Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях: история и современность'

Особенности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1146
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / PENAL SYSTEM / JUVENILE OFFENDERS / EDUCATIONAL COLONY / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куркина И.Н.

В статье затронуты педагогические аспекты организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Представлен исторический экскурс в развитие основных методов и форм воспитательной работы в местах лишения свободы для подростков, совершивших преступные деяния. Проанализированы наиболее эффективные направления воспитательной работы в современных воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with convicts serving sentences in educational colonies: history and modernity

In the article the author considers the pedagogical aspects of educational work with juvenile convicts. In the article a historical insight into the development of basic methods and forms of educational work in prisons for adolescents who have committed criminal acts are presented. The most effective directions of educational work in modern educational colonies are analysed.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях: история и современность»

И. Н. КУРКИНА доцент кафедры психологии и педагогики

I. N. KURKINA

профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

Особенности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях: история и современность

Features of educational work with convicts serving sentences in educational colonies: history and modernity

Аннотация. В статье затронуты педагогические аспекты организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Представлен исторический экскурс в развитие основных методов и форм воспитательной работы в местах лишения свободы для подростков, совершивших преступные деяния. Проанализированы наиболее эффективные направления воспитательной работы в современных воспитательных колониях.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония, воспитательная работа.

Annotation. In the article the author considers the pedagogical aspects of educational work with juvenile convicts. In the article a historical insight into the development of basic methods and forms of educational work in prisons for adolescents who have committed criminal acts are presented. The most effective directions of educational work in modern educational colonies are analysed.

Key words: the penal system, juvenile offenders, educational colony, educational work.

На разных этапах развития пенитенциарной системы нашей страны вопрос о работе с несовершеннолетними правонарушителями стоял достаточно остро. Политика в отношении

данной категории преступников менялась с течением времени: от полного отсутствия учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних, и, соответственно, отсутствия воспитательной

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

57

работы, исправительного воздействия на подростков до создания комплексной педагогической системы исправления. В настоящее время в работе с несовершеннолетними осужденными используется воспитательный потенциал всех средств исправления, индивидуальные, групповые и массовые формы работы, методы поощрения, наказания, убеждения, реализуется правовое, нравственное, физическое, трудовое и другие виды воспитания.

В своей работе мы не ставили целью анализировать нормативно-правовую базу, нам хотелось бы остановиться на педагогических особенностях организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

Прежде чем обратиться к особенностям организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях на современном этапе, совершим экскурс в историю.

Говоря об истории возникновения и развития российского уголовного наказания в отношении несовершеннолетних, необходимо упомянуть Артикул воинский 1715 года: «Наказание воровства ... весьма оставляется, ежели кто из крайней голодной нужды (которую он доказать имеет) съестное или питейное, или иное что невеликой цены украдет. или вор будет младенец, которых, дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть». В Артикуле не определяется ни вид наказания, ни возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Очередным шагом стал указ Екатерины II 1765 года, который конкретизировал возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних: от 10 до 17 лет за особо опасные преступления (до 10 лет ответственность не предусматривалась) [1].

Следующим этапом в становлении института уголовной ответственности несовершеннолетних становится принятие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845), где определяется само понятие «несовершеннолетний»: лицо в возрасте от 10 до 17 лет, совершившее умышленное преступление, то есть действовавшее «с разумением» [2]. Уложение закрепляло более мягкое наказание в отношении несовершеннолетних, в основном их заключали в монастырь или смирительный дом.

В этот период специальных мест для изоляции совершивших преступление подростков не было, поэтому они содержались вместе со взрослыми преступниками и перенимали от них криминальную науку. Некоторый прогресс в этом вопросе наметился в связи с принятием реформ Александра II. Ряд законодательных документов касался несовершеннолетних: указ от 17 апреля 1863 года «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» отменял телесные наказания; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864), определял подсудность несовершеннолетних за преступления, не являющиеся тяжкими, мировым судьям [3]. Особого внимания заслуживает закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» (1866), который впервые предусматривал создание системы учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными, представленной приютами и колониями, а также введение раздельного содержания несовершеннолетних мужского и женского пола [4].

В октябре 1881 года в Москве на Первом съезде представителей воспита-

58

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

тельно-исправительных приютов был обобщен опыт организации исполнения наказаний в отношении подростков-правонарушителей. На съезде обсуждались не только вопросы правового статуса несовершеннолетних, но и особенности их религиозно-нравственного воспитания, к работе привлекались специалисты в области психологии, педагогики и медицины.

Важной вехой в становлении воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными стало создание в XIX веке первых исправительных учреждений для малолетних преступников - Московского городского приюта и Санкт-Петербург -ской земледельческой колонии.

В Московском исправительном приюте его создатель и директор Н. В. Рукавишников, общественный деятель и благотворитель, вел целенаправленную воспитательную работу с подростками, готовя детей к жизни после освобождения, организовал обязательное школьное и профессиональное обучение [5]. Большое внимание в этот период уделялось духовно-нравственному воздействию на осужденных. В школьную программу обязательно входили Закон Божий, оте-чествоведение, церковное пение, чтение, письмо и счет.

В рамках профессиональной подготовки воспитанники изучали ремесла, которые впоследствии могли пригодиться им в жизни. Наиболее популярными были профессии столяра, портного и сапожника.

Еще одним известным педагогом того времени был А. Я. Герд, возглавлявший Санкт-Петербургскую земледельческую колонию. Он внес весомый вклад в создание системы воспитательного воздействия на несовершеннолетних преступников. Принципы работы с осужденными подростками, сформулированные А. Я. Гер-дом, не утратили своей актуальности и

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

сегодня: опора на положительные качества несовершеннолетних, запрет применения физических наказаний, вера в возможность исправления оступившихся подростков, воспитание трудом (колония находилась на самообслуживании), обучение как основной фактор в положительном изменении личностных установок несовершеннолетних - все это является современным отражением процесса гуманизации в системе исполнения наказаний.

К этому периоду в России уже сложилась система, включавшая в себя 11 исправительных заведений для несовершеннолетних преступников*. Уже тогда в процессе исправления несовершеннолетних осужденных активно применяли такие средства, как труд, обучение, привлечение представителей церкви и общественных организаций. Например, в Казанском воспитательно-исправительном приюте особое внимание уделялось трудовому воспитанию, подростки трудились в мастерских, овладевали профессией, которая могла им пригодиться после освобождения. В Саратовском воспитательно-исправительном приюте несовершеннолетние занимались земледельческими работами. Во всех исправительных заведениях функционировали библиотеки, правда, в основном здесь находилась религиозная литература.

* Московский городской Рукавишниковский приют; Санкт-Петербургская земледельческая ремесленная колония; Саратовский учебно-исправительный приют; Ремесленно-исправительный приют в с. Болшево Московской губернии для девиц; Казанский воспитательно-исправительный ремесленный приют; Рубежовская земледельческо-ремесленная колония; Студзенская земледельческо-ремеслен-ная колония в Царстве Польском; Нижегородская исправительно-земледельческая колония; Ярославский исправительный приют; Симбирская воспитательно-исправительная земледельческая колония; Харьковский исправительный приют для малолетних преступников и бесприютных детей.

59

Дальнейшее развитие система исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних правонарушителей получила в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Помимо колоний и приютов для несовершеннолетних начали создаваться особые помещения при тюрьмах.

В начале XX века (1909) было принято Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних. В основу деятельности мест лишения свободы для несовершеннолетних осужденных было положено нравственное исправление и подготовка подростков к правопослушному образу жизни после освобождения. На практике данная цель реализовывалась через следующие направления:

- религиозное, нравственное, умственное и физическое развитие;

- получение первоначального общего образования;

- профессиональное обучение.

Таким образом, к 1917 году в России

сформировалась система исправительных заведений для несовершеннолетних осужденных. Обучение и трудовая деятельность занимали ключевое место в процессе перевоспитания подростков.

Обучение строилось по аналогии с церковно-приходскими школами. Например, основными предметами в школах являлись Закон Божий, чтение, письмо и арифметика в пределах программы одноклассного начального училища Министерства народного образования [6].

С приходом к власти большевиков упраздняются места лишения свободы для несовершеннолетних (декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних»), все несовершеннолетние преступники, отбывавшие наказание в тюрьмах или

арестных домах, освобождаются. До наступления 17-летнего возраста уголовная ответственность как вид наказания не предусматривалась.

В 1918 году выходит временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового», которая утверждает закрытые воспитательные учреждения для несовершеннолетних - реформатории и земледельческие колонии. В Москве был организован первый реформаторий, где отбывали наказание в основном лица, достигшие 18-летнего возраста. Основной целью создания данных заведений была изоляция молодых людей в возрасте от 17 лет до 21 года от взрослых преступников, обучение, интеллектуальное развитие, воспитание и подготовка их к честной трудовой жизни после освобождения. Однако в силу тяжелых экономических условий, а также отсутствия педагогических кадров реформатории просуществовали недолго, начав к концу 1919 года закрываться.

Весомый вклад в развитие теории и практики исправления оступившихся подростков внес известный советский педагог А. С. Макаренко. Деятельность колонии для малолетних правонарушителей имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, созданных в 1920-е годы, может служить примером для современных воспитательных колоний.

Основную цель воспитания великий педагог видел в комплексном формировании личности человека, включающем в себя как внешние проявления, так и внутреннюю убежденность, политическое воспитание и знания [7].

Работая с малолетними преступниками, А. С. Макаренко руководствовался следующими основными принципами:

60

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

- воспитание через коллектив, который, по его мнению, помогает подростку адаптироваться к социуму, прививает правила общежития, позволяя каждому несовершеннолетнему почувствовать себя частью целого и реализовать свою социальную роль;

- труд с определенной целью;

- самоуправление, позволявшее развивать у колонистов чувство ответственности за свои действия и за весь коллектив в целом, принимать решения на общем собрании воспитанников, исполнение которых было обязательным для всех;

- дисциплина, которая, по мнению А. С. Макаренко, для воспитанного человека являлась нравственной категорией.

Педагогические идеи А. С. Макаренко прошли проверку временем. Представляется, что руководствоваться этими принципами можно и в деятельности современных мест лишения свободы для несовершеннолетних правонарушителей. В коммуне А. С. Макаренко несовершеннолетние работали не менее четырех часов в сутки. Практически колония функционировала на самообеспечении. Труд занимал ключевое место в воспитательной работе с подростками, он оказывал влияние на самооценку, социальный статус несовершеннолетних, давал шансы на будущее.

Следующим шагом в развитии исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников стало принятие Положения о трудовых домах для несовершеннолетних (1921). Само название документа говорило о ведущей роли труда в исправлении подростков, учебно-производственные мастерские и общеобразовательные школы являлись их неотъемлемой частью. «Цель помещения несовершеннолетних в труддом -

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики, а также дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела» [8].

К 1931 году трудовые дома были реорганизованы в школы фабрично-заводского ученичества, которые в зависимости от категорий правонарушителей подразделялись на закрытые, полуоткрытые и открытые. Интересным, на наш взгляд, представляется опыт организации шефской работы: лучшие молодые специалисты, представители рабочих коллективов, комсомольских организаций осуществляли шефство над оступившимися подростками.

Договоры о последующем трудоустройстве освободившихся несовершеннолетних, заключенные с фабриками и заводами, снижали уровень рецидива преступлений, давали подросткам шанс встать на честный, законопослушный путь в жизни.

Помимо профессиональной подготовки несовершеннолетние обязаны были получать образование, занятия в школе проходили ежедневно.

К 1935 году в стране были установлены следующие типы учреждений для несовершеннолетних преступников: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители (согласно постановлению СНК СССР от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»).

В период Великой Отечественной войны было принято постановление

61

«Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» (1943). Оно позволило дифференцировать содержание разных категорий несовершеннолетних преступников.

В 1956 году были приняты положения о детских трудовых и детских воспитательных колониях. В целом к началу 60-х годов достаточно эффективно функционировала система воспитательно-трудовых колоний для несовершеннолетних осужденных. В них образовывались учебно-производственные мастерские, профессионально-технические училища, средние образовательные школы, создавались необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спор-тивной работы [9]. Они были открытыми для посещения общественностью, шефами, родителями учреждениями.

Политико-воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в основном осуществлялась по следующим направлениям:

1. Проведение политзанятий и мероприятий агитационной направленности.

2. Использование средств массовой информации и наглядной агитации: издание многотиражных и стенных газет, организация радиовещания.

3. Организация трудовых соревнований. Подростки вовлекались в трудовой процесс, осознавая значимость своей деятельности, что позволяло им сформировать другое отношение к жизни и своему месту в ней.

4. Развитие творческой инициативы и участие в работе общественных организаций.

5. Интерпретация накопленного опыта по проведению индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

6. Проведение культурно-массовых мероприятий и развитие художественной самодеятельности, организация библиотек.

7. Физическая и спортивная работа.

8. Организация шефской работы предприятий, колхозов и совхозов [10].

В дальнейшем в работе с несовершеннолетними осужденными приоритет стал отдаваться производственной деятельности и ее результатам, что отодвинуло на второй план личность несовершеннолетнего.

Завершая краткий исторический обзор, мы можем заключить, что в царских тюрьмах воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными носила в первую очередь нравственно-религиозный характер, советский же период прошел под эгидой идеологической перековки подростков и производственной деятельности.

Объединяет периоды становления и развития пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних осужденных то, что исправление подростков и их подготовка к законопослушной самостоятельной жизни после освобождения подразумевала организацию единого учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у них добросовестного отношения к труду и учебе, профессиональному обучению, повышение их образовательного и культурного уровня.

Говоря об основных тенденциях воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными на современном этапе, нужно отметить, что, несмотря на появление новых ориентиров в этом направлении, многие ее формы и методы, существовавшие ранее (такие, как религиозное, нравственное, политическое, трудовое, физическое воспитание),

62

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

пройдя испытание временем и доказав свою эффективность, успешно применяются и сейчас.

Остановимся на некоторых из них.

На примере федерального казенного учреждения «Можайская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области» нам хотелось бы раскрыть роль религиозных и общественных организаций в воспитательном воздействии на осужденных и формировании у них правопослушного поведения. В результате проведенного в сентябре - октябре 2018 года анкетирования 50 несовершеннолетних осужденных, содержащихся в колонии, были выявлены наиболее значимые и эффективные, с точки зрения осужденных, мероприятия, проведенные с участием представителей религиозных организаций. Среди них - конкурс православной живописи осужденных «Явление», прошедший в рамках Всероссийского смотра религиозной деятельности «Не числом, а смирением», тема конкурса - «Молодежь: свобода и ответственность»; ежегодные традиционные экскурсии несовершеннолетних в краеведческий музей г. Можайска и посещение Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова мужского монастыря. Анализ ответов осужденных показал их заинтересованность в таких мероприятиях. Более 57 % опрошенных заявили о том, что пересмотрели свое отношение к совершенному преступлению, у них появилось чувство вины и раскаяния. 66,7 % опрошенных выделили как наиболее интересные следующие мероприятия, проводившиеся в рамках воспитательной работы: ежемесячные беседы с представителями религиозной организации «Православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

в Матвеевском» г. Москвы Московской епархии Русской православной церкви, водосвятные молебны, творческие мероприятия, концерты, мастер-классы по прикладному искусству, особенно были отмечены кружковые занятия по художественной росписи храма. Так, в во-досвятном молебне, посвященном дню памяти великомученицы Анастасии Узо-решительницы, приняли участие более 70 % подростков. Запомнился подросткам рождественский концерт, организованный представителями можайского духовенства, и театральная постановка «Рождество Христово».

При Можайской воспитательной колонии функционирует учебно-воспитательный совет, в состав которого входят представители общественных и религиозных организаций. Они принимают самое активное участие в рассматриваемых на заседаниях совета вопросах и в судьбах несовершеннолетних. Например, их мнение учитывается при составлении документов на условно-досрочное освобождение, изменение условий отбывания наказания, непосредственное участие они принимают в решении вопросов о применении мер поощрения к несовершеннолетним. Представителями общественных и религиозных организаций регулярно проводится работа по разъяснению порядка подачи ходатайств о помиловании.

Деятельность общественных организаций в воспитательной колонии направлена как на улучшение условий жизни несовершеннолетних осужденных, так и на помощь им в нравственном исцелении. Представители общественных организаций обеспечивают полезную занятость лиц, отбывающих наказание, оказывают помощь в организации и проведении культурно-мас-

63

совых и спортивных мероприятий среди осужденных, проводят различные конкурсы, осуществляют патриотическое воспитание осужденных, прилагают усилия для сохранения, восстановления семейных отношений посредством переписки с родственниками осужденных и посещения членов их семей, решают вопросы постпенитенциарного трудоустройства. Все это, безусловно, способствует успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Роль общественных организаций в деятельности воспитательных колоний переоценить трудно. Сегодня эти исправительные учреждения взаимодействуют с различными общественными и религиозными организациями, такими как МОО ОГО ВФСО «Динамо», Институт политики и права, Центр содействия реформе уголовного правосудия, ММОД «Даниловцы», Российская православная церковь, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Москвы и Московской области, попечительский совет и ряд других, принимающих участие в духовно-нравственном воспитании и ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

На вопрос об эффективности деятельности религиозных и общественных организаций 78,2 % осужденных подростков отметили, что благодаря участию религиозных организаций пересмотрели свои взгляды на жизнь и после освобождения не вернутся на преступный путь.

Следующей тенденцией, возродившейся в современных воспитательных колониях, стало обращение воспитательной работы в сторону развития у подростков чувства любви к Родине. Многие мероприятия, проводимые в колониях, имеют патриотическую направ-

ленность. Нами была проанализирована деятельность Можайской, Брянской и Алексинской воспитательных колоний в данном направлении. Так, несовершеннолетними проводятся кинолектории, где обсуждается цикл документальных фильмов о Великой Отечественной войне и демонстрируются киноленты из золотой коллекции 100 лучших фильмов для несовершеннолетних; литературные вечера, посвященные выдающимся людям (политическим деятелям, художникам, писателям). И такая работа имеет крайне важное значение. В Можайской воспитательной колонии, например, среди опрошенных подростков до поступления в колонию более 58 % не могли назвать ни одного национального героя, а это означает, что брать пример и равняться им было просто не на кого. Налицо подмена авторитетов, когда криминальные лидеры, субкультура преступного мира становятся для ребят примером для подражания.

Особое место в воспитательной колонии занимает эстетическое направление в воспитательной работе. У подростков формируют чувство прекрасного, предотвращая их заражение криминальной субкультурой, приобщают их к истинным ценностям, накопленным мировой цивилизацией. Так, в Можайской воспитательной колонии доброй традицией стало проведение вечеров поэзии, где ребята не только читают стихи известных поэтов, но и выносят на суд публики свои творения. Лучшие стихи подростков публикуются в районной газете «Новая жизнь» и направляются на Всероссийский поэтический конкурс стихотворений собственного сочинения. Воспитанники колонии принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества. Наибольший

64

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

отклик у несовершеннолетних воспитанников колонии вызвал конкурс рисунков «Цена свободы».

Итак, завершая статью, еще раз подчеркнем, что сегодня интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания несовершеннолетних осужденных являются задачами государственной важности. В связи с этим перспективными представляются следующие направления в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями:

1. Осуществление постоянного контроля за всеми сферами их жизнедеятельности, помощь разностороннего характера и социальная защита в период отбывания наказания. Выявление проблем осужденных подростков, координирование деятельности всех подразделений и служб воспитательных колоний в решении данных вопросов.

2. Подготовка несовершеннолетних осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.

3. Организация и укрепление положительных социальных связей несовершеннолетних осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями.

4. Привлечение религиозных и общественных организаций к реабилитации несовершеннолетних осужденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постоянная организация и непрерывное осуществление деятельности по подготовке несовершеннолетних осужденных к правопослушной жизни после освобождения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что положительный опыт становления и развития воспитательной ра-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

боты с несовершеннолетними осужденными требует тщательного обобщения и внедрения в деятельность воспитательных колоний с учетом современных реалий. ф

1. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. Т. 4. С. 363.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1866 года : с дополнениями по 1 янв. 1876 г. / сост. проф. С.-Петерб. ун-та Н. С. Таганцев. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб : Тип. М. Стасюлевича, 1876. С. 81.

3. Детков М. Г. Исторические аспекты исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М. : Права человека, 2000. С. 9.

4. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903. С. 251.

5. Организация воспитательной работы с осужденными : учеб. пособие / под ред. А. М. Потапова. 2-е изд., испр. и доп. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. С. 110-111.

6. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. // Свод законов Российской Империи / под ред. И. Д. Мордухай-Болтовского, книга пятая. СПб. : Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. С. 266.

7. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невской. М. : ИТРК, 2003. 736 с.

8. Материалы НКЮ. Выпуск 8. 1920. С. 71.

9. Кудимов А. Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М. : Права человека, 2000. С. 27.

10. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. 355 с.

65

О. А. МОРОХОВА заведующий кафедрой профессиональной

O. A. MOROKHOVA

языковой подготовки ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации

Foreign experience of developing programs for convicts as realization of the principle of rehabilitation

Аннотация. В статье анализируются модели социально-педагогических программ для совершеннолетних осужденных, используемых в исправительных учреждениях в странах Европы и США. Исследование позволило автору выделить модели реабилитационных программ, проанализировать условия и возможности их применения. Исследование вносит вклад в изучение принципа реабилитации осужденных.

Ключевые слова: программы для осужденных, реабилитация, принцип риска, обучение жизненным навыкам, коррекционное вмешательство, наставничество, консультирование.

Annotation. In the article the models of socio-pedagogical programs for adult convicts used in correctional institutions in Europe and the United States are analysed. In the research the author managed to identify models of rehabilitation programs, to analyze the conditions and possibilities of their application. The research contributes to the principle of convicts' rehabilitation study.

Key words: programs for convicts, rehabilitation, risk principle, life skills training, correctional intervention, mentoring, counseling.

В настоящее время вопросы реабилитации, ресоциализации, социальной адаптации осужденных чрезвычайно актуальны для отечественной уголовно-исполнительной системы. Научное обоснование и всестороннее изучение принципов ре-

абилитации, поиск новых моделей и технологий исправления осужденных можно назвать одними из ключевых задач научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Одним из способов исследования вопросов реабилитации и

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.