Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХI ВЕКА'

РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

В 2010-е годы российские исследователи не только изучали и успешно реализовывали образовательный потенциал истории педагогики. Они также обращали пристальное внимание, во-первых, на интерпретацию педагогики как истории педагогики; во-вторых, на прогностический (предсказательный) и эвристический потенциал истории педагогики; в-третьих, на необходимость ставить, осмысливать и решать актуальные проблемы теории и практики современного образования в самом широком историко-педагогическом контексте; в-четвертых, на пользу обращения к педагогическому наследию прошлого при разработке новых, инновационных по своей сути, концепций, систем, практик воспитания и обучения новых поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN RESEARCHERS ABOUT THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF HISTORICO-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE: THE SECOND DECADE OF THE XXI CENTURY

In the 2010s, Russian researchers not only studied and successfully realized the educational potential of the history of pedagogy. They also paid close attention, first, to the interpretation of pedagogy as the history of pedagogy; secondly, to the prognostic (predictive) and heuristic potential of the history of pedagogy; thirdly, to the need to pose, comprehend and solve urgent problems of the theory and practice of modern education in the broadest historical and pedagogical context; fourthly, to the benefit of turning to the pedagogical heritage of the past when developing new, inherently innovative, concepts, systems, and practices of character building and education of new generations.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХI ВЕКА»

Генезис и теоретико-методологические основы

педагогики профессионального образования

УДК 378; 37.012

Е. Н. Астафьева

Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХ! века

Аннотация

В 2010-е годы российские исследователи не только изучали и успешно реализовывали образовательный потенциал истории педагогики. Они также обращали пристальное внимание, во-первых, на интерпретацию педагогики как истории педагогики; во-вторых, на прогностический (предсказательный) и эвристический потенциал истории педагогики; в-третьих, на необходимость ставить, осмысливать и решать актуальные проблемы теории и практики современного образования в самом широком историко-педагогическом контексте; в-четвертых, на пользу обращения к педагогическому наследию прошлого при разработке новых, инновационных по своей сути, концепций, систем, практик воспитания и обучения новых поколений.

I

Ключевые слова: история педагогики; познавательный потенциал истории педагогики; проблемы современного образования; теория и практика образования; историко-педагогический контекст.

E. N. Astafyeva

Russian researchers about the educational potential of historico-pedagogical knowledge: the second decade of the XXI century

Abstract

In the 2010s, Russian researchers not only studied and successfully realized the educational potential of the history of pedagogy. They also paid close attention, first, to the interpretation of pedagogy as the history of pedagogy; secondly, to the prognostic (predictive) and heuristic potential of the history of pedagogy; thirdly, to the need to pose, comprehend and solve urgent problems of the theory and practice of modern education in the broadest historical and pedagogical context; fourthly, to the benefit of turning to the pedagogical heritage of the past when developing new, inherently innovative, concepts, systems, and practices of character building and education of new generations.

I Keywords: history of pedagogy; educational potential of the history of pedagogy; problems of modern education; theory and practice of education; historical and pedagogical context.

Астафьева Е. Н.

Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХ! века

Во втором десятилетии XXI века в отечественной науке сформировалось устойчивое понимание огромной роли историко-педагогического знания в развитии педагогической культуры и профессиональных компетенций учителей, воспитателей, преподавателей [17; 51; 52; 53; 60]. Рабочие программы, учебные пособия, различные методические материалы по истории образования и педагогики, используемые в системе подготовки педагогических кадров, решают задачи, связанные не только с информированием обучающихся о фактах, событиях, процессах, закономерностях исто-рико-педагогического процесса, но и с развитием у них педагогического мировоззрения и педагогического мышления на основе использования самых современных достижений социального-гума-нитарных наук [4; 21; 26; 49]. В одном из учебных пособий по истории педагогики, изданном в 2020 году, указывается, что «обращение к историко-пе-дагогическому материалу при профессиональной подготовке будущих учителей и воспитателей неизбежно. Использование историко-педагогиче-ского компонента в содержании педагогического образования должно быть направлено: на формирование способности к ориентации в многообразии педагогической культуры (соотносимость со временем, местом, цивилизацией, эпохой, традицией, тенденцией, страной, персоналией, образовательным учреждением, парадигмой, теорией, концепцией, системой, моделью, типологическим рядом, систематикой и т. д.); на развитие способности видеть, различать педагогические ситуации, педагогические проблемы, определять их причины, понимать их природу, характер, видеть в них общее и особенное, определять вариативные пути решения (при этом соединять ценностные основания, концептуальные подходы, теоретическое видение, практические рекомендации в контексте конкретного своеобразия), прогнозировать их возможные последствия (вычленяя желаемые и нежелательные, позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные, непосредственные и побочные), оценивать их возможную эффективность, брать на себя ответственность за принятое решение, находить оптимальные пути, способы и средства его реализации; на формирование способности соотносить и взаимоидентифицировать как различные педагогические технологии, методики, концепции, системы, парадигмы, традиции, тенденции, ценности и тому подобное в теории и практике образования прошлого и настоящего, так и свои интерпретации, способы действия, педагогическую позицию, мировоззрение; на развитие способности к преодолению педагогической мифологии, навязывающей искаженные стереотипы восприятия педагогических событий прошлого, препятствующей правильному пониманию и адекватной оценке различных педагогических традиций, педагогических учений и систем, образовательных технологий, моделей обучения и воспитания, их действительной роли и места в педа-

гогической культуре прошлого и настоящего» [27, с. 23-24].

В 2010-е годы российские исследователи не только изучали и успешно реализовывали образовательный потенциал истории педагогики. Они также обращали пристальное внимание, во-первых, на интерпретацию педагогики как историю педагогики [24; 25; 31; 33]; во-вторых, на прогностический (предсказательный) и эвристический потенциал истории педагогики [28; 35; 36; 45] в-третьих, на необходимость ставить, осмысливать и решать актуальные проблемы теории и практики современного образования в самом широком историко-педагогическом контексте [15; 16; 20; 22; 23; 43; 48]; в-четвертых, на пользу обращения к педагогическому наследию прошлого при разработке новых, инновационных по своей сути, концепций, систем, практик воспитания и обучения новых поколений [2; 3;5; 14; 19].

В основании стремления современных исследователей актуализировать историко-педагоги-ческое знание в процессе постижения не только прошлой, но и настоящей педагогической реальности лежит принцип историзма. Академик РАО, последний министр образования РСФСР и первый министр образования РФ (1990-1992) Э. Д. Дне-пров (1936-2015) в томе I своего фундаментального труда «Российское образование в XIX — начале XX века», изданного в 2011 году, обозначил суть исторического взгляда на познание социально-гуманитарных феноменов, к числу которых относятся образование и педагогика, следующим образом: «Размышляя над кардинальными проблемами современности, всякий сколько-нибудь просвещенный человек не может не видеть, что их истоки лежат в прошлом. Что без выявления и познания этих истоков современные проблемы вряд ли могут быть успешно разрешены. Это очевидное обстоятельство приводит к выводу о наличии в историческом процессе таких постоянно действующих факторов, которые не только связывают историю с современностью, но и в значительной мере детерминируют современность историей». И далее кандидат исторических и доктор педагогических наук Э. Д. Днепров конкретизировал познавательную роль истории в постижении современности: «Поскольку история — это не отстраненная от современности "вещь в себе", а постоянно воздействующий на нее фактор, она каждодневно пронизывает, держит под своим током современность, которая также каждодневно, переворачивая очередную страницу своего календаря, становится частью истории. В истории лежат как корни кардинальных современных проблем, так и многие ключи к их решению. И чем более взвешенно общество будет проверять себя историей, чем пристальнее будет смотреть на современность через призму истории, а на историю — через призму современности, тем эффективней и безошибочней будет его путь вперед. Ибо общество про-

двигается вперед настолько, насколько извлекает уроки из своей истории» [13, с. 5-6].

Э. Д. Днепров был одним из самых ярких и глубоких отечественных историков педагогики последней четверти ХХ и первых полутора десятилетий XXI века, профессионалом-исследователем самого высокого уровня [29; 38]. Именно Э. Д. Днепров являлся автором статьи «История педагогики» в первом томе «Российской педагогической энциклопедии» (1993). В этой статье история педагогики определялась как «область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук (курсив мой. — Е. А.)» [12, с. 392].

Создатель и ректор Российского открытого университета — первого негосударственного вуза в СССР (1989-1994), а позднее создатель и ректор Университета Российской академии образования (1994-2003), академик РАО Б. М. Бим-Бад (р. 1941) во многом определил вектор отношения в отечественной науке к познавательному потенциалу историко-педагогического знания [37; 46], подготовив и издав еще в 1986 году, на заре перестройки, сборник статей «Теоретико-методологические вопросы истории педагогики» [56]. На пороге второго десятилетия XXI века он, «раскрывая прогностический потенциал истории», пишет, что «она позволяет заглянуть в будущее, поскольку она прорисовывает тенденции развития и показывает возможности. <...> История — она про будущее, а не про «безвозвратно канувшее в Лету». История есть кладезь, сокровище, потому что прошлое изготовлено из прошедшего будущего. Прошлое - осуществленное будущее. История сплошь состоит из бывших представлений о будущем, и она доподлинно сообщает нам, что из этих представлений сбылось, а что нет. <...> Именно история учит установке на вероятность маловероятного, гибкости и многовариантности стратегии и тактики действия, вооруженному выходу навстречу опасностям; учит просматривать различные варианты развития событий и вместе с тем быть психологически готовым к неожиданностям; учит рефлексии, гибкости, предвидению, находчивости, умению моделировать возможные варианты развития событий, так называемые сценарии. Отсюда начинается путь к стратегическому, вероятностному мышлению, к серьезной умной игре с будущим, принимающей в расчет его неопределенность. <...> Главное — учиться у прошедших "будущих", которые накоплены в истории, реалистическому предвидению, а не пустым мечтаниям. Учиться изготавливать свое будущее на фундаменте своего накопленного опыта и честного вероятностного воображения» [9, с. 132-133].

Размышляя над историей педагогики, говоря о том, что «мы обязаны брать взаймы у прошлого», Б. М. Бим-Бад задается вопросом «Чему и как учиться у истории?» [10, с. 12]. По его мнению,

«история учит: по мере усвоения ее богатств рассеиваются даже самые упорные педагогические предрассудки. <...> История педагогики разворачивает перед новичком (да и не только перед ним) драму идей, вырывающих у непознанного тайны формирующего, воспитывающего, образовывающего взаимодействия с человеком, идей, обобщающих причины великих успехов и тысячелетний опыт становления того или иного типа личности». Б. М. Бим-Бад подчеркивает, что «усвоение исто-рико-педагогического знания дает возможность продолжать, приумножать лучшие творческие достижения в области воспитания. Дорогой ценой далась человечеству истина. По существу только исторический подход к педагогическим вопросам позволяет выяснить, что же мы знаем в педагогике, знаем достоверно, неопровержимо, что в нашем знании принадлежит или приближается к нерушимым и бесспорным законам. И только исторический подход дает возможность точно указать, чего мы не знаем из необходимого для нас сегодня или знаем несовершенным образом, знаем плохо, приблизительно. <...> Настоящие и будущие проблемы при условии изучения их рождения, развития, воскресения, т. е. исторической судьбы». Отмечая, что «история педагогики как область исследований, равно как и область образования, заняла выдающееся место в современной научной дискуссии о путях и способах совершенствования воспитательной работы», Б. М. Бим-Бад пишет: «Для более полного раскрытия потенциала истории педагогики на первый план. выдвигаются ее методологические, теоретические и прогностические функции. <...> Воспитательно-образовательные ее функции - как академической дисциплины в составе педагогического образования - целиком зависят от степени реализации исследовательских функций, разработки методологических, прогностических и теоретических проблем на последовательно исторической основе». Размышляя об истории педагогики как отрасли знания, он отстаивал точку зрения, согласно которой, «как и любая другая современная «наука о науке», как и другие науки вообще, как история естествознания и техники или история психологии в частности, история педагогики призвана вносить вклад в дальнейшее развитие методологии, теории, прогностики в рамках соответствующей области знания и наряду с этим в решение конкретных задач соответствующей области деятельности. Аналогия с историей естествознания и техники (или с историей медицины) определяется тем обстоятельством, что история педагогики изучает, как и названные дисциплины, одновременно и историю науки, и историю практики. Те блага, которые указанные научные дисциплины приносят "своим" наукам и "искусствам" (поскольку практическая технология и практическая медицина включают в себя и элементы искусства), может давать педагогической науке и воспитательному искусству, равно как педагогическому образованию, и история педаго-

гики. Однако по параметру ценности этих "благ" история педагогики в настоящий момент еще отстает от аналогичных ей дисциплин, особенно названных выше» [8, с. 15-16, 40, 18].

Б. М. Бим-Бад исходит из того, что «в наших поисках пути мы не можем не опираться на педагогическое наследие. Ибо "человек без памяти прошлого, — как напоминает нам Чингиз Айтматов, — поставлен перед необходимостью заново определять свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта... оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем"». Отвечая на вопрос «Чему и как учиться у истории?», Б. М. Бим-Бад пишет: «История, конечно, учит. Но только того, кто хочет и умеет у нее учиться. Дело это непростое. Оно требует от нас чувства ответственности. И еще — осмысления самих способов нашего взаимодействия с историей, осознания "механизмов" преемственности и новаторства». При этом Б. М. Бим-Бад подчеркивает, что «передается не сам опыт, а его принцип. Чтобы понять принцип, надо думать, а не повторять. Нужен подход с разбором, с коррекцией, очень ответственный». По его мнению, «пренебрежение уроками прошлого приведет нас в тупик. Сколько было попыток представить историю педагогики как груду развалин не оправдавших себя систем! Ведь в педагогике едва ли не каждый считает себя авторитетом и, пытаясь "превзойти" вековой опыт человечества, заново изобретает... велосипеды. Какая расточительность, какая воинствующая близорукость! Но не менее вредна попытка перенести прошлое в настоящее некритически, автоматически, буквально. Иначе мы умерщвляем концепции, которые по праву ценим и которые помогают нам. <...> Присвоение прошлого по необходимости должно быть таким, чтобы совершалось приращение культуры. Поэтому движение — это творчество, а не копирование» [7].

Член-корреспондент РАО, кандидат исторических и доктор педагогических наук В. Г. Безрогов (1959-2019) [44; 58] в ряде публикаций глубоко осмыслил потенциал историко-педагогического знания. По словам профессора А. А. Романова, «вклад В. Г. Безрогова, ученого мирового уровня, в теорию и методологию историко-педагогиче-ской науки. неоценим, он радетель и подвижник историко-педагогической науки» [11, с. 7]. В первой половине 2010-х годов В. Г. Безрогов констатировал, что «педагогика ушла от официальной "истории" и не вполне отдает себе отчет в том, зачем ей профессиональное понимание прошлого, каково его настоящее значение для интерпретации современности. Исследования последнего десятилетия показали, что российскому учительству в массе своей чуждо историческое понимание своей профессии равно, как студенчеству и — пожалуй, в меньшей мере, преподавательскому корпусу многих вузов. Понимание педагогических наук как в принципе исторических пока

не присутствует в современном русскоязычном педагогическом дискурсе. Лишенные исторического аспекта рассматриваемых современных тем, авторефераты диссертаций соискателей степени кандидата педагогических наук выступают вполне красноречивым доказательством данного тезиса». Анализируя познавательные особенности истории педагогики как отрасли педагогического знания, В. Г. Безрогов акцентировал внимание на том, что «исследователь прошлого, находя в историческом логическое, оказывается одновременно теоретиком-антропологом или философом образования. Его задача — показать исторические корни современности или сходные ситуации в прошлом, через анализ которых предложить рекомендации своим современникам, показав, что они не столько изобретатели, сколько продолжатели — в новых условиях и с новыми надеждами. <...> Учет прошлых аналогий дает ключ к будущему. Неучет аналогий, инновационные дефиниции закрывают возможности глубинного и более качественного осмысления предлагаемых практик, не укореняют их в соответствующих теоретико-педагогических подходах». Подчеркивая, что «история педагогики. изучает уникальное и неповторимое», В. Г. Без-рогов писал: «Тем не менее, однако, некоторая "суженность" предмета историко-педагогического исследования, по сравнению, скажем, с социальной или культурной историей, определяет все же возможность до некоторой степени спрямленных отношений между современными представлениями о воспитании и обучении и — исторической реальностью развития этих представлений, конкретных способов их воплощения в практике и ответов "практики" на такое воплощение» [6, с. 15, 18].

Ставя вопрос, «Кому сегодня нужна история педагогики?», доктор педагогических наук, по образованию — учитель истории, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва) Е. А. Ямбург (р. 1951) пишет: «Казалось бы, история педагогики — периферийная сфера гуманитарного знания, предмет узкого цехового интереса кабинетных ученых, практические результаты деятельности которых воплощаются лишь в дисциплине, традиционной для обязательного изучения в педагогических вузах. От нее в головах будущих учителей, как правило, остаются лишь смутные воспоминания: имена, фамилии значительных педагогов прошлого, обрывки их педагогических концепций и систем. В реальной школьной практике история педагогики оказывается невостребованной. Что и говорить о том, что для подавляющей массы даже интеллигентных людей, напрямую не связанных с обучением и воспитанием, истори-ко-педагогические сюжеты не представляют ни малейшего интереса». Отвечая на поставленный им вопрос, Е. А. Ямбург утверждает, что история педагогики должна привлекать внимание «потому, что история образования, пристально вглядываясь в прошлое, целиком опрокинута в будущее». Размышляя о современном значении трудов клас-

сиков педагогической мысли, он подчеркивает, «что с ними есть о чем поговорить, сверяя свои позиции, сомнения и выводы с их наследием». Наличие огромного познавательного потенциала у историко-педагогического знания, по мнению Е. А. Ямбурга, предъявляет особые требования к историку педагогики как исследователю. «По большому счету, — пишет он, — историк должен стремиться оценивать события и со стороны, и как бы изнутри, подниматься над ними, рассматривать их с высоты птичьего полета, для того чтобы увидеть давние истоки происходящего и его отдаленные последствия, явленные в современности. Так происходит приближение к объективной оценке, но одной отстраненности здесь явно недостаточно. Исторический процесс прорастает усилиями людей, действовавших в конкретных обстоятельствах. Но они сами же эти обстоятельства и формируют. Люди, вырабатывающие стратегию и тактику развития образования страны в целом и школы в частности, не исключение» [59].

Доктор исторических наук О. Е. Кошелева (р. 1954), убежденная в том, что «разглядеть и понять направление и суть происходящих изменений в образовании возможно только через историю педагогики», пишет: «Только историки умеют передвигаться по шкале времен, знают, что такое исторические перемены, смены парадигм, меняющийся мир, сломы культуры. Педагоги же (в широком смысле), лишенные этого чувства вечных исторических сдвигов, пытаются проводить реформы, исходя из идеалов и рамок собственного образования и воспитания, уже ушедшего в прошлое. Но "прошлое" — это не "бабушкин сундук", из которого есть способы вынуть что-то древнее и приспособить к сегодняшнему дню. История педагогики может дать не готовые решения сегодняшних проблем, а только утешение, трезвость мыслей и импульс к новым эвристическим решениям» [47, с. 43].

Со второй половины 2000-х годов центром историко-педагогических исследований в России стала Академия социального управления. Эти исследования особенно активизировались в 2010-е годы [1; 18; 50]. Инициатором и научным руководителем этой деятельности является доктор педагогических наук, профессор Г. Б. Корнетов (р. 1958) [54; 57]. В его работах особое внимание уделяется анализу места и роли историко-педаго-гического знания в решении проблем познания современной педагогической реальности.

Ставя вопрос о том, «Нуждается ли история педагогики в оправдании?», Г. Б. Корнетов пишет: «Кому-то этот вопрос покажется странным: как же педагогика, педагогическое сознание, педагогическая культура могут обойтись без истории. Однако в наш практичный век на фоне усиливающегося стремления к получению безусловно значимых здесь и сейчас результатов часто ощущается невостребованность историко-педагогических исследований, как не способных принести немед-

ленную пользу, отвлекающих от современных проблем теории и практики образования и усилия исследователей, и финансовые средства». По мнению Г. Б. Корнетова, «при ближайшем рассмотрении оказывается, что историко-педагогическое знание значимо и само по себе, и необходимо как для развития педагогики, для решения современных проблем теории и практики образования, так и для профессиональной подготовки педагогов». Он подчеркивает, что «педагогическое прошлое во многих случаях оказывается средством легитимизации нашей теоретической и практической педагогической деятельности. Оно как бы удостоверяет наши нынешние установки и действия посредством подтверждения их сходства с прежними, придавая тем самым им законную силу». Педагогическое прошлое, пишет Г. Б. Корнетов, «проявляет себя в уроках, которые нам преподносит и которые весьма поучительны для педагогики дня сегодняшнего. В одних случаях прошлое может служить определенной моделью, образцом того, как надо и как не надо действовать в образовании. В других случаях педагогическое прошлое оказывается своеобразным проводником и путеводителем, даже если и не указывает на конкретные прецеденты, то помогает представить некоторые контуры настоящего. Педагогическое прошлое задает координаты, необходимые для ориентации при постижении современных проблем теории и практики образования, позволяет вписать их в пространство педагогической культуры, выявить присущие им общие, особенные и единичные характеристики, соотнести с традициями и тенденциями развития педагогического знания и педагогической практики, с различными педагогическими парадигмами, концепциями, системами, методиками и технологиями. Сама возможность интерпретации, идентификации, обобщения, систематизации, классификации и типологизации педагогических феноменов различной степени общности может быть успешно реализована лишь в пространстве всей педагогической культуры, органично соединяющей в себе и прошлое, и настоящее, и продуктивный прогностический взгляд» [42, с. 10-11, 52-53].

Для адекватного понимания сути взглядов Г. Б. Корнетова на познавательный потенциал истории педагогики важно принять во внимание его утверждение, «что история педагогики одновременно и взаимосвязанно решает две группы задач. Во-первых, она, исследуя педагогическое прошлое, ищет ответы на вопросы: что происходило? Как происходило? Почему происходило? К каким результатом приводило? Какое значение имело для современников и всего последующего развития? Во-вторых, история педагогики, обращаясь к педагогическому прошлому, содействует пониманию и решению проблем теории и практики образования дня сегодняшнего, развитию современного педагогического мышления и педагогического мировоззрения» [32, с. 443]. Для решения второй группы

Астафьева Е. Н.

Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие XXI века 41

задач, по мнению Г. Б. Корнетова, «для историков педагогики большой интерес представляет метод рациональной реконструкции, позволяющий органично соединить познание прошлой педагогической реальности с современным уровнем и проблемами педагогического знания» [34, с. 110]. Акцентируя «внимание на познании прошлого как источника обретения и обогащения бесконечного множества смыслов, позволяющих исследователю лучше понимать себя, изучаемые проблемы, окружающий мир», Г. Б. Корнетов отмечает, что различные способы их исследования «могут быть продуктивно реализованы в формате постижения истории педагогики при опоре на рациональную реконструкцию педагогического прошлого» [41, с. 37]. В своей трактовке метода рациональной реконструкции, как эффективного инструмента актуализации историко-педагогического знания, Г. Б. Корнетов опирается на идеи американского философа-неопрагматиста Ричарда Рорти (1931-2007), изложенные им в работе «Историография философии: четыре жанра» (1984) [55]. Рассматривая сквозь призму идей Р. Рорти особенности рациональной реконструкции педагогического прошлого, исследуемого историком педагогики в контексте проблем теории и практики современного ему образования, новейших достижений и вызовов педагогической науки, Г. Б. Корнетов суть такой реконструкции видел в том, что педагогическое прошлое как бы вовлекается в диалог с педагогическим настоящим, творцы событий и идей давно ушедших лет оказываются нашими собеседниками, способствующими лучшему осознанию окружающей нас педагогической действительности и самоопределению в ней [40, с. 120].

Использование метода рациональной реконструкции педагогического прошлого позволяет, согласно Г. Б. Корнетову, актуализировать проблему историко-педагогического контекста существующей педагогической реальности. По его мнению, «обращение к историко-педагогическо-му контексту теории и практики современного образования способствует пониманию того, каким образом, в чем именно и в какой степени педагогическое прошлое влияет на педагогическое настоящее, каким образом существует в нем, как обусловливает его развитие. <...> Обращение к историко-педагогическому контексту теории и практики современного образования предполага-

ет движение от настоящего к прошлому, "прочтение" педагогического прошлого с точки зрения современных достижений и трудностей образования, событий и процессов, происходящих в нем сегодня и требующих адекватного осмысления, объяснения, понимания, оценки. Затем движение от педагогического прошлого к педагогическому настоящему, к теории и практике современного образования, а затем и к педагогическому будущему». Именно «историко-педагогический контекст, — подчеркивает Г. Б. Корнетов, — позволяет теории и практике современного образования:

1) глубже и полнее осознать, осмыслить, понять, объяснить, интерпретировать, оценить себя;

2) выявить элементы ("остатки") прошлого, существующие в настоящем; 3) извлечь для себя уроки из прошлого; 4) идентифицировать себя с определенными традициями и тенденциями, направлениями и течениями; 5) легитимизировать себя» [39, с. 90, 101-102].

Г. Б. Корнетов считает, что «вписывая теорию и практику современного образования в исто-рико-педагогический контекст, исследователю важно понять, например: почему именно это, а не то определяется как современность? Сводится ли определение современности только и исключительно к определению временных и пространственных границ? Что мы действительно знаем о практической и ментальной педагогической деятельности, об их возможностях и границах, об их связях между собой и с различными сферами человеческой практики и общественного сознания? Не являются ли педагоги, жившие столетия и даже тысячелетия назад, значительно более современными мыслителями и деятелями образования, чем многие из тех, кто живет, действует и размышляет о проблемах воспитания и обучения подрастающих поколений в одно с нами время?» [30, с. 71].

Наступившее третье десятилетие XXI века, погрузив образование, всю педагогическую реальность в катастрофу ковида, ставит перед теоретиками и практиками воспитания и обучения много новых острых проблем, решение которых возможно только на прочном фундаменте историко-педа-гогического знания, открывающем дополнительные перспективы для преодоления возникающих трудностей.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. Академия социального управления — центр историко-педагогических исследований / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 2. — С. 45-49.

2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.

3. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-51.

4. Астафьева, Е. Н. Реализация цивилизационного подхода в первом постсоветском пособии по истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столе-

товых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2014. - № 18 (37). - С. 14-25.

5. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.

6. Безрогов, В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах или для гигантов / В. Г. Безрогов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2013. — № 1 (10). — С. 14-29.

7. Бим-Бад, Б. М. История педагогики и наши сегодняшние задачи / Б. М. Бим-Бад // Историко-педагоги-ческое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2015. — С. 54-57.

8. Бим-Бад, Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 253 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08058-2.

9. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: просто о сложном / Б. М. Бим-Бад; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК,

2010. — 140 с. — (Библиотека педагога-практика). — ISBN 978-5-9770-0381-0.

10. Бим-Бад, Б. М. Что такое философия истории педагогики? / Б. М. Бим-Бад // Современная российская история педагогики: методология изучения и теоретические подходы: сб. науч. трудов / ред.-сост. А. И. Са-лов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2014. — 204 с. — С. 11-15.

11. Виталий Безрогов — 60 лет. Научное издание / А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад [и др.]; под ред. А. А. Романова. — Рязань: Концепция, 2020. — 344 с. — ISBN 978-5-4464-0162-8.

12. Днепров, Э. Д. История педагогики / Э. Д. Днепров // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А — М / гл. ред. В. В. Давыдов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 392-398.

13. Днепров, Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века: в 2 т. Т. 1: Политическая история российского самодержавия / Э. Д. Днепров. — Москва: Мариос,

2011. — 648 с. — ISBN 5-7897-0241-2.

14. Инновации в теории и практике образования: истори-ко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — Т. 1. — 208 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 125). — ISBN 978-5-91543-283-2.

15. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики: сборник научных трудов и материалов / под ред. Г. Б. Корнетова; Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики. -Москва: ФГНУ ИТИп РАО: Издательский центр ИЭТ, 2012. — ISBN 978-5-904212-05-6.

16. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. —Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.

17. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики: материалы Девятой Международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2013 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 216 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 68). — ISBN 978-5-91543-109-5.

18. Кароли, Д. О создании Российско-Итальянского совета по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики на базе Академии социального управления / Д. Кароли // Инновационные про-

екты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 34-36.

19. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1. — С. 15-40.

20. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.

21. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический компонент в содержании современного историко-педагогического образования: взгляд российских историков педагогики / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 142-174.

22. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Исто-рико-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-591543-200-9.

23. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования / Г. Б. Корнетов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов практических конференций. — 2016. — № 4. — С. 1185-1204. — URL.: http:// new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (дата обращения: 30.10.2021).

24. Корнетов, Г. Б. Исторический и педагогический аспекты истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Известия Российской академии образования. — 2016. — № 2. — С. 108-126.

25. Корнетов, Г. Б. История педагогики сегодня / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2013. — № 3 (27). — С.136-145.

26. Корнетов, Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2012. — 171 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 31) — ISBN 978-5-91543-085-2.

27. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». Учебное пособие: в 2 частях. Часть 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: АСОУ, 2020. - 340 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 133). — ISBN 978-5-91543-303-7.

28. Корнетов, Г. Б. История педагогики: итоги и перспективы в начале XXI века / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 2 (18). — С. 67-97.

29. Корнетов, Г. Б. К юбилеям Э. Д. Днепрова и Б. М. Бим-Бада / Г. Б. Корнетов // Историко-педагоги-ческий журнал. — 2016. — № 4. — С. 57-63.

30. Корнетов, Г. Б. Педагогика и образование: вчера, сегодня, завтра: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2019. — 348 с. — (Историко-педагогиче-ское знание; вып. 127). — ISBN 978-5-91543-288-7.

31. Корнетов, Г. Б. Педагогика как история педагогики / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 1. — С. 58-63.

32. Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — 3-е изд., перераб., доп. — Москва: АСОУ, 2016. — 472 с. — (Историко-педагоги-ческое знание; вып. 95). — ISBN 978-5-91543-184-2.

33. Корнетов, Г. Б. Перспективы истории педагогики в современной России / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 7-20.

34. Корнетов, Г. Б. Перспективы познания педагогического прошлого в зеркале метода рациональной реконструкции Р. Рорти / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 106-126.

35. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-106.

36. Корнетов, Г. Б. Размышления об истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2018. — № 1 (41). — С. 11-34.

37. Корнетов, Г. Б. 70 лет Борису Михайловичу Бим-Баду / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2012. — № 1 (21). — С. 65-68.

38. Корнетов, Г. Б. 75 лет Эдуарду Дмитриевичу Днепро-ву / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2012. — № 1. — С. 49-59.

39. Корнетов, Г. Б. Развитие теории и практики образования: история и современность: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2018. — 460 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 115). — ISBN 978-5-91543-244-3.

40. Корнетов, Г. Б. Рациональная реконструкция педагогического прошлого / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4. — С. 115-134.

41. Корнетов, Г. Б. Теоретические подходы к основам рациональной реконструкции прошлого в истори-ко-педагогическом исследовании / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 28-40.

42. Корнетов, Г. Б. Теория истории педагогики: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 460 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 62). — ISBN 978-5-91543-102-6.

43. Корнетов, Г. Б. Темпоральный режим культуры как рамка историко-педагогического контекста инноваций в образовании / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 2. — С. 26-46.

44. Корнетов, Г. Б. Уходят, уходят, уходят друзья / Г. Б. Корнетов // Ценности и смыслы. — 2019. — № 6. — С. 158-160.

45. Корнетов, Г. Б. Эвристический подход к изучению исто-рико-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени: монография / Г. Б. Корнетов; Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики. — Москва: ФГНУ ИТИП РАО: Издательский Центр ИЭТ, 2012. — 388 с. — ISBN 978-5-904212-10-0.

46. Корнетов, Г. Б. Эдуард Дмитриевич Днепров и Борис Михайлович Бим-Бад: отечественная история педагогики середины 1980-х годов / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 4. — С. 60-65.

47. Кошелева, О. Е. История педагогики как лекарство от тоски по прошлому / О. Е. Кошелева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2013. -№ 1 (10). — С. 41-47.

48. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.

49. Лубский, А. А. Проблемы развития российского педагогического образования в начале III тысячелетия: подходы отечественных исследователей / А. А. Луб-ский // Инновационные проекты и программы в образовании. -2020. — № 4. — С. 6-17.

1. Astafyeva, E. N. (2014). Akademiia sotsialnogo upravle-niia — tsentr istoriko-pedagogicheskikh issledovanii [Academy of public administration: history of pedagogy research center]. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Pod-moskovia, 2, 45-49.

2. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative programs and projects in education, 1, 62-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Astafieva, E. N. (2019). Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and programs in education, 3, 49-51.

4. Astafjeva, E. N. (2014). Implementation of the civilization-al approach in the first post-soviet handbook on the history of education. Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences, 18, 14-25.

50. Лубский, А. А. Уроки историко-педагогических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов / А. А. Луб-ский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 12-20.

51. Научно-методическое обеспечение высшего педагогического образования в условиях внедрения нового поколения ФГОС: сборник научных статей и учебно-методических материалов / под ред. Л. Н. Антоновой, Г. Б. Корнетова, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Москва: АСОУ, 2016. — 236 с. — ISBN 978-5-91543-186-6.

52. Образовательный потенциал историко-педагогическо-го знания: сборник научных трудов / под ред. Г. Б. Кор-нетова, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 128 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 65). — ISBN 978-5-91543-108-8.

53. Полякова, М. А. Историко-педагогический компонент в системе подготовки современного педагога / М. А. Полякова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3. — С. 45-53.

54. Романов, А. А. 100 книг Григория Корнетова / А. А. Романов. — Рязань: Концепция, 2018. — 132 с. — ISBN 978-5-4464-0143-7.

55. Рорти, Р. Историография философии: четыре жанра / Р. Рорти; [пер. с англ., вступ. статья, комментарии И. Джохадзе]; Российская академия наук, Институт философии. — Москва: Канон+: Реабилитация, 2017. — 176 с. — ISBN 978-5-88373-053-4.

56. Теоретико-методологические вопросы истории педагогики: сборник научных трудов / отв. ред. Б. М. Бим-Бад, К. И. Салимова; АПН СССР; НИИ общей педагогики. — Москва: Издательство АПН СССР, 1986. — 110 с.

57. Уткин, А. В. Наука требует всего человека. (К юбилею Григория Борисовича Корнетова) / А. В. Уткин // Историко-педагогический журнал. -2018. — № 1. — С. 6-19.

58. Уткин, А. В. От редакции. Памяти друга / А. В. Уткин, Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 16-19.

59. Ямбург, Е. А. Кому сегодня нужна история педагогики? // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2015. — С. 243-245.

60. Kornetov G., Lubsky A., Poljakova M. La riduzione della storia della pedagogika nella formazione degli insegnan-ti nella Russia post-comunista: alcune proposte recen-ti degli studiosi russi // Quaderni di Intercultura Anno. XII/2020. — С. 107-116.

References

5. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variant. Innovative projects and programs in education, 2, 41-49.

6. Bezrogov, V. G. (2013). Istoriia pedagogiki v poiskakh au-ditorii: kreslitsa na gigantakh ili dlia gigantov [History of pedagogy in search of an audience: armchair on giants or for giants]. Otechestvennaia i zarubezhnaiapedagogika, 1, 14-29.

7. Bim-Bad, B. M. (2015). Istoriia pedagogiki i nashi segod-niashnie zadachi [The history of pedagogy and our current tasks]. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysia-cheletiia: pedagogicheskie napravleniia v teorii i praktike obrazovaniia: materialy Odinnadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 19 noiabria 2015 g. [Education history at the beginning of the III Millennium: pedagogical directions in the theory and practice of education:

44

KHHOBauHOHHue npoeKiu h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 6, 2021

proceedings of the Eleventh International scientific conference. Moscow, November 19, 2015] (pp. 54-57). G. B. Kor-netov (Comp. Ed.). Moskva: ASOU.

8. Bim-Bad, B. M. (2019). Istoriia i teoriiapedagogiki. Ocher-ki: uchebnoeposobie dlia vuzov [History and theory of pedagogy. Essays]. 2nd edition. Moskva: Yurait.

9. Bim-Bad, B. M. (2010). Psikhologiia i pedagogika: prosto o slozhnom [Psychology and pedagogy: simply about the complex]. Moskva: MPSI; Voronezh: MODEK.

10. Bim-Bad, B. M. (2014). Chto takoe filosofiia istorii pedagogiki? [What is philosophy of education history?]. In Sa-Iov A.I. (Comp. Ed.) Sovremennaia rossiiskaia istoriia pedagogiki: metodologiia izucheniia i teoreticheskiepodkhody: sb. nauch. trudov [Modern Russian education history: methodology of study and theoretical approaches: collection of scientific articles] (pp.11-15). Moskva: ASOU.

11. Romanov, A. A., Astashova, N. A. & Bim-Bad, B. M. et al. (2020). Vitalii Bezrogov — 60 let. Nauchnoe izdanie [Vitaly Bezrogov — 60th anniversary. Scientific edition]. A. A. Romanov (ed.). Riazan: Kontseptsiia.

12. Dneprov, E. D. (1993). Istoriia pedagogiki [Education history]. In V. V. Davydov (Ch. ed.) Rossiiskaia pedagogich-eskaia entsiklopediia: v 2 t. T. 1: A — M. [Russian encyclopedia of education: in 2 vols. Vol. 1. A-M] (pp. 392-398). Moskva: Bolshaia Rossiiskaia entsiklopediia.

13. Dneprov E. D. (2011). Rossiiskoe obrazovanie v XIX — nachale XX veka: v 2 t. T. 1: Politicheskaia istoriia rossiiskogo samoderzhaviia [Russian education in the XIX — early XX century: in 2 volumes. Vol. 1: The political history of the Russian autocracy]. Moskva: Marios.

14. Kornetov, G. B. (Ed.) (2019). Innovatsii v teorii i praktike obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst: mono-grafiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vols.], vol. 1. Moscow: ASOU.

15. Kornetov, G.B. (Ed.). (2012). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekstepedagogicheskoi teorii ipraktiki: sbornik nauchnykh trudov i materialov [Education history in the context of pedagogical theory and practice: a collection of scientific papers and materials]. Moskva: FGNU ITIP RA: Izdatelskii tsentr IET.

16. Kornetov, G.B. (Comp. ed.). (2016). Istoriko-pedagogich-eskoe znaniye v nachale III tysyacheletiya: istoriko-peda-gogicheskiy kontekst teorii i praktiki sovremennogo obra-zovaniya: materialy Dvenadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: Moskva, 17 noyabrya 2016 g. [Education history at the beginning of the III Millennium: modern education theory and practice from the viewpoint of education history: proceedings of the 12th International scientific conference: Moscow, 17 November, 2016]. Moscow: ASOU.

17. Kornetov, G.B. (Ed.). (2013). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: poznavatelnyi potentsi-al istorii pedagogiki: materialy Deviatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 14 noiabria 2013 g. [Education history at the beginning of the III millennium: the cognitive potential of the history of pedagogy: materials of the Ninth International Scientific Conference. Moscow, November 14, 2013]. Moskva: ASOU.

18. Caroli, D. (2020). On the creation of the Russian-Italian Council for international research on the history of childhood, education and pedagogy on the basis of the Academy of Public Administration. Innovative projects and pro-

frams in education, 6, 34-36.

Lornetov, G. B. (2019). Social and educational innovations in the context of history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 15-40.

20. Kornetov, G.B. (2011). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedago-gicheskoi teorii i praktiki [Education history in the context of education theory and practice]. Otechestvennaia i zarubezhnaiapedagogika, 68-83.

21. Kornetov, G.B. (2012). Historico-pedagogical component in the content of modern pedagogical education: views of Russian historians of pedagogy. History of education journal, 1, 142-174.

22. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst te-orii ipraktiki obrazovaniia: monografiia [Education theory and practice in the context of Education history: monograph]. Moskva: ASOU.

23. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kon-tekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia [His-torico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education]. Konferentsium ASOU: sbornik

nauchnykh trudov i materialov prakticheskikh konferentsii, 4, 1185-1204. Retrieved October 10, 2021, from http:// new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf

24. Kornetov, G. B. (2016). Historical and pedagogical aspects of history of pedagogics. Izvestiia Rossiiskoi Akademii Obrazovaniia, 2, 108-126.

25. Kornetov, G. B. (2013). Istoriia pedagogiki segodnia [Education history today]. Psychological and pedagogical search, 3, 136-145.

26. Kornetov, G. B. (2012). Istoriia pedagogiki kak nauka i kom-ponent soderzhaniia pedagogicheskogo obrazovaniia: mono-grafiia [Education history as a science and a component of pedagogical education: monograph]. Moskva: ASOU.

27. Kornetov, G. B. (2020). Istoriia pedagogiki. Vvedenie v kurs «Istoriia obrazovaniia i pedagogicheskoi mysli». Uchebnoe

osobie: v 2 chastiakh. Chast 1. S drevneishikh vremen do ontsa XVIII v. [Education history. Introduction to the course "History of education and pedagogical thought". In 2 parts. Part 1. From ancient times to the end of the XVIII century]. 3rd edition. Moskva: ASOU.

28. Kornetov, G. B. (2011). History of pedagogy: its results and perspectives in the early 19th century. Psychological and pedagogical search, 2, 67-97.

29. Kornetov, G. B. (2016). K yubileiam E. D. Dneprova i B. M. Bim-Bada [For the anniversaries of E. D. Dneprov and B. M. Bim-Bad]. History of education journal, 4, 57-63.

30. Kornetov, G. B. (2019). Pedagogika i obrazovanie: vchera, segodnia, zavtra: monografiia [Pedagogy and education; yesterday, today, tomorrow]. Moskva: ASOU.

31. Kornetov, G. B. (2014). Pedagogika kak istoriia pedagogiki [Pedagogy as the history of pedagogy]. Academia. Peda-gogicheskii zhurnal Podmoskovia, 1, 58-63.

32. Kornetov, G. B. (2016). Pedagogika: teoriia i istoriia: ucheb-noe posobie [Pedagogy: theory and history], 3rd edition. Moskva: ASOU.

33. Kornetov, G. B. (2013). Perspektivy istorii pedagogiki v sovremennoi Rossii [Prospects for the history of pedagogy in modern Russia]. History of education journal, 2, 7-20.

34. Kornetov, G. B. (2019). Prospects of knowledge of the pedagogical past in the mirror of the method of rational reconstruction R. Rorty. History of education journal, 4, 106-126.

35. Kornetov, G. B. (2011). Prognostic function of the history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 90106.

36. Kornetov, G. B. (2018). Razmyshleniia ob istorii pedagogiki [Reflections on the history of pedagogy]. Gumanitarnye nauki (g. Yalta), 1, 11-34.

37. Kornetov, G. B. (2012). The 70th anniversary of Boris Mikhaylovich Bim-Bad. Psychological and pedagogical search, 1, 65-68.

38. Kornetov, G. B. (2012). The 75th anniversary of Eduard Dmitriyevich Dneprov. Psychological and pedagogical search, 1, 49-59.

39. Kornetov, G. B. (2018). Razvitie teorii i praktiki obrazovaniia: istoriia i sovremennost: monografiia [Development of education theory and practice: history and modernity: monograph]. Moskva: ASOU.

40. Kornetov, G. B. (2019). Rational reconstruction of pedagogy of the past. Psychological and pedagogical search, 4, 115-134.

41. Kornetov, G. B. (2019). Theoretical approaches to the basics of rational reconstruction of the past in research on pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 6, 28-40.

42. Kornetov, G. B. (2013). Teoriia istorii pedagogiki: mono-grafiia [Theory of education history: monograph]. Moskva: ASOU.

43. Kornetov, G. B. (2019). Temporal culture as a frame of historical and pedagogical context of innovations in education. Psychological and pedagogical search, 2, 26-46.

44. Kornetov, G. B. (2019). Ukhodiat, ukhodiat, ukhodiat dru-zia [Friend leave, leave and leave]. Tsennosti i smysly, 6, 158-160.

45. Kornetov, G. B. (2012). Evristicheskiipodkhod k izucheniiu istoriko-pedagogicheskikh fenomenov Srednevekovia i Novo-go vremeni: monografiia [Heuristic approach to the study of historical and educational phenomena of the Middle Ages and Modern Times: monograph]. Moskva: FGNU ITIP RAO: Izdatelskii Tsentr IET.

46. Kornetov, G. B. (2016). Eduard Dmitrievich Dneprov and Boris Mikhailovich Bim-Bad: Russian history of pedagogy in the mid-1980s. Psychological and pedagogical search, 4, 60-65.

47. Kosheleva, O. E. (2013). History of pedagogy as a medicament for nostalgia for the past. Otechestvennaia i zarubezhnaiapedagogika, 1, 41-47.

48. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktíki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history"]. Pedagogika, 3, 84-118.

49. Lubsky, A. A. (2020). Problems of teacher education development at the beginning of the iii millennium: approaches of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 4, 6-17.

50. Lubsky, A. A. (2021). Value of research on education history at the academy of public administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half of the 2010s. Innovative projects and programs in education, 2, 12-20.

51. Antonova, L. N, Kornetov, G. B. & Salov, A. I. (Eds.). (2016). Nauchno-metodicheskoe obesppechenie vysshego ped-agogicheskogo obrazovaniia v usloviiakh vnedreniia novogo pokoleniia FGOS: sbornik nauchnykh statei i uchebno-meto-dicheskikh materialov [Scientific and methodological support of higher teacher training education in the context of the introduction of a new generation of FSES: collection of scientific papers and methodological materials]. Moskva: ASOU.

52. Kornetov, G. B. & Salov, A. I. (Eds.). (2013). Obrazovatel-nyi potentsial istoriko-pedagogicheskogo znaniia: sbornik nauchnykh trudov [Educational potential of pedagogy history: collection of scientific papers]. Moskva: ASOU.

53. Polyakova, M. A. (2020). Education history as part of modern teacher training. Innovative projects and programs in education, 3, 45-53.

54. Romanov, A. A. (2018). 100 knig Grigoriia Kornetova [100 books by Grigory Kornetov]. Ryazan: Kontseptsiia.

55. Rorty, Richard (2017). Istoriografiia filosofii: chetyre zhanra [The historiography of philosophy: four genres]. I. Dzhokhadze (Tr. from English, foreword, commentaries). Moskva: Kanon+: Reabilitatsiia»

56. Bim-Bad, B. M. & Salimova, K. I. (Eds.). (1986). Teore-tiko-metodologicheskie voprosy istorii pedagogiki: sbornik nauchnykh trudov [Theoretical and methodological questions of the history of pedagogy: collection of scientific works]. Moskva: Izdatelstvo APN SSSR.

57. Utkin, A. V. (2018). Nauka trebuet vsego cheloveka... (K iubileiu Grigoriia Borisovicha Kornetova) [Science requires all only the human... (to the anniversary of Grigory Borisovich Kornetov)]. History of education journal, 1, 6-19.

58. Utkin, A. V. & Kornetov G. B. (2019). Ot redaktsii. Pamiati druga [From the editors]. History of education journal, 4, 16-19.

59. Yamburg, E. A. (2015). Komu segodnia nuzhna istoriia pedagogiki? [Who needs the history of pedagogy today?]. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: pedagogicheskie napravleniia v teorii i praktike obrazovani-ia: materialy Odinnadtsatoi Mezhduunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 19 noiabria 2015 g. [History of education at the beginning of the III millennium: pedagogical schools of thought in education theory and practice: Proceedings of the 11th int. sc. conf.: Moscow, 19 November, 2015] (pp. 243-245). Moskva: ASOU.

60. Kornetov, G., Lubsky, A. & Poljakova, M. (2020). La riduz-ione della storia della pedagogika nella formazione degli insegnanti nella Russia post-comunista: alcune proposte recenti degli studiosi russi. Quaderni di Intercultura Anno, XII, 107-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.