное использование которой в деятельности российских школ может стать эффективным способом реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».

I Ключевые слова: федеральный проект «Современная школа»; федеральный проект «Успех каждого ребенка»; педагогические инновации; порождающая педагогика; поисковое обучение.

E. N. Astafyeva

Innovative potential of the generative pedagogy in the implementation of federa projects «Modern school» and «Success of every child»

Abstract

The article considers the model of generative pedagogy which can be used by Russian schools as an effective means of implementing the federal projects «Modern school» and «Success of every child».

I Keywords: federal project «Modern school»; federal project «Success of every child»; pedagogical innovations; generative pedagogy; learning by searching.

Исследования, проведенные в последние годы отечественными авторами, убедительно свидетельствуют о том, что российское образование приобретает всё более ярко выраженный инновационный характер, который опирается и на особенности становящегося общества знаний, и на устойчивую историко-педагогическую традицию,

и на действующее законодательство — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [2; 3; 4; 5; 8; 9; 10; 14; 16; 25; 26; 47]1. Инновационный подход

1 См., например: Астафьева Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) // Историко-педагогический журнал. 2019. № 4. С. 139-151;

Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов

«Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

31

пронизывает и такой важнейший документ, определяющий стратегию развития отечественного образования на период с 2018 до 2024 года, как национальный проект «Образование» [21].

Президент РФ В. В. Путин в своем Указе от 7 мая 2019 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», раскрывая смысл, основное содержание и направленность «национального проекта в сфере образования», в качестве двух первых задач, которые требуют скорейшего решения, назвал следующие: 1) «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс...» и 2) «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [1].

В паспорте национального проекта «Образование», который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года, из десяти федеральных проектов, входящих в структуру национального проекта «Образование», два первых проекта — «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» — направлены на обеспечение решения двух названных выше задач [46].

Одним из оптимальных и наиболее эффективных способов достижения поставленных целей может стать использование педагогического подхода, реализация которого с помощью конкретных технологий образования, методик воспитания и обучения позволила бы органично соединить решение задач, содержащихся в федеральных проектах «Современная школа» и «Успех каждого ребенка». То есть, с одной стороны, эффективно способствовать освоению обучающимися базовых знаний, навыков и умений, повышать их мотивацию к учебной деятельности, обеспечивать устойчивую вовлеченность школьников в педагогический процесс, а с другой стороны, всячески выявлять, поддерживать, развивать способности и таланты у всех без исключения детей и подростков, содействовать их само-

Астафьева Е. Н. Трактовка педагогических инноваций и педагогической инноватики в отечественной науке (2000-е — 2010-е гг.) // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2. С. 44-57.

определению в пространстве жизни и осознанному выбору профессии.

Концептуальной основой поиска такого базового педагогического подхода могут стать разрабатываемые в 2010-х годах Г. Б. Корнетовым модели передающей, порождающей и преобразующей педагогики, позволяющие типологизировать различные теории и практики образования сквозь призму характера обучающей деятельности [11; 17; 18; 29; 30; 31; 32; 37].

Согласно точке зрения Г. Б. Корнетова, смысл передающей педагогики сводится к тому, что элементы накопленного человечеством культурного опыта особым образом адаптируются, включаются в содержание образования и передаются на-ставниками-учителями подрастающим поколениям, которые усваивают предлагаемые им знания, отрабатывают умения и навыки по их использованию, формируют компетенции под руководством педагогов. Порождающая педагогика, считает Г. Б. Корнетов, акцент при организации процесса образования человека делает на создании условий, способствующих развитию его творческой активности, в ходе которой он участвует в постановке познавательных проблем, ищет и находит их решения, таким образом не получая готовые знания, а самостоятельно «добывая» их, осваивая способы их поиска, проверки, практического применения, перенесения в новые ситуации. И наконец, преобразующая педагогика в работах Г. Б. Корнетова предстает ориентированной на соединение процесса образования человека с процессом преобразования им окружающего мира, в ходе которого он также развивает себя, накапливает опыт деятельности и общения, овладевает знаниями, умениями, навыками, компетенциями, формирует нравственные установки и т. д.

Очевидно, что передающая педагогика привлекательна тем, что позволяет предельно четко планировать и регламентировать образовательный процесс, регулировать его, шаг за шагом выделять в нем последовательные этапы, детально определять желаемые результаты каждого из них и проверять степень их достижения. На эту модель ориентировалась и ориентируется традиционная школа, она детально прорабатывалась и прорабатывается сегодня в рамках теории и практики образования, ориентированных на бихевиористский подход. Именно передающая педагогика, в конечном счете, наиболее удобна как для выстраивания содержания различных образовательных стандартов, так и для управления их реализацией. Однако признано, что передающая педагогика затрудняет реализацию компетентностного подхода в образо-

32

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

вании, развитие творческого потенциала обучающихся. Она преимущественно ориентирована не на ребенка в процессе образование, а на обеспечение передачи ему предварительно отобранного и особым образом организованного содержания образования.

Американский философ-прагматист и педа-гог-прогрессивист Дж. Дьюи, признанный самым влиятельным мыслителем образования ХХ века, в статье «The child and curriculum» (1902), которая была опубликована в России в 1921 году под названием «Ребенок и программа», характеризуя так называемый традиционный подход к организации школьного обучения, по сути раскрыл смысл передающей педагогики. Говоря о том, что сторонники этого подхода прежде всего обращают «внимание на содержание программы, сравнивая ее с содержанием личного детского опыта», Дж. Дьюи писал: «Выходит так, как будто они говорят: жизнь ребенка мелка, узка и несовершенна, в таком случае преподавание откроет широкий мир со всей полнотой и сложностью его содержания. Жизнь ребенка эгоистична, но центрична, импульсивна. В таком случае в этих предметах будет найден объективный мир истины, законности и порядка. Его опыт смутен, неопределенен и зависит от настроения момента и данных условий? В таком случае науки преподнесут ему мир, основанный на вечных и общих истинах; мир, в котором все размерено и определено. Отсюда следует мораль: игнорируй и умаляй индивидуальные особенности, причуды и опыт ребенка. Это то, от чего надо отделаться. Они должны быть заглушены и ограничены. Наша работа как воспитателей заключается в том, чтобы дать взамен этих поверхностных и случайных явлений прочные и правильно расположенные реальности; а их можно найти только в предметах преподавания и на уроках. Разделите каждый предмет па отдельные отрасли; отрасли — на уроки; каждый урок — на определенные факты и формулы. Заставьте ребенка овладеть шаг за шагом каждой из этих отдельных частей, и, наконец, он овладеет всей площадью. Дорога, которая кажется такой длинной, если на нее смотреть в целом, может быть легко пройдена при условии ее деления на целый ряд ступеней. Поэтому главное внимание обращается на логическое распределение и последовательность в предметах преподавания. При таком взгляде проблема обучения заключается в составлении учебников, разделенных на логические части и расположенные в известной последовательности и в преподнесении этих частей классу таким же определенным и постепенным образом. Содержание программы является целью и определяет метод. Ребенок — это просто

незрелое существо, и его нужно сделать зрелым; он поверхность, и его надо углубить; его узкий опыт должен быть расширен. Он должен получать, принимать. Его роль исполнена, если он послушен и дает вести себя» [7].

Использование преобразующей педагогики, ориентированной на встраивание учебно-воспитательной работы в конкретные реально существующие жизненные ситуации, в отличие от передающей педагогики, крайне затрудняет регламентацию и стандартизацию образовательного процесса, реализацию его на основе заранее разработанных учебных программ с конкретным содержанием и жестко заданными, четко измеряемыми результатами [15; 39; 41; 42]. Опыт использования этой модели в России, например, так называемыми общественно активными школами показывает, что в условиях нашей страны и существующих у нас ФГОС ОО, она применяется весьма ограниченно во внеклассной и особенно во внешкольной образовательной деятельности [23; 24]2.

Представляется, что для решения задач, поставленных федеральными проектами «Современная школа» и «Успех каждого ребенка», наибольшие перспективы открывает модель порождающей педагогики [20; 22; 27; 28; 33]. Характеризуя порождающую педагогику, Г. Б. Корнетов пишет: «В последние годы в научной литературе развивается точка зрения, согласно которой порождающая педагогика базируется на стремлении организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся не находился в позиции пассивного потребителя готового знания, передаваемого ему наставником, а сам активно участвовал в процессе “добывания” знания, занимал позицию исследователя, открывающего для себя не только само новое знание, но и методы его получения и осмысления, осваивал способы постановки и решения познавательных проблем» [22].

Пониманию инновационного потенциала преобразующей педагогики для решения задач, содержащихся в федеральных проектах «Современная школа» и «Успех каждого ребенка», способствуют идеи М. В. Кларина, сформулированные им в монографии «Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта» (2016). Высказывая убеждение, что «инновационные подходы к обучению можно разделить на два главных типа» (которые в нашем изложении соответствуют мо-

2 См.: Астафьева Е. Н. Модель российской общественно активной школы в контексте концепции преобразующей педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 1. С. 44-56.

Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов

«Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

33

делям передающей и порождающей педагогики), он характеризует выделенные им типы инноваций следующим образом: «(1) Инновации, модернизирующие обучение, — направлены на достижение гарантированных результатов в рамках преобладающей традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению ориентирован преимущественно на высокоэффективное репродуктивное обучение. (2) Инновации, преобразующие традиционное обучение, — направлены на организацию поисковой, исследовательской учебно-познавательной деятельности. Поисковый подход к обучению прежде всего формирует у учащихся опыт самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, опыт творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций/отно-шений» [12, с. 25-26].

Выделенный М. В. Клариным второй тип инноваций в образовании ориентирован на модель порождающей педагогики, в основе которой лежит идея организации поисковой деятельности обучающихся. В ходе самостоятельного поиска, в той или иной степени и форме поддерживаемого учителями, школьники осмысливают познавательные, практические и коммуникационные проблемы, всё более и более самостоятельно участвуя в процессе их постановки, ищут необходимую информацию для их решения, работают с этой информацией, учатся ее использовать, находят ответы на сформулированные вопросы, используют полученные ранее знания, умения, навыки, компетенции для постановки и решения следующих проблем. При этом обучающиеся активно и творчески действуют и индивидуально, и коллективно совместно с другими школьниками.

Перспективность поискового обучения (а в нашем случае — порождающей педагогики) М. В. Кларин связывает с тем, что «задача современного обучения (и шире — образования) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Он пишет, что «существенной характеристикой моделей обучения, основанных на поисковом подходе, является рефлексия деятельности учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане. Перевод процессуального плана обучения в содержательный осуществляется по следующим направлениям: специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления; специальное обучение процедурам обсуждения; формирование дискуссионной культуры; специальная разработка эмоционально-личностной стороны учебно-игровой деятель-

ности, связанной с ее ролевыми компонентами; эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование. <...> Учебный процесс моделирует процесс научного исследования, поиск новых знаний. При таком понимании обучения учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания организованного (направляемого) педагогом. (“Мы думаем только тогда, когда сталкиваемся с проблемой” Джон Дьюи.). В идеале, педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с педагогом строится как учебно-познавательное, в котором педагог выступает как один из источников информации. Поисковая направленность обучения опирается на собственный опыт учащихся, который организует педагог. Задача обучения — развивать у учащихся возможности творчески осваивать новый опыт. Основой такого освоения служит целенаправленное формирование творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений. Ход и результаты обучения приобретают личностный характер» [Там же, с. 185, 183, 199-200].

Инновационный потенциал порождающей педагогики, которая базируется на поисковых методах обучения, может быть реализован и в форме ретроинноваций (или, как еще называют, ретро-введений)3, и посредством создания достаточно оригинальных новшеств, касающихся как современного образовательного процесса в целом, так и его различных сторон, аспектов, элементов. Особенность педагогических ретроинноваций заключается в том, что они разрабатываются и реализуются на основе уже созданных ранее (иногда в далеком прошлом) педагогических идей, подходов и теорий, практик, технологий и методик. В таких случаях инновационность проявляется в том, что уже существующий педагогический феномен включается в иной, чем прежде, контекст, адаптируется, изменяется, модифицируется, модернизируется применительно к новым условиях, потребностям, ситуациям, возможностям, задачам, получая тем самым качественно новые черты,

3 См.: Астафьева Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 2. С. 41-49; Астафьева Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4. С. 18-27.

34

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

свойства и характеристики, обретая новую форму и содержание, неведомые доныне механизмы внедрения и реализации.

Поясним это конкретным примером. Говоря о том, что у истоков порождающей педагогики стоял древнегреческий философ Сократ (470/469-399 гг. до н. э.), Г. Б. Корнетов следующим образом описывает созданный «мудрейшим из греков» порождающий метод обучения: «Сократ утверждал, что приобретение истинного знания есть как бы процесс извлечения этого знания человеком из самого себя, из своей души, процесс рождения знания, но это рождение происходит лишь тогда, когда человек готов к овладению истинным знанием, обладает необходимым жизненным опытом и навыками самостоятельной мыслительной деятельности, прилагает огромные личные усилия для постижения истины. Вот здесь-то, по мнению Сократа, и необходима помощь мудрого учителя-наставника, выступающего в роли своеобразной повитухи. Сам Сократ, ведя свои знаменитые философские беседы, не навязывал ученикам готовое знание. Он помогал собеседникам как бы “родить” собственную истину, которая неизбежно приобретала для них личностный смысл. Поэ-тому-то он и называл свой метод “майевтикой” — повивальным искусством. <...> Метод майевтики Сократа и есть первый известный нам метод порождающей педагогики, который был концептуально отрефлексирован в диалогах Платона и успешно реализован на практике самим Сократом» [20, с. 46-56, 48, 53].

На протяжении всей последующей 24-вековой истории педагогики метод обучения Сократа широко использовался в практике образования, неоднократно модифицировался, постоянно служил образцом, источником и основой огромного числа педагогических инноваций [13]. Например, сократический метод получил свое модифицированное воплощение в технологии (методе) проблемного обучения. Проблемное обучение, продолжающее линию Сократа в организации педагогического процесса, восходит к идеям Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пе-сталоцци, А. Дистервега. Оно концептуально оформилось в эффективный способ образования подрастающих поколений в начале ХХ века в работах представителей реформаторской педагогики (нового воспитания) и, прежде всего, в трудах Дж. Дьюи. Все более и более широко проблемное обучение стало использоваться во всем мире с 1950-х годов. (Дж. Брунер, В. Оконь, Э. де Боно, У. Александер, П. Хальверсон и др.) Оно не утратило своего значения и в XXI столетии. В нашей стране на развитие проблемного обучения огромное

влияние оказали идеи психологов Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, философа Э. В. Ильенкова. Огромный вклад в его разработку и внедрение в 1960 — 1980-х годах внесли В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др. Технология проблемного обучения является важнейшей составляющей систем развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.). В 2010-е годы в нашей стране в условиях реализации нового поколения ФГОС всех уровней образования проблемное обучение как один из самых эффективных методов активного обучения оказался востребованным и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школах, и в колледжах, и в вузах, и в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Говоря о том, что «сегодня пример Сократа централен для теории и практики гуманитарного образования», американский философ М. Нусба-ум пишет, что «идеи Сократа заложили основу того, к чему в дальнейшем все стремились: именно Сократ говорил о значении самоанализа, о личной ответственности и самостоятельной умственной деятельности как мерах противопоставления образованию, превращающему ученика в послушный инструмент традиций и авторитетов. <...> Существует живая традиция, использующая сократические ценности для воспитания граждан определенного типа — активных, требовательных, любознательных, способных противостоять авторитетам и давлению коллектива» [45, с. 86-87, 98].

Метод обучения Сократа, рассмотренный с учетом его последующих модификаций и помещенный в пространство проблем и возможностей современной педагогики, может быть использован при решении задач, поставленных федеральными проектами «Современная школа» и «Успех каждого ребенка». Однако это предполагает не его механический перенос в сегодняшний день, а его эвристическое переосмысление [43] и использование в качестве «строительного материала» при создании педагогических инструментов работы с детьми, способствующих их развитию в процессе освоения окружающего мира и постижению себя в этом мире, раскрытию и реализации собственного потенциала, самоопределению в социокультурном пространстве и сознательному выбору профессии. Например, метод обучения Сократа сегодня продуктивно интегрируется с цифровыми технологиями в образовании.

Интересным примером создания современного метода обучения на основе порождающих педагогических идей Сократа является получившая широкое признание технология искусства обу-

Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов

«Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

35

чения через дискуссию, которая была разработана французским философом Оскаром Бренифье, директором Парижского института практической философии, основоположником теории и практики философского консультирования. Вслед за «мудрейшим из греков» он исходит из того, что в процессе овладения знаниями человек прежде всего должен опереться на имеющийся у него личный опыт, понять суть своих ошибочных мнений, предпринять личностные усилия по осознанию своего незнания и его преодоления посредством движения к истине. Говоря о том, что «способность отстраняться от себя самого и, более того, “выдергивать” себя из себя самого, остается одной из важнейших задач как для учителя, так и для ученика», О. Бренифье сводит основную идею дискуссии «как педагогического инструмента», в конечном счете, к «“выдергиванию” себя и себя самого» [ 6, с. 9-10]. Таким образом, он, как и Сократ, предлагает метод преобразования человеком самого себя посредством поиска и постижения истины через особым образом организованное общение с другими людьми в форме живой дискуссии под руководством наставника-педагога (учителя, преподавателя, тренера).

Вся история образования убедительно свидетельствует о том, что усвоение базовых знаний, умений и навыков, являющихся как фундаментом всего последующего присвоения каждым ребенком накопленной человеческом культуры, так и обязательным условием его полноценного индивидуально-личностного развития, наиболее продуктивно происходит в таких педагогических ситуациях, которые способствуют активному, самостоятельному, творческому освоению соответствующих элементов социокультурного опыта в организуемом учителем учебно-воспитательном процессе [40, с. 31—36].

Порождающая педагогика (например, в форме технологии проблемного обучения) и создает предпосылки именно для такого решения учебных задач. Для обучающегося ребенка заведомо обладает большей значимостью то, что сопряжено с имманентно ему присущими внутренними познавательными интенциями, связанными с природной детской любознательностью и активностью, чем то, что передают ему в готовом виде более опытные взрослые. Выявить эту природную активность и любознательность, опереться на нее, поддержать ее, а в случае необходимости и простимулировать, позволяет порождающая педагогика, содействуя при этом раскрытию и обогащению творческого потенциала растущего человека. Именно она естественным образом вовлекает детей и подростков в образовательный процесс, который не столько на-

кладывает на них внешние рамки поведения, сколько дает возможность реализовать себя, пробуждает интерес к постижению и применению знаний, побуждает к освоению всё новых и новых способов деятельности и общения, формирует мотивацию продуктивного поведения. Продуктивная педагогика, вовлекая обучающихся в образовательный процесс и формируя у них устойчивую учебную мотивацию, создавая простор для творчества представителей подрастающего поколения, оказывается эффективным средством выявления, поддержки и развития способностей и талантов каждого ребенка и подростка, ибо каждый из них обладает определенным потенциалом [19; 34; 35; 36; 38].

Именно порождающая педагогика содействует проявлению, закреплению и развитию того, что называют одаренностью человека, которая, по мнению современных авторов, «связана как с его врожденными природными задатками, так и с прижизненно приобретаемыми способностями; может характеризовать различные сферы его психики, внутреннего мира и организма; развивается и реализуется в его деятельности и может быть проявлена в самых различных областях; представляет своеобразное сочетание выдающихся способностей, позволяющее быть успешным в выполнении конкретных видов деятельности, в познании и преобразовании действительности; проявляется как в уже имеющихся высоких достижениях, так и в наличии у него еще нереализованного потенциала, позволяющего в перспективе иметь такие достижения; позволяет успешно действовать в новых условиях жизни и решать новые задачи, способствует творческой активности; характеризуется инструментальными (могу) и мотивационными (хочу) аспектами поведения» [44, с. 50-51].

На основе развития потенциала ребенка, проявления и реализации его одаренности, что в значительной мере обеспечивает модель порождающей педагогики, можно системно выстраивать профориентационную работу с ним, создавать целесообразно организованное пространство жизнедеятельности, содействующее ознакомлению с различными профессиями и соотнесению с ними собственных возможностей и потребностей, мотивов и интересов.

Таким образом, поиск эффективных способов реализации федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» обращает теоретиков и практиков современного отечественного образования к активному использованию модели порождающей педагогики в деятельности российских школ.

36

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. — URL: https:// rg.ru/2018/05/08/presidentukaz204-site-dok.html (дата обращения: 02.06.2020).

2. Астафьева Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.

3. Астафьева Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-51.

4. Астафьева Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41-45.

5. Астафьева Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15-22.

6. Бренифье О. Искусство обучать через дискуссию: учебное пособие / О. Бренифье; научный ред. В. В. Черненко; пер. с фр. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 128 с. — ISBN 978-5-4315-0923-0.

7. Дьюи Дж. Ребенок и программа / Дж. Дьюи; пер. с англ. Л. Азаревич // Педагогика Джона Дьюи: учебное пособие; авто.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2010. — С. 55-70.

8. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 1- 208 с. — ISBN 978-5-91543-283-2.

9. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 2 — 260 с. — ISBN 978-5-91543-284-9.

10. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании: материалы XV Международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2019 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2019. — 160 с. — ISBN 978-5-91543-293-1.

11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2018. — 256 с. — ISBN 978-5-91543-271-9.

12. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. — Москва: Луч, 2016. — 640 с. — ISBN 978-5-88915-093-0.

13. Кобзев М. С. Сократовский метод обучения / М. С. Кобзев, Н. Л. Горбачев. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1991. — 91 с. — ISBN 5-292-01408-7.

14. Корнетов Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов //

Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 31-40.

15. Корнетов Г. Б. Восхождение к преобразующей педагогике / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 4. — С. 62-91.

16. Корнетов Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 36-48.

17. Корнетов Г. Б. Историко-теоретическое исследование педагогической реальности: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2018. — 240 с. — ISBN 978-5-91543-268-9.

18. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое осмысление передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2014. — № 3. — С. 133-142.

19. Корнетов Г. Б. Как разработать модели социализации одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 53-59.

20. Корнетов Г. Б. Майевтика Сократа: у истоков порождающей педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 46-56.

21. Корнетов Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019 — № 5. — С. 6-14.

22. Корнетов Г. Б. Образец порождающей педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2018. — № 2 (46). — С. 68-79.

23. Корнетов Г. Б. Общественно активные школы в современной России / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 1. — С. 52-59.

24. Корнетов Г. Б. Общественно активные школы: возможности реализации системно-деятельностного подхода / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2013. — № 2 (26). — С. 59-67.

25. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 1/ Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 72-100.

26. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 2. — С. 58-86.

27. Корнетов Г. Б. Передающая и порождающая педа-

гогика сквозь призму бинарных классификаций моделей обучения (Статья 1) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2018. —

№ 2. — С. 53-73.

28. Корнетов Г. Б. Передающая и порождающая педагогика сквозь призму бинарных классификаций моделей обучения (Статья 2) / Г. Б. Корнетов //

Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов

«Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Историко-педагогический журнал. — 2018. —

№ 3. — С. 54-79.

29. Корнетов Г. Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории, теории и практике образования / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2014. — № 6. — С. 3-9.

30. Корнетов Г. Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в образовании / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 51-58.

31. Корнетов Г. Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика как базовые модели теории и практики образования / Г. Б. Корнетов // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2014. — № 19 (38). — С. 9-17.

32. Корнетов Г. Б. Передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории, теории и практике образования / Г. Б. Корнетов // Непрерывное образование. — 2014. — № 3 (9). — С. 17-22.

33. Корнетов Г. Б. Порождающая педагогика Сократа Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 18-24.

34. Корнетов Г. Б. Разработка моделей социализации одаренных детей и подростов / Г. Б. Корнетов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2017. — № 1. — С. 27-36.

35. Корнетов Г. Б. Современные подходы к социализации и образованию одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2017. — № 1. — С. 72-81.

36. Корнетов Г. Б. Социализация одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 47-55.

37. Корнетов Г. Б. Становление и сущность передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2017. — № 4. — С. 46-57.

38. Корнетов Г. Б. Теоретические подходы к разработке моделей социализации одаренных детей и подростков / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 1. — С. 49-55.

39. Корнетов Г. Б. Феномен преобразующей педагогики / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 4. — С. 6-21.

40. Корнетов Г. Б. Феномен школьной технологии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2016. — № 4. — С. 31-36.

41. Корнетов Г. Б. Характер, особенности и смысл преобразующей педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2018. — № 3. — С. 95-117.

42. Корнетов Г. Б. Что такое преобразующая педагогика? / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 4 (48). — С. 13-27.

43. Корнетов Г. Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов средневековья и нового времени: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. — 388 с. — ISBN 978-5-904212-10-0.

44. Корнетов Г. Б. Социализация одаренных детей и подростков: пути и модели осуществления: монография/ Г. Б. Корнетов, А. А. Кармаев. — Москва: АСОУ, 2017. — 152 с. — ISBN 978-5-91543-213-9.

45. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум; пер. с англ. М. Бендет. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-1101-5.

46. Паспорт национального проекта «Образование». — URL: http:// www.econom22.ru/pnp/

natsionalnye-proekty-programmy/Образование.pdf (дата обращения: 02.06.2020).

47. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва: АСОУ, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-91543-291-7.

References

1. O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh

razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2018 g. № 204 [On the national goals and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: decree of the President of the RF of 7 May, 2018 № 204]. Available at: https://rg.ru/2018/05/08/presidentu-

kaz204-site-dok.html (accessed 2 June, 2020).

2. Astafyeva E. N. Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative projects and problems in education, 2019, n. 1, pp. 62-66. (In Russian)

3. Astafieva E. N. Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and problems in education, 2019, n. 3, pp. 49-51. (In Russian)

4. Astafyeva E. N. Innovations and traditions in the past and present of pedagogy. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 6, pp. 41-45. (In Russian)

5. Astafieva E. N. Understanding the balance of tradition and innovation in russian science of the XXI century. Innovative projects and problems in education, 2019, n. 5, pp. 15-22. (In Russian)

6. Brenifier O. Iskusstvo obuchat cherez diskussiiu: ucheb-noe posobie [The art of teaching though discussion: manual]. Sc. ed. V. V. Chernenko; tr. from French. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publ., 2016. 128 p.

7. Dewey J. The Child and the curriculum. Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1902. Rus. edition: Re-benok i programma. Tr. from English by L. Azarevich. In Pedagogika Dzhona Diui: uchebnoe posobie [John Dewey’s pedagogy]. Comp. author G. B. Kornetov. Moscow: ASOU Publ., 2010. Pp. 55-70. (In Russian)

8. Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniya: istoriko-peda-gogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 1, ed. by G. B. Kornetov. Moscow, ASOU Publ., 2019, 208 p.

38

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2020

9. Innovatsii v teorii ipraktike obrazovaniya: istoriko-peda-gogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 2, ed. by G. B. Kor-netov. Moscow, ASOU Publ., 2019. 260 p.

10. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysyache-letiya: innovatsii v istorii pedagogiki i sovremennom obrazovanii: materialy XV Mezhduna-rodnoj nauchny konferentsii. Moskva, 14 noyabrya 2019 g. [History of pedagogy at the beginning of the III millennium: innovations in the history of pedagogy and modern education: proceedings of the XV international scientific conference, 14 November, 2019], comp. ed. G. B. Kor-netov. Moscow, ASOU Publ., 2019.160 p.

11. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysyachele-tiya: peredaiushchaia, porozhdaiushchaia i preobrazui-ushchaia pedagogika v istorii obrazovaniia: materialy chetirnadtsatoi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 15 noyabrya 2018 g. [History of pedagogy at the beginning of the III Millennium: transmitting, generating and transformative pedagogy: proceedings of the fourteenth international scientific conference. Moscow, November 15, 2018]. Comp. ed. G. B. Kornetov. Moscow: ASOU, 2018. 256 p.

12. Klarin M. V. Innovatsionnye modeli obucheniia: issledo-vanie mirovogo opyta: monografiia [Innovative educational models: the study of world experience: monograph]. Moscow: Luch Publ., 2016. 640 p.

13. Kobzev M. S., Gorbachev N. L. Sokratovskii metod obucheniia [Socratic method of teaching]. Saratov: Izd-vo Saratov. un-ta Publ., 1991. 91 p.

14. Kornetov G. B. Alternative schools and alternative education in the Russian pedagogical tradition: the beginning of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 2, pp. 31- 40. (in Russian)

15. Kornetov G. B. Rise to transformative pedagogy. History of education journal, 2018, n. 4, pp. 62-91. (In Russian)

16. Kornetov G. B. Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 3, pp. 36-48. (In Russian)

17. Kornetov G. B. Istoriko-teoreticheskoe issledovanie ped-agogicheskoi realnosti: monografiia [Research on the theory and history of today’s education: monograph]. Moscow: ASOU, 2018. 240 p.

18. Kornetov G. B. Historical and pedagogical interpretation of generic and reformatory pedagogy. Psychological and pedagogical search, 2014, n. 3, pp. 133-142. (In Russian)

19. Kornetov G. B. Kak razrabotat modeli sotsializatsii odarennykh detei i podrostkov [How to develop socialization models for gifted children and teenagers]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2017, n. 4, pp. 53-59.

20. Kornetov G. B. The Socratic method of maieutics: the origins of generic pedagogy. Psychological and pedagogical search, 2018, n. 3 (47), pp. 46-56. (In Russian)

21. Kornetov G. B. National project «Education»: innovative context. Innovative programs and projects in education, 2019, n. 5, pp. 6-14. (In Russian)

22. Kornetov G. B. An example of generative pedagogy. Izvestiia Rossiyskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education]. 2018, n. 2 (46), pp. 68-79. (In Russian)

23. Kornetov G. B. Social-minded school in modern Russia. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovia [Pedagogical journal of Moscow oblast], 2015, n. 1, pp. 52-59. (In Russian)

24. Kornetov G.B. Socially active schools: options of implementing a system/action approach. Izvestiia Rossiyskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education], 2013, n. 2 (26), pp. 59-67. (In Russian)

25. Kornetov G. B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s-the second third of the 1990s.) Article 1. History of education journal, 2019, n. 1, pp. 72-100. (In Russian)

26. Kornetov G. B. Teachers-innovators, new pedagogical thinking and innovative movement in the domestic school education (the second half of the 1980s-the second third of the 1990s.) Article 2. History of education journal, 2019, n. 2, pp. 58-86. (In Russian)

27. Kornetov G. B. The transmitting and generating pedagogy through the prism of binary classification models of learning. Article 1. History of education journal, 2018, n. 2, pp. 53-73. (In Russian)

28. Kornetov G.B. The transmitting and generating pedagogy through the prism of binary classification models of learning. Article 2. History of education journal, 2018, n. 3, pp. 54-79. (In Russian)

29. Kornetov G. B. Peredaiushchaia, porozhdaiushchaia i preobrazuiushchaia pedagogika v istorii, teorii i prak-tike obrazovaniia [Transmitting, generating and transformative pedagogy in education history, theory and practice]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2014, n. 6, pp. 3-9.

30. Kornetov G. B. Transmitting, generating and transforming pedagogy in education. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovya [Pedagogical journal of Moscow oblast], 2015, n. 2, pp. 51-58. (In Russian)

31. Kornetov G. B. Transmitting, generating and transforming pedagogy as the basic model of educational theory and practice. Bulletin of Vladimir state university named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: Pedagogical and psychological sciences., 2014, n. 19 (38), pp. 9-17. (In Russian)

32. Kornetov G. B. The transmitting, generative and transformative pedagogy in the education history, theory and practice. Nepreryvnoe obrazovanie [Continuing education], 2014, n. 3 (9), pp. 17-22. (In Russian)

33. Kornetov G. B. Generative pedagogy of Socrates. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 3, pp. 18-24. (In Russian)

34. Kornetov G. B. Razrabotka modelei sotsializatsii odarennykh detei i podrostov [The development of socialization models for gifted children and adolescents]. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh [News of research in psychology and pedagogy], 2017, n. 1, pp. 27-36.

35. Kornetov G. B. Modern approaches to socialization and education of gifted children and adolescents. Izvestiia Rossiyskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education], 2017, n. 1, pp. 72-81. (In Russian)

36. Kornetov G. B. Socialization of gifted children and teenagers. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovya [Pedagogical journal of Moscow oblast], 2016, n. 4, pp. 47-55. (In Russian)

Астафьева Е. Н. Инновационный потенциал порождающей педагогики в реализации федеральных проектов

«Современная школа» и «Успех каждого ребенка»

39

37. Kornetov G. B. Formation and essence of transmitting, generating and transformative pedagogics. Izvestiia Rossiyskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education], 2017, n. 4, pp. 46-57. (In Russian)

38. Kornetov G. B. Theoretical approaches to developing the models of socialization of gifted children and teenagers. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovya [Pedagogical journal of Moscow oblast], 2017, n. 1, pp. 49-55. (In Russian)

39. Kornetov G. B. The phenomenon of transformative pedagogy. Innovative programs and projects in education, 2018, n. 4, pp. 6-21. (In Russian)

40. Kornetov G. B. Fenomen shkolnoi tekhnologii [The phenomenon of school technology]. Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2016, n. 4, pp. 31-36.

41. Kornetov G. B. Character,Special Aspects and Essence of Transformative Pedagogy. Izvestiia Rossiyskoi akademii obrazovaniia [Bulletin of the Russian academy of education], 2018, n. 3, pp. 95-117. (In Russian)

42. Kornetov G. B. What is transformative pedagogy? Psychological and pedagogical search, 2018, n. 4 (48), pp. 13-27. (In Russian)

43. Kornetov G. B. Evristicheskii podkhod k izucheniiu is-toriko-pedagogicheskikh fenomenov srednevekovia i novogo vremeni: monografiia [Heuristic approach to

the study of historical-pedagogical phenomena of the Middle Ages and New Times: monograph]. Moscow: FGNU ITIP RAO, Izdatelskii Tsentr IET Publ., 2012. 388 p.

44. Kornetov G. B., Karmaev A. A. Sotsializatsiia odaren-nykh detei i podrostkov: puti i modeli osushchestvleniia: monografiia [Socialization of gifted children and teenagers: ways and models of realization]. Moscow: ASOU Publ., 2017. 152 p.

45. Nussbaum M. Not for profit: why democracy needs the humanities, 2010. Princeton, N.J: Princeton University Press. Rus. edition: Ne radi pribyli: zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki. Tr. from English by M. Bendet. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2014. 192 p.

46. Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project «Education»]. Available at: http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/Obrazovanie.pdf (accessed 2 June, 2020).

47. Pedagogicheskie innovatsii i traditsii v istorii, teorii i praktike obrazovaniia: monografiia [Pedagogical innovations and traditions in education history, theory and practice: monograph]. Ed. by G. B. Kornetov. Moscow: ASOU Publ., 2019. 308 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.