Научная статья на тему 'К вопросу о характеристике личности несовершеннолетних осужденных'

К вопросу о характеристике личности несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / MINORS / CONVICTS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PECULIARITIES OF JUVENILE CONVICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мишин Алексей Андреевич

В проекте стратегического планирования деятельности УИС до 2030 г. приоритет отдается совершенствованию деятельности учреждений и органов УИС, повышению результативности воспитательной и социальной работы с осужденными, т. е. развитию их социально-психологических и личностных компетенций. В статье приведен анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, и показаны статистические данные социально-демографических характеристик несовершеннолетних осужденных в период с 2015 по 2019 гг. Представлена обзорная характеристика основных психологических особенностей подросткового и юношеского возраста (проблемы и основные психологические задачи данного возрастного периода). Раскрываются социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мишин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CHARACTERIZATION OF THE IDENTITY OF JUVENILE CONVICTS

In the draft strategic planning of the activities of the penal correction system until 2030, priority is given to improving the activities of institutions and bodies of the penal correction system to improve the effectiveness of educational and social work with convicts, that is, the development of their socio-psychological and personal competencies. The article provides an analysis of the socio-psychological characteristics of underage convicts serving sentences in an educational colony and shows statistical data on the socio-demographic characteristics of underage convicts from 2015 to 2019. An overview of the main psychological features of adolescence and adolescence (problems and main psychological tasks of this age period) is presented. The social and psychological aspects characteristic of juvenile convicts serving sentences in educational colonies are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о характеристике личности несовершеннолетних осужденных»

УДК 159.99

© Мишин А. А., 2020

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В проекте стратегического планирования деятельности УИС до 2030 г. приоритет отдается совершенствованию деятельности учреждений и органов УИС, повышению результативности воспитательной и социальной работы с осужденными, т. е. развитию их социально-психологических и личностных компетенций.

В статье приведен анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, и показаны статистические данные социально-демографических характеристик несовершеннолетних осужденных в период с 2015 по 2019 гг. Представлена обзорная характеристика основных психологических особенностей подросткового и юношеского возраста (проблемы и основные психологические задачи данного возрастного периода). Раскрываются социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Ключевые слова: несовершеннолетние; осужденные; психологическая характеристика; особенности несовершеннолетних осужденных.

© Mishin A. A., 2020

ON THE CHARACTERIZATION OF THE IDENTITY OF JUVENILE CONVICTS

In the draft strategic planning of the activities of the penal correction system until 2030, priority is given to improving the activities of institutions and bodies of the penal correction system to improve the effectiveness of educational and social work with convicts, that is, the development of their socio-psychological and personal competencies.

The article provides an analysis of the socio-psychological characteristics of underage convicts serving sentences in an educational colony and shows statistical data on the socio-demographic characteristics of underage convicts from 2015 to 2019. An overview of the main psychological features of adolescence and adolescence (problems and main psychological tasks of this age period) is presented. The social and psychological aspects characteristic of juvenile convicts serving sentences in educational colonies are revealed.

Keywords: minors; convicts; psychological characteristics; peculiarities of juvenile convicts.

Несовершеннолетние осужденные — одна из категорий, требующая повышенного внимания со стороны сотрудников исправительных учреждений. С целью недопущения дальнейшей криминализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, необходимо организовывать процесс исправления с учетом социально-психологической характеристики данной категории.

Используя статистические данные, представленные на официальном сайте ФСИН России [3], проанализируем динамику социально-демографических характеристик несовершеннолетних осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, в период с 2015 по 2019 гг.

За последнее время наблюдается тенденция снижения количества несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях (далее — ВК). Так, среднесписочная численность осужденных в

2015 г. составляла 1764 человека, в 2016 г. — 1678, в 2017 г. — 1443, в 2018 г. —

1354, в 2019 г. — 1251.

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1764

1678

■ 2015 г

■ 2016 г

■ 2017 г □ 2018 г

■ 2019 г

Рис. 1 Динамика изменения средней численности осужденных в ВК в период с 2015 г. по 2019 г.

Пол осужденных. В 2015 г. доля осужденных мужского пола, отбывающих наказание в ВК, составила 94,5 %, в 2016 г. — 92,8 %, в 2017 г. — 91,9 %, в 2018 г. — 92 %, в 2019 г. -91,8 %. Таким образом, за прошедшее время незначительно снизилась доля осужденных мужского пола.

Динамика возрастного состава

осужденных представлена на рис. 2. В целом распределение осужденных в ВК выглядит следующим образом: возраст 14-15 лет — 4,8 %, 16-17 лет — 71 %, 18-19 лет — 24,2 %. Таким образом, основная доля осужденных — это лица в возрастной группе 16-17 лет.

80,0% 70,0% 60,0%% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

73,6% 69,8% 72,3% 69,9%

69,6%

5,5% 5,3%

5,0% 3,8% 4,5%

21,0%

25,3% 23,9%

24,8% 25,9%

2015 г

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

14-15 лет

16-17 лет

18-19 лет

Рис. 2 Динамика изменения возрастного состава осужденных в ВК в период с 2015 г. по 2019 г.

Срок заключения. Динамика по срокам заключения представлена на рис. 3. Анализ средних показателей за период с 2015 г. по 2019 г. позволяет говорить о том, что основная доля осуж-

денных отбывает наказание от 3 до 5 лет — 30,2 %, от 2 до 3 лет — 28,3 %, до 2 лет — 23,2 %, от 5 до 8 лет — 15,8 %, от 8 до 9 лет 2,6 %.

35,0% 30,0% 25,0%% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

28,5%

29,8% 29,8%

29,8%

29,9%

16,1% 15,4% 15,2%%

■ 2017 г.

■ 2018 г. □ 2019 г.

1,9%

2,6%

3,0%

до 2 лет свыше 2 до 3 свыше 3 до 5 свыше 5 до 8 свыше 8 до 10 включительно лет лет лет лет

Рис. 3 Динамика по срокам заключения осужденных в ВК в период с 2017 г. по 2019 г.

Таким образом, за последние пять лет наблюдается снижения общего количества несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Подавляющее большинство осужденных являются лицами мужского пола, находятся в возрасте 1617 лет. Срок назначенного наказания в большинстве случаем не превышает пяти лет.

Общая характеристика психологических особенностей несовершеннолетних. осужденных. К несовершеннолетним осужденным относятся лица подросткового и юношеского возраста. Данные возрастные периоды являются периодами перестройки как взаимоотношений личности с окружающей средой, так и изменения ее внутренних (психологических) аспектов.

В подростковом возрасте подростки остро переживают кризис, заключающийся в переходе от периода детства к взрослой жизни. Основным психологическим новообразованием данного возрастного периода является «чувство взрослости» — представление подростка о себе как о взрослом человеке. Подростки требуют от окружающих, чтобы они относились к нему не как к ребенку. В данный возрастной период проявляется отчетливая тенденция к самостоятельности,

эмансипации и автономии от взрослых, прежде всего родителей, учителей.

В подростковом возрасте идет активное формирование самосознания и личностной идентичности. Подростки осознают и критически оценивают свои личные качества. Становление самосознания порождает проблему, характерную преимущественно для подростков [1], — проблему нормальности. Данная проблема проявляется в стремлении подростка «быть таким же, как все» — и внешне, и в поведении. При этом подросток некритично следует сложившимся в группе подростков-сверстников правилам и оценкам. При этом подросток копирует сложившиеся в референтной группе подростков-сверстников правила. При невозможности подражать поведению своего окружения возникает проблема мнимой «ненормальности»: слишком худой или слишком полный, чересчур развязный или чересчур стеснительный, очень высокий или очень низкий. Даже незначительные замечание окружающих о «ненормальности» может вызывать яркую эмоциональную реакцию, а часто и весьма решительные действия, которые могут отразиться не только на психике подростка, но порой угрожают его жизни и ведут к неврозам.

Стремление к самопознанию может приводить к нарушению психологическо-

го равновесия личности, что в свою очередь проявляется в повышенной агрессивности, возбудимости или сопровождается депрессивными психологическими состояниями.

В данный возрастной период начинается активное проявление внимания к противоположному полу. В связи с этим подростки уделяют повышенное внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сфера межличностных взаимоотношений становится одной из главных в данный возрастной период.

Несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях — это категория, которая является одной из наиболее сложных для организации процесса исправления. Данная ситуация обусловлена как общими психологическими особенностями, характерными для подросткового и юношеского возраста, так и специфичными, проявляющимися именно у осужденных данной возрастной группы.

К этим особенностям можно отнести социальную ситуацию развития. Большая часть осужденных подросткового возраста воспитывались в неблагополучных семьях, ведущих асоциальный образ жизни. Значительная доля осужденных имеют

низкий уровень образования, не имеют определенного рода занятий [3].

Исследования Т. Т. Щелиной, А. С. Карюхиной показали, что у 20 % несовершеннолетних осужденных имеется амбивалентное (неоднозначное) отношение к собственным действиям и поступкам. Самооценка у многих занижена. Общий уровень интеллектуального и личностного развития невысокий. Нравственные эталоны не сформированы, конкретные жизненные цели и устремления отсутствуют. Негативное отношение к семье переживают 46 % воспитанников, к детям — 48 %, к себе — 53 %; негативное отношение к работе испытывают 53 % колонистов, а позитивное отношение к алкоголю — 47 % [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый и юношеский возраст — время активного формирования личностных качеств и преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности. В то же время несовершеннолетние осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, имеют определенную специфику социально-психологической характеристики, что необходимо учитывать при организации процесса исправления.

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.

2. Щелина, Т. Т. Социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний / Т. Т. Щелина, А. С. Карюхина // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. Modern Research of Social Problems. — 2015. — № 9 (53). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-osuzhdennyh-sovremennyh-vospitatelnyh-koloniy/viewer (дата обращения: 25.04.2020).

3. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // ФСИН России : официальный сайт. — URL: http://fsin.su/structure/ inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения: 25.04.2020).

Сведения об авторе

Мишин Алексей Андреевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Mishin Aleksey Andreevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of

psychological sciences. E-mail: [email protected]

УДК 159.9.072

© Самойлик Н. А., 2020

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования системы ценностей обучающихся ведомственного вуза ФСИН России. Доказано, что на заключительном этапе профессиональной подготовки у курсантов выражены такие терминальные ценности, как развитие себя и профессиональные достижения. Наиболее значимыми жизненными сферами деятельности респондентов выступают профессиональная жизнь и образование. Выраженность поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций свидетельствует о готовности осуществлять служебную деятельность в соответствии с необходимыми правовыми нормами. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть использованы при проведении психолого-педагогических мероприятий с курсантами, заканчивающими высшие учебные заведения.

Ключевые слова: ценностная сфера; курсанты; терминальные ценности; профессионально-ценностные ориентации; эмпирическое исследование.

Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.

© Samoylik N. A., 2020

STUDYING THE VALUE SPHERE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AT THE FINAL STAGE OF TRAINING

The article presents the results of an empirical study of the value system of cadets of a departmental higher education institution of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is proved that at the final stage of professional training, cadets express such terminal values as self-development and professional achievements. The most significant spheres of activity of respondents are professional life and education. The severity of the behavioral type of professional value orientations indicates the readiness to perform official activities in accordance with the necessary legal norms. The results obtained are of practical significance and can be used in conducting psychological and pedagogical activities with cadets graduating from higher educational institutions.

Keywords: value sphere; cadets; terminal values; professional value orientations; empirical research.

В условиях изменчивости и неустой- том пристального внимания ученых ста-чивости современного социума предме- новится ценностная сфера личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.