Научная статья на тему 'Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях'

Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CONVICTS / CORRECTIONAL FACILITIES / EDUCATIONAL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WORK WITH CONVICTS / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казанцев В. Н., Ананьев О. Г.

В статье рассматриваются вопросы комплексного развития и совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях в аспекте их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities

In the article the authors consider questions of complex development and improvement of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities in aspect of their resocialization.

Текст научной работы на тему «Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях»

В. Н. КАЗАНЦЕВ V. N. KAZANTSEV

доцент кафедры социальной психологии и социальной работы Академия ФСИН России, кандидат философских наук, доцент

О. Г. АНАНЬЕВ O. G. ANANIEV

старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России

Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях

Reforming of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы комплексного развития и совершенствования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях в аспекте их ре-социализации.

Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, воспитательная, социальная и психологическая работа с осужденными, ресоциализация.

Annotation. In the article the authors consider questions of complex development and improvement of educational, social and psychological work with convicts in correctional facilities in aspect of their resocialization.

Key words: convicts, correctional facilities, educational, social and psychological work with convicts, resocialization.

В предлагаемой читателям статье авторы хотели бы изложить с позиций социологии, социальной психологии и социальной работы свое видение реформирования воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях в свете зарубежного опыта, основных положений Концеп-

ции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также разрабатываемой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года.

С социологической точки зрения уже давно напрашивается объединение на уровне каждого исправительного уч-

34

[email protected] www.or.fsin.su

реждения отдела воспитательной работы с осужденными, психологической лаборатории и группы социальной защиты осужденных в один отдел воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Тем более, что на уровне ФСИН России управление этими видами деятельности с осужденными осуществляется именно управлением воспитательной, социальной и психологической работы. Логично было бы аналогичную структуру сделать как на уровне территориальных органов ФСИН России, так и на уровне отдельных исправительных учреждений. Что может дать такое объединение?

Во-первых, более четкую координацию деятельности этих трех служб на всех уровнях и более интенсивный обмен информацией по работе с осужденными. Во-вторых, согласно принципу синергии (увеличение энергии, эффективности деятельности за счет объединения разрозненных частей в единое целое), можно повысить эффективность работы с осужденными по всем этим трем направлениям, которые по своей природе очень близки друг к другу, поскольку осуществляют коррекцию сознания и социального поведения осужденных в исправительном учреждении.

Недаром, например, в исправительных учреждениях Швейцарии, в котором одному из авторов удалось побывать в рамках служебной командировки, социальные педагоги, социальные работники входят в один «социальный штаб» и осуществляют воспитательную, социально-психологическую и социальную работу в тесном взаимодействии друг с другом [1].

Заметим, что в штатном расписании швейцарских тюрем нет психологов. Отчасти их функцию выполняют социальные работники, подготовка которых

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018

предполагает освоение и психологических знаний и умений. А собственно психологи, психотерапевты и психиатры приглашаются в исправительное учреждение как почасовики или совместители с целью более углубленной диагностики и психотерапевтической работы с отдельными осужденными. Как говорили наши швейцарские коллеги, «мы не настолько богаты, чтобы платить высокие зарплаты психологам», поскольку услуги этих специалистов в Швейцарии стоят действительно очень дорого.

Однако если мы рассмотрим тюрьмы ФРГ, то увидим в штатном расписании исправительных учреждений и психологов, и духовных работников, а также социальных работников, объединенных в «социальный штаб» или социальную службу. При этом социальных работников в них в два с половиной раза больше, чем психологов [2].

Вернемся, однако, к российским исправительным учреждениям. Наличие в их штатных расписаниях психологов является, на наш взгляд, преимуществ ом нашей уголовно-исполнительной системы. Психологи при наличии у них базового психологического образования и практического опыта работы с осужденными действительно могут значительно повысить эффективность исполнения уголовного наказания, процесса ресоциализации осужденных, профилактики их деструктивного поведения в исправительном учреждении, включая суицидальное поведение, деструктивные конфликты.

При этом работать психологи должны в теснейшем взаимодействии с воспитательной службой (прежде всего с начальниками отрядов) и сотрудниками группы социальной защиты осужденных (ГСЗО). С точки зрения авторов, последнюю тоже следует переименовать в группу социальной помощи осужден-

35

ным исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (ГСПО ИУ УИС), так как социальная защита является лишь частью более широкого спектра фактической деятельности пенитенциарных социальных работников, называемой социальной помощью осужденным.

Что касается социальной работы с осужденными, то назрела необходимость проведения следующих мероприятий реформирующего характера:

- посредством проведения организационно-штатных мероприятий в рамках ФСИН России увеличить численность сотрудников групп социальной защиты осужденных из расчета не менее двух сотрудников из числа начальствующего состава на одно исправительное учреждение;

- направить усилия работы кадровых служб УИС на укомплектование должностей сотрудников групп социальной защиты осужденных лицами, имеющими базовое социальное образование, полученное в рамках деятельности образовательных организаций ФСИН России; довести процентное соотношение лиц, имеющих базовое социальное образование, к общему количеству сотрудников ГСПО ИУ УИС до 90 % вместо имеющихся в настоящее время 17 %;

- создать для сотрудников ГСПО ИУ УИС условия деятельности, при которых может происходить реализация предусмотренных нормативными актами направлений, с использованием современных технологий, а также форм и методов социальной работы, при которых их применение возможно только специалистами, имеющими базовое социальное образование, позволяющее обучить лиц, лишенных свободы, нормальной организации своей жизнедеятельности;

- подготовить методику рейтинговой оценки эффективности организации и проведения социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы;

- организовать обучение специалистов по социальной работе в образовательных организациях ФСИН России с учетом потребностей замещения должностей в ГСЗО ИУ УИС на основании анализа складывающейся необходимости естественной ротации кадров, составленного на пять лет вперед по каждому территориальному органу УИС;

- нормативно закрепить для использования в социальной работе с осужденными, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы, только определенный перечень форм, которые могут быть реализованы в рамках деятельности специалистов по социальной работе в исправительных учреждениях:

а) для лиц, достигших совершеннолетия: социальная адаптация, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи, социальное обеспечение, социальное страхование, оказание медико-социальной помощи, социальная реабилитация и подготовка их к освобождению;

б) для несовершеннолетних лиц: социальная адаптация, оказание помощи в восстановлении в общеобразовательном обучении, получение профессионального образования, обеспечение социальной защиты, социальная реабилитация, оказание медико-социальной помощи и подготовка их к освобождению;

- акцентировать проведение социальной работы в местах лишения свободы на работе с лицами, отнесенными федеральным законодательством к социально уязвимым категориям (инвалиды, лица пенсионного возраста и престарелые, несовершеннолетние и беременные женщины и женщины,

36

[email protected] www.or.fsin.su

имеющие детей, ВИЧ-инфицированные и др.).

Один из авторов данной статьи стоял у истоков создания реабилитационных центров для несовершеннолетних осужденных при воспитательных колониях [3]. В настоящее время такие реабилитационные центры созданы уже во многих ИУ. Поэтому назрела необходимость создания таких отделений социально-психологической реабилитации для осужденных к лишению свободы во всех исправительных учреждениях. Целесообразно подготовить основы для нормативного регулирования деятельности отделений социально-психологической реабилитации для осужденных к лишению свободы, предусмотрев следующие вопросы:

а) создание Положения об отделениях социально-психологической реабилитации ИУ УИС, в котором предусмотреть структуру, должностные категории лиц, участвующих в процессе, порядок организации деятельности, формы, методы, условия деятельности и т. д.;

б) определение категорий лиц, подлежащих периодическому прохождению реабилитации;

в) перевод на временные индивидуальные условия проживания отдельных осужденных на период прохождения социально-психологической реабилитации.

С целью упорядочения деятельности по ресоциализации осужденных закономерным шагом, на наш взгляд, будет являться создание методических рекомендаций по подготовке примерных вариантов составления Комплексной индивидуальной программы ресо-циализации для различных категорий осужденных, отбывающих уголовные наказания.

И последнее. С учетом тенденции к увеличению количества лиц, осуждаемых к альтернативным видам уголовных наказаний без лишения свободы, а также большого количества социальных проблем у этой категории осужденных назрела необходимость создания возможностей получения лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ), социальной помощи от специалиста по социальной работе.

При этом целесообразно утвердить следующие направления социальной работы в уголовно-исполнительных инспекциях: социально-диагностическое, социально-правовое, социально-трудовое, социально-педагогическое и социально-психологическое.

Все это позволит со временем на базе существующей системы УИИ создать полноценную службу пробации по аналогии с существующей во многих развитых странах системой осуществления исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. ф

1. М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев. Социальная работа в исправительных учреждениях Швейцарии. Рязань, 2003.

2. Н. А. Андреев, В. М. Морозов, А. М. Морозов. Организация социальной работы с осужденными в ФРГ. Владимир, 2001.

3. Ананьев О. Г. Составление воспитательной программы исправления несовершеннолетних осужденных женского пола в Рязанской воспитательной колонии // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека. М., 2000. Выпуск № 10.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.