АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_162 УДК 349
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ AESTHETIC EDUCATION OF JUVENILE CONVICTS
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Российская Федерация, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;
ЗВОНОВА Анна Вениаминовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России, майор внутренней службы. 600020, Российская Федерация, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: salikova.a@yandex.ru;
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russian Federation, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru;
ZVONOVA Anna V.,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Penal Enforcement Law of the Faculty of Law of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service. 600020, Russian Federation, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: salikova.a@yandex.ru
Краткая аннотация. В статье авторы анализируют роль эстетического воспитания в процессе исправления несовершеннолетних осужденных. Под эстетическим воспитанием несовершеннолетних осужденных авторы понимают целенаправленное формирование их эстетических вкусов и идеалов, развитие способности правильно воспринимать и понимать прекрасное в природе, труде, отношениях и поступках людей, воспитание потребности в созидании прекрасного в искусстве и жизни. В заключении сделан вывод, что организация эстетического воспитания в условиях воспитательной колонии является важным элементом процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Abstract. In the article, the authors analyze the role of aesthetic education in the process of correction of juvenile convicts. Under the aesthetic education of juvenile convicts, the authors understand the purposeful formation of their aesthetic tastes and ideals, the development of the ability to correctly perceive and understand the beautiful in nature, work, relationships and actions of people, the education of the need to create the beautiful in art and life. In conclusion, it is concluded that the organization of aesthetic education in an educational colony is an important element of the process of resocialization of juvenile convicts.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные, исправление, воспитание, процесс исправления, средства исправления, эстетическое воспитание.
Key words: penal enforcement system, educational colonies, juvenile convicts, correction, education, correction process, means of correction, aesthetic education.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Звонова А.В. Эстетическое воспитание несовершеннолетних осужденных // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 162-163. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_162.
For citation: Tishchenko Yu.Yu., Zvonova A. V. Aesthetic education of juvenile convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 162163. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_162.
Статья поступила в редакцию: 29.03.2023
Одним из важнейших средств формирования гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. В воспитательных колониях (далее - ВК) оно является неотъемлемой частью процесса исправления несовершеннолетних осужденных. В его содержание в ВК входит воспитание у осужденных способности правильно понимать, любить и ценить все прекрасное в жизни: в природе, труде, искусстве, отношениях и поступках людей, а также формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, стремление созидать прекрасное в действительности. В специфических условиях колонии в области эстетического воспитания сотрудники должны решать следующие задачи:
- добиваться искоренения у осужденных извращенных понятий о прекрасном и формирование у них правильных эстетических взглядов, суждений и вкусов;
- пробуждать эстетические интересы осужденных, развивать чувство прекрасного в труде, учебе, быту, искусстве; учить отличать красивое от некрасивого, приятное от неприятного;
- воспитывать любовь ко всему прекрасному: развивать творческие способности осужденных, учить их вести непримиримую борьбу с «красотой» криминальной субкультуры и т.д.
По мнению Штефана А.В. эстетическое воспитание преследует цель эмоционального, духовного, культурного развития осужденного. Благодаря эстетическому воспитанию у несовершеннолетних осужденных формируется свой вкус, стиль одежды, развивается определенная манера поведения и общения, желание быть красивым внутренне и внешне [3].
Под эстетическим воспитанием несовершеннолетних осужденных мы понимаем целенаправленное формирование их эстетических вкусов и идеалов, развитие способности правильно воспринимать и понимать прекрасное в природе, труде, отношениях и поступках людей, воспитание потребности в созидании прекрасного в искусстве и жизни. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, физическим воспитанием. Его основная цель - научить осужденных понимать и ценить прекрасное. Оно должно быть направлено на воспитание у осужденных гуманистических качеств, интереса и любви к жизни во всех ее проявлениях. Воспитание у них способности наслаждаться красотой жизни, потребности творчески трудиться на благо общества, стремление к гармоническому развитию своих способностей будет облагораживать их.
Мы разделяем точку зрения Вилковой А.В. и Литвишкова В.М., которые полагают, что существенным компонентом в проявлении эстетического вкуса является эстетический идеал - социально обусловлено, формируемое с учетом возрастных особенностей представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Он проявляется в трудовой практике, в чувствах, в переживаниях и т.п.
Уголовно-правовые науки
Характер идеала личности осужденного - главный показатель уровня ее способности эстетического восприятия и вкуса [1].
Эстетические вкусы и идеалы у несовершеннолетних осужденных бедны, неразвиты, зачастую извращены. Исследование их эстетических взглядов, интересов и потребностей показывает, что несмотря на то, что большинство из них жители крупных городов, ни разу не были в театре, не посещали музеи и художественные выставки, не интересовались и не понимали классическую музыку, не читали произведений русских и зарубежных классиков литературы, не могли правильно назвать ни одного произведения художников. В то же время многие из несовершеннолетних осужденных увлекаются музыкой. Но в основном это ритмовая эстрадная музыка. В ней для них главное не содержание, а общий фон, ритм, «веселость». У многих из них извращенные понятия о моде, красоте, они не могут дать правильную оценку духовной и телесной красоте человека, его поступков. Красоту человека значительная часть осужденных видит в «хорошей и модной одежде», «стройной фигуре», «симпатичном лице» и т.д. Им чужда нравственная глубина мысли. В то же время некоторые из осужденных умеют неплохо рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и т.д. Поэтому всю работу по эстетическому воспитанию осужденных воспитатели должны строить по следующим направлениям: эстетическое образование, просвещение осужденных; развенчание ложных представлений о красоте, об эстетическом идеале; воспитание эстетических вкусов, чувств, стремлений, развитие потребности к самостоятельному творчеству.
Наиболее распространенными средствами эстетического воспитания осужденных в ВК являются творческие смотры художественной самодеятельности, лекции, беседы, диспуты, литературные вечера, выставки картин и произведений изобразительного искусства; участие осужденных в кружках; встречи с творческими работниками - писателями, художниками, музыкантами, артистами; организация различных конкурсов и выставок произведений самих осужденных и т.д. Эстетическое воспитание в ВК осуществляется работниками клуба, воспитателями, учителями, библиотекой и другими сотрудниками при самом широком вовлечении самих осужденных и широкого круга общественности в эту работу.
В школе эстетическое воспитание должно осуществляться на всех уроках. Именно здесь имеются все возможности для формирования представления о прекрасном, как конкретном проявлении нравственного, политического в мировоззрении воспитанника. В процессе изучения общественных и естественных наук у осужденных должны развиваться эстетические взгляды на жизнь, на трудовую и общественную деятельность.
В работе клуба, творческих кружков следует особое внимание обращать на то, что такие виды искусства, как музыка, живопись, не должны сводиться лишь к обучению осужденных элементарным навыкам пения, рисования, игры на музыкальных инструментах, а должны приобщать их к большому искусству, воспитывать его понимание, формировать высокие эстетические вкусы. Поэтому все культурно-массовые мероприятия должны носить не развлекательный характер, а направлены на развитие художественно-творческих способностей подростков, в повышении их эстетической культуры, развития вкуса и понимания искусства.
Кроме учебных предметов, разнообразных воспитательных и культурно-массовых мероприятий, в эстетическом воспитании осужденных большую роль играет хорошо организованный коллективный труд. Именно в трудовом процессе осужденные приучаются заботиться не только об удовлетворении материальных потребностей, но и стремиться к тому, чтобы выпускаемая ими продукция была красивой, привлекательной внешне. Коллективный же труд воспитывает у них красоту труда, его ритм, четкость, эмоциональный подъем, радость, наслаждение, моральное и эстетическое удовлетворение. На осужденных должна оказывать благотворное воздействие сама обстановка, уровень организации всей жизни и работы коллектива колонии, внешний вид сотрудников, и осужденных, оформление территории, порядок в школе, в цехе, в столовой, общежитиях, т.е. та среда, в которой постоянно находится осужденный, те отношения, в которые он включен.
Большую роль в эстетическом воспитании осужденных играет литература, кино, телевидение. Именно они помогают осужденным испытать эстетические переживания, помогают найти правильное решение в жизни. Хорошая книга, фильм делают осужденных как бы участниками событий, заставляют их сопереживать вместе с героями. Поэтому воспитатели, библиотекари должны постоянно рекомендовать осужденным книги для чтения, устраивать их громкие читки и обсуждения, проводить читательские конференции. Воспитательное значение фильма или телепередачи намного возрастает, если после их просмотра будет проведено обсуждение. Воспитатель должен выяснить, как поняли осужденные идейно-нравственный, эстетический смысл произведения.
Особое внимание воспитатели должны обращать на эстетику быта осужденных. Чистота в спальных помещения, в комнате приема пищи, в столовой, школе, на производстве, территории, опрятный внешний вид осужденных, эстетическое оформление всех помещений и территории будут хорошими показателями эстетического воспитания в колонии. Вся работа по эстетическому воспитанию в ВК должна координироваться, подчинена единому стилю и тону. Чтобы в отделениях и в отрядах все было оформлено красиво, по единому плану. Все должно отвечать высоким эстетическим требованиям. Таким образом, подводя итог сказанному, стоит согласиться с Зауторовой Э.В., в том, что организация эстетического воспитания в условиях ВК является важным элементом процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Активное приобщение личности к эстетическим ценностям направлено на формирование позитивных ориентаций и повышение уровня общей культуры, что в значительной степени будет способствовать адаптации воспитуемого после освобождения от отбывания наказания [2].
Библиогра фия:
1. Вилкова А.В., Литвишков В.М. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в России // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 24-27.
2. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 87-90.
3. Штефан А.В. О мерах профилактики, применяемых к несовершеннолетним осужденным в условиях воспитательной колонии // Вестник Российского нового
университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 4. С. 104-109.
References:
1. Vilkova A.V., Litvishkov V.M. Educational work with juvenile convicts in Russia // Questions of pedagogy. 2018. No. 9. pp. 24-27.
2. Zautorova E.V. Moral and aesthetic education as a condition for the resocialization of juvenile convicts // Bulletin of the Institute: correction, punishment, correction. 2017. No. 1 (37). pp. 87-90.
3. Stefan A.V. On preventive measures applied to juvenile convicts in conditions of an educational colony // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2021. No. 4. pp. 104-109.