Научная статья на тему 'УРОКИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2010-Х ГОДОВ'

УРОКИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2010-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОКИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

Во второй половине 2010-х годов сотрудники Академии социального управления (АСОУ), изучая педагогическое наследие прошлого, затронули ряд тем, разработка которых способствует не только реконструкции и осмыслению давно прошедших педагогических событий, но и более глубокому проникновению в современную образовательную проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF RESEARCH ON EDUCATION HISTORY AT THE ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR THE THEORY AND PRACTICE OF MODERN EDUCATION: OVERVIEW OF PUBLICATIONS OF THE SECOND HALF OF THE 2010S

In the research on the pedagogical legacy of the past, held in the second half of 2010s at the Academy of Public Administration (ASOU), the researchers touched upon a range of problems whose studying facilitates not only the reconstruction and understanding of the bygone education, but a deeper search on the problematics of modern education as well.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2010-Х ГОДОВ»

Генезис и теоретико-методологические основы педагогики

профессионального образования

УДК 378

А. А. Лубский

Уроки историко-педагогических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов

Аннотация

Во второй половине 2010-х годов сотрудники Академии социального управления (АСОУ), изучая педагогическое наследие прошлого, затронули ряд тем, разработка которых способствует не только реконструкции и осмыслению давно прошедших педагогических событий, но и более глубокому проникновению в современную образовательную проблематику.

I Ключевые слова: педагогическое прошлое; историко-педагогический контекст; теория и практика современного образования; уроки истории педагогики; историко-педагогические исследования; Академия социального управления.

A. A. Lubsky

Value of research on education history at the Academy of public administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half of the 2010s

Abstract

In the research on the pedagogical legacy of the past, held in the second half of 2010s at the Academy of Public Administration (ASOU), the researchers touched upon a range of problems whose studying facilitates not only the reconstruction and understanding of the bygone education, but a deeper search on the problematics of modern education as well.

Keywords: pedagogical past; historical and pedagogical context; theory and practice of modern education; value of education history; research on education history; Academy of Public Administration.

Академия социального управления (АСОУ) вот уже 15 лет является признанным российским центром историко-педагогических исследований. С 2005 года в АСОУ ежегодно проводятся международные научные конференции «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия», с 2013-го — национальные форумы российских историков педагогики. В формате конференций и форумов в АСОУ издается серия книг «Истори-ко-педагогическое знание». К апрелю 2021 года в серии издано 137 монографий, сборников научных статей и материалов, учебных пособий, хрестоматий и антологий. С момента создания (2004 г.) в АСОУ систематически проводятся исследования историко-педагогического процесса.

Во второй половине 2010-х годов сотрудники АСОУ, изучая педагогическое наследие прошлого, затронули ряд тем, разработка которых способствует не только реконструкции и осмыслению давно прошедших педагогических событий, но и более глубокому проникновению в современную образовательную проблематику [45; 50].

Пониманию эвристического потенциала педагогического прошлого при осмыслении и решении проблем теории и практики современного образования способствовало проведенное в 2016 году коллективом кафедры педагогики АСОУ исследование по теме академической научно-исследовательской работы «Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования». Результаты этого исследования были опубликованы в том же году, а также применялись и развивались в серии публикаций последующих лет [5; 22; 32; 33; 34; 47; 51]. Большой научный резонанс вызвали проведенные в АСОУ в рамках реализации темы научно-исследовательской работы XII Международная научная конференция «Исто-рико-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования» [22] и круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» (совместно с редакцией журнала «Педагогика») [51].

По словам руководителя темы Г. Б. Корнето-ва, «важнейшим контекстом рассмотрения теории и практики современного образования, как, впрочем, и любого процесса, события, феномена, является исторический контекст. Согласно историческому принципу познания действительности (разделяемому далеко не всеми исследователями) каждое явление может быть понято только и исключительно в результате рассмотрения того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло и чем с этой точки зрения стало теперь». По мнению Г. Б. Корнетова, «обращение к исто-рико-педагогическому контексту теории и практики современного образования способствует пониманию того, каким образом, в чем именно и в какой степени педагогическое прошлое влияет на

педагогическое настоящее, каким образом существует в нем, как обусловливает его развитие. <...> Обращение к историко-педагогическому контексту теории и практики современного образования предполагает движение от настоящего к прошлому, "прочтение" педагогического прошлого с точки зрения современных достижений и трудностей образования, событий и процессов, происходящих в нем сегодня и требующих адекватного осмысления, объяснения, понимания, оценки. Затем движение от педагогического прошлого к педагогическому настоящему, к теории и практике современного образования, а затем и к педагогическому будущему» [33, с. 13-14].

Е. Н. Астафьева высказала убеждение, что «историко-педагогический контекст позволяет теории и практике современного образования:

а) глубже и полнее осознать, осмыслить, понять, объяснить, интерпретировать, оценить себя;

б) выявить элементы ("остатки") прошлого, существующие в настоящем; в) извлечь для себя уроки прошлого; г) идентифицировать себя с определенными традициями и тенденциями, направлениями и течениями, концепциями и теориями, технологиями и методиками; д) легитимизировать себя» [5, с. 57].

В число историко-педагогических работ, опубликованных в 2015-2020 годах Н. Б. Баранниковой, вошла серия статей, в которых с разных точек зрения анализировались проблемы духовного становления человека в докапиталистические эпохи в рамках античной, иудаистской, христианской (в том числе православной) традиций. К числу этих работ прежде всего относятся следующие: «Образование — сотворение нового?» [23, с. 44-48], «Идея обучения новому в педагогической традиции Античной эпохи» [20, с. 16-22], «Обучение в иудаистской традиции (конец I в.)» [24, с. 113-115], «Педагогика Талмуда» [58, с. 48-56], «Индивидуальное обучение в раннем христианстве» [22, с. 44-49], «Обучение как обращение: воспитание "нового человека" в раннехристианской традиции» [25, с. 78-94], «Ученичество как обновление: взгляд из раннего Средневековья» [19, с. 102-124], «Учебный диалог в пособиях Х-Х! вв.» [21, с. 34-42], «Век XVIII: детская религиозность в Российской империи» [54, с. 73-77], «Духовное становление человека: детская религиозность в отечественных автобиографических памятниках XVIII века» [26, с. 63-68].

Исследования Н. Б. Баранниковой актуализируют проблему, существенно значимую для развития современного общества и образования. Суть этой проблемы состоит в том, что окружающий нас сегодня мир всё более стремительно меняется, причем меняется качественно, на глобальном уровне. Те устойчивые связи и отношения поколений и групп, традиционные ценности, на протяжении веков обеспечивающие единство общества,

сплачивающие и объединяющие людей, служившие незыблемыми основами их бытия, казавшиеся нерушимыми, трансформируются и исчезают в «дивном, новом мире» постиндустриального информационного общества знаний начала III тысячелетия. На этом фоне рушатся привычные схемы и способы воспитания. Нарастающие процессы цифровизации всех сфер общественной жизни обрушивают на человека огромные массивы информации. В обучении, особенно вследствие пандемии коронавируса, заметно увеличивается дистанционный компонент, доля живого общения учителя и ученика в процессе обучения заметно уменьшается, а сам процесс радикально формализируется, утрачивает живое человеческое лицо. На смену педагогике, решающей задачи воспитания личности и обучения специалиста, приходит педагогика, ставящая во главу угла такую цель, как формирование у человека универсальных компетенций. Все без исключения образовательные организации (школы и колледжи, вузы и институты повышения квалификации) сталкиваются с этими проблемами в полном объеме. По существу, Н. Б. Баранникова в своих текстах на конкретном историко-педа-гогическом и культурно-историческом материале показывает, что духовная составляющая является сутью внутреннего стержня любого человека. Применительно к педагогике она развивает идею М. Фуко о том, что сама духовность человека есть его деятельная способность «расти над собой», собственными усилиями преодолевать свое ошибочное мнение, «переводить» свою душу в качественно новое состояние [57]. Уроки прошлых эпох, античной культуры, различных конфессий способствуют овладению педагогами теми воспитательными механизмами, которые содействуют становлению человеческой личности, обретению человеком своего «Я», необходимо связанного с системой стабильных ценностей.

Посвященные истории свободного воспитания исследования, которые были проведены Е. Н. Астафьевой [1; 3; 4; 6; 7; 8; 10; 12; 13; 14; 18] и Г. Б. Кор-нетовым [27; 28; 29; 30; 37; 44; 52; 55; 56] в 20152020 годах, проясняют возможности использования свободы в образовании сегодня, в XXI веке, как педагогического инструмента, позволяющего эффективно решать проблему развития потенциала каждого конкретного человека в современном обществе. Проведенный ими анализ историко-педа-гогического материала показывает, что представители свободного воспитание (К. Н. Вентцель, О. С. Газман, С. Н. Дурылин, М. Монтессори, Н. В. Чехов и др.) уделяли пристальное внимание не только, а часто и не столько, политическому аспекту свободы. Их внимание привлекал по преимуществу педагогический аспект этого феномена. То есть они рассматривали свободу, прежде всего, как условие и способ предоставления возможности развивающемуся и растущему человеку проявить свою

активность, развить те интенции, которые ему внутренне присущи, самоопределиться в окружающем его мире. Это именно то, чего так не хватает современному заформализованному образованию и отсутствие чего так мешает развитию потенциала каждого человека в условиях «антропологической атомизации» индустриального информационного общества знаний, усилившейся во время пандемии коронавируса.

Г. Б. Корнетов в 2020 году в серии статей обратился к педагогическим идеям наиболее выдающихся представителей педагогики американского прогрессивизма — Джона Дьюи (1859-1952) [40; 46] и Уильяма Херда Килпатрика (1871-1965) [30; 38; 39]. Рассматривая наследие самого влиятельного мыслителя образования ХХ века Дж. Дьюи, Г. Б. Корнетов сосредоточился на его трактовке образования как непрерывно происходящей реконструкции опыта человека. Представляется, что концепция американского учёного, изложенная и проинтерпретированная Г. Б. Корнетовым, — важный ключ к пониманию того, каким образом может и должно быть сегодня организовано непрерывное образование с опорой на жизненный опыт каждого конкретного субъекта педагогического процесса. Причем речь идет об образовании, продолжающемся на протяжении всей жизни человека, во всех формах и на всех уровнях осуществления, т. е. о непрерывном образовании в полном смысле этого слова. Опора на опыт человека при педагогической организации его встраивания в процесс образования обеспечивает связь обучения и воспитания с его актуальным внутренним состоянием, с теми проблемами, с которыми человек сталкивается в жизни, а также позволяет максимально использовать те знания, умения, навыки, компетенции, ценности, которыми человек уже обладает. Всё это в своей совокупности содействует тому, что обучающиеся с большей заинтересованностью принимают те педагогические цели, которые перед ними ставятся наставниками, быстрее и успешнее решают встающие перед ними задачи. У. Килпатрик, будучи ближайшим учеником и соратником Дж. Дьюи, по праву считается создателем теории метода проектов, того метода, который сегодня как в России, так и во всем мире стал непременным атрибутом реализации образовательных стандартов всех уровней, форм и видов образования. Г. Б. Корнетов первым в отечественной педагогической литературе системно проанализировал эту теорию. Он показал, что У. Килпатрик, опираясь на педагогическое и психологическое учение Дж. Дьюи, разработал такой метод проектов, который был всеобъемлющим способом и обучения, и воспитания людей разного возраста, максимально ориентированным на их интересы и потребности, обеспечивая возможность учитывать особенности каждого конкретного ребенка. Модель метода проектов, созданная У. Кил-патриком сто лет назад, в 1910-1920-е годы, пред-

ставлена Г. Б. Корнетовым таким образом, что она может быть успешно адаптирована применительно к запросам практики современного российского образования. Ее использование несомненно существенно повысит качество и эффективность работы отечественных образовательных организаций, решающих свои педагогические задачи с опорой на метод проектов.

Н. Р. Яковлева с 2016 года исследует Виннет-ку-план американского педагога-прогрессивиста Карлтона Уолси Уошберна (1889-1968) [59-68], который, с одной стороны, был последователем Дж. Дьюи и председателем Ассоциации прогрессивного образования, а с другой стороны, интенсивно использовал идеи одного из создателей бихевиоризма — психолога и педагога Э. Торндай-ка. В 1920-1930-е годы, в эпоху активных педагогических исканий, школы, работающие по Винне-тке-плану, неоднократно признавались лучшими в США. Н. Р. Яковлева убедительно показала, что созданная К. Уошберном педагогическая система наглядно демонстрирует теоретикам и практикам современного образования, каким образом в школе может быть органично соединены два подхода, первый из которых обеспечивает прочное усвоение определенных учебной программой элементов содержания образования, формирует у школьников умение учиться, а второй — способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей и интересов, развитию творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и коммуникативной компетенции. В рамках Виннетки-плана К. Уошберн разработал первую в истории педагогики систему программированного обучения, по которой дети обучались в первой половине дня, продвигаясь по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии со своими возможностями и способностями. Причем делали они это самостоятельно, опираясь на детально разработанные дидактические материалы, при минимальном непосредственном участии учителя в учебном процессе. Во второй половине дня К. Уошберн использовал метод проектов, работу в группах. Участники конкретного проекта решали проблемы, значимые как для них лично, так и для местного сообщества. Процесс решения этих проблем обладал огромным развивающим, образовательным, воспитывающим потенциалом. Н. Р. Яковлева показала, что для современной

российской школы многолетний позитивный педагогический опыт К. Уошберна, разработанная им модель Виннетки-плана значимы не только своими конкретными многократно апробированными практическими наработками, которые могут и сегодня продуктивно использоваться в учебно-воспитательном процессе (естественно, при их адаптации к потребностям образования XXI века). Опыт К. Уошберна сегодня значим прежде всего тем, что он дает наглядный пример того, каким образом самые разные педагогические задачи могут одновременно эффективно решаться с помощью весьма различающихся образовательных технологий и методик в пространстве одной школы.

В апреле 2017-го в АСОУ был проведен V Наци -ональный форум российских историков педагогики, посвященный 100-летию Октябрьской революции 1917 года. В формате форума был подготовлен и издан сборник научных статей и материалов «Образование в России и в мире в контексте Октябрьской революции 1917 года» [53]. По теме форума в 2017-2020-м годах были изданы монография Г. Б. Корнетова «Развитие школьного образования в России в фокусе Октябрьской революции 1917 года»[49], а также серия статей Е. Н. Астафьевой [2; 9; 15; 16; 17] и Г. Б. Корнетова [35; 36; 41; 42; 48], отражающие результаты их исследований влияния революционных событий 1917 года в России на развитие образования и педагогики. Эти материалы позволяют современному педагогу, теоретику, практику и менеджеру образования третьего десятилетия XXI века глубже понять истоки и особенности современных процессов, происходящих в этой сфере жизни общества, полнее осмыслить механизмы тех реформ, которые сотрясают отечественную школу с начала 1990-х и лишь усиливаются в каждом последующем десятилетии. Педагогическая история революционных событий в России 1917 года содействует самоопределению отечественных педагогов начала III тысячелетия в пространстве достижений, трудностей и проблем современного образования.

Подводя итоги краткому обзору историко-пе-дагогических исследований, осуществлённых в АСОУ в 2015-2020 годах, следует сделать вывод о значении результатов этих исследований не только для познания педагогического прошлого, но и для осмысления и более глубокого понимания педагогического настоящего.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38-53.

2. Астафьева, Е. Н. Дж. Дьюи и С. Т. Шацкий о своих впечатлениях от общения в 1928 году / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2018. - № 1. - С. 54-62.

3. Астафьева, Е. Н. Идеал свободной школы Н. В. Чехова (1865-1947) в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 93-109.

4. Астафьева, Е. Н. Институт школы в педагогическом наследии Н. В. Чехова / Е. Н. Астафьева // Истори-ко-педагогический журнал. — 2017. — № 1. — С. 67-78.

5. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.

6. Астафьева, Е. Н. Критика С. Н. Дурылиным школы-казармы с позиций теории свободного воспитания / Е. Н. Астафьева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2017. — № 3 (49). — С. 18-25.

7. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.

8. Астафьева, Е. Н. Образ свободного ребенка в педагогическом наследии С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Известия АСОУ. 2016 (4). — Москва, АСОУ, 2017. — С. 116-123.

9. Астафьева, Е. Н. Образование в России и в мире в контексте Октябрьской революции 1917 года / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 2. — С. 57-59.

10. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 25-32.

11. Астафьева, Е. Н. Встреча и знакомство Д. Дьюи с С. Т. Шацким в России в 1928 г. / Е. Н. Астафьева // Педагогические технологии. — 2020. — № 1-2. — С. 7-18.

12. Астафьева, Е. Н. Ребенок и его свобода в педагогике С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. — 2016. — № 4. — С. 136-149.

13. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.

14. Астафьева, Е. Н. Сергей Николаевич Дурылин (1886/1889-1954) / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 3. — С. 55-61.

15. Астафьева, Е. Н. Трактовка образования А. В. Луначарским в официальных документах Советской власти (конец 1917-1918 год) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 84-90.

16. Астафьева Е. Н. «Человеческое» и «гражданское» воспитание в контексте революционных событий 1917 года / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 3. — С. 55-62.

17. Астафьева, Е. Н. «Человеческое» и «гражданское» воспитание в педагогическом наследии П. П. Блон-ского и П. Ф. Каптерева / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 82-91.

18. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 1 — С. 115-129.

19. Инновации в теории и практике образования: исто-рико-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 125). — ISBN 978-5-91543-283-2.

20. Историко-педагогический ежегодник. 2017 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2017. — 232 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 102). — ISBN 978-5-91543-219-1.

21. Историко-педагогический ежегодник. 2018 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2018. — 344 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 112). — ISBN 978-5-91543-247-4.

22. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции: Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.

23. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2015. — 260 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 93). — ISBN 978-5-91543-166-8.

24. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2018. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 121). — ISBN 978-5-91543-271-9.

25. История педагогики, воспитания и обучения: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 188 с. — (Историко-педагоги-ческое знание; вып. 109). — ISBN 978-5-91543-238-2.

26. Концепции и подходы к образованию, обеспечивающие эффективные способы воспитания и обучения личности в условиях развивающегося общества: монография / Г. Б. Корнетов, Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова [и др.]; под редакцией Г. Б. Кор-нетова; Министерство образования Московской области; Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2020. — 227 с. —

ISBN 978-5-91543-306-8.

27. Корнетов, Г. Б. 80 лет со дня рождения Олега Семеновича Газмана / Г. Б. Корнетов // Историко-педа-гогический журнал. — 2016. — № 2. — С. 67-79.

28. Корнетов, Г. Б. 145 лет со дня рождения Марии Мон-тессори / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогиче-ский журнал. — 2015. — № 3. — С. 11-24.

29. Корнетов, Г. Б. Апостол свободного воспитания (к 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. - 2017. - № 4. - С. 21-57.

30. Корнетов, Г. Б. Восхождение к методу проектов Уильяма Килпатрика / Г. Б. Корнетов // Народное образование. — 2020. — № 5. — С. 137-147.

31. Корнетов, Г. Б. Восхождение к ребенку (К 80-летию со дня рождения О. С. Газмана) / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 1. — С. 115-125.

32. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.

33. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.

34. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — URL: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

35. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в России / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2017. — № 3. — С. 133-143.

36. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое осмысление Октябрьской революции 1917 года / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 6-16.

37. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91-119.

38. Корнетов, Г. Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Часть 1. Сущность и становление метода / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 5. — C. 16-24.

39. Корнетов, Г. Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Часть 2. Особенности метода / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — C. 19-27.

40. Корнетов, Г. Б. Образование как непрерывный процесс реконструкции опыта действующего и общающегося человека: подход Дж. Дьюи / Г. Б. Корнетов // Педагогические технологии. — 2020. — № 1-2. — С. 48-89.

41. Корнетов, Г. Б. Октябрьская революция 1917 года в зеркале истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 4 (44). — С. 45-53.

42. Корнетов, Г. Б. Октябрьская революция 1917 года в России: взгляд историка педагогики // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2017. — № 3 (13). — С. 47-54.

43. Корнетов, Г. Б. Октябрьская революция 2017 года в России: взгляд историка образовании / Г. Б. Корнетов // Земля и власть в истории России. Сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А. Г. Кузьмина, В. Г. Тюкавкина и Э. М. Щагина. Москва, МПГУ, 11-12 декабря 2018 г. / под общ. ред. А. В. Лубкова; Министерство науки и высшего образования РФ;

Московский государственный педагогический университет. — Москва: МПГУ, 2020. — 752 с. — ISBN 978-5-4263-0856-5. С. 529-541.

44. Корнетов, Г. Б. Педагогика Марии Монтессори: воспитание свободой / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 3 (35). — С. 68-79.

45. Корнетов, Г. Б. Перспективы познания педагогического прошлого в зеркале метода рациональной реконструкции Р. Рорти / Г. Б. Корнетов // Исто-рико-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 106-126.

46. Корнетов, Г. Б. Подход Джона Дьюи к образованию как непрерывной реконструкции опыта действующего человека в пространстве социальной среды / Г. Б. Корнетов // Известия АСОУ. 2019 (7). — Москва: АСОУ, 2020. — С. 4-28.

47. Корнетов, Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 37-43.

48. Корнетов, Г. Б. Программы развития образования в России от февраля к октябрю 1917 года / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 4 (14). — С. 27-38.

49. Корнетов, Г. Б. Развитие школьного образования в России в фокусе Октябрьской революции 1917 года: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 122). — ISBN 978-5-91543-278-8.

50. Корнетов, Г. Б. Теоретические подходы к основам рациональной реконструкции прошлого в исто-рико-педагогических исследованиях / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 28-40.

51. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

52. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — Москва: АСТ, 2014. — 256 с. — (Методика раннего развития). —

ISBN 978-5-17-085798-2.

53. Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 года: сб. науч. трудов и материалов / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2017. — 280 с. — (Историко-педагоги-ческое знание; вып. 108). — ISBN 978-5-91543-230-6.

54. Педагогическое наследие человечества: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2018. — 216 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 119). — ISBN 978-5-91543-272-6.

55. Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической деятельности (по трудам С. Н. Дурылина) / сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2019. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-01579-7.

56. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад (по трудам К. Вентцеля) / сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. — Москва: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. — 252 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-02187-3.

57. Фуко, М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб-

ном году / М. Фуко; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — Санкт-Петербург: Наука, 2007. — 682 с. — ISBN 978-5-02-026922-4.

58. Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области; Академия социального управления; кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 420 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 96). — ISBN 978-5-91543-182-8.

59. Яковлева, Н. Р. Антропологические основания образовательной системы «Виннетка-план» К. Уош-берна / Н. Р. Яковлева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 40-43.

60. Яковлева, Н. Р. «Виннетка-план»: дифференцированный подход к оплате труда как инновационный механизм оценки профессиональной деятельности учителей / Н. Р. Яковлева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 27-33.

61. Яковлева, Н. Р. Виннетка-план Карлтона Уошберна / Н. Р. Яковлева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2017. — № 1 (11). — С 56-62.

62. Яковлева, Н. Р. Виннетка-план Карлтона Уошберна / Н. Р. Яковлева // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 3 (39). — С. 172-186.

63. Яковлева, Н. Р. Виннетка-план Карлтона Уошберна в России: публикации и исследования / Н. Р. Яковлева // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 1 (22). — С. 129-144.

64. Яковлева, Н. Р. Исследование учителей Виннетки: отбор содержания образования по истории, географии и гражданскому праву (первая треть ХХ века) / Н. Р. Яковлева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2(28). — С. 147-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65. Яковлева, Н. Р. Карлтон Уошберн о проблемном поле педагогических исследований в школах Виннетки / Н. Р. Яковлева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 4. — С. 44-51.

66. Яковлева, Н. Р. Педагогика Карлтона Уошберна / Н. Р. Яковлева // Историко-педагогический журнал. — 2016.- № 3 (21). — С. 97-11.

67. Яковлева, Н. Р. Педагогические эксперименты «новых школ» Западной Европы: взгляд Карлтона Уошберна / Н. Р. Яковлева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. — Москва: АСОУ, 2016. — С. 1530-1537.

68. Яковлева, Н. Р. Теория и практика образования Кар-лтона Уошберна в зеркале российской педагогики / Н. Р. Яковлева // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 1 (41). — С. 153-161.

1. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S. N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 38-53.

2. Astafieva, E. N. (2018). J. Dewey and S. T. Shatsky about their impression of communication in 1928. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 1, 54-62.

3. Astafieva, E. N. (2018). N. V. Chekhovs ideal of free school in the context of transmitting, generating and transformative pedagogy. History of education journal, 3, 93-109.

4. Astafieva, E. N. (2017).The institution of school in pedagogical heritage of N. V. Chekhov. History of education journal, 1, 67-78.

5. Astafyeva, E. N. (2016). Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 4,

56-58.

6. Astafieva, E. N. (2017). N. Durylin's critique of barrack school from the standpoint of the theory of free education. Bulletin of Vladimir state university named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: pedagofical andpsycho-logical sciences, 30, 18-25.

7. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of k. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and trans-formating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113.

8. Astafyeva, E. N. (2016). Image of a free child in the pedagogical heritage of S. N. Dourilin. Izvestiya ASOU, 4, 113-123.

9. Astafyeva, E. N. (2017). Education in Russia and in the world in the context of the October revolution of 1917. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 2,

57-59.

10. Astafyeva, E. N. (2018). Osmyslenie predstavlenii Ni-kolaia CHekhova o svobodnoi shkole s tochki zreniia peredayushchei, porozhdayushchei i preobrazuyush-chei pedagogiki [The conceptualization of the ideas of

References

Nikolai Chekhov on free school in terms of the transmitting, generating and transforming pedagogy]. Innovative projects and programs in education, 3, 24-31.

11. Astafieva, E. N. (2020). Vstrecha i znakomstvo D. Dyui s S. T. Shatskim v Rossii v 1928 g. [Meeting and acquaintance of J. Dewey and T. Shatsky in Russia in 1928]. Ped-agogicheskie tekhnologii, 1-2, 7-18.

12. Astafieva, E. N. (2016). Rebenok i ego svoboda v ped-agogike S. N. Durylina [A Child and their freedom in the pedagogy of S.N. Durylin]. Shkolnye tekhnologii, 4, 136-149.

13. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX - the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99.

14. Astafyeva, E. N. (2016). Sergei Nikolaevich Durylin (1886/1889-1954) Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovia, 3, 55-61.

15. Astafieva, E. N. (2017). A. V. Lunacharsky's interpretation of education in the official documents of the soviet government (the end of 1917-1918). History of education journal, 3, 84-90.

16. Astafyeva, E. N. (2017). «Human» and «civil» education in view of revolutionary events of 1917. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 3, 55-62.

17. Astafieva, E. N. (2017). «Human» and «civic» education in the pedagogical heritage of P. P. Blonsky and P. F. Kapterev. History of education journal, 2, 82-91.

18. Astafieva, E. N. (2016). Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129.

19. Kornetov, G. B. (Ed.). (2019). Innovatsii v teorii iprak-tike obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst: monografiya: v 2 t. T. 1 [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph 2 vols.] (vol. 1). Moscow: ASOU.

20. Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2017 god [Annuary of education history. 2017]. Moskva: ASOU.

21. Kornetov, G. B. (Ed.). (2018). Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2018 god [Annuary of education history. 2018]. Moskva: ASOU.

22. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogich-eskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovani-ia. Materialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: Moskva, 17 noiabria 2016 g. [History of education at the beginning of the III millennium: education theory and practice in the context of education history. Proceedings of the 12th int. sc. conf.: Moscow, 12 November, 2016]. Moskva: ASOU.

23. Kornetov, G. B. (Ed.). (2015). Istoriko-pedagogich-eskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: pedagogicheskie napravleniia v teorii i praktike obrazovaniia: materialy Odinnadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 19 noiabria 2015 g. [History of education at the beginning of the III millennium: pedagogical schools of thought in education theory and practice: Proceedings of the 11th int. sc. conf.: Moscow, 19 November, 2015]. Moskva: ASOU.

24. Kornetov, G. B. (Ed.). (2018). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: peredaiushchaia, po-rozhdaiushchaia i preobrazuiushchaia pedagogika v istorii obrazovaniia: materialy Chetyrnadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 15 noiabria 2018g. [History of education at the beginning of the III millennium: transmitting, generating and transforming pedagogy in education history: Proceedings of the 14th int. sc. conf.: Moscow, 15 November, 2015]. Moskva: ASOU.

25. Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Istoriia pedagogiki, vos-pitaniia i obucheniia: uchebnoe posobie [History of pedagogy, education, and character building]. Moskva: ASOU, 2017.

26. Kornetov, G. B., Astafieva, E. N., Barannikova, N. B. et al. (2020). Kontseptsii i podkhody k obrazovaniiu, obespe-chivaiushchie effektivnye sposoby vospitaniia i obucheniia lichnosti v usloviiakh razvivaiushchegosia obshchestva: monografiia [Concepts and approaches to pedagogy ensuring effectiveness of educating a personality in a developing society: monograph]. G. B. Kornetov (Ed.). Moskva: ASOU, 2020.

27. Kornetov, G. B. (2016). By the 80th birthday anniversary of O. S. Gazman. History of education journal, 2, 67-79.

28. Kornetov, G. B. (2015). By the 145th birthday anniversary of Maria Montessori. History of education journal, 2, 11-24.

29. Kornetov, G. B. (2017). The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 4, 21-56.

30. Kornetov, G. B. (2020). Ascent to the William Kilpatrick project method. History of education journal, 5, 33-44.

31. Kornetov, G. B. (2016). Ascending to the child: commemorating the 80th birth anniversary of O.S. Gazman. Psychological and pedagogical search, 1, 115-125.

32. Kornetov, G. B. (2019). Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 15-40.

33. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia: monografiia [Education history and practice in the context of education history]. Moskva: ASOU, 2016.

34. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovani-ia [Education history and practice in the context of education history]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov prakticheskikh konferentsii, 4, 1185-1204. Available at: http://new.asou-

mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (accessed 18.01.2021).

35. Kornetov, G. B. (2017). Istoriko-pedagogicheskoe os-myslenie Oktiabrskoi revoliutsii 1917 goda v Rossii [Historical and pedagogical reflection on the October revolution of 1917 in Russia]. Izvestiia Rossiiskoi aka-demii obrazovaniia, 3, 133-143.

36. Kornetov, G. B. (2017). The historical and pedagogical reflection of the october revolution of 1917. History of education journal, 3, 6-16.

37. Kornetov, G. B. (2017). K. N. Ventsel — an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological and pedagogical search, 3, 94-124.

38. Kornetov, G. B. (2020). The project method of W. H. Kilpatrick. Part 1. The essence and development of the method. Innovative projects and programs in education, 5, 16-24.

39. Kornetov, G. B. (2020). The project method of W. H. Kilpatrick. Part 2. Specificity of the method. Innovative projects and programs in education, 5, 19-27.

40. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie kak nepreryvnyi protsess rekonstruktsii opyta deistvuiushchego i obsh-chaiushchegosia cheloveka: podkhod Dzh. Diui [Education as a continuing process of reconstructing the experience of an active and communicating person]. Pedagogicheskie tekhnologii, 1-2, 48-89.

41. Kornetov, G. B. (2017). 1917 October revolution as reflected in pedagogy. Psychological and pedagogical search, 4, 45-53.

42. Kornetov, G. B. (2017). 1917 October revolution in Russia from the viewpoint of a pedagogics historian. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 3, 47-54.

43. Kornetov, G. B. (2018, December). Oktiabrskaia revoliutsiia 2017 goda v Rossii: vzgliad istorika obra-zovaniya [1917 October revolution in Russia seen by an education historian]. Zemlia i vlast v istorii Rossii. Sbornik nauchnykh statei uchastnikov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii pamiati professorov A. G. Kuzmi-na, V. G. Tiukavkina i E. M. Shchagina. Moskva, MPGU, 11-12 dekabria 2018 g. [Land and authority in the history of Russia. Collection of scientific papers of the participants of the all-Russian conference in remembrance of professors A. G. Kuzmin, V. G. Tiukavkin and E. M. Shchagina. Moscow, 11-12 December, 2018]. Ed. A. V. Lubkova. Moskva: MPGU, 2020.

44. Kornetov, G. B. (2015). Maria Montessori's educational system: education through freedom. Psychological and pedagogical search, 3, 68-79.

45. Kornetov, G. B. (2019). Prospects of knowledge of the pedagogical past in the mirror of the method of rational reconstruction R. Rorty. History of education journal, 4, 106-126.

46. Kornetov, G. B. (2019). Podkhod Dzhona Diui k obra-zovaniiu kak nepreryvnoi rekonstruktsii opyta deist-vuiushchego cheloveka v prostranstve sotsialnoi sredy [John Dewey's approach to education as a continuing process of reconstructing the experience of an active and communicating person in social environment]. Iz-vestiia ASOU, 7, 4-28.

47. Kornetov, G. B. (2020). Man as the subject of education: the context of pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 1, 37-43.

48. Kornetov, G. B. (2017). The program of education development in Russia: from February to October, 1917. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 3, 27-37.

49. Kornetov, G. B. (2019). Razvitie shkolnogo obrazovaniia v Rossii vfokuse Oktiabrskoi revoliutsii 1917goda: monografiia [The development of school education in Russia

HHHOBapoHHbie npoeKîu h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 2, 2021

20

in the context of 1917 October revolution: monograph]. Moskva: ASOU, 2019.

50. Kornetov, G. B. (2019). Theoretical approaches to the basics of rational reconstruction of the past in research on pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 6, 28-40.

51. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice through the lens of education history]. Pedagogika, 3, 4-118.

52. Montessori, M. (2014). Pomogi mne eto sdelat samomu. Posle 6 mesiatsev uzhepozdno [Help me do it myself. It's already late after the age of 6 months]. Eds. M. V. Bo-guslavskii, G. B. Kornetov. Moskva: AST.

53. Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Obrazovanie v Rossii i mire v kontekste Oktiabrskoi revoliutsii 1917 goda: sb. nauch. trudov i materialov [Education in Russia and around the world in the context of 1917 October revolution: collection of scientific paper]. Moskva: ASOU.

54. Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Pedagogicheskoe nasledie chelovechestva: uchebnoe posobie [Pedagogical heritage of the humankind]. Moskva: ASOU.

55. Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (2019). Raskrytie tvorches-kogo potentsiala lichnosti rebenka. Printsip svobody v pedagogicheskoi deiatelnosti (po trudam S. N. Duryli-na) [Revealing the creative potential of a child. The principle of freedom in education (after the works of S. N. Durylin)]. Moskva: Amrita-Rus, ID Shalvy Amonashvili.

56. Kornetov, G. B. & Boguslavsky M. V. (Comp. eds.). (2020). Teoriia svobodnogo vospitaniia. Idealnyi detskii sad (po trudam K. Venttselia) [Theory of free education. Ideal kindergarten (after the works of K. Ventsel)]. Moskva: Amrita-Rus, ID Shalvy Amonashvili.

57. Foucault, M. (2007). Germenevtika subieekta. Kurs lekt-sii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981-1982 ucheb-nom godu [The Hermeneutics of the subject: Collège de France course lectures 1981-1982], tr. from French A. G. Pogoniailo. Sankt-Peterburg: Nauka. (Original work L'Herméneutique du sujet)

58. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Evoliutsiia pedagogicheskoi teorii i praktiki v istorii chelovecheskogo obshchest-va: monografiia [Evolution of education theory and practice in the history of human society]. Moskva: ASOU.

59. Yakovleva N. R. (2018). Anthropological basis of «Win-netka-plan» education system by C. Washburne. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 3, 40-43.

60. Yakovleva N. R. (2020). «The Winnetka plan»: differentiated teacher pay as an innovative mechanism of evaluating teaching performance. Innovative projects and programs in education, 2, 27-33.

61. Yakovleva N. R. (2017). Winnetka plan by Carleton Washburne. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Pod-moskovya, 1, 56-62.

62. Yakovleva N. R. (2016). Carleton Washburn's Winnetka plan. Psychological and pedagogical search, 3, 172-186.

63. Yakovleva N. R. (2017). Carleton Washburne's Winnet-ka plan in Russia: researches and publications. History of education journal, 1, 129-144.

64. Yakovleva N. R. (2018). Research work of teachers in Winnetka: the selection of educational content on the history, geography and civics (the first third of the xx century). History of education journal, 2, 147-155.

65. Yakovleva N. R. (2018). Carleton Washburne on the problem field of educational research in Winnetka schools. Innovative projects and programs in education, 4, 44-51.

66. Yakovleva N. R. (2016). Pedagogy of Carleton W. Washburne. History of education journal, 3, 97-113.

67. Yakovleva N. R. (2016). Pedagogicheskie eksperimen-ty «novykh shkol» Zapadnoi Evropy: vzgliad Karltona Uoshberna [Educational experiments of «new schools» of Western Europe: Carleton Washburn]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauch-no-prakticheskikh konferentsii, 2, 1530- 1537.

68. Yakovleva N. R. (2017). Theoretical and applied aspects of Carleton Washburne's education through the prism of Russian pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 153-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.