Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ '

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / исправительные учреждения / осужденные / исправление / воспитательная работа / педагогический процесс / профилактика / воспитательное воздействие / личность осужденного / penal enforcement system / correctional institutions / convicts / connection / educational work / pedagogical process / prevention / educational impact / personality of the convict

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Юрий Юрьевич, Самойлова Анастасия Андреевна

В статье предпринята попытка раскрыть задачи и содержание воспитательной работы с осужденными. Авторы полагают, что воспитательная работа с осужденными преследует цели исправления и перевоспитания этой категории лиц, формирования у них уважения к закону, нормам и принципам нравственности, человеческого общежития. В статье отмечается, что когда речь идет об исправлении правонарушителей, то следует иметь в виду искоренение в их сознании и поведении антисоциальных взглядов и привычек, развитие у них гражданской зрелости и трудолюбия, повышения политической сознательности, выработку устойчивой, активной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tasks and content of educational work with convicts

In the article attempt to reveal the tasks and content of educational work with convicts. The authors believe that educational work with convicts pursues the goals of correcting and re-educating this category of persons, forming their respect for the law, norms and principles of morality, human community. The article notes that when it comes to the correction of offenders, it should be borne in mind the eradication of antisocial attitudes and habits in their minds and behavior, the development of their civic maturity and diligence, the increase of political consciousness, the development of a stable, active life position.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ »

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_412

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ Tasks and content of educational work with convicts ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин МФЮА, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1. E-mail: [email protected];

САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1. E-mail: [email protected];

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines of MFUA, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15a Narvskaya str., building 1, Moscow, 125130, Russia. E-mail: [email protected];

SAMOILOVA Anastasia A.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Process of RSUH,

Leading Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service. 15a Narvskaya str., building 1, Moscow, 125130, Russia. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. в статье предпринята попытка раскрыть задачи и содержание воспитательной работы с осужденными. Авторы полагают, что воспитательная работа с осужденными преследует цели исправления и перевоспитания этой категории лиц, формирования у них уважения к закону, нормам и принципам нравственности, человеческого общежития. В статье отмечается, что когда речь идет об исправлении правонарушителей, то следует иметь в виду искоренение в их сознании и поведении антисоциальных взглядов и привычек, развитие у них гражданской зрелости и трудолюбия, повышения политической сознательности, выработку устойчивой, активной жизненной позиции.

Abstract. in the article attempt to reveal the tasks and content of educational work with convicts. The authors believe that educational work with convicts pursues the goals of correcting and re-educating this category of persons, forming their respect for the law, norms and principles of morality, human community. The article notes that when it comes to the correction of offenders, it should be borne in mind the eradication of antisocial attitudes and habits in their minds and behavior, the development of their civic maturity and diligence, the increase of political consciousness, the development of a stable, active life position.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, исправление, воспитательная работа, педагогический процесс, профилактика, воспитательное воздействие, личность осужденного.

Keywords: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, correction, educational work, pedagogical process, prevention, educational impact, personality of the convict.

Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А. Задачи и содержание воспитательной работы с осужденными //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 412-413. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_412.

For citation: Tishchenko Yu.Yu., Samoilova A.A. Tasks and content of educational work with convicts // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 412-413. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_412.

Статья поступила в редакцию: 22.10.2023

Важную роль в воспитании социально значимых нравственных качеств личности, преступившей закон, нормы человеческого общежития, принадлежит исправительным учреждениям (далее - ИУ). В них ведется постоянная работа с людьми, совершившими преступления против общества, имеющим устойчивые антиобщественные интересы. Воспитательная работа с осужденными преследует цели исправления и перевоспитания этой категории лиц, формирования у них уважения к закону, нормам и принципам нравственности, человеческого общежития. Повышение эффективности и качества воспитательного воздействия на лиц, отбывающих наказание, диктуется необходимостью комплексного и дифференцированного подхода к постановке всего дела исправления осужденных. Воспитательное воздействие будет наиболее интенсивным, если педагогический процесс в ИУ реализуется с учетом типологических особенностей различных категорий осужденных. Именно учет этого фактора создает благоприятные возможности и условия дифференцированной работы с осужденными, для эффективного воздействия на каждую конкретную личность [2].

Стоит особенно отметить, что когда речь идет об исправлении правонарушителей, то следует иметь в виду искоренение в их сознании и поведении антисоциальных взглядов и привычек, развитие у них гражданской зрелости и трудолюбия, повышения политической сознательности, выработку устойчивой, активной жизненной позиции. В данном случае речь должна идти о коренной перестройке их сознания и поведения, направленной, по существу, на воспитание нового человека, который воплотил в себя черты нашего образа жизни, прежде всего черты человека, с уважением относящегося к труду.

В этой связи возникает ряд сложных проблем.

Во-первых, от сотрудников ИУ требуется глубокое изучение психологии воспитуемых. Причем в данном случае важно реализовывать основной принцип психологии - познать индивидуально-психологические особенности личности в активной деятельности (труд, учеба, общение, мероприятия воспитательного характера и т.д.).

Во-вторых, на основании полученных данных о личностных особенностях необходимо составлять на каждого испытуемого научно обоснованные характеристики, классифицировать контингент осужденных на категории и группы по сходным психологическим признакам или по единичным проявлениям направленности личности, воли, характеру, способностям, темпераменту.

В-третьих, на каждую выделенную категорию либо группу следует составлять типовую программу на наиболее ярких представителей или на лиц, обладающих доминирующими свойствами и качествами данной категории или группы осужденных. В-четвертых, эти типовые про-

Уголовно-правовые науки

граммы исправления осужденных должны обязательно реализовываться практически. Важно не просто применять тот или иной метод воздействия, но и систематически корректировать приемы и формы воспитания, разнообразить и совершенствовать виды активной деятельности, разрабатывать и внедрять новые - более действенные и эффективные.

На сегодняшний день значительно возрастает роль и значение воспитательной работы, проводимой с осужденными в местах лишения свободы. Приобщение этой категории лиц к честной трудовой жизни, их социальная адаптация, развитие и формирование у них высоких нравственных качеств, положительных черт человеческого общежития - важная функция воспитательной работы в ИУ. Исправление правонарушителей следует рассматривать как широкую комплексную проблему. От того, как удается решить эту проблему во многом зависит и уровень воспитания и развития личности, ее нравственных качеств, ее сознательности и мировоззрения. Решение этой проблемы требует активного, творческого использования сил, средств и возможностей, имеющихся в распоряжении воспитателей ИУ [3].

Важное значение в организации процесса исправления осужденных имеет разработка методики и контроля за качеством и уровнем позитивных изменений личности, за прочностью приобретаемых нравственных умений и навыков. Если такой контроль осуществляется, значит создается возможность прогнозировать поведение осужденных и после освобождения из ИУ. Все эти факторы и обстоятельства требуют четкой научно обоснованной организации воспитательного процесса в ИУ, умелого взаимодействия частей и служб, всех сотрудников, которые прямо или косвенно контактируют с воспитуемыми в течении рабочего дня, отдыха и т.д. Поэтому каждый шаг, каждое воздействие сотрудника ИУ должны нести воспитательную нагрузку, педагогические идеи, реализовывать принцип высокой требовательности к человеку и уважения к нему.

Естественно, не все сотрудники ИУ в зависимости от занимаемой должности и выполнения функциональных обязанностей могут нести одинаковые педагогические нагрузки. Некоторые из них полагают, что вполне достаточно знать работу на производстве, обладать суммой знаний в пределах программы школы либо профессионального училища, заставлять осужденных соблюдать требования режима, контролировать поведение в свободное от работы и учебы время и т.д. Однако на практике все сложнее. Необходимо слить воедино все функциональные обязанности каждого сотрудника ИУ с организацией воспитательного процесса, сформировать у самих сотрудников психолого-педагогические навыки, выработать у них способность к исправлению злостных нарушителей, к определению степени их нравственной и правовой запущенности [1].

Наконец, в условиях ИУ следует определить перечень структурных компонентов личности, изучение которых дает возможность составить преставление о степени нравственной запущенности индивида, особенностях его психологии.

В настоящее время особое внимание уделяется познанию нравственности и правосознания правонарушителей. Это вполне закономерно. Нравственно-правовая позиция осужденного, отбывающего наказание, зависит от его прошлого опыта, ранее усвоенных принципов поведения, ценностных ориентаций. А они, как известно, формируются в единстве со всеми другими психологическими компонентами личности и, в первую очередь, с мышлением, памятью, воображением. Правосознание и нравственность индивида формируются на протяжении всей жизнедеятельности личности и их продольный срез дает возможность не только подчеркнуть своеобразие, но и изучить их содержательную сторону. Поэтому уровни познавательных психологических процессов, направленности личности необходимо изучать в развитии, анализируя весь жизненный путь осужденного. Такой подход позволит выявить те ситуации, которые формировали как основные качества направленности личности, так и содержание этого центрального свойства психики, изучить эмоционально-волевую среду осужденного, его потребности, мотивы поведения, жизненно значимые планы и перспективы. Изучение в развитии индивидуально-психологических особенностей человека обуславливает выявление тех единичных факторов, которые в совокупности характеризуют целостную личность. Движение от единичных факторов к типологии личности осужденного невозможно осуществлять без целенаправленной деятельности воспитателя ИУ, которую следует организовать с учетом достижения науки и практики, на основе проведенных и взаимодополняющих конкретных методов исправления, с помощью которых познается личность осужденного и ее непосредственное окружение (среда) [4].

В заключении стоит отметить, что личность осужденного обладает сложной структурой и изучение отдельных компонентов ее психики требует четкой взаимосвязи экспериментальных и неэкспериментальных методик, их совокупности, с помощью которых удается проникнуть в сущность индивидуальных особенностей правонарушителя, познать через анализ их внешних факторов деятельности направленность, систему отношений к общественным ценностям, т.е. изучать сознание в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. Система воспитательных мероприятий в ИУ должна повседневно пропагандировать моральные ценности нашего общества, раскрывать нетерпимость антиобщественных взглядов и противоправных поступков в обществе. Особое значение приобретает правовое воспитание осужденных, разъяснение им норм действующего законодательства. Именно в условиях возрастания роли воспитательных задач особую значимость приобретают вопросы совершенствования организации массовой воспитательной работы с осужденными. От правильного использования этих функций будет во много зависеть эффективность всей деятельности ИУ.

Библиография:

1. Дебольский М.Г. Задачи социально-психологической диагностики осужденных и планирование воспитательной и психокоррекционной работы с ними // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 2(3). С. 61-65.

2. Кулакова А.А., Ломакина А.Н. Педагогический потенциал сотрудников исправительных учреждений, осуществляющих воспитательную работу с осужденными

// Перспективы науки. 2020. № 9(132). С. 80-82.

3. Майстренко Г.А. Профилактика рецидивной преступности и воспитательная работы с осужденными // Образование и право. 2023. № 5. С. 339-343.

4. Фёдоров А.Ф., Суслов Ю.Е. Эффективность правового воспитания - одно из условий совершенствования исправления поведения осужденных // International

Law Journal. 2021. Т. 4. № 1. С. 39-42.

References:

1. Debolsky M.G. Tasks of socio-psychological diagnostics of convicts and planning of educational and psychocorrective work with them // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2007. No. 2(3). pp. 61-65.

2. Kulakova A.A., Lomakina A.N. Pedagogical potential of correctional officers engaged in educational work with convicts // Prospects of science. 2020. No. 9(132). pp. 80-82.

3. Maistrenko G.A. Prevention of recidivism and educational work with convicts // Education and law. 2023. No. 5. pp. 339-343.

4.Fedorov A.F., Suslcv Yu.E The effectiveness of legal education is one of the conditions for imprcving the correction of behavior of convicts //International Law Journal. 2021. Vol.4. No.1. pp. 39-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.