Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ'

ВНЕУРОЧНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Лукашенко Дмитрий Владимирович

Исследование внеурочной и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными не может быть проведено без изучения их сходства и различия.В статье рассмотрены сходства и различия внеурочной и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными для эффективной организации с ними системной работы на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (А. С. Белкин, Л. М. Злобин, А. М. Кузьмина, М. М. Калашникова, И. Е. Прысь, М. Б. Торбин, И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.); психолого-педагогических особенностей личности несовершеннолетних осужденных (И. П. Башкатов, В. Г. Деев, К. Е. Игошев, В. Ф. Пирожков, А. И. Ушатиков и др.) и др. В данной статье рассматриваетсяспецифика воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с учетом всех аспектов их жизнедеятельности в воспитательной колонии (включая и учебную деятельность). Большую часть в воспитательной работе занимают вопросы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних осужденных: важна компетентность педагогических работников колонии не только в традиционных вопросах воспитательной и профилактической, но и психологической деятельности.Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что содержание воспитательной и внеурочной деятельности возможно интегрировать в исправительной системе воспитательной колонии. Ядром содержания неизменно выступают базовые национальные ценности, на формирование которых в мировоззрении несовершеннолетних и должны быть направлены все виды и формы организации работы с воспитанниками. Вариант модульной организации системы воспитания является наиболее целесообразным, так как может охватить и структурировать все вероятные направления воспитания в исправительном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Лукашенко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR AND EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE CONVICTS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

A study of extracurricular and educational work with juvenile convicts cannot be carried out without studying their similarity and difference. The article studies the similarities and differences between extracurricular and educational work with minor convicts for the effective organization of systemic work with them on the basis of an analysis of research on the organization of educational work with minor convicts (A. S. Belkin, L. M. Zlobin, A. M. Kuzmina, M. M. Kalashnikova, I. E. Prys, M. B. Torbin, I. A. Nevsky, A. F. Nikitin, etc.); psychological and pedagogical characteristics of the personality of juvenile convicts (I. P. Bashkatov, V. G. Deev, K. E. Igoshev, V. F. Pirozhkov, A. I. Ushatikov, etc.), etc. This article considers the specifics of educational work with juvenile convicts, covering all aspects of their life in an educational colony (including educational activities). Most of the educational work is occupied by issues of psychological and pedagogical rehabilitation of juvenile convicts: the competence of the colony's teachers is important not only in traditional issues of educational and preventive activities, but also in increasing their psychological competence.Summarizing the analysis of various studies, we can conclude that the content of educational and extracurricular activities can be integrated into the correctional system of the educational colony. The core of the content is invariably the basic national values, the formation of which in the worldview of minors and all types and forms of organization of work with pupils should be directed. The option of modular organization of the education system is the most expedient, since it can cover and structure all likely areas of education in a correctional institution.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2023.53.2.016

УДК 37.02

Вилкова Алевтина Владимировна

доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр.1, e-mail: nii@fsin.su

Alevtina V. Vilkova

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Deputy Head,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

Фадеева Светлана Александровна

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр.1, e-mail: nii@fsin.su

Svetlana A. Fadeeva Doctor of Pedagogics, Professor, Chief Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

Лукашенко Дмитрий Владимирович

доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр.1, e-mail: nii@fsin.su

Dmitriy V. Lukashenko

Doctor of Psychologу, Professor, Chief Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: nii@fsin.su

ВНЕУРОЧНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Аннотация. Исследование внеурочной и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными не может быть проведено без изучения их сходства и различия. В статье рассмотрены сходства и различия внеурочной и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными для эффективной организации с ними системной работы на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (А. С. Белкин, Л. М. Злобин, А. М. Кузьмина, М. М. Калашникова, И. Е. Прысь, М. Б. Торбин, И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.); психолого-педагогических особенностей личности несовершеннолетних осужденных (И. П. Башкатов, В. Г. Деев, К. Е. Игошев, В. Ф. Пирожков, А. И. Ушатиков и др.) и др.

В данной статье рассматривается специфика воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными с учетом всех аспектов их жизнедеятельности в воспитательной колонии (включая и учебную деятельность). Большую часть в воспитательной работе занимают вопросы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних осужденных: важна компетентность педагогических работников колонии не только в традиционных вопросах воспитательной и профилактической, но и психологической деятельности. Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что содержание воспитательной и внеурочной деятельности возможно интегрировать в исправительной системе воспитательной колонии. Ядром содержания неизменно выступают базовые национальные ценности, на формирование которых в мировоззрении несовершеннолетних и должны быть направлены все виды и формы организации работы с воспитанниками. Вариант модульной организации системы воспитания является наиболее целесообразным, так как может охватить и структурировать все вероятные направления воспитания в исправительном учреждении.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, исправительное учреждение, воспитательная работа, ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Summary. A study of extracurricular and educational work with juvenile convicts cannot be carried out without studying their similarity and difference.

The article studies the similarities and differences between extracurricular and educational work with minor convicts for the effective organization of systemic work with them on the basis of an analysis of research on the organization of educational work with minor convicts (A. S. Belkin, L. M. Zlobin, A. M. Kuzmina, M. M. Kalashnikova, I. E. Prys, M. B. Torbin, I. A. Nevsky, A. F. Nikitin, etc.); psychological and pedagogical characteristics of the personality of juvenile convicts (I. P. Bashkatov, V. G. Deev, K. E. Igoshev, V. F. Pirozhkov, A. I. Ushatikov, etc.), etc.

EXTRACURRICULAR AND EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE CONVICTS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

© 2023 Вилкова А. В., Фадеева С. А., Лукашенко Д. В.

This article considers the specifics of educational work with juvenile convicts, covering all aspects of their life in an educational colony (including educational activities). Most of the educational work is occupied by issues of psychological and pedagogical rehabilitation of juvenile convicts: the competence of the colony's teachers is important not only in traditional issues of educational and preventive activities, but also in increasing their psychological competence. Summarizing the analysis of various studies, we can conclude that the content of educational and extracurricular activities can be integrated into the correctional system of the educational colony. The core of the content is invariably the basic national values, the formation of which in the worldview of minors and all types and forms of organization of work with pupils should be directed. The option of modular organization of the education system is the most expedient, since it can cover and structure all likely areas of education in a correctional institution.

Keywords: extracurricular activities, correctional institution, educational work, federal state educational standards.

Существуют два схожих термина в понятийном аппарате, охватывающем сферу работы с несовершеннолетними осужденными: внеурочная работа и воспитательная работа. Для эффективной организации системной работы с осужденными попробуем разобраться, в чем сходство и различие данных понятий.

Остановимся на организации внеурочной деятельности в свете требований обновленных ФГОС ОО, которые реализуются в школах при воспитательных колониях. Внеурочная работа -это работа за рамками уроков, являющихся основной формой обучения в общеобразовательной организации.

Воспитательная работа с несовершеннолетними имеет свою специфику и отличается от внеурочной прежде всего тем, что охватывает собой все аспекты жизнедеятельности осужденных в воспитательной колонии (включая и учебную деятельность). В ней участвуют все службы воспитательной колонии, и ведется мониторинг личностных изменений каждого подростка - с момента прибытия и до освобождения. Кроме того, большую часть в воспитательной работе занимают вопросы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних осужденных: важна компетентность педагогических работников колонии не только в традиционных вопросах воспитательной и профилактической деятельности, но и в психологической.

Понятно, что результат исправления несовершеннолетних осужденных во многом определяется состоянием воспитательной работы в колонии. Под воспитательной работой обычно понимают организацию воспитательного воздействия на осужденных с учетом совершенного преступления и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего. Ранее воспитательная работа традиционно включала организацию массово-воспитательных мероприятий (по основным направлениям воспитания) и работу с отдельными группами и категориями осужденных.

В настоящее время накоплен позитивный опыт воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, однако современные документы образовательной политики диктуют новые требования к воспитанию детей и молодежи, которые должны учитываться и в деятельности учреждений пенитенциарной системы.

Основные общеобразовательные программы направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на формирование обшей духовной и нравственной культуры личности осужденных, их адаптацию к дальнейшей жизни в обществе. Содержание воспитания определяется сегодня содержанием российских базовых ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Целевые ориентиры результатов воспитания в системе общего образования представлены в примерной рабочей программе воспитания (ФГОС ОО), которая разработана с учетом ряда основополагающих документов (ФЗ «Об образовании в РФ», Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности РФ, ФГОС ОО и пр.).

Следует подчеркнуть, что рабочая программа воспитания является обязательной составляющей основной общеобразовательной программы и должна быть реализована в школе любой ведомственной принадлежности. Программа предназначена для организации системного воспитания, реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности. В программе воспитания подчеркивается, что ее содержание, за исключением целевого раздела (ценности и нормы являются инвариантным содержанием воспитания), может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

организационно-правовой формой, контингентом обучающихся, направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей особые образовательные потребности обучающихся. Вполне правомерным считаем использование в пенитенциарном учреждении такого понятия, как уклад организации. В примерной рабочей программе воспитания говорится, что уклад «задает порядок жизни общеобразовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса» [1]. Именно уклад способен поддерживать нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, он может определять условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик организации.

Далее модульная представленность содержания воспитательной деятельности, где модуль -часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы работы в рамках определенного направления воспитания несовершеннолетних, также будет очень полезной для организации воспитания в воспитательной колонии. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания, при этом организация может определить свою линейку модулей, исходя из своей специфики и потребностей контингента.

Несмотря на то что рабочая программа воспитания - необходимый и обязательный компонент основной образовательной программы, реализуемой в школе при воспитательной колонии, ее целевые ориентиры во многом пересекаются с целями, задачами и направлениями воспитательной работы с несовершеннолетними за рамками обучения в школе - в условиях функционирования пенитенциарного учреждения.

Воспитание в пенитенциарной организации носит многоплановый характер, однако ключевая роль отводится нравственному воспитанию несовершеннолетних осужденных; целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания подробно изложены в примерной рабочей программе воспитания, стоит лишь их экстраполировать на особенности организации жизнедеятельности воспитательной колонии.

Педагогические коллективы воспитательных колоний создают все необходимые условия для осужденных, обучающихся в школе, которая не только выступает важным фактором исправления, но и является необходимым компонентом всей системы воспитательной работы с несовершеннолетними. Кроме того, учителя общеобразовательной школы становятся примером положительного подражания для трудных подростков - в поведении и поступках, мировоззрении, эмоциональной и мотивационной сфере, в жизненных стратегиях.

В школах при воспитательных колониях имеется возможность использования многих форм внеурочной занятости обучающихся. При введении второго поколения федеральных государственных образовательных стандартов был представлен для использования во внеурочной деятельности методический конструктор (авторы-разработчики П. В. Степанов и Д. В. Григорьев), который определял наличие необходимых форм внеурочной занятости, соответствующих тем или иным уровням воспитательных результатов. Так как формы внеурочной деятельности организация определяет самостоятельно, имеет смысл воспользоваться как вышеназванным методическим конструктором, так и новыми разработками, включающими современные формы занятости несовершеннолетних (квесты, кейсы, игры-симуляции, проектирование, клубы по интересам, флешмобы, форум-театры и пр.).

Все эти формы оказывают комплексное воздействие на процессы ресоциализации и исправления несовершеннолетних осужденных, характеристики которых, а также их социально-психологический портрет меняются по причине появления иных структурных составляющих личности современных подростков, склонных к противоправным действиям.

В условиях воспитательной колонии важным является достижение и взаимопроникновение всех уровней воспитательных результатов (знаний, представлений; опыта переживаний и чувств; опыта действий и поведения) с тем, чтобы полученные знания о социально одобряемых нравственных ориентирах подтверждались в формируемых моделях поведения и поступках осужденных в разных видах их деятельности.

Акцентируем тот факт, что наибольшую роль в коррекции ценностной системы трудных подростков играет эмоциональная сфера: каждая форма воспитательной работы должна быть ориентирована, прежде всего, на достижение определенного опыта переживаний и положительных эмоций. Мы понимаем, что у значительной части несовершеннолетних осужденных нравственные чувства мало развиты: отсутствуют сострадание к чужому горю, жалость к потерпевшим, эмоциональная отзывчивость и эмпатия в целом. Поэтому развитие основ эмоциональной культуры представляется важнейшей задачей всей воспитательной работы, именно позитивное отношение к нравственным ценностям поведет за собой и формирование навыков к нравственным поступкам.

В ходе воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными должна складываться система личностных отношений как ценностных; воспитанники постепенно должны осознавать ценность жизни человека, ценность здоровья, ценность труда, ценность Родины, ценность природы и культуры, ценность познания и пр. Известно, что в процессе познания отношения человека к чему-либо первоначально складываются как неосознанные первоначальные оценки и через эмоционально-оценочные, а позже и деятельностно-поведенческие проявления постепенно осознаются и развиваются в устойчивые ценностные ориентиры личности.

Личностно значимые отношения у осужденных могут развиваться в различных видах воспитательной и внеурочной деятельности; они же могут проявляться в определённых чувствах, взглядах, суждениях, оценках, а также в творческой активности. Система ценностей формируется у воспитанников в ходе включения в личностно и общественно полезную практику, затем эта система укрепляется или изменяется. Многие исследователи справедливо считают, что формирование отношений несовершеннолетних можно и нужно направлять в сторону того или иного вектора. Ценностные отношения, формируемые в воспитательной и внеурочной деятельности у несовершеннолетних осужденных, постепенно влияют на позитивную мотивацию поведения, стремление к осознанному нравственному выбору.

При организации воспитательной работы в колонии следует уделять внимание значимости художественно-эстетического воспитания несовершеннолетних, которое как никакое иное способно влиять на развитие эмоций и чувств. В этой связи обязательной частью жизнедеятельности несовершеннолетних осужденных должна быть организация досуга и использование свободного времени, времени за рамками уроков, трудовой, общественно полезной деятельности. К актуальным задачам эстетического воспитания можно отнести развитие эстетических знаний, умения воспринимать прекрасное в природе и жизни; формирование эмоциональной отзывчивости и потребности в красоте, представлений о критериях прекрасного; повышение общей культуры осужденных, развитие творческих способностей и пр. Все эти задачи достигаются при интеграции воспитательной и внеурочной деятельности, так как данное направление - одно из обязательных при реализации рабочей программы воспитания.

Не менее важным является организация трудового воспитания несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Приучение к общественно полезному труду, представления о смысле труда в жизни человека, полезные трудовые привычки тесно связаны с формированием желания оказать помощь, получением радости от собственного труда, мотивацией и готовностью к выбору профессии. Труду уделяется большое внимание в пенитенциарных учреждениях в целом и особенно он важен для коррекции поведения и мировоззрения несовершеннолетних осужденных.

Одним из направлений воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными является также физическое воспитание, организация физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий. Данные мероприятия направлены в целом на укрепление здоровья и морально-волевых качеств (силы воли, смелости, решительности и пр.); профилактику психолого-педагогических деструкций и физических заболеваний; способствуют развитию самодисциплины, навыков коллективных действий и умений преодолевать трудности. Известно, что физическое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, осуществляется в самых разных формах (физическая зарядка, занятия в различных спортивных кружках и секциях, индивидуальные самостоятельные тренировки, спортивные игры и соревнования и многое другое).

Федеральная программа воспитания (как обязательная к реализации в школе) включает и иные направления, достойные воплощения при соотнесении с внеурочной занятостью подростков.

Таким образом, воспитательная работа выступает как основное средство социализации и исправления несовершеннолетних осужденных, она определяется актуальными документами в сфере образования и воспитания в РФ и может быть направлена на развитие разных сторон личности. Мы рассматривали в ранних публикациях в качестве эффективного механизма коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных воспитательную систему. Был определен целый ряд характеристик вероятностной воспитательной системы пенитенциарного учреждения. Называем те из них, которые наиболее тесно, на наш взгляд, будут интегрироваться с внеурочной деятельностью несовершеннолетних:

- наличие целей воспитания, сообразных условиям учреждения;

- рациональная организация среды;

- наличие удовлетворяющих обучающихся разных видов внеурочной активности;

- сохранение традиционного уклада пенитенциарной системы;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- нормативно-гуманистический и/или авторитарный характер практики воспитания, ориентированный на исправление и коррекцию поведения воспитанника;

- организация жизнедеятельности воспитанников, которая носит воспитывающий и профилактический характер;

- наличие субкультуры в воспитательной колонии [2].

Но социальные вызовы и требования образовательных стандартов диктуют сегодня и другие акценты в работе с несовершеннолетними осужденными. Так, особое внимание требуется обратить на повышение их образовательного уровня, качество обучения в общеобразовательной организации, включение их в учебную и внеучебную деятельность.

Итак, подчеркиваем, что воспитательная работа охватывает всю жизнедеятельность несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колонии: это работа в школе и за ее пределами, деятельность объединений по интересам и спортивных секций, психологические тренинги и индивидуальная работа с воспитателем - самые разные направления, формы и методы, с помощью которых сотрудники стараются привести в нравственную норму личность осужденного.

Внеурочная же деятельность и терминологически и структурно-содержательно относится к организации общеобразовательного процесса и реализации образовательной программы в условиях получения несовершеннолетними осужденными основного и среднего образования. Поэтому регламентируется внеурочная деятельность, прежде всего, действующими ФГОС ОО (см. первый раздел). Она напрямую связана с изучаемыми предметными областями знаний, со спецификой образовательных процессов, их нормированием и регламентами. То есть, внеурочная деятельность -прерогатива, прежде всего, общеобразовательной организации, которая работает в условиях воспитательной колонии.

Где же находятся зоны интеграции и пересечения воспитательной и внеурочной деятельности в учреждении системы ФСИН России для несовершеннолетних осужденных? Прежде всего, соотнесенность воспитательной и внеурочной деятельности стоит искать в целях и задачах, которые стоят перед педагогическим коллективом и сотрудниками колоний в сфере исправления и ресоциа-лизации осужденных. Ценностно-целевые основы воспитания и социализации подрастающего поколения представлены в настоящее время очень подробно и обоснованно в главных документах образовательной политики: Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года; ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями в ряде статей по усилению воспитательной составляющей в системе образования); обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, где особое место занимает рабочая программа воспитания с отдельным модулем «Внеурочная деятельность» и собственно организация внеурочной деятельности прописана с учетом новых требований (в частности, введения и реализации Всероссийского проекта «Разговоры о важном»).

Цели воспитательной и внеурочной деятельности в самых разных образовательных организациях, в том числе работающих на базе пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних, не должны противоречить друг другу. Напротив - они выступают как взаимоподдерживаю-щие и конкретизирующие компоненты в общей системе работы с несовершеннолетними осужденными. Поэтому при подготовке внутренних программных документов и планов воспитательной и внеурочной деятельности с одной стороны, можно опираться на примерные основные образовательные программы (ФГОС ОО), с другой стороны, учитывать специфику своей организации, особенностей контингента и условий работы с ним. Целевые ориентиры по уровням образования подробно прописаны в федеральной рабочей программе воспитания; это цели и задачи в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, эстетического и физического воспитания, трудового и экологического воспитания, ценности научного познания.

Содержание воспитательной и внеурочной деятельности также возможно интегрировать в исправительной системе воспитательной колонии. Ядром содержания неизменно выступают базовые национальные ценности, на формирование которых в мировоззрении несовершеннолетних и должны быть направлены все виды и формы организации работы с воспитанниками. Вариант модульной организации системы воспитания является наиболее целесообразным, так как может охватить и структурировать все вероятные направления воспитания в исправительном учреждении: урочную и внеурочную деятельность, основные коллективные дела и мероприятия, профилактику и безопасность, социальное партнерство и профориентацию, музейную работу и работу спортивных клубов и пр. Состав и значимость всех воспитательных модулей определяет организация самостоятельно, исходя из своих педагогических и профилактических потребностей. Следует

также подчеркнуть, что содержательно воспитательная и внеурочная деятельность по-прежнему опирается не только на традиции организации, ее миссию и свою воспитательную систему (при наличии), но и проблемные зоны, выявленные в ходе процесса исправления и социализации несовершеннолетних осужденных. Календарный план воспитательной работы может включать в себя раздел «Внеурочная деятельность»; ряд мероприятий могут пересекаться по направлениям воспитания и формам организации. Наконец, подведение итогов и оценка эффективность воспитательной и внеурочной деятельности так или иначе будет строиться вокруг динамики личностных изменений несовершеннолетних осужденных.

Общие основания соотнесенности внеурочной и воспитательной деятельности (в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ОО) в условиях воспитательной колонии представлены в таблице.

Таблица

Общие основания соотнесенности внеурочной и воспитательной деятельности

Основания соотнесенности внеурочной и воспитательной деятельности Внеурочная деятельность Воспитательная деятельность

Ценностно-целевые основания воспитания и социализации несовершеннолетних осужденных Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; ООП ОО (по уровням образования)

Содержательное ядро Базовые национальные ценности. Традиции и уклад организации, воспитательная система

Организация деятельности План внеурочной деятельности Календарный план воспитательной работы

Программно-методические основания Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности Рабочая программа воспитания (как обязательный компонент ООП ОО)

Мониторинговые основания Динамика личностных изменений несовершеннолетних осужденных

Таким образом, мы подробно рассмотрели вопросы сходства и различия внеурочной и воспитательной деятельности (в рамках обновленных ФГОС ОО) с целью оптимизации работы с несовершеннолетними осужденными. Кроме того, необходимость соотнесенности модели внеурочной деятельности с рабочей программой воспитания закреплена в нормативных документах. Поэтому данный вопрос заслуживает внимания педагогического коллектива образовательной организации при воспитательной колонии.

Библиографический список

1. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций и примерный календарный план воспитательной работы (одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 23 июня 2022 г. № 3/22).

2. Фадеева С. А. Потенциал воспитательной системы как механизма коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных // Ведомости УИС. 2020. № 7. С. 64-71.

References

1. Primemaya rabochaya programma vospitaniya dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsii i primernyi kalendarnyi plan vospitatel'noi raboty (odobreny Federal'nym uchebno-metodicheskim ob"edineniem po obshchemu obrazovaniyu, protokol zasedaniya ot 23 iyunya 2022 g. no. 3/22) [An approximate work program of education for general education organizations and an approximate calendar plan of educational work (approved by the Federal Educational and Methodological Association for General Education, minutes of the meeting dated June 23, 2022 no. 3/22)] [in Russian].

2. Fadeeva S. A. Potentsial vospitatel'noi sistemy kak mekhanizma korrektsii obraza zhizni nesovershennoletnikh osuzhdennykh [The potential of the educational system as a mechanism for correcting the life of juvenile convicts]. Vedomosti UIS [Vedomosti UIS], 2020, no. 7, рр. 64-71 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.