Л. А. МЕТЛЯКОВА L. A. METLYAKOVA
заместитель декана по учебной работе факультета правового и социально-педагогического образования, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук
Л. А. СЕДЕЛЬНИКОВА L. A. SEDELNIKOVA
начальник психологической лаборатории
ФКУ Пермская ВК ГУФСИН России по Пермскому краю,
майор внутренней службы
Подготовка несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы: опыт социального партнерства
Training of the minor convicts committed a repeated crime for release from places of detention: experience of social partnership
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии, акцентируется внимание на необходимости внедрения специальной программы подготовки к освобождению при повторных преступлениях.
Ключевые слова: воспитательная колония, несовершеннолетние осужденные мужского пола, преступление, исправление.
Annotation. In article questions of resocialization of minor convicts in the conditions of educational colony are considered, the authors underline the need of introduction of the special program of preparation for release at repeated crimes.
Key words: repeated crime, minor convict, educational colony, preparation for release.
Повторная преступность несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных проблем науки криминологии и деятельности правоохранительных органов на протяжении многих лет. В Российской
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018
Федерации повторная преступность имеет стабильно высокие показатели. Говоря о преступности несовершеннолетних (подростков 14-17 лет), не следует забывать и о младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России
27
ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности). Количество преступлений в России, совершенных несовершеннолетними, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности, растет на 2-3 % ежегодно. В 2015 году число несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, превысило 14 тыс. человек. Значительная часть детей, уже находившихся под следствием, продолжают совершать новые преступления и втягивают в это своих сверстников [1].
Преступность несовершеннолетних с точки зрения повторности представлена в исследованиях Ю. И. Бытко, И. М. Гальперина, М. А. Ефимова, А. Ф. Зелинского, В. И. Игнатенко, Л. М. Про-зументова, А. П. Сафонова, Ю. В. Со-лопанова, В. В. Тирского, В. А. Уткина, В. Д. Филимонова, Т. Г. Черненко, В. А. Шкурко, А. М. Яковлева и др. [2]. С психологической точки зрения подготовку к освобождению несовершеннолетних осужденных рассматривали В. И. Гуськов, А. Г. Ковалев, О. А. Малышева, А. С. Новоселова, В. Ф. Пирожков, В. И. Поздняков, А. И. Ушатиков и др.
Причины и условия, вызывающие рецидивную преступность несовершеннолетних, в научной литературе подразделяются на несколько групп. Первая - это возвращение в негативную среду (в том числе и в криминогенную семью), возобновление прежних связей с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Вторая группа - это несвоевременное реагирование на совершенное преступление, медлительность в решении вопросов возбуждения уголовных дел, беспомощность при избрании мер пресечения, нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления, низкая раскрываемость преступлений. Для третьей груп-
пы характерны негативные последствия изоляции осужденного от общества.
Педагогический аспект процесса ре-социализации заключается в создании воспитывающей среды исправительного учреждения, обеспечивающей осужденному возможность усвоения положительного социального опыта и изменения поведения в период отбывания наказания.
К числу основных направлений деятельности по ресоциализации совершивших повторное преступление несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно отнести следующие: во-первых, развитие правомерных контактов с внешним миром в целях получения воспитанниками информации, необходимой для формирования адекватного представления о реальной действительности; во-вторых, внедрение и реализация специальных программ подготовки осужденных к освобождению; в-третьих, активизация общественного воздействия на осужденных со стороны общественных объединений, религиозных организаций, родственников, способных оказывать на них положительное влияние; в-четвертых, применение индивидуального и группового социально-педагогического и психологического консультирования в целях формирования у осужденных активной жизненной позиции, уважительного отношения к человеку, обществу, труду; в-пятых, нейтрализации дезадаптирующего влияния социальной среды, в которой находятся несовершеннолетние осужденные; в-шестых, преодоление антисоциальных установок, стимулирование правопослушного поведения; в-седьмых, получение навыков позитивного коллективного взаимодействия; в-восьмых, использование предусмотренных уголовно-исполнительным
28
[email protected] www.or.fsin.su
законодательством основных средств исправления в целях последующего включения осужденных в конструктивные общественные отношения [3].
Методическое обеспечение воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными возлагается на Школу подготовки к освобождению, в которой изучается и обобщается положительный опыт колонии и создается необходимая информационно-методическая база по проведению воспитательной и профилактической работы. В ФКУ Пермская ВК ГУФСИН России по Пермскому краю несовершеннолетний осужденный, совершивший повторное преступление, к моменту освобождения должен пройти все этапы исправления, в том числе подготовительный.
Обеспечение предотвращения рецидива преступлений предполагает разработку системы мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы (воспитательной колонии) [4]. В этом аспекте принципиальное значение имеет содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы; привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы.
Подготовка к освобождению в Пермской воспитательной колонии рассчитана прежде всего на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологичес-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018
кой подготовке к освобождению -адекватному восприятию трудностей, возможных в жизни, и выбору путей их преодоления. В рамках Школы подготовки к освобождению обязательно должны быть рассмотрены правила регистрации по месту жительства после освобождения, примеры разрешения спорных жилищных вопросов и иных бытовых проблем. Наряду с проблемами трудового и бытового устройства после освобождения из воспитательной колонии, социального обеспечения, получения образования воспитанников остро волнуют вопросы погашения судимости и призыва на военную службу.
Апробация программы подготовки несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы осуществлялась в 2016-2017 годах. В эксперименте принимали участие 123 несовершеннолетних осужденных, в том числе семь, совершивших повторное преступление (14-18 лет). В опытно-экспериментальную работу были вовлечены психологи, инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, воспитатели отрядов, также особое внимание было уделено привлечению к реализации программы социальных партнеров - студентов и преподавателей кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ), представителей СМИ, властных структур, социально ориентированных некоммерческих организаций, медийных персон.
В рамках реализации выпускных квалификационных работ, выполненных студентами факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ, к воспитанникам были применены различные методики, имеющие целью изучение у исследуемых склон-
29
ности к отклоняющемуся поведению, уровня субъективного контроля, смысла жизненных и ценностных ориентаций. Результаты показали, что большинство (75 %) несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, воспитывались в неполных, малообеспеченных, многодетных, часто асоциальных семьях, поэтому работать нужно не только с воспитанниками, но и с их семьями, так как семейные проблемы и полученное воспитание могут привести ребенка к конфликту с законом. Для них характерна прогрессирующая утрата положительных социальных связей, уменьшение включенности в позитивно направленные социальные группы. Многим воспитанникам свойственна неадекватная самооценка. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости искоренять отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других. В связи с ограничением родственных и дружеских связей происходят существенные сдвиги в эмоциональной сфере.
В рамках экспериментальной работы разработана и внедрена в практику программа подготовки несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы, получившая название «Ключи». Цель программы -подготовка несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к миру современного профессионального труда и правильного жизненного выбора, развитие способности адаптироваться к социально-экономическим реалиям, готовности брать ответственность за свою жизнь на себя.
Программа ориентирована:
- на создание условий для повышения уровня готовности к активному положительному взаимодействию с соци-
умом, быстрое приспособление к окружающим условиям;
- расширение общего и нравственно-правового кругозора осужденных, повышение уровня инициативы, формирование реального отношения к действительности;
- актуализацию внутреннего потенциала, повышение уровня творческого рабочего самочувствия несовершеннолетних;
- побуждение к самостоятельному жизненному выбору, самостоятельным действиям, осознанному проявлению хороших манер и конструктивному общению.
Программа «Ключи» состоит из трех содержательных блоков:
- нравственно-правового: формирование у воспитанников представлений о нравственных ценностях жизни; побуждение к саморазвитию, воспитанию ответственного отношения к своей жизни; развитие положительного отношения к себе и группы к каждому; формирование основ правовых знаний;
- эмоционально-волевого: формирование умения анализировать и изменять свое эмоциональное состояние; отработка навыков адекватного выражения своих чувств, эмоций;
- информационно-дискуссионного: развитие у несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, любознательности; формирование положительного отношения к знаниям; повышение мотивации воспитанников к учебной деятельности.
Реализация программы осуществляется в четыре этапа:
1. Диагностический этап выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, предпочтительную направленность их деятельности.
30
[email protected] www.or.fsin.su
2. Мотивационный этап предполагает пробное включение воспитанников в деятельность по подготовке к освобождению с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с несовершеннолетними осужденными, совершившими повторное преступление.
3. Содержательно-деятельностный этап обеспечивает возможности для самореализации воспитанников в процессе совместной деятельности, индивидуальных консультаций и др. Происходит реализация основных мероприятий программы, в том числе с привлечением социальных партнеров.
4. Рефлексивный этап ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Воспитанник может самостоятельно оценить свою деятельность по подготовке к освобождению, указать на достоинства и недостатки разбираемых занятий.
Тематический план программы «Ключи» включает ряд занятий: «Знакомство», «Что такое право?», «Судимость. Порядок освобождения», «Жилье. Дом, в который ты вернешься», «Твоя будущая работа», «Как правильно пройти собеседование», «Правила трудоустройства. Конфликтные ситуации на работе», «Семья. Кто такой правильный юноша?», «Брачный возраст», «Отношения родителей и детей», «Жить здорово!», «Права пациента. Виды медицинской помощи», «Забота о детях, оставшихся без попечения родителей», «Идеальная армия» и др. По структуре каждое занятие состоит из информационного (освоение соответствующих знаний и умений), практического (применение знаний и умений на практике), рефлексивного (анализ полученного опыта, возможности его применения в реальных жизненных ситуациях) эта-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018
пов. Все занятия были реализованы специалистами психологической службы колонии совместно с 35 студентами факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ.
Для разработки сценарных планов и экспресс-проектов, проведения куль-турно-досуговых мероприятий, предусмотренных программой, были сформированы семь мобильных волонтерских групп, в состав которых входили участники волонтерского педагогического отряда (руководитель отряда - доцент кафедры социальной педагогики ПГГПУ заслуженный учитель Российской Федерации С. Сулейманова), студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»), преподаватели ПГГПУ и сотрудники ФКУ Пермская ВК ГУФСИН России по Пермскому краю (психолог, специалист по социальной работе, заместитель начальника по воспитательной работе). В рамках сотрудничества с ПГГПУ были реализованы проекты «Театральная мастерская», «Делай дело», «Знаю. Могу. Действую»; осуществлена работа кружков «Спортивный» (футбол), «Народные игры», «Квиллинг», «Танцевальные ритмы», «Мир изумительной кусудамы», «Батик», «Игра - дело серьезное», «Волшебная паутина», «Спортивные игры через сетку», «Зеркало для...», «Бумажная пластика», «С мячом вокруг света» и др.; проведены занятия киноклуба, клуба интересных встреч «Живая книга», квест «Пять высот», кроссфит, правовая игра «Я о законе, закон обо мне» и др. В 2016-2017 годах прошли более 40 учебных занятий, предусмотренных экспресс-проектами; более 70 занятий в рамках кружковой деятельности с обязательным представлением результата -творческого продукта; организовано
31
пять творческих дел, две смены летнего лагеря. Все эти мероприятия способствовали эффективной подготовке к освобождению.
В результате реализации программы «Ключи» наблюдается положительная динамика сформированности представлений воспитанников о будущей жизни, навыков целеполагания, выстроены планы профессионального образования, подростками проявлена активность и самостоятельность при принятии решений, адекватных их возможностям. Анализ и обработка полученных данных позволили нам сделать вывод о позитивных изменениях в формировании уровня отклоняющегося поведения, субъективного контроля, смысла жизненных и ценностных ориентаций.
На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили педагогические условия эффективности процесса подготовки несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы:
1) системная работа с несовершеннолетними в процессе подготовки к освобождению, состоящая из диагностического, мотивационного, содержа-тельно-деятельностного, рефлексивного этапов;
2) ориентация на принципы гуманности, самостоятельности несовершеннолетнего в принятии решений относительно своего развития, рефлексивности, креативности; на формирование готовности к жизненной самореализации, активности личности в положительном взаимодействии с социумом, быстром приспособлении к окружающим условиям; на принципы социального партнерства;
3) согласованное взаимодействие специалистов: психолога, инспектора группы социальной защиты и учета тру-
32
дового стажа осужденных, воспитателей отряда при ведущей роли психолого-педагогической службы, в том числе при участии институтов гражданского общества;
4) включение в мероприятия программы всех воспитанников колонии (не только совершивших повторное правонарушение) с целью профилактики повторного попадания в места лишения свободы;
5) опыт социального партнерства с научно-педагогическим сообществом, профессионально исследующим вопросы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Все эти условия реализуются в рамках многолетнего социально-педагогического партнерства ФКУ Пермская ВК ГУФСИН России по Пермскому краю и факультета правового и социально-педагогического образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», что позволяет достигать эффективных результатов в ресоциализации воспитанников закрытого учреждения. ф
1. Баранов Ю. В. Сущность ресоциализа-ции осужденных к лишению свободы и лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Государство и право. 2006. № 4. С. 10.
2. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы : монография. М. : Норма, 2001. 496 с.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии : учеб. пособие. М. : Социальное здоровье России. 1994. 224 с.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
[email protected] www.or.fsin.su