Научная статья на тему 'Ретроспектива и современные тенденции воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии'

Ретроспектива и современные тенденции воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
836
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE CONVICTS' PROTECTION / ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ / INTERNAL REGULATION / PERSONALITY / CRIME / JUVENILE CONVICT / CORRECTIONAL FACILITY / CORRECTIONAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наговицина Т. А.

В статье рассматривается опыт работы с несовершеннолетними, начиная со времен царствования Екатерины II, изучение которого способствует совершенствованию воспитательной работы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE AND MODERN TRENDS OF CULTIVATING TREATMENT OF THE JUVENILE CONVICTS AT A COLONY

The article presents the experience of work with the juvenile convicts since Catherine II reign, the study of which promotes the cultivating process under the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива и современные тенденции воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии»

УДК 343.81

Т.А. НАГОВИЦИНА, старший преподаватель

Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт)

РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

В статье рассматривается опыт работы с несовершеннолетними, начиная со времен царствования Екатерины II, изучение которого способствует совершенствованию воспитательной работы в современных условиях.

Исторический опыт как ничто иное имеет не только огромное познавательное, но и практическое значение. Изучение и правильное использование накопленного за последние столетия опыта работы с несовершеннолетними осужденными, в частности к реальному лишению свободы, поможет выработать конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в современных условиях.

В российской уголовно-исполнительной практике тенденции использования возможностей воспитания несовершеннолетних осужденных отмечаются уже достаточно давно. Наиболее ярко они проявляются во временные промежутки, характеризующиеся радикальными изменениями в правоохранительной политике государства. Впервые во времена Екатерины II светская власть обратила внимание на вопросы нравственного исправления осужденных. Малолетних преступников пытались не только спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать, создавать из них совершенно "новую породу людей", свободных от грехов граждан, готовых служить Отечеству "делами рук своих в различных искусствах и ремеслах" [1].

В царской России деятельность воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей имела

сравнительно небольшую историю. Правительство не только изолировало несовершеннолетних преступников в специально созданные учреждения, но и ставило задачу их исправления и ресоциализации. Правовым основанием к учреждению приютов и колоний для несовершеннолетних преступников стало издание Закона от 5 декабря 1866 г. "Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников" [2]. Исправительные приюты по этому закону представляли собой или "земледельческо-ремеслен-ные колонии", или городские приюты [3]. Следует отметить, что названный закон был издан при отсутствии в России собственной практики принудительного воспитания несовершеннолетних преступников. Законом от 5 декабря 1866 г. впервые были установлены учреждения, предназначенные для исправительно-предупре-дительного воспитания [4, с. 39]. По отношению к ним в возрасте от 10 до 17 лет такое воспитание признавалось законом единственно целесообразной мерой [4, с. 59].

В 1878 г. II Стокгольмский тюремный конгресс в отношении устройства учреждений для несовершеннолетних правонарушителей сформулировал рекомендацию на расширение подобных учреждений. В решениях этого конгресса

было констатировано, что для несовершеннолетних правонарушителей требуется не наказание, а воспитание, имеющее целью дать возможность зарабатывать средства к жизни честным путем и быть полезными, а не вредными членами общества [5]. Воспитание же правонарушителей законом признавалось единственной целесообразной мерой [4, с. 74].

19 апреля 1909 г. Тюремным ведомством было издано "Постановление для исправитель-но-воспитательных учреждений для несовершеннолетних". Этим правовым документом был осуществлен значительный шаг вперед в деле постановки воспитания несовершеннолетних правонарушителей и значительно восполнены пробелы Закона от 5 декабря 1866 г. В названном Постановлении было четко сказано, что воспитательно-исправительные заведения создаются для нравственного исправления помещенных в них несовершеннолетних и подготовки их к честной и трудовой жизни. В этих видах обозначенных заведений, заботясь о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, дают им первоначальное общее образование, а также практические познания, которые предоставили бы им возможность снискать себе средства существования [6].

Познавательный и научный интерес представляет контингент, содержащийся в воспитательно-исправительном заведении для несовершеннолетних, по Положению 1909 г. Помимо признанных виновными в совершении преступного деяния по определениям и приговорам суда в данные заведения могли направляться нищенствующие, бродяжествующие и вообще бесприютные и беспризорные, а также отдаваемые на исправление родителями по соглашению с учреждениями. Уже тогда, практически сто лет тому назад, при хорошем поведении в исправительно-воспитательном учреждении несовершеннолетним правонарушителям разрешалось предоставление отпусков к благонадежным лицам. Предусматривалось и наблюдение за поведением освобожденных из такого учреждения. Вышедшие из заведения несовершеннолетние правонарушители в течение трех лет

после освобождения состояли под покровительством выпустившего их заведения, которое оказывало им возможную помощь и содействие в обустройстве на свободе.

Начало 20-х гг. XX в. характеризуется ломкой старых семейных отношений, вызванной разрушительной революцией 1917 г. и гражданской войной. Тысячи детей лишились нормальных средств и условий существования. В этих условиях обострилась проблема безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Нужно было неотложно решать вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. С этой целью Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1918 г. "О комиссиях для несовершеннолетних" создаются комиссии по делам несовершеннолетних, которые действовали как органы, контролирующие и оказывающие содействие в работе исправительных учреждений для несовершеннолетних [7, с. 21].

В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, которые были утверждены НКЮ от 12 декабря 1919 г., в ст. 13 указывалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию, к ним применяются лишь воспитательные меры. Такие меры применялись в отношении несовершеннолетних переходного возраста от 14 до 18 лет, которые действовали без разумения [7, с. 118].

По УК 1922 г. ст. 18 к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых комиссия по делам несовершеннолетних считала возможным ограничиться мерами медико-педагогического характера, уголовное наказание не применялось [7, с. 201].

В Основных началах УК СССР и союзных республик 1924 г. возраст уголовной ответственности не определялся (ст. 8) [7, с. 258].

В УК РСФСР от 1926 г. ст. 12 к несовершеннолетним до 14 лет меры судебно-исправитель-ного характера не применялись. Не применялись они и к несовершеннолетним от 14 до 16 лет, если комиссия по делам несовершеннолетних считала возможным ограничиться мерами медико-педагогического характера. Уголовная ответственность наступала с 14 лет [7, с. 372].

В 1933 г. был принят УК РСФСР. В статьях 28 и 39 указывалось, что для несовершеннолетних организуются школы фабрично-заводского ученичества особого типа. В школы направлялись несовершеннолетние от 15 до 18 лет по решению суда [7, с. 381].

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" определялось, с какого возраста устанавливалась уголовная ответственность: "Начиная с 12-летнего возраста уличенных в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждении, увечий и убийств или в попытках к убийству привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания" [7, с. 381].

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования ликвидировались [8].

В годы Великой Отечественной войны возникли те же проблемы, что и в 20-30-х гг. Однако меры, принятые обществом, позволили предотвратить рост преступности и массовой беспризорности. К работе с несовершеннолетними осужденными привлекалась общественность. Народным комиссариатом просвещения РСФСР специально для этой цели была организована общественная инспекция по охране детства. Общественными инспекторами становились учителя, медики, комсомольцы, женщины-активистки и др.

В 1956 г. для оказания помощи лицам, освобождаемым из колонии, была законодательно урегулирована работа попечительских советов при воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. Их плюс в огромном воспитательном значении общественного воздействия, исходящего от них в процессе исправления несовершеннолетних осужденных. Принятие ИТК 1990 г. существенно расширило возможности реализации общественного воздействия на осужденных, законодательно оформило основные формы участия общественности в деятельности учреждений УИС. Шефы, члены совета воспи-

тателей оказывали содействие в организации трудового соревнования, художественной самодеятельности, в выпуске стенгазет.

С принятием в 1997 г. УИК РФ "завершился" процесс становления общественного воздействия как средства исправления осужденных.

Изучение практики работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что значительная роль в исправлении несовершеннолетних осужденных и предупреждении совершения ими новых преступлений принадлежит воспитательным колониям. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 311 "Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" введены и действуют новые правила внутреннего распорядка воспитательных колоний.

В процессе отбывания наказания несовершеннолетними осужденными режим и воспитательная работа затрагивают наиболее существенные стороны их жизни, возникает потребность во всестороннем урегулировании правил поведения в воспитательной колонии, а тем самым и в возложении на осужденных таких обязанностей, которые в силу их многообразия не могут быть определены непосредственно в законе. В связи с этим закон предусматривает принятие Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний, в которых подробно прописываются все аспекты внутреннего распорядка, обязанности и права администрации воспитательных колоний, обязанности и права несовершеннолетних осужденных, определяются процедуры их реализации.

Автор разделяет мнение П. Колеватова, что Правилами (в данном случае имеются в виду новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 и согласованных с Генеральной прокуратурой

Российской Федерации - прим. автора) не определяются новые материальные нормы, а формулируются процедурные нормы, основная задача которых - детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы [9]. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы введены в целях наиболее благоприятных возможностей для реализации порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов несовершеннолетних осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Вместе с тем в Правилах внутреннего распорядка содержатся положения о необходимости издания дополнительных нормативных актов (например, в разделах, в которых говорится о регулировании порядка получения почтовых переводов, посылок, передач и бандеролей). В ряде случаев Правила предоставляют право решения тех или иных вопросов начальнику воспитательной колонии.

Следует отметить, что в свое время наиболее точно определили сущность внутреннего распорядка А.И. Зубков и Н.К. Дорофеев. Они подчеркивали следующее: внутренний распорядок представляет собой установленную правовыми нормами и законными указаниями администрации колонии систему специальных правил, которые направлены на конкретизацию предусмотренного законодательством карательного воздействия, порядка и условий применения основных средств исправления, на установление порядка выполнения специфических и общегражданских обязанностей и осуществления прав осужденными, а также мер по предупреждению с их стороны новых преступлений и иных правонарушений, на обеспечение нормальной деятельности учреждения в целом, его частей и служб и отдельных должностных лиц, на создание благоприятных условий для осуществления карательно-воспитательного процесса [10].

Если объем и характер карательного воздействия четко определен законом и зависит от общественной опасности преступления и личнос-

ти, его совершившей, то комплекс воспитательных мероприятий непосредственно не связывается с характером и опасностью совершенного деяния, а целиком определяется личностью осужденного, характером и степенью ее социально-педагогической запущенности. В связи с этим в законодательном регулировании нуждаются прежде всего характер, степень и объем карательного воздействия, осуществляемого в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы; это прерогатива только законодателя.

По мнению автора, заслуживает внимания положительный опыт работы основанной в апреле 1972 г. Казанской воспитательной колонии по вопросам ознакомления несовершеннолетних осужденных с требованиями Правил внутреннего распорядка. С первых дней ее создания и функционирования взято за правило привлекать к этой работе сотрудников всех служб, при этом особое внимание уделяется разъяснению прав и обязанностей несовершеннолетних осужденных. Осужденные ведут записи основных положений изучаемых правил. В случае определенных неясностей или плохого усвоения Правил внутреннего распорядка с несовершеннолетними осужденными проводится индивидуальная разъяснительная работа, способствующая адаптации к новым для них условиям жизни, формированию правильного отношения к назначенному наказанию и к другим осужденным, с которыми придется совместно отбывать наказание в виде лишения свободы. Знакомя новичка с Правилами внутреннего распорядка, сотрудник воспитательной колонии одновременно получает информацию об образе жизни правонарушителя, условиях и причинах, способствовавших совершению им преступления, особенностях его характера, психики. Полученные данные используются в воспитательном воздействии на несовершеннолетнего осужденного. Положительный результат достигается лишь при условии создания обстановки взаимного доверия между несовершеннолетним осужденным и сотрудниками воспитательной колонии.

В Правилах внутреннего распорядка закрепляется принцип дифференциации и индивидуа-

лизации воспитательного воздействия: воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления. Особо следует подчеркнуть, что проблема исправления несовершеннолетних осужденных должна решаться с учетом требований сегодняшнего дня. Личность несовершеннолетнего правонарушителя формируется в течение длительного влияния системы асоциальных условий. Исправление личности несовершеннолетнего осужденного тоже требует длительных воздействий системы социальных факторов, но только в связи с изменением основных видов его отрицательных отношений. В этой связи Правила внутреннего распорядка должны стать одним из средств исправления несовершеннолетних осужденных и осуществления воспитательной работы, проводимой в воспитательной колонии.

Таким образом, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний имеют целью помочь каждому несовершеннолетнему осужденному осознать, что между его поведением в колонии и сроком пребывания в воспитательной колонии имеется прямая связь. Выполнение правил напрямую связано с поведением и степенью исправления несовершеннолетних осужденных.

Конец XX - начало XXI вв. характеризуются последовательным проведением работы по внедрению гуманных норм обращения с несовершеннолетними осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность воспитательных колоний, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Конвенция о правах ребенка, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

В Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы 2006 г. также прослеживается принцип

гуманизации исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Сотрудники обязаны сочетать высокую требовательность с внимательным и доброжелательным отношением к каждому осужденному. Если сравнить Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы 2006 г. с Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний 2002 г., то в Правилах 2006 г. такие главы, как "Предоставление осужденным права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК и выхода за пределы ВК в порядке поощрения", "Проведение отпуска осужденных без выезда за пределы воспитательной колонии" выделены в отдельные, тогда как раньше эти вопросы регламентировались в рамках главы "Правила поведения осужденных за пределами ВК". Если в Правилах 2002 г. разрешалось называть осужденного на "ты", то Правила 2006 г. рекомендуют обращаться с осужденными на "вы". А вот замена в новых Правилах обращений к осужденным "воспитанник", "воспитанница" на "осужденный", "осужденная", на взгляд автора, является не совсем удачной.

По тому, какими выйдут на свободу и вольются в наше общество уже бывшие несовершеннолетние осужденные, можно говорить об эффективности или неэффективности воспитательной работы, проводимой в воспитательной колонии.

Основные усилия сотрудников колонии, ведущих работу по ознакомлению несовершеннолетних осужденных с Правилами внутреннего распорядка, должны быть направлены на индивидуальное воспитательное воздействие. Индивидуальная воспитательная работа в ВК должна занимать центральное место и осуществляться в определенной последовательности.

Вместе с тем следует отметить, что меры индивидуальной профилактики даже при эффективном их применении приводят, как правило, лишь к временным положительным изменениям в определенных действиях несовершеннолетнего осужденного, таких как отказ от преступных намерений, желание учиться и вести себя лучше и т.д. Необходимо выяснить, проявляется ли оно в угрызениях совести, раскаянии, попытках са-

мооправдания. Это достигается в ходе углубленной индивидуальной беседы с несовершеннолетними осужденными. При этом желательно применять рекомендации современных психологических методик возрастных категорий 14-18 лет.

Особое внимание должно быть уделено тем несовершеннолетним осужденным, которые ранее употребляли спиртные напитки и наркотики. Вся воспитательная работа должна строиться таким образом, чтобы решалась главная задача - вернуть обществу нового человека, способного жить по нравственным и правовым нормам. Успех воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными зависит от эффективности взаимодействия воспитательной службы с психологической службой. На психологическую службу как структуру, компетентную в области закономерностей развития и функционирования подростковой психики, возлагается задача создания в колонии морально-психологического климата, способствующего исправлению несовершеннолетних осужденных.

Поэтому не удивительно, что прием несовершеннолетнего осужденного в воспитательную колонию по Правилам внутреннего распорядка 2006 г. помимо оперативного дежурного, сотрудников отделов режима, оперативного, специального учета, медицинской части ведет и психолог. Участие последнего в этом мероприятии не предусматривалось в Правилах внутреннего распорядка 2002 г. С целью тщательного и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего осужденного, находящегося в карантине, психолог проводит первоначальную беседу по вопросам ознакомления с Правилами внутреннего распорядка. Результаты беседы психолог заносит в тетрадь индивидуальной воспитательной работы. На ее основе составляется перспективный план воспитательной работы с данным несовершеннолетним осужденным. В плане предусматриваются мероприятия по вовлечению вновь прибывшего осужденного в общественно полезный труд, в работу самодеятельных организаций, устанавливаются особенности его взаимоотношений с другими осужденными, а также с родственниками. Практика показывает, что воспитательное влияние на несовершеннолет-

них осужденных должно быть незамедлительным, комплексно охватывающим всю совокупность обстоятельств, вызывающих противоправные деяния. В противном случае продолжающееся воздействие источников отрицательного влияния может создать реальную угрозу совершения повторных преступлений [11].

В целях обеспечения эффективности Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы их необходимо применять правильно и компетентно, и тогда они станут одним из надежных рычагов воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Обсуждение вопросов, затронутых в данной статье, на взгляд автора, может способствовать изменению действующего законодательства, регулирующего формы и методы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

Список литературы

1. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб.: Гос. тип., 1901. - С. 24.

2. ПСЗ-1. Т. XXXXVI. Отд. № 36251. - СПб., 1867.

3. Дриль Д.А. Тюрьма и исправительное воспитание. - СПб., 1898. - С. 87.

4. Стремоухов А.М. Краткий очерк тюремного устройства и мероприятий в области тюремного дела в России за 1905-1910 гг. - СПб., 1911.

5. Малинин Ф.М. Постановления шести международных конгрессов. - СПб., 1904. - С. 37.

6. Свод законов Российской империи. - СПб.: Русское Книжное Товарищество "Деятель", 1912 // Консультант Плюс.

7. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг.; под ред. И.Т. Голякова. - М., 1953.

8. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 19171954 гг.; под ред. С.А. Голунского. - М., 1955. - С. 555.

9. Колеватов П. Правила внутреннего распорядка -действенное средство обеспечения режима и изоляции осужденных в ИУ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2006. - № 3.

10. Зубков А.И., Дорофеев Н.К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1972. - С. 21.

11. Думина О. Преодолевая отрицательные влияния в среде несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 3.

В редакцию материал поступил 05.08.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.