Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИКИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева С.А.

В статье рассматриваются вопросы актуальности проблематики повышения квалификации специалистов органов УИС в области воспитания несовершеннолетних осужденных в условиях уголовно-исполнительной системы; делается акцент на профессиональных дефицитах и проявлениях субъектной позиции сотрудника при работе с несовершеннолетними осужденными в условиях следственного изолятора или воспитательной колонии. Предметом статьи является анализ основных документов образовательной политики в сфере воспитания несовершеннолетних, результаты контрольного среза организации воспитательной работы в колониях, а также количественный анализ реа лизуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации сотрудников УИС. Цель исследования - обосновать значимость актуализации и обновления содержания обучения сотрудников УИС, показав недостаточность образовательных программ по вопросам воспитания и социализации несовершеннолетних осужденных. Методологическую основу исследования составили анализ и синтез, формально-логический метод. Ценность и практическое значение исследования заключается в выявлении перечня проблематики, актуальной для включения в дополнительные профессиональные программы при обучении сотрудника пенитенциарной системы; в акцентировании внимания к обеспечению формирования универсальных педагогических действий сотрудника, работающего с несовершеннолетними. Выводом работы является необходимость поиска современных подходов к повышению квалификации педагогических кадров УИС при работе с несовершеннолетними в условиях воспитательных колоний и следственных изоляторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS OF THE BODIES AND INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM: EXPERIENCE AND OPPORTUNITIES

The article analyzes the relevance of the problem of professional development of specialists of the penal system in the field of educating juvenile convicts in the conditions of the penal system; emphasis is placed on professional deficiencies and manifestations of the employee's subjective stand when working with juvenile convicts in a pre-trial detention center or an educational colony. The subject of the article is an analysis of the main documents of educational policy in the field of upbringing of juveniles, the results of a control snapshot of the organization of educational work in colonies, as well as a quantitative analysis of additional professional training programs for employees implemented in the penitentiary system. The purpose of the study is to substantiate the importance of updating the content of training for prison staff, showing the inadequacy of educational programs on the education and socialization of juvenile convicts. The methodological basis of the research was formed by the analysis, synthesis and formal-logical methods. The value and practical significance of the study lies in identifying a list of issues that are relevant for inclusion in additional professional training programs when training an employee of the penitentiary system; in focusing attention on ensuring the formation of universal pedagogical actions of an employee working with juveniles. The work makes a conclusion on the need to search for modern approaches to improving the qualifications of pedagogical personnel of the penal system when working with juveniles in educational colonies and pre-trial detention centers.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-230-7-74-78 УДК 378.046.4

С. А. ФАДЕЕВА

главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

Москва

SVETLANA A. FADEEVA

Chief Researcher of the Department of Psychological Support of Professional Activities of the Penal System Employees of theResearch Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Associate Professor

Moscow

Новые подходы к повышению квалификации специалистов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы: опыт и возможности

New approaches to the professional development of specialists of the bodies and institutions of the penal system: experience and opportunities

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуальности проблематики повышения квалификации специалистов органов УИС в области воспитания несовершеннолетних осужденных в условиях уголовно-исполнительной системы; делается акцент на профессиональных дефицитах и проявлениях субъектной позиции сотрудника при работе с несовершеннолетними осужденными в условиях следственного изолятора или воспитательной колонии. Предметом статьи является анализ основных документов образовательной политики в сфере воспитания несовершеннолетних, результаты контрольного среза организации воспитательной работы в колониях, а также количественный анализ реа-

Abstract. The article analyzes the relevance of the problem of professional development of specialists of the penal system in the field of educating juvenile convicts in the conditions of the penal system; emphasis is placed on professional deficiencies and manifestations of the employee's subjective stand when working with juvenile convicts in a pre-trial detention center or an educational colony. The subject of the article is an analysis of the main documents of educational policy in the field of upbringing of juveniles, the results of a control snapshot of the organization of educational work in colonies, as well as a quantitative analysis of additional professional training programs for employees implemented in the penitentiary system. The purpose

лизуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации сотрудников УИС. Цель исследования - обосновать значимость актуализации и обновления содержания обучения сотрудников УИС, показав недостаточность образовательных программ по вопросам воспитания и социализации несовершеннолетних осужденных. Методологическую основу исследования составили анализ и синтез, формально-логический метод. Ценность и практическое значение исследования заключается в выявлении перечня проблематики, актуальной для включения в дополнительные профессиональные программы при обучении сотрудника пенитенциарной системы; в акцентировании внимания к обеспечению формирования универсальных педагогических действий сотрудника, работающего с несовершеннолетними. Выводом работы является необходимость поиска современных подходов к повышению квалификации педагогических кадров УИС при работе с несовершеннолетними в условиях воспитательных колоний и следственных изоляторов.

Кпючевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитание, сотрудники, повышение квалификации, субъектная позиция, программы подготовки кадров учреждений пенитенциарной системы, универсальные педагогические действия.

of the study is to substantiate the importance of updating the content of training for prison staff, showing the inadequacy of educational programs on the education and socialization of juvenile convicts. The methodological basis of the research was formed by the analysis, synthesis and formal-logical methods. The value and practical significance of the study lies in identifying a list of issues that are relevant for inclusion in additional professional training programs when training an employee of the penitentiary system; in focusing attention on ensuring the formation of universal pedagogical actions of an employee working with juveniles. The work makes a conclusion on the need to search for modern approaches to improving the qualifications of pedagogical personnel of the penal system when working with juveniles in educational colonies and pre-trial detention centers.

Key words: juvenile convicts, education, staff, professional development, subject's stand, training programs for penitentiary institutions, universal pedagogical actions.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) Theory and methodology of vocational education (pedagogical sciences)

Повышение квалификации специалистов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) - это процесс, направленный на совершенствование профессиональных навыков и профессиональное развитие, повышение мастерства и компетенции. В число основных задач курсов повышения квалификации, помимо совершенствования профессиональных компетенций по специализации и направлению деятельности сотрудников, входят формирование системы знаний об основных закономерностях поведения и деятельности личности в условиях отбывания уголовного на-

казания в местах лишения свободы, а также специфические аспекты деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений по исполнению уголовных наказаний. Это формат дополнительного профессионального образования, которое сотрудники УИС должны получать регулярно, так как основной целью их деятельности остается отрыв осужденного от криминализации, обусловленной его связями с антисоциальным окружением и формированием установки на противоправное поведение.

Ресоциализация осужденных, особенно несовершеннолетних, в местах лишения свободы находится сегодня под при-

стальным вниманием государственных структур и руководителей соответствующих ведомств. Современная законодательная база согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности [1]. Коррективы, внесенные в Федеральный закон № 273-ФЗ, предписывают усиление воспитательной составляющей в образовательных организациях различного типа и вида. Приоритетной задачей страны в сфере воспитания детей согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2] является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Воспитание детей сегодня - это стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества. Поэтому и, собственно, воспитательный компонент, и повышение профессиональных компетенций педагогических кадров должно корректироваться исходя из принимаемых нормативных регламентов и изменений социокультурной ситуации [3]. Динамика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не дает право на ослабление внимания к воспитательной составляющей программ, по которым осуществляется подготовка и повышение квалификации кадров для учреждений пенитенциарной системы.

Между тем количественный анализ реализуемых в настоящее время программ повышения квалификации в соответствующих образовательных организациях ФСИН России демонстрирует следующее: образовательные программы, направленные на организацию воспитания несовершеннолетних осужденных, составляют

всего лишь от 4,35 % до 7,45 % от общего количества программ повышения квалификации сотрудников УИС в образовательных организациях ФСИН России (стоит ли говорить, что это количество чрезвычайно мало!). Однако спектр вопросов, которые требуют актуализации и решения, в том числе в рамках обучения и совершенствования компетенций сотрудников учреждений пенитенциарной системы, постоянно расширяется и видоизменяется, обнажая новые и новые проблемные зоны в осуществлении воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных.

На основе анализа опыта организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, проведенного с целью выработки ряда рекомендаций по организации на них исправительного воздействия в условиях пенитенциарных учреждений, было проведено пилотное исследование в воспитательных колониях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России. Изучался опыт организации воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях отбывания наказания. В ходе проведенного исследования были выявлены проблемные зоны организации и осуществления воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, которые нуждаются в проработке на обучающих курсах и программах [4].

Вот краткий перечень проблематики, необходимой для включения в дополнительные профессиональные программы при обучении пенитенциарного сотрудника, осуществляющего свои функции в условиях следственного изолятора или воспитательной колонии при работе с несовершеннолетними:

- составление социально-психологического портрета осужденных различных категорий (в том числе несовершеннолетних), склонных к асоциальным действиям;

их потребностей, склонностей, привычек и притязаний;

- определение индивидуально-личностных качеств, первостепенно нуждающихся в коррекции; анализ сильных и слабых сторон конкретного осужденного с целью формирования эффективной программы исправления;

- проведение системного мониторинга всего процесса исправления и ресоциализа-ции осужденных; разработка критериальной базы и диагностического инструментария;

- проектирование актуальных концепций и моделей воспитания, возможных к применению в учреждениях пенитенциарной системы;

- выявление действенных профилактических и воспитательных технологий для воздействия на осужденных различных категорий (в том числе несовершеннолетних); учет опыта и результатов апробации данных технологий в исправительных учреждениях;

- механизмы закрепления результатов исправления осужденных различных категорий в условиях изоляции и пути профилактики совершения ими новых противоправных деяний и прочее.

Безусловно, данные темы не только должны быть представлены в программах повышения квалификации сотрудников учреждений пенитенциарной системы: педагогический инструментарий требует постоянного переосмысления и обновления на основе современных реалий и актуального опыта организации воспитания. Эти вопросы должны найти отражение и в пенитенциарной педагогической практике в условиях следственных изоляторов и воспитательных колоний.

Кроме проблематики, значимой при повышении квалификации сотрудников УИС, необходимо обеспечить сформиро-ванность у них универсальных педагогиче-

ских действий*, которыми сотрудник должен владеть на высоком уровне, для чего и осуществляется его обучение.

Вот как может выглядеть структура универсальных педагогических действий кадров пенитенциарной системы при целенаправленной работе с осужденными:

- информационно-аналитические действия (изучение и анализ информации об осужденных, формирование банков данных и прочее);

- планово-прогностические действия (прогноз результатов исправления осужденных, разработка воспитательных программ, планов и прочее);

- организационно-исполнительские действия (реализация воспитательных и профилактических программ; обучение сотрудников УИС и прочее);

- контрольно-оценочные действия (исследование и оценка результатов работы с осужденными);

- регулятивно-корректирующие действия (устранение негативных отклонений в исправительном процессе, коррекция воспитательных воздействий и прочее) [5].

Все эти действия сотрудников будут эффективными при комплексном осуществлении в условиях воспитательных колоний, для чего необходима их предварительная проработка и закрепление в системе подготовки и повышения квалификации.

Таким образом, система подготовки кадров для пенитенциарной системы может способствовать результативному решению острейших проблем воспитания и исправления несовершеннолетних посредством формирования субъектной позиции сотрудников, которые учатся самостоя-

* Универсальные педагогические действия представляют собой совокупность различных способов действий сотрудников, обеспечивающих способность эффективного применения педагогических знаний и умений, а также актуализацию сформированных педагогических компетенций в конкретной ситуации.

тельно ставить профессиональные цели, определять способы их достижения, эффективно действовать и оценивать результаты своих действий [6]. Только активный субъект профессиональной деятельности обладает сознательной творческой активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей действительности. В условиях назревшей необходимости пе-

ресмотра содержания подготовки педагогических кадров уголовно-исполнительной системы и поиска современных подходов к их повышению квалификации следует обратить более пристальное внимание на расширение и актуализацию воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных образовательных программах. ф

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (посл. ред.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распор. Правительства Российской Федерации от 29.05.2025 № 996-р // Правительство Российской федерации [сайт]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7f cb97265f/130219_207-p.pdf (дата обращения: 03.06.2021).

3. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Об организации оказания адресной социальной помощи в учреждениях исполнения наказаний // Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 22-24.

4. Фадеева С. А. Потенциал воспитательной системы как механизма коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 7. С. 64-71.

5. Фадеева С. А. Универсальные педагогические действия при подготовке кадров уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : сб. материалов юбилейной XX Всерос. научно-практической конференции (Новокузнецк, 28-29 окт. 2020 г.). Новокузнецк, 2020. С. 394-395.

6. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Дополнительное профессиональное образование в проекции инновационного развития образования взрослых // НИРО [сайт]. URL: http://www.niro. nnov.ru/?id=26638 (дата обращения: 03.06.2021).

1. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 No. 273-FZ (latest version). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. The strategy of development of education in the Russian Federation for the period until 2025 : approved by Ordinance of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 No. 996-r // Government of the Russian Federation [site]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a3d075a a813dc01f981d9e7fcb97265fA30219_207-p.pdf [Accessed 3rd June 2021].

3. Kirillova, T. V., Kuznetsov, M. I. (2019) On the organization of targeted social support in penitentiary institutions // Global Scientific Potential. 4 (97), 22-24.

4. Fadeeva, S. A. (2020) The potential of the educational system as a mechanism for correcting the lifestyle of juvenile prisoners // Bulletin of the penal system. 7, 64-71.

5. Fadeeva, S. A. (2020) Universal pedagogical actions in the training of the penal system staff // Penal system today: the interaction of science and practice : collection of articles of the jubilee XX All-Russian Scientific and Practical Conference (Novokuznetsk, Oct. 28-29, 2020). Novokuznetsk, pp. 394-395.

6. Ignat'eva, G. A., Tulupova, O. V. Additional professional education in the projection of innovative development of adult education // NIRO [site]. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=26638 [Accessed 3rd June 2021].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.