DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_118 УДК 348
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ ON THE ISSUE OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE CONVICTS
ГАЧАВА Мария Леонтьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столевых. 600000, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, 87. E-mail: [email protected];
МАЗАЛЕВА Людмила Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора ФКУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России». 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: [email protected];
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1. E-mail: [email protected];
GACHAVA Maria Leontievna,
Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines
of the Law Institute of the Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stolev, Candidate of Law. 600000, Russia, Vladimir region, Vladimir, Gorky str., 87. E-mail: [email protected];
MAZALEVA Lyudmila Valeryevna,
Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision
of the FKU IN the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: [email protected];
TISHCHENKO Yuriy Yurievich,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15a, p. 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье идет речь о необходимости повышения эффективности индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Авторы подробно анализируют понятие «индивидуальная воспитательная работа», условия ее проведения и возможные пути совершенствования. Авторы полагают, что в индивидуальной воспитательной работе большое значение имеет умелая координация действий воспитателей, учителей, мастеров производства, родителей и других лиц, имеющих отношение к исправлению несовершеннолетних осужденных.
Abstract. the article deals with the need to improve the effectiveness of individual educational work with juvenile convicts. The authors analyze in detail the concept of "individual educational work", the conditions for its implementation and possible ways of improvement. The authors believe that in individual educational work, skillful coordination of the actions of educators, teachers, production masters, parents and other persons related to the correction of juvenile convicts is of great importance.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, лишение свободы, несовершеннолетние осужденные, воспитательная работа, исправление, индивидуальная воспитательная работа, профилактика.
Key words: penal enforcement system, correctional institutions, deprivation of liberty, juvenile convicts, educational work, correction, individual educational work, prevention.
Для цитирования: Гачава М.Л., Мазалева Л.В., Тищенко Ю.Ю. К вопросу о повышении эффективности индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 118-120. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_118.
For citation: Gachava M.L., Mazaleva L.V., Tishchenko Yu.Yu. On the issue of improving the effectiveness of individual educational work with juvenile convicts// Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 118-120. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_118.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2023
Индивидуальная воспитательная работа является одной из важнейших форм воспитательного воздействия на осужденных. Она применяется к ним в процессе всех составных частей исправительного воздействия.
Индивидуальная воспитательная работа проводится со всеми категориями осужденных. В ее основе лежит глубокое и всестороннее изучение личности осужденных, индивидуальный подход к ним, учет их индивидуальных особенностей.
Главным условием достижения успеха в индивидуальной воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии (далее - ВК) является соблюдение принципа индивидуального подхода к ним. Какая бы форма воспитательного воздействия не избиралась, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемого, конкретные условия, в которых осуществляется это воздействие.
Реализация принципа индивидуального подхода требует предварительного определения индивидуальных особенностей личности каждого осужденного, его психологических свойств.
Уголовно-правовые науки
Выявление индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего осужденного дает возможность определить конкретные цели и задачи воспитательной работы, индивидуальный корректив к общей программе исправления. На основании полученных сведений определяются главные направления, задачи, содержание, методы и формы индивидуальной работы с личностью, намечаются возможные способы использования в этой работе коллектива.
При планировании индивидуальной воспитательной работы с каждым воспитанником, кроме полученных от него сведений, важно учитывать и ту совокупность качеств, которые необходимо сформировать у него в процессе исправления. Таким образом, в процессе индивидуальной воспитательной работы осуществляется проектирование личности, опирающееся на научный фундамент знаний о человеке. Такой подход к процессу исправления позволяет управлять им, координировать все педагогические влияния, углублять и расширять цели и задачи воспитательной работы.
Таким образом получают проект или модель личности воспитанника, то есть обоснованную характеристику ее развития. Проект в своей сущности исходит из потребностей и потенциальных возможностей процесса исправления и самой личности.
На наш взгляд успешное проектирование личности воспитанника возможно при соблюдении таких условий: знание педагогами общих целей воспитания и конкретных целей исправления; необходимость соотношения общих и конкретных целей воспитания и исправления с возможностями данной личности; знание индивидуальных особенностей проектируемой личности; выявление тенденций развития личности, проявляющихся и развивающихся в определенных ее отношениях к окружающей действительности и в ее деятельности; выбор оптимальных педагогических средств, организация соответствующей деятельности, создание условий для актуализации перспективы личного отношения; активное участие самого воспитанника в процессе проектирования; отражение в процессе проектирования достигнутых результатов и возникающих на этой основе педагогических целей [4].
Мы полагаем, что наличие проекта на каждого воспитанника делает работу педагогов осмысленной, целенаправленной, систематической, исключает хаос в проведении воспитательных мероприятий. Ведь нередко процесс исправления осуществляется как система ответных реакций на отдельные проявления личности воспитанника: допустил подросток проступок - педагог соответствующим образом реагирует на него. В таком случае воспитанника не ведут к намеченной цели его развития, а вся воспитательная работа сводится к реагированию на его поступки.
В процесс проектирования вовлекают и самих воспитанников. При этом учитывают, что они не всегда осознают необходимость проектирования своей личности, т.е. потребность посмотреть на себя в будущем. У несовершеннолетних осужденных преобладает ближняя перспектива, а социально ценная средняя и дальняя перспективы часто отсутствуют, что затрудняет работу по проектированию ими своей личности. Подростки еще не всегда умеют анализировать и связывать свое прошлое, настоящее и будущее и на этом основании строить перспективу своей жизни. Если некоторые из них и осуществляют проектирование своего будущего, то исходят из своих эгоистических побуждений, не считаясь с интересами коллектива, не видя в нем условий для своего же совершенствования.
В индивидуальной воспитательной работе необходимо установление правильных взаимоотношений между воспитателем и воспитанником. Налаживание доброжелательных взаимоотношений, взаимного доверия между ними в условиях ВК усложняется тем, что осужденные нередко подозрительны и недоверчивы к сотрудникам учреждения, для многих из них характерна замкнутость. Все это затрудняет нормальный ход индивидуальной работы, противодействует любым воспитательным воздействиям педагога и коллектива воспитанников.
Подбор методики индивидуального педагогического воздействия зависит от индивидуальных особенностей и психологического состояния не только воспитуемого, но и самого воспитателя. Большое значение при этом имеет авторитет педагога, знание им своих воспитанников, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации, предвидеть последствия своих действий.
Индивидуальное воздействие осуществляется путем непосредственного воздействия педагога на личность или через коллектив. Эти два способа воздействия взаимосвязаны друг с другом.
Непосредственное воспитательное воздействие на личность осужденного может осуществляться как наедине с ним, так и в присутствии других людей: подростков, родителей, педагогов, наставников. В присутствии других людей как бы оказывается дополнительное влияние на осужденного, усиливается воспитательный эффект непосредственного воздействия. Однако злоупотреблять созданием таких условий не следует, т.к. они затрагивают чувство личного достоинства воспитуемого, поскольку факты его поведения становятся известны другим людям. В большинстве случаев отсутствие посторонних лиц создает благоприятные условия для установления доверия между воспитателем и осужденным, последний становится откровенным и более податливым к воспитательным воздействиям.
В опосредствованном индивидуальном воздействии на личность между воспитателем и осужденным появляется новое звено - коллектив, активный участник воспитательного процесса. Влияние коллектива может иметь открытый характер, когда воспитатель явно ставит задачу перед ним о воздействии на конкретного воспитанника, и скрытый, когда задача ставится с таким расчетом, что ее выполнение коллективом само собой окажет влияние на данного подростка. В первом случае осужденный знает, что воспитательное воздействие направлено на него, во втором - и он и коллектив могут только догадываться об этом.
В правильно сформированной группе воспитанников складывается система отношений, основанная на общности интересов и потребностей, происходит осознание целей совместной деятельности, создается функционально-ролевая позитивная взаимозависимость, связанная с радостью общения и возможностью достижения успеха в результате совместной деятельности, обеспечивается сочетание индивидуальн ой оценки деятельности каждого члена в отдельности и группы в целом; неуверенные в себе подростки находят социально-психологическую и эмоциональную поддержку [3].
Явно выраженное воздействие коллектива на осужденных используется в том случае, ели они ведут себя вызывающе, грубо, но боятся осуждения коллектива. Такое влияние выражается в форме обсуждения его поведения на общем собрании осужденных.
В индивидуальной воспитательной работе продумывают и определяют длительность педагогического воздействия: будет оно рассчитано на получение ожидаемого результата немедленно или путем длительного влияния на личность. В одних случаях реагируют на допущенный поступок сразу, в других - тщательно обдумывают случившееся и только тогда решают, как поступить, какие меры воспитательного воздействия применять. Отсроченное воздействие дает возможность детальнее разобраться в поведении воспитанника.
В индивидуальной воспитательной работе важно в каждом конкретном случае хорошо продумывать создание педагогической ситуации, способствующей формированию у подростков положительных свойств. Создание педагогической ситуации предполагает такие моменты; учет взаимоотношений воспитанника с коллективом; отношение воспитанника к воспитателю; характер и мотивы поступка, отношение к нему подростка; подбор педагогом условий, которые можно использовать для реализации задуманного; продумывание педагогом своих действий и поведения, в которых выразилось бы его отношение к поступку воспитанника.
Главным в новой педагогической ситуации является то, что она отличается от привычной: меняется отношение к воспитаннику со стороны педагога или коллектива, у воспитанника от неожиданности появляются новые чувства и мысли, он не может оставаться равнодушным к данной ситуации, задумывается над своими взглядами, убеждениями, поведением и стремится изменить их к лучшему.
На наш взгляд, совершенно справедливо отмечает Кириллова Т.В., что в воспитательном процессе важны мероприятия, направленные на повышение культурного уровня несовершеннолетних осужденных, их воспитание и психологическую коррекцию личности, социально-психологическое сопровождение, повышение правовой грамотности, уровня образования, восстановление и укрепление социальных связей [1].
В заключении стоит отметить, что в индивидуальной воспитательной работе большое значение имеет умелая координация действий воспитателей, учителей, мастеров производства, родителей и других лиц, имеющих отношение к исправлению несовершеннолетних осужденных. Такая координация осуществляется прежде всего при повседневном постоянном анализе результатов воспитательных воздействий, обмене мнений по основным вопросам жизни и деятельности воспитанников. Мы разделяем точку зрения Мусалевой А.В. и Гермони К.А., которые полагают, что воспитательная работа будет успешна только в том случае, если правильно и профессионально подобраны воспитатели, а также психологи и различные специалисты, оказывающие помощь несовершеннолетним осужденным. Данная работа должна способствовать тому, чтобы воздействие со стороны специалистов было оказано только положительным образом и направленно на нравственное, физическое, творческое, эстетическое воспитание [2].
Библиогра фия:
1. Кириллова Т.В. Воспитательные колонии: социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных // Профилактика де-виантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. 2020. С. 334-341.
2. Мусалева А.В., Гермони К.А. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2019. С. 160-162.
3. Храброва Е.В., Павленко Д.А. Организация групповых форм воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях в россии и беларуси // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13. № 2 (46). С. 294-298.
4. Шапоренко А.А. Портрет неформального лидера в криминальной среде несовершеннолетних // Воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности: классические и инновационные подходы к изучению проблематики. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2012. С. 10-12.
References:
1. Kirillova T.V. Educational colonies: socio-psychological support of juvenile convicts // Prevention of aggressive behavior of children and youth: regional models and technologies. Collection of materials of the Second International Scientific and Practical Conference. 2020. pp. 334-341.
2. Musaleva A.V., Hermoni K.A. Educational work with juvenile convicts // Legal science and practice. Almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2019. pp. 160-162.
3. Khrabrova E.V., Pavlenko D.A. Organization of group forms of educational work with minors convicted in educational colonies in Russia and Belarus // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2019. Vol. 13. No. 2 (46). pp. 294-298.
4. Shaporenko A.A. Portrait of an informal leader in the criminal environment of minors // The impact of the social environment on the upbringing and formation of personality: classical and innovative approaches to the study of problems. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2012. pp. 10-12.