Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / "ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА" К. Н. ВЕНТЦЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

Сегодня, в эпоху меняющегося на наших глазах постиндустриального информационного общества знаний, как никогда ранее становится очевидно, что даже самые неожиданные, самые смелые, самые фантастические инновации не могут отторгаться лишь потому, что они, казалось бы, противоречат здравому смыслу, не согласуются с устоявшимися научно обоснованными педагогическими подходами и нормами, не вписываются в существующие традиции. Пониманию этой истины способствует осмысление проблем теории и практики современного образования, пронизывающих их инновационных процессов в историко-педагогическом контексте существующей педагогической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REALITY OF TODAY IN THE CONTEXT OF EDUCATION HISTORY

Today, in the era of the post-industrial knowledge society that is changing before our eyes, it is becoming more obvious than ever before that even the most unexpected, daring, most fantastic innovations cannot be rejected just because they, seemingly, contradict common sense, do not agree with the established scientifically based pedagogical approaches and norms, do not fit into existing traditions. The understanding of this truth is facilitated by the comprehension of the problems of theory and practice of modern education and innovative processes permeating them in the historical and pedagogical context of the existing pedagogical reality.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Слово главного редактора

УДК378

Г. Б. Корнетов

Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности

Аннотация

Сегодня, в эпоху меняющегося на наших глазах постиндустриального информационного общества знаний, как никогда ранее становится очевидно, что даже самые неожиданные, самые смелые, самые фантастические инновации не могут отторгаться лишь потому, что они, казалось бы, противоречат здравому смыслу, не согласуются с устоявшимися научно обоснованными педагогическими подходами и нормами, не вписываются в существующие традиции. Пониманию этой истины способствует осмысление проблем теории и практики современного образования, пронизывающих их инновационных процессов в историко-педагогическом контексте существующей педагогической реальности.

I Ключевые слова: историко-педагогический контекст; современные педагогические инновации; «Декларация прав ребенка» К. Н. Вентцеля.

G. B. Kornetov

Pedagogical reality of today in the context of education history

Abstract

Today, in the era of the post-industrial knowledge society that is changing before our eyes, it is becoming more obvious than ever before that even the most unexpected, daring, most fantastic innovations cannot be rejected just because they, seemingly, contradict common sense, do not agree with the established scientifically based pedagogical approaches and norms, do not fit into existing traditions. The understanding of this truth is facilitated by the comprehension of the problems of theory and practice of modern education and innovative processes permeating them in the historical and pedagogical context of the existing pedagogical reality.

I Keywords: context of education history; modern educational innovations; «Declaration of the rights of the child» by K. N. Venttsel.

Корнетов Г. Б.

Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности

В XXI веке с каждым годом, буквально с каждым месяцем и с каждым днем, стремительно нарастает поток инноваций в образовании [2; 8; 11]. Вспыхнув на педагогическом небосклоне, инновации в эпоху постмодерна проносятся как космические ракеты. Одни из них разрабатываются и реализуются, вызывая восхищение и интерес теоретиков и практиков образования. Другие же инновации, наоборот, отторгаются, причем часто отторгаются по причине их радикальной новизны, их несовпадения с привычными педагогическими стереотипами [20; 22]. Некоторые инновации выглядят вполне традиционно [4; 5; 6], иные — предельно оригинальные — весьма фантастически.

Сегодня, в эпоху меняющегося на наших глазах постиндустриального информационного общества знаний, как никогда ранее становится очевидно, что даже самые неожиданные, самые смелые, самые фантастические инновации не могут отторгаться лишь потому, что они, казалось бы, противоречат здравому смыслу, не согласуются с устоявшимися научно обоснованными педагогическими подходами и нормами, не вписываются в существующие традиции. Пониманию этой истины способствует осмысление проблем теории и практики современного образования, пронизывающих их инновационных процессов в истори-ко-педагогическом контексте существующей педагогической реальности [1;10; 15; 16; 17; 19].

Конкретным примером, наглядно подтверждающим это положение, служат слова теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вент-целя (1857-1947) [3; 7; 9; 14; 18; 21; 23]. В 4-м пункте созданной им «Декларации прав ребенка» (1917) К. Н. Вентцель писал: «Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями. Это право ухода от родителей принадлежит ребенку во всяком возрасте его жизни» [21].

Даже у самых искренних поклонников творчества К. Н. Вентцеля, который по общему признанию был самым ярким и глубоким представителем отечественной педагогики свободного воспитания первой трети ХХ века, приведенное утверждение в лучшем случае вызывало и вызывает лишь откровенно скептическое недоумение. Инновационная для своего времени идея К. Н. Вентцеля, согласно которой ребенок должен иметь право сам выбирать себе ближайших воспитателей, вплоть до ухода от своих родителей, всегда и практически всем казалась не просто ошибочной. Она представлялась и сто лет назад, и сегодня просто чудовищной, фантастической, абсолютно нереальной, противоестественной. Казалось бы, такого не может быть никогда просто по определению, просто потому, что этого не может быть.

Однако, рассмотрев тезис К. Н. Вентцеля о предоставлении ребенку возможности самостоятель-

но выбирать себе воспитателей и даже уходить от своих родителей в историко-педагогическом контексте, мы приходим к совершенно неожиданным выводам.

В книге «Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке» (2012) всемирно известный исследователь, современный американский биолог, антрополог, писатель Джаред Даймонд пишет: «Во время одного из визитов в Новую Гвинею я познакомился с молодым человеком по имени Эну, история жизни которого показалась мне примечательной. Эну вырос в местности, где воспитание детей было очень репрессивным, где дети несли тяжелую ношу обязанностей и чувства вины. Когда Эну исполнилось пять лет, он решил, что такой жизни с него хватит. Он покинул своих родителей и большинство родственников и переселился в другое племя, в деревню, где жили его родственники, выразившие готовность о нем заботиться. Там Эну оказался в обществе, где практиковалось невмешательство — нечто прямо противоположное обычаям его родной общины. Считалось, что маленькие дети сами несут ответственность за свои действия, им разрешалось делать все, что они хотят. <...> Традиция оставлять детей в покое, принятая в деревне, усыновившей Эну, не является чем-то необычным по стандартам охотников-собирателей, в сообществах которых дети рассматриваются как самостоятельные индивиды, желания которых не следует ограничивать и которым разрешается играть с опасными предметами, такими как острые ножи, горячие горшки или огонь. <...> Охотники-собиратели глубоко преданы идее равенства и поэтому не указывают никому, даже ребенку, что тому следует делать. <...> Малочисленные сообщества вовсе не в такой степени, как мы. убеждены, что родители отвечают за ребенка и что они могут влиять на то, что из ребенка вырастает. <...> У народности марту из пустыни Западной Австралии худшая обида — навязать ребенку свою волю, даже если ребенку всего три года» [13].

Из текста Джареда Даймонда следует, что в реальной жизни в определенную историческую эпоху — эпоху первобытного общества, в общинах охотников-собирателей дети имели право в поисках воспитателей, которые соответствуют их потребностям, покидать родную общину (общину с репрессивными педагогическим установками) и переходить жить в другую общину, где отношение к детям было значительно мягче и терпимее.

Таким образом оказывается, что предложенная К. Н. Вентцелем новация, была нова только для его современников, нова для нас, а в истории педагогики всё это уже было, причем было отнюдь не единожды, и давало весьма интересные результаты, которые следует самым тщательным образом изучить, в том числе и в контексте новейших

8

Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2021

инновационных процессов в теории и практике образования.

Конечно, речь идет не о том, чтобы следовать требованию К. Н. Вентцеля, сформулированному им в «Декларации прав ребенка» в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года (хотя и этот вопрос сам по себе вполне достоин самого серьезного обсуждения). Речь идет о том, что обращение к педагогическому наследию прошлого, к «делам давно минувших дней», есть необходимое условие более глубокого понимания дня сегодняшнего, в данном случае в плане более адекватного и продуктивного постижения смысла и значения инновационных процессов в образовании. В этом контексте особое звучание приобретает позиция академика РАО Б. М. Бим-Бада,

писавшего в 2016 году: «Все лучшее, что мы ожидаем от будущего, строится на фундаменте наличного знания и опыта, который можно расширять и укреплять, только опираясь на него. <...> История педагогики позволяет найти корни современных назревших вопросов и обнаружить направление их разрешения. История позволяет проследить и уяснить, какие решения похожих, подобных вопросов уже были опробованы, использовались и к каким они привели результатам. История — противоядие как от легкомысленного псевдоноваторства, так и от немотивированного консерватизма. Она учит здравомыслию: не все новое хорошо только потому, что оно новое, но и, наоборот, не все старое хорошо только потому, что оно выверено долголетней практикой» [12].

Литература

1. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.

2. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41-45.

3. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педаго-гический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.

4. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 178-190.

5. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 15-22.

6. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.

7. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.

8. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е — 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 139-151.

9. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 1 — С. 115-129.

10. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал исто-рико-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.

11. Астафьева, Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 6-16.

12. Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 272 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01465-5.

13. Даймонд, Джаред. Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих пор живущие в каменном веке / Джаред Даймонд; пер. с англ. А. Александровой. — Москва: АСТ, 2016. — 672 с. — (Цивилизация: рождение, жизнь, смерть). — ISBN 978-5-17-080132-9.

14. Корнетов, Г. Б. Апостол свободного воспитания (к 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 4. — С. 21-56.

15. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.

16. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3 (63). — С. 36-48.

17. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ,

2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.

18. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91-119.

19. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. —

2017. — № 3. — С. 84-118.

20. Педагогические инновации и традиции в истории, теории и практике образования: моногра-

Корнетов Г. Б.

Историко-педагогический контекст современной педагогической реальности

фия / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Моск. обл., АСОУ. — Москва: АСОУ,

2019. — 208 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 129). — ISBN 978-5-91543-291-7.

21. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад (по трудам К. Вентцеля) / сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. — Москва: Амрита-Русь,

2020. — 252 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-02187-3.

22. Традиции и инновации в истории и теории педагогики: учебное пособие / под ред. Г. Б. Кор-

нетова; Министерство образования Московской области, АСОУ. - Москва: АСОУ, 2019. - 200 с. -(Историко-педагогическое знание; вып. 130). — ISBN 978-5-91543-292-4.

23. Caroli D., Kornetov G. B. The new school movement in Russia: Konstantin N. Venttsel (1857-1947), the concept of «free upbringing» and the Declaration of the rights of the child // History of Education & Children's Literature (HECL). Vol. XII/2. 2017. — Р. 9-45.

1. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative projects and programs in education, 1, 62-66.

2. Astafyeva, E. N. (2019). Innovations and traditions in the past and present of pedagogy. Innovative projects and programs in education, 6, 41-45.

3. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and trans-formating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113.

4. Astafieva, E. N. (2019). Pedagogical innovations based on the case to the past: retronasal, retrouvera or traditional innovation? History of education journal, 1, 178-190.

5. Astafieva, E. N. (2019). Understanding the balance of tradition and innovation in Russian science of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 5, 15-22.

6. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variant. Innovative projects and programs in education, 2, 41-49.

7. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99.

8. Astafieva, E. N. (2019). Traditions and innovations in education: view of Russian scientists (2000s-2010s). History of education journal, 4, 139-151.

9. Astafieva, E. N. (2016). Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129.

10. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative projects and programs in education, 4, 18-27.

11. Astafieva, E. N. & Lubsky, A. A. (2020). Risks in modern innovative education: ideas of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 2, 6-16.

12. Bim-Bad, B. M. (2017). Istoriia i teoriia pedagogiki. Ocherki: uchebnoe posobie dlia vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. [Education history and theory. Sketches. 2 nd edition]. Moskva: Yurait, 2017.

13. Diamond, Jared. (2013). The world until yesterday: what can we learn from traditional societies? Rus. ed.: Mir pozavchera. Chemu nas mogut nauchit liudi, do sikh

References

por zhivushchie v kamennom veke. Tr. from English A. Aleksandrova. Moskva: AST, 2016.

14. Kornetov, G. B. (2017). The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 2, 21-56.

15. Kornetov, G. B. (2019). Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 15-40.

16. Kornetov, G. B. (2019). Innovations in education history in the context of culture time regime. Innovative projects and programs in education, 3, 36-48.

17. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kon-tekst teorii ipraktiki obrazovaniia: monografiia [Education history context of education theory and practice: monograph]. Moskva: ASOU.

18. Kornetov, G. B. (2017). K. N. Ventsel — an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological and pedagogical search, 3, 94-124.

19. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion «Education theory and practice in the context of education history»]. Pedagogika, 3, 84-118.

20. Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Pedagogicheskie inno-vatsii i traditsii v istorii, teorii i praktike obrazovaniia: monografiia. [Educational innovations and traditions in education history, theory and practice: monograph]. Moskva: ASOU.

21. Kornetov G. B., Boguslavskii M. V. (Eds). (2020). Teoriia svobodnogo vospitaniia. Idealnyi detskii sad (po trudam K. Venttselia) [Theory of freedom-based education. An Ideal kindergarten (based on the works of K. Ventzel)]. Moskva: Amrita-Rus: ID Shalvy Amonashvili.

22. Kornetov, G. B. (Ed.). (2019). Traditsii i innovatsii v isto-rii i teorii pedagogiki: uchebnoe posobie [Traditions and innovations in education history and theory]. Moskva: ASOU.

23. Caroli D., Kornetov G. B. (2017). The new school movement in Russia: Konstantin N. Venttsel (1857-1947), the concept of «free upbringing» and the Declaration of the rights of the child. History of education & children's literature (HECL), XII/2, 9-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.