Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО'

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО / ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесников Г. Ю., Самойлова А. А.

В статье идет речь о необходимости изучения личности несовершеннолетнего осужденного в процессе исправления. Авторами подробно проанализированы и раскрыты принципы изучения личности несовершеннолетнего осужденного. Рассмотренные в статье положения, умелое их использование в процессе изучения личности позволит более квалифицированно реализовывать программу изучения личности несовершеннолетнего осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF STUDY THE IDENTITY OF A MINOR CONVICTED

The article deals with the need to study the identity of a minor convicted in the process of correction. The author analyzes in detail and reveals the principles of studying the personality of a minor convict. The provisions discussed in the article, their skillful use in the process of studying the personality will allow for a more qualified implementation of the program for studying the personality of a minor convict.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_208 УДК 349

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF STUDY THE IDENTITY OF A MINOR CONVICTED

ЛЕСНИКОВ Геннадий Юрьевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовного права и процесса РГГУ. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];

САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ, майор внутренней службы. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];

LESNIKOV Gennady Yuryevich,

Chief Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of RSUH, Doctor of Law, Professor, 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];

SAMOILOVA Anastasia Andreyevna,

leading researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, major of the Internal Service, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Process of RSUH, Candidate of Law, 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье идет речь о необходимости изучения личности несовершеннолетнего осужденного в процессе исправления. Авторами подробно проанализированы и раскрыты принципы изучения личности несовершеннолетнего осужденного. Рассмотренные в статье положения, умелое их использование в процессе изучения личности позволит более квалифицированно реализовывать программу изучения личности несовершеннолетнего осужденного.

Abstract. The article deals with the need to study the identity of a minor convicted in the process of correction. The author analyzes in detail and reveals the principles of studying the personality of a minor convict. The provisions discussed in the article, their skillful use in the process of studying the personality will allow for a more qualified implementation of the program for studying the personality of a minor convict.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные, профилактика, личность подростка, личность несовершеннолетнего осужденного, изучение личности, ресоциализация, воспитательная работа, исправление, средства исправления.

Key words: penal enforcement system, educational colonies, juvenile convicts, prevention, personality of a teenager, personality of a juvenile convict, personality study, resocialization, educational work, correction, means of correction.

Для цитирования: Лесников Г.Ю., Самойлова А.А. Задачи и принципы изучения личности несовершеннолетнего осужденного //Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 208-210. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_208.

For citation: Lesnikov G. Yu., Samoylova A.A. Objectives and principles of study the identity of a minor convicted // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp.208 -210. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_208.

Статья поступила в редакцию: 21.04.2023

Подростковая преступность в настоящее время является одной из актуальных проблем современной действительности, систематические нарушения несовершеннолетними нравственных и правовых норм, принятых в обществе, свидетельствуют о пробелах в их воспитании, а также об отсутствии четкого механизма включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества. Обстоятельствами, серьезно сказывающимися на отрицательных тенденциях преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, являются не только негативные социальные процессы, но и явно неудовлетворительное состояние системы предупреждения преступности несовершеннолетних [4].

Коллектив несовершеннолетних в воспитательной колонии (далее - ВК) состоит из подростков с разнообразными чертами характера, способностями, склонностями, навыками и привычками. У одних эти качества ярко выражены, у других скрыты, и, к сожалению, сотрудники исправительного учреждения (далее - ИУ) мало обращают на это внимание. Кроме того, каждый член коллектива отличатся от других уровнем исправления: одним воспитанникам удалось преодолеть отрицательные и сформировать положительные качества, другие - наряду с новыми качествами еще сохранились старые, а третьи - активно или пассивно сопротивляются воспитанию. Но процесс исправления осужденных постоянно ставит перед воспитателем ряд взаимосвязанных задач, которые он должен решать: диагностика личности осужденных, составление программы ее исправления, организация процесса исправления, а также прогнозирование поведения личности как в ВК, так и после освобождения. Поэтому изучение личности каждого несовершеннолетнего осужденного в процессе исправления должно стать одним из главных направлений всего содержания воспитательной работы в ВК.

Мы разделяем точку зрения Кундозеровой Л.И. и Савиных А.И в том, что процесс ресоциализации осужденных подростков возможен лишь на основе их личностных особенностей. Методологический подход к изучению личности несовершеннолетних осужденных предполагает

Уголовно-правовые науки

рассмотрение методологии как суммы известных истин, теоретических положений, концептуальных изысканий. Исследование проблемы ресоци-ализации несовершеннолетних осужденных лежит на пересечении по крайней мере, двух научных направлений: современных теорий и концепций ресоциализации подростков и подходов к изучению личности несовершеннолетних правонарушителей в психологии, педагогике и криминологии [5].

Для успешной работы с несовершеннолетними осужденными прежде всего необходимо знать их положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки, четко представлять себе неразвитые качества их личности. При этом важно выявить те черты личности, которые привели ее к совершению преступления, и должны быть искоренены. Все это даст возможность воспитателю представить, на что следует направить свои усилия. Следует выявить и то хорошее, что есть в каждом воспитаннике, на что можно опереться в воспитательной работе с ним. Только тогда можно получить полное представление о воспитуемом, наметить конкретную программу его исправления, достигнуть намеченных результатов в ходе ее реализации.

Второй важной задачей изучения личности несовершеннолетнего осужденного является определение готовности к исправлению и уровня его исправления. Специальные исследования и практика показывают, что многие воспитанники раскаиваются в содеянном преступлении, положительно воспринимают направленные на них воспитательные воздействия, сами начинают работать над своим усовершенствованием. Другие также осознают необходимость исправления, но не делают ничего для того, чтобы исправиться, проявляют пассивность. Третьи считают, что их перевоспитывать не надо, и противодействуют направленным на них воспитательным воздействиям. Четвертые, хотя и делают вид, что положительно относятся к учебно-воспитательному процессу ВК, но внутренне его не принимают.

Зная отношение воспитанника к совершенному преступлению, к своему прошлому, настоящему и будущему вообще, отношение к факту пребывания в ВК, к ее сотрудникам, коллективу осужденных и к самому себе, можно правильно строить процесс его исправления.

Третьей задачей изучения личности осужденного является выявление его места в коллективе, взаимоотношений с его членами, отношений с воспитателями и другими сотрудниками ВК, а также с родителями и представителями общественности. Это позволит определить воспитательные возможности коллектива сотрудников ВК, родителей и общественности в процессе исправления. Важно при этом определить людей и события из жизни несовершеннолетнего, опора на которые вызвала бы определенные воспоминания, активизировала бы его чувства, заставила бы его волноваться, искать выход из создавшегося положения.

Четвертой задачей изучения личности воспитанника является выявление степени эффективности проводимых воспитательных мероприятий, их отражение в поведении и сознании. Воспитатель должен знать о воспитаннике конкретные факты, свидетельствующие о его исправлении. Важным является не только то, какие изменения произошли с личностью и в какой степени, но и от какой деятельности они произошли. Необходимо изучить, являются ли эти изменения следствием воспитательного воздействия и соответствуют ли они цели процесса исправления.

Для процесса исправления необходимы достоверные сведения о личности каждого воспитанника. С целью получения таких данных воспитатели должны придерживаться в процессе изучения личности подростков определенных принципов. Прежде всего изучение должно быть целеустремленным. Хороший воспитатель четко представляет себе, какие сведения и для чего ему нужны о том или ином воспитаннике [2, с. 45].

Важным принципом является оперативное использование полученных в процессе изучения сведений о личности в ее исправлении. Даже сами методы изучения личности должны способствовать ее исправлению. Так, проводя беседу, диспут или опрос, воспитатель не только получает сведения о личности воспитанника, но и дает ему новые знания о нравственных или правовых нормах поведения, формирует взгляды и убеждения. Анализ реакции личности на то или иное проводимое воспитательном мероприятие позволяет выбрать наиболее целесообразны приемы и способы влияния на нее в дальнейшем. Кроме того, такая взаимная связь изучения и перевоспитания личности требует осуществления взаимной информации между воспитателем, учителями, мастерами производственного обучения и другими сотрудниками ВК о полученных в ходе изучения наиболее важных сведений и о результатах воспитательного воздействия.

Всестороннее и глубокое изучение личности возможно при условии, что ее изучают в разнообразных видах деятельности. Личность воспитанника не только формируется в деятельности, но и проявляет в ней свои положительные и отрицательные качества. Поскольку в условиях ВК каждый осужденный вовлекается в разные виды деятельности (труд, учеба, кружки, спортивные секции и т.п.), в его изучение вовлекаются и воспитатели, учителя, мастера и другие сотрудники. Такое всестороннее изучение воспитанника позволяет сопоставить полученные сведения о качествах личности, проявившиеся в разных видах ее деятельности, получить более полное и глубокое представление о ней.

Изучение личности осужденного осуществляется не изолированно, а как члена коллектива. Его поведение в коллективе зависит от наличия у него определенных личностных качеств, от его отношения к коллективу, к общественному мнению коллектива, уровня требований коллектива к личности. Поэтому изучение осужденного как члена коллектива позволяет выявить ряд присущих ему качеств, определить эффективность воспитательных возможностей коллектива [1].

Изучение личности несовершеннолетнего осужденного должно быть непрерывным, начиная со времени его поступления в карантинное отделение и до самого освобождения из ВК. Желательно при этом использовать все возможности, чтобы получить сведения о поведении воспитанника до совершения преступления, во время следствия, на суде, в следственном изоляторе. Принцип непрерывности требует соблюдения преемственности, между лицами, которые изучали подростка, занимались его воспитанием и исправлением. Каждый новый воспитатель должен получать достоверные сведения о нем, выявить, что сделано в плане его изучения и исправления, и продолжать проделанную работу.

С целью получения объективных сведений о личности несовершеннолетнего осужденного выявленные одним методом данные перепроверяют другими методами и на основе анализа конкретного материала делают объективные выводы. При выборе методов изучения преиму-

щество отдают тем, которые легко включаются в естественную ситуацию, не вызывают у подростов настороженности.

Мы солидарны с мнением Гнедовой Н.П., которая полагает, что психологические обследования при всей их значимости, конечно, не являются единственным источником изучения личности осужденных, отбывающих наказание в ВК. Каждый субъект профилактики (служба, подразделение, сотрудник) в процессе повседневной служебной деятельности, наблюдая за воспитанниками или контролируя их поведение имеет возможность и поэтому должен целенаправленно выявлять, и фиксировать те явления, процессы, поведенческие акты несовершеннолетних, которые могут представлять профилактический интерес. Важно при этом обеспечить, чтобы собираемая или поступающая информация концентрировалась в одном месте, обрабатывалась и доводилась до всех заинтересованных должностных лиц [3].

В заключении стоит отметить, что личность несовершеннолетнего осужденного необходимо изучать такой, какая она есть, т.е. ее положительные и отрицательные стороны. Это исключит субъективные, а порой необоснованные оценки со стороны воспитателя. Если осужденный будет чувствовать предвзятость и необъективность по отношению к себе, он замкнется и станет недоступным для изучения. Поэтому получение объективных сведений от осужденного требует установления доверительных отношений между воспитателем и им.

Библиогра фия:

1. Вилкова А.В. Изучение личности несовершеннолетнего осужденного как главного показателя эффективности процесса воспитания // Глобальный научный потенциал. 2018. № 3 (84). С. 8-10.

2. Вилкова А.В., Тимофеева Е.А Мониторинг воспитания несовершеннолетних осужденных. Учебное пособие. Москва-Самара, 2018. 80 с.

3. Гнедова Н.П. Изучение личности и микросреды осужденных несовершеннолетних как предпосылка профилактической деятельности в воспитательных колониях // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 246-248.

4. Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А. Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 107-109.

5. Кундозерова Л.И., Савиных А.И. Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в учреждениях исполнения уголовного наказания // Интеграция образования. 2007. № 2 (47). С. 94-96.

References:

1. Vilkova A.V. Studying the personality of a juvenile convict as the main indicator of the effectiveness of the upbringing process // Global scientific potential. 2018. No. 3 (84). pp. 8-10.

2. Vilkova A.V., Timofeeva E.A. Monitoring the upbringing of juvenile convicts. Study guide. Moscow-Samara, 2018. 80 p.

3. Gnedova N.P. Studying the personality and microenvironment of convicted minors as a prerequisite for preventive activities in educational colonies // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 4. pp. 246-248.

4. Kuznetsova I.A., Khmelnitskaya V.A. Problems of studying the psychodynamics of the personality of juvenile convicts // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016. Vol. 22. No. 3. pp. 107-109.

5. Kundozerova L.I., Savinykh A.I. Methodology and methods of studying the personality of juvenile convicts for the purpose of their re-socialization in institutions of execution of criminal punishment // Integration of education. 2007. No. 2 (47). pp. 94-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.