ISSN 2078-1024
ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
УДК 343.26-058.56:316.3 ББК 67.99(2)8 Н - 19
Назарова Майя Алексеевна, старший научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС федерального казенного учреждения. Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва, e-mail: mayanazarova@mail. ru
ВЛИЯНИЕ ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
КОЛОНИИ (рецензирована)
В статье предложен анализ тюремной субкультуры, представлены статистические данные. Автор высказывает свою точку зрения понимания социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии. Процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии представлен в двух направлениях: к установленному порядку исполнения и отбывания наказания (режиму) и к тюремной субкультуре и неформальным нормам поведения между несовершеннолетними осужденными.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, субкультура, тюремная субкультура, социальная адаптация, ресоциализация.
Nazarova Maya Alexeevna, a senior researcher of the Department for the Development of Methodologies for Social, Psychological, Educational and Pedagogical work with the convicts of the Center for the Study of the Problems of Execution of Criminal Sanctions and Psychological Support of the Professional Activity of the Penal Corps Staff of the Federal public institution. Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, e-mail: [email protected]
PRISON SUBCULTURE INFLUENCE ON THE PROCESS OF SOCIAL ADAPTATION OF MINOR-CONTRIBUTORS CONVICTED TO CORRECTIONAL FACILITY CONDITIONS
(Reviewed)
The article offers an analysis of a prison subculture, presents statistical data. The author expresses his point of view on the understanding of a social adaptation of minor contributors convicted to the conditions of a correctional facility. The process of social adaptation of minors convicted to conditions of a correctional facility is presented in two directions: to the established order of execution and serving of punishment (regime) and to the prison subculture and informal norms of behavior between juvenile convicts.
Key words: juvenile convicts, subculture, prison subculture, social adaptation, resocialization.
Отбывание наказания несовершеннолетними осужденными - одна из наиболее острых проблем учреждений, исполняющих наказание. Приведенные ниже статистические данные ФСИН России доказывают это:
1. Количество несовершеннолетних осужденных женского пола за последние 2 года возросло, а именно: 2015 год- 93 подростка, 2016 год-119 подростков.
ISSN 2078-1024_ _ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
2. Возросло и количество сирот и лиц до 18 лет, лишенных родительского попечения: 2015 год - 220 подростков, 2016 год -271 подросток.
3. Возросло количество подростков мужского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (2015 год - 187 подростков, 2016 год
- 195, в том числе лиц женского пола 2015 год - 9, 2016 год - 11) [1].
Социальная адаптация несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии
- часть процесса ресоциализации, позволяющая несовершеннолетнему осужденному активно включаться в социальную среду воспитательной колонии, адаптивное поведение при этом определяется принятием и выполнением несовершеннолетним осужденным режимных требований воспитательной колонии, готовностью к участию в ресоциализационных мероприятиях и определением собственного будущего.
Вместе с этим, складывающиеся взаимоотношения между подростками в стенах воспитательной колонии, являются одним из негативных условий, препятствующим успешному протеканию процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденых к условиям исправительного учреждения. Неформальная социальная иерархия подростков в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы создает трудности в развитии полноценной личности.
По мнению А.Н. Олейника, отношения в среде осужденных - совокупность негласных норм и ценностей [2]. По словам Ю.М. Антоняна, В.А. Верещагина и Г.Б. Калманова тюремная субкультура "реализуется в санкциях и поощрениях, в неформальных нормах и правилах поведения, запретах и установках, в видах художественного творчества, она же закрепляет иерархию среды [3]. Приобретая новую социальную в роль в процессе отбывания наказания у осужденных формируется социально-психологический и нравственный "фундамент" существования лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Интересна и точка зрения В.И. Батищева, по мнению которого образ жизни осужденных похож на "стадо" [4]. Из его слов можно понять, что среди осужденных нет граней между частной и общественной жизнью. Отбывая наказание в воспитательной колонии, подростки начинают наблюдать, следить друг за другом.
Оказавшимся в статусе "лишенного свободы "подростку в воспитательной колонии приходится разделять все минуты своего обыденного существования с окружающими его людьми, другими осужденными. Это заставляет подростков уединяться, замыкаться в себе. Желание побыть в одиночестве - желание оправданное. После нахождения в карантинном отделении воспитательной колонии подросткам не предоставляется право выбирать своих соседей.
В результате отсутствия в исправительном учреждении "личной" жизни функции надзора выполняют не только сотрудники, осуществляющие надзор, но и сами подростки. Лишение свободы превращает наблюдение
в естественную стратегию обыденного поведения. Такая особенность социальной среды как воспитательной колонии, так и исправительных учреждений, зачастую применяется в служебной деятельности сотрудниковдля контроля за несовершеннолетними подростками. И безусловно, такой подход позволяет администрации быть осведомленными жизнью подростков. Несовершеннолетние осужденные зачастую попадают в зависимое положение перед администрацией. Несоблюдение режима приводит к наказанию подростков. Ожидание наказания для психики многих подростков в условиях отбывания наказания становится невыносимым. Чтобы избежать наказания подросткам ничего не остается, как "стучать" на своих сверстников. При этом нередко приукрашиваются факты или сваливается вина на других. Для социальной среды исправительного учреждения свойственно почти полное отсутствие нет граней между частной и общественной жизнью, что вызывает
ISSN 2078-1024_ ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
поголовную надзор и слежку, психически подавляя таким образом подростков, отбывающих наказание.
Присущим социальной среде воспитательной колонии условием, является уровень персонификации взаимоотношений.
Несовершеннолетний осужденный, впервые попавший в условия воспитательной колонии, оказывается вне привычного ему социального круга. Подросток утрачивает социальную поддержку близких родственников, друзей. Попав в воспитательную колонию понимает, что ему придется надеяться только на самого себя в решении повседневных проблем. Однако, необходимость в поддержке и помощи заставляет подростка адаптироваться к социальной среде учреждения путем персонификации отношений.
Социальные связи в воспитательной колонии носят локальный, персонифицированный характер, основываются на личном знакомстве или построении цепочек знакомств. На почве персонифицированных отношений в воспитательной колонии и формируются малые группы. Общаясь между собой подростки во многом делятся "опытом" преступной жизни, что негативно сказывается на подростках, совершивших преступления впервые.
С целью определения отношения к соблюдению режимных требований нами было проведено исследование в ФКУ Шаховская ВК УФСИН России по Орловской области. В исследовании участвовали 3 фокус-группы: 10 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, ранее не привлекаемые к уголовной ответственности (группа № 1); 10 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, ранее привлекаемые к уголовной ответственности (группа № 2); 10 экспертов - сотрудников воспитательной колонии (группа № 3).
Анализ глубинного интервью в группах № 1 и № 2 несовершеннолетних осужденных показывает: в процессе исследования было выявлено, что подростки обеих групп понимают под "режимом" прежде всего выполнение требований администрации и соблюдение распорядка дня.
100% респондентов группы № 1 заинтересованы в соблюдении режимных требований и видят необходимость соблюдения режимных требований как возможность к условно досрочному освобождению. Вместе с этим, 100% респондентов группы № 2 считают, что соблюдать режимные требования нет необходимости, объясняя тем, что им и так комфортно; 20% из них считают, что адаптироваться им необходимо будет к исправительной колонии, так как уверены, что освободиться условно-досрочно в стенах воспитательной колонии им не предоставится возможным.
Группа № 3 нами была взята не случайно. Проведение предыдущих исследований позволило отметить такой факт, как наличие психологического барьера между сотрудниками воспитательной колонии и несовершеннолетними осужденными. Это подтверждается нежеланием несовершеннолетних осужденных учиться, отсутствием доверительных отношений, отсутствием установки на исправление. Мы считаем, что от действий и поведения сотрудников воспитательной колонии зависит эффективность ресоциализирующих мероприятий в процессе пребывания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии.
С сотрудниками воспитательной колонии было выполнено глубинное интервью. В ходе исследования было выявлено, что эксперты группы понимают под "режимом" строгое соблюдение требований колонии несовершеннолетними осужденными. 70% считают, что соблюдение режимных требований способствует исправлению подростка, 30% - не способствует. Так на вопрос: "Чем объясняется несоблюдение несовершеннолетними осужденными режимных требований в воспитательной колонии?" - 50% экспертов отметили негативное влияние со стороны подростков, ранее привлекающихся к уголовной ответственности, 20% экспертов причину несоблюдения режима связывают с переходом ряда подростков по достижении 18 лет в исправительные колонии. По их
ISSN 2078-1024____ ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
мнению, чем хуже они ведут себя в воспитательной колонии, тем быстрее заработают авторитет в колонии, где отбывают взрослые преступники.
Интересно для нас отношение экспертов к подросткам, совершивших преступления. Эксперты не ответили на указанный вопрос однозначно, указав, что мнение об отношении к таким подросткам складывается из множества составляющих: характер совершенного преступления, тяжесть преступления, личностные качества подростков, количество судимостей. Нами попутно задан был следующий вопрос: "Почему количество судимостей влияет на Ваше отношение к подросткам, совершившим преступление?" По мнению экспертов, подростки, не раз привлекавшиеся к уголовной ответственности, как правило это подростки с запущенной формой девиантного поведения, с ними сложнее найти общий язык во время отбывания наказания, они игнорируют требования воспитательной колонии. В дискуссии интересно мнение экспертов, что указанные подростки негативно влияют на положительно характеризующихся подростков. Так эксперт № 1 пояснил: "...Несовершеннолетние осужденные, неоднократно совершаемые преступления, в первую очередь обращают внимание
на несовершеннолетних осужденных, характеризующих себя положительно. Совершение преступления преподносят как подвиг. Положительно характеризующих подростков настраивают на неприязнь к сотрудникам колонии".
Из результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Отношение к несовершеннолетним осужденным со стороны сотрудников колонии может быть как положительным, так и отрицательным.
2. Основными критериями, влияющими на отношение к несовершеннолетним осужденным, являются характер совершенного преступления, тяжесть преступления, личностные качества подростков, количество судимостей.
Для воспитательной колонии свойственно наличие тюремной субкультуры, включающей полное отсутствие граней между частной и общественной жизнью, уровень персонификации отношений, наличие двух типов норм: формальных и неформальных. Тюремная субкультура, безусловно, не воспитывает личность, а наоборот, она идентифицирует себя с преступной средой.
Анализ социальной среды воспитательной колонии показывает, что условия мест лишения свободы воздействуют на людей. Но это влияние оказывает на человека не прямое воздействие, а преломляется через его жизненный опыт. Социальная среда воспитательной колонии является основой жизнедеятельности несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания и является как условием исправления подростка, так и наоборот.
Несовершеннолетние осужденные могут по - разному относиться к действиям специфических условий мест лишения свободы: покоряться им, противостоять, внешне соглашаться, внутренне сопротивляться и т.д. Важно иметь в виду, что с одной стороны, под воздействием одних и тех же условий конкретного отряда, колонии у разных осужденных могут формироваться общие черты в поведении и деятельности, а с другой - в рамках одних и тех же условий могут складываться индивидуальные формы поведения. Однако все это не уменьшает значение создания здоровой, воспитывающей среды в колонии, строго соблюдаемого режима, организации трудовой деятельности, целенаправленной социально-воспитательной работы, упорядоченности быта, расширения социально полезных контактов с родственниками, шефскими организациями.
Попав в места лишения свободы и вступив в общение с лицами еще "более испорченными", человек как бы завершает формирование личности: у него складываются свои устойчивые антиобщественные взгляды, навыки, привычки, образ поведения. Такой человек не чувствует нравственного пресса наказания, на что в целом рассчитано действие этой меры. Необходимо
ISSN 2078-1024 _ ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
отметить умение этой категории лиц влиять на других. ини привыкли жить в конфликте с обществом, с нравственными правилами.
Своеобразные условия мест лишения свободы позволяют несовершеннолетним осужденным, особенно, тем, кто ранее привлекался к уголовной ответственности, проповедовать свою мораль. Они способны настроить часть осужденных против сотрудников, делая все для того, чтобы эти лица после освобождения продолжали вести преступный образ жизни, постепенно настраивая себя в начале против отдельных людей, принесших им неприятности, затем восставая против правил поведения в обществе. Таким образом, противопоставляя свою мораль и взгляды, осужденный при рецидиве преступлений превращается в антисоциальный психологический тип человеческой личности, трудно поддающийся ресоциализации.
В воспитательной колонии администрация пытается создать условия для исправления несовершеннолетних осужденных, обеспечивает порядок, осуществляет надзор за осужденными несовершеннолетними, ведет с ними воспитательную работу. Вместе с тем, определяя интенсивность уголовно-исполнительного воздействия на конкретного несовершеннолетнего осужденного в зависимости от его поведения, необходимо учитывать наличие ряда факторов, которые могут оказывать на него негативное влияние (отрицательное влияние со стороны злостных нарушителей, наличие длительного срока лишения свободы, потеря социально полезных связей с близкими родственниками).
Пребывание в воспитательной колонии вынуждает несовершеннолетних осужденных смириться со своей участью и приспособиться к тем условиям, в которых он находится. Социальная адаптация к режимным требованиям воспитательной колонии, как правило, носит характер принуждения.
На начальном этапе адаптации к условиям содержания под стражей у подростков складываются установки по отношению к дальнейшему пребыванию в воспитательной колонии. По нашему мнению, благоприятный исход в работе с несовершеннолетними осужденными возможен только при наличии у них осознанного желания не совершать в будущем преступлений и достойно вернуться в общество после освобождения.
Литература:
1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних: сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://фсин.рф/stmcture/inspector/iao/statistika/Xar-ka0/o20v0/o20VK/ (дата обращения 19.06.2017).
2. Олейник А.Н. Жизнь по понятиям: институциональный анализ повседневной жизни "российского простого человека" // ПолИс. 2001. № 2. С. 40.
3. Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Калманов Г.Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. 1996. № 10. С. 72.
4. Батищев В.И. Постоянная преступная группа. Воронеж: ВГУ, 1994. 120 с.
Literature:
1. Characteristics of persons held in juvenile correctional facilities. Site of FPS of Russia [Electronic resource].
http: //фсин.рф/stmcture/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (reference date is June 19,
2017).
2. Oleinik A.N. Life by concepts: an institutional analysis of an everyday life of a "common Russian man" // Polls. 2001. № 2. P. 40.
3. Antonyan Yu.M., Vereshchagin V.A., Kalmanov G.B. Prison subculture and neutralization of its negative manifestations // State and Law. 1996. №10. P. 72.
4. Batishchev V.I. Permanent criminal group. Voronezh: VSU, 1994. 120 p.