В. Н. КАЗАНЦЕВ V. N. KAZANTSEV
доцент кафедры социальной психологии и социальной работы Академия ФСИН России, кандидат философских наук, доцент
О. Г. АНАНЬЕВ O. G. ANANIEV
старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России
Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях
Reforming of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы комплексного развития и совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях в аспекте их ре-социализации.
Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, воспитательная, социальная и психологическая работа с осужденными, ресоциализация.
Annotation. In the article the authors consider questions of complex development and improvement of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities in aspect of their resocialization.
Key words: convicts, correctional facilities, educational, social and psychological work with convicts, resocialization.
В предлагаемой читателям статье авторы хотели бы изложить с позиций социологии, социальной психологии и социальной работы свое видение реформирования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях в свете зарубежного опыта, основных положений Концеп-
ции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также разрабатываемой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года.
С социологической точки зрения уже давно напрашивается объединение на уровне каждого исправительного уч-
34
[email protected] www.or.fsin.su
реждения отдела воспитательной работы с осужденными, психологической лаборатории и группы социальной защиты осужденных в один отдел воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Тем более, что на уровне ФСИН России управление этими видами деятельности с осужденными осуществляется именно управлением воспитательной, социальной и психологической работы. Логично было бы аналогичную структуру сделать как на уровне территориальных органов ФСИН России, так и на уровне отдельных исправительных учреждений. Что может дать такое объединение?
Во-первых, более четкую координацию деятельности этих трех служб на всех уровнях и более интенсивный обмен информацией по работе с осужденными. Во-вторых, согласно принципу синергии (увеличение энергии, эффективности деятельности за счет объединения разрозненных частей в единое целое), можно повысить эффективность работы с осужденными по всем этим трем направлениям, которые по своей природе очень близки друг к другу, поскольку осуществляют коррекцию сознания и социального поведения осужденных в исправительном учреждении.
Недаром, например, в исправительных учреждениях Швейцарии, в котором одному из авторов удалось побывать в рамках служебной командировки, социальные педагоги, социальные работники входят в один «социальный штаб» и осуществляют воспитательную, социально-психологическую и социальную работу в тесном взаимодействии друг с другом [1].
Заметим, что в штатном расписании швейцарских тюрем нет психологов. Отчасти их функцию выполняют социальные работники, подготовка которых
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018
предполагает освоение и психологических знаний и умений. А собственно психологи, психотерапевты и психиатры приглашаются в исправительное учреждение как почасовики или совместители с целью более углубленной диагностики и психотерапевтической работы с отдельными осужденными. Как говорили наши швейцарские коллеги, «мы не настолько богаты, чтобы платить высокие зарплаты психологам», поскольку услуги этих специалистов в Швейцарии стоят действительно очень дорого.
Однако если мы рассмотрим тюрьмы ФРГ, то увидим в штатном расписании исправительных учреждений и психологов, и духовных работников, а также социальных работников, объединенных в «социальный штаб» или социальную службу. При этом социальных работников в них в два с половиной раза больше, чем психологов [2].
Вернемся, однако, к российским исправительным учреждениям. Наличие в их штатных расписаниях психологов является, на наш взгляд, преимуществ ом нашей уголовно-исполнительной системы. Психологи при наличии у них базового психологического образования и практического опыта работы с осужденными действительно могут значительно повысить эффективность исполнения уголовного наказания, процесса ресоциализации осужденных, профилактики их деструктивного поведения в исправительном учреждении, включая суицидальное поведение, деструктивные конфликты.
При этом работать психологи должны в теснейшем взаимодействии с воспитательной службой (прежде всего с начальниками отрядов) и сотрудниками группы социальной защиты осужденных (ГСЗО). С точки зрения авторов, последнюю тоже следует переименовать в группу социальной помощи осужден-
35
ным исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (ГСПО ИУ УИС), так как социальная защита является лишь частью более широкого спектра фактической деятельности пенитенциарных социальных работников, называемой социальной помощью осужденным.
Что касается социальной работы с осужденными, то назрела необходимость проведения следующих мероприятий реформирующего характера:
- посредством проведения организационно-штатных мероприятий в рамках ФСИН России увеличить численность сотрудников групп социальной защиты осужденных из расчета не менее двух сотрудников из числа начальствующего состава на одно исправительное учреждение;
- направить усилия работы кадровых служб УИС на укомплектование должностей сотрудников групп социальной защиты осужденных лицами, имеющими базовое социальное образование, полученное в рамках деятельности образовательных организаций ФСИН России; довести процентное соотношение лиц, имеющих базовое социальное образование, к общему количеству сотрудников ГСПО ИУ УИС до 90 % вместо имеющихся в настоящее время 17 %;
- создать для сотрудников ГСПО ИУ УИС условия деятельности, при которых может происходить реализация предусмотренных нормативными актами направлений, с использованием современных технологий, а также форм и методов социальной работы, при которых их применение возможно только специалистами, имеющими базовое социальное образование, позволяющее обучить лиц, лишенных свободы, нормальной организации своей жизнедеятельности;
- подготовить методику рейтинговой оценки эффективности организации и проведения социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
- организовать обучение специалистов по социальной работе в образовательных организациях ФСИН России с учетом потребностей замещения должностей в ГСЗО ИУ УИС на основании анализа складывающейся необходимости естественной ротации кадров, составленного на пять лет вперед по каждому территориальному органу УИС;
- нормативно закрепить для использования в социальной работе с осужденными, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы, только определенный перечень форм, которые могут быть реализованы в рамках деятельности специалистов по социальной работе в исправительных учреждениях:
а) для лиц, достигших совершеннолетия: социальная адаптация, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи, социальное обеспечение, социальное страхование, оказание медико-социальной помощи, социальная реабилитация и подготовка их к освобождению;
б) для несовершеннолетних лиц: социальная адаптация, оказание помощи в восстановлении в общеобразовательном обучении, получение профессионального образования, обеспечение социальной защиты, социальная реабилитация, оказание медико-социальной помощи и подготовка их к освобождению;
- акцентировать проведение социальной работы в местах лишения свободы на работе с лицами, отнесенными федеральным законодательством к социально уязвимым категориям (инвалиды, лица пенсионного возраста и престарелые, несовершеннолетние и беременные женщины и женщины,
36
[email protected] www.or.fsin.su
имеющие детей, ВИЧ-инфицированные и др.).
Один из авторов данной статьи стоял у истоков создания реабилитационных центров для несовершеннолетних осужденных при воспитательных колониях [3]. В настоящее время такие реабилитационные центры созданы уже во многих ИУ. Поэтому назрела необходимость создания таких отделений социально-психологической реабилитации для осужденных к лишению свободы во всех исправительных учреждениях. Целесообразно подготовить основы для нормативного регулирования деятельности отделений социально-психологической реабилитации для осужденных к лишению свободы, предусмотрев следующие вопросы:
а) создание Положения об отделениях социально-психологической реабилитации ИУ УИС, в котором предусмотреть структуру, должностные категории лиц, участвующих в процессе, порядок организации деятельности, формы, методы, условия деятельности и т. д.;
б) определение категорий лиц, подлежащих периодическому прохождению реабилитации;
в) перевод на временные индивидуальные условия проживания отдельных осужденных на период прохождения социально-психологической реабилитации.
С целью упорядочения деятельности по ресоциализации осужденных закономерным шагом, на наш взгляд, будет являться создание методических рекомендаций по подготовке примерных вариантов составления Комплексной индивидуальной программы ресо-циализации для различных категорий осужденных, отбывающих уголовные наказания.
И последнее. С учетом тенденции к увеличению количества лиц, осуждаемых к альтернативным видам уголовных наказаний без лишения свободы, а также большого количества социальных проблем у этой категории осужденных назрела необходимость создания возможностей получения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ), социальной помощи от специалиста по социальной работе.
При этом целесообразно утвердить следующие направления социальной работы в уголовно-исполнительных инспекциях: социально-диагностическое, социально-правовое, социально-трудовое, социально-педагогическое и социально-психологическое.
Все это позволит со временем на базе существующей системы УИИ создать полноценную службу пробации по аналогии с существующей во многих развитых странах системой осуществления исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. ф
1. М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев. Социальная работа в исправительных учреждениях Швейцарии. Рязань, 2003.
2. Н. А. Андреев, В. М. Морозов, А. М. Морозов. Организация социальной работы с осужденными в ФРГ. Владимир, 2001.
3. Ананьев О. Г. Составление воспитательной программы исправления несовершеннолетних осужденных женского пола в Рязанской воспитательной колонии // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека. М., 2000. Выпуск № 10.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018
37